какое ироническое прозвище дали гончарову его приятели

10 интересных фактов из биографии русского писателя Ивана Александровича Гончарова

какое ироническое прозвище дали гончарову его приятели

В статье вы найдете 10 интересных фактов из биографии Ивана Александровича Гончарова, великого русского писателя, автора романа «Обломов».

1.Друзья и знакомые Гончарова считали его самого прототипом Ильи Обломова, и даже дали ему прозвище «принц де Лень» за то, что он очень медленно писал. Но ленивым человеком Иван Александрович никогда не был. Он вставал не позже 8 утра, делал зарядку, обливался холодной водой, много гулял, каждый день ходил на службу, а также был аккуратен в одежде и в быту, походка его была быстрой и энергичной.

2.Будущий известный писатель с детства мечтал о путешествиях, зачитывался приключенческими романами, поэтому и подал прошение о должности секретаря к адмиралу Путятину, которое было принято. И Гончаров совершил почти что кругосветное путешествие – в Японию и обратно. Путевые заметки об этой экспедиции стали основой книги «Фрегат Паллада».

3.Гончаров был очень скромным и даже немного робким человеком. Он соблюдал все правила этикета, смущался, общаясь с женщинами, высоко ценил воспитанность и культуру. С другими людьми был тихим и мягким, часто казался нелюдимым. Но в дружеских беседах с приятными писателю людьми, он, как будто, преображался и начинал общаться легко и с удовольствием.

4.Великий писатель искренне восхищался Чацким, главным героем пьесы Грибоедова «Горе от ума». Потрепанный и зачитанный экземпляр этой книги всегда лежал у него на столе. Ему (Чацкому) он даже посвятил свое известное произведение «Мильон терзаний». А вот Печорина и Онегина презирал, считал ( и вполне заслужено) социальными паразитами.

5.Став большим начальником, Гончаров стал выглядеть немного эксцентрично. Его современник, Гавриил Потанин, отмечает, что тот отрастил бакенбарды, «как у прусского короля», и часто складывал руки на груди, подобно французскому императору Наполеону.

6.К старости Иван Александрович лишился правого глаза – тот вытек от перенапряжения (писатель много работал по вечерам и ночами). На месте отсутствовавшего глаза была темно-красная яма, пугавшая некоторых посетителей.

7.Творчество давалось писателю нелегко. Он даже сравнивал создание своих произведений с родами. В письмах к друзьям есть цитаты о писательстве: «Это для меня хуже, чем для женщины роды». Или: «я пишу горестно и трудно». Он часто бросал написанное, когда падал духом. И принимался писать вновь лишь спустя какое-то время.

8.Книги Гончарова стали раритетами еще при его жизни – за ними охотились, их перекупали. Связано это было не только с популярностью произведений автора, но еще и с тем, что он почему-то активно не хотел заниматься переизданием своих детищ. Возможно, это связано и с тем, что известный писатель сам не очень любил покупать книги, он считал неправильным платить за них. Хотя злые языки поговаривали, что все это из-за обычной скупости.

9.Иван Александрович обожал курить дорогие сигары и ненавидел запах дешевого табака.

10.Великий писатель по молодости пользовался довольно большим успехом у женщин. Как упоминала в своих воспоминаниях княгиня Вера Чагодаева, была даже девушка, решившая утопиться от неразделенной любви к Гончарову. Ее спасли, а на груди нашли письма писателя. Но сам он довольно негативно относился и к романтическим отношениям, и к женщинам вообще. Ни женат, ни помолвлен никогда не был. Сильные страсти, считал он, отвлекают человека от дела его жизни. А «женщинам нельзя доверять», писал он своему брату Николаю. Особенно в деньгах. Деньги он советовал брату прятать от жены. Потому что, большинство дам, по его мнению, не отличается благоразумием.

Источник

Одиссея принца де Лень

150 лет назад писатель Иван Гончаров отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада»

150 лет назад писатель Иван Гончаров отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада»

какое ироническое прозвище дали гончарову его приятелиВ первых числах октября 1852 года литературный Петербург жил одной свежей новостью, которая всем казалась весьма забавной и смешной.

– Вы слышали? Принц де Лень собрался в кругосветное плавание!
– Придумайте что-нибудь более правдоподобное.
– Клянусь! Да спросите у кого угодно.
– Принц де Лень? Не может быть! Да его из собственной комнаты не вытащишь, а тут – на палубе корабля. Да все рыбы в море со смеху перемрут!

А между тем речь шла не о ком-нибудь, а о литературном секретаре выдающегося адмирала, героя Наваринского сражения Ефима Васильевича Путятина. Кто же был сей принц де Лень? Что за француз такой? Да никакой не француз, а уже достаточно знаменитый русский писатель, по заслугам получивший свое смешное прозвище, – и впрямь ленив и неповоротлив был наш дорогой Иван Александрович! Ведь и главного героя своего, Обломова, с себя родимого срисовывал. С прозвищем он вполне смирился и даже нередко сам подписывал свои письма так: «Гончаров. Иначе – принц де Лень».

Все произошло как-то само собой. Однажды Гончаров услышал о том, что министр народного просвещения Норов предложил поэту Аполлону Майкову место секретаря при адмирале Путятине, который собирается плыть вокруг света в Японию на военном фрегате «Паллада» в качестве начальника экспедиции. И, узнав, что Майков отказался, Иван Александрович вдруг возьми, да и объяви: «Тогда я поплыву!» И эта его случайная выходка обернулась тем, что больше двух лет его жизни оказались посвящены музе дальних странствий.

Над Россией нависла угроза новой большой войны. Очевидность того, что вскоре придется воевать с Англией, Францией и Турцией, становилась все яснее. Воевать на всех морях, включая и дальневосточные. Предвидя это, царское правительство снарядило экспедицию на мощном военном паруснике к берегам Японии для заключения дипломатических отношений с этой страной, которая могла бы стать нашим союзником против англо-французских колонизаторов на Дальнем Востоке. Такова была главная цель. Но было и множество второстепенных – побывать в Англии, задержавшись там на длительный срок, посетить британские и французские колонии в Африке и Азии, собрать как можно больше полезных сведений о будущем противнике.

«Мысль ехать, как хмель, туманила голову. Нет, не в Париж хочу, не в Лондон, даже не в Италию. хочу в Бразилию, в Индию, хочу туда, где солнце из камня вызывает жизнь. где глаза не устанут смотреть, а сердце биться», – вот что чувствовал Гончаров в то время, когда никто не верил, что принц де Лень и впрямь поплывет вокруг света. «Скорей же, скорей в путь! Поэзия дальних странствий исчезает не по дням, а по часам. Мы, может быть, последние путешественники, в смысле аргонавтов: на нас еще, по возвращении, взглянут с участием и завистью».

Наконец, 7 октября (20-го по григорианскому календарю) фрегат «Паллада» снялся с якоря и пошел на запад по Балтике. Принц де Лень не улизнул, он стоял на палубе и ждал начала морской болезни, об ужасах которой так много наслушался рассказов. Но оказалось, изнеженный барин настолько крепок здоровьем, что морская болезнь даже близко не осмелилась к нему подойти. Он расхаживал между страдающими и с тревогой, ожидая наступления тошноты, курил сигару. «Вы курите в качку сигару и ожидаете после этого, что вас укачает: напрасно!» – сказал мне один из спутников. И в самом деле напрасно: во все время плавания я ни разу не почувствовал ни малейшей дурноты и возбуждал зависть даже в моряках».

Он тешился робкой надеждой на то, что благоразумие возьмет над ним верх, и, доплыв до Англии, он успокоится и возвратится в Россию. Но постепенно он приспособился к жизни на корабле, привык к своим спутникам, прикипел сердцем к своему вестовому – матросу Фаддееву, приставленному к нему в качестве прислуги. В своем роде вестовой Фаддеев при Гончарове – как Санчо Панса при Дон Кихоте или Савелич при Петруше Гриневе, вечный и излюбленный в литературе образ верного слуги, друга, денщика, оруженосца. В книге «Фрегат «Паллада» фамилия Фаддеев встречается гораздо чаще всех остальных. Это не случайно. Гончаров видит свое путешествие и все, что случалось, не только своими глазами – образованного петербургского барина и писателя, но и глазами простого матроса, бывшего крестьянина. Позднее чертами этого прекрасного русского человека он наделит своего Захара в «Обломове».

Трусливая мыслишка о том, чтобы сбежать из Англии назад в Петербург, испарилась на свежем и соленом морском ветру. «Лебяжья поэзия парусов!» Увы, она навсегда уходила в прошлое. Это было одно из последних кругосветных путешествий под парусом. Вскоре, осенью 1853 года, произойдет и последнее крупное морское сражение парусников – Синопская битва. Уже наступил век пара. Но, будучи по натуре романтиком, Гончаров отнюдь не оплакивает отмирающую многовековую эпоху парусов. Его ужасает непомерная сложность всего механизма приведения парусов в действие, требующая огромного количества матросских рук. «И между тем, к какому неполному результату приводят все эти хитрости! Нельзя определить срок прибытию парусного судна, нельзя бороться с противным ветром, нельзя сдвинуться назад, наткнувшись на мель, нельзя остановиться в одно мгновение. В штиль судно дремлет, при противном ветре лавирует, то есть виляет, обманывая ветер, и выигрывает только треть прямого пути». «Некоторые находят, что в пароходе меньше поэзии, что он не так опрятен, некрасив. Это от непривычки: если б пароходы существовали несколько тысяч лет, а парусные суда недавно, глаз людской, конечно, находил бы больше поэзии в этом быстром, видимом стремлении судна, на котором не мечется из угла в угол измученная толпа людей, стараясь угодить ветру. »

Прощаясь с парусами, Гончаров не проливал слез. Он весело приветствовал развитие пароходства. Зная, что Обломова он будет писать с самого себя, можно было бы предположить, что бурный технический прогресс должен раздражать и удручать писателя классической русской школы. Отнюдь нет! Иван Александрович радуется проявлениям прогресса, весело встречая их в распахнувшемся перед его взором мире. В Англии он отмечает все несомненные достоинства развивающейся техники, все преимущества англичан перед русскими. Он, как лесковский Левша, тоже попавший в Англию перед Крымской войной, восхищен, но и встревожен – ведь с такой техникой нам трудно будет их одолеть, «ихние солдаты кирпичами ружья не чистят».

В Англии Гончаров испытал мощное и подавляющее чувство осмысления того, что за новый мир идет на смену прежним временам. Мир, в котором не только техника поставлена на службу человеку, но и человек закабален техникой. Каждый человек превращен в определенную деталь огромного механизма мира, он не имеет права ни на какие иные функции, чем те, которые ему предназначены обществом. «В человеке подавляется его уклонение от прямой цели; от этого, может быть, так много встречается людей, которые с первого взгляда покажутся ограниченными, а они только специальные. И в этой специальности – причина успехов на всех путях. Здесь кузнец не займется слесарным делом, оттого он первый кузнец в мире. И все так». С практической точки зрения, это хорошо. Плохо только то, что вся жизнь нового буржуазного общества Европы стала полностью подчинена практической точке зрения. Человек, утратив универсальность, перестал быть человеком, превратившись в функцию.

Гончаров первым из русских писателей в своей книге «Фрегат «Паллада» покажет нам образ человека нового мирового порядка. Того самого вездесущего, всюду сующего свой наглый нос американца, который нынче диктует всему миру свою волю, под лозунгами мнимой свободы насаждая такую глобальную тиранию и диктатуру, какая не снилась никаким Сталиным всех времен и народов, вместе взятым. «Филантропия возведена в степень общественной обязанности, а от бедности гибнут не только отдельные лица, семейства, но целые страны под английским управлением. Призадумаешься над репутацией умного, делового, религиозного, нравственного и свободного народа!» Поставьте здесь вместо «английским управлением» – «американским», и можно смело сказать: цитата дня!

Это станет лейтмотивом всего путешествия Гончарова на фрегате «Паллада». Всюду, куда бы он ни прибыл, в самых сладостных и райских уголках земли ему встречался холодный и расчетливый взгляд англосакса, высчитывающего, что можно с выгодой купить и перепродать, каких жителей заставить проливать пот в непосильных трудах на благо Британской империи, а каких, глядишь, и вовсе истребить начисто, чтоб не портили общую картину технически правильно развивающегося мироздания. Поплыви Иван Александрович сегодня, он точно так же на каждом углу видел бы этот хищный и бездушный взгляд, только теперь уж не англичанина, а американца, и теперь не только за пределами Отечества нашего, но и повсюду на родной земле. Сегодня мы, русские люди, представляем для них такой же сырой человеческий материал, каким для колонизаторов Африки и Азии, Австралии и Южной Америки были тамошние туземцы.

Почти два с половиной месяца фрегат «Паллада» простоял у берегов Англии, прежде чем двинулся в дальнейшее плавание. Отсюда он должен был через Атлантику идти к берегам Америки, обогнуть мыс Горн, выйти в Тихий океан и через него достичь берегов Японии. Но маршрут пришлось изменить ввиду проявившейся сильной изношенности судна. Собственно говоря, ремонт «Паллады» в Портсмутской гавани и послужил видимой причиной столь долгой задержки в Англии. Наконец, приняв решение об изменении маршрута, Путятин продолжил экспедицию.

В январе 1853 года путешественники побывали на Мадейре и островах Зеленого Мыса, 13 февраля пересекли экватор, в марте приплыли к мысу Доброй Надежды и пробыли месяц в Южной Африке. Далее вдоль сорокового градуса южной широты русский военный парусник дошел почти до берега Австралии, взял курс на север и в мае приплыл в Индонезию. Дальше были Сингапур, Гонконг, острова Бонин-Сима. С 10 августа фрегат «Паллада» встал на рейд японского города Нагасаки. Здесь начались очень долгие переговоры с японцами, которые на протяжении многих дней церемонились, прежде чем пустить путешественников на свою землю и устроить им прием.

Первое изучение Японии продолжалось три месяца. В те годы Страна восходящего солнца еще только-только открывала свой «железный занавес», осторожно, опасливо и недоверчиво принюхивалась к каждому, кто подходил к ее берегам. Но оставаться «вещью в себе» Япония тоже уже не могла. Рост населения рождал бедность, поскольку естественные ресурсы были невелики. Да и во всей жизни японского общества наблюдалась некая духота, как в давным-давно не проветриваемом помещении. Это точно подметил Гончаров: «Сколько у них жизни кроется под этой апатией, сколько веселости, игривости! Куча способностей, дарований – все это видно в мелочах, в пустом разговоре, но видно также, что нет только содержания, что все собственные силы перекипели, перегорели и требуют новых, освежительных начал».

Корабли всех сильнейших стран мира шли к Японии, как женихи к сказочной принцессе, а принцесса капризно и чересчур разборчиво выбирала себе мужа. Первое знакомство с русскими состоялось, после чего фрегат отправился к берегам Китая. Побывав в Китае, корабль снова ходил в Японию, а затем посетил и Ликейские острова.

Не спешите хватать карту мира и искать на ней Ликейские острова. Теперь таковых уже не существует. Теперь они называются Рюкю, и живут на них японцы. А 150 лет тому назад они были заселены ликейцами. Был такой народ, отличный от китайцев, японцев и корейцев, хотя и похожий на них. К концу XIX века японцы закончили покорение Ликейских островов, после чего коренные жители были полностью уничтожены. Точно так же исчезли и айны, населявшие Хоккайдо и Курилы. Японцы – особый тип колонизаторов. На освоенных землях они не терпят представителей других наций. Это надо помнить всем, кто легкомысленно заявляет: «А пусть придут японцы! При них наступит порядок». Порядок-то наступит, но только для самих японцев.

В начале 1854 года фрегат «Паллада» посетил Филиппины. Жителям этих островов повезло куда больше, чем ликейцам, – японская экспансия до них не докатилась. От Манилы фрегат, наконец, направился к русским берегам, и в августе 1854 года Гончаров завершил свою кругосветку, с грустью расстался с парусником, на котором прошли почти два года его жизни. Он попрощался с матросом Фаддеевым и ступил на русский берег. Впереди его ожидало долгое путешествие через всю Россию – от порта Аян на Охотском море до Петербурга.

Источник

какое ироническое прозвище дали гончарову его приятели

какое ироническое прозвище дали гончарову его приятели

какое ироническое прозвище дали гончарову его приятели

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Л. Н. Толстой «Война и мир»В начале романа Л. Н. Толстого «Во-

Л. Н. Толстой «Война и мир»В начале романа Л. Н. Толстого «Во-йна и мир» Князь Андрей мечтал совершить

Л. Н. Толстой «Война и мир»В начале романа Л. Н. Толстого «Во-йна и мир» Князь Андрей мечтал совершитьподвиг и прославиться из личного честолю-

Л. Н. Толстой «Война и мир»В начале романа Л. Н. Толстого «Во-йна и мир» Князь Андрей мечтал совершитьподвиг и прославиться из личного честолю-бия, гордости, тщеславия, но после участия

Л. Н. Толстой «Война и мир»В начале романа Л. Н. Толстого «Во-йна и мир» Князь Андрей мечтал совершитьподвиг и прославиться из личного честолю-бия, гордости, тщеславия, но после участияВ сражениях, после того, как он узнал реаль-

Л. Н. Толстой «Война и мир»В начале романа Л. Н. Толстого «Во-йна и мир» Князь Андрей мечтал совершитьподвиг и прославиться из личного честолю-бия, гордости, тщеславия, но после участияВ сражениях, после того, как он узнал реаль-ность жизни, пообщался с простым крестья-

Л. Н. Толстой «Война и мир»В начале романа Л. Н. Толстого «Во-йна и мир» Князь Андрей мечтал совершитьподвиг и прославиться из личного честолю-бия, гордости, тщеславия, но после участияВ сражениях, после того, как он узнал реаль-ность жизни, пообщался с простым крестья-нином Платоном Каратаевым, Болконский

Л. Н. Толстой «Война и мир»В начале романа Л. Н. Толстого «Во-йна и мир» Князь Андрей мечтал совершитьподвиг и прославиться из личного честолю-бия, гордости, тщеславия, но после участияВ сражениях, после того, как он узнал реаль-ность жизни, пообщался с простым крестья-нином Платоном Каратаевым, Болконскийпонимает, что своё счастье можно обрести

Л. Н. Толстой «Война и мир»В начале романа Л. Н. Толстого «Во-йна и мир» Князь Андрей мечтал совершитьподвиг и прославиться из личного честолю-бия, гордости, тщеславия, но после участияВ сражениях, после того, как он узнал реаль-ность жизни, пообщался с простым крестья-нином Платоном Каратаевым, Болконскийпонимает, что своё счастье можно обреститолько в счастье других.Герой приходит к мысли о том, что

Герой приходит к мысли о том, чтоЖизнь дана ему не для удовольствий, славы

Герой приходит к мысли о том, чтоЖизнь дана ему не для удовольствий, славыи награды. Он осознаёт, что главное пред-

Герой приходит к мысли о том, чтоЖизнь дана ему не для удовольствий, славыи награды. Он осознаёт, что главное пред-назначение человека — Жить для других,

Герой приходит к мысли о том, чтоЖизнь дана ему не для удовольствий, славыи награды. Он осознаёт, что главное пред-назначение человека — Жить для других,ради других, жить, чтобы дарить добро и

Герой приходит к мысли о том, чтоЖизнь дана ему не для удовольствий, славыи награды. Он осознаёт, что главное пред-назначение человека — Жить для других,ради других, жить, чтобы дарить добро ипрощать.

Источник

Биография Ивана Александровича Гончарова

какое ироническое прозвище дали гончарову его приятели

18 июня исполняется 200 лет со дня рождения русского писателя-классика Ивана Гончарова.

Русский писатель Иван Александрович Гончаров родился 18 июня (6 июня по старому стилю) 1812 года в городе Симбирске (с 1924 года – Ульяновск) в купеческой семье.

Начальное обучение в 1820-1822 годах Гончаров получил в частном пансионе.

С 1822 года по 1830 год учился в Московском коммерческом училище, затем в 1831 1834 годах на словесном отделении Московского университета.

После окончания университета с конца 1834 года по апрель 1835 года Гончаров служил секретарем канцелярии губернатора Симбирска.

В мае 1835 года переехал в Петербург и поступил на службу в департамент внешней торговли Министерства финансов переводчиком.

Подрабатывал репетиторством, был учителем русской словесности и латыни у детей художника Николая Майкова, в доме которого часто собирались известные писатели, музыканты, живописцы. В семье Майковых выпускались рукописные альманахи «Подснежник» и «Лунные ночи», в которых были помещены первые стихотворные и прозаические произведения Ивана Гончарова.

Первые стихотворные опыты Гончарова были подражанием романтическим поэтам. Из ранних произведений значителен очерк «Иван Саввич Поджабрин» (написан в 1842 году, опубликован в 1848 году). В 1846 году Гончаров познакомился с Виссарионом Белинским, сыгравшим большую роль в творческой судьбе писателя. В 1847 году был опубликован первый роман писателя «Обыкновенная история».

С октября 1852 года по август 1854 года Гончаров участвовал в экспедиции вице-адмирала (с 1858 года – адмирал) Ефимия Путятина в Японию на военном фрегате «Паллада» в качестве его секретаря. Во время экспедиции Иван Гончаров побывал в Англии, Южной Африке, Малайе, Китае, Японии. В феврале 1855 года вернулся в Петербург сухопутным путем, через Сибирь и Заволжье. Впечатления от путешествия составили цикл очерков «Фрегат Паллада», печатавшихся в журналах в 1855-1857 годах (отдельно изданы в 1858 году).

В 1855 году Гончаров вернулся на службу в департамент.

С 1856 года он работал цензором в Петербургском цензурном комитете. В 1857 1858 годах Гончаров, сохраняя должность цензора, преподавал русскую словесность цесаревичу Николаю Александровичу.

В 1859 году был опубликован второй роман писателя «Обломов», который он начал писать в 1847 году.

В 1860 году Иван Гончаров стал членом корреспондентом Академии наук по отделению языка и словесности.

В 1862 1863 годах был главным редактором правительственной газеты «Северная почта».

С 1863 года Гончаров служил в Совете по делам книгопечатания (с июня 1863 года) и в Совете Главного управления по делам печати (с апреля 1865 года) и в качестве «цензора цензоров» курировал ряд периодических изданий.

29 декабря 1867 года Иван Гончаров вышел в отставку. Он был уволен именным указом Александра II, «по расстроенному здоровью», с назначением пенсии в размере 1750 рублей в год.

В 1869 году в журнале «Вестник Европы» был напечатан последний роман Гончарова «Обрыв», над которым он начал работать в 1849 году.

Иван Гончаров так и не завел семьи. Когда в 1878 году умер его слуга Карл Трейгут, оставив вдову с тремя малолетними детьми, писатель взял на себя заботу о них — эти дети были обязаны ему и воспитанием, и образованием.

27 сентября (15 сентября по старому стилю) 1891 года Иван Гончаров умер в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре; в 1956 году его прах перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища.

Гончаров вошел в историю русской и мировой литературы как мастер реалистической прозы. Его романы представляют своеобразную трилогию, в которой отражены существенные стороны жизни русского общества 40-60-х годов XIX века.

Памятники Гончарову воздвигнуты во многих российских городах. Улицы некоторых городов России, Украины и Казахстана, таких как Винница, Алма Ата, Симферополь, Днепропетровск, Брянск, Москва, Пенза, носят имя великого писателя.

В 1982 году в городе был открыт литературно мемориальный музей Гончарова.

В Ульяновской области традиционные Гончаровские чтения уже треть века собирают поклонников творчества писателя со всех уголков России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Какое ироническое прозвище дали гончарову его приятели

:: Иван Александрович Гончаров ::

какое ироническое прозвище дали гончарову его приятели

ГЛАВНАЯ >> Биографии писателей и поэтов >> Иван Александрович Гончаров

Иван Александрович Гончаров родился 18 июня 1812 года в Симбирске, в купеческой семье. Закончив Московское коммерческое училище, а затем словесное отделение философского факультета Московского университета, он вскоре определился на чиновничью службу в Петербурге и служил честно и беспристрастно фактически всю свою жизнь. Человек медлительный и флегматичный, Гончаров и литературную известность обрел не скоро. Первый его роман «Обыкновенная история» увидел свет, когда автору было уже 35 лет.

В гончаровском недоверии к бурным переменам и стремительным порывам заявляла о себе определенная писательская позиция. Не без основательного подозрения относился Гончаров к начавшейся в 50-60-е годы ломке всех старых устоев патриархальной России. В столкновении патриархального уклада с нарождающимся буржуазным Гончаров усматривал не только исторический прогресс, но и утрату многих вечных ценностей.

За всю свою жизнь он написал всего лишь три романа, в которых развивал и углублял один и тот же конфликт между двумя укладами русской жизни, патриархальным и буржуазным, между героями, выращенными двумя этими укладами. Причем работа над каждым из романов занимала у Гончарова не менее десяти лет. «Обыкновенную историю» он опубликовал в 1847 году, роман «Обломов» в 1859, а «Обрыв» в 1869 году.

Первый роман Гончарова «Обыкновенная история» увидел свет на страницах журнала «Современник» в мартовском и апрельском номерах за 1847 год. В центре романа столкновение двух характеров, двух философий жизни, выпестованных на почве двух общественных укладов: патриархального, деревенского и буржуазно-делового, столичного. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года», высоко оценивая художественные достоинства романа Гончарова, увидел его главный пафос в развенчании прекраснодушного романтика. Однако смысл конфликта племянника и дядюшки более глубок. Источник несчастий Александра не только в его отвлеченной, летящей поверх прозы жизни мечтательности. В разочарованиях героя не в меньшей, если не в большей степени повинен трезвый, бездушный практицизм столичной жизни, с которой сталкивается молодой и пылкий юноша.

С 1847 года обдумывал Гончаров горизонты нового романа: эта дума ощутима и в очерках «Фрегат «Паллада», где он сталкивает тип делового и практического англичанина с русским помещиком, живущим в патриархальной Обломовке. Да и в «Обыкновенной истории» такое столкновение двигало сюжет. Не случайно Гончаров однажды признался, что в «Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве» видит он не три романа, а один. Работу над «Обломовым» писатель завершил в 1858 году и опубликовал в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки» за 1869 год. «Обломов» встретил единодушное признание, но мнения о смысле романа резко разделились. Н.А.Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» увидел в «Обломове» кризис и распад старой крепостнической Руси. Так сложилась и окрепла одна точка зрения на роман Гончарова «Обломов». Но уже среди первых критических откликов появилась иная, противоположная оценка романа.

Она принадлежала либеральному критику А.В.Дружинину, написавшему статью «Обломов», роман Гончарова». Дружинин тоже полагает, что характер Ильи Ильича отражает существенные стороны русской жизни, что «Обломова» изучил и узнал целый народ, по преимуществу богатый обломовщиною». Но, по мнению Дружинина, «напрасно многие люди с чересчур практическими стремлениями усиливаются презирать Обломова и даже звать его улиткою: весь этот строгий суд над героем показывает одну поверхностную и быстропереходящую придирчивость. Обломов любезен всем и стоит беспредельной любви».

Если в прошлых романам Гончарова в центре был один герой, а сюжет сосредотачивался на раскрытии его характера, то в «Обрыве» эта целеустремленность исчезает. Здесь множество сюжетных линий и соответствующих им героев. Усиливается в «Обрыве» и мифологический подтекст гончаровского реализма. Нарастает мтремление возводить текучие минутные явления к коренным и вечным жизненным основам. Гончаров вообще был убежден, что жизнь при всей ее подвижности удерживает неизменные устои. И в старом, и в новом времени эти устои не убывают, а остаются непоколебимыми. Благодаря им жизнь и не разрушается, а пребывает и развивается.

В 70-е года XIX века Гончаров занимался критикой. Известны многие его статьи: «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского». Последующие годы своей жизни Гончаров провел в уединении. 27 сентября 1891 года Иван Александрович Гончаров умер. Его похоронили в Петербурге.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *