какое имя выбрать при крещении ребенка

Как выбрать имя для крещения и не впасть в крайности

какое имя выбрать при крещении ребенка

Одним из самых распространенных вопросов на беседе перед крещением является вопрос о выборе имени будущему маленькому христианину. Актуален он не только потому, что сейчас крестится много Лилиан и Снежан, а в Татарстане Рустемов и Айратов. Дело не только в фантазии родителей при выборе имени «по паспорту», но и в суеверных представлениях о том, что нужно выбрать второе имя чтобы «не сглазили». Как выбрать имя для крещения, что необходимо знать об этом и как не впасть в суеверные крайности — об этом поговорим ниже. Для начала разберемся, какой смысл несет в себе христианское имя.

Святой пример

В Православной Церкви почитаются святые – люди, чей жизненный путь и чья верность и служение Церкви должны быть для нас примером. В Церкви много святых и послужили они Богу в разном качестве. Кто-то был великим миссионером и крестил целые народы. Их Церковь назвала равноапостольными. Другой был монахом и всю жизнь провел в аскетических подвигах. Таких святых Церковь называет преподобными. Третий послужил Богу в епископском сане и был назван Церковью святителем и так далее. Пример каждого из святых важен для нас, и мы можем и должны ему следовать.

Святой, в честь которого назван ребенок — это в первую очередь пример. Поэтому и необходимо знать житие своего святого! К сожалению, сейчас очень многие родители называют детей просто по принципу «мне нравится», не имея ввиду какого-то конкретного святого. Наверное, это потому, что сами не живут церковной жизнью, и не знают жизнеописаний святых.

Довольно часто крещу взрослых и говорю им, что у них есть потрясающая возможность – самим выбрать себя святого покровителя. Если приходит взрослый с желанием креститься, то прошу его прочитать жития святых и выбрать того, чья жизнь и чей подвиг будет ему ближе. Ведь святой — это пример!

По святцам

На Руси существовала благочестивая традиция — называть детей по святцам, то есть в честь святых, память которых выпадает на ближайшие даты ко дню рождения ребенка. Вполне можно назвать ребенка и таким способом. Но нужно помнить одно: имя – это вещь практическая. Мы крестим для того, чтобы в дальнейшем реализовывать свою веру на практике: ходить в храм, Причащаться, исповедоваться. Представьте себе ситуацию. Большой праздник, много причастников в храме. К Чаше подходит человек и говорит, что он «раб Божий Полиевкт» или Филогоний или еще какое-то сложное имя. Все они есть в святцах. Но далеко не каждый священник наизусть знает святцы. Да и к Чаше большая очередь! Скорей всего, он спросит, в каком храме его крестили с таким именем или вообще крещенный ли он. Все-таки сложно каждый раз объяснять, что его крестили с именем в честь святого, память которого есть в святцах такого-то числа.

Практика называть детей по святцам, несомненно, хорошая. Но и тут стоит относиться ко всему сдержанно: выбирать имена попроще. Ведь детям с этими именами надо будет потом ходить в храм, участвовать в Таинствах Церкви.

Крестить как есть

Самый простой и, вместе с тем, самый идеальный случай — это крещение с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении. Николай остается Николаем, Александр Александром. Артем склоняется в церковно-славянского Артемия, а Светлана — в Фотинью. Тут как раз все просто и понятно.

Экзотическое имя

Зачастую родители проявляют ревность не по разуму и называют своего ребенка каким-то экзотическим именем. В данном случае есть два варианта. Первый – это выбрать что-то созвучное. Например, Снежана вполне может стать Анной, Лиана — Лией и так далее. Второй вариант — это выбрать абсолютно несозвучное имя, просто то, которое нравится человеку. Вполне может оказаться, что родители долго выбирали между Жанной, как в итоге и назвали ребенка, и обычной русской Марией.

От порчи

К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители хотят крестить своего ребенка с другим именем «чтобы не сглазили». По их версии, имя, полученное в крещении, нельзя никому говорить, оно должно быть тайным и тогда никто не сможет навести порчу. Как правило, таких родителей почти всегда можно определить на беседе перед крещением. Они спрашивают про второе имя и на вопрос «зачем оно Вам надо», начинают заминаться, смущаться или же прямо говорить, что надо бороться с порчей. Таким людям однозначно отказываю и крещу только с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении.

Подведем итоги

Святые – это примеры. Называя ребенка в честь того или иного святого, мы как-бы призываем его следовать по пути своего святого, подражать ему. Имя можно выбрать по святцам, можно выбрать любое другое, но лучше всего ориентироваться на жизнеописания святых и не забывать, что они являются для нас примерами.

Если Вы назвали ребенка «экзотическим именем», то можно выбрать или созвучное имя, или имя в честь какого-то святого.

И, самое главное. Имя нужно для того, чтобы участвовать в церковной жизни, а не для того, чтобы «бороться с порчей».

Источник

Как выбрать имя для крещения и не впасть в крайности

Одним из рас­про­стра­нен­ных вопро­сов на беседе перед кре­ще­нием явля­ется вопрос о выборе имени малень­кому хри­сти­а­нину. Дело не только в фан­та­зии роди­те­лей, но и в суе­вер­ных пред­став­ле­ниях, что нужно выбрать вто­рое имя, чтобы «не сглазили».

Как выбрать имя для кре­ще­ния, что необ­хо­димо знать об этом и как не впасть в суе­вер­ные край­но­сти — об этом пого­во­рим ниже. Для начала раз­бе­ремся, какой смысл несет в себе хри­сти­ан­ское имя.

Свя­той пример

В Пра­во­слав­ной Церкви почи­та­ются свя­тые – люди, чей жиз­нен­ный путь и чья вер­ность и слу­же­ние Церкви должны быть для нас при­ме­ром. В Церкви много свя­тых и послу­жили они Богу в раз­ном каче­стве. Кто-то был вели­ким мис­си­о­не­ром и кре­стил целые народы.

Их Цер­ковь назвала рав­ноап­о­столь­ными. Дру­гой был мона­хом и всю жизнь про­вел в аске­ти­че­ских подви­гах. Таких свя­тых Цер­ковь назы­вает пре­по­доб­ными. Тре­тий послу­жил Богу в епи­скоп­ском сане и был назван Цер­ко­вью свя­ти­те­лем и так далее. При­мер каж­дого из свя­тых важен для нас, и мы можем и должны ему следовать.

Свя­той, в честь кото­рого назван ребе­нок — это в первую оче­редь при­мер. Поэтому и необ­хо­димо знать житие сво­его свя­того! К сожа­ле­нию, сей­час очень мно­гие роди­тели назы­вают детей про­сто по прин­ципу «мне нра­вится», не имея ввиду какого-то кон­крет­ного свя­того. Навер­ное, это потому, что сами не живут цер­ков­ной жиз­нью, и не знают жиз­не­опи­са­ний святых.

Довольно часто крещу взрос­лых и говорю им, что у них есть потря­са­ю­щая воз­мож­ность – самим выбрать себя свя­того покро­ви­теля. Если при­хо­дит взрос­лый с жела­нием кре­ститься, то прошу его про­чи­тать жития свя­тых и выбрать того, чья жизнь и чей подвиг будет ему ближе. Ведь свя­той — это пример!

По свят­цам

На Руси суще­ство­вала бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция — назы­вать детей по свят­цам, то есть в честь свя­тых, память кото­рых выпа­дает на бли­жай­шие даты ко дню рож­де­ния ребенка. Вполне можно назвать ребенка и таким спо­со­бом. Но нужно пом­нить одно: имя – это вещь прак­ти­че­ская. Мы кре­стим для того, чтобы в даль­ней­шем реа­ли­зо­вы­вать свою веру на прак­тике: ходить в храм, При­ча­щаться, испо­ве­до­ваться. Пред­ставьте себе ситу­а­цию. Боль­шой празд­ник, много при­част­ни­ков в храме.

К Чаше под­хо­дит чело­век и гово­рит, что он «раб Божий Поли­евкт» или Фило­го­ний или еще какое-то слож­ное имя. Все они есть в свят­цах. Но далеко не каж­дый свя­щен­ник наизусть знает святцы. Да и к Чаше боль­шая оче­редь! Ско­рей всего, он спро­сит, в каком храме его кре­стили с таким име­нем или вообще кре­щен­ный ли он. Все-таки сложно каж­дый раз объ­яс­нять, что его кре­стили с име­нем в честь свя­того, память кото­рого есть в свят­цах такого-то числа.

Прак­тика назы­вать детей по свят­цам, несо­мненно, хоро­шая. Но и тут стоит отно­ситься ко всему сдер­жанно: выби­рать имена попроще. Ведь детям с этими име­нами надо будет потом ходить в храм, участ­во­вать в Таин­ствах Церкви.

Кре­стить как есть

Самый про­стой и, вме­сте с тем, самый иде­аль­ный слу­чай — это кре­ще­ние с тем име­нем, кото­рое напи­сано в сви­де­тель­стве о рож­де­нии. Нико­лай оста­ется Нико­лаем, Алек­сандр Алек­сан­дром. Артем скло­ня­ется в цер­ковно-сла­вян­ского Арте­мия, а Свет­лана — в Фоти­нью. Тут как раз все про­сто и понятно.

Экзо­ти­че­ское имя

Зача­стую роди­тели про­яв­ляют рев­ность не по разуму и назы­вают сво­его ребенка каким-то экзо­ти­че­ским име­нем. В дан­ном слу­чае есть два вари­анта. Пер­вый – это выбрать что-то созвуч­ное. Напри­мер, Сне­жана вполне может стать Анной, Лиана — Лией и так далее. Вто­рой вари­ант — это выбрать абсо­лютно несо­звуч­ное имя, про­сто то, кото­рое нра­вится чело­веку. Вполне может ока­заться, что роди­тели долго выби­рали между Жан­ной, как в итоге и назвали ребенка, и обыч­ной рус­ской Марией.

От порчи

К сожа­ле­нию, часто при­хо­дится стал­ки­ваться с ситу­а­цией, когда роди­тели хотят кре­стить сво­его ребенка с дру­гим име­нем «чтобы не сгла­зили». По их вер­сии, имя, полу­чен­ное в кре­ще­нии, нельзя никому гово­рить, оно должно быть тай­ным и тогда никто не смо­жет наве­сти порчу. Как пра­вило, таких роди­те­лей почти все­гда можно опре­де­лить на беседе перед кре­ще­нием. Они спра­ши­вают про вто­рое имя и на вопрос «зачем оно Вам надо», начи­нают зами­наться, сму­щаться или же прямо гово­рить, что надо бороться с пор­чей. Таким людям одно­значно отка­зы­ваю и крещу только с тем име­нем, кото­рое напи­сано в сви­де­тель­стве о рождении.

Под­ве­дем итоги

Свя­тые – это при­меры. Назы­вая ребенка в честь того или иного свя­того, мы как-бы при­зы­ваем его сле­до­вать по пути сво­его свя­того, под­ра­жать ему. Имя можно выбрать по свят­цам, можно выбрать любое дру­гое, но лучше всего ори­ен­ти­ро­ваться на жиз­не­опи­са­ния свя­тых и не забы­вать, что они явля­ются для нас примерами.

Если Вы назвали ребенка «экзо­ти­че­ским име­нем», то можно выбрать или созвуч­ное имя, или имя в честь какого-то святого.

И, самое глав­ное. Имя нужно для того, чтобы участ­во­вать в цер­ков­ной жизни, а не для того, чтобы «бороться с порчей».

Источник

Православные традиции. Имя ребенка по христианским канонам

какое имя выбрать при крещении ребенка

Когда, кто и как должен придумать имя ребенку? Здесь мы расскажем о православной традиции выбора имени ребенку, и, соответственно о том, что связано с такими понятиями как именины и День Ангела

Когда, кто и как должен придумать имя ребенку? В разных семьях происходит по-разному. Кто-то заранее подготавливает не только все необходимое для рождения и первых месяцев жизни ребенка, но и подбирает имя маленькому человечку. А кто-то тянет до последнего, судорожно принимая решение только оттого, что все сроки ожидания вышли, и называть пятимесячного человека просто «ляля» уже не серьёзно. По-разному происходит и сам выбор имени. Здесь мы расскажем о православной традиции выбора имени ребенку, и, соответственно о том, что связано с такими понятиями как именины и День Ангела.

какое имя выбрать при крещении ребенкаЭкскурс в историю: как это было

Эпоха раннего христианства, особенно ее ярко выраженный эллинский период не регламентировала особенного процесса выбора имени ребенку. Многие имена носили конкретно языческий характер, о чем свидетельствует их греческий перевод на русский язык. Собственно люди, ставшие святыми и придали своим именам сакральный характер, сделали их христианскими именами. Надо понимать, что для любого верующего очень дорог эффект прецедента. Если однажды в религиозной жизни что-то получилось именно так, то и в последующем стоит повторять тот же путь для достижения успеха в самом главном – спасении собственной души. Отчасти, этот рецептивный подход напоминает Ветхозаветную традицию, но лишь отчасти, поскольку в Ветхом Завете нет понимания того, что умершие святые являются активно действующими персонажами, особенно в жизни людей носящих их имена. Там, как раз, это в большей мере, традиция, нежели мистика.

Вопрос выбора имени в христианских семьях всегда решался родителями. В России в Синодальный период в крестьянской среде сформировался странный обычай делегировать это право священнику, который совершает крещение. Понятно, что приходской священнослужитель, не очень утруждая себя вопросом выяснения жизни своих или не своих прихожан, предпочитал пользоваться святцами. Святцы – это список святых с датами их кончины, распределенный по календарю. В христианской традиции дата земной кончины всегда считалась началом вечной жизни, а у святых тем более. Следовательно, особые праздники в честь святых совершались, как правило, не тогда, когда вспоминали их рождение, а тогда, когда вспоминали день их отшествия к Богу. За время многовековой истории Церкви святцы постоянно пополнялись. Поэтому сейчас каждый день Церковь отмечает память многих святых, следовательно, можно выбрать имя по благозвучию и толерантности к вкусам родственников, наиболее подходящее, если уж руководствоваться этим синодальным пережитком. Однако, в нормальной ситуации, как об этом говорят наиболее авторитетные книги по православной обрядности «Новая скрижаль» и «Истолкование православного богослужения» Блаженного Симеона Фессалоникийского, имя малышу дается, все-таки, родителями. Священник же во время чтения молитвы на имянаречение лишь фиксирует родительский выбор.

Выбираем имя новорожденному

Со стороны иногда кажется, что человеку верующему жить проще в том плане, что для всякой жизненной ситуации у него есть готовая инструкция: делай раз, делай два, делай три. На самом деле это не совсем так. Более точно принцип церковной жизни был сформулирован блаженным Августином: «В главном – единство, во второстепенном – разнообразие, и во всем – любовь». Традиционно христиане дают своим детям имена в честь канонизированных святых. Но как выбрать того святого, в честь которого наречь малыша? В этом вопросе существует два разных подхода, у каждого есть свои сторонники, в пользу каждого можно привести достаточное количество аргументов.

Вариант первый:

Родители, если они не имеют четкого плана об имени ребенка, могут воспользоваться святцами. Принцип здесь простой: надо смотреть имена святых собственно в день рождения малыша, или после него, или в день крещения. Вот что по этому поводу можно прочитать в православной литературе:

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Вариант второй:

Однако наиболее распространенной традицией всегда был обычай давать имя ребенку в честь почитаемого семьей святого. Эта практика основана на том, что люди действительно верующие осуществляют личный молитвенный контакт с тем или иным святым. Если это так, то, обычно, в семье предшествующих поколений уже есть люди носящие имена почитаемого святого. Отсюда наблюдается как бы традиция преемственности, которая у посторонних может создать иллюзию только родового уважения, например – наименование детей в честь дедушек, бабушек, мам или пап и так далее. Да, для человека малорелигиозного, дело обстоит именно таким образом, более того, это стоящий мотив в нерелигиозных семьях, по крайней мере, он не предосудителен и очень человечен. Однако, первоначально, основная причина была именно в почитании конкретного святого целыми поколениями. Иногда, бывает, что в обычное течение жизни врывается настоящее чудо, связанное с тем или иным святым, тогда, благодарные родители, могут дать именно его имя своему ребенку, чтобы в сыне или дочери, увековечить свое отношение к небесному покровителю.

«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).

«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение»

Антоний, митрополит Сурожский (1914-2003).

С каким именем крестить взрослого?

Крестильное имя можно выбирать по-разному: или в честь особо почитаемого святого, или по святцам, как уже говорилось выше, или же – и этот вариант является наиболее распространенным – выбирается имя, близкое по звучанию к записанному в свидетельстве о рождении. Поэтому Яны и Жанны чаще всего крестятся с именем Иоанна, Гертруды становятся Галинами, Илоны, Алёны и Нелли – Еленами.

При этом надо знать, что русские святцы далеко не полностью отражают всю палитру православных имен. В них нет многих имен святых других поместных церквей. И, к примеру, армянам или грузинам нередко приходится пояснять в церковных лавках, куда они подают записки, что они крещены по православному чину, просто с такими национальными именами. Есть и более яркий пример некоторой изолированности, это имя кельтского святого Эдуарда, который жил в Англии и принадлежал к святым неразделенной Церкви. По всем параметрам это православное имя, однако, в русских святцах этого имени нет, и мальчиков с таким красивым именем, как правило, называют по-новому на крещении.

В советские времена, правда, как очень редко и сейчас, людей крестили с несвяточными именами, к примеру Инга или Нинель. По невнимательности это происходило, или еще по каким другим причинам, но человеку после приходилось очень туго, если он пробовал вести активную церковную жизнь, так как требовался постоянный комментарий «крестили именно так». Зато, чисто теоретически, если бы эти люди стали святыми, и Церковь могла бы их канонизировать, их имена могли бы быть включены в православные святцы. Ведь бывало и такое, что даже крещенный с новым христианским именем человек, ставший святым, создавал прецедент со своим подлинным именем, как например наши княгиня Ольга и князь Владимир.

А если крестится взрослый человек с именем, которое есть в святцах? В этом случае удобнее креститься в честь святого таким же именем, чтобы не создавать путаницы с двумя именами. Если же святых тёзок несколько – выбрать среди них небесного покровителя можно из тех же соображений, что упоминались выше: или взять самого почитаемого среди них, или же – именно так происходит тогда, когда небесного покровителя «назначают» в церковной лавке при приеме заявки на крещение – выбрать святого, чей день памяти идет сразу после дня рождения новокрещаемого.

Обряд имянаречения

Прежде Крещение совершалось не так спешно, как теперь. Крестили, если не было никаких экстренных случаев, на сороковой день после рождения, в который, по ветхозаветному поверью, женщина-мать очищалась от последствий беременности и сама могла присутствовать на крещении младенца. Но имя давали, и причисляли к разряду так называемых оглашенных, на восьмой день. Здесь тоже не все так произвольно и случайно. С одной стороны, на восьмой день у иудеев происходил обряд обрезания младенца, то есть посвящение его Богу и вхождение в число избранного народа. Так повелось со времен Авраама.

Поскольку христианское крещение заменило обрезание, то логично было, что вхождение младенца в число «святого народа», то есть христиан, также происходило на восьмой день. Однако было и собственно Евангельское толкование этой традиции. Символически восьмой день ассоциировался с наступлением Царства Небесного. Об этом пишет апостол Павел в Послании к Евреям, за семь дней Бог создал этот мир, и о нем позаботился, и, теперь, верующие ожидают «день оный», восьмой, когда придет Иисус Христос. Кстати, восьмой день недели в православной седмице совпадает с первым, и это день воскресный, когда вспоминается Пасха. Следовательно, символическое значение обряда имянаречения на восьмой день после Дня Рождения – это еще «вписывание имени новорожденного в книгу жизни Царства Небесного».

Но, это, конечно в идеале, на практике сейчас молитва имянаречения совершается в тот же день, когда ребенка крестят, и не выделяется в отдельное богослужебное действие. В этой молитве священник призывает благодать Святого Духа на новокрещаемого и осеняет его крестным знамением, освящая все его мысли, чувства и действия, впервые называя его по избранному христианскому имени. И с этих пор и далее, это имя будет употребляться во всей жизни человека, как его церковное имя по которому, в конечном итоге, его и призовут на Суд будущего Царства.

Именины и небесный покровитель

Сейчас в Свидетельстве о Крещении, как правило, указывается «небесный покровитель», и тот день в году, когда у человека празднуется День Ангела, или именины. Если ребенок крещен Александром – это не значит, что он празднует именины всякий раз, как видит в календаре день памяти святого Александра, поскольку святых с таким именем несколько. Именинами является день памяти вполне конкретного человека – например, святого праведного князя Александра Невского Собственно название День Ангела – народное название дня памяти святого, имя которого человек носит. Дело в том, что Ангел Хранитель, также дается человеку при крещении, как спутник и помощник в духовной жизни. Однако, святой, в честь которого назван человек, в переносном смысле, тоже именуется Ангелом, или вестником, передающим волю Божию человеку. Более точно, конечно, говорить не День Ангела, а именины, или день такого-то святого. Мы уже отметили, что это – дата памяти, когда Церковь вспоминает достижение святым Небесного Царства.

Однако, если жизнь святого известна подробно, кроме того, после его смерти произошло какое-нибудь необычное чудо, например, нахождение его останков (обретение мощей), то дней памяти такого святого, в году, может быть несколько. Соответственно и именин тоже несколько – и как поводов для усиленной религиозной жизни, и как семейных праздников. Самое большое количество именин в году у людей носящих имя в честь Иоанна Крестителя.

Основными обязанностями в отношении своего небесного покровителя у любого человека могут быть следующие: знание его жизнеописания, молитва к нему, возможное подражание его святости. Любой верующий стремится иметь у себя дома не только икону, то есть изображение святого, в честь которого он назван, но и его Житие, а также специальные молитвы к нему – акафист и канон.

какое имя выбрать при крещении ребенкаМолитва небесному покровителю

Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя святого), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Молитва Ангелу-Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святы и, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

В церковной традиции празднование Дня Рождения менее значимо, по сравнению с празднованием именин. И хотя в настоящее время это еще не так ярко выражено, но в дореволюционные времена люди простого происхождения обычно помнили лишь год своего рождения, а не точную дату, и в метриках, часто записывался именно «Ангельский день», а не дата появления на свет. Разница в акцентах празднования того и другого события существенна. В День Рождения чествуется сам человек, реже его родители, хотя, кстати, это несправедливо. В именины же внимание уделяется не столько живущему носителю имени святого, сколько самому святому и его призыванию на помощь. Поэтому главным элементом правильного церковного празднования Дня Ангела является усиленная духовная жизнь в этот день. Выражается она вполне практично. Имениннику рекомендуется посетить храм, в идеале, исповедоваться и причаститься в этот день, или, хотя бы, поучаствовать в этот день в богослужении в честь своего святого.

« Благоденственное и мирное житие, здравие, спасение, и во всем благое поспешение, подай господи, ныне тезоименитому рабу Твоему (рабе твоей) «имя рек», и сохрани его (ее) на многая лета!»

И все присутствующие громко и весело поют «Многая лета»! Поют сколько захотят какими угодно распевами, их достаточно большое количество.

Влияет ли имя на судьбу человека?

Есть ли схожесть между человеком и святым, имя которого он носит? На этот вопрос можно было бы ответить утвердительно, если бы мы имели в виду человека взрослого, который жил бы так, что подражал жизни своего «небесного покровителя». Как видим, эта схожесть, если она и присутствует, носит лишь внешний характер, и зависит от самого носителя имени. Тем более, в этой связи, нет необходимости говорить о некоей фатальности значения имени, или его типологической принадлежности к тому или иному чину святости – преподобных, мучеников, святителей и так далее. Младенец названный Серафимом в честь преподобного Серафима Саровского, вовсе не обречен на монашескую жизнь. Равно как и малышка, названная Татьяной, или Варварой, совсем не обязательно будет убита или потерпит в жизни мучения, как мученицы давшие церковным святцам эти имена. Личность любого нового человека абсолютно уникальна и его судьба зависит только от него, святые же и Сам Бог только помогают и оберегают от ненужных неприятностей.

Не бывает имён «счастливых» и «несчастливых», также неверно думать, что наречение девочки «мужским» именем Александра или Валерия разовьёт у нее мужские черты характера. В святцах многие имена, традиционно воспринимаемых нами как сугубо мужские, имеют и женскую форму – Анатолия, Арсения, Зиновия, Кирилла, Иоанна, Павла которая однако не получила широкого распространения в России. В то же время считающиеся у нас исключительно женскими имена Инна и Римма на самом деле мужские (как, например Никита или Савва), поэтому у девочек с такими именами небесными покровителями являются святые мученики Инна и Римма Новодунские, ученики Андрея Первозванного.

«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.»

Антоний, митрополит Сурожский (1914-2003).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *