какое евангелие не содержит притч

Какое Евангелие не содержит притч?

В каком Евангелии отсутствуют притчи?

какое евангелие не содержит притч

Есть так называемые апокрифы, произведения литературы, называемые Евангелиями. Их довольно много, они массово появлялись в раннехристианский период. Теперь нередко писатели тоже называют свои книги Евангелиями от того-то. Но это все не более, чем имитация, заголовок.

Из песни слов не выкинешь. А если выкинешь, она перестанет быть песней.

какое евангелие не содержит притч

Сам Христос сказал ученикам, что им Он излагает прямо, а всем остальным в притчах. Следовательно, в каждом Евангелии есть притчи. Некоторые притчи повторяются, а некоторые нет. Например, притчу о злых виноградарях мы встречаем у первых трёх евангелистов (Мф. 21: 33-41; Мк. 12: 1-9; Лк. 20: 9-16), а у Иоанна её нет. Больше всего притч записано Лукой.

какое евангелие не содержит притч

Потому что Бог Святой, а люди грешные. Как грешные люди, мы никогда не могли бы приблизиться к Богу. Но Иисус умер за всех людей, тем самым искупил наши грехи. Благодаря жертве Иисуса мы можем стать чистыми в глазах Бога. Когда мы обращаемся в молитве к Богу, через Иисуса, мы показываем, что признаем это, а также признаем Иисуса и его роль.

какое евангелие не содержит притч

какое евангелие не содержит притч

Имя Иисуса Христа имеет большую силу в духовном мире, как во времена Иисуса, так и в наше время. И любой человек может использовать его в борьбе со злом, в том числе и против бесов. А конкретно о том человеке ничего больше не написано, но такие люди всегда были и будут.

какое евангелие не содержит притч

Евангелие актуально во все времена, потому что Иисус умер за всех людей, вне зависимости от времени, все люди имеют это спасение. И во все времена люди искали Бога. А сейчас, когда исполняются пророчества книги Откровение, наступает последнее время, люди нуждаются в Боге как никогда.

какое евангелие не содержит притч

Нет, не оскорбляют. Лео Таксиль сам писал о «Забавной Библии»:

«Забавная Библия» не будет содействовать «укреплению религии», а, напротив, РАЗЪЯСНИТ(а не оскорбит) читателям, «во что и почему НЕ НАДО верить»(с). В книге нет никаких оскорбительных моментов и кому не нравится, то пусть не читает, да и реакция уже была давным давно и автора уже обвиняли в осмеянии Библии и даже запрещали.Издание увидело свет аж в 1882 году и книга, вопреки всему,много раз переиздавалось, в том числе и в СССР. Автор, указывает в книге, на имеющиеся, по ЕГО мнению, противоречия и ошибки в Ветхом Завете. Если для христиан «логичнее» верить В БОГА, а НЕ БОГУ, то пусть верят. это их право. Каждому своё.

Источник

ХРИСТИАНСКИЕ РЕСУРСЫ

Популярное

Обновления

Вопросы по Новому завету

1. Какое из четырех Евангелий не содержит притч?
Ответ: Евангелие от Иоанна.

2. В 2 Пет. 3:10 написано: «придет же день Господень, как тать ночью». Что означает слово «тать»?
Ответ: вор.

3. Прокаженных было 10, исцелились все, но к Христу пришел один, кто он был?
Ответ: самарянин (Лук. 17:11-19)

4. Кому Иисус сказал: отойди от меня, сатана?
Ответ: Петру (Мф 16:23)

5. В послании к Римлянам написано, что Бог одного человека возненавидел. О ком идет речь?
Ответ: Об Исаве (Рим 9:13)

6. Какой раб сбежал от своего хозяина, а позже сам вернулся назад?
Ответ: Онисим (Филимону 1: 10-12)

7. Как называется остров, на котором была написана книга Откровения?
Ответ: Патмос (Откр 1:9)

8. Один из двенадцати апостолов, называемый «близнец»
Ответ: Фома (Иоан 11:16)

9. Приверженцы какой религиозной группы не верили в воскресение из мертвых?
Ответ: Саддукеи (Деян 23:8)

10. Кому было адресовано Деяние Апостолов?
Ответ: Феофилу (Деян.1:1)

11. На кого выпал жребий стать 12-тым Апостолом после того, как Иуда удавился?
Ответ: Матфий (Деян.1:26)

12. От чего предостерег апостола Иоанна ангел?
Ответ: от поклонения ему, ангелу (Откр. 22:8-9)

13. Назовите семь церквей, которым адресована книга Откровения.
Ответ: (Откр. 1:11) Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардисской, Филадельфийской, Лаодикийской.

14. Назовите плоды духа.
Ответ: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (Гал. 5:22-23)

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях, нажав на кнопочки ниже.

ВНИМАНИЕ! АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА НЕ МОЖЕТ ПОЛНОСТЬЮ КОНТРОЛИРОВАТЬ ПОКАЗ РЕКЛАМЫ. ПОЭТОМУ, ЕСЛИ ВЫ УВИДЕЛИ БАННЕР НЕПРИЛИЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ, ПРИШЛИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ССЫЛКУ НА САЙТ, КОТОРЫЙ ОН РЕКЛАМИРУЕТ. ЭТОТ БАННЕР БУДЕТ ЗАБЛОКИРОВАН. ПОДРОБНЕЕ.

Источник

ВыбиРАЙ

какое евангелие не содержит притч

Вопросы:

1. Продолжи стих из библии
Более же всего облекитесь в любовь, которая …
2. Продолжи стих из библии
Но имею против тебя то, что…
3. Какие два великих мужа лежали в корзине?
4. В какой день Бог сотворил ворону?
5. Какое из четырех Евангелий не содержит притч?

6. Кто из них не писал псалмов?
1. Давид 2. Моисей 3. Агур 4. Асаф

58. Кому Бог разрешил употреблять мясо:
1 Адаму
2 Ною
3 Аврааму
4 Моисею

59. Солнце вернулось назад по небосклону при:
1 Иисусе Навине
2 Езекии
3 Моисее

60. Какие из нижеперечисленных имён Бога, встречающихся в Библии, можно отнести к Иисусу Христу?
1 Иегова (Яхве)
2 Мессия
3 Сын Человеческий
4 Слово
5 Сущий
6 Господь
7 Спаситель
8 Логос
9 Эммануил
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.

61. В Евангелии мы читаем: «И дивились учению Его, ибо слово Его было…». Закончите фразу.
1 тихое
2 располагающее
3 мягкое
4 со властью
5 пророческое

62. Был ли Христос веротерпимым в том смысле, что все религии и вероучения спасительны для человека?
63. Говорил ли Христос о том, что спасутся все люди?

64. Что не делал Христос?
1 учил
2 исцелял
3 прощал грехи
4 изгонял бесов
5 ходил по воде
6 воскрешал мёртвых
7 преображался в небесной славе
8 принуждал людей становиться христианами

65. Какие слова принадлежат Христу?
1 «Я и Отец Одно»
2 «Отец во Мне и Я в Нем»
3 «Прежде нежели был Авраам, Я есмь»
4 «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца»
5 «Видевший Меня видел Отца»
6 «Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе»
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.

66. В каком из 4-х канонических Евангелий рассказано о Воскресении Христовом?
1 Евангелии от Матфея
2 Евангелии от Марка
3 Евангелии от Луки
4 Евангелии от Иоанна
5 во всех Евангелиях

67. Возможен ли после Боговоплощения приход пророков, передающих новые истины вероучения?
1 да
2 нет

68. Сколько родных братьев было среди Апостолов от 12-ти?
1 2
2 4
3 6

69. Скольких Апостолов от 12-ти не постигла казнь за проповедь христианства?
1 1
2 3
3 7
4 9

70. Кто из Апостолов был готов бесстрашно пойти со Христом в Иудею, где Спасителя уже искали побить камнями и сказал: «Пойдём и мы умрём с Ним»?
1 Фома
2 Пётр
3 Иоанн

71. Кого из апостолов Христос нарёк Воанергес, то есть «сыны громовы»?
1 Иуду
2 сыновей Зеведеевых — Иакова и Иоанна
3 Матфея
4 братьев Петра и Андрея

72. Какая из 10 Заповедей Моисея запрещает сплетни?
73. Верно ли утверждение: «Он в церковь не ходит, но 10 заповедей соблюдает»?

74. Через Кого из Лиц Святой Троицы Бог осуществил Сотворение мира?
1 Бога Отца
2 Иисуса Христа
3 Святого Духа

75. Что было создано раньше: свет или Солнце?
76. Знал ли Бог заранее о будущем грехопадении человечества и о необходимости Своей Жертвы для искупления людей?

77. Кто первым согрешил в сотворённом мире?
1 ангел
2 человек
3 змей

78. Как выразить одним словом всё содержание Закона?
1 справедливость
2 мир
3 любовь
4 равенство
5 благоденствие

79. Какая заповедь Моисея открывает секрет долголетия?

80. Какое из приведённых выражений библейское?
1 Дамоклов меч
2 Между Сциллой и Харибдой
3 Двуликий Янус
4 Панический страх
5 Валтасаров пир
6 Сизифов труд
7 Колесо Фортуны
8 Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть
9 На седьмом небе

81. Есть ли в Библии фраза «ложь во спасение»?
82. «Не хлебом единым». Где впервые в Библии употреблено это выражение?

83. «Не от мира сего». Кто произнёс: «Я не от сего мира»?
1 Моисей
2 Пророк Даниил
3 Екклезиаст
4 Соломон
5 Иисус Христос

84. Всё тайное становится явным
1 Ветхий Завет
2 Новый Завет

85. Метать бисер
1 Ветхий Завет
2 Новый Завет

86. Невзирая на лица
1 Послание святого апостола Иакова
2 Апокалипсис св. Ап. Иоанна Богослова

87. Кому принадлежит фраза «Перекуём мечи на орала»?
1 пророку Даниилу
2 пророку Исаие
3 пророку Амосу
4 царю Соломону

88. Камень преткновения
1 Евангелие
2 Апостол

89. Камня на камне не оставить
1 Евангелие
2 Апостол

90. Краеугольный камень
1 Евангелие
2 Апостол

91. Время разбрасывать камни, время собирать камни
1 Книга Екклезиаста или Проповедника
2 Книга Песни Песней Соломона

92. Первым бросить камень
1 Евангелие от Матфея
2 Евангелие от Марка
3 Евангелие от Луки
4 Евангелии от Иоанна

93. В поте лица
1 Ветхий Завет
2 Новый Завет

94. Вернуться на круги своя
1 Екклезиаст
2 Псалтирь

95. Внести свою лепту
1 Ветхий Завет
2 Новый Завет

96. Во главе угла
1 Пятикнижие Моисеево
2 Псалтирь

97. Выпить чашу до дна
1 Ветхий Завет
2 Новый Завет

98. Всякой твари по паре
1 Бытие
2 Исход

99. Глас вопиющего в пустыне
1 Книги Исторические
2 Книги Пророческие

100. Голубь мира
1 Ветхий Завет
2 Новый Завет

101. Корень зла
1 Книга Иова
2 Книга Екклезиаста или Проповедника

какое евангелие не содержит притч

Ответы:

1. Есть совокупность совершенства
2. что ты оставил первую любовь твою
3. Моисей и Павел
4. 5
5. Иоанна
6. Агур
7. Асинефа
8. Филипп
9. Не кради (Исх. 20:15)
10. 4: Руфь, Раав, Фамарь, Мария.
11. падшие ангелы
12. Служебные духи, которые служат Богу.
Евр 1:13-14 «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?»
13. Сарра
14. Царский закон
15. Вениамину
16. Кесарь
17. Расмеялась » Мне ли иметь такое утешение».
18. Смертью Иосифа
19. 10
20. Хам
21. Со звёздами и песком.
22. 600
23. 120
24. Моисей
25. 40 дней и 40 ночей
26. 3
27. Зависть
28. 930
29. Из шкур животных.
30. Ребро Адама.
31. Что они наги.
32. Гранат
33. Елима. Д.Ап. 13
34. Христос
35. Адам. Сотворен Богом, а умер — раз духовно, другой раз — физически.
36. Авдемелех. Иерем. 39, 15 и след.

37. Сын вдовы из Сарепты 3 Цар. 17.
Сын Сонамитянки 4 Цар.4.
Мертвый в гробу Елисея 4 Цар. 13, 21.
Дочь Иаира. Марк.5
Юноша из Наина. Лук. 7.
Лазарь. Иоан. 11.
Тавифа. Д. Ап. 20.

38. Духовно умершие. Откр. 3, 1.
39. Даниил перед Навуходоносором.
40. Исаия
41. Мир вам.
42. Больной, которого в дом принесли и спустили через крышу четверо друзей.
43. …но исполняющий воля отца моего Небесного.
44. О сотнике, который просил об исцелении своего слуги.
45. Синедрион
46. Сотник римский
Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. (От Марка 15:39)
47. С Иовом.
48. Енох
49. Иуда Искариот
50. В Книге Песни песней Соломона
51. Змей (Быт.3:1) и ослица (Чис.22:28)
52. В 13-й главе Евангелия по Матфею содержатся притчи: о сеятеле, о плевелах, о горчичном зерне, о закваске, о сокровище, о жемчужине, о неводе, о сокровищнице.
53. Сотник, слугу которого исцелил Христос — Мф. 8:5-10, 13; Сотник, стерегший распятых на Голгофе — Лк. 23:47; Корнилий-сотник — Деян. 10 гл.
54. Что он вечный раб. Исход. 21:1-6
55. Левит Левит 19:28
56. После (Быт.3:20)
57. Вавилонское рассеяние
58. Ною
59. Езекии
60. №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9
61. со властью

62. «Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Об этом говорили и Евангелисты: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3, 36).

63.
«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14).

Вот фрагмент из притчи, в которой Христос говорит о приговоре грешникам: «…Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 41,46).

Или другие слова Христа: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28-29).

64. №8
Как же идти за Ним? — Послушайте, что об этом говорит Сам Спаситель: “если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною”.
Слова «кто хочет» означают, что Иисус Христос никого не принуждает идти за Ним. Ему не нужны невольники, Он хочет, чтобы каждый человек свободно решил, хочет ли он идти Его путем и быть с Ним. Следовательно, в Царство Небесное входят только те, кто добровольно избрал путь, указанный Спасителем.
Святитель Иннокентий Аляскинский (Венияминов)

Св. Иоанн Златоуст говорит: «Бог не принуждает никого. И если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно».
Св. Макарий Великий выражает то же учение о человеческой свободе: «природа человеческая способна к принятию добра и зла, божественной Благодати и противной силы, но принуждаема к тому быть не может». «Без согласия воли человеческой Сам Бог ничего не производит в человеке по причине свободы, которою одарен человек».

65. №1 №2 №3 №4 №5 №6
66. №5
67. №2

68. №2
Пётр (старший брат) и Андрей.
Иаков (старший брат) и Иоанн.

69. №1 Иоанн
Апостол Иаков Заведеев первым из 12 апостолов был воззван Господом из земного мира в небесный, он стал первым апостолом — мучеником Церкви. Казнён отсечением головы 30 апреля 43 года.

Апостол Петр принял мученическую кончину в Риме в 67 году через распятие вниз головой.

Апостол Андрей в греческом городе Патры распят на Х-образном кресте.

Апостол Иаков Алфеев распят язычниками в Египте.

Апостола Матфея языческий правитель Эфиопии сжёг на костре в 60-м году.

Апостол Варфоломей в городе Альбане (ныне город Баку) по приказу брата царя Армении был распят вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда с Апостола содрали кожу и отсекли главу.

Апостол Филипп был распят на кресте вниз головой на верёвках, продетых в пятки.

Апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.

Апостол Симон Зилот принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа, был заживо распилен пилой.

Апостол Матфий был распят на кресте около 63 года.

Единственным из апостолов, не принявшим мученической кончины, остался апостол и евангелист Иоанн Богослов. Много претерпевший от язычников, он, в конце своей земной жизни жил в Эфесе и мирно скончался предположительно между 98 или 117 годами.

70. 1 Фома (Ин. 11:16)
71. 2 сыновей Зеведеевых — Иакова и Иоанна
72. Девятая заповедь — не лжесвидетельствуй — запрещает сплетни.

73. Человек, игнорирующий Церковь Христову, нарушает 1-ю и 4-ю заповеди Божии:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим» (Мк.12:30).
Четвёртая гласит: «Шесть дней работай, делай все дела твои, а день седьмой посвящай Богу».

74. 2 — Иисуса Христа
Колоссянам 1:16: ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано…

75. Свет
76. Да
77. Ангел

78. №3: Любовь
Послание апостола Павла к Римлянам, глава 13, стихи 8-10:
Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

79. 5-я заповедь: Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
80. Валтасаров пир
81. Нет

82. «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8,3).
Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Матф. 4,4; Лук. 4,4).

83. «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Иоан. 8,23) — из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также «Царство Мое не от мира сего» (Иоан. 18:36) — ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, он ли есть Царь Иудейский.

84. В Евангелии от Марка (гл. 4, ст. 22) и от Луки (гл. 8, ст. 17) сказано: «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».

85. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга (церк.-слав. — бисер) вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матф., 7, 6).
Употребляется в значении: понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их.

86. Соборное послание святого апостола Иакова, глава 2
Мысль о поступках без лицеприятия, без угодливости перед вышестоящими.
«Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте» (Втор. 1,17).
«Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» (Иак. 2,1).

87. Книга пророка Исаии, глава 2

88. Первое соборное послание святого апостола Петра, глава 2
«И будет Он … камнем преткновения, и скалою соблазна» (Ис. 8,14). Цитата из Ветхого завета.
Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9,32-33; 1-е Петра 2,7).

89. От Матфея святое благовествование, глава 24
Камня на камне не оставить (разрушить до основания).
«Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Матф. 24,2) — пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после распятия Христа.

90. Послание к Ефесянам святого апостола Павла, глава 2
Краеугольный камень (нечто важное, основополагающее).
«Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный» (Ис. 28:16). В Новом Завете — Еф.(2:20).

91. Екклезиаст, глава 3
Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему свое время).
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; … время разбрасывать камни, и время собирать камни; … время войне, и время миру» (Еккл. 3,1-8).
Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания.

92. От Иоанна, глава 8
Первым бросить камень. «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Иоан. 8,7) — слова Иисуса Христа в ответ на искушения книжников и фарисеев, приведших к Нему женщину, уличенную в прелюбодеянии, смысл которых: не имеет морального права человек осуждать другого, так как сам не безгрешен.

93. Бытие, глава 3
В поте лица (тяжким трудом). «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3,19) — сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.

94. Екклезиаст, глава 1
Вернуться на круги свои (возвращение к началу какого — либо жизненного этапа). «И возвращается ветер на круги свои» (Еккл. 1:6)

95. От Марка, глава 12
Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта — мелкая медная монета. По словам Христа, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала все, что имела (Марк. 12,41-44; Лук.21,1-4).

96. Правильный ответ: №2 Псалом 117
Во главе угла (главное, приоритетное). «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117:22).
Многократно цитируется в Новом Завете (Матф. 21:42; Марк. 12:10; Лук. 20:17; Деян. 4:11; 1-е Петра 2:7).

97. Правильный ответ: №1
Книга пророка Исаии, глава 51
Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца).
«Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил» (Ис. 51,17).

98. Правильный ответ: №1
Бытие, глава 6
Всякой твари по паре. Из повествования о всемирном потопе — об обитателях Ноевого ковчега. (Быт. 6,19-20; 7,1-8).

99. Книга пророка Исаии, глава 40
Глас вопиющего в пустыне. Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40:3). Цитируется в Новом Завете (Матф. 3:3; Марк. 1:3; Иоан. 1:23) по отношению к Иоанну Крестителю.
Употребляется в значении: отчаянный призыв.

100. Из повествования о всемирном потопе. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8,11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.

101. Книга Иова, глава 19
Корень зла (источник зла). «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19:28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1-е Тим. 6:10).

Источник

Почему тексты Евангелий порой противоречат друг другу?

Приблизительное время чтения: 13 мин.

Наверняка во время чтения Евангелия вы замечали, что между текстами есть расхождения, а иногда – даже противоречия. Или же, наоборот, ловили себя на мысли, что описание некоторых сюжетов у евангелистов совпадает слово в слово – будто бы они списали их друг у друга. В научной библеистике это явление называется синоптической проблемой и изучается уже не одно столетие. Почему же евангельские тексты иногда противоречат друг другу или полностью совпадают? И какие на этот счет существуют теории?

С этими вопросами «Фома» обратился к старшему преподавателю кафедры библеистики МДА, протоиерею Андрею Рахновскому.

какое евангелие не содержит притч

Известно, что из четырех Евангелий произведения Матфея, Марка и Луки называются синоптическими. Почему? И что такое синоптическая проблема?

Потому что между этими тремя текстами очень много литературных пересечений, на которые в какой-то момент обратили внимание библеисты и начали подробное изучение и сопоставление этих Евангелий. В библеистике для обозначения этого явления стали использовать греческое слово σύνοψις, которое можно перевести как «обзор». Смысл этого слова будет более понятен, если мы переведем его по частям: σύν – это предлог, обозначающий совместное действие, а οψις происходит от греческого глагола со значением «видеть». Поэтому Луку, Марка и Матфея называют еще синоптиками.

А в чем же, собственно, состоит «проблема»?

Как ни странно, проблема содержится уже в названии самих Евангелий. На языке оригинала Евангелия озаглавлены следующим образом: «по Матфею», «по Марку» и т.п. Это значит, что эти тексты являются авторской версией изложения одних и тех же событий. Выражение «смотреть со своей колокольни» здесь более чем уместно. Хочу сразу оговориться, дабы не направить наших читателей по ложному следу, что авторский или субъективный элемент Евангелий касается только формы и способов подачи материала, но не самого содержания Божественного откровения. Совершенно ясно, что эти писания базируются на одном и том же фундаменте. Взгляд евангелистов на суть спасительного подвига Иисуса Христа, на Бога, на этическую строну новозаветного учения абсолютно одинаковый.

Само понятие «синоптической проблемы» возникло в XVIII веке. За этим термином скрывается целый ряд вопросов, которые возникают при сравнении повествования Евангелий от Матфея, Марка и Луки. «Вопросы» возникали по поводу удивительных совпадений между ними, причем совпадений не только в описании одних и тех же событий или поучений, но, что самое поразительное, в логике развития мысли внутри речей действующих лиц и в логике раскрытия того или иного события.

Более того, евангелисты излагают события одними и теми же «блоками» несмотря на то, что объективно события эти не всегда находятся в прямой хронологической связи друг с другом. Но это только одна сторона проблемы.

В параллельных местах помимо сходства мы также видим и большое количество разночтений и разногласий. Для того чтобы читателю стало понятно, о чем идет речь, можно привести два простейших примера. Как быть, если Евангелия расходятся в том, сколько было исцеленных в Иерихоне слепцов? Как объяснить, что Христос разрешает разводиться по причине супружеской неверности у одного евангелиста и вовсе не разрешает разводиться у другого?

Третья сторона синоптической проблемы заключается в выявлении источников, которыми пользовались авторы Евангелий – будь то ситуация взаимного использования материалов друг друга или же привлечение внешних устных или письменных источников. Кратко скажем, что так называемый Q (от немецкого Quelle – источник) — это общепринятое в науке обозначение одного из таких источников, которым, возможно, пользовались евангелисты.

какое евангелие не содержит притч

Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

Подождите, Вы все время говорите о трех евангелистах, а как же быть с Иоанном Богословом?

Дело в том, что значительная часть событий и поучений Христа в четвертом Евангелии — это особый, свойственный только Иоанну текст. Это не значит, что между синоптиками и Иоанном нет никакой связи, но она не так очевидна.

«Пролог о Логосе» («В начале было Слово, и Слово было у Бога…»), беседы Христа с Никодимом и самарянкой, беседа о хлебе «сошедшем с небес», воскрешение Лазаря, последние наставления Иисуса и Его первосвященническая молитва – это не только богословски важные фрагменты, упомянутые исключительно у Иоанна.

Они уникальны и важны даже с точки зрения структуры текста – настолько они крупны и подробны в сравнении с тем, как подается материал у синоптиков. Наряду с этим расхождение с другими евангелистами по поводу дня Пасхи и отсутствие в описании Тайной вечери момента причащения апостолов – все это заставляет библеистов вынести вопрос соотношения Евангелия от Иоанна и синоптиков за рамки синоптической проблемы.

В чем же заключаются сходства и различия у трех евангелистов?

В общем виде картину сходства и различия между синоптиками можно описать так. Часть действий и поучений Христа описаны всеми тремя евангелистами, другая часть – только у двух или у одного. Из этого ученые сделали вывод, что каждый автор Евангелий имеет;

а) общее содержание с двумя другими синоптиками;

б) общее содержание с кем-нибудь одним из них;

с) исключительно свое, не встречающееся ни у кого другого содержание.

Например, объем оригинального содержания в Евангелии от Марка составляет 30 стихов из более чем 650 – следовательно, 600 с лишним стихов этого евангелиста, передаваемые хоть и не дословно, а по большей части тематически, встречаются у Матфея и у Луки. Условно «общее» содержание у Матфея с Лукой достигает приблизительно 240 стихов. Оригинальное содержание у Матфея составляет примерно 1/6 от общего объема, у Луки примерно 1/4. Интересно, что, как оригинальное содержание Матфея и Луки, так и общее у них обоих касается прежде всего слов Спасителя, а не Его действий.

Для того, чтобы стало совсем ясно, можно привести два простых примера сходства и различия синоптических повествований. В первом случае мы увидим сходство текстов Матфея, Марка и Луки, во втором примере – сходство между Матфеем и Лукой против свидетельства Марка.

какое евангелие не содержит притч

В приведенных отрывках следует обратить внимание не только на одинаковые фразы, но и на то, что они находятся внутри повествования об исцелении расслабленного на одном и том же месте, причем в связке с одними и теми же звеньями логической цепочки рассказа. Это может означать, что рассказ передавался именно в таком виде и евангелисты либо пользовались свидетельствами друг друга, либо имели один общий сторонний источник.

Следующий пример показателен именно тем, что Матфей и Лука следуют одной традиции пересказа притчи о работниках в винограднике, а Марк – другой традиции. Особенную остроту этому моменту придает то, что убийство именно «вне виноградника» имело важное пророческое значение, так как Христа распяли за стенами Иерусалима.

какое евангелие не содержит притч

Как же библеисты объясняют наличие этих совпадений и расхождений?

На этот счет существует целый ряд гипотез. Некоторые библеисты предполагают, что евангелисты в процессе написания своих текстов были зависимы друг от друга: на руках у них было уже написанное кем-то Евангелие. Наиболее известный и «традиционный» вариант был предложен еще в V веке блаженным Августином. Он полагал, что Евангелия хронологически были написаны в том порядке, в котором они следуют в каноне. И при этом каждый автор пользовался сочинением предыдущего. Марк – Матфеем, Лука – Матфеем и Марком.

какое евангелие не содержит притч

Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа.

То есть получается, что все же апостол Марк был первым, кто написал Евангелие?

Согласно одной из гипотез, да. В частности, это предположение базируется на свидетельстве первого церковного историка Евсевия Кесарийского, который, ссылаясь на слова Папия, епископа Иерапольского, жившего на рубеже I-II вв, пишет: «Марк был переводчиком Петра; он точно записал все, что запомнил из сказанного и содеянного Господом, но не по порядку, ибо сам не слышал Господа и не ходил с Ним. Позднее он сопровождал Петра, который учил, как того требовали обстоятельства, и не собирался слова Христа располагать в порядке. Марк ничуть не погрешил, записывая все так, как он запомнил; заботился он только о том, чтобы ничего не пропустить и не передать неверно». Что мы можем почерпнуть из этого отрывка?

Очевидно, что евангелист Марк находился в ближайшем окружении апостола Петра и его текст в общем-то – это Евангелие от Петра. Апостол Петр излагал слова и деяния Христа, руководствуясь потребностями слушателей, а не формальной хронологией событий. Интересно, что евангелие от Марка действительно хронологически менее последовательно, чем тексты Матфея и Луки.

А откуда берутся предположения о некоем документе «Q»?

Эта гипотеза основывается на другом свидетельстве Евсевия Кесарийского. Оно связано уже с апостолом Матфеем: «Матфей записал беседы Иисуса по-еврейски, переводил их кто как мог».

Обратим внимание на выражении «беседы Иисуса». Это, по мнению части ученых, и есть тот самый Q – изначально устное предание, а затем записанный памятник, послуживший наряду с текстом Марка источником для Евангелий Матфея и Луки.

Чтобы было понятно, зачем вообще он нужен, проведем следующий эксперимент. Вычтем для начала из текстов Матфея и Луки самобытное содержание. Затем исключим из оставшегося материала те места, где Матфей и Лука согласуются с Марком. Оставшиеся приблизительно 240 (!) стихов общего содержания у Матфея и Луки и восходят к Q. Примечательно, что их смысловое содержание за редким исключением сосредоточено на поучениях Христа, исключая повествование о Страстях.

Но тут возникает вопрос: что это за авторитетный источник, в котором нет ни слова о самых главных событиях евангельской истории – о Страстях Христовых?

По-видимому, это был не целостный источник, а именно комплекс разрозненных устных и письменных преданий о Христе, которые, возможно, ходили между христианами, а затем были использованы евангелистами.

Приведем некоторые примеры совпадений между всеми синоптиками и между Матфеем и Лукой, которые помогут нам почувствовать характер сходства между их текстами.

какое евангелие не содержит притч

В данном фрагменте мы видим почти полное совпадение фраз диалога между Иисусом и прокаженным. Чтобы было ясно, что это не просто совпадение, обратимся еще к одному показательному примеру – на этот раз это разговор Христа и сотника.

какое евангелие не содержит притч

Главное в приведенных повествованиях – не само наличие совпадений, а те выводы, которые волей-неволей напрашиваются при анализе этих строк. 1) мы видим дословное совпадение, 2) это совпадение относится к греческому тексту Евангелий, но! 3) Христом эти фразы произносились либо на еврейском, либо на арамейском, 4) при переводе на греческий эти фразы можно было перевести по-разному, учитывая различия между еврейским и греческим синтаксисом. Если мы примем во внимание все четыре пункта выводов, то естественно придем к заключению, что евангелисты использовали уже существующий унифицированный перевод на греческий, дошедший, вероятно, в письменном варианте.

Однако существует еще целый ряд выдвинутых гипотез – во многом взаимоисключающих, – которые также построены на очень сильной аргументации, что заставляет нас относиться к описанному выше открытию с долей здравого скептицизма.

Но почему же евангелисты не могли просто напрямую обратиться к непосредственным свидетелям жизни Иисуса Христа? Опросить именно их и не пользоваться какими-то сторонними документами?

То, что сказано выше об источниках, – в действительности далеко не все. Мы лишь перечислили ряд основных гипотез. Разумеется, сводить проблему к тому, что евангелисты пользовались некими двумя (или, например, четырьмя) источниками – слишком формальный, наивный и просто неисторичный подход. В случае с любыми историческими повествованиями (тем более – относящимися к такому древнему периоду) было бы слишком самонадеянно с нашей стороны полагать, будто мы в состоянии «нащупать» весь тот материал, который лег в основу того или иного сочинения. Рассказы свидетелей – несомненно, один из источников, к которым обращались создатели текстов канонических Евангелий. Евангелист Лука прямо говорит, что он написал «как передали нам очевидцы» (Лк. 1:2).

какое евангелие не содержит притч

Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя.

Вы говорили, что тексты евангелий являются богодухновенными. А что это значит? Почему для христиан вообще так важно именно такое отношение к Евангелию?

Богодухновенность означает, что основное смысловое содержание священных книг исходит от Бога. Хочу подчеркнуть, что это относится прежде всего к содержанию спасительного Откровения. Несмотря на то, что в Библии есть много интересного с исторической и литературной точки зрения, не это составляет ее исключительную ценность. Это примерно как «недостаточно играть на скрипке, чтобы быть Эйнштейном».

Есть много исторических документов, в сопоставлении с которыми Священное Писание может проигрывать в точности описания; язык Нового Завета с литературной точки зрения тоже не является образцом стиля. Библия – это памятник и истории, и литературы, но мы её ценим за то, чего нет в других произведениях: это история завета Бога и человека и откровение о Сыне Божьем, который спасает нас от греха и смерти, показывает тот путь, которого мы не найдем в других замечательных литературно-исторических памятниках.

А разве можно называть евангельские тексты, которые, как Вы сами сказали, противоречат друг другу, «богодухновенными»?

Более того, мы как раз потому и можем доверять Евангелиям, что между ними встречаются противоречия. Это показывает, что перед нами живое свидетельство человека. Каждый евангелист как бы говорит: да, мы субъективны, да, мы что-то упустили или не так поняли, поэтому читайте нас всех и сравнивайте. Только так и бывает в реальной жизни у подлинно живых людей. В этом смысле примечательно, что в Церкви не прижились попытки создания единого непротиворечивого рассказа о Христе; не существует одобренной, официальной биографии Иисуса. Канон Священного Писания включает именно эти, известные нам четыре отдельных повествования апостолов.

какое евангелие не содержит притч

При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками.

Как Вы думаете, нужно ли в таком случае рядовому христианину разбираться в хитросплетениях и тонкостях синоптической проблемы? И если да, то почему?

Я считаю, что, конечно, нужно.

Во-первых, изучение Священного Писания не только как богодухновенной книги, но и как литературного памятника, возникшего в определенном историческом контексте, помогает воспринять Евангелие как историческое, а следовательно – правдивое повествование. Принятие догмата о Боговоплощении и почитание искупительной жертвы Спасителя, совершенной в рамках человеческой истории, логически ведут нас к тому, чтобы не брезговать конкретными проявлениями самой этой истории, видеть в ней ту среду, в которой раскрылось Божественное Откровение. Мне думается, что христианам не следует пренебрежительно относиться к тем человеческим усилиям, которые предпринимали евангелисты, чтобы донести до нас повествование о жизни Христа.

Во-вторых, разбираясь хотя бы отчасти в данной проблеме, мы всегда можем грамотно и корректно вести полемику с противниками христианства и опровергнуть мнимые сенсационные разоблачения по типу «Сто противоречий Библии или как вас обманывают церковники». Авторы подобных опусов, к сожалению, не знакомы с многовековым научным трудом, предпринятым множеством ученых-богословов, а вот нам – христианам, к которым все описанное в Библии имеет непосредственное отношение, хорошо бы хотя бы в небольшой степени в этом наследии разбираться.

И, наконец, изучение синоптической проблемы может помочь нам осознать тот уникальный путь, который проделал каждый евангелист, составляя для нас свидетельство о Христе. Ведь за каждым из четырех текстов стоит личный, по-своему пережитый опыт встречи со Христом Матфея-мытаря, Луки-врача, Иоанна-рыбака и Марка, о роде занятия которого нам, к сожалению, ничего неизвестно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *