какое иудейское племя предало при битве у рва
Какое иудейское племя предало при битве у рва
Деятельность мусульманских проповедников далеко за пределами Медины показывала соседям Медины, что поражение при Ухуде отнюдь не подорвало силы Пророка и мусульман и ситуация выходит за рамки его конфликта с соплеменниками-курайшитами. Враги мусульман искали повода для создания широкой коалиции противников мусульман. Инициаторами создания этой коалиции стали изгнанные из Медины иудеи племени бану надир, имевшие торговые связи среди бедуинов.
Племя бану надир, поселившееся после изгнания из Медины в Хайбаре, городе, который когда-то так жестоко изгнал и оскорбил Пророка, были полны решимости вернуть утраченные земли и отомстить мусульманам за изгнание. Их надежды были связаны с новым походом, который готовили курайшиты против Пророка. На пятом году хиджры, в 627 году, вожди бану надир посетили Мекку и заявили о своей поддержке курайшитов, изъявив желание участвовать в сражении против Пророка. Абу Суфьян, обрадованный столь многочисленной поддержкой, встретил их словами: «Вы самые любимые из тех, кто помогает нам против Мухаммада(с.а.в.)». Абу Суфьян и еще несколько курайшитских вождей вошли с вождями бану надир в Каабу и там поклялись не расторгать своего союза и сражаться вместе до тех пор, пока не будет достигнута главная цель – убийство Пророка Мухаммада(с.а.в.).
Курайшитов долго уговаривать не пришлось. Правда, на этот раз Абу Суфьян как будто засомневался, не правильнее ли вера Мухаммада, и вождям бану надир пришлось уверять его, что вера мекканцев правильнее.
В глубине души Абу Суфьян и курайшиты смутно осознавали, что несокрушимость Пророка Мухаммада(с.а.в.) и их бессилие остановить его вовсе не является случайным, вполне возможно, что курайшиты уже понимали, что Мухаммад(с.а.в.), действительно послан Богом, и они не смогут тягаться с ним, каким бы численным превосходством они не обладали.
Но так или иначе курайшиты собрали все войска, что у них имелись и собрали вокруг себя всех своих союзников, так что войско получилось еще более многочисленным, чем в битве при Ухуде. К войску курайшитов, состоявшему из 4000 человек, присоединились также войска иудейского племени бану надир и около тысячи воинов рода бану сулайм. Кроме того, род гатафан и еще несколько бедуинских племен направили в войско коалиции еще 1800 конных воинов. О других участниках коалиции сведений не имеется, кроме того, что общая численность войска составила 10 000 человек. Их силы значительно превосходили силы еще не окрепшей, недостаточно обученной в военных действиях и немногочисленной мусульманской общины Медины.
Поход на Бану Курайза
Исход стояния у рва оказался трагическим для бану Курайза, не решавшихся стать на ту или иную сторону: произошло именно то, что долго удерживало их от соглашения с курайшитами, – нарушив договор, они остались один на один с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, брошенные спровоцировавшими их союзниками.
Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он обратился к людям с такими словами: «Пусть тот, кто слушает и повинуется, совершит свой послеполуденный Намаз только у поселения бану Курайза!»
А после этого он, да благословит его Аллах и приветствует, оставил за себя в Медине Ибн Умм Мактума, вручил знамя Али ибн Абу Талибу и отправил его туда с группой воинов раньше других. Увидев его, люди из племени бану Курайза начали оскорблять посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и говорить всякие мерзкие слова. Мусульмане же тем временем спешили выступить из Медины, и часть из них ко времени послеполуденного Намаза была ещё в пути. Некоторые совершили этот Намаз немедленно, другие же отложили его до тех пор, пока не достигли укреплений бану Курайза. Между тем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во главе мухаджиров и ансаров также выступил из Медины и через некоторое время достиг одного из колодцев под названием Ана.
И Всевышний Аллах внушил страх сердцам людей из племени бану Курайза, которые спрятались в своих укреплениях и не решились вступить в открытый бой с мусульманами, осадившими их селения со всех сторон. Когда эта осада стала затягиваться, они изъявили желание посоветоваться со своими союзниками из числа мусульман, потребовав от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он прислал к ним Абу Лубабу (Абу Лубаба принадлежал к роду Амр ибн Ауф племени Аус, которое еще до битвы у рва заключило союз с бану Курайза), и он был послан к ним.
Когда он вошёл в одно из укреплений бану Курайза, его окружили мужчины и плачущие женщины с детьми, которые стали спрашивать его, советует ли он им сдаться на милость победителя. Он ответил: «Да!», и провёл ребром ладони по горлу, желая дать им понять, что все они будут перебиты. Однако он тут же осознал, что, сделав это, он тем самым предал Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и тогда он покинул укрепление, направился к мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, привязался там к одному из столбов и поклялся, что уйдёт оттуда лишь в том случае, если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отвяжет его от этого столба своей рукой.
Когда об этом рассказали Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «Если бы он пришёл ко мне, я обязательно попросил бы Аллаха простить его, однако что сделано, то сделано, и пусть судьбу его теперь решает Сам Аллах!»
Сам же Са‘д, да будет доволен им Аллах, в это время находился в Медине из-за ранения, полученного им в битве у рва, и поэтому его привезли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, на осле. Когда Са‘д приблизился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ауситам: «Подойдите к главе своего племени!» – и ауситы подошли к нему с двух сторон и стали обращаться к нему, говоря: «О Са‘д, окажи благодеяние тем, кто пользовался твоим покровительством!» Что же касается Са‘да, то он хранил молчание, но когда они стали настаивать, он сказал: «Настал такой момент, когда Са‘д должен доказать, что он не боится ничьих упрёков, если дело касается Аллаха!» И когда ауситы услышали эти слова, некоторые из них вернулись в Медину и сообщили людям, и что скоро им придётся оплакивать бану Курайза.
Когда прибывшему к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Са‘ду сказали, что ему предстоит решить судьбу бану Курайза, он объявил, что следует казнить всех мужчин, обратить в рабство женщин и детей и разделить всё имущество бану Курайза, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты решил их судьбу так же, как сделал бы это Аллах, Который над семи небесами!» Кроме того, приговор Са‘да соответствовал и положениям религиозного закона иудеев, но был мягче по сравнению с ними.
После того, как Са‘д ибн Му‘аз принял это решение, мужчин бану Курайза привели в Медину и поместили под охраной во дворе дома одной женщины из племени бану Наджар по имени Бинт Харис. На рынке Медины для них были вырыты рвы, а потом мужчин стали группами приводить туда и казнить. По одним сведениям их было четыреста человек, а по другим – от шестисот до семисот.
Вместе с ними был обезглавлен также и вождь бану Надир Ибн Ахтаб, являвшийся одним из тех двадцати предводителей иудеев, которые подбивали курайшитов и гатафанцев к походу на Медину. Он же впоследствии явился и к бану Курайза, убедив их расторгнуть договор с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в результате чего они предали мусульман в самую трудную минуту, договорившись с Ибн Ахтабом о том, что он будет с ними и разделит их судьбу, и он был с ними во время осады, а также и после этого вплоть до самой казни.
Несколько человек из числа бану Курайза ещё до этого приняли Ислам, и им не сделали ничего дурного, а кое-кого из них мусульмане попросили отдать им, и они приняли Ислам позднее. Вместе с мужчинами была казнена и одна женщина, которая сбросила жернов на ансара Халлада ибн Сувайда, убив его.
Когда было собрано имущество бану Курайза, оказалось, что мусульманам досталось полторы тысячи мечей, триста кольчуг, две тысячи копий, пятьсот щитов, а также много всякой домашней утвари, овец и верблюдов. Всё имущество бану Курайза, включая пальмы и пленных, поступило в раздел после выделения в распоряжение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пятой части добычи,
А после того как вопрос с бану Курайза был решен, Са‘д ибн Му‘аз получил ответ на свою мольбу, с которой он обратился к Аллаху после ранения. Он находился во дворе мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, где для него была поставлена палатка, чтобы посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не приходилось далеко ходить к больному. Но через некоторое время на него наступила овца, рана на его груди открылась, и он истёк кровью. Когда его хоронили, ангелы несли его погребальные носилки вместе с людьми.
Что же касается Абу Лубабы, то он провел привязанным к столбу в мечети шесть дней, в течение которых к нему приходила его жена, отвязывала его перед каждым Намазом, после чего он снова привязывался к столбу. Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, находившемуся в доме Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, была ниспослана весть о том, что покаяние Абу Лубабы принято, и Умм Салама порадовала его этим известием. Люди хотели отвязать его, но он отказался от этого, так как желал, чтобы это сделал сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это, когда проходил мимо него, направляясь на утренний Намаз.
После завершения похода на бану Курайза мусульмане предприняли ещё несколько военных операций, на важнейших из которых мы кратко остановимся ниже.
Часть 66. Битва у рва
Предводители племени ан-Надыр не смогли смириться с тем, что мусульмане изгнали их и завладели их имуществом. Они жаждали мести и желали вернуться на родину. Несколько человек из племени отправились к курайшитам в Мекку, чтобы призвать их к походу против Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), обещая оказать им помощь. Курайшиты согласились.
Затем делегация отправилась к племени Гатафан, вождей которого они призвали к тому же, к чему призывали курайшитов. Вожди приняли их предложение.
Войска курайшитов и их союзников приготовились выступить под общим командованием Абу Суфьяна. Их знаменосцем был Усман ибн Тальха аль-Абдари. Общая численность войска достигала четырех тысяч человек, в распоряжении армии было три сотни лошадей и тысяча верблюдов.
Отрядом из тысячи всадников племени Гатафан командовал Уяйна ибн Хисна. Этот человек отплатил Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) злом и неверием за добро, ведь Пророк выделил ему участок земли для пастбища, и Уяйна принял тот участок, но, разбогатев, выступил против того, кто оказал ему милость.
Также против мусульман вышло племя Мурра под командованием аль-Хариса ибн Ауфа аль-Мурри, который повел с собой четыреста человек, и племя Ашджа‘ под командованием Мас‘уда ибн Рухайля[1]. Приготовились к выступлению также семьсот человек из племени Салим в под командованием Суфьяна ибн Абду Шамса. Племя Асад выступило под командованием Тулейхы ибн Хувайлид аль-Асади. В общей сложности войска союзных племен насчитывали десять тысяч воинов. Всеми командовал Абу Суфьян.
Когда весть об этом дошла до Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он сразу же созвал военный совет, который должен был решить: оставаться в Медине или же выйти навстречу этому огромному войску.
Салман аль-Фариси предложил вырыть ров. Это был мудрый план, тем более, арабы до этого никогда не пользовались этим военным приемом.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал браться за работу, и мусульмане стали копать, начав с восточной стороны каменистой части города, и копали до западной стороны – это была самая незащищенная часть Медины. Остальные стороны города плотно застроены домами и защищены пальмовыми рощами, и враг не способен их преодолеть. Мусульмане испытывали большие трудности во время рытья рва, поскольку у них не было инструментов, которые бы облегчали процесс. Вместе с ними работал сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), он перетаскивал землю, повторяя слова Ибн Равахи[2]:
Если бы не Ты, не встали бы мы на верный путь,
не давали бы милостыню и не совершали намаз!
Ниспошли же нам спокойствие
и укрепи наши стопы, когда встретим мы (врага).
Поистине, враги замыслили против нас зло,
Но если захотят они (ввести нас в) соблазн, мы не поддадимся!
Армия мусульман из трех тысяч воинов расположилась на восточной стороне города и заняла позиции таким образом, что сзади их прикрывала гора Саль‘. Знамя мухаджиров было у Зайда ибн Хариса, а знамя ансаров у Са’да ибн ʼУбада.
Во время одной из перестрелок Са‘д ибн Му‘аз (да будет доволен им Аллах) был ранен стрелой, попавшей ему в локтевую артерию. Перестрелка из луков продолжалась целый день, из-за чего мусульмане не могли совершать некоторые намазы своевременно[4].
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) по ночам ставил людей сторожить ров, чтобы язычники не напали в темноте. Он сам также охранял определенный участок рва, несмотря на сильный холод.
А лицемеры в этот трудный час явили свое истинное лицо. Они сказали:
وَإِذْ يَقُولُ الْمُنَافِقُونَ وَالَّذِينَ فِي قُلُوبِهِم مَّرَضٌ مَّا وَعَدَنَا اللَّهُ وَرَسُولُهُ إِلَّا غُرُورًا
«Обещания Аллаха и Его Посланника были обманом» (Сура «аль-Ахзаб», аят 12).
Лицемеры всячески старались уклоняться от работы, говоря: «Наши дома незащищены и мы боимся, что на них нападет враг»:
وَإِذْ قَالَت طَّائِفَةٌ مِّنْهُمْ يَا أَهْلَ يَثْرِبَ لَا مُقَامَ لَكُمْ فَارْجِعُوا وَيَسْتَأْذِنُ فَرِيقٌ مِّنْهُمُ النَّبِيَّ يَقُولُونَ إِنَّ بُيُوتَنَا عَوْرَةٌ وَمَا هِيَ بِعَوْرَةٍ إِن يُرِيدُونَ إِلَّا فِرَارًا
«Наши дома остались без защиты». Но они не были без защиты — просто те хотели бежать (с поля боя) (Сура «Аль-Ахзаб», аят13).
Положение мусульман было тяжелым, эта блокада сильно ударила по бедным мусульманам Медины. Ситуация усложнилась еще больше, когда иудеи из племени Курайза, которые проживали в окрестностях Медины, воспользовавшись удобным случаем, нарушили договор с мусульманами. Хуай ибн Ахтаб – глава изгнанного племени ан-Надыр – отправился к Ка‘бу ибн Асаду аль-Курази, вождю племени Курайза. Хуай как шайтан, который говорит человеку: «Не верь», приукрашивал последствия нарушения договора и продолжал уговаривать Ка‘ба, пока тот не согласился воевать против мусульман. Когда известие об этом дошло до Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он отправил Масляму ибн Асляма во главе двухсот человек, а также Зайда ибн Хариса во главе трехсот – для охраны Медины, опасаясь за женщин и детей. Для проверки полученных сведений Пророк отправил аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама. Когда же Зубайр приехал к иудеям, то столкнулся с их злостью: они стали оскорблять Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и мусульман. Вернувшись, аз-Зубайр обо всем рассказал Пророку[5].
Итак, мусульмане подверглись серьезному испытанию – на них напали со всех сторон. Лицемеры стали говорить, что им заблагорассудится. В этой ситуации Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) решил заключить перемирие с предводителем племени Гатафан – Уяйной ибн Хисном, предложив им треть урожая фиников Медины. За это они должны были покинуть войско язычников и вернуться домой. Однако ансары выступили против, сказав: «Когда мы все были язычниками и поклонялись идолам, они и мечтать не могли о нашем урожае, так неужели после того, как Аллах почтил нас Исламом и привел нас к вере, мы отдадим им наше имущество?!»
Если Всевышний Аллах хочет защитить народ, то Он дарует ему причины для успеха оттуда, откуда они не могли и предположить. Взгляните же на заботу Аллаха о тех, кто крепко держался за свою истинную религию! Человек по имени Ну‘айм ибн Мас‘уд аль-Ашджа’и, друг курайшитов и иудеев, явился к Посланнику Аллаха и сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, я принял Ислам, но мои соплеменники об этом не знают, приказывай же мне, что пожелаешь!». Тогда Пророк сказал ему: «Ты один, что же ты можешь сделать? Делай то, что можешь, ведь, поистине, война – это обман»[6].
Затем Ну‘айм отправился к племени Курайза, которые нарушили договор с мусульманами[7]. Иудеи оказали ему гостеприимство, и он сказал их предводителям: «Вы знаете о моей любви к вам и о том, что я опасаюсь за вас. Мне стало известно кое-что, и я счел нужным сообщить это вам, предупредить вас. При условии, что вы меня не выдадите!». Они согласились, и он сказал: «Вы знаете об изгнании племен Кайнукаʼ и ан-Надыр, в результате которого они лишились своего имущества и домов. Даже если курайшиты и Гатафан не победят, они просто вернутся к себе домой и оставят вас наедине с Мухаммадом, который отомстит вам. Я думаю, что вам не стоит принимать участие в этой войне, пока они не передадут вам в качестве заложников семьдесят знатных людей из своего племени, которые будут гарантией того, что никто не вернется к себе домой, оставив вас одних против мусульман». Иудеям понравилась его мысль, и они приняли этот совет.
А Ну‘айм сразу же отправился к курайшитам, встретился с предводителями их родов и сказал им: «Вы знаете, как я люблю вас и как хорошо отношусь к вам. Я узнал кое-что важное и счел нужным сообщить это вам, предупредить вас. Но вы не выдавайте меня!». Они сказали: «Не выдадим». Тогда он сказал: «Иудеи жалеют о том, что нарушили договор с Мухаммадом – они боятся, что вы вернетесь домой и оставите их наедине с Мухаммадом. Поэтому они написали ему, что возьмут у вас знатных людей в качестве заложников и передадут их ему, чтобы восстановить мирный договор, который их вынудило нарушить племя ан-Надыр. Мухаммад согласился на это. А вот уже и их гонцы прибыли. Не доверяйте им и передавайте мои слова!»
После этого Ну‘айм отправился к племени Гатафан и также сказал его предводителям что-то подобное. Абу Суфьян отправил гонцов к племени Курайза, чтобы призвать их готовиться к войне на следующий день, но они ответили: «Сегодня суббота, а мы не можем сражаться в этот день. Вы ведь знаете, что постигло наших предшественников, нарушивших субботу[8]. Мы не будем воевать вместе с вами против Мухаммада, пока вы не выдадите нам своих людей в качестве заложников. Мы хотим быть уверенными в том, что вы не вернетесь домой, оставив нас одних в этой войне».
Курайшиты и Гатафан таким образом получили подтверждение слов Ну‘айма ибн Мас’уда. После этого решимость обеих сторон ослабла, и в рядах союзников произошел раскол.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) молил Всевышнего Аллаха, от которого негде укрыться, кроме как у Него Самого. Он говорил:
«О Аллах, ниспосылающий Писание и скорый в расчете, повергни союзников! О Аллах, разбей и потряси их!»[9]
(Аллахумма мунзиля-ль-Китаби, сари‘а-ль-хисаби-хзими-ль-ахзаб! Аллахумма хзим-хум ва зальзиль-хум!).
И Аллах услышал мольбы Своего Посланника и наслал на союзников холодный ветер в темную ночь. Арабы испугались, что иудеи договорятся с мусульманами и нападут на них в темноте. Они решили вернуться домой еще до наступления утра. Услышав шум в стане врага, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал своим сподвижникам: «Должно быть, что-то случилось. Кто принесет мне сведения об этих людях?»[10]
Все промолчали, и он повторил свой вопрос трижды. Среди присутствующих был Хузейфа ибн аль-Яман. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Ты слышишь мой голос и не отвечаешь?». Тот ответил: «О Посланник Аллаха, там ведь очень холодно!». Пророк сказал: «Ступай по просьбе Посланника Аллаха, и принеси нам сведения об этих людях». И Хузейфа (да будет доволен им Аллах) подверг себя опасности, служа своему Пророку. Он разузнал о положении врага и о том, что арабы готовы покинуть войско и вернуться по домам.
[1] Позже он принял Ислам и проявил себя с лучшей стороны.
[2] Передал Бухари под № 3878 в книге о военных походах, глава: битва у рва. Муслим под № 1803 в книге о джихаде, глава: битва у рва.
[5] Как-то раз Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине у каждого пророка свой апостол, поистине мой апостол – аз-Зубейр» (Бухари, № 3887).
[6] Бухари, № 2866; Муслим, № 1739.
[7] «Табакат аль-Кубра» Ибн Са’да (2/73), «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (2/229) и «Тарих» Табари (3/103).
[8] Это отсылка к словам Всевышнего Аллаха: «Вы знали тех из вас, кто нарушил (запрет на ловлю рыбы в) субботу. И Мы сказали им: «Станьте обезьянами презренными!»!» (Сура «аль-Бакара», аят 65).
[9] Бухари, № 2779; Муслим, № 1742.
[10] Передал Муслим под № 1788 в книге о джихаде и книге, [в которой приводятся примеры из] жизни [пророка] (Китаб ас-сияр), глава: битва у рва, там приводится следующий текст: «[Поистине], в День воскресения Аллах [отведёт место рядом] со мной тому человеку, который [добудет для] меня сведения об этих людях» в длинном хадисе.
Предательство племени Бану Курайза
Как уже упоминалось ранее, племя бану Курайза заключило договор с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однако в ходе противостояния с многобожниками глава бану Надир Хуйайй ибн Ахтаб явился к главе бану Курайза Ка‘бу ибн Асаду и склонил его к измене и разрыву вышеупомянутого договора, в результате чего Ка‘б переметнулся на сторону курайшитов.
Воины бану Курайза стояли на южных подступах к Медине, а мусульмане находились к северу от города, и вследствие этого предательства их женщины и дети подверглись большой опасности, так как защитить их было некому. Когда об этом узнал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он послал на защиту семей мусульман Масламу ибн Аслама с двумястами воинов, а также Зайда ибн Харису, выделив ему триста человек, а Са‘ду ибн Му‘азу, Са‘ду ибн Убаде и нескольким другим ансарам поручил заняться разведкой. Они выяснили, что иудеи действительно совершили самое наихудшее в подобных обстоятельствах и стали открыто проявлять свою враждебность, оскорбляя посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и говоря: «Кто такой посланник Аллаха? Ни о чем мы с Мухаммадом не договаривались!» Выяснив это, разведчики вернулись обратно и сказали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Адаль и Карра!», что означало: бану Курайза предали нас подобно тому, как сделали это племена Адаль и Карра с нашими людьми в ар-Раджи‘а.
Узнав об их предательстве, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был очень обеспокоен. Он, да благословит его Аллах и приветствует, завернулся в свой плащ, лёг и долго не вставал, а когда поднялся со своего места, сказал: «Аллах Превелик!», и порадовал мусульман вестью о скорой победе и помощи.
Сначала Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел послать к Уйайне ибн Хисну, вождю племени Гатафан, человека с предложением отдать ему треть урожая фиников Медины, если он уведет прочь от города своих воинов, но с этим не согласились главы племён Аус и Хазрадж Са‘д ибн Му‘аз и Са‘д ибн Убада, сказавшие: «Когда и мы, и они были многобожниками, они не могли и мечтать о том, чтобы получить от нас хотя бы один финик, так неужели же станем мы давать им что-то после того, как Аллах почтил нас, приведя нас к Исламу и общению с тобой?! Клянёмся Аллахом, не увидят они от нас ничего, кроме мечей!», и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, одобрил их слова.
Хандак – битва у рва
Битву Аль-Ахзаб называют Хандаком потому, что Пророк (мир ему и благословение) велел вырыть окопы вокруг Медины, чтобы враг не смог напасть на город, и сам принимал в этом участие. Слово «хандак» в переводе с арабского языка означает «ров», «окоп». Причиной этой битвы было то, что курайшиты выступили с войной против мусульман по призыву мединских евреев из племени бану Назир. На их стороне также выступили племена бану Салим, бану Фазаз, бану Мурах, бану Асад и другие.
Арабы до этого не использовали окопы для ведения войны. Сподвижник Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) посоветовал Пророку (мир ему и благословение) вырыть окопы, сказав, что на его родине поступают так. Пророку (мир ему и благословение) понравилось это предложение, и, последовав совету Салмана аль Фариси (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение) велел вырыть ров.
В день подготовки к битве Хандак Пророк (мир ему и благословение) показал пример всем мусульманам: он принимал активное участие в рытье рва, таскал землю вместе с мусульманами. Таская землю на своих спинах, ансары и мухаджиры пели хвалебные песни о Пророке (мир ему и благословение), и Пророк (мир ему и благословение) отвечал им: «О Аллах, действительно, нет других благ, кроме благ Ахирата, и Ты благослови ансаров и мухаджиров!» В этот трудный день, когда мусульмане не ели три дня подряд, Пророк (мир ему и благословение) работал, привязав к своему животу плоский камень, чтобы это помогало ему выпрямиться.
Во время рытья рва произошли следующие чудеса (муджизаты):
1. Приумножилась еда, которую раздал сподвижникам Пророк (мир ему и благословение): мяса одного козлёнка и нескольких кусков хлеба оказалось достаточно для всего войска. Все мусульмане поели досыта, а еды даже не уменьшилось.
2. Пророк (мир ему и благословение) ударом мотыги раздробил большой камень, который не смогли разбить несколько сподвижников. И каждый раз, когда Пророк (мир ему и благословение) бил кувалдой по большому камню, что-то сверкало как молния, и каждый раз Пророк (мир ему и благословение) говорил «Аллаху Акбар», – этот нур, который исходил трижды, означал, что у мусульман будет Кисра – дворец персов, Византия (Дамаск) и Сана (Йемен).
3. В сторону неверных подул сильный ветер, а мусульмане не пострадали от него. Аллах послал на многобожников Своё воинство в виде ветра, который вселил страх в их сердца, опрокинул и уничтожил их палатки, после чего язычники стали немедленно отступать.
Многобожники потерпели в этом сражении поражение, и им пришлось отступать без боя, поскольку Аллах сокрушил их двумя способами, в чём мусульмане не принимали участия. Во-первых, один человек из язычников, которого звали Нуайм бин Мауд, приняв Ислам, пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и предложил помочь, а безбожники не ведали о том, что он принял Ислам, и, воспользовавшись этим, он добился раскола среди них. Во-вторых, сильный холодный ветер сокрушил многобожников.
После газавата Хандак сподвижники Пророка (мир ему и благословение) сразу же приступили к газавату против бану Курайза. И причиной тому стало вот что.
Пророк (мир ему и благословение) велел совершить намаз только у бану Курайза, чтобы поторопить мусульман и побудить их быстро прибыть в назначенное место. Тем самым подверглось испытанию понимание мусульманами велений Пророка (мир ему и благословение).