какое игристое вино в россии имеет право называться шампанским

Авторы закона «против Moet» объяснили понятие «российское шампанское»

какое игристое вино в россии имеет право называться шампанским

какое игристое вино в россии имеет право называться шампанским

Самой обсуждаемой новацией стала необходимость убрать слово «шампанское» с бутылок импортного производства, а точнее, с контрэтикеток (обычно расположены на обратной стороне бутылки), и внести изменения в сопроводительную документацию. Это стало причиной приостановки отгрузок в Россию со стороны Moet Hennessy. Специалисты компании трактовали эту норму как запрет на использование слова «шампанское» применительно к своей продукции. Скандал уже вышел на международный уровень — в понедельник, 5 июля, французский Комитет шампанских вин (Comite Champagne) призвал временно прекратить поставки вин в Россию, хотя к этому моменту Moet Hennessy уже согласилась маркировать свои напитки, поставляемые в страну, как «игристое вино». Как пояснил РБК один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Константин Бахарев, «наш закон не может отменить название «шампанское» и ничто не препятствует его ввозу в страну».

какое игристое вино в россии имеет право называться шампанским

При этом в законе появилось другое понятие — «российское шампанское». По регламентам, принятым в ЕС, название «шампанское» могут иметь только игристые вина, произведенные во французском регионе Шампань (Champagne AOC, Appellation d’Origine Contrôlée) по определенной технологии и из определенных сортов винограда. В России, которая использует это название для собственной продукции, вопрос о правовой охране «шампанского» и «коньяка» поднимался после вступления в ВТО, и тогда Федеральная служба по регулированию алкоголя (Росалкогольрегулирование, РАР) разъясняла, что на кириллице термины определяют вид продукции, а не наименование места происхождения товара или географическое указание.

«Термин «российское шампанское» можно использовать только на территории нашей страны, — уточняет еще один автор законопроекта, депутат Михаил Шеремет. — Данный закон будет способствовать условиям дальнейшего развития отечественных винодельческих отраслей, а особенно малых форм хозяйствования. Эти поправки исключительно в интересах развития виноделия в России».

какое игристое вино в россии имеет право называться шампанским

Правда, его коллега по законопроекту, депутат Владимир Синяговский напоминает, что «князь Голицын в том числе стал прародителем отрасли виноделия в России и уже нет смысла спорить о родине шампанского»: «Тем более если шампанское выдержанное (произведенное в России. — РБК), то оно ничем не хуже. Новые называют игристым, хотя и качество нормальное, и виноматериал хороший. Так что нужно продолжать дальше, и коньяки должны быть у нас. Нужно работать на воодушевление. Ну, а Евросоюз — значит, нужно садиться [за стол переговоров], убеждать друг друга», — считает Синяговский.

Князь Голицын и шампанское

Князь Лев Голицын — основоположник виноделия в Крыму, на Кавказе и на территории современного Краснодарского края. «Шипучие вина» голицынских виноделен получали награды на выставках по всему миру. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году произведенное на его крымской винодельне «Новый Свет» шампанское «Парадизио» получило «Гран-при».

«В России производим игристое вино и в небольшом количестве, с особыми требованиями — классический продукт, — отмечает еще один участвовавший в разработке инициативы депутат Наталья Боева. — И если оно произведено так, как записано, а указанная на бутылке информация позволяет отследить его путь от лозы до бокала, то оно может называться российским шампанским».

Крупнейшие российские производители игристого вина заявили, что к лоббированию «российского шампанского» отношения не имеют и введенные для французских коллег требования не поддерживают. Президент группы «Абрау Дюрсо» Павел Титов подчеркнул, что если ресертификация иностранной продукции — это «разовая бюрократия», то норма о «российском шампанском» нарушает логику обсуждения Россией и Францией правил использования термина «шампанское»: «Шампанское производится в регионе Шампань, и это абсолютный постулат. Мы должны уважать зарубежные аппелласьоны, чтобы другие страны уважали и наши».

какое игристое вино в россии имеет право называться шампанским

Гендиректор производящей игристые вина компании «Золотая балка» Елена Костенко ранее заявляла, что французские виноделы имеют «неотъемлемое историческое право» называть игристые вина из Шампани шампанским. «Нам чужое не нужно. Мы предпочитаем заработать репутацию для своих вин только выпуском продукции самого высокого качества, а не присваиванием себе чужих титулов и регалий», — сказала она.

«Мы защищаем своих виноделов и своих производителей, — настаивает Михаил Шеремет. — У нас достаточно качественная продукция, которую нужно продвигать на внутреннем рынке. Мы защищаем свое виноделие, которое сложилось исторически и производит свою продукцию на территории нашей страны. Я считаю, что он [закон] пойдет на пользу, на защиту отечественных виноделов. Это опять же очень важно с точки зрения роста экономики — увеличения прибыли и отчисления в бюджет страны и региона».

Источник

Ремюаж и дегоржаж на Руси: краткая история русского шампанского

Откуда в Крыму шампанское?

Начало этой истории связано с именем князя Льва Голицына, которого по праву можно назвать отцом русского виноделия. Без него не было бы не только виноградников в Крыму, Краснодарском крае и на Кавказе, но и, вероятно, производства русского шампанского.

Но обо всем по порядку. Крым стал местом, куда Голицын уехал из родной Владимирской губернии после тяжелых для него событий. В 1876 году, едва став предводителем муромского уездного дворянства, Лев Сергеевич повздорил со своим предшественником на этой должности Дмитрием Петровичем Засецким, словесный спор перерос в открытый конфликт — и Голицын ударил своего соперника хлыстом. Суд вынес решение не в пользу будущего отца русского виноделия. В результате тот был вынужден забыть о довольно успешно начавшейся карьере юриста и, отбыв наказание под домашним арестом, покинул родные места. Причиной ссоры стала ревность: у Голицына был роман с женой Дмитрия Петровича Надеждой Засецкой. У них даже родилось две дочери — Софья и Надежда.

Спустя пару лет, проведенных в Крыму, Голицын купил усадьбу Новый Свет, которую на тот момент, по иронии судьбы, продавали Надежда Засецкая и ее брат. По другой версии, Надежда сама подарила свою половину дома князю или их детям, а вот ту часть, которая принадлежала брату Засецкой, Голицын уже выкупал. Именно здесь князь начал эксперименты с виноградарством, о котором узнал во время своих путешествий по Европе: несколько лет вместе с Надеждой они жили в Германии, Франции и Италии. На площади в 20 гектаров он стал культивировать 600 видов винограда. Некоторые из них прижились и положили начало крымскому виноделию.

Голицын подходил к виноделию скорее как к искусству, чем бизнесу — немалую часть своих вин раздаривал, а оставшуюся продавал по заниженной цене, чтобы с помощью хорошего вина отучить простой народ от водки

Параллельно с этим Голицын строил сеть винных подвалов в горе Коба-Кая: тут были и сами подвалы для выдержки вин, хранения винограда, и дегустационные и приемные залы. Один из таких залов — естественный природный грот, оборудованный для приема гостей, на самом берегу — в народе называют гротом Шаляпина: по легенде, великий певец однажды выступал там на одном из светских приемов князя, и, когда он запел, бокал с шампанским в его руке лопнул. Этот грот сейчас является частью так называемой голицынской тропы — одной из главных достопримечательностей Нового Света. Общая протяженность подвалов — более трех километров. Однако Голицыну так и не удалось полностью воплотить в жизнь свои масштабные планы по строительству тоннелей: историки полагают, что в какой-то момент у него просто закончились средства на строительство.

Но вернемся к вопросам виноделия. Сначала князь занимался только вином, но в конце XIX века принялся за производство шампанского. В 1900 году его марка «Парадиз» была удостоена Гран-при на всемирной выставке в Париже. Русское шампанское впервые в истории дегустационных конкурсов получило высшую награду. Так как Голицын подходил к виноделию скорее как к искусству, чем бизнесу — немалую часть своих вин раздаривал, а оставшуюся продавал по заниженной цене, чтобы с помощью хорошего вина отучить простой народ от водки, — у него накопилось немало долгов. Его материальное положение оставляло желать лучшего, и здоровье ухудшалось. Поэтому в 1912-м он принял решение передать часть своих владений, куда входили завод по производству шампанских вин, подвалы и его знаменитая коллекция, императору Николаю II. Спустя три года князь скончался в Феодосии, и другая часть имения и все наследство Голицына отошли его дочерям.

Что стало с русским шампанским в советские годы?

В ранние советские годы судьба завода была непростой: в 1918–1920 годах его не раз грабили, вся коллекция вин, накопленная за годы жизни Голицына, была вывезена. Шампанское стало считаться напитком исключительно буржуазным, а введение сухого закона и вовсе поставило крест на развитии виноделия. Ситуация изменилась в 1924 году с отменой антиалкогольных советских кампаний. Глава советского правительства Алексей Рыков поставил перед виноделами, на первый взгляд, почти невозможную задачу: шампанское должно было стать напитком, доступным любому советскому гражданину.

Во времена Голицына шампанское готовилось по классической французской технологии — вызревало в бутылках по несколько лет, что делало производство долгим и дорогостоящим. Чтобы получить на выходе более дешевый и скороспелый продукт, Антон Фролов-Багреев, ученый-винодел, которому поручили решить эту задачу, предложил новую технологию производства — резервуарный метод. Теперь шампанское бродило в резервуаре, что делало производство более массовым, а весь процесс брожения занимал около месяца. Изобретатель нового способа приготовления шампанского в 1942 году был удостоен Сталинской премии.

Культура потребления игристых вин продвигалась с помощью кинематографа: ни один новогодний фильм не обходился без бутылки «Советского шампанского» в кадре

Первый послевоенный тираж завод «Новый Свет» выпустил в 1937 году. Именно тогда вино появилось в продаже по всей стране и стало общедоступным. «Советское шампанское» постепенно стало атрибутом партийной радости. В 1936 году министр пищевой промышленности Анастас Микоян так объяснял постановление совнаркома о резком увеличении производства шампанских вин: «Товарищ Сталин сказал, что стахановцы сейчас зарабатывают много денег, много зарабатывают инженеры и другие трудящиеся. А если захотят купить шампанского, смогут ли они его достать? Шампанское — признак материального благополучия, признак зажиточности».

Впоследствии культура потребления игристых вин продвигалась с помощью кинематографа: ни один новогодний фильм не обходился без бутылки «Советского шампанского» в кадре.

Что происходит с новосветским шампанским сегодня?

Сегодня производство ведется по классической технологии, которую еще в XIX веке привез из Франции князь Голицын. «Классика» в мире игристых вин — тот самый метод производства, которого, согласно нормам Европейского союза, придерживаются производители из Шампани. Напомним, что, по законам Евросоюза, шампанским можно называть только игристые вина, произведенные в провинции Шампань с соблюдением ряда четко регламентированных требований к процессу производства. Таким образом, технически «Новый свет» шампанским не является. Однако за пределами ЕС шампанскими все же называют игристые вина, изготовленные по классической технологии. И новосветское шампанское не исключение.

Так называемая «классика», или традиционный способ производства игристых вин, включает в себя несколько этапов:

Брют, сухое, полусладкое… Какая вообще разница?

Все эти виды шампанских и игристых вин различаются по количеству добавленного экспедиционного ликера. Согласно ГОСТу, установлена следующая градация вин по количеству содержащегося в них сахара:

Источник

Путин подписал закон, вызвавший остановку поставок шампанского от Moet

какое игристое вино в россии имеет право называться шампанским

Этот документ предусматривает поправки в 171-ФЗ «О регулировании алкогольной продукции», которые уточняют определения и вносят дополнительные требования для винодельческой продукции.

какое игристое вино в россии имеет право называться шампанским

В частности, формулировку «игристое вино (шампанское)» заменили на категорию «игристое вино, включая российское шампанское». При этом классификация вин защищенного географического наименования (ЗГУ)/защищенного наименования места происхождения (ЗНМП) осуществляется на основании российской национальной системы защиты винодельческой продукции, которая распространяется только на российские вина. Таким образом, понятие «шампанское» разрешили использовать только в отношении шампанского, произведенного на территории России.

какое игристое вино в россии имеет право называться шампанским

В связи с принятием этих поправок один из крупнейших производителей шампанского Moet Hennessy сообщил, что останавливает отгрузки в Россию на неопределенный срок, узнал РБК. Изменения в законодательстве потребуют от дистрибуционного подразделения компании «Моет Хеннесси Дистрибьюшн Рус» пересертификации шампанских вин для изменения категории на игристое вино и изменения маркировки продукции. Как говорится в ее письме к российским партнерам, производители шампанского «не подтвердили готовность изменить категорию шампанских вин для российского рынка».

По данным ЦИФРРА, Россия ежегодно импортирует около 50 млн л импортных игристых и шампанских вин, из них 13% — шампанское из Франции. На долю Moet Hennessy приходится меньше 2%.

Источник

Роспатент объяснил право России на свои «коньяк» и «шампанское»

какое игристое вино в россии имеет право называться шампанским

В Роспатенте объяснили, почему Россия может использовать понятия «шампанское» и «коньяк» в отношении напитков, произведенных на территории страны.

Ранее в России приняли поправки в закон «О регулировании алкогольной продукции». Они вводят понятия «российское шампанское» и «коньяк России», а импортеры теперь должны вместо «шампанское» на бутылке писать «игристое вино».

В Роспатенте, комментируя РБК ситуацию, сослались на ст. 24 (6) Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15 апреля 1994 года, а именно на раздел, посвященный охране географических указаний.

В этом разделе «ничто не требует от страны — члена ВТО [Всемирной торговой организации] применять содержащиеся в нем положения в отношении географического указания любого другого члена ВТО для товаров или услуг, для которых соответствующее указание идентично термину, привычному в разговорном языке в качестве общепринятого названия таких товаров или услуг на территории упомянутой страны-члена», отметили в Роспатенте.

В России наименования «шампанское» и «коньяк» давно вошли во всеобщее употребление для обозначения определенных товаров, продолжили в ведомстве. В таком же смысле они используются в ЕС, но там эти слова, равно как и «кальвадос», могут быть написаны латиницей только изготовителями из соответствующих географических регионов, напомнили в Роспатенте. «Таким образом, использование слов «шампанское» и «коньяк» не может вводить российского потребителя в заблуждение в отношении места происхождения товара», — отметили в ведомстве.

какое игристое вино в россии имеет право называться шампанским

В то же время надписи сhampagne и сognac на латинице могут создать у потребителя «ложное впечатление», например если названный так товар произведен в России. «По этой причине российская сторона придерживается понимания о необходимости пресечения неправомерного использования подобных обозначений в отношении спиртной продукции», — пояснили в Роспатенте.

За рубежом новые поправки в закон «О регулировании алкогольной продукции» раскритиковали. В Еврокомиссии отметили, что они будут иметь «значительное влияние на винный экспорт», и пообещали «делать все необходимое, чтобы выразить свое несогласие и опасения по поводу этого проекта»; а глава МИД Франции пригрозил России последствиями в случае нарушений правил Всемирной торговой организации.

В свою очередь, посол Евросоюза в России Маркус Эдерер увидел в поправках «слабо скрытое» продолжение продовольственного эмбарго. Он назвал изменения «выстрелом в ногу» и предупредил, что от них пострадают российские потребители.

В связи с принятием поправок компания Moet Hennessy объявила о приостановке отгрузки шампанских вин в Россию. Специалисты компании трактовали эту норму как запрет на использование слова «шампанское» применительно к своей продукции. Позже Moet Hennessy сообщила, что согласилась маркировать свои напитки, импортируемые в Россию, как «игристое вино» вместо «шампанское», и возобновит поставки после отлаживания процессов по корректировке этикеток.

Источник

Закон «против шампанского». Почему он появился и как будет работать

какое игристое вино в россии имеет право называться шампанским

какое игристое вино в россии имеет право называться шампанским

Но документ еще до его подписания президентом России обернулся почти международным скандалом — из-за него приостановил поставки в Россию один из крупнейших мировых производителей шампанского Moet Hennessy.

какое игристое вино в россии имеет право называться шампанским

РБК разбирался, на каких бутылках теперь можно писать «шампанское», что такое «российский коньяк» и почему виноделам необходима федеральная саморегулируемая организация.

Как появилась идея поправок

С идеей изменения закона 171-ФЗ группа депутатов выступила еще в 2017 году. Согласно пояснительной записке четырехлетней давности, оно вызывалось необходимостью уточнения и конкретизации в законодательстве отдельных регулирующих положений и норм с учетом особенностей винодельческого производства, «создающих нормативно-правовую базу для дальнейшего поступательного развития российского виноградарства и виноделия». Национальная экономика, по версии авторов поправок, не использовала высокий экономический потенциал винодельческой отрасли в качестве «эффективного инструмента развития южных регионов России». «Ни одна сельскохозяйственная культура не обеспечивает на единицу земельной площади столько рабочих мест и валовой продукции, как виноград», — отмечали они.

Поправки уточняли используемые в отрасли определения, в частности такие как «винодельческая продукция» и «виноматериалы», относили коньячный спирт к виноделию, вводили понятия игристого вина (шампанского), российского коньяка и других напитков, включали малых производителей — крестьянские (фермерские) хозяйства — в программы стимулирования развития малого предпринимательства и содержали другие в принципе полезные положения.

Правда, правительство законопроект не поддержало, указав в предварительном отзыве на большое количество нестыковок и нечеткость формулировок. Проект дорабатывался, в 2019 году был принят и в первом, и во втором чтениях, но затем вновь был возвращен ко второму. В итоге финальное рассмотрение прошло сразу в двух чтениях в июне 2021 года. Председатель нижней палаты Федерального собрания Вячеслав Володин после голосования по поправкам отметил: « Законопроект очень непростой. Чтобы он был поддержан единогласно, большая работа комитетом проделана».

Как рассказывал РБК президент ГК Simple Максим Каширин, поправки получили свою финальную форму лишь ко второму чтению и не обсуждались с профессиональным сообществом. «Я давно не припомню, чтобы новое законодательство принималось в такие сроки — чуть ли не в последний день работы Госдумы — и не давало никакого переходного периода», — возмущался он. Некоторые опрошенные РБК участники алкогольного рынка все же признали, что были в курсе поправок, они знакомились с ними в 2020 году. Почему никто из бизнес-сообщества тогда не стал обращать внимания на обнаружившиеся впоследствии неясности в формулировках, собеседники РБК не объясняют.

Один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Константин Бахарев, сказал РБК, что поправки в 171-ФЗ были необходимы для поддержки российского винного производства и достижения единообразия требований к российской и зарубежной продукции. Он напомнил, что быстро развивающаяся винодельческая отрасль в России получила свой собственный регулирующий документ (468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии») только в 2019 году и он требует доработки.

«Мы защищаем свое виноделие, которое сложилось исторически и производит свою продукцию на территории нашей страны, — поясняет еще один автор законопроекта, депутат Михаил Шеремет («Единая Россия»). — Я считаю, что он (закон. — РБК) пойдет на пользу, на защиту отечественных виноделов. Это опять же очень важно с точки зрения роста экономики — увеличения прибыли и отчислений в бюджет страны и региона». При этом он отмечает, что «каждый закон требует на протяжении времени какой-то донастройки»: «Ежемесячно мы возвращаемся в свои регионы и на месте, на практике уже смотрим, как работают принимаемые законы, их эффективность. В ходе диалога с нашими избирателями, в том числе предпринимателями, которые просят внести те или иные поправки, виноделы Крыма поддерживают принятые поправки в 171-ФЗ».

Депутат Юрий Смирнов («Единая Россия», комитет по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи) подчеркивает, что у закона «О виноградарстве и виноделии» «непростая судьба»: «Достаточно сказать, что с момента принятия документа Госдумой в первом чтении и его опубликования после подписания президентом прошло два года. После рассмотрения законопроекта во втором чтении было принято решение привлечь к работе над документом отраслевых специалистов». Депутат Наталья Боева (также «Единая Россия», комитет по аграрным вопросам), в свою очередь, отмечает, что над поправками работали два года и «все это время споры вокруг него не утихали». «Я знаю, что закон подвергается критике. Но критиковать всегда легче. Закон необходимо дорабатывать, поэтому комитет по аграрным вопросам ждет предложений и готов их обсуждать», — анонсирует она.

Остальные авторы законопроекта (всего их 14) на момент публикации не ответили на вопросы РБК.

Какими должны быть этикетки для шампанского

Самой обсуждаемой новацией стала необходимость убрать слово «шампанское» с бутылок импортного производства, а точнее, с контрэтикеток (обычно расположены на обратной стороне бутылки) и из сопроводительной документации. Именно это и стало причиной приостановки отгрузок в Россию со стороны Moet Hennessy. Специалисты компании трактовали эту норму как запрет на использование слова «шампанское» применительно к своей продукции. Скандал быстро вышел на международный уровень — в понедельник, 5 июля, французский Комитет шампанских вин (Comite Champagne) призвал временно прекратить поставки вин в Россию, хотя Moet Hennessy уже согласилась маркировать свои напитки, поставляемые в страну, как «игристое вино».

Все это вызвано тем, что содержащееся в законе определение «игристые вина (шампанское)», которое раньше использовалось компаниями-импортерами (при ввозе и регистрации в системах учета, например в ЕГАИС), в результате поправок изменилось на «игристое вино, включая российское шампанское». Строго говоря, это значит, что на контрэтикетке бутылки и в декларациях соответствия продукции производителям импортного алкоголя необходимо отказаться от слова «шампанское» и писать «игристое вино».

Впрочем, Бахарев с этим не совсем согласен: «Наш закон не может отменить название «шампанское», и ничто не препятствует его ввозу в страну».

Как бы то ни было, изменение терминологии в определениях и классификации винной продукции потребует от импортеров вин не только изменить информацию на бутылке, но и провести новую сертификацию продукции. «Новые термины и определения в том виде, как они прописаны, несут технические риски со стороны регуляторов», — предупреждает руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев. По его подсчетам, изменения потребуются для 20 тыс. наименований, что обойдется отрасли в 140–150 млн руб. «Вопрос не в деньгах, а в том, что аккредитованная лаборатория не рассчитана на такие объемы обработки образцов, которые сначала еще нужно импортировать. Сколько недель она будет обрабатывать запрос всего рынка — неизвестно. А ведь еще требуются изменения в кодах ЕГАИС и ТН ВЭД», — резюмирует он.

Бренд-директор импортирующей вино компании АСТ Наталия Шастина также отмечала, что продукция, которая должна заводиться в ЕГАИС в ближайшее время, потребует переоформления и новой сертификации. «Переклейка контрэтикетки и пересертификация могут быть сделаны в то время, пока продукция едет на склад для оклейки акцизными марками, это не должно занять много времени, но могут увеличиться сроки получения сертификации, если сейчас все российские компании обратятся в лаборатории», — поясняла она.

Один из крупных импортеров сообщил, что по состоянию на среду, 7 июля, запросов о новых сертификатах на продукцию от контролирующих органов еще не было. «Пока происходит политическая буря в стакане воды, никто не понимает, как трактовать положения закона, в которых нет согласованности с положениями об импорте для стран ЕАЭС», — описывает ситуацию собеседник РБК.

Что такое «российское шампанское»

Определение «российское шампанское» в контексте закона также является неоднозначным. По регламентам, принятым в ЕС, название «шампанское» могут иметь только игристые вина, произведенные во французском регионе Шампань (Champagne AOC, Appellation d’Origine Contrôlée) по определенной технологии и из определенных сортов винограда.

В России, которая использует это название для собственной продукции, вопрос о правовой охране «шампанского» и «коньяка» поднимался после вступления в ВТО, и тогда Федеральная служба по регулированию алкоголя (Росалкогольрегулирование, РАР) разъясняла, что на кириллице термины определяют вид продукции, а не наименование места происхождения товара или географическое указание. «Термин «российское шампанское» можно использовать только на территории нашей страны, — уточняет депутат Михаил Шеремет. — Данный закон будет способствовать условиям дальнейшего развития отечественных винодельческих отраслей, а особенно малых форм хозяйствования. Эти поправки исключительно в интересах развития виноделия в России».

Правда, его коллега по законопроекту — депутат Владимир Синяговский («Единая Россия», комитет по транспорту и строительству) — напоминает, что «князь Голицын в том числе стал прародителем отрасли виноделия в России и уже нет смысла спорить о родине шампанского»: «Тем более если шампанское выдержанное (произведенное в России. — РБК), то оно ничем не хуже. Новые называют игристым, хотя и качество нормальное, и виноматериал хороший. Так что нужно продолжать дальше, и коньяки должны быть у нас. Нужно работать на воодушевление. Ну, а Евросоюз — значит, нужно садиться [за стол], убеждать друг друга», — считает Синяговский. «В России производим игристое вино и в небольшом количестве, с особыми требованиями — классический продукт, — отмечает Боева. — И если оно произведено так, как записано, а указанная на бутылке информация позволяет отследить его путь от лозы до бокала, то оно может называться российским шампанским».

Крупнейшие российские производители игристого вина решительно заявили, что к лоббированию «российского шампанского» отношения не имеют и введенные для французских коллег требования не поддерживают. Президент группы «Абрау-Дюрсо» Павел Титов подчеркнул, что если ресертификация иностранной продукции — это «разовая бюрократия», то норма о «российском шампанском» нарушает логику обсуждения Россией и Францией правил использования термина «шампанское»: «Шампанское производится в регионе Шампань, и это абсолютный постулат. Мы должны уважать зарубежные аппелласьоны, чтобы другие страны уважали и наши».

Гендиректор производящей игристые вина компании «Золотая балка» Елена Костенко ранее заявляла, что французские виноделы имеют «неотъемлемое историческое право» называть игристые вина из Шампани шампанским. «Нам чужое не нужно. Мы предпочитаем заработать репутацию для своих вин только выпуском продукции самого высокого качества, а не присваиванием себе чужих титулов и регалий», — сказала она.

РБК обратился за комментарием в Федеральную службу по интеллектуальной собственности.

Больше земель под виноградники

Согласно новой версии закона 171-ФЗ, под виноградники теперь можно использовать не только участки виноградопригодной земли, но и участки сельскохозяйственного назначения или в составе зон сельскохозяйственного использования. Как пояснил Титов, разрешение использования земель сельскохозяйственного назначения расширяет возможности виноградарей, так как закон не фокусируется теперь только на реестре виноградопригодных земель. По данным НКР, на конец 2020 года Россия занимала 20-е место по площади виноградников, 12-е место в ренкинге производителей вина и шестое место среди его крупнейших импортеров.

Из чего делать «коньяк России»

Кроме того, закон вводит термин «коньяк России» — это определение может быть указано на этикетке продукции, произведенной на 100% из выращенного в России винограда. Поправки также создают систему подразделения коньяков по году выдержки: ординарные (трех-, четырех-, пятилетний), марочные (КВ — коньяк выдержанный, изготовленный из дистиллятов с выдержкой не менее шести лет; КВВК — коньяк выдержанный высшего качества с выдержкой не менее восьми лет; КС — коньяк старый с выдержкой не менее десяти лет; ОС — коньяк очень старый, выдержка не менее 20 лет) и коллекционные — марочные коньяки, дополнительно выдержанные в дубовых бочках не менее трех лет.

При этом закон разрешает в течение семи лет со дня его вступления в силу переработку или использование в целях производства коньяка коньячного дистиллята, произведенного за пределами России.

Но, как и термин «шампанское», «коньяк» является защищенным географическим наименованием. Коньяком может называться только бренди, произведенный во французском департаменте Шаранта, где расположен город, давший название напитку, — Коньяк.

Зачем нужен новый регулятор

Российское виноделие регулируют несколько федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ): Минсельхоз отвечает за госполитику и нормативно-правовое регулирование в сфере виноградарства и виноделия; вопросы лицензирования и осуществления госконтроля напитков, регулируемых законом об обороте алкоголя, находятся в ведении РАР; Минпромторг курирует рынок в части торговли.

Согласно новой версии закона, у виноделов появится новый регулятор — федеральная саморегулируемая организация (ФСРО) с широкими регуляторными возможностями. Так, к примеру, продукцию ЗГУ (вина защищенного географического указания с обозначением региона производства) и ЗНМП (вина защищенного наименования места происхождения, с указанием виноградника / малой территории производства — муниципалитета или поселения) могут производить только члены этой организации. Организация будет заниматься определением виноградо-винодельческих зон, терруаров, разрешенных сортов винограда. В федеральную организацию будут входить региональные советы и комитеты, которые станут создаваться по принципу объединения виноградарских и винодельческих хозяйств, совокупно владеющих не менее чем 50% от виноградных насаждений соответствующих винодельческих районов или терруаров. При голосовании членов ФСРО голоса будут учитываться пропорционально площади имеющихся у каждой компании виноградных насаждений. В зависимости от объема площадей под виноградниками будут рассчитываться и членские взносы.

В отношении федеральной СРО пока неясны ни детали ее устройства, ни сроки создания. По словам Бахарева, с предложением о создании организации выступал Союз виноградарей и виноделов России. Но президент союза Леонид Попович сообщил РБК, что не обладает информацией об уставе организации и сроках ее создания.

Что такое российские терруары и аппелласьоны

Классификация вин ЗГУ и ЗНМП осуществляется на основании российской национальной системы защиты винодельческой продукции, которая распространяется только на российские вина. А значит, эти формулировки не смогут использовать импортеры, маркируя таким образом иностранную продукцию на контрэтикетках и в сопроводительных документах. К ЗГУ, в частности, относятся регионы «Долина Дона», «Ставрополье», «Дагестан», «Долина Терека», «Нижняя Волга» и «Крым», «Кубань», «Кубань. Геленджик», «Кубань. Новороссийск», «Кубань. Анапа», «Кубань. Крымск», «Кубань. Таманский полуостров» и т.д. К ЗНМП — Семигорье, Голубицкая Стрелка, Тмутаракань, Южный берег Тамани, Долина Лефкадия, Дивноморское, Абрау-Дюрсо, Арпачин, Мысхако и т.д.

Как пояснил Бахарев, создание ФСРО необходимо в связи с тем, что в изначальной редакции закона «О виноградарстве и виноделии» ряд полномочий должен был быть отнесен к компетенции единого ФОИВ. Однако на деле правовое регулирование распределено между многими ФОИВ, и появление ФСРО сможет снять часть этих вопросов.

Винодел и председатель Ассоциации виноградарей и виноделов «Севастополь» Олег Репин напомнил, что до принятия текущих поправок полномочия СРО, представлявших собой сообщества виноделов и образованных по территориальному принципу, были сведены к минимуму: одна из их основных функций заключалась в установлении границ территорий защищенного географического указания.

Полномочия, которые должна получить федеральная СРО, по мнению Репина, противоречат другим законам — ведь вступление в СРО носит добровольный характер. «Кроме того, образование такой организации, которая отвечает за создание центральной дегустационной комиссии, выдачу сертификатов, расчет потребности в акцизных марках, но управляется участниками рынка (с перекосом в сторону крупнейших производителей), может повлечь за собой возникновение коррупционных схем», — объясняет Репин.

РБК обратился за комментариями в Минсельхоз и Минпромторг.

Депутат Бахарев считает, что техническую сторону трактования закона должны разрешить разъяснения РАР или подзаконные акты, выпущенные регуляторами. В РАР вопрос РБК переадресовали в Министерство финансов, уточнив, что вопросы госполитики находятся в его ведении. РБК обратился за комментарием в Минфин.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *