какое имущество может быть передано в оперативное управление

Что такое оперативное управление?

Содержание:

Право собственности — не единственный вариант владения, который предусматрвиает российское законодательство. Наряду с классическим «абсолютным» владением, существуют и другие правовые инструменты. Один из них — оперативное управление. Оно не слишком известно, так что многие не знают особенностей такого управления. Задача профессионального юриста — разъяснить и помочь в регулировании ограниченных вещных прав.

Нет времени читать статью?

Законодательное регулирование оперативного управления

Право оперативного управления регулируется Гражданским кодексом РФ. Ст. 296 ГК РФ устанавливает базовые признаки оперативного управления:

Оперативное управление — это своеобразная передача определенного имущества от собственника другому субъекту. Если классическое право собственности — это триада, которая включает в себя полное владение, пользование и распоряжение, то управление подразумевает ограниченные возможности субъекта.

Право называется оперативным по одной простой причине: имущество было передано с целью совершения определенных и конкретных действий. Как правило, сама деятельность организации по управлению контролируется собственником.

Управление доступно двум особым организациям: учреждениям и казенным предприятиям. Учреждения создаются в некоммерческих целях, казенные — в коммерческих, но со строго определенной задачей. Учреждения, по сравнению с казенными субъектами, обделены распоряжением — хозяин должен самостоятельно решать судьбу имущества.

Где применяется оперативное управление?

В юридической практике сложилось устойчивое мнение, что оперативное управление — это пережиток советского времени. В основе данной точки зрения лежат следующие доводы:

Частные предприятия без государственной поддержки не получат данной привилегии. Само оперативное управление подразумевает подчиненность в отношениях — могучий собственник контролирует действия своей подотчетной организации.

На практике основным собственником является Российская Федерация, которая передает имущество на управление следующим субъектам:

Список можно продолжать. Перечень учреждений и возможных казенных предприятий огромен: он включает академии, научно-исследовательские центры, авиастроительные компании и фермы. Оперативное управление — это государственный инструмент по созданию подчиненных организаций.

Оперативное управление: есть ли смысл?

Многие специалисты отмечают, что управление — это «недособственность», которая является пережитком прошлого. Советский Союз был построен на множестве государственных предприятий, которые целиком находились под управлением государства. В настоящий момент необходимости в такой схеме нет.

Между тем, оперативное управление продолжает использоваться в государственных учреждениях и казенных предприятиях. Чтобы отточить регулировку деятельности организации и не столкнуться с проблемами владения и распоряжения имуществом, заручитесь поддержкой профессионального юриста.

Источник

Какое имущество может быть передано в оперативное управление

ГК РФ Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Правила п. 3 ст. 299 ГК РФ не применяются к реорганизации единого заказчика в соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ от 22.12.2020 N 435-ФЗ.

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

Источник

Особенности распоряжения муниципальным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями

Содержание

Все учреждения разделены на три типа: казенные, бюджетные, автономные.

Общим для всех типов учреждений является то, что имущество закреплено за ними на праве оперативного управления, и, соответственно, учреждения владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением этого имущества (часть 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ).

При этом правовой режим пользования и распоряжения имуществом для казенных, бюджетных и автономных учреждений различный.

Казенное учреждение получает имущество от собственника на праве оперативного управления и использует его строго по целевому назначению, определенному собственником имущества. Отчуждать имущество либо иным способом распоряжаться им без согласия собственника учреждение не вправе (пункт 4 статьи 298 Гражданского кодекса РФ).

Бюджетные учреждения не вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними, а также имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на его покупку.

Автономные учреждения также лишены права самостоятельно распоряжаться закрепленным за ним недвижимым и особо ценным движимым имуществом, а также тем имуществом, которое было приобретено за счет средств, выделенных учредителем на его покупку.

Остальным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, автономные и бюджетные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, как автономное, так и бюджетное учреждения не вправе распоряжаться без согласия учредителя недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними учредителем или приобретенным учреждением за счет выделенных учредителем целевых средств. Недвижимое имущество, закрепленное за учреждением или приобретенное им за счет средств учредителя, а также находящееся у него особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету.

Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ)

В соответствии с подпунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», подпунктом 11 статьи 9.2 Федерального закона от 12.02.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Порядок отнесения движимого имущества к категории особо ценного движимого имущества муниципальных автономных или бюджетных учреждений установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2007 № 337, а на территории муниципального образования «город Екатеринбург» — Постановлением Главы Екатеринбурга от 01.11.2010 № 4962 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества и перечней особо ценного движимого имущества муниципальных автономных или бюджетных учреждений муниципального образования «город Екатеринбург».

В соответствии с Постановлением перечни ОЦДИ определяются правовыми актами отраслевых (функциональных) органов Администрации города Екатеринбурга, выполняющих функции и полномочия учредителей в отношении соответствующих муниципальных автономных или бюджетных учреждений.

Решение об отнесении движимого имущества к категории особо ценного принимается Учредителем по согласованию с собственником имущества, полномочия которого осуществляет Департамент по управлению муниципальным имуществом (ДУМИ).

В состав особо ценного включается следующее имущество:

1) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает установленный критерий, а именно, для муниципальных бюджетных и автономных учреждений — от 50 тысяч рублей;

2) иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее установленного критерия, без которого осуществление учреждением своей основной деятельности будет существенно затруднено;

3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ.

К особо ценному также может быть отнесено движимое имущество, приобретенное учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности. Ограничений на включение такого имущества в перечень особо ценного в выше указанных нормативных актах не содержится.

В случае обращения МАУ и МБУ о включении в ОЦДИ движимого имущества, приобретенного за счет доходов от уставной деятельности, Учредителю необходимо руководствоваться критериями, установленными Постановлениями главы Екатеринбург от 01.11.2010 № 4962 и постановлениями Администрации города Екатеринбурга об определении видов особо ценного движимого имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Екатеринбурга (по отраслям).

Включение движимого имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности в перечень ОЦДИ, не ограничивает возможность автономного или бюджетного учреждения самостоятельно распоряжаться этим имуществом, поскольку согласие собственника имущества на распоряжение ОЦДИ требуется только в отношении движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Порядок закрепления имущества за учреждением

При создании муниципальное учреждение наделяется муниципальным имуществом, необходимым для осуществления уставной деятельности.

ДУМИ, осуществляющий полномочия собственника в отношении имущества муниципального образования «город Екатеринбург», закрепляет за учреждением муниципальное имущество путем издания соответствующих правовых актов — распоряжений ДУМИ.

В случае изменения типа муниципального учреждения право оперативного управления, возникшее у учреждения до изменения типа, не прекращается. Правовой акт ДУМИ о закреплении имущества за учреждением в его новом статусе либо другой документ, подтверждающий, что закрепление имущества за учреждением (оформленное до изменения типа учреждении) действительно, не требуется.

При приобретении имущества (за счет бюджетных средств, за счет приносящей доход деятельности, а также по договорам дарения) все учреждения должны направлять в ДУМИ и Учредителю сведения и документы о приобретении основных средств.

Для проведения работы по оформлению документов о закреплении за учреждениями приобретенного имущества ДУМИ предлагает следующий алгоритм действий:

После этого учреждение направляет в ДУМИ пакет документов для закрепления на праве оперативного управления приобретенного имущества, особо ценного движимого имущества и движимого имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, а именно:

После этого ДУМИ в установленном порядке оформит Распоряжение о закреплении на праве оперативного управления недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества и (или) движимого имущества, приобретенного за счет бюджетных средств.

В остальных случаях (приобретение имущества за счет средств от приносящей доход деятельности, не отнесенное к ОЦДИ; полученное в дар и прочее) Распоряжение ДУМИ не оформляется. Учреждение в обязательном порядке уведомляет ДУМИ о приобретении имущества и направляет перечень имущества для сведения.

Относительно казенных учреждений применяется тот же алгоритм, только исключается процедура отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества.

Порядок приема-передачи имущества учреждений

Муниципальное бюджетное и автономное учреждение без согласия ДУМИ не вправе распоряжаться ОЦДИ, закрепленным за ним ДУМИ или приобретенным за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом МБУ и МАУ вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о бюджетных и автономных учреждениях.

Казенное учреждение без согласия Учредителя и ДУМИ не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом.

Пунктом 2 статьи 296 ГК РФ предусмотрено три возможных случая изъятия собственником указанного имущества:

Прием-передача имущества осуществляется на основании Распоряжения ДУМИ, для его оформления необходимо предоставление следующих документов:

По результатам рассмотрения полученных документов ДУМИ принимает решение о даче согласия на передачу имущества.

Порядок списания имущества учреждений

Порядок списания муниципального имущества определен Положением «Об особенностях списания муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург» (далее — Положение), утвержденным Решением Екатеринбургской городской Думы от 21.02.2012 № 10/54.

Решение ЕГД от 09.09.2003 № 42/3 «Об утверждении Порядка списания муниципального имущества и распоряжения им» утратило силу.

Основные моменты положения

Муниципальные автономные и бюджетные учреждения обращаются в ДУМИ для получения разрешения на списаниенедвижимого и особо ценного движимого имущества, а также имущества, которое было приобретено за счет средств, выделенных учредителем на его покупку;

Иное имущество бюджетные и автономные учреждения списывают самостоятельно и в обязательном порядке, в письменном виде, уведомляют об этом ДУМИ, направляют перечни списанного имущества и документы, подтверждающие ликвидацию имущества.

Все имущество, закрепленное на праве оперативного управления за казенными учреждениями, подлежит списанию только после получения согласия Учредителя и ДУМИ.

Для получения разрешения на списание имущества муниципальные учреждения направляют в ДУМИ следующие документы:

При списании недвижимого имущества, автотранспортных средств, имущества, утраченного вследствие хищения, пожара, стихийного бедствия учреждениями предоставляются дополнительные документы, перечисленные в Положении.

Обращаем Ваше внимание, что акты о списании имущества (унифицированная форма), для получения разрешения на списание в ДУМИ не предоставляются.

Руководитель учреждения утверждает акты о списании имущества только после получения согласия ДУМИ на списание данного имущества.

Представитель ДУМИ, включенный в состав комиссии по списанию (в рамках приказа руководителя учреждения о создании постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов), визирует акт о списании имущества, после утверждения перечня имущества, подлежащего списанию и сводного акта на списание имущества.

Средства, полученные автономными и бюджетными учреждениями от реализации списанного имущества, остаются в распоряжении автономных и бюджетных учреждений.

Средства, полученные казенными учреждениями от реализации списанного имущества, зачисляются в полном объеме в бюджет муниципального образования «город Екатеринбург».

В соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» разработаны положения:

Порядок передачи имущества учреждений в аренду

Автономные и бюджетные учреждения могут передавать по договорам аренды следующее имущество:

Казенные учреждения могут передавать по договорам аренды следующее имущество:

Автономные учреждения обязаны получить рекомендации наблюдательного совета для передачи в аренду имущества, которым они не вправе распоряжаться без согласия Учредителя и Департамента.

Автономные учреждения без предварительного одобрения (принятия решения) наблюдательного совета автономного учреждения не вправе заключать договоры аренды имущества, признаваемые крупными сделками или сделками, в совершении которых имеется заинтересованность.

Бюджетные учреждения без предварительного согласия (одобрения) Учредителя и Департамента не вправе заключать договоры аренды имущества, признаваемые крупными сделками или сделками, в совершении которых имеется заинтересованность.

Имущество казенных учреждений не может быть передано по договорам аренды без согласия Учредителя и ДУМИ.

В соответствии со статьей 17.1 федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов за исключением случаев, установленных частью 1 статьи 17.1 закона о защите конкуренции.

Торги на право заключения договоров аренды имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, проводятся в форме конкурса или аукциона в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2007 № 67.

Организаторами торгов на право заключения договоров аренды имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, являются данные учреждения.

Порядок получения учреждениями согласия на передачу имущества в аренду и перечень необходимых документов определен Положением об аренде.

Основные моменты, на которые хотелось бы обратить внимание

Порядок передачи имущества учреждений в безвозмездное пользование

Муниципальные автономные, бюджетные и казенные учреждения города Екатеринбурга выступают ссудодателями в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления и заключают договоры безвозмездного пользования муниципальным недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, с согласия Учредителя и ДУМИ в порядке, установленном Положением о безвозмездном пользовании.

Остальным имуществом автономные и бюджетные учреждения распоряжаются в соответствии со статьей 298 Гражданского кодекса РФ.

Казенные учреждения заключают договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления, с согласия Учредителя и ДУМИ, полученного в порядке, установленном Положением о безвозмездном пользовании.

Имущество, закрепленное за учреждениями на праве оперативного управления, может быть предоставлено в безвозмездное пользование следующим ссудополучателям:

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» муниципальное имущество, закрепленное за учреждениями на праве оперативного управления, передается вышеперечисленным организациям без проведения торгов.

Муниципальные автономные и бюджетные учреждения не вправе предоставлять муниципальное недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления или приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, в безвозмездное пользование лицам, не перечисленным выше.

Муниципальные казенные учреждения не вправе предоставлять все муниципальное имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления, в безвозмездное пользование лицам, не перечисленным выше.

Порядок получения согласия на заключение договора безвозмездного пользования и перечень необходимых документов, предоставляемых учреждениями и их Учредителями, определен Положением о безвозмездном пользовании.

Порядок согласования крупных сделок

В разделе «Финансовое обеспечение и имущество» уставов муниципального автономного, бюджетного или казенного учреждения дается описание крупной сделки или сделки, в которой имеется заинтересованность.

МБУ и МАУ самостоятельно распоряжаются движимым имуществом, не являющимся особо ценным, но если сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанные с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог признается крупной сделкой, то такая сделка должна быть согласована с ДУМИ и Учредителем.

Крупной считается сделка, если цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, превышает определенный в Уставе каждого МБУ или МАУ процент балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

Для МАУ крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения.

Сделка, в которой имеется заинтересованность руководителя учреждения, его заместителей или членов наблюдательного совета (для МАУ), также требует согласования ДУМИ, предварительно она должна быть одобрена Учредителем, а для МАУ может быть совершена только с одобрения наблюдательного совета автономного учреждения.

Для получения согласия на совершение крупной сделки учреждению необходимо предоставить в ДУМИ письменное заявление, к которому прилагаются следующие документы:

Для залоговых сделок дополнительно предоставляется:

— вид обязательства, обеспечиваемого залогом;

— срок и условия исполнения обязательства;

— направление использования заемных средств;

— письмо кредитной организации, подтверждающее условия предоставления кредита.

МАУ помимо указанных выше документов представляет в ДУМИ рекомендации наблюдательного совета МАУ.

После совершения сделки учреждению необходимо предоставить в ДУМИ документы, подтверждающие ее совершение, для внесения изменений в реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования «город Екатеринбург», не позднее двух недель после ее совершения, а также документы, подтверждающие расходование средств, полученных от совершения сделки.

Дополнительно, после совершения залоговой сделки Учреждение в двухнедельный срок с момента заключения договора о залоге предоставляет заверенные копии договоров Учредителю, а также в Департамент финансов Администрации города Екатеринбурга при условии предоставлении гарантии муниципального образования «город Екатеринбург».

Источник

Статья 296. Право оперативного управления

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Комментарий к ст. 296 ГК РФ

— по субъектному признаку. Субъектами права оперативного управления могут быть только федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъекта РФ, муниципальные казенные предприятия (ст. 115 ГК, п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях) и любые учреждения (ст. 120 ГК). Как видно, это и коммерческие, и некоммерческие организации. Такое различие в статусе находит отражение в содержании права распоряжения имуществом, закрепленного за казенным предприятием (ст. 297 ГК) и учреждением (ст. 298 ГК);

— по объектному признаку. Если объектом права хозяйственного ведения выступает лишь публичное имущество, то в праве оперативного управления наряду с этим может быть также и имущество, принадлежащее частным лицам (для частных учреждений);

— по содержанию. При формальном совпадении состава правомочий правообладателя в праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления их содержание различается. Право оперативного управления включает в себя право владения, право пользования и право распоряжения имуществом. Однако в отличие от права хозяйственного ведения право оперативного управления носит более ограниченный характер. Следовательно, и возможности субъекта права оперативного управления по владению, пользованию и распоряжению имуществом, переданным ему собственником, более ограничены по сравнению с возможностями, имеющимися у обладателя права хозяйственного ведения. Пределы осуществления права оперативного управления устанавливаются не только законом, но и целями деятельности названных юридических лиц, заданиями собственника и назначением имущества.

2. При передаче имущества в оперативное управление у собственника сохраняется больший объем прав в отношении имущества по сравнению с передачей имущества в хозяйственное ведение. Так, собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, вправе изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению либо приобретенное за счет выделенных им средств имущество казенного предприятия или учреждения и распорядиться им по своему усмотрению (см.: Постановление Президиума ВАС от 5 апреля 2005 г. N 14450/04 (Вестник ВАС. 2005. N 8)). Однако казенные предприятия и учреждения имеют право обращаться с заявлением в суд о признании недействительными актов управомоченных собственником органов об изъятии или распоряжении имуществом, принадлежащим казенным предприятиям или учреждениям на праве оперативного управления. При этом бремя доказывания наличия обстоятельств, содержащихся в п. 2 ст. 296 ГК, возлагается на указанный орган (п. 41 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

Судебная практика по статье 296 ГК РФ

Рассматривая спор, суды руководствовались статьями 209, 210, 216, 296, 298, 299, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154, 155, 158, 167, 169, 170, 181 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходили из доказанности факта наличия задолженности, а также обязанности именно МВД России по ее оплате.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, руководствуясь положениями статей 210, 296, 298, 309, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 36, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 158. частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений», учитывая разъяснения, данные в пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, признал, что управление, как лицо, владеющее в спорный период времени жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, наравне с другими владельцами помещений в нем является потребителем комплекса услуг и работ, выполняемых истцом в процессе технического обслуживания дома, в отсутствие доказательств своевременной оплаты оказанных истцом услуг, удовлетворил иск.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *