какое государство стало первым независимым государством латинской америки
Какое государство в Латинской Америке первым получило независимость? Когда?
ГАИТИ, ЛЮБА. Это 100%
Как известно, остров Гаити (в переводе с аравакского «гористый» ) был открыт Колумбом 6 декабря 1492 г. и назван Эспаньолой. Из-за чрезвычайной жестокости конкистадоров коренное индейское население (по самым скромным подсчетам) сократилось с 1 млн. чел. в 1492 г. до 14 тыс. чел. в 1514 г. Как следствие, европейским колонизаторам катастрофически не хватало рабочих рук. Уже в 1503 г. на Эспаньолу была доставлена первая партия африканских рабов. На острове утвердилось крупное плантационное хозяйство. Основной плантационной культурой был сахарный тростник.
На острове утвердилась следующая социальная стратификация:
•¨ Элиту общества составляли плантаторы-рабовладельцы, крупная торговая буржуазия, высшие колониальные чиновники и офицеры («большие белые») ;
Он родился 20 мая 1743 г. поместье Бреда недалеко от Кап-Аитьена. Смышленый мальчик прижился в доме хозяина. Несколько лет он был возницей у своего господина, а затем управляющим имением. Это привилегированное положение позволило ему научиться читать, писать, считать и даже освоить лечение травами. Он также был хорошо знаком с французской литературой эпохи Просвещения. В 1776 г. ему удалось обрести свободу. Женившись на мулатке, Туссен сам превратился в рабовладельца, арендовав у тестя 15 гектаров земли вместе с 12 рабами [7].
Туссен был небольшого роста, одевался просто и был вегетарианцем. Исповедовал католицизм. Есть сведения, что он состоял в масонской ложе Сан-Доминго [8].
ВОЙНА́ ЗА НЕЗАВИ́СИМОСТЬ В ЛАТИ́НСКОЙ АМЕ́РИКЕ
Том 5. Москва, 2006, стр. 603-605
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОЙНА́ ЗА НЕЗАВИ́ СИМОСТЬ В ЛАТ И́НСКОЙ АМЕ́РИКЕ, вооруж. борьба лат.-амер. народов за нац. освобождение в 1810–26. К кон. 18 в. в исп. и португ. колониях в Америке ускорился процесс формирования буржуазии, укрепился слой латифундистов-креолов, ориентировавшихся на внешние рынки, зарождалась интеллигенция. Эти социальные группы испытывали острое недовольство политикой жёстких ограничений в торговле и предпринимательстве, проводившейся колониальными властями, дискриминацией креолов в правовой сфере, отсутствием благоприятных условий для творч. деятельности. В то же время огромная масса крестьян, состоявшая из индейцев и метисов, подвергалась жестокой эксплуатации и стремилась получить возможность свободно трудиться на земле своих предков. О свободе мечтали и сотни тысяч рабов, не имевших никаких прав и подвергавшихся безжалостной эксплуатации. Огромное влияние на образованную часть лат.-амер. общества оказывали идеи Просвещения. Брожение в колониях вызывали пробивавшиеся сквозь цензурные препоны вести о победе быв. брит. колоний в Войне за независимость в Северной Америке 1775–83, о Французской революции 18 в.
§ 11. Образование независимых государств в Латинской Америке
• Как происходила колонизация Латинской Америки европейцами?
1. Народы Латинской Америки в начале XIX в.
Под названием Латинская Америка подразумевают все страны, расположенные в Южной, Центральной и частично Северной (к югу от Рио-Гранде-дель-Норте)
Америке и на островах Вест-Индии — всего более 30 стран. Историю этих стран, несмотря на их региональную обособленность, следует рассматривать как неотъемлемую составляющую истории западного мира. И это не случайно, ведь первыми европейскими странами, основавшими колонии в Латинской Америке, были Испания и Португалия. Они завезли сюда католицизм и «габсбургскую модель» государственного устройства. С тех пор вся жизнь в колониях подчинялась интересам и потребностям метрополий. Латинская Америка для испанцев и португальцев была прежде всего поставщиком драгоценных и цветных металлов, источником получения хлопка, сахара, риса, пряностей и т. д.
Страна (современное название)
Колониальная экономическая специализация
мясо, шерсть, пшеница
В колониях быстро развивалась добывающая промышленность, особенно королевские рудники. В то же время обрабатывающая промышленность почти не развивалась, к тому же была запрещена торговля между самими колониями.
В политическом плане в колониях царил деспотизм власти, жёсткая иерархия между колонизаторами, с одной стороны, и местным населением — с другой. Идеи демократии и либерализма не пустили глубоких корней в сознании большинства населения континента; авторитет силы доминировал над авторитетом коллективного решения. Эти особенности создали в регионе необычную и неповторимую государственную модель, которую условно можно назвать «латиноамериканизмом». Латиноамериканский либерализм не привёл к коренным общественным изменениям. Основная масса населения по-прежнему не участвовала в политической жизни; либеральная политическая традиция переплеталась с консервативной, чем объяснялось отсутствие серьёзных социальных конфликтов.
2. Война за независимость испанских колоний (1810-1826)
В процессе становления испанских колоний в Латинской Америке (их ещё называли Испанской Америкой) росла потребность во внешней торговле. Креолы-помещики, владельцы рудников и плантаций, купцы связывали экономические реформы с отделением от Испании и готовились к борьбе за независимость. Другие слои населения также добивались освобождения от колониальной зависимости и проведения социально-экономических преобразований. К внутренним причинам добавились благоприятные внешнеполитические обстоятельства: ослабление Испании вследствие вторжения в страну наполеоновских войск. Сочетание внутренних и внешних факторов привело к Войне за независимость испанских колоний 1810-1826 гг.
Примером для латиноамериканских народов стало движение рабов-афроамериканцев французской колонии Сан-Доминго на Карибских островах в Северной Америке, возникшее ещё в конце XVIII в. Возглавлял повстанцев бывший раб Туссен-Лувертюр. Как представитель революционного правительства Франции, он объявил об освобождении рабов и начал проводить демократические реформы. После наполеоновского переворота Туссен-Лувертюр был арестован и умер во французской тюрьме. Однако через два года после его смерти, в 1804 г., была провозглашена независимая республика Гаити.
Образование независимых государств в Латинской Америке
На первом этапе Войны за независимость испанских колоний в крупных городах Испанской Америки креолы создали хунты — повстанческие организации и захватили власть во многих колониях. В 1810-1815 гг. освободительное движение набрало размах в провинциях Ла-Платы. В конце мая 1810 г. здесь было создано временное правительство, развернувшее вооружённую освободительную борьбу. В 1813 г. от Ла-Платы отделилась республика Парагвай, а в 1816 г. конгресс представителей провозгласил создание независимой республики — Соединённые провинции Ла-Платы. Через десять лет республика получила название Аргентина. В 1815-1817 гг. армия повстанцев под руководством Хосе Сан-Мартина перешла через Анды и одержала победу над войсками испанской метрополии в Чили.
С самого начала борьбы за освобождение военные действия развернулись на севере Южной Америки, где во главе участников освободительного движения стал генерал Симон Боливар.
В 1819 г. испанцев выгнали из Новой Гранады (нынешняя Колумбия), через несколько лет из Венесуэлы и Эквадора. Все освобождённые земли были объединены в Колумбийскую республику, а главой правительства провозглашён С. Боливар.
Одновременно развивалось освободительное движение и в южной части Латинской Америки. В 1818 г. была провозглашена независимость Чили. Отсюда креольская армия под командованием генерала Сан-Мартина вошла в Лиму и провозгласила независимость республики Перу (1821). Последним оплотом сил метрополии было Верхнее Перу. После нескольких лет борьбы в декабре 1824 г. у г. Аякучо армия С. Боливара одержала важную победу. Ещё через два года капитулировал гарнизон последнего опорного пункта испанской метрополии в Америке. Почти все испанские войска были уничтожены повстанцами, а те, кому посчастливилось уцелеть, покинули страну. Верхнее Перу было провозглашено независимой республикой. В честь С. Боливара Верхнее Перу получило название Боливия, а национальная валюта Венесуэлы — боливар.
Габриель Гарсиа Маркес, колумбийский писатель
В Мексике освободительное движение длительное время не могло одержать победу, и только в 1821 г. страна наконец отделилась от Испании, а ещё через три года была провозглашена республикой.
Война за независимость латиноамериканских народов, одержанные ими победы и образование самостоятельных государств имели прогрессивное историческое значение. Хотя в созданных государствах коренное население — индейцы, — а также афроамериканцы и в дальнейшем пребывали в зависимом положении, однако ни в одном из них не была узаконена расовая дискриминация.
В ходе Войны за независимость были образованы две федерации стран Латинской Америки, оказавшиеся недолговечными. Страны, входившие в эти объединения, вышли из них и стали независимыми государствами — Венесуэла, Эквадор, Колумбия, Гватемала, Коста-Рика, Никарагуа, Гондурас и Сальвадор.
3. Результаты и значение освободительной войны
В результате Войны за независимость 1810-1826 гг. в социальной сфере были отменены подушный налог и трудовая повинность, во многих странах запретили рабство, ликвидировали инквизицию, отменили дворянские титулы и другие феодальные атрибуты. Все новые государства, образованные на территории испанских колоний, стали республиками, в них были приняты демократические конституции. В то же время в экономической и социальной сферах война не решила многих важных проблем: осталось крупное землевладение, помещики-латифундисты и католическая церковь полностью сохранили свою собственность.
Наиболее весомый результат освободительной войны в Латинской Америке — появление на политической карте мира новых независимых государств. Было покончено с торговыми монополиями, запретами и ограничениями, сдерживавшими экономическое развитие бывших колоний. Это создавало благоприятные условия для становления в Латинской Америке индустриального общества и включения континента в систему мирового хозяйства. Борьба за независимость способствовала росту национального самосознания местного населения и ускорила процесс формирования латиноамериканских наций.
4. Страны Латинской Америки во второй половине XIX в.
С середины XIX в. каждая латиноамериканская страна шла своим путём, время от времени вступая в пограничные конфликты с соседями. Испания оставила свои бывшие колонии плохо подготовленными к самоуправлению. Немногочисленные привилегированные группы европейцев и метисов (потомков от браков европейцев и индейцев) пытались удержать власть, но это становилось всё труднее. Эти группы, жившие за счёт принудительного труда неграмотных крестьян, установили олигархию как форму политической системы. Столетия авторитарного правления Испании не научили местных олигархов мирно передавать власть. Как следствие, в регионе царил политический хаос, амбиции жестоких лидеров, которых называли каудильо (от исп. caudillo — предводитель), создали жёсткую систему власти. Каудильо, наделённые практически неограниченными полномочиями высшего политического и государственного руководства («каудильо ответственен перед Богом и историей»), обычно были выходцами из армии. Они стали признаком политической жизни латиноамериканских стран.
Для страны Латинской Америки был характерен жёсткий государственный контроль над экономикой. Государство также выступало в роли третейского судьи в отношениях между работодателями и рабочими. Господство католицизма способствовало установлению государственного контроля над семьёй. Этим объясняется восприятие населением диктаторских методов руководства как вполне естественного способа укрепления государства. Цементирующим фактором традиционно считался сильный лидер — каудильо.
В конце XIX — в начале XX в. в латиноамериканские страны устремился поток эмигрантов из европейских стран. Первые украинцы — эмигранты из Галичины — начали прибывать в Аргентину в 1897 г. Они селились преимущественно в северных районах. Уже в первые десятилетия проживания в стране украинцы, несмотря на сложные условия жизни, основывали украинские церкви, школы, культурно-просветительские организации. В настоящее время больше всего выходцев из Украины проживает в Аргентине и Бразилии.
Периодически на континенте вспыхивали восстания, происходили революционные выступления. Республиканский строй многих стран тяготел к авторитаризму. Нередко президенты этих стран приходили к власти в результате кровавых военных переворотов или заговоров. Значительные привилегии сохранялись за большими землевладельцами (латифундистами) и католической церковью.
В экономическом плане страны Латинской Америки оставались преимущественно «хозяйственным двором» США. За отдельнымы территориями сохранялся статус колониальных и зависимых владений Великобритании, Нидерландов, Франции и США. В то же время процессы индустриализации коснулись в определённой степени и стран Южной и Центральной Америки, прежде всего наиболее развитых из них — Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, Чили.
Начало XX в. внесло существенные изменения в хозяйственную жизнь Латинской Америки. Основным признаком стало экономическое, в частности финансовое, проникновение на континент индустриальных государств. Это явление было неоднозначным. Устанавливался контроль США и Западной Европы, прежде всего Великобритании, над хозяйственной жизнью латиноамериканских стран, а правительства государств региона, не имея собственных свободных средств для модернизации промышленности, сами были заинтересованы в иностранных инвестициях.
Проникновение иностранного капитала имело и положительные последствия: развивалась частная инициатива и расширялся частный сектор, развивались предприятия коммунального хозяйства, сферы обслуживания и туризма, создавались новые рабочие места. Иностранные инвестиции стимулировали формирование национальных предпринимательских кругов. Однако даже в начале XX в. страны региона оставались слаборазвитыми.
1810-1826 гг. — Война за независимость в Латинской Америке.
1. В чём заключались особенности ситуации в Латинской Америке в начале XIX в.?
2. Ознакомьтесь с высказыванием лауреата Нобелевской премии Г. Г. Маркеса. Почему, по Вашему мнению, он назвал свою нобелевскую речь «Одиночество Латинской Америки»? Выскажите предположение, в чём заключалось одиночество Латинской Америки, о котором говорил писатель.
Габриель Гарсиа Маркес (Одиночество Латинской Америки (Нобелевская лекция, 1982)
3. Назовите основные причины и обстоятельства, стимулировавшие начало Войны за независимость народов испанских колоний в Латинской Америке.
4. С помощью исторической карты (с. 99) охарактеризуйте основные этапы Войны за независимость в Латинской Америке.
5. Каковы основные результаты и значение освободительной войны 1810-1826 гг?
6. Охарактеризуйте особенности развития стран Латинской Америки во второй половине XIX в.
7. Каковы положительные и отрицательные последствия влияния иностранных государств на страны Латинской Америки? Какие последствия преобладали: положительные или отрицательные? Аргументируйте Вашу точку зрения.
Европейское завоевание и колонизация Латинской Америки (конец XV—XVIII вв.)
Ко времени открытия и завоевания Америки европейскими колонизаторами ее населяли многочисленные индейские племена и народы, находившиеся на различных стадиях общественного и культурного развития. Некоторые из них успели достигнуть высокого уровня цивилизации, другие вели весьма примитивный образ жизни.
Древнейшая из известных на американском континенте культура майя, центром которой являлся полуостров Юкатан, характеризовалась значительным развитием земледелия, ремесла, торговли, искусства, науки, наличием иероглифической письменности. При сохранении ряда институтов родового строя у майя развивались и элементы рабовладельческого общества. Их культура оказала сильное влияние на соседние народы — сапотеков, ольмеков, тотонаков и др.
Центральная Мексика в XV в. оказалась под властью ацтеков, являвшихся преемниками и наследниками более древних индейских цивилизаций. У них было развитое сельское хозяйство, высокого уровня достигла строительная техника, велась разнообразная торговля. Ацтеки создали много выдающихся памятников архитектуры и скульптуры, солнечный календарь, имели зачатки письменности. Возникновение имущественного неравенства, появление рабства и ряд других признаков свидетельствовали об их постепенном переходе к классовому обществу.
В области Андского нагорья жили кечуа, аймара и другие народы, отличавшиеся высокой материальной и духовной культурой. В XV — начале XVI в. ряд племен этого района подчинили своей власти инки, которые образовали обширное государство (со столицей в Куско), где официальным языком являлся кечуа.
Обитавшие в бассейне рек Рио-Гранде-дель-Норте и Колорадо индейские племена пуэбло (хости, зуньи, таньо, керес и др.), населявшие бассейны рек Ориноко и Амазонки тупи, гуарани, карибы, араваки[1], бразильские каяпо, жители пампы и тихоокеанского побережья воинственные мапуче (которых европейские завоеватели стали называть арауканами), обитатели различных районов современных Перу и Эквадора индейцы Колорадо, хиваро, сапаро, племена Ла-Платы [2] (диагиты, чарруа, керанди и др.)» патагонские теуэльчи, индейцы Огненной земли — она, яган, чоно — находились на разных ступенях первобытнообщинного строя.
Завоевание и колонизация Америки, имевшие столь роковые последствия для ее народов, были обусловлены теми сложными социально-экономическими процессами, которые происходили тогда в европейском обществе.
Христофор Колумб
В начале августа 1492 г. флотилия под командованием Христофора Колумба, снаряженная на средства испанского правительства, вышла из порта Палос (на юго-западе Испании) в западном направлении и после длительного плавания в Атлантическом океане 12 октября достигла небольшого острова, которому испанцы дали название Сан-Сальвадор» т. е. «Святой Спаситель» (местные жители называли его Гуанахани[5]). В результате путешествий Колумба и других мореплавателей (испанцев Алонсо де Охеды, Висенте Пинсона, Родриго де Бастидаса, португальца Педру Альвареса Кабрала и др.) к началу XVI в. были открыты центральная часть Багамского архипелага, Большие Антильские острова (Куба, Гаити, Пуэрто-Рико, Ямайка), большинство Малых Антильских островов (от Виргинских до о. Доминика), Тринидад и ряд мелких островов в Карибском море; обследованы северное и значительная часть восточного побережья Южной Америки, большая часть атлантического побережья Центральной Америки. Еще в 1494 г. между Испанией и Португалией был заключен Тордесильясский договор, разграничивавший сферы их колониальной экспансии.
В 1513 г. Васко Нуньес де Бальбоа пересек Панамский перешеек с севера на юг и вышел к побережью Тихого океана, а Хуан Понсе де Леон открыл полуостров Флориду — первое испанское владение в Северной Америке. В 1516 г. экспедиция Хуана Диаса де Солиса исследовала бассейн Рио-де-ла-Платы («Серебряной реки»). Год спустя был открыт полуостров Юкатан, а вскоре обследовано побережье Мексиканского залива.
Правитель ацтеков Монтесума II во власти испанцев
В 1519—1521 гг. испанские конкистадоры во главе с Эрнаном Кортесом завоевали Центральную Мексику, уничтожив здесь древнюю индейскую культуру ацтеков и предав огню их столицу Теночтитлан. К концу 20-х годов XVI в. они захватили обширную территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, а также большую часть Центральной Америки. В дальнейшем испанские колонизаторы продолжали свое продвижение на юг (Юкатан) и на север (вплоть до бассейна рек Колорадо и Рио-Гранде-дель-Норте, Калифорнии и Техаса).
Атауальпа
В начале 40-х годов Франсиско де Орелья на достиг реки Амазонки и спустился по ее течению до Атлантического океана.
В это же время испанцы во главе с Педро де Вальдивией предприняли новый поход в Чили, но к началу 50-х годов смогли захватить лишь северную и центральную часть страны. Проникновение испанских и португальских завоевателей во внутренние области Америки продолжалось и во второй половине XVI в., а завоевание и колонизация многих районов (например, южного Чили и северной Мексики) затянулись на гораздо более длительный период.
Однако на обширные и богатые земли Нового Света претендовали и другие европейские державы — Англия, Франция и Голландия, небезуспешно пытавшиеся захватить различные территории в Южной «и Центральной Америке, а также ряд островов Вест-Индии. С этой целью они использовали пиратов — флибустьеров и буканьеров, которые грабили главным образом испанские суда и американские колонии Испании. В 1578 г. английский пират Френсис Дрейк достиг побережья Южной Америки в районе Ла-Платы и через Магелланов пролив прошел в Тихий океан. Видя угрозу своим колониальным владениям, испанское правительство снарядило и направило к берегам Англии огромную эскадру. Однако эта «Непобедимая армада» была в 1588 г. разгромлена, и Испания утратила свое морское могущество. Вскоре на северном побережье Южной Америки высадился другой английский пират, Уолтер Рэли, пытавшийся обнаружить сказочное Эльдорадо в бассейне Ориноко[11]. Набеги на испанские владения в Америке совершали в XVI—XVII вв. англичане Хоукинс, Кэвендиш, Генри Морган (последний в 1671 г. подверг полному разграблению Панаму), голландцы Иорис Спильберген, Схоутен и другие пираты.
Португальская колония Бразилия также подвергалась в XVI—XVII вв. нападениям французских и английских пиратов, особенно после включения ее в испанскую колониальную империю в связи с переходом португальской короны к королю Испании (1581 —1640). Голландии, которая в этот период вела войну с Испанией, удалось захватить часть Бразилии (Пернамбуку), и удерживать ее четверть века (1630—1654).
Ямайка, большинство Малых Антильских островов (Сент-Китс, Невис, Антигуа, Монтсеррат, Сент-Винсент, Барбадос, Гренада и др.), Багамский и Бермудский архипелаги были в XVII в. захвачены Англией. Ее права на многие острова, принадлежащие к группе Малых Антильских (Сент-Китс, Невис, Монтсеррат, Доминика, Сент-Винсент, Гренада), были окончательно закреплены Версальским мирным договором 1783 г. В 1797 г. англичане захватили испанский остров Тринидад, расположенный близ северо-восточного побережья Венесуэлы, а в начале XIX в. (1814 г.) добились официального признания своих притязаний на небольшой остров Тобаго, фактически находившийся в их руках еще с 1580 г. (с некоторыми перерывами).
Острова Кюрасао, Аруба, Бонайре и другие оказались под властью Голландии, а крупнейшие из Виргинских островов (Сент-Круа, Сент-Томас и Сент-Джон), первоначально захваченные Испанией, а затем являвшиеся объектом ожесточенной борьбы между Англией, Францией и Голландий, в 30—50-х годах XVIII в. были куплены Данией.
Стремясь закрепить свое господство над захваченными территориями Америки, европейские колонизаторы создали здесь соответствующие административную и социально-экономическую системы.
Некоторые области, номинально находившиеся под властью вице-короля, фактически являлись самостоятельными политикоадминистративными единицами, управлявшимися генерал-капитанами, которые непосредственно подчинялись мадридскому правительству. Так, большую часть Центральной Америки (за исключением Юкатана, Табаско, Панамы) занимало генерал-капитанство Гватемала. Испанские владения в Вест-Индии и на побережье Карибского моря «вплоть до второй половины XVIII в. составляли генерал-капитанство Санто-Доминго. В состав вице-королевства Перу до 30-х годов XVIII в. входило генерал-капитанство Новая Гра.нада (со столицей в г. Боготе).
Наряду с образованием вице-королевств и генерал-капитанств в процессе испанского завоевания в наиболее крупных колониальных центрах учреждались специальные административно-судебные коллегии, так называемые аудиенсии, обладавшие консультативными функциями. Территория, находившаяся под юрисдикцией каждой аудиенсии, составляла определенную административную единицу, причем границы ее в некоторых случаях совпадали с границами соответствующего генерал-капитанства. Первая аудиенсия — Санто-Доминго — была создана в 1511 г. В дальнейшем, к началу XVII в., в Новой Испании были учреждены аудиенсии Мехико и Гвадалахары, в Центральной Америке — Гватемалы, в Перу — Лимы, Кито, Чаркас (охватывавшая бассейн Ла-Платы и Верхнее Перу), Панамы, Боготы, Сантьяго (Чили).
Следует отметить, что хотя губернатор Чили (являвшийся также главой аудиенсии) был подчинен и подотчетен перуанскому вице-королю, вследствие отдаленности и военного значения этой колонии ее администрация пользовалась гораздо большей политической самостоятельностью, чем, например, власти аудиенсий Чаркас или Кито. Фактически она имела дело непосредственно с королевским правительством в Мадриде, хотя в определенных экономических и некоторых других вопросах зависела от Перу.
В XVIII в. административно-политическое устройство американских колоний Испании (главным образом ее владений в Южной Америке и Вест-Индии) претерпело значительные изменения.
Новая Гранада была в 1739 г. преобразована в вице-королевство. В его состав были включены территории, входившие в юрисдикцию аудиенсий Панамы и Кито. После Семилетней войны 1756—1763 гг., в ходе которой кубинская столица Гавана была оккупирована англичанами, Испании пришлось в обмен на Гавану уступить Англии Флориду. Но испанцы получили тогда французскую колонию Западную Луизиану с Новым Орлеаном. Вслед за этим в 1764 г. Куба была преобразована в генерал-капитанство, в состав которого включалась также Луизиана. В 1776 г. создается еще одно новое вице-королевство — Рио-де-ла-Платы, куда вошла бывшая территория аудиенсии Чаркас: Буэнос-Айрес и другие провинции современной Аргентины, Парагвай, Верхнее Перу (нынешняя Боливия), «Восточный берег» («Банда ориенталь»), как называли в то время территорию Уругвая, расположенную на восточном берегу реки Уругвай. Венесуэла (со столицей в Каракасе) была в 1777 г. преобразована в самостоятельное генерал-капитанство. В следующем году статус генерал-капитанства был предоставлен Чили, зависимость которого от Перу приняла теперь еще более фиктивный характер, чем прежде.
Система управления американскими колониями Испании была построена по типу испанской феодальной монархии. Высшую власть в каждой колонии осуществлял вице-король или генерал-капитан. Ему были подчинены губернаторы отдельных провинций. Городами и сельскими округами, на которые делились провинции, управляли подвластные губернаторам коррехидоры и старшие алькальды. Им были в свою очередь подчинены наследственные старейшины (касики), а в дальнейшем выборные старосты индейских селений. В 80-х годах XVIII в. в Испанской Америке было введено административное деление на интендантства. В Новой Испании было создано 12 интендантств, в Перу и на Ла-Плате — по 8, в Чили — 2 и т. д.
Вице-короли и генерал-капитаны пользовались широкими правами. Они назначали губернаторов провинций, коррехидоров и старших алькальдов, издавали распоряжения, касавшиеся различных сторон колониальной жизни, ведали казной, всеми вооруженными силами. Вице-короли были королевскими наместниками и в церковных делах: поскольку испанский монарх обладал правом патроната по отношению к церкви в американских колониях, вице-король от его имени назначал священников из числа кандидатов, представленных епископами.
Существовавшие в ряде колониальных центров аудиенсии выполняли главным образом судебные функции. Но на них было также возложено наблюдение за деятельностью административного аппарата. Однако аудиенсии являлись лишь совещательными органами, решения которых не были обязательными для вице-королей и генерал-капитанов.
Латинская Америка к концу XVIII в.
В своих действиях вице-короли были подотчетны лишь королевскому правительству и Верховному Совету по делам Индий в Мадриде. Этот орган с начала XVI в. фактически осуществлял управление американскими колониями: подготовлял законы, намечал кандидатуры вице-королей, генерал-капитанов, членов аудиенсий, епископов и других высших должностных лиц, утверждал назначение чиновников более низких рангов, выполнял функции контроля и являлся высшей судебной инстанцией по делам, касавшимся испанских владений в Америке. Все решения и рекомендации Верховного Совета подлежали утверждению короля.
В городах Испанской Америки существовали муниципальные органы — кабильдо, или аюнтамьенто, состоявшие из рехидоров (городских советников) и алькальдов (судей). Деятельность городских муниципалитетов находилась под контролем коррехидоров, т. е. королевских чиновников, представлявших колониальную администрацию. Они занимались вопросами местного благоустройства, городскими финансами, разбором уголовных и гражданских дел.
Во всех звеньях административного аппарата царили бюрократизм и коррупция. Колониальные чиновники снизу доверху, как правило, занимались казнокрадством, взяточничеством и допускали различные другие злоупотребления.
Управление португальской колонией Бразилией, главным городом которой была Байя (с 1763 г. Рио-де-Жанейро), осуществлял первоначально генерал-губернатор, а со второй половины XVII в. — вице-король, которому подчинялись губернаторы провинций.
Важной составной частью колониального аппарата в Латинской Америке являлась католическая церковь. Под видом заботы о «спасении душ» индейцев духовенство насильно навязывало им христианскую религию, используя ее как средство порабощения коренного населения. Священники и монахи заставляли индейцев работать на себя, облагали их всевозможными поборами, сгоняли на строительство многочисленных церквей и монастырей. Однако на протяжении веков многие индейские племена сохраняли свои прежние верования, обычаи, обряды, традиции и празднества.
Вместе с католической церковью в Америке появилась инквизиция, которая к концу XVIII в. фактически полностью превратилась в инструмент колониальных властей.
Влиянию католической церкви была подчинена вся духовная жизнь колоний: она контролировала народное образование, осуществляла цензуру и т. д. В ее руках были сосредоточены огромные богатства: будучи крупнейшим землевладельцем и ростовщиком, имея множество других источников дохода, церковь была освобождена от всяких налогов и повинностей. Духовенство обладало различными привилегиями.
Экономическая политика колониальных держав определяла и развитие сельского хозяйства колоний. Европейцы привезли с собой неизвестные ранее в Америке сельскохозяйственные культуры, домашних животных, стали применять новые методы обработки земли. Однако индейцы, подвергавшиеся жестокому угнетению, в большинстве своем не могли использовать все эти новшества. Они в основном продолжали разводить кукурузу и фасоль, применяя прежние примитивные методы в земледелии. В помещичьих хозяйствах культивировали пшеницу, перец, какао, табак, сахарный тростник; появились виноградники, оливковые и тутовые деревья, разводили лошадей, различные породы крупного и мелкого рогатого скота. Однако, боясь конкуренции, колониальные власти запретили в дальнейшем выращивание в колониях винограда, олив, льна, разведение шелковичных червей и т. д. Правда, кое-где их все же продолжали культивировать, но большая часть виноградников была уничтожена, а оливковые и тутовые рощи вырублены. Разрешалось разводить лишь такие культуры, которые не выращивались в метрополии.
Поскольку покупательная способность основной массы населения, страдавшего от многочисленных поборов в пользу помещиков, короля и церкви, была весьма незначительна, внутренняя торговля в колониях развивалась слабо. Этому препятствовали также государственные монополии на продажу соли, спиртных напитков, табачных изделий, игральных карт, гербовой бумаги, пороха и других товаров.
Торговля с иностранными государствами была строжайшим образом запрещена. На протяжении большей части колониального периода экономические связи Латинской Америки ограничивались торговлей с метрополией. Эта торговля находилась в руках немногочисленной купеческой верхушки. Однако промышленность Испании и Португалии, которые со второй половины XVI в. переживали экономический и политический упадок, не в состоянии была удовлетворить потребности населения колоний в промышленных изделиях. Поэтому испанским и португальским купцам приходилось ввозить сюда все больше товаров иностранного происхождения, главным образом английских, а также французских и голландских. Импорт и экспорт облагались высокими таможенными пошлинами.
Наряду с ограблением и массовым истреблением коренного населения Америки колонизаторы захватывали его земли, порабощали и жестоко эксплуатировали индейцев. Нуждаясь в рабочей силе для обработки полей и плантаций, добычи серебра и золота в рудниках, сооружения различных построек и выполнения других работ, завоеватели обращали индейцев в рабство, что было узаконено соответствующими королевскими указами. В Бразилии с целью освоения новых территорий и захвата рабов систематически организовывались специальные военные экспедиции, участников которых называли бандейрантами. В американских колониях Испании до середины XVI в. преобладала рабовладельческая форма эксплуатации коренного населения.
Низведенные до положения бесправных рабов, индейцы сотнями тысяч гибли в результате зверской эксплуатации на плантациях и рудниках, от голода и болезней. Варварское истребление коренного населения Америки привело к катастрофическому сокращению его численности. По словам Лас Касаса, только за первые четыре десятилетия XVI в. завоеватели уничтожили 12— 15 млн. индейцев.
В таких густонаселенных странах американского континента, как Мексика и Перу, численность коренного населения также резко сократилась. Так, в Центральной Мексике, где была сосредоточена основная масса индейцев, к началу завоевания было примерно 25 млн. человек, а к концу 60-х годов XVI в. эта цифра уменьшилась до 2,6 млн., т. е. за полвека почти в 10 раз. Население Перу, накануне испанского завоевания составлявшее от 8 до 12 млн. человек, к 1570 г. сократилось до 1,5 млн., т. е. в 6— 8 раз. В Бразилии к началу XVI в. насчитывалось около 2 млн. индейцев, а к концу этого столетия они в большинстве своем либо были истреблены, либо укрылись в малодоступных глубинных районах страны.
Угроза полного уничтожения необходимой колонизаторам рабочей силы и налогоплательщиков встревожила испанское правительство и побудила его принять кое-какие меры, направленные на устранение некоторых крайностей и известное смягчение системы хищнической эксплуатации индейцев. Политику правящих кругов Испании в этом вопросе поддерживала и верхушка католической церкви, выступавшая против истребления индейцев и их порабощения конкистадорами, так как она была заинтересована в многочисленной пастве, которую само духовенство могло бы эксплуатировать. Весьма энергично выступал в защиту индейцев Лас Касас (являвшийся в 40-х годах XVI в, єпископом Чиапаса), который неоднократно представлял мадридскому правительству доклады по этому поводу, а в 1552 г. опубликовал книгу «Краткий отчет о разорении Индий», где разоблачал зверства завоевателей.
В 1542 г. императором Карлом V были изданы так называемые «Новые законы», которые касались главным образом положения индейцев и предусматривали в какой-то мере ограничение произвола конкистадоров. В 1544 г. они были опубликованы в Испанской Америке, и встретили здесь яростное сопротивление тех, чьи интересы затрагивали. В Перу конкистадоры подняли восстание против вновь назначенного вице-короля, пытавшегося проводить в жизнь эти законы. Войска вице-короля были разгромлены, а сам он убит. В Мексике конкистадоры решительно выступили против «Новых законов» и настойчиво требовали их отмены. Аналогичные выступления имели место также в Новой Гранаде и Гватемале.
Колонизаторы отнюдь не отказались от жестокого и варварского угнетения покоренных ими народов Америки. Однако во второй половине XVI в. в системе эксплуатации коренного населения испанских колоний произошли существенные изменения, в результате которых она приняла в основном феодально-крепостнический характер. Конечно, рабовладельческая форма эксплуатации индейцев не исчезла сразу и повсеместно. Она еще встречалась в том или ином виде на протяжении длительного времени. Однако как юридически узаконенный институт рабство индейского населения Испанской Америки в течение второй половины XVI в. почти полностью прекратило свое легальное существование. Сохранилось лишь рабство негров, которых стали ввозить в Америку из Африки с начала XVI в. в связи с массовым истреблением индейцев и нехваткой рабочих рук. Однако они составляли главную массу непосредственных производителей лишь на островах Вест-Индии, в прибрежных районах Ноївой Гранады и Венесуэлы, а также в португальской колонии — Бразилии. В континентальной же части Испанской Америки их было довольно мало.
Часть индейцев находилась под непосредственной властью короны и управлялась королевскими чиновниками — коррехидорами. С них взималась подушная подать, при сборе которой часто допускались злоупотребления. Индейцы обязаны были жить в деревнях и не могли менять место жительства без разрешения властей. Они должны были отбывать трудовую повинность, заключавшуюся в обязательной поставке определенного числа мужчин в возрасте от 15 до 60 лет для работы на рудниках и плантациях, ухода за скотом, строительства зданий, мостов, дорог и т. д. Такой принудительный набор рабочей силы в Перу назывался «мита» и использовался главным образом на рудниках, хотя применялся и для других целей. В Мексике эту повинность называли «репартимьенто». Труд отбывавших ее индейцев применялся в сельском хозяйстве, на рудниках, мануфактурах, для переноски грузов и т. д. В Новой Гранаде, Венесуэле и других речных районах был распространен принудительный набор гребцов.
Индейцы номинально считались лично свободными. Их нельзя было продавать, дарить, обменивать, завещать, отдавать взаймы или в аренду. Они жили общинами, возглавлявшимися старейшинами. Их трудно закону подлежал оплате и не должен был быть чрезмерно тяжелым. Однако фактически индейцы работали бесплатно или за жалкие гроши и неограниченное время. Они были совершенно бесправны и полностью зависели от произвола помещика или коррехидора.
Зверства испанских завоевателей
В процессе захвата земельных владений индейцев многих из них сгоняли с земли, и они вынуждены были наниматься на работу к помещикам в качестве батраков-поденщиков. Некоторым индейцам их наделы оставляли на правах «аренды», причем за пользование землей «арендатор» обязан был работать на ее нового владельца и отдавать ему часть урожая. И в том и в другом случае индейцы оказывались в кабальной зависимости от помещика. За арендованный участок, за полученную ссуду, за взятые в хозяйской лавке в долг товары они должны были расплачиваться своим трудом. Попав в кабалу к помещику, батрак или «арендатор» уже не в состоянии был разделаться с быстро возраставшей задолженностью, переходившей после его смерти к детям. Таким образом, многие индейцы превращались со временем в прикрепленных к земле наследственных долговых рабов — пеонов.
Первые зародыши системы пеонажа появились в Мексике и Перу еще во второй половине XVI в., но более или менее широкое распространение она получила в XVII и особенно XVIII вв. Пеонаж представляет собой своеобразную разновидность крепостничества. К. Маркс, характеризуя его как скрытую форму рабства, указывал: «В некоторых странах. рабство существует в скрытой форме, в виде так называемого «пеонажа». Посредством ссуд, которые должны быть отработаны и обязательства по которым переходят из поколения в поколение, не только отдельный рабочий, но и вся его семья становится фактически собственностью другого лица и его семьи»[17].
Указами 1718—1720 гг. институт энкомьенды в американских колониях Испании был формально упразднен. Однако фактически он сохранялся местами в скрытом виде или даже легально еще в течение многих лет. В некоторых провинциях Новой Испании (Юкатан, Табаско) энкомьенды были официально упразднены лишь в 1785 г., а в Чили — только в 1791 г. Имеются данные о существовании энкомьенд во второй половине XVIII в. и в других районах, в частности на Ла-Плате и в Новой Гранаде.
При упразднении энкомьенд крупные землевладельцы сохранили не только свои поместья — «асьенды» и «эстансии», но фактически и власть над индейцами. В большинстве случаев они захватили полностью или частично земли индейских общин, вследствие чего безземельные и малоземельные крестьяне, лишенные свободы передвижения, вынуждены были продолжать работу в поместьях в качестве пеонов. Индейцы, которые так или иначе избегли этой участи, попали под власть коррехидоров и других чиновников. Они должны были платить подушную подать и отбывать трудовую повинность.
В трюме невольничьего корабля
Наряду с помещиками и королевским правительством угнетателем индейцев была католическая церковь, в руках которой находились огромные территории. К обширным владениям иезуитских и других духовных миссий—редукциям (которых особенно много насчитывалось в Парагвае) — были прикреплены закрепощенные индейцы, подвергавшиеся жесточайшему угнетению. Церковь получала также огромные доходы от сбора десятины, платежей за требы, всевозможных ростовщических операций, «добровольных» пожертвований населения и т. д.
Таким образом, к концу XVIII —началу XIX в. большинство индейского населения Латинской Америки, лишившись личной свободы, а зачастую и земли, оказалось фактически в феодальной зависимости от своих эксплуататоров. Однако в некоторых малодоступных районах, удаленных от главных центров колонизации, оставались независимые племена, не признававшие власти захватчиков и оказывавшие им упорное сопротивление. Эти свободные индейцы, упорно избегавшие контактов с колонизаторами, в основном сохраняли еще прежний первобытнообщинный строй, традиционный уклад жизни, свой язык и культуру. Лишь в XIX—XX вв. большая часть их были покорена, а принадлежавшие им земли экспроприированы.
В отдельных областях Америки существовало также свободное крестьянство: «льянеро» — на равнинах (льяносах) Венесуэлы и Новой Гранады, «гаучо» — в Юж.ной Бразилии и на Ла-Плате. В Мексике имелись мелкие земельные владения хуторского типа — «ранчо».
Ввозившиеся из Африки негры работали преимущественно на плантациях сахарного тростника, кофе, табака и других тропических культур, а также в горнодобывающей промышленности, на мануфактурах и т. д. Большая их часть являлась рабами, но и те немногие, которые номинально считались свободными, по своему положению фактически почти не отличались от рабов. Хотя на протяжении XVI—XVIII вв. в Латинскую Америку были ввезены многие миллионы африканских невольников, вследствие высокой смертности, вызванной непосильным трудом, непривычным климатом и болезнями, их численность в большинстве колоний к концу XVIII — началу XIX в. была невелика. Однако в Бразилии она превышала в конце XVIII в. 1,3 млн. человек при общем числе жителей от 2 до 3 млн. Население африканского происхождения преобладало также на островах Вест-Индии и было довольно многочисленным в Новой Гранаде, Венесуэле и некоторых других районах.
Наряду с индейцами и неграми в Латинской Америке с самого начала ее колонизации появилась и стала расти группа населения европейского происхождения. Привилегированную верхушку колониального общества составляли уроженцы метрополии — испанцы (которых в Америке презрительно называли «гачупинами» или «чапетонами»[18]) и португальцы. Это были преимущественно представители родовитого дворянства, а также богатые купцы, в руках которых находилась колониальная торговля. Они занимали почти все высшие административные, военные и церковные должности. Среди них были крупные помещики и владельцы рудников. Уроженцы метрополии кичились своим происхождением и считали себя высшей расой по сравнению не только с индейцами и неграми, но даже и с родившимися в Америке потомками своих соотечественников — креолами.
Термин «креол» весьма условен и неточен. Креолами в Америке называли родившихся здесь «чистокровных» потомков европейцев. Однако на самом деле большинство из них имело в той или иной степени примесь индейской либо негритянской крови. Из среды креолов вышла, большая часть помещиков. Они пополняли также ряды колониальной интеллигенции и низшего духовенства, занимали второстепенные должности в административном аппарате и армии. Сравнительно немногие из них занимались торгово-промышленной деятельностью, но им принадлежало большинство рудников и мануфактур. Среди креольского населения были также мелкие землевладельцы, ремесленники, владельцы небольших предприятий и т. д.
Обладая номинально равными правами с уроженцами метрополии, креолы на деле подвергались дискриминации и лишь в порядке исключения назначались на высшие должности. В свою очередь они с презрением относились к индейцам и вообще к «цветным», третируя их, как представителей низшей расы. Они гордились мнимой чистотой своей крови, хотя многие из них не имели для этого абсолютно никаких оснований.
В ходе колонизации происходил процесс смешения европейцев, индейцев, негров. Поэтому население Латинской Америки в конце XVIII — начале XIX в. по своему этническому составу было крайне неоднородным. Помимо индейцев, негров и колонистов европейского происхождения, здесь имелась весьма многочисленная группа, возникшая из смешения различных этнических элементов: белых и индейцев (индоевропейские метисы), белых и негров (мулаты), индейцев и негров (самбо).
В противовес происходившему смешению различных этнических элементов колонизаторы стремились изолировать и противопоставить друг другу уроженцев метрополии, креолов, индейцев, негров и метисов. Они делили все население колоний на группы по расовому принципу. Однако фактически принадлежность к той или иной категории определялась зачастую не столько этническими признаками, сколько социальными факторами. Так, многие состоятельные люди, являвшиеся в антропологическом смысле метисами, официально считались креолами, а дети индианок и белых, жившие в индейских селениях, нередко рассматривались властями как индейцы.
[1] Племена, принадлежавшие к языковым группам карибов и араваков, составляли также население островов Вест-Индии.
[2] Образованный реками Параной и Уругваем эстуарий (расширенное устье) — залив Атлантического океана.
[3] К. Маркси Ф. Энгельс, Сочинения, т. 21, стр. 31.
[4] Т а м же, стр. 408.
[5] Это был один из Багамских островов, по мнению большинства историков и географов, тот, который в дальнейшем назывался о. Уотлинг, а недавно вновь переименован в Сан-Сальвадор.
[6] В дальнейшем так стали называть всю испанскую колонию на Гаити и даже сам остров.
[7] Архив Маркса и Энгельса, т. VII, стр. 100.
[8] Путешествия Христофора Колумба. Дневники, письма, документы, М. 1961, стр. 461.
[9] От испанского «эль дорадо» — «позолоченный». Представление об Эльдорадо возникло у европейских завоевателей, по-видимому на основе сильно преувеличенных сведений о некоторых обрядах, распространенных среди населявших северо-запад Южной Америки индейских племен чибча, которые при избрании верховного вождя покрывали его тело позолотой и приносили в дар своим божествам золото и изумруды.
[10] Т. е «твердая земля», в отличие от островов Вест-Индии. В более ограниченном смысле этот термин употреблялся в дальнейшем для обозначения примыкающей к южноамериканскому материку части Панамского перешейка, составлявшей территории привинций Дарьей, Панама и Верагуас.
[11] Последняя попытка такого рода была предпринята в 70-х годах XVIII в. испанцем Родригесом.
[12] О судьбе Санто-Доминго на рубеже XVIII—XIX вв. см. стр. 16 и гл. 3.
[13] К. Маркси Ф. Энгельс, Сочинения, т. 4, стр. 425.
[15] У. З. Фостер, Очерк политической истории Америки, Изд. иностр. лит., 1953, стр. 46.
[16] Этот город был выстроен на месте разрушенной и сожженной испанцами ацтекской столицы Теночтитлана.
[17] К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 23, стр. 179.
[18] Гачупины (исп.) — «люди со шпорами», чапетоны (исп.) — буквально «новички», «вновь прибывшие».