какое евангелие читается сегодня в православной церкви дома

28 октября. Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял

Аудио

Евангелие от Луки, глава 9, стихи 7–11

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в четверг, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 9, 7–11).

9.7. Услышал Ирод четвертовластник о всем, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых;

9.8. другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.

9.9. И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.

9.10. Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.

9.11. Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.

(Лк. 9, 7–11)

Господь избрал двенадцать апостолов и отправил их по двое на проповедь Царствия Божия погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15, 24). Для распространения Благой Вести Господь Сам ходил по всей земле Иудейской, но Он не мог быть одновременно в нескольких местах и потому отправил двенадцать Своих учеников с проповедью Евангелия. Для утверждения истинности их слов Он дал им власть совершать чудеса.

Ученики же пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду (Лк. 9, 6). То, что Христос сообщил Свою силу посланным во имя Его, было потрясающим и убедительным доказательством того, что Он Мессия: Он не только Сам совершал чудеса, но и других наделил властью совершать их, что, конечно, повлияло на распространение Его славы среди народа. Ирод, услышав о том, что делают Христос и Его ученики, воспринял это как угрозу для себя и своей власти.

Разные толки порождали дела Христовы и Его учеников в народе: одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес (Лк. 9, 7–8). Ирод же находился в растерянности и говорил самому себе: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? (Лк. 9, 9). И конечно, Ирод искал увидеть Его (Лк. 9, 9).

Нечистая совесть всегда имеет свойство – бояться. И конечно, в душе Ирода жил страх, как бы Иоанн Креститель, которого он обезглавил, не явился вновь, чтобы его преследовать. Почему же нигде в Евангелии мы не находим упоминания о встрече Ирода со Христом ровно до того момента, пока Господа не привели на беззаконное судилище?

Святитель Феофан Затворник пишет: «Услышав о делах Христа Спасителя, Ирод говорил: «Иоанна я обезглавил; кто же Этот?» – и пожелал видеть Его. Желал видеть и искал случая к тому, но не удостоился, потому что искал не для веры и спасения, а из пустого любопытства».

Ученики Иисуса вернулись назад, завершив свою апостольскую миссию. Господь отправился с ними в окрестности Вифсаиды, деревни, расположенной по ту сторону реки Иордан, на северо-западном берегу Геннисаретского озера. Когда же люди узнали, где Он находится, они толпой последовали за Ним, и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял (Лк. 9, 11).

Господь предстает перед нами во всем Своем Божественном сострадании. Он был рад видеть Своих учеников после разлуки и имел желание пообщаться с ними в уединенном месте, но вслед за апостолами ко Христу приходит и большая толпа народа со своими требованиями исцеления.

Большинство людей возмутилось бы подобным вторжением, ведь порой мы слишком заняты, чтобы позволить кому-нибудь нарушить наше уединение. Но для Господа нужды других людей всегда превыше всего. И, являя пример снисхождения и сострадания к людям, этому Он учит и апостолов.

Блаженный Феофилакт замечает: «Приняв народ, Он учил и исцелял, чтобы ты познал, что целомудрие наше разделяется на слово и дело и что как не должно говорить того, что неудобоисполнимо, так не должно делать того, о чем нелепо говорить».

Не просто так Христос отправляет учеников проповедовать и дает им заповедь не только благовествовать, но еще и исцелять больных. Таким образом, Господь показывает, что служить нужно не только словом, но и делом. Легко быть христианином на словах, но как сложно оказывается порой воплотить эти слова в поступках! Поэтому Господь, беседуя с людьми о Царствии Божием и исцеляя их, являет пример того, что наша вера должна быть подкреплена делами, потому что, как говорит апостол Иаков, брат Господень по плоти: вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17).

Как мы видим, дорогие братья и сестры, вера без добрых дел любви и милосердия невозможна и немыслима. И, научаемые сегодня примером Спасителя, со смирением и любовью будем участвовать по своим силам в жизни каждого человека, просящего нашей помощи.

Источник

Свято-Николаевский Пустынный Самарский мужской монастырь

†Официальный сайт

какое евангелие читается сегодня в православной церкви дома

Евангелие дня слушать

какое евангелие читается сегодня в православной церкви домакакое евангелие читается сегодня в православной церкви домакакое евангелие читается сегодня в православной церкви домакакое евангелие читается сегодня в православной церкви дома

Слушать Евангелие дня с разъяснением

На этой странице сайта Самарского мужского монастыря приводится чтение фрагмента Евангелие дня. Его можно слушать онлайн. Это отрывок, который зачитывают сегодня на службе в Православных храмах (с разъяснениями, взято с Радио Вера). Для этого просто нажмите воспроизведение медиа проигрывателя.

Каждый день на службах в Православных храмах читают фрагмент из Святого Писания. Эта часть богослужения – одна из самых важных. В Православной традиции читают отрывок из книги Нового завета (Ветхого завета), написанного на церковнославянском языке. Далеко не всем понятны его отдельные слова, фразы и обороты, особенно при восприятии на слух.

Предлагаем вашему вниманию зачитывание этих выдержек на современном русском языке. Подробное толкование фрагмента – во второй половине аудиозаписи. Прослушивание таких материалов помогает каждому верующему человеку глубже понять суть Святого Писания, открыть в его восприятии новое для себя.

Священники Свято-Николаевского Пустынного Самарск ого мужского монастыря благословляют посетителей этой страницы сайта на ежедневное прослушивание Святого Евангелие.

31.10.2021… Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 5-15

30.10.2021… Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 1-10

29.10.2021… Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 12-18

Избранное…

15.04.2017… Евангелие от Матфея, Глава 28, стихи 1-20

27.09.2017… Евангелие от Иоанна, Гл.19, ст. 6-11, 13-20, 25-28, 30-35

6.11.2016… Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 19-31

2.03.2016… Евангелие от Марка, Гл.14, стихи 43-72, Гл. 15, стих 1

Аудиозаписи озвучены священниками:

Феоктист Игумнов, Дмитрий Барицкий, Павел Великанов, Стефан Домусчи, Антоний Борисов.

какое евангелие читается сегодня в православной церкви дома какое евангелие читается сегодня в православной церкви дома какое евангелие читается сегодня в православной церкви домакакое евангелие читается сегодня в православной церкви дома какое евангелие читается сегодня в православной церкви дома

Поделиться:

Икона дня

Православный календарь

Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (I).

Прп. Лонгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. Лонгина Яренгского (1544–1545). Обре́тение мощей свт. Иоанна, митр. Тобольского (1914)135. Прп. Галла (ок. 650).

Св. Георгия Троицкого исп., пресвитера (1931); сщмч. Евгения Елховского пресвитера (1937); сщмч. Алексия Никонова пресвитера (1938); сщмч. Иоанна Заседателева пресвитера (1942).

Флп., 239 зач., I, 27 – II, 4.Лк., 42 зач., IX, 12–18.Мч.:2_Тим., 292 зач., II, 1–10.Мф., 113 зач., XXVII, 33–54.

Источник

29 октября. Но Он сказал им: вы дайте им есть

Аудио

Евангелие от Луки, глава 9, стихи 12–18

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в пятницу, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 9, 12–18).

9.12. День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.

9.13. Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?

9.14. Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.

9.15. И сделали так, и рассадили всех.

9.16. Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.

9.17. И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.

9.18. В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?

(Лк. 9, 12–18)

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, посвящены чудесному насыщению пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Это событие показывает нам, что всех, кто следует за Христом, отвергаясь себя, Он берет под Свою сугубую опеку, не допуская, чтобы люди, верно Ему служащие, испытывали нужду в жизненно необходимом.

После возвращения апостолов из проповеднического путешествия Христос удалился из Галилеи вместе с ними. Они переплыли на лодке на восточную сторону Тивериадского озера в пустынное место близ города Вифсаида, располагавшегося на востоке от впадения Иордана в Геннисаретское озеро.

Находясь в пустынном месте, где не было ни ночлега, ни пищи, апостолы с наступлением вечера обратились ко Господу с просьбой отпустить народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи (Лк. 9, 12). Эти слова апостолов исполнены заботой о народе, который шествовал за Христом.

Евфимий Зигабен замечает: «День уже начал склоняться к вечеру [ …] но сами они не вкушали пищи, так как усердие к слушанию пересилило голод. Христос, желая поэтому насытить их чудесным образом, тоже ожидал повода со стороны их, чтобы не показалось, что Он спешит к совершению чудес; равным образом для того, чтобы, взалкав, они больше поняли чудо».

Спаситель ответил: вы дайте им есть (Лк. 9, 13). Конечно, ученики удивились, а потому сказали, что у них нет еды, кроме пяти хлебов и двух рыб (Лк. 9, 13). Видя маловерие Своих учеников, Господь тотчас же доказывает им, что для Него нет ничего невозможного: взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу (Лк. 9, 16).

Ученики же увидели свершающееся в их руках величайшее чудо: по мере раздачи народу количество кусочков хлеба и рыбы не уменьшалось, а увеличивалось: и ели, и насытились все (Лк. 9, 17). Когда же по повелению Иисуса Христа стали собирать остатки хлеба, то наполнили ими двенадцать коробов.

Коробами назывались те корзины, которые евреи брали с собой в путешествие для хранения пищи вместо походных сумок. Как бы ни были малы эти короба, очевидно, что нельзя было наполнить двенадцать коробов пятью разломанными на куски хлебами, если бы количество этих кусков не было чудесным образом умножено.

Если мы постараемся глубже проникнуть в подробности этого чуда, нам, несомненно, приоткроется и его литургический характер. Здесь, в пустыне, Господь, взяв пять хлебов, благословил их, преломил и дал ученикам (Лк. 9, 16). Разве не напоминают нам эти слова последование Евхаристии?

Святитель Феофан Затворник пишет: «Чудное насыщение народа в пустыне – образ насыщения верующих во святое причащение Пречистым Телом и Пречистой Кровью Господа. Господь сидит особо; народ рассажен рядами; апостолы посредствуют, получают хлеб и раздают. Так и ныне: верующие все разделены на группы – малые церкви, в которых Господь, невидимо присутствуя, раздает Свое Тело и Кровь, через апостольских преемников».

В чуде умножения хлебов нам открывается подлинная тайна христианства, путь жизни, где Господь дает с избытком. Разумеется, христиане не могут быть равнодушны к физическому голоду своих ближних, на что и указывает нам Господь словами, обращенными к апостолам, то есть к его возлюбленным ученикам: вы дайте им есть (Лк. 9, 13).

Но больше, чем в насыщении чрева, наши ближние нуждаются в насыщении души Хлебом Небесным, который и есть Пречистые Тело и Кровь Христовы. И задача, которая стояла перед апостолами, неизбежно встает и перед каждым из нас, дорогие братья и сестры: не отвергать алчущих истины, но, приводя их ко Христу, насыщать их духовной пищей, делясь и своим насущным хлебом, служа ближнему по примеру Христа.

Источник

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Пятница 19-й седмицы по Пятидесятнице

(Флп. 1:27–2:4; Лк. 9:12-18)

какое евангелие читается сегодня в православной церкви дома

Евангелие святого апостола Луки, глава 9, стихи 12-18:

12 День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.
13 Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?
14 Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.
15 И сделали так, и рассадили всех.
16 Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.
17 И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.
18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?

27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога,
29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.

1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,
2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

какое евангелие читается сегодня в православной церкви дома( Лк. 9:12-18 ) Лк.9:12. День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.

Когда день склонялся к вечеру, ученики, начавшие уже отличаться человеколюбивыми и пастырскими расположениями, сжалились о народе и сказали: «отпусти» их, то есть скорей уврачуй их болезни, исполни их прошения.

Лк.9:13. Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?

А Господь говорит ученикам: «вы дайте им есть». Говорит Он так не потому, будто не знал о скудости, но потому, что желал заставить учеников самих высказать, сколько они имеют хлебов, и таким образом чрез исповедание их, чрез объявление количества хлебов, явить все величие чуда.

Лк.9:14. Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.

Лк.9:15. И сделали так, и рассадили всех.

Повелевая ученикам рассадить народ рядами по пятидесяти, показывает, что и нам, когда принимаем какого-нибудь странника, должно успокоить его и прилагать всякое попечение о нем.

Лк.9:16. Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.

Взирает на небо, чтобы показать, что и мы, намереваясь вкушать пищи, должны воссылать благодарение Богу. Дает Сам ученикам, а они потом уже и народу; это для того, чтобы не забывали о чуде, но вспоминали бы о нем при мысли, что они брали хлебы в свои руки.

Лк.9:17. И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.

Остатков было двенадцать коробов, чтобы мы знали, какую силу имеет странноприимство и как умножается наше достояние, когда мы помогаем бедным.
Впрочем, об этом пространнее сказано в объяснении на Евангелие от Матфея (см. гл. 14)

Лк.9:18. В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?

Господь, вопрошая учеников, не спрашивает прямо, что они сами говорят, но прежде спрашивает о мнении народном, а потом о мнении уже их самих. Так поступает Он для того, чтобы показать несправедливость народной о Нем молвы и привести учеников к истинному понятию.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

какое евангелие читается сегодня в православной церкви дома(Лк. 9:12-18). Чýдное насыщение народа в пустыне – образ насыщения верующих во Св. причащении Пречистым Телом и Пречистой Кровию Господа. Господь сидит особо; народ рассажен «на купы»; апостолы посредствуют, получают хлеб и раздают. Так и ныне: верующие все разделены на группы – малые частные церкви, в которых Господь, невидимо присутствуя, раздает Свое Тело и Кровь чрез апостольских преемников. Как тогда апостолам, так теперь преемникам их гово­рит Он: «вы дайте им есть» (Лк.9:13). Как тогда, так и теперь народ верующий неотступно предстоит Господу в посте, слушании слова и молитвенном взыскании исцеления от грехов, когда готовится приступить к Божественным Тайнам. Так предначатое в явлении Господа таинство продолжается доселе и будет продолжать­ся до скончания века. И в будущем веке будет своего рода прича­щение, ибо Господь обещает дать вкусить «от манны сокровенной» и «от древа животного» (Откр.2:17, 7).

И в земном раю для прародителей устроено было свое таинственное причащение – вкушение от древа жизни; в ветхозаветной же церкви образ его – вкушение пасхального агнца. Таким образом, таинственное причащение началось с родом человеческим, было и будет с ним во веки вечные, в разных видах, но одном значении – приискренняго общения с Господом; ибо «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1:4)

Созданным по образу Божию и надлежит быть в таком общении с Тем, Который есть «сияние славы и образ ипостаси Отчей» (Евр.1:3)

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк. 9:12-18)

Протоиерей Александр Шаргунов

Христос щедро питает народ, идущий за Ним. Пятью хлебами и двумя рыбами Он насыщает пять тысяч человек. Это единственное чудо Спасителя, записанное всеми четырьмя евангелистами. Оно показывает нам, что всех, кто следует за Христом, отвергаясь себя и предавая себя Ему, Он берет под Свою сугубую опеку. Он не допустит, чтобы боящиеся Его и верно Ему служащие испытывали в чем-либо нужду.

«День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте. Но Он сказал им: вы дайте им есть». «Но у нас нет ничего, — отвечают апостолы, — весь наш запас — пять хлебов и две рыбы. Но если Ты дашь нам немного времени, мы можем пойти в город и купить что нужно». Однако Господь хочет узнать, сколько у них есть в наличии веры, доверия Ему, готовности к самоотдаче. «Вот весь мой запас, — говорим мы, — вот все, что есть у меня в карманах. Вот все, что содержит мое сердце».

В чуде умножения хлебов нам открывается подлинная тайна христианства, путь жизни, где Господь дает с избытком. Пусть те, кто имеет мало, делают с этим малым что могут, предавая все в руки Господни, и тогда они обретут много. У Бога всего много. Благословение Христово направляет наше малое по великому пути. Христос не только исцеляет требующих исцеления, но питает требующих насыщения. У Христа достаточно всего, чтобы не только спасти наши души от гибельных болезней, но напитать их жизнью вечной. Но все дары Христовы должны быть получены в правильном законном порядке: «Рассадите их рядами по пятидесяти», — говорит Господь. Невозможно не поражаться тому служению, которое доверяет Своим ученикам Христос. Он — дает хлеб, а ученики принимают его из рук Господа и раздают народу. Но прежде они должны организовать эту толпу в упорядоченную общину. Они поставлены Господом как Его служители, Которому они послушны.

Если мы постараемся глубже проникнуть в подробности этого чуда, нам, несомненно, приоткроется его богослужебный характер. «Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу». Разве не напоминают нам эти слова последование Евхаристии? Здесь в пустыне Господь «взяв пять хлебов, благословил их, преломил и дал ученикам». На Тайной Вечери Он, «взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им» (Лк. 22:19). В Эммаусе Он, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им» (Лк. 24:30). Когда священник, служитель Христов, повторяет эти действия среди нас, в нашей общине, Сам Христос повторяет их ради нас и являет нам Свое присутствие. Евхаристия дает нам возможность встретить в вере Христа Воскресшего, Победителя зла и смерти, и потому — Спасителя человека. Этот хлеб ломимый и раздаваемый — знамение, которое Эммануил, «с нами Бог», избрал, чтобы быть с нами. В этом хлебе — Сам Христос, даваемый нам, — «Сын и дадеся нам» — таинственная Личность, вопрошание о Которой предваряет и завершает описание чудесного умножения хлебов.

«Кто же Этот, о Котором я слышу такое?» — восклицает Ирод (Лк. 9:7—9). «За кого почитает Меня народ?» — спросит Господь Своих учеников после этого чуда. Если мы не ответим на этот вопрос, «знамение хлеба» останется слишком поверхностным для нас. Разумеется, христиане не могут быть равнодушны к физическому голоду своих ближних. Немаловажное значение имеет то, что ты делишься своим хлебом, трудишься, служа другим. Но есть то, в чем люди нуждаются больше. Больше чем в насыщении чрева они нуждаются в насыщении, которое принесет им Бог, если ты сумеешь дать его им. Каждодневный хлеб людей (что может быть обыденней хлеба!) должен стать Телом Христовым. Нельзя напрасно растрачивать этот хлеб. Здесь сокрыта тайна. «И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов». Нельзя выбрасывать ни одной частицы человеческого, ни одного куска обыденного, ни одного мгновения каждодневного — с тех пор, как Бог воплотился в этом мире. Благословен Бог вселенной, дающий нам этот хлеб, плод земли и труда человеческого. Мы приносим этот дар Ему, чтобы он стал Хлебом Жизни.

Но мы знаем, что толпы не поняли этого. Они хотели сделать Его Царем, ограничить Его ролью политического Мессии, замкнуть Его только в человеческом. Он не исполнил их желания. Он «удалился на гору один», как сказано в Евангелии от Иоанна (Ин. 6:15). И Он «тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону», как сказано в Евангелии от Марка (Мк. 6:45). «Отче наш, иже еси на небесех! Хлеб наш насущный даждь нам днесь» — и этот, и иной хлеб.

Протоиерей Павел Великанов

Чудо умножения хлебов, о котором мы сейчас слышали, вполне можно назвать самым публичным чудом, совершённом Иисусом Христом. Утомлённые ученики и последователи Спасителя, оказавшись в пустынном месте, испытывают потребность подкрепить свои силы – но при этом ясно понимают, что нигде поблизости не найти еды для такой огромной толпы. Иисус повелевает рассадить всех, словно на плацу, небольшими группами – достаёт хлеб и рыбу, обращает еду к Богу со словами благодарения – преломляет хлеб и передаёт ученикам. И здесь есть один незаметный момент, на который хотелось бы обратить внимание.

Давайте представим себя на месте одного из апостолов. Что он видит? Учителя, в руках которого хлеб и небольшая рыбка. Толпы людей, рассаженных на траве. Берег Галилейского озера. Иисус даёт хлеб и рыбу, и ученик идёт к людям. Достаёт из корзины эту скромную еду – люди принимают с благодарностью. Переходит к следующим – и продолжает эту вполне рутинную процедуру. В какой-то момент ученика неизбежно посещает мысль: странно, еда давно должна была бы кончиться – но почему-то сколько ни бери из этой корзинки, она откуда-то там появляется снова. Внешне ничего сверхъестественного не происходит: из корзины достают обычную, самую простую, еду. Никаких громов, молний и землетрясений. Всё вполне буднично. Сидящие на траве тоже не видят ничего выдающегося: подумаешь, хлеб и рыба, еда бедняков. И только после того, как все уже насытились, стали собирать недоеденные остатки – и только тогда вспомнили, что в начале-то было пять хлебов и две рыбки – а теперь одних объедков двенадцать полных корзин!

Что происходило в головах тех, кто сидел на траве и ел – однозначно скажет вскоре сам Спаситель: ведь они и дальше пойдут за Ним, потому что поняли: с Иисусом голодать не будешь! Не чудо как свидетельство Его Божественности, а сытый желудок – вот какой для них главный аргумент! По большому счету, им без разницы, каким образом в пустом месте Иисус раздобыл столько еды: чудом ли, или какой-то вполне житейской хитростью – главное, что сыты!

В чуде насыщения пятью хлебами и двумя рыбами пятитысячной толпы перед нами открывается важная черта Христа Спасителя – Его невероятная скромность. Послушайте только, что Он говорит ученикам: «Вы дайте им есть!» Не «Смотрите все, внимание: Я вас всех сейчас накормлю чудесным образом!» – но – «вы дайте им есть! Я здесь вообще ни при чём: ваши хлебы – и ваши рыбы, у Меня вообще нет никакой еды. Вы принесли с собой еду – вы её и раздавайте людям. Ничего особого Я не делал.»

Христос нигде Себя не выпячивает; напротив, все дела, какого бы невероятного масштаба они не были, покрывается Божественным смирением. Для Него гораздо важнее, чтобы люди были сыты – при этом Он понимает, что для Его главного дела, проповеди Евангелия – это скорее будет помехой, нежели чем подспорьем: ведь они теперь точно захотят сделать Его Царём и Вождём, потому что ели и насытились. Но Спаситель всё равно на это идёт – потому что для Него необходимость накормить голодных важнее, нежели чем те риски, которые Он понесёт.

Как важно помнить и нам, что глубинное уважение к человеку начинается не тогда, когда мы открываем перед ним все тайники собственной души – а когда просто начинаем участвовать в разрешении его казалось бы самых простейших потребностей! И здесь нет никакой разницы, кто перед тобой – враг или друг, родственник или иноплеменник, красивый или некрасивый, святой или явный грешник. Напои его, когда он жаждет, накорми, если он голоден, одень, когда он обнажён, помоги переночевать – а обо всё остальном – и твоём в том числе – позаботится Сам Бог! Ведь в этом мире у Бога есть только одни руки для добрых дел – и эти руки – наши!

Священник Стефан Домусчи

В сегодняшнем евангельском чтении мы видим апостолов, которые видимым образом заботясь о ближних, по сути желают снять с себя ответственность, посылая народ в ближайшие селения. Мы видим так же Христа, который побуждает их к невозможному: накормить пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. И мы видим как ученики берут хлеб, который Он благословил и происходит чудо. Чудо настолько преизобильное, что хлебов не просто хватает, но остается с избытком.

Можно долго спорить возможно ли такое в действительности. Кто-то скажет, что это не хлебы умножились, а просто все достали из котомок провизию, которую взяли с собой? Кто-то скажет, что все это некоторый образ, который должен показать читающим величие Христа.

И все же, для людей, которые верят в то, что Бог сотворил мир из ничего, не должно быть трудно поверить в реальность сегодняшнего повествования. Однако, читая эту историю, как и любую другую в Евангелии, в первую очередь стоит задуматься, как она относится к нашей жизни?

А что если бы мы были на месте учеников? Ситуация, с которой они столкнулись не казалась им сложной, т.к. не имела к ним прямого отношения, решение проблемы не было на их ответственности, ведь люди сами пошли за Христом, сами задержались до вечера и теперь должны были пойти в соседние селения, для того, чтобы поесть и устроиться на ночлег. И вот они подходят ко Христу и просят его об очевидной вещи – отпустить народ. Но Христос поступает совершенно иначе. Он почему-то призывает их к тому, чтобы они восприняли чужие проблемы как свои собственные и сами накормили людей. Может быть, потому что Бог именно так относится к проблемам людей? Ведь, рассуждая по человечески, последствия греха Адама и Евы – тоже были их личной трагедией. Бог не вел их к этому и не виноват в том, что они поступили так, как поступили. И все же Он не оставляет людей, потому что при творении мира у него была иная Цель. Бог вмешивается в историю мира не потому что хочет насильно кого-то сделать добрым, но потому что любит и желает помочь.

Но возникает закономерный вопрос, разве можно решить проблемы всего мира? Да и желает ли сам мир, чтобы Бог помогал ему в этом решении?

На самом деле, если мы посмотрим внимательно, мы увидим, что Бог делает это не так топорно как нам может показаться. Часто эта помощь осуществляется как поддерживающее присутствие, или предложение о помощи… Ситуации бывают разными, но главное, чего никогда не делает Бог – Он не проходит мимо и не говорит человеку, что существующая проблема – это только его проблема. Он не делает ничего насильно, оставляя выбор за человеком. Но человека должен знать, что у него этот выбор есть.

После своего вознесения Христос присутствует в мире как глава своего тела, как глава Церкви. Это значит, что если мы хотим быть в церкви, Его отношение к людям должно стать и нашим отношением, Его присутствие – нашим присутствием и Его любовь – нашей любовью.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О жалобщиках
(Флп. 1:27–2:4; Лк. 9:12-18)

Протоиерей Вячеслав Резников

Однажды Господь был среди народа в пустынных местах. «День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, ученики сказали: «Отпусти народ; чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи». Вообще Апостолы очень долго не могли уразуметь, что в их Учителе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения», и даже, как видим, пытались давать Ему советы. И тогда Учитель, прекрасно зная, что у них «нет более пяти хлебов и двух рыб», в ответ предложил: «Вы дайте им есть»…

Ведь что получается: Господь – здесь. Он все знает. И Он есть Любовь (1 Ин.4:8). А ученики своей «заботой о людях» как бы заявили, что их любовь опережает любовь Христову. А если так, если вы лучше и видите, и знаете, и любите, то из этого естественно должно следовать, что – и сделать, и дать – вы тоже можете лучше, чем Он. Ну а если сделать и дать вы не можете, значит, ваша «забота о людях» в присутствии Господа – одно лишь гордое пустословие и недоверие к Тому, Который знает, «в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6:7-8).

В такой ситуации мы оказываемся довольно часто. Например, священник в твоем приходе ведет себя недостойно. И ты, исчерпав, как тебе кажется, все средства, идешь к начальству. И хотя внешне ты прав, и ситуация вопиющая, но все-таки у жалобщика всегда будет ощущение своей неправды, и ему часто достается первому. Потому что в ответ на свою жалобу он как бы слышит от Господа: «вы дайте им есть». И совесть говорит: Господь же здесь. Он все видит и Он всем хочет блага. Он может и без тебя в один миг все изменить. А Он дал тебе настоящее дело, дал настоящий повод применить свои духовные силы, потерпеть, поплакать, помолиться. А твоего «христианства» достало лишь на то, чтобы вызвать милицию, или пожаловаться начальству…

Что ж, смирись, пойми, что нет у тебя никакой любви, и в твоем стремлении к «торжеству справедливости» тобой руководило что-то совсем другое. И очень важно выяснить, что именно. И это уже следующее дело, которое тебе поручает Бог.

Церковный календарь. 29 октября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 29 октября

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *