какое гуманитарное движение культуры возрождения противостояло религиозной идеологии

§ 21. Гуманизм и Возрождение

какое гуманитарное движение культуры возрождения противостояло религиозной идеологии

какое гуманитарное движение культуры возрождения противостояло религиозной идеологииКак гуманистические идеи повлияли на культуру Возрождения?

какое гуманитарное движение культуры возрождения противостояло религиозной идеологииЧем отличаются взгляды гуманистов на предназначение человека от религиозных представлений? Почему гуманистов интересовала античная культура? (История Нового времени, 7 класс)

Сайт:Профильное обучение
Курс:Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
Книга:§ 21. Гуманизм и Возрождение
Напечатано::Гость
Дата:Четверг, 28 Октябрь 2021, 13:58

Оглавление

1. Исторические предпосылки развития культуры Возрождения

Период идейного и культурного развития стран Западной и Центральной Европы, охватывающий XIV–XVI вв., вошел в историю под названием Ренессанс (фр. Renaissance — Возрождение). Отказ от средневековой религиозности и аскетизма, расцвет гуманизма, научные открытия и новые изобретения стали характерными чертами новой эпохи.

какое гуманитарное движение культуры возрождения противостояло религиозной идеологии

В чем же заключались причины становления в Европе новой культуры? В расширении торговых связей и знакомстве с другими народами? В урбанизации, развитии ремесел и финансовой системы? В падении авторитета католической церкви и становлении национальных государств? Или же решающим фактором стало пробуждение интереса европейцев к Античности?

Ренессанс начался с Италии — ​самого урбанизированного региона Европы, где раньше, чем где бы то ни было, начали складываться капиталистические отношения. В итальянских городах-­государствах феодальная знать была тесно связана с купеческой верхушкой, а сословная структура была сильно размыта. Именно в городской среде наиболее отчетливо стала проявляться динамика в мировосприятии различных слоев общества. Для ведения новой коммерческой деятельности требовалось новое мировоззрение, которое концентрировалось бы не на Боге, а на деятельном, активном, успешном человеке. Не удивительно, что именно итальянские города стали центрами науки и искусства, свободными от церковных канонов и предписаний.

какое гуманитарное движение культуры возрождения противостояло религиозной идеологии

Важной чертой становления культуры Возрождения стало ослабление влияния церкви на общество. Моральное разложение и духовный застой настроили против католического духовенства свободомыслящих людей. Светские правители также были недовольны влиянием церкви, предпочитая проводить независимую политику, направленную на создание централизованных государств с абсолютной властью правителя.

Крестовые походы на Восток, падение Византии в 1453 г., а также знакомство с арабо-­мусульманским миром обогатили европейскую культуру, привели к заимствованию новых, не характерных для нее привычек и обычаев. Однако не следует забывать о том, что мусульманская культура впитала многое из античного наследия. На арабский язык были переведены практически все знаменитые труды греческих авторов. С арабского Востока в Европу проникли сочинения Платона, Аристотеля, Пифагора, Эвклида и др. Еще в большей степени, чем арабская культура, Античностью была пропитана культура византийцев. Бежавшие в Европу после падения Константинополя византийцы перевозили свои библиотеки с трудами греческих и римских авторов.

Открытие новых земель и континентов привело европейцев к пониманию ошибочности христианского описания мира с представлениями о плоской Земле и движении Солнца вокруг нее. Достижения в области астрономии, дальние плавания и кругосветные путешествия показали людям реальный мир. Расширение пространственных горизонтов требовало новой интерпретации действительности и места человека в ней. Идеал средневекового монаха-­аскета больше не удовлетворял активную, предприимчивую часть европейского общества.

2. Гуманизм – философия Возрождения

На рубеже Средних веков и Нового времени в противовес церковному взгляду на человека как на ничтожное и греховное существо возникло новое мировоззрение — ​гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный). Его приверженцев начали называть гуманистами. Гуманизм стал философской основой, идеологией европейского Возрождения.

какое гуманитарное движение культуры возрождения противостояло религиозной идеологии

Гуманистов привлекали прежде всего человек и его дела. Религиозный идеал отказа от радостей жизни, свой­ственный Средневековью, сменился живым интересом к миру. Целью человеческого существования объявлялись радость и наслаждение жизнью, активные действия, направленные на утверждение своего места в мире. Как провозгласил итальянский гуманист Дж. Пико делла Мирандола, человеку «дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, кем хочет». Признание не­ограниченных возможностей человеческого ума стало неотъемлемой частью самосознания представителей культуры Возрождения.

Гуманисты провозгласили право человека на счастье в земной, а не загробной, жизни, право на свободу, справедливость и лучшее общественное устройство. Однако не следует идеализировать гуманизм и игнорировать его внутренние противоречия. Раскрепощая человеческую личность от духовной власти католической церкви, гуманизм в то же время способствовал воспитанию глубокого индивидуализма, способного оказать негативное влияние на взаимодействие людей в социуме. Приверженцы гуманистических идей были выходцами из высших слоев общества. Они с презрением относились к беднякам и обращались, как правило, к богачам и аристократам с призывом получать дорогостоящее образование.

В XVI в. гуманистическое движение охватило большинство европейских стран: от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от Пиренейского полу­острова до Польши и Венгрии.

Основные идеи Ренессанса нашли отражение в литературе. Итальянские писате­ли Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, писатели-­гуманисты Франсуа Рабле из Франции, Уильям Шекспир из Англии, Мигель де Сервантес из Испании обратили свой взор на человека как личность, свободную от религиозных предрассудков, со сложными чувствами, стремлением познать окружающий мир через здравый смысл и личный опыт.

2-1. Изменения в духовной жизни и культуре

Культура Возрождения имела светский, антирелигиозный характер. Она утверждала гуманистические идеалы гармоничной, раскрепощенной творческой личности. Это произвело грандиозный переворот в системе духовных ценностей: на передний план выдвигалось не поклонение Богу, а интерес к человеку. Гуманисты были глубоко верующими людьми, однако с негодованием относились к порокам католической церкви. Средневековье они оценивали как время религиозной тьмы и невежества.

какое гуманитарное движение культуры возрождения противостояло религиозной идеологии

какое гуманитарное движение культуры возрождения противостояло религиозной идеологииОдним из самых известных критиков церкви стал голландский мыслитель, ученый и богослов Эразм Роттердамский. В произведении «Похвала глупости» он выразил отвращение к фальшивой морали и паразитическому образу жизни католического духовенства. Ученый-гуманист требовал возврата к истинной христианской морали. Цель жизни человека он видел в следовании законам высокой нравственности, а возможность построения совершенного общества связывал с ростом духовности.

какое гуманитарное движение культуры возрождения противостояло религиозной идеологии

В XVI в. движение гуманистов охватило большинство европейских стран: от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от Пиренейского полуострова до Польши и Венгрии.

3. Искусство Возрождения

В эпоху Возрождения появились новые светские направления живописи, новая скульптура и архитектура, которые отражали изменения во взглядах на окружающий мир и на человека.

какое гуманитарное движение культуры возрождения противостояло религиозной идеологии

Художники, используя игру света и тени, научились передавать ощущение пространства. Все многообразие мира и богатство личности человека стремились отобразить на своих полотнах выдающиеся живописцы Возрождения, работавшие в XVI в.: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело и Тициан в Италии, Питер Брейгель Старший в Нидерландах, Альбрехт Дюрер в Германии и др.

какое гуманитарное движение культуры возрождения противостояло религиозной идеологии

какое гуманитарное движение культуры возрождения противостояло религиозной идеологии

Значительный вклад в технику ­живописи внесли фламандские художники. Они первыми стали экспериментировать с красками на масляной основе. Новые краски, в отличие от использовавшихся ранее темперных, высыхали медленнее и легче смешивались. Поэтому художники смогли передавать на своих полотнах неуловимые тени и тончайшие оттенки цвета.

В эпоху Ренессанса художники вернулись к классическим принципам греческого и римского искусства. Они путешествовали по Италии, черпая вдохновение в созерцании древнеримских сооружений и скульптур.

Чтобы реалистично изображать человеческое тело, художники обратились к анатомии, которую они стали изучать по телам умерших. Из-за преследований церкви делать это приходилось втайне. В эпоху Возрождения благодаря изучению строения человеческого тела было создано много шедевров скульптуры и жи­вописи.

Радикальные изменения произошли и в архитектуре. Инженерные принципы, разработанные Филиппо Брунеллески в XV в., использовал при проектировании купола собора святого Петра в Риме знаменитый Микеланджело Буонарроти.

3-1. Женщина в эпоху Ренессанса

В эпоху Возрождения произошло переосмысление места и роли женщины в обществе и культуре. Появился новый образ женщины — представительницы знати, юной аристократки, питающей особую тягу к учебе и стремящейся к большей самостоятельности. Однако нередко таким женщинам оказывалось сложнее распоряжаться имуществом и заявлять о себе в политике, чем представительницам эпохи Средневековья.

Тем не менее в XVI в. было немало женщин-правительниц. Самые известные из них — королевы Екатерина Медичи во Франции, Мария Стюарт в Шотландии, Изабелла Кастильская в Испании, Мария I Тюдор и Елизавета I в Англии.

какое гуманитарное движение культуры возрождения противостояло религиозной идеологииШотландский богослов и реформатор Джон Нокс в произведении «Первый трубный глас против чудовищного режима женщин» яростно осуждал женщин-политиков: «Поощрять женщину к господству, превосходству, владычеству или имперскому правлению над любым государством, народом или городом отвратительно по природе, это оскорбление по отношению к Богу и подрыв правильного порядка… и справедливости».

В эпоху Возрождения появились уникальные модели устройства общества, в рамках которых было переосмыслено место женщин. Однако эти модели частично воплотились в жизнь только в XX в. Впервые в европейской истории зародилась революционная по своей сути мысль о равенстве мужчин и женщин. Эту идею, в частности, провозгласил в знаменитой «Утопии» Томас Мор. В своем идеальном государстве он позволил женщинам наравне с мужчинами участвовать в жизни общества, заниматься земледелием, изучать ремесла, становиться священниками, служить в армии, получать образование. Воспитанием же детей, по мнению автора «Утопии», может заниматься все общество. Конечно, подобные идеи были слишком новаторскими для того времени. Большинство современников Т. Мора видели в женщине в первую очередь мать, которая должна воспитывать детей.

Положение женщин вне зависимости от богатства значительно отличалось от положения мужчин. Хорошо образованные аристократки, сведущие в живописи, музыке и танцах, украшали жизнь своих мужей, им отводилась роль заботливых жен и матерей. Исключение составляли некоторые вдовы в Италии и Франции, сумевшие после смерти мужей-коммерсантов стать полноценными членами торговых гильдий.

Женщина из знатной семьи, как правило, всю жизнь зависела от мужчин, которые должны были ее материально обеспечивать: сначала от отца, затем от мужа. Не удивительно, что большое внимание при заключении браков уделялось брачному договору, в котором фиксировалось приданое невесты. Простолюдинки не могли рассчитывать на содержание родителей или мужей. С 12 лет девочки из простых семей шли работать, чтобы обеспечить себя и собрать деньги на приданое.

Заметным достижением Возрождения стал постепенный рост числа образованных женщин, преимущественно из знати. Обучение в университетах оставалось прерогативой мужчин. Женщины же получали, как правило, домашнее образование. Благодаря развитию книгопечатания они стали активно вовлекаться в интеллектуальную жизнь.

Значительную роль в распространении книжной культуры среди аристократок сыграли светские салоны, организовывавшиеся светскими дамами, как правило, дома. Обретшие популярность с 1600-х гг., салоны стали местом дискуссий, обмена мнениями. Широкую известность приобрели салоны Маргариты Валуа и Маргариты Наваррской во Франции. Все больше знатных дам увлекалось поэзией, литературой и живописью. Некоторые из них стали профессионалами в области искусства.

какое гуманитарное движение культуры возрождения противостояло религиозной идеологииСвоими творческими достижениями прославилась итальянская аристократка Софонисба Ангвиссола, первая известная художница эпохи Ренессанса. Общественным признанием ее таланта стало то, что в 27 лет она была приглашена в Мадрид ко двору Филиппа II в качестве придворной художницы. Там она создала знаменитые портреты членов королевской семьи. Многие художники той эпохи учились у нее и подражали ее стилю. Великий Микеланджело особо оценил ее талант.

Об изменении отношения к женщине в европейском обществе эпохи Возрождения свидетельствует культура того времени. Подчинение человека Богу, проповедовавшееся в Средневековье, сменилось преклонением перед красотой. При этом особое место отводилось изображению женской красоты. В искусстве Ренессанса появился новый идеал — чувственная, физически крепкая женщина-мать. Не удивительно, что в эпоху Возрождения было создано так много изображений Венеры и Девы Марии. Бледных, изможденных женщин с огромными глазами, устремленными к Богу, на полотнах сменили белокурые и золотоволосые красавицы Ренессанса, пышущие здоровьем.

Вопросы

какое гуманитарное движение культуры возрождения противостояло религиозной идеологии1. Определите предпосылки развития культуры Возрождения. Составьте схему (ментальную карту, гекс).

2. Какие идеи легли в основу философии эпохи Возрождения?

2-1. Охарактеризуйте изменения, произошедшие вдуховной жизни и культуре европейцев в Новое время.

3-1. Как изменилось отношение к женщине в эпоху Ренессанса?

какое гуманитарное движение культуры возрождения противостояло религиозной идеологии4-1. Подготовьте сообщения или проведите мини-исследование по темам: «Стандарты женской красоты эпохи Возрождения», «Секреты красоты в эпоху Возрождения».

какое гуманитарное движение культуры возрождения противостояло религиозной идеологии5-1. Подготовьте флаер (плакат), посвященный известной картине или скульптуре эпохи Возрождения, в которой нашли отражение новые знания в области анатомии.

Источник

какое гуманитарное движение культуры возрождения противостояло религиозной идеологииmaxxbay

Обо всех и обо всем

Эпоха Возрождения или Ренессанса (от фр. Renaissance) представляет собой период европейской истории, ознаменованный многими культурными преобразованиями. Эпоха Возрождения пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения.

В данной статье мы хотим кратко осветить ключевые моменты эпохи Возрождения, и рассказать интересные факты из этого исторического периода.

Эпоха Возрождения кратко

Сразу же нужно сказать, что эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.

Чем же ознаменовался этот период? Прежде всего, тем, что на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм.

Антропоцентризм (то есть центральное место во всех культурных и научных изысканиях занимает человек) стал господствующей идеологией.

Именно тогда возрождается интерес к забытой античной культуре. Собственно от этого и происходит термин «Возрождение».

Если говорить кратко о Ренессансе, то основным его феноменом было то, что после падение Византийской империи, бежавшие в разные европейские державы византийцы, начали распространять свои библиотеки. А именно в них содержалось множество античных источников, которые в Европе того времени практически не были известны.

В городах стали появляться и набирать обороты различные научные и культурные центры, действующие независимо от церкви. Началось это движение в Италии.

Условно эпоху Возрождения можно разделить на 4 этапа:

С полной уверенностью можно сказать, что на все государства Европы Ренессанс оказал колоссальное влияние.

По сути, эпоха Возрождения – это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения.

Неимоверными темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. Закладывается основа всех будущих научных теорий и открытий.

Человек эпохи Возрождения

Человек эпохи Возрождения резко отличается от средневекового человека. Для него характерна вера в мощь и силу разума, преклонение перед необъяснимым даром творчества.

«Портрет молодой женщины» Сандро Боттичелли

Гуманизм выставляет в центр внимания мудрость человека и ее достижения, как высшее благо для разумного существа. Собственно это и приводит к бурному расцвету науки.

Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье.

Одним словом, человек эпохи Возрождения пытается развиваться и улучшать «качество» индивида посредством изучения античного наследия, как единственного основания.

А интеллект в этом преобразовании занимает ключевое место. Отсюда возникновение различных антиклерикальных идей, часто выступающих необоснованно враждебно к религии и церкви.

Литература Возрождения

Если говорить о литературе Возрождения, то она начинается с гениального Данте Алигьери (1265-1321). Написав «Божественную комедию» он, по сути, раскрыл сущность человека своего времени.

Франческо Петрарка (1304—1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви. К слову, мы уже писали про один интересный факт из жизни Петрарки.

Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313—1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595).

Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.

Уильям Шекспир. Единственный прижизненный портрет.

В эпоху Возрождения литература условно разделилась на два типа: народную поэзию и античную книжность. Именно это соединение породило такие удивительные, полуфантастические и поэтично-аллегорические произведения, как «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей.

Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами – англичанин Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562—1635).

Философия эпохи Возрождения

Коротко сказать о философии эпохи Возрождения достаточно трудно. Можно лишь кратко перечислить самых знаменитых ее представителей.

Николай Кузанский – один из виднейших немецких мыслителей. Кузанский был универсальным ученым и энциклопедистом. Он отстаивал идеи неоплатонизма, считая смыслом философии соединение противоположностей в Едином.

Леонардо Бруни – итальянский гуманист, историк и писатель, а также выдающийся ученый своего времени. Он написал биографии Данте и Петрарки. Бруни видел в безграничных творческих возможностях человека смысл философии эпохи Возрождения.

Кратко лишь можно сказать, что Коперник произвел первую революцию в научном мире, став автором гелиоцентрической системы мира.

Галилей стал основателем экспериментальной физики. Он впервые использовал телескоп в научных целях, сделав ряд важнейших астрономических открытий.

Джордано Бруно был признан еще своими современниками одним из самых крупных мыслителей эпохи Возрождения. Его философия и многочисленные трактаты привели к конфликту с католической церковью. Бруно многим известен тем, что за свои научные и философские воззрения был приговорен к казни и сожжен на костре в Риме.

Мишель Монтень – французский философ эпохи Возрождения и автор известной книги «Опыты». Он одним из первых выступил против использования жестокости в педагогике.

Мартин Лютер – выдающийся немецкий богослов и реформатор. Стал родоначальником Реформации, которая привела к возникновению крупнейшего христианского движения – протестантизма. Именно Реформация во многом предопределила развитие Европы после эпохи Возрождения.

Томас Мор – английский философ и гуманист. Автор известной книги «Утопия». Непримиримый критик Лютера и идей Реформации.

Эразм Роттердамский – видный мыслитель, получивший прозвище «князь гуманистов». Отличался свободолюбивыми взглядами. В конце жизни также полемизировал с Лютером.

Других представителей философии эпохи Возрождения мы лишь перечислим: Марсилио Фичино и Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и Жан Боден, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли.

Художники эпохи Возрождения

Несомненно, художники эпохи Возрождения заслуживают большего внимания, чем краткое о них упоминание. Но мы лишь приведем самые знаменитые имена.

Сандро Боттичелли – яркая звезда на небосклоне художественного искусства Ренессанса. Самые знаменитые картины: «Рождение Венеры, «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество».

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела. Около 1485 года.

Пьеро делла Франческа – известный итальянский художник и математик. Он написал такие знаменитые произведения, как «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах». Отличался тем, что в совершенстве владел техникой живописи, зная ее научную теорию. Знаменитые картины: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» и «Алтарь Монтефельтро».

Леонардо да Винчи – один из самых знаменитых художников и универсальных ученых не только эпохи Возрождения, но и вообще, всех времен. Обладал уникальными способностями и стал изобретателем многих вещей, появившихся только в 20 веке. Самые известные картины гения да Винчи: «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» и «Дама с горностаем».

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Один из главных символов Ренессанса.

Рафаэль Санти – один из искуснейших художников и архитекторов эпохи Возрождения. За короткую жизнь (а прожил он всего 37 лет), Рафаэль написал множество потрясающих картин, наиболее известные среди которых «Сикстинская Мадонна», «Портрет молодой женщины» и фреска «Афинская школа».

«Афинская школа» — самая знаменитая фреска Рафаэля.

Микеланджело Буоанарроти – гениальный художник, скульптор и архитектор Ренессанса. О его творчестве до сих пор слагают легенды и анекдоты. Кроме множества художественных работ, он написал около 300 стихов, дошедших до наших дней. Самые крупные работы: «Мадонна Дони», «Сотворение Адама», статуи «Моисей» и «Давид».

Тициан Вечеллио – выдающийся художник эпохи Возрождения. Тициану еще не исполнилось 30 лет, как его признали «королем живописцев и живописцем королей». Кстати, мы уже писали про один весьма забавный и интересный факт из жизни Тициана. Крупнейшие работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы», «Несение креста», «Коронование терновым венцом» и «Мадонна Пезаро».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *