какое государство покорили караханиды

Караханидское государство

Караханидский каганат
قاراخانىيلار خانلىقى

каганат
какое государство покорили караханиды

30px →

[[Файл:

Древняя история Казахстана
Андроновская культура
Саки • Усуни • Кангюй • Гунны
Раннесредневековые государства Казахстана
Тюркский каганат (552—603)
Западный каганат (603—704)
Тюргешский каганат (704—756)
Карлукский каганат (756—940)
Кангары • Кимаки • Огузы
Караханиды • Каракидай • Кыпчаки
Средневековые государства Казахстана
Монгольская империя (1205—1291)

Казахское ханство и жузы
Казахское ханство (1465—1847)
Старший жуз (1715—1822)
Средний жуз (1715—1822)
Младший жуз (1715—1731)
Букеевская Орда (1801—1872)
В составе Российской империи
Алаш-Орда (1917—1920)
Туркестанская автономия (1917—1918)
Новейшая история
Киргизская АССР (1920—1925)
Казакская АССР (1925—1936)
Казахская ССР (1936—1991)
Республика Казахстан (1991—н.в.) Портал | Категория

Карахани́дское госуда́рство (уйг. قاراخانىيلار خانلىقى ; каз. Қарахандар хандығы ; узб. Qoraxoniylar xoqonligi ) — средневековое государство на территории Центральной Азии.

Содержание

История

Происхождение

Образование каганата

Окончательно же власть караханидских каганов утвердилась к 40-м годам X век.

Караханиды и ислам

какое государство покорили караханиды

какое государство покорили караханиды

В 920 году йабгу племени ягма становится Сатук. В 932 году он принимает ислам и меняет имя на мусульманское Абд ал-Карим. Согласно оттоманскому историку Мунаджиму-баши, он был первым тюрком, который принял ислам. Позже, в 940 году он получает фетву на умерщвление родного отца, который, по-видимому, не хотел принимать ислам. После его умерщвления Сатук воцаряется в Кашгаре, открыто заявляет о своих правах на верховную власть и принимает титул «каган».

Присоединение Мавераннахра и распад Саманидского Эмирата

В 992 году братьями было решено присоединить соседние области, в частности Мавераннахр.

Саманидский эмират при Эмире Абу-ль-Касиме Нухе II ибн Мансуре (976-997) настолько ослаб, что не мог противостоять нападениям извне. В таком именно положении Саманидский Эмират подвергся в 992 году первому, спустя столь длительное время, нападению Караханидов во главе с Хасаном ибн Сулейманом Богра-каганом.

Вернувшись в Бухару, Нух II не надеясь на собственные силы, обратился за помощью к правителю Газни, тюрку Себюк-тегину. Себук-тегин охотно принял просьбу эмира и немедленно направился в Мавераннахр. С 20-тысячным войском он переправился через Амударью и вступил сначала в Кеш, затем в Нахшеб, а оттуда вместе с Нухом направился против Абу Али и Фаика. После нескольких сражений войска восставших были разгромлены, а сами они бежали в Джурджан.

Но в 995-996 годах произошли новые восстания Вали отдельных саманидских областей, а Караханиды во главе с Али ибн Сулейманом Арслан-ханом возобновили свои попытки захвата Мавераннахра. И на этот раз Нух II с помощью Себук-тегина подавил восстания и предотвратил нападение Караханидов, хотя и вынужден был уступить им северо-восточные области.

Под предлогом кровной мести за Мансура Махмуд Газнивид вынуждает Абд ал-Малика II уступить северную часть нынешнего Афганистана, а затем с войском вступает в Хорасан. Таким образом, в подчинении эмира Абд ал-Малика II остался один лишь Мавераннахр.

Таким образом власть Саманидов перестаёт существовать.

Раздробленность каганата. «Алиды» и «Хасаниды». Династическая борьба Караханидов

В 1040 году Караханидское государство распалась на Западный и Восточный.

В 1212 году Найманский хан Кучлук уничтожил Восточный каганат в Узгене и Кашгаре. В том же году был ликвидирован Западный каганат в Самарканде.

История каганата уже с первых десятилетий его существования насыщена междоусобной борьбой двух влиятельных семей — потомков Али Арлсан хана, сына Мусы хана и Хасана (Харун) Богра хана, сына Сулейман хана (брата Мусы хана). Этим междоусобицами воспользовались кочевые племена киданей, владевшие Центральной Азией. В 1017 кидани вторглись в Семиречье и дошли до Баласагуна, но правитель караханидов Туган хан разбил войско киданей и заставил их отступить на восток.

В 1040 году Караханидский каганат распался на две части: Восточный и Западный. Столицей Западного каганата был Самарканд.

С 60-70-х годов XI века начинаются столкновения Караханидов с сельджуками.

В 1089 году Западные Караханиды попали в вассальную зависимость к сельджукскому султану Мелик-шаху. В 1102 году правитель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил напал на Мавераннахр и захватил все земли до Амударьи. Пытался отвоевать у сельджуков Термез, однако потерпел поражение, попал в плен и был казнён.

В 1102—1130 году Западным каганатом управлял Арслан хан, который возвел минарет Калян в Бухаре.

Вторжение каракитаев в 30-х — начале 40-х годов XII века поставило Караханидское государство под их верховную власть. В 1212 году остатки политического влияния Караханидского государства были ликвидированы хорезмшахом Мухаммедом.

Главной формой феодального землевладения была икта. Караханидское государство делилось на уделы, в которых правили члены караханидского рода — хаканы и илеки; центральная власть была слабой. Столицами Караханидского государства были Кашгар, Баласагун, Узген, затем снова Кашгар. Столицей Западного Караханидского каганата был Самарканд.

Источники по истории Караханидского государства большей частью не сохранились. Нам известны лишь некоторые названия этих исторических трудов. Сведения о нём дошли до нас лишь в трудах арабских и персидских авторов, писавших за пределами каганата. Труд единственного историка-караханида Махмуда Кашгарского «Тарихи Кашгар» известен лишь в небольших отрывках, приведенных у Джамаля Карши (XIII век). Отсутствие историографии было отмечено уже поздними современниками Караханидов, например, персидский литератор Низами Арузи, писал в 1156 году: «Имена царей из дома хакана (Караханидов) сохранились только благодаря поэтам».

Политический строй

Значительный материал по истории государства Караханидов содержится в монетах.

Если основатель каганата, Билга Кул Кадыр-хан, был единственным его главою, то уже при его сыновьях была введена дуальная система власти с разделением государства на две части. Восточная, со столицей в Баласагуне, управлялась великим (старшим) каганом, считавшимся главою династии и всей державы. Западную ее часть возглавлял «со-каган», каган-соправитель, младший каган, имевший ставку в Кашгаре или Таразе. Великий каган титуловался Арслан-ханом, младший — Бугра-ханом, со смертью первого его пост и титул переходили ко второму. [13]

Памятники культуры Караханидского государства фактически не сохранились, до наших дней дошли лишь литературные произведения «Кутадку-билиг» Юсуфа Баласагунского и «Диван тюркских диалектов» Махмуда Кашгари, «Хибатул хакаик» Ахмада Югнаки, а в области архитектуры и декоративного искусства — минарет Калян в Бухаре, караван-сарай Рабат Малик близ города Навои, портальные мавзолеи Узгена с их знаменитым орнаментальным декором.

Хронология правления ханов с конца XI века устанавливается только по монетам.

Источник

Какое государство покорили караханиды

2.11. Караханидский каганат

какое государство покорили караханиды

Караханидский каганат был образован Сатук Бугра ханом в 940 году н.э. В 960 году Сатук Бугра хан своим буйруком провозгласил ислам государственной религией. Часть ученых полагают, что в результате этого тянь-шаньские кыргызы, приняв ислам и были приобщены к исламской культуре.

О кыргызах, проживавших на Тянь-Шане в X-XVI вв., сообщалось в арабо-персидских источниках, таких как сочинение анонимного автора «Худуд ал-Алам», Абу Исхак ал-Истахри («Китаб масалик ал-мамалик»), Абу Дулаф («Рисала ал-аввал»), Марвази («Табаит ал-хайаван»), Ауфи, Джувейни («Тарих-и Джахангушей»), Абд-ар Раззак ас-Самарканди (Матла ас-саадайн ва мажма ал-бахрайн»), С. Ахсикенди («Маджму ат-таварих»), Мухаммед Хайдара («Тарих-и Рашиди») и др.

О проживании кыргызов на Тянь-Шане еще до эпохи Чингиз хана говорится и в эпосе «Манас». Отметим, что в одном из китайских источников XII века одна из рек Илийской долины названа Манасом. В эпосе отец Манаса Джакып показан как современник Чингиз хана. Благодаря ему, кыргызы Восточного Туркестана стали союзниками новых хозяев Степи — монголов.

В научном мире имеются различные мнения о происхождении караханидской династии. Интересную гипотезу о происхождении караханидов в свое время выдвинул И.Макварт. Основываясь на сообщении Абу Дулафа, размещавшего между владениями чигилей и тибетцев племя буграч (или бограч), он отнес караханидов к буграчам. Последние исповедовали ислам и подчинялись правителю алиду [182.-С.58].

Ахмед Зеки Велиди Тоган видел в караханидах кок тюрков, живших в Центральном Тянь-Шане под властью этой династии.

По мнению В.В.Бартольда, караханиды принадлежали к чигилям или ягма, поскольку тотемом последних был верблюд (бугра). У караханидов «бугра» считался высшим титулом в государстве. В.В.Бартольд очень осторожно относился к вопросу о возможном происхождении караханидов от карлуков [182.-С.58].

Позже гипотезу В.Бартольда о чигильском происхождении караханидов поддержали и продолжили О.Караев, З.Эралиев, Т.Чоротегин. Эта гипотеза находится наиболее ближе к мнениям С.Табышалиева и Б.Джамгырчиева, считавших средневековых тухси и чигилей предками современных кыргызов.

О.Караев сделал анализ источников, рассказывающих о племенах, живущих в IХ-Х вв. на Тянь-Шане. В своей монографии он попытался более конкретизировать мнение В.Бартольда о происхождении караханидов из чигилей [182.-С.57-58].

По мнению З.Эралиева, потомков караханидов-чигилей представляет кыргызское племя бугу [408.].

2.12. Родословная Караханидской династии

Древние тюрки сыграли большую роль в истории кыргызского народа, ибо в посттюркскую эпоху, окончательно потеряв свою государственность, тюрки в VIII в. начали мигрировать на запад или сливаться с более могущественными народами, прежде всего, кыргызами, огузами и карлуками.

Гипотезу о миграции кыргызов на Тянь-Шань вместе с огузами одним из первых высказал А.Н.Кононов, датировавший этот процесс VIII в. Его выводы были основаны на сообщении Гардизи, который зафиксировал легенду, отражающую процесс передвижения енисейских кыргызов на Алтай. По Гардизи, кыргызы по внешности походили на славян с голубыми глазами. Кыргызы состояли из шести племен. Были язычниками, верили корове, сороке, соколу, ежу, красивым деревьям. Ими правил сын Яфета Эмке, друживший с хазарами и башкирами. Позже он подчинил огузов и назвал вновь созданный народ кыргызами.

Однако в трудах анонимного автора книги «Мужмал ат-таварих ва-л кы-сас» (ХI в.), в родословной караханидов называет сыном Яфета Тюрка, который в поисках нового юрта прибыл на Иссык-Куль и остался там жить, назвав местность Ондук арт (ср. с он ок будун). Тюрк имел четырех сыновей — Чигиль (по башкирскому санжыра, написанному Рашид ад-Дином и Абул Гази — Хакел), Барскан (Берседжер), Тон (Тутук) и Илак (Эмлак).

Как нам кажется, вышеприведенные версии легенд имели общие корни и рассказывали о переселении этноса, представлявший новый племенной союз под названием кыргызов. Например, Гардизи пишет о кыргызо-огузах, которые обосновались на Алтае. Ими руководил Емке (Эмлак, Илак). По версии караханидов Тюрк (предок тюрко-огузских племен) в поисках нового место жительства добрался до Иссык-Куля и обосновался на Тянь-Шане. Мы выше писали о тождестве антропонимов «илак» и «эмке», которые являлись разными формами предвотеля алтайских кыргызов Эмке с титулом ха-мелик (в. эмлак, эмке). Эмке (Он же Эллей в олонхо саха–якутов) нами рассматривается в качестве прототипа Манаса в эпосе «Манас», который собрал кыргызов на Алтае.

Вышеприведенная версия легенды перекликается с данными эпоса «Манас». Например, и в эпосе кыргызы переселялись с Алтая на Тянь-Шань. Они представляли потомков именитого Тюрка. Главный герой сказания караханид Манас принадлежал народу тюрк роду кыргыз.

В.Бартольд, касаясь вопроса происхождения караханидской династии, придавал большое значение чигилям, полагая, что они являлись одним из основных племен и претендентов на роль основателей Караханидского каганата. Т.Чоротегина интересовало сходство имен потомков Тюрка с названиями городов Караханидского каганата (X-XII века): Чигиль (в Таласе), Барсхан (Иссык-Куль), Тон (Тутук, Иссык-Куль), Илак (Ферганская долина), имевшие отношение к генеалогии тюрков XI века.

Любопытно, что Истахри одну из групп кыргызов размещал вблизи ферганских городов — Чач, Илак, Усрушаны, Ферганы, Шельджи и лабанцев, т.е. в тех областях, где примерно располагались вышеотмеченные средневековые города. Он писал: «Горы Гур находятся в пределах Хорасана. И простираются до границ Бамиана, Панджихира и Мавераннахра, вплоть до Туркестана Внутреннего, до Чача и хырхызов» [200.-С. 21.]. По рассказам автора, Тараз и Чач являлись рубежом между турками и мусульманами. Отсюда можно сделать вывод, что средневековый город Илак (килик, искилик) принадлежал тянь-шаньским кыргызам, которые участвовали в формировании караханидского каганата в Х в. в этом регионе.

Отсюда можно полагать, что вышеприведенная генеалогия караханидских тюрков могла быть сложена еще на Алтае, когда чигили жили в соседстве с карлуками, алтайскими тюрками, кыргызами, волжскими булгарами и т.д. Об этом свидетельствуют, прежде всего, данные источников и генеалогических материалов башкир, татар и отдельных кыргызских племен. Как явствует из содержания родословной караханидских тюрков, имя первого сына Тюрка в вышеприведенной легенде представлял здесь предка племени чигилей. Второго можно связать с отуз огланами, которыми управляли представители клана барсов, с тронными именами Барс, Ак Барс и т.д. Третий – представлял собственно тюрков-огузов, а четвертый – предка и предводителя алтайских кыргызов Эмке, который имел большую популярность на Алтае. О нем слагали генеалогические предания, легенды, сказания. Кыргызы о нем сложили эпос «Манас», алтайцы «Алпамыш», предки саха-якутов его имя сохранили в сказании об Эллее и т.д.

Следует отметить, что до нас дошли генеалогические предания племен Волжской Булгарии с участием кыргызов. В них сохранились интересные рассказы о покорении тянь-шаньских массагетов кыргызами или родом, у которого тотемом был олень. Согласно одной из легенд, после уничтожения идельского народа (волжских булгар) и его вождя Хин Батыра, жена князя успела усадить маленького сына предводителя на большой котел и бросить в реку Дуло, чтобы спасти мальчика от смерти. Олень, выловив котел (газан) своими рогами, отнес мальчика в Семиречье, в страну масгутов. Там его приютил и вырастил царь масгутов. Мальчика назвали Газаном, а когда он вырос, женился на дочери царя. Род Газана называли Дуло и Мардуан. Газан воевал с хазарами. В других версиях легенды мальчика спас журавль, гусь, лебедь в одних вариантах, олень или лось в других, по требованию волка, который велел привести мальчика в логово волчицы.

В вышеприведенной легенде название реки Дуло можно сопоставить с названием булгарского племени дуло и западнотюркского дулу, что дает право датировать его происхождение VIII-X веками. Основные сюжеты вышеприведенной легенды имели схожие картины с генеалогическими преданиями кыргызских племен и родов: бугу, бапа, желден, черик, каба и других. По мнению С.М.Абрамзона [3.-C. 298-302], происхождение преданий подобного рода связано с древнетюркской эпохой и представлениями народов Саяно-Алтайского края о диких рогатых животных, в том числе и олене.

Кыргызы сохранили генеалогические предания, имевшие отношения к Тюркскому ханскому Дому ашина. В эпосе «Манас» кыргызы называли себя потомками именитого Тюрка. Согласно кыргызской санжыре, сын Жапыза (Яфета) Тюрк, обосновавшийся на берегу Иссык-Куля, дожив свой век, умер в местности Жети Карагайты. Созданное им государство наследовал его сын Тутук. Кыргызы связывали свое происхождение с Тутуком и его отпрысками Айчаканом, Бакыканом, Аланчаканом [11.-C. 22]. По общетюркской санжыре, вышеотмеченный Аланчакан назван сыном Элчи хана, внуком легендарного Тюрка [36.-C. 38.]. Он же (Алача хан) в генеалогических рассказах фигурировал как общий предок тянь-шаньских кыргызских племен нойгут (онгут) и черик (чэли). Племя монолдор улуса Анга Торе (сокы, бакы/баваке), кыргызские монолдоры (согу, бакы) и нойгуты имели в своем составе роды сакы и бакы. По другой версии, кыргызы имели первопредка Тюрка, Карача хана и Аланча хана, имя которого связано с общим предком волжских булгар, имевших связь с Кавказской Аланией.

Как нам кажется, вышеприведенные генеалогические предания как бы подтверждали этнические процессы, имевшие место между племенами алтайских тюрков, чигилей, вожских булгар, хазар и кыргызов на Алтае в VIII-X века. Становится очевидным, что консолидация караханидских тюрков началась на Алтае при активном участии вышеназванных племен в VIII-X века, а затем он имел продолжение в составе Карлукского и Караханидского каганатов.

Чигили всегда были во внимании ученых-историков. По нашему мнению, основатель Караханидского каганата Шабук (Сатук) Бугра хан мог иметь прямые этногенетические связи с чигилями и древними пугу, входившими в состав Великого Тюркского каганата. Чигили (софу) [266. –C.186; 265.-С. 41.] и пугу (софу) [362. –C.109.] имели родственные аристократические роды сабак. Согласно китайским хроникам, глава пугу (III-IV века н.э.) носил титул шаньюй. По данным Тан-шу, в эпоху древних тюрков пугу вначале служили ашина, а затем примкнули к сеяньто. После того, как сеянтосцы уничтожили их вождя Софу (сабак), элтебер Гэланьбаянь покорился Срединному государству [362.]. Отметим, что «чигиль» и «софу» легко сопоставить с этнонимами хунну «чугэ» и «суйбу» или «шабу» [283.-C. 36.]. Отсюда, можно полагать, что предки бугу-пугу в составе союза племен хунну могли иметь тесные этнополитические и этногенетические связи с племенами юэчжи- цянцзюй в Хингане во Внутренней Монголии, откуда вышли онгуты (кыргызские нойгуты).

Следовательно, прослеживается историческая и этногенетическая связь, существовавшая между чигилями и пугу, одного из основных племен древних тюрков. Пугу могли называться в одно и то же время конфедеративным именем чигиль, племенным или тотемическим пугу-бугу и клановым (аристократическим) софа.

Возможно, что еще на востоке пугу вступили в этнические контакты с забайкальскими племенами цзюйлобо (кара боор) [3.-C. 45; 67.-С. 265.], которые впоследствии были ассимилированы более могущественными соседями. О тождестве древнетюркского рода пугу с кыргызским племенем бугу говорили названия родовых подразделений последнего кара боор, сары боор, отуз уул-кючюк, желден, имевшие восточное происхождение.

Следует отметить, что кыргызское племя бугу издревле обитало на древних землях чигилей в междуречье Или-Иртыша и в Иссык-Кульской котловине, где в X-XI века существовали средневековые города Верхний, Нижний Барсхан и Барсхан. Бугинцы компактно проживали от Каркыры до Тонского района. В районах рек Кучугур [26.-C. 427.] и Хоргос в долине Или жили западнотюркские племена кючюки. Здесь же встречаем топоним «тюп», означавший в Булгарском каганате административно-территориториальную единицу – тюб (область). У племени отуз оглан одним из могущественных родов считался клан барсов с титулом кара чор. Отсюда, можно полагать, что этнополитические контакты между древними пугу-бугу, отуз огланами и кучуками проходили в Иссык-Кульской котловине и Илийской долине.

Отуз огланы могли иметь отношение к второму сыну Тюрка Барсхану. С.Ахсикенди в родословной кыргызов предка отуз огланов Отуз Огула указывал в качестве общего предка кыргызов. От него происходил легендарный предок кыргызов Тагай бий. В XVI в. ставка предводителя кыргызов Мухаммед-Кыргыза (больше известного как Тагай бий) находилась в с.Барскоон на Иссык-Куле.

Следовательно, можно полагать, что в VIII-X века в Алтае-Тянь-Шаньском регионе основную роль играли три объединения – чигили, кыргызы и алтайские огузы или тюрко-огузы, которые имели между собой тесные этнополитические, этногенетические и этнокультурные связи. В результате чего в VIII-X века они смогли взять под свой контроль данный регион, а в середине Х века захватить власть на Тянь-Шане и образовать Караханидский каганат. Вновь созданный каганат управлялся родом барсхан, относимый в группу племен отуз огланов, правители которых носили тронные имена Ак Барс, Кара Барс и Огул Барс.

Сохранившиеся в составе кыргызского объединения бугу-пугу названия средневековых племен отуз оглан и кючюк в качестве имен его родоплеменных групп отуз уул и кючюк, могут свидетельствовать на существования тесных этнополитических и этногенетических связей между чигилями, пугу-бугу, отуз огланами и кючюками. Барсханиды могли быть выходцами из группы племен отуз огланов, жившими в Тянь-Шано-Алтайском регионе, имея при этом общую историю, территорию, культуру и язык, прежде всего, с племенами, говорившими, по утверждению М.Кашгари, на чисто тюркском языке. Сюда относились кыргызы, чигили, тухси, азы, чаруки, ограки, ягма, канглы, кыпчаки и другие. В Х-XI века самыми влиятельными в этой группе считались чигили и кыргызы.

Итак, из всего вышеизложенного можно заключить, что караханидский этнос был образован на Алтае. Вновь образованный народ управлялся князем Эмке. Он же Илак (Эмлак). Он же Эллей в олонхаха и Манас в эпосе «Манас». В сказании говорится, что Манас образовал свой народ из сорока племенных объединений. «Кулаалы кылып куш кылдым, Курама жыйып журт кылдым».

Но чуть позже этот алтайский народ мигрировал на Тянь-Шань. Ядро вновь образованного народа составляли кыргызы, чигили, отуз огланы, тюрки-огузы. Здесь они образовали Караханидский каганат, земли которого охватывали нынешнюю территорию Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Восточного Туркестана.

Согласно источникам, при Султане Санжаре сельджуки-огузы и кыргызы имели военно-политический союз против кара китаев. В книге С.Ахсикенди говорилось о некоем имаме Ибрахиме, создавшем для борьбы с неверными кара китаями правое и левое крыло кыргызов и разбившем врага около города Касан. О.Караев и С.Аттокуров связывали образование правого и левого крыльев кыргызов с эпохой кара китаев. А.Мокеев связывал вышеприведенную версию легенды С.Ахсикенди с историческими событиями эпохи войн между Султаном Санжаром и гурханом кара китаев в середине XII века [297.-C.58-70.].

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Источник

Караханидский каганат: как мусульманский святой обратил тюркское государство в свою веру

История тюркской династии правителей с загадочными корнями. Часть 1

Ярослав Пилипчук продолжает цикл публикаций в «Реальном времени», посвященных ключевым периодам тюркской истории. В своей сегодняшней колонке украинский историк рассказывает о государстве караханидов.

Тайна происхождения

Караханиды — это условное название государства, впервые предложенное В. Григорьевым в 1874 году. До этого в западной историографии было принято называть эту страну государством илек-ханов или табгач-ханов. Официально в арабоязычных документах Караханидское государство называлось Ал-и Афрасийаб ал-Хаканийа. Китайцы называли Караханидов Хэйханьчао (династия Черных ханов). Вэй Лянтао считал, что основание Караханидского государства было связано с уйгурами. Эту точку зрения среди западных исследователей поддерживали Ж. Дегинь, Х. Френ, И. Абель-Ремюза, Ю. Клапрот, Ж. Рено, А. Вамбери, Э. Бретшнейдер, В. Радлов, И. Маркварт. Отрицал эту версию А. Малявкин.

И. Гаммер-Пургшталь и Г. Вейль считали, что династия Караханидов происходила из туркмен. Точку зрения о том, что основателями династии Караханидов были карлуки, высказали Ф. Гренар, Э. Шаванн, В. Григорьев, Н. Аристов, О. Прицак, С. Кляшторный. Сейчас этого мнения придерживается Ю. Поль. Если М.Ф. Кёпрюлю первоначально рассматривал гипотезу о происхождении Караханидов от карлуков, то затем — от ягма. Об этом же высказались В. Бартольд и В. Минорский.

Оригинальную гипотезу высказывал И. Маркварт. Он говорил, что династия Караханидов происходила из племен буграчей. А.З. Валиди-Тоган считал, что основателями династии были выходцы из кок-тюрков. Б. Кочнев отмечал, что Караханиды происходили от части чигилей — эдгишей. О. Караев предположил, что династия Караханидов происходила из чигилей, которых можно сопоставить с племенем чиков. Исламизировал среднеазиатских тюрок его внук — Сатук Богра-хан.

какое государство покорили караханидыОсновой Караханидского государства был карлукский племенной союз, который включал в себя племена чигиль, булак и ташлык. Фото Miras kz / wikipedia.org

Нужно сказать, что во второй половине VIII—ІХ веков ведущую роль в регионе играли карлуки. На их территории проживали подвластные им племена — чигили, тухси, аргу. В Х веке власть карлукских ябгу утратила прежнее значение и большее влияние на местах стали иметь правители городов. В «Худуд ал-алам» указано, что в стране карлуков находится много поселений, среди которых был и Кашгар.

Правитель племени чигиль носил титул тексин, правитель Тараза назывался айласом, правитель Суйаба — ялан-шахом, правитель тухси — куртекином. Правителей Караханидов называли элигами (илиг, илек), арслан-ханами, бугра-ханами. При этом нужно отметить, что отец Сатука Базир носил титул арслан-хана. Самым популярным титулом был тегин, который обозначал принцев из династии Караханидов.

Основой Караханидского государства был карлукский племенной союз, который включал в себя племена чигиль, булак и ташлык. Со временем к карлукам примкнули племена ягма и тухси. С 840 года карлукский ябгу сменил свой титул на ханский, поскольку опасность со стороны Уйгурского каганата была ликвидирована енисейскими кыргызами, разбившими токуз-огузов.

Исламизация края

Карлуки воевали за Исфиджаб в 840 году с Саманидом Нухом б. Асадом. В 893—894 годах Исмаил Самани овладел Таразом и осуществил вторжение в бассейн реки Талас. В 904 году в земли Мавераннахра вторглось большое тюркское войско, которое было разбито и отброшено. В 906 году Исмаил снова вторгался в земли карлуков. Саманиды расширяли свои владения за счет карлуков. К моменту появления на исторической арене династии Караханидов у карлуков уже не существовало единой власти. Первым правителем из династии Караханидов был Кюль Бильге-хан. Его сыновьями были Базир и Огулчак. Становление могущества династии традиционно связывают с Сатук-Бугра-ханом, первым из Караханидов, кто принял ислам. У Сатука было два сына — Байташ Арслан-хан и Муса Тунга-Илек.

Ибн ал-Асир писал, что Сатук Кара-хану во сне явился человек, который приказал принять ислам и посулил благополучие в жизни и после смерти. Согласно «Тарих-и Кашгар», после Кюл Билгя правил Угулджак Кадр-хан, брат Базир Арслан-хана. Угулджак прислушивался к указаниям посланников ислама, пока к нему не прибыл убегавший от своего брата Нух б. Мансур. Он встретился с Угулджаком в Кашгаре. Тюркский правитель предоставил ему в управление область Артудж. После этого устремились караваны из Бухары и Самарканда в Артудж. Наср подарил хану парчу, сладости и сахар, стараясь расположить его к себе.

какое государство покорили караханидыИсфиджаб. Фото ruh.kz

Угулджак был дядей Сатук Богра-хана. Сатук уже в юности поражал всех своей красотой, природным умом, чистотой помыслов, неиспорченностью и здравым рассудком. Сатук один раз прибыл в Артудж и заметил Насра ас-Самани за молитвой. Он спросил, чем занимался святой, и тот поведал ему основы ислама. Султан принял ислам. До двадцати пяти лет Сатук читал Коран и постигал основы ислама.

Он собрал вокруг себя 50 человек и двинулся на захват крепости у Йигач-Балык и осадил ее. Там он пробыл около трех месяцев. Об этом узнал Огулджак, и притязания Сатука на власть стали явными. К нему прибыли 300 человек из Кашгара и около 1 тыс. из Ферганы. Сатук с таким войском двинулся на дядю и захватил поселение Ат-Баши. Когда у него насчитывалось 3 тыс. всадников, то он напал на Кашгар. Город был взят, а население обращено в ислам.

В «Тазкире Сатук Богран-хан» сказано, что Абу ан-Наср Самани будет тем, кто обратит султана Сатук Богра-хана в ислам. Отмечалась его активная торговая деятельность. Говорилось, что до двенадцати лет Сатук был неверным. Однажды султан прибыл в Нижний Артудж. Там он встретился с ходжой Насром ас-Самани, который ожидал встречи с Сатуком, предсказанной ему. Огулчак же узнал об обращении Сатука в новую религию и решил проверить крепость его веры, приказав участвовать в строительстве храма идолу. Тогда султан обратился за советом к Насру, который разрешил ему строить храм с тем условием, чтобы он думал, что тот строил мечеть. Тот начал строить храм, и его помыслы были о том, как построить на этом месте мечеть с минбарами. Вскоре Сатук обратился к ходже с просьбой помочь ему против неверных. Наср посоветовал ему усыпить их. Сатук ворвался в покои хана и потребовал, чтобы тот принял ислам, но тот отказался, и земля, как передается, поглотила Огулчака. После этого правителем стал Сатук, и он призвал народ на молитву.

События в Восточном Туркестане

Согласно Ибн ал-Асиру, сыну Сатука Мусе, в 960 году в ислам было обращено 200 тыс. шатров тюрок. При дворе хана действовал шейх Абу ал-Хасан Мухаммед б. Суфьян Келимати из Нишапура. Исламизация владений Караханидов была инициирована купцами из Мавераннахра. Центром государства стал Кашгар, который вел войны с буддистами из Хотана и Уйгурского идыкутства. До 960 года в самом Кашгаре была борьба между буддистами и мусульманами за власть. Граница с Хотаном прходила в районе города Карглик, около которого находилась местность Каптар-мазар, где в битве с хотанскими буддистами погиб имам Мухаммед Шакир.

какое государство покорили караханидыСогласно «Тазкиру Сатук Богра-хан», Али Арслан-хан оборонял от хотанцев Кашгар и восточные владения Караханидов. Фото newskif.su

В 962, 963, 969 годах хотанцы отправляли посольства в сунский Китай, стараясь заручиться помощью ханьцев в борьбе с Кашгаром. Хотанское посольство в 971 году сообщило о победе хотанцев над кашгарцами. Более детально рассказано об этом событии в письме хотанского раджи Виши Шуры дуньхуанскому давану Цао Юаньчжуне. Сообщалось, что в Кашгаре была прохотанская община буддистов и что в Кашгаре была взята большая добыча. Таджики, то есть мусульмане, ставшие на пути хотанцев, были разбиты.

Хотя дуньхуанский правитель был формальным вассалом ганьчжоуских уйгуров, но он проводил самостоятельную политику, и фамилия Цао имела влияние на политику Западного края (Восточного Туркестана). Цао Юаньчжун одобрил захват хотанцами Кашгара, однако оккупация длилась сравнительно недолго, и в 90-х годах Х века там снова правили Караханиды. Согласно «Тазкиру Сатук-Бугра», ханы Хасан Бугра-хан Гази, Исан Бугра-хан Гази, Йусуф Кадыр-хан Гази вышли на поле битвы и нанесли большие потери неверным. Мусульмане достигли местности Кукяр, где сражались семь дней и ночей. Многие из них стали шахидами, а неверные отступили в один из городов Китая.

Царствовали в Кашгаре вышеуказанные ханы на протяжении 12 лет. Тем, кто не носил тюрбан (не был мусульманином), они вбивали в голову гвоздь. Указанные личности соответствуют историческим лицам. Исан Бугра-хан вымышлен. Йусуф и Хасан (Харун) пришли в Яркенд и убедили местное население принять ислам.

Согласно «Тазкиру Сатук Богра-хан», Али Арслан-хан оборонял от хотанцев Кашгар и восточные владения Караханидов. Им угрожали хотанцы. По сведениям источника, из Китая вторглось 30-тысячное войско неверных и осадило Кашгар. Али Арслан-хан, собрав войско в 40 тыс. человек, отбросил врага к Янхисару. После этого его силы возросли до 90 тыс. воинов. Однако вскоре Али Арслан был убит, когда неверные напали на мусульман во время намаза.

После гибели Али Арслана и Хасана (Харуна) Богра-хан власть в государстве перешла к Ахмаду б. Али. Это время было сложным, поскольку неверные обратили в свою религию кашгарцев, и те ели «нечистую» еду. Кашгар оказался в руках хотанцев. Тогда ключевую роль в войне сыграло духовенство. Имам Наср ад-Дин, бежавший с другими шейхами из Кашгара, призвал Йусуфа Кадр-хана собрать свое войско и двинуться против неверных. Узнав о продвижении из Мадайна мусульман, Джукта-Рашид бежал в города Китая. Вскоре имамы Наср ад-Дин, Муин ад-Дин, Захир ад-Дин, Кауам ад-Дин осадили Джукта-Рашида в одном из городов. На протяжении 40 лет мусульмане не могли взять город, пока тот не пал. Йусуф Кадр-хан в 1007 году захватил Хотан после 25 лет войны. В 1009 году в сунский Китай прибыло посольство от правителя Черной династии ханов.

Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кыпчак в XIII веке».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *