какое место по мнению автора текста береста занимала в избе русского крестьянина
ВПР6 2020: вариант 53
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
(По Н. Коростелёву)
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разбор;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Её стволы стали зеленовато-серыми.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Звонить, кухонный, красивее, балуешься.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) забавная какаду
2) стол более удобный
3) четырёхстам жителям
4) пятеро щенят
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Подземные ручьи и реки растворяют горные породы.
2) Каждый из вас дорогие друзья может сам продолжить это увлекательное путешествие.
3) Говорила она легко и слова её звучали убедительно.
4) Щенок был ещё довольно слаб но уже свободно бегал по всему дому.
Определите и запишите основную мысль текста.
текст 2
ВПР6: текст Салтупа Г.
(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты – «скалы», или «скальё». (10)Их укладывали на крыши между двух слоёв тёса как защиту от дождя и снега. (11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами». (12)Триста лет надёжно сохраняет берестяная крыша древнюю живопись.
(13)В древнем Новгороде берёста заменяла бумагу. (14)На её внутренней мягкой стороне новгородцы процарапывали буквы костяными или железными стержнями, писали письма и деловые записки. (15)Археологи нашли берестяные грамотки, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке. (16)Грамотки содержат учебные записи и рисунки.
(По Г. Салтупу)
Какое место по мнению автора текста береста занимала в избе русского крестьянина
Работа содержит 14 заданий. Задания 1–14 предполагают запись развернутого ответа.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Св..стящим ш..потом перекликнулись между собой ст..летние сосны и сухой иней с мя..ким шелестом полился с потр..воженных ветвей. Последние звезды тихо погасли в небе(4). Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки н..ч..ного(2) мрака, вст..вал во всем своем зеленом в..личии.
Из пр..пудренной утре(н/нн)им ин..ем хвои высунулась дли(н/нн)ая бурая морда. Испуганные глаза осм..трели огромную поляну. Насторож..нные уши л..вили каждый звук. Вн..мание его привлек звук, послышавшийся сверху. Зверь ра..пустил напряже(н/нн)ые мускулы вышел на поляну лизнул наст.
Летчик(3) ощущал дрож.. подраненной машины всем своим существом, как будто это была не агония изувеченного мотора, а л..хорадка, колотившая его собстве(н/нн)ое тело. Лучи, пронзавшие хвою св..ркающими бликами, заж..гали наст.
(100 слов) (по Б. Полевому)
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.
Св..стящим ш..потом перекликнулись между собой ст..летние сосны и сухой иней с мя..ким шелестом полился с потр..воженных ветвей. Последние звезды тихо погасли в небе(4). Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки н..ч..ного(2) мрака, вст..вал во всем своем зеленом в..личии.
Из пр..пудренной утре(н/нн)им ин..ем хвои высунулась дли(н/нн)ая бурая морда. Испуганные глаза осм..трели огромную поляну. Насторож..нные уши л..вили каждый звук. Вн..мание его привлек звук, послышавшийся сверху. Зверь ра..пустил напряже(н/нн)ые мускулы вышел на поляну лизнул наст.
Летчик(3) ощущал дрож.. подраненной машины всем своим существом, как будто это была не агония изувеченного мотора, а л..хорадка, колотившая его собстве(н/нн)ое тело. Лучи, пронзавшие хвою св..ркающими бликами, заж..гали наст.
(100 слов) (по Б. Полевому)
В выделенном предложении найдите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает, выпишите это слово. Объясните причину такого несоответствия.
Последние звезды тихо погасли в небе.
Св..стящим ш..потом перекликнулись между собой ст..летние сосны и сухой иней с мя..ким шелестом полился с потр..воженных ветвей. Последние звезды тихо погасли в небе(4). Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки н..ч..ного(2) мрака, вст..вал во всем своем зеленом в..личии.
Из пр..пудренной утре(н/нн)им ин..ем хвои высунулась дли(н/нн)ая бурая морда. Испуганные глаза осм..трели огромную поляну. Насторож..нные уши л..вили каждый звук. Вн..мание его привлек звук, послышавшийся сверху. Зверь ра..пустил напряже(н/нн)ые мускулы вышел на поляну лизнул наст.
Летчик(3) ощущал дрож.. подраненной машины всем своим существом, как будто это была не агония изувеченного мотора, а л..хорадка, колотившая его собстве(н/нн)ое тело. Лучи, пронзавшие хвою св..ркающими бликами, заж..гали наст.
(100 слов) (по Б. Полевому)
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Черпая, сводчатый, балуясь, красивее.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Не одну неделю заботливые трясогузки выискивали корм для своих птенцов и кукушонка.
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) самый красивейший вид
3) с семистами эскизами
4) у семерых офицеров
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Его воспоминания светлые и радостные.
2) Перелётные птицы собираются в большие стаи.
3) Морозные узоры на окнах красивы и причудливы.
4) Возделывание земли древнейший вид деятельности человека.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) В сизой дали и по всему водному простору играла искрами река и уходила за холмы.
2) Заря разгорается и вместе с ней нарастает хор птичьих голосов.
3) Гость пришёл не просто с визитом а с серьёзным поручением.
4) Ты зелёная дубрава дай надежду вольным думам.
Определите и запишите основную мысль текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты — «скалы», или «скальё». (10)Их укладывали на крыши между двух слоёв тёса как защиту от дождя и снега. (11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами». (12)Триста лет надёжно сохраняет берестяная крыша древнюю живопись.
(13)В древнем Новгороде берёста заменяла бумагу. (14)На её внутренней мягкой стороне новгородцы процарапывали буквы костяными или железными стержнями, писали письма и деловые записки. (15)Археологи нашли берестяные грамотки, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке. (16)Грамотки содержат учебные записи и рисунки.
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты — «скалы», или «скальё». (10)Их укладывали на крыши между двух слоёв тёса как защиту от дождя и снега. (11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами». (12)Триста лет надёжно сохраняет берестяная крыша древнюю живопись.
(13)В древнем Новгороде берёста заменяла бумагу. (14)На её внутренней мягкой стороне новгородцы процарапывали буквы костяными или железными стержнями, писали письма и деловые записки. (15)Археологи нашли берестяные грамотки, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке. (16)Грамотки содержат учебные записи и рисунки.
Какое место, по мнению автора текста, берёста занимала в избе русского крестьянина?
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты — «скалы», или «скальё». (10)Их укладывали на крыши между двух слоёв тёса как защиту от дождя и снега. (11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами». (12)Триста лет надёжно сохраняет берестяная крыша древнюю живопись.
(13)В древнем Новгороде берёста заменяла бумагу. (14)На её внутренней мягкой стороне новгородцы процарапывали буквы костяными или железными стержнями, писали письма и деловые записки. (15)Археологи нашли берестяные грамотки, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке. (16)Грамотки содержат учебные записи и рисунки.
Определите и запишите лексическое значение слова «снимать» («снимали») из предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты — «скалы», или «скальё». (10)Их укладывали на крыши между двух слоёв тёса как защиту от дождя и снега. (11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами». (12)Триста лет надёжно сохраняет берестяная крыша древнюю живопись.
(13)В древнем Новгороде берёста заменяла бумагу. (14)На её внутренней мягкой стороне новгородцы процарапывали буквы костяными или железными стержнями, писали письма и деловые записки. (15)Археологи нашли берестяные грамотки, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке. (16)Грамотки содержат учебные записи и рисунки.
(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты — «скалы», или «скальё».
Определите стилистическую окраску слова «возвести» («возвели») из предложения 11, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты — «скалы», или «скальё». (10)Их укладывали на крыши между двух слоёв тёса как защиту от дождя и снега. (11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами». (12)Триста лет надёжно сохраняет берестяная крыша древнюю живопись.
(13)В древнем Новгороде берёста заменяла бумагу. (14)На её внутренней мягкой стороне новгородцы процарапывали буквы костяными или железными стержнями, писали письма и деловые записки. (15)Археологи нашли берестяные грамотки, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке. (16)Грамотки содержат учебные записи и рисунки.
(11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами».
# 10605
Определите и запишите основную мысль текста.
текст 2
ВПР6: текст Салтупа Г.
(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты – «скалы», или «скальё». (10)Их укладывали на крыши между двух слоёв тёса как защиту от дождя и снега. (11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами». (12)Триста лет надёжно сохраняет берестяная крыша древнюю живопись.
(13)В древнем Новгороде берёста заменяла бумагу. (14)На её внутренней мягкой стороне новгородцы процарапывали буквы костяными или железными стержнями, писали письма и деловые записки. (15)Археологи нашли берестяные грамотки, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке. (16)Грамотки содержат учебные записи и рисунки.
(По Г. Салтупу)
В старину на Руси берёсте находили разнообразное применение: ёё использовали для изготовления предметов домашнего обихода, в плотническом деле, в качестве бумаги для письма.
Основная мысль текста.
В старину на Руси берёсте находили разнообразное применение: ёё использовали для изготовления предметов домашнего обихода, в плотническом деле, в качестве бумаги для письма.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке
Какое место по мнению автора текста береста занимала в избе русского крестьянина
Работа содержит 14 заданий. Задания 1–14 предполагают запись развернутого ответа.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Однажды я заблудился в л..сных оврагах. Борм..тали под к..рнями руч..и в овраг. бл..стели (ярко)син.. озёра. (Не)подвижный воздух был г..ряч.. и кр..сноват. Я увид..л, что пр..бл..жает..ся туч..ка. Она р..сла на вечерн..м(2) неб.. и к..залась (средне)веков..м гор..дом. (Не)сильные но ра(з/с)катистые звуки грома дол..тали изд..лека. Пр..шумел ветер донёс с..ребря(н,нн)ые брызги дождя.(4)
Я пр..гл..делся и узнал зн..комые места заливной лу(г/к) пе(сч/щ)а(н,нн)ый к..согор и тр..пинку в парк. Неужели это (М,м)ихайловское обрадовался я.
Я и(з/с)..езд..л почти всю страну. Но (н..)что (не)волн..вало моё сер..це так, как эта земля. Михайловское родово́е помест..е А.С. Пушкина. (З/с)десь ле(г/х)ко пр..дставля..шь, как по этим простым(3) д..рогам, по узл..ватым к..рням ш..гал конь поэта и нёс своего задумчивого всадника.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
Однажды я заблудился в л..сных оврагах. Борм..тали под к..рнями руч..и в овраг. бл..стели (ярко)син.. озёра. (Не)подвижный воздух был г..ряч.. и кр..сноват. Я увид..л, что пр..бл..жает..ся туч..ка. Она р..сла на вечерн..м(2) неб.. и к..залась (средне)веков..м гор..дом. (Не)сильные но ра(з/с)катистые звуки грома дол..тали изд..лека. Пр..шумел ветер донёс с..ребря(н,нн)ые брызги дождя.(4)
Я пр..гл..делся и узнал зн..комые места заливной лу(г/к) пе(сч/щ)а(н,нн)ый к..согор и тр..пинку в парк. Неужели это (М,м)ихайловское обрадовался я.
Я и(з/с)..езд..л почти всю страну. Но (н..)что (не)волн..вало моё сер..це так, как эта земля. Михайловское родово́е помест..е А.С. Пушкина. (З/с)десь ле(г/х)ко пр..дставля..шь, как по этим простым(3) д..рогам, по узл..ватым к..рням ш..гал конь поэта и нёс своего задумчивого всадника.
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Однажды я заблудился в л..сных оврагах. Борм..тали под к..рнями руч..и в овраг. бл..стели (ярко)син.. озёра. (Не)подвижный воздух был г..ряч.. и кр..сноват. Я увид..л, что пр..бл..жает..ся туч..ка. Она р..сла на вечерн..м(2) неб.. и к..залась (средне)веков..м гор..дом. (Не)сильные но ра(з/с)катистые звуки грома дол..тали изд..лека. Пр..шумел ветер донёс с..ребря(н,нн)ые брызги дождя.(4)
Я пр..гл..делся и узнал зн..комые места заливной лу(г/к) пе(сч/щ)а(н,нн)ый к..согор и тр..пинку в парк. Неужели это (М,м)ихайловское обрадовался я.
Я и(з/с)..езд..л почти всю страну. Но (н..)что (не)волн..вало моё сер..це так, как эта земля. Михайловское родово́е помест..е А.С. Пушкина. (З/с)десь ле(г/х)ко пр..дставля..шь, как по этим простым(3) д..рогам, по узл..ватым к..рням ш..гал конь поэта и нёс своего задумчивого всадника.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Бетон, маляр, штукатур, столяр.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Не одну неделю заботливые трясогузки выискивали корм для своих птенцов и кукушонка.
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) самый красивейший вид
3) с семистами эскизами
4) у семерых офицеров
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Молчалив и задумчив осенний лес.
2) В тёплых домиках под снежной шубой прячутся бобры.
3) Главное богатство сибирского кедра орехи.
4) Зима в этом году долгая и суровая.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Мой друг не просто собирает модели кораблей а изучает каждую из них.
2) Из лесов тихо и осторожно поднимается ночь и стирает краски вечерней зари.
3) Ветер затихает в зарослях и в зеркале речного русла отражает суету ласточек.
4) Скажите вековые дубы какие тайны хранит этот лес?
Определите и запишите основную мысль текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты — «скалы», или «скальё». (10)Их укладывали на крыши между двух слоёв тёса как защиту от дождя и снега. (11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами». (12)Триста лет надёжно сохраняет берестяная крыша древнюю живопись.
(13)В древнем Новгороде берёста заменяла бумагу. (14)На её внутренней мягкой стороне новгородцы процарапывали буквы костяными или железными стержнями, писали письма и деловые записки. (15)Археологи нашли берестяные грамотки, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке. (16)Грамотки содержат учебные записи и рисунки.
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты — «скалы», или «скальё». (10)Их укладывали на крыши между двух слоёв тёса как защиту от дождя и снега. (11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами». (12)Триста лет надёжно сохраняет берестяная крыша древнюю живопись.
(13)В древнем Новгороде берёста заменяла бумагу. (14)На её внутренней мягкой стороне новгородцы процарапывали буквы костяными или железными стержнями, писали письма и деловые записки. (15)Археологи нашли берестяные грамотки, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке. (16)Грамотки содержат учебные записи и рисунки.
Какое место, по мнению автора текста, берёста занимала в избе русского крестьянина?
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты — «скалы», или «скальё». (10)Их укладывали на крыши между двух слоёв тёса как защиту от дождя и снега. (11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами». (12)Триста лет надёжно сохраняет берестяная крыша древнюю живопись.
(13)В древнем Новгороде берёста заменяла бумагу. (14)На её внутренней мягкой стороне новгородцы процарапывали буквы костяными или железными стержнями, писали письма и деловые записки. (15)Археологи нашли берестяные грамотки, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке. (16)Грамотки содержат учебные записи и рисунки.
Определите и запишите лексическое значение слова «снимать» («снимали») из предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты — «скалы», или «скальё». (10)Их укладывали на крыши между двух слоёв тёса как защиту от дождя и снега. (11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами». (12)Триста лет надёжно сохраняет берестяная крыша древнюю живопись.
(13)В древнем Новгороде берёста заменяла бумагу. (14)На её внутренней мягкой стороне новгородцы процарапывали буквы костяными или железными стержнями, писали письма и деловые записки. (15)Археологи нашли берестяные грамотки, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке. (16)Грамотки содержат учебные записи и рисунки.
(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты — «скалы», или «скальё».
Определите стилистическую окраску слова «возвести» («возвели») из предложения 11, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты — «скалы», или «скальё». (10)Их укладывали на крыши между двух слоёв тёса как защиту от дождя и снега. (11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами». (12)Триста лет надёжно сохраняет берестяная крыша древнюю живопись.
(13)В древнем Новгороде берёста заменяла бумагу. (14)На её внутренней мягкой стороне новгородцы процарапывали буквы костяными или железными стержнями, писали письма и деловые записки. (15)Археологи нашли берестяные грамотки, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке. (16)Грамотки содержат учебные записи и рисунки.
(11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами».
Какое место по мнению автора текста береста занимала в избе русского крестьянина
Работа содержит 14 заданий. Задания 1–14 предполагают запись развернутого ответа.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Однажды я заблудился в л..сных оврагах. Борм..тали под к..рнями руч..и в овраг. бл..стели (ярко)син.. озёра. (Не)подвижный воздух был г..ряч.. и кр..сноват. Я увид..л, что пр..бл..жает..ся туч..ка. Она р..сла на вечерн..м(2) неб.. и к..залась (средне)веков..м гор..дом. (Не)сильные но ра(з/с)катистые звуки грома дол..тали изд..лека. Пр..шумел ветер донёс с..ребря(н,нн)ые брызги дождя.(4)
Я пр..гл..делся и узнал зн..комые места заливной лу(г/к) пе(сч/щ)а(н,нн)ый к..согор и тр..пинку в парк. Неужели это (М,м)ихайловское обрадовался я.
Я и(з/с)..езд..л почти всю страну. Но (н..)что (не)волн..вало моё сер..це так, как эта земля. Михайловское родово́е помест..е А.С. Пушкина. (З/с)десь ле(г/х)ко пр..дставля..шь, как по этим простым(3) д..рогам, по узл..ватым к..рням ш..гал конь поэта и нёс своего задумчивого всадника.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
Однажды я заблудился в л..сных оврагах. Борм..тали под к..рнями руч..и в овраг. бл..стели (ярко)син.. озёра. (Не)подвижный воздух был г..ряч.. и кр..сноват. Я увид..л, что пр..бл..жает..ся туч..ка. Она р..сла на вечерн..м(2) неб.. и к..залась (средне)веков..м гор..дом. (Не)сильные но ра(з/с)катистые звуки грома дол..тали изд..лека. Пр..шумел ветер донёс с..ребря(н,нн)ые брызги дождя.(4)
Я пр..гл..делся и узнал зн..комые места заливной лу(г/к) пе(сч/щ)а(н,нн)ый к..согор и тр..пинку в парк. Неужели это (М,м)ихайловское обрадовался я.
Я и(з/с)..езд..л почти всю страну. Но (н..)что (не)волн..вало моё сер..це так, как эта земля. Михайловское родово́е помест..е А.С. Пушкина. (З/с)десь ле(г/х)ко пр..дставля..шь, как по этим простым(3) д..рогам, по узл..ватым к..рням ш..гал конь поэта и нёс своего задумчивого всадника.
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Однажды я заблудился в л..сных оврагах. Борм..тали под к..рнями руч..и в овраг. бл..стели (ярко)син.. озёра. (Не)подвижный воздух был г..ряч.. и кр..сноват. Я увид..л, что пр..бл..жает..ся туч..ка. Она р..сла на вечерн..м(2) неб.. и к..залась (средне)веков..м гор..дом. (Не)сильные но ра(з/с)катистые звуки грома дол..тали изд..лека. Пр..шумел ветер донёс с..ребря(н,нн)ые брызги дождя.(4)
Я пр..гл..делся и узнал зн..комые места заливной лу(г/к) пе(сч/щ)а(н,нн)ый к..согор и тр..пинку в парк. Неужели это (М,м)ихайловское обрадовался я.
Я и(з/с)..езд..л почти всю страну. Но (н..)что (не)волн..вало моё сер..це так, как эта земля. Михайловское родово́е помест..е А.С. Пушкина. (З/с)десь ле(г/х)ко пр..дставля..шь, как по этим простым(3) д..рогам, по узл..ватым к..рням ш..гал конь поэта и нёс своего задумчивого всадника.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Бетон, маляр, штукатур, столяр.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Не одну неделю заботливые трясогузки выискивали корм для своих птенцов и кукушонка.
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) самый красивейший вид
3) с семистами эскизами
4) у семерых офицеров
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Молчалив и задумчив осенний лес.
2) В тёплых домиках под снежной шубой прячутся бобры.
3) Главное богатство сибирского кедра орехи.
4) Зима в этом году долгая и суровая.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Когда же ребята вы станете ответственнее?
2) Вздохнув Сергей отправился в путь.
3) Ландыш представляется мне символом леса.
4) В изящных снежно-белых цветках прячется зима ждёт своей поры.
Определите и запишите основную мысль текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты — «скалы», или «скальё». (10)Их укладывали на крыши между двух слоёв тёса как защиту от дождя и снега. (11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами». (12)Триста лет надёжно сохраняет берестяная крыша древнюю живопись.
(13)В древнем Новгороде берёста заменяла бумагу. (14)На её внутренней мягкой стороне новгородцы процарапывали буквы костяными или железными стержнями, писали письма и деловые записки. (15)Археологи нашли берестяные грамотки, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке. (16)Грамотки содержат учебные записи и рисунки.
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты — «скалы», или «скальё». (10)Их укладывали на крыши между двух слоёв тёса как защиту от дождя и снега. (11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами». (12)Триста лет надёжно сохраняет берестяная крыша древнюю живопись.
(13)В древнем Новгороде берёста заменяла бумагу. (14)На её внутренней мягкой стороне новгородцы процарапывали буквы костяными или железными стержнями, писали письма и деловые записки. (15)Археологи нашли берестяные грамотки, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке. (16)Грамотки содержат учебные записи и рисунки.
Какое место, по мнению автора текста, берёста занимала в избе русского крестьянина?
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты — «скалы», или «скальё». (10)Их укладывали на крыши между двух слоёв тёса как защиту от дождя и снега. (11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами». (12)Триста лет надёжно сохраняет берестяная крыша древнюю живопись.
(13)В древнем Новгороде берёста заменяла бумагу. (14)На её внутренней мягкой стороне новгородцы процарапывали буквы костяными или железными стержнями, писали письма и деловые записки. (15)Археологи нашли берестяные грамотки, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке. (16)Грамотки содержат учебные записи и рисунки.
Определите и запишите лексическое значение слова «снимать» («снимали») из предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты — «скалы», или «скальё». (10)Их укладывали на крыши между двух слоёв тёса как защиту от дождя и снега. (11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами». (12)Триста лет надёжно сохраняет берестяная крыша древнюю живопись.
(13)В древнем Новгороде берёста заменяла бумагу. (14)На её внутренней мягкой стороне новгородцы процарапывали буквы костяными или железными стержнями, писали письма и деловые записки. (15)Археологи нашли берестяные грамотки, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке. (16)Грамотки содержат учебные записи и рисунки.
(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты — «скалы», или «скальё».
Определите стилистическую окраску слова «возвести» («возвели») из предложения 11, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты — «скалы», или «скальё». (10)Их укладывали на крыши между двух слоёв тёса как защиту от дождя и снега. (11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами». (12)Триста лет надёжно сохраняет берестяная крыша древнюю живопись.
(13)В древнем Новгороде берёста заменяла бумагу. (14)На её внутренней мягкой стороне новгородцы процарапывали буквы костяными или железными стержнями, писали письма и деловые записки. (15)Археологи нашли берестяные грамотки, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке. (16)Грамотки содержат учебные записи и рисунки.
(11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами».