какое движение в доминикане левостороннее или правостороннее
Путешествие по Доминикане. Часть 2,5 (промежуточная)
Я собиралась вставить этот отрывок текста в первую или вторую часть своего рассказа, но при написании выяснилось, что это совсем не отрывок, а вполне себе самостоятельная глава. И если я попытаюсь найти ей место в других частях, то вероятно количество текста увеличится вдвое. Поэтому, чтобы не утруждать вас, я вынесу это в «промежуточную часть».))
Итак я обещала рассказать о культуре вождения в Доминикане и о дорожной обстановке в принципе…
С первого взгляда может показаться, что на дорогах Доминиканы царит анархия. Может оно так и есть, потому что большая часть жителей не имеет водительских прав совсем. На самом деле, говорят, что сейчас сильно ужесточили контроль за дорожным движением, но три месяца назад я этого не заметила. Да если даже и так, то основными нарушениями считается разговор по телефону во время движения и непристегнутый ремень. За остальное вам максимум пригрозят пальцем. Да и сам экзамен, как я позже узнала, может сдать любой, кто хоть раз сидел на пассажирском сидении)) Но это лишь информация, которую я узнала из интернета, а вот теперь я расскажу как всё выглядит на самом деле…
Одной фразой можно описать всю дорожною ситуацию: На главной тот – кто не притормаживает. Если притормозил – ты на второстепенной.
Светофор по желанию
Светофоры в Доминикане есть. Их не много, но они есть. В большинстве случаев светофор означает, что было бы неплохо убедиться, что никто не мешает твоему движению, пока ты двигаешься на красный свет. То есть если у вас горит зеленый, то вы едете совсем не притормаживая. Если же горит красный, то неплохо бы притормозить и оценить размер машины, которая двигается перпендикулярно вашему движению. Если до сближения больше двух секунд, то можете смело ехать. Если машина большая, то лучше пропустить. Если вы встали на красный, и в какой-то момент вам просто надоело стоять, то снова можете ехать, предварительно убедившись в том, о чем я писала выше)) Конечно это не везде так, и в Санто Доминго я видела несколько перекрестков с очень плотным трафиком и светофором. И вот там все покорно ждали разрешающего сигнала, но на небольших перекрестках ситуация выглядит именно так, как я и рассказала…
Дорожная разметка
Департамент дорог Доминиканы начал, не так давно, приводить дороги в порядок. И разметка является одной из важных составляющих. А если на дороге помещается 7 рядов а нарисовано 4? Правильно…компактные доминиканцы сбиваются в кучку, и пытаются сэкономить как можно больше места. Поэтому в плотном трафике едут так, как кажется удобнее и правильнее. Поэтому, даже если вы будете ехать четко в разметке, вас всё равно убибикают досметри за то, что вы заняли два воображаемых ряда))
Дорожное покрытие
Вот сейчас я совсем не шучу, но доминиканцы делают очень крутой асфальт. Или привозят его откуда-то, я не знаю, но он действительно очень хороший и закатывают дороги тоже очень хорошо. Это не сарказм. Как я говорила, они вплотную занялись дорогами и приводят их в порядок. Правда если вы едете по новому красивому дорожному полотну, с новой хорошей разметкой и отбойниками по обочинам, то где-то должен быть подвох. А подвох этот вы быстро увидите, или в вечернее время – почувствуете. Выглядит этот подвох как абсолютно ровные круглые ямы диаметром в пол метра и глубиной около 10-15 см. Как думаете, что мы увидим, если заглянем в эту яму? ЛЮК! Обыкновенный канализационный люк на 15см ниже дорожного полотна. Причем, это вполне себе постоянное явления и наблюдается во всех частях Доминиканской республики. То есть поверх старой и ушатаной дороги они закатали новое дорожное полотно, а люки не подняли! И они так и остались на глубине старого асфальта. Естественно это никак не обозначено и может находиться в любом ряду и на любом расстоянии друг от друга. Так что развивайте интуицию.
Правда люки, на 15см ниже дорожного покрытия — это не совсем плохо. Хуже когда там нет крышек, от тех самых люков. В столице Доминиканы при съезде с эстакады с плотным движением в сторону центра города мне попались два открытых люка. На одном уровне с асфальтом но без крышек. На расстоянии буквально двух метров друг от друга и расположенных по диагонали. Как хотите, так и уворачивайтесь.
Ну и еще две особенности на эту же тему. Просто обрисую каждую ситуацию))
Вы собираетесь съехать на дорогу, проходящую под вами на развязке. Обычно это поворот направо, спуск вниз и далее либо полоса разгона, либо «уступи дорогу». В Доминикане это организовано абсолютно так же, но с небольшим отличием. Внизу вас может совершенно неожиданно поджидать перепад дорожного покрытия, высотой в 30см. Тоесть когда вы уже спустились с развязки и готовы выскочить на другую дорогу, вы сначала бьетесь бампером, об ту самую дорогу, потом еще чем-то и в заключении радуетесь, что не сели на брюхо. При этом строительство дороги выглядит вполне законченным несколько лет назад. Просто такой небольшой нюанс. Вероятно это только локальное явление, потому что я столкнулась с этим только один раз, но тем не менее запомнила надолго. А если добавить к этому темноту за бортом, то ощущения непередаваемые))
Ну и на последок еще одна ситуация из личного опыта… Вы едете по новой загородной дороге, заходите в поворот, и резко бьете по тормозам! Что может быть на этот раз? Клумба! Вернее просто отсутствие асфальта в вашем ряду размером 2 на 2 метра и гордо занявший это место, по собственной инициативе, куст! Такое ощущение, что при строительстве дороги в этом месте стоял чей-то мопед, и дорожники заботливо решили не нарушать спокойствие владельца и укатали асфальт вокруг. Ну а дальше природа взяла свое.
Конечно это всё не означает, что такая ситуация повсеместно. Я ездила по отличным дорогам достаточно длинные отрезки. Но, тем не менее, советую всегда быть внимательным и ожидать абсолютно всего.
Простыми словами они очень хотят соответствовать международным нормам, но пока у них это не очень получается)))
Обгон на дороге
Если вы или вас собрались обгонять, то в большинстве случаев это делается так: «внимание.обгоняю!» Рассчитывать расстояние до встречной машины не имеет никакого смысла. Самый простой вариант – это включить весь свет, который есть на машине, чтоб вас было видно издалека, вывернуть руль и нажать тапку… Если же весь свет уже горит (это мы помним из первого пункта), то надо неистово начать моргать дальним светом и всеми остальными люстрами, чтобы уже наверняка! Естественно это всё надо делать уже находясь на встречной полосе. Это практически гарантирует, что все встречные шарахнутся на обочину. Если вы хотите еще больше обезопасить себя и увеличить шанс не попасть в аварию, то свободной рукой надо начать так же неистово жать клаксон. Это побудит водителя, которого вы обгоняете, тоже прижаться к своей обочине и вуаля! У вас уже обширный коридор для обгона. Естественно всё это написано с сарказмом, но половина водителей делает именно так. При чем надо быть готовым, что вам в лоб выскочит машина, даже если до нее осталось всего сотня метров. Встречный же водитель считает, что если он моргает дальним, то вы непременно ему уступите.
Выезд со второстепенной или с парковки вдоль обочины.
Выезжая с обочины, я привыкла в зеркало убедиться, что могу безопасно выехать на дорогу. Некоторые водители (им огромный привет), включают поворотник, считают до трех и выезжают. В Доминикане же не включают поворотник, не считают до трех, а просто выезжают в тот момент, когда им надо. Причем совершенно внезапно для других участников движения. Естественно в боковые зеркала они тоже не смотрят. Просто в Доминикане каждый считает, что он на дороге один…и если другая машина не успела увернуться, то это исключительно ее проблемы. Та же история и с выездом со второстепенной дороги на главную. Хотя там еще надо выяснить какая из них главная, но не суть. Просто поджидаете, когда машина подъедет поближе и выезжаете. У того будет выбор, уходить в кювет, на встречку или просто тормозить в пол. Но это будут уже его проблемы. Главное, что вы продолжаете ехать по своим делам. Написано как обычно с сарказмом, но к сожалению, это уже больше правило, чем исключение
Жирные лежачие полицейские
Я, вкратце, уже подняла эту тему в первой части, а сейчас опишу чуть подробнее… Уж не знаю, где они переняли эту идею, но влюбились в нее целиком и полностью. В некоторых небольших городах у вас может не хватить пальцев на руках и ногах, чтобы сосчитать их количество на дистанции всего в пару километром. Сложность заключается в том, что как явление, они это с радостью приняли, а вот нормативы для них остались загадкой. Лежачие полицейские могуть быть практически любой высоты. Но таких, чтобы остались незамеченными, вы там точно не найдете. Во-первых, высота может быть чуть ли не до 30см. Во-вторых, он может быть с очень резкими гранями, и ощущение, что вы заезжаете на бардюр. В третьих они в 95% случаев не выделены никак, и станут бааальшим сюрпризом в темное время суток. В четвертых, они могут быть разной ширины. Можно просто перескочить их каждым мостом по очереди (правда зубы всё равно клацнут), а могут быть метр-два широной…но из за того, что у них очень резкие грани, вы сначала зажмуриваетесь, заезжаете на него передними колесами и оооочень медленно и с опаской ждете успеете ли заехать задними, потому что по всем ощущениям вы сядете на пузо и будете красиво раскачиваться на лежачем монстре. Да и даже подъезжая к нему, уже начинаете нервничать и жалеть, что у вас не большой рамный внедорожник. Правда лежачий полицейский, это не единственное, чего стоит опасаться. Есть еще «лежачая яма»))) Принцип абсолютно такой же, только в противоположную сторону дорожного покрытия. То есть это канава глубиной 5-10см на ширину всей дороги, с такими же резкими краями (хотя нет, вру…обычно спуск там более плавный) и длиной от полуметра до двух метров. Оно в общем-то правильно, и действительно спасаем темнокожее население от случайного наезда на пешеходов, но всё таки было бы разумно их обозначить. Я несколько десятков раз была уверена, что моя машина дальше уже не поедет, после внезапной встречи с лежачим… Но, к счастью, мой Киа Пиканто выдержал все эти испытания, и я ему безумно благодарна!
Продавцы на перекрестках
В общем-то эта ситуация встречается во многих странах, и Доминикана не исключение. Назойливые продавцы бывают трех видов. (во всяком случае мне попадались только такие). Первые ходят на перекрестках или в пробках между рядов и предлагают всякую всячину. Одни фрукты, другие воду, третьи орехи в мешочках, четвертые – автомобильные зарядки. Они не назойливые и если вы не реагируете на их присутствие у бокового стекла, через пару секунд они уходят. Вторые – это мойщики окон. Реквизит состоит из бутылки с водой и дыркой в пробке (в простонародье — брызгалка), грязная тряпка (иногда можно угадать какого она была раньше цвета, но сейчас она серо-черная) и дощечка с прибитой гвоздями резинкой в роли скребка. Мойка лобового занимает секунд семь. Эти ребята тоже достаточно равнодушны к тому, заплатят им или нет. То есть они всё равно без спроса начнут мыть лобовое, и если им после этого не дать денег они уйдут. Я же решила их не эксплуатировать и каждый раз, когда подходили «мойщики», я сразу жестами показывала что денег нету. Но они улыбались и всё равно мылы мне лобовуху. Респект))
Ну и третьи ребята меня всё таки удивили. Это продавцы дворников. Они ходят с огромным букетом дворников в охапке. Подходят к твоей машине, без спроса снимают старый дворник, меряют и находят такой же по длине в своей охапке и ставят вам на машину. Ко мне они правда ни разу не подошли, но машины вокруг мены они «обслужили» не менее сотни раз. Вероятно арендные машины и туристы не представляют для них ценности, по принципу «машина не моя, нафиг я буду платить». Но сам факт меня очень удивил. Все кому поменяли дворники, дали за это какую-то сумму денег. У меня возникает вопрос. А если я вчера поехала в большой торговый центр и купила себе хорошие дорогие дворники Bosch? Они их тоже снимут и поставят эту хрень ноунейм? Да я бы убибикалась в усмерть, если бы мне стали менять мои любимые и дорогие дворники. С баллончиком гонялась бы за ним еще несколько километров. Но у них это нормально, и они сами решают, насколько ваши дворники плохи)) Да и вообще складывается ощущение, что дворники, которые сняли у вас на этом перекрестке – поставят кому-то на следующем)))
Элита в Доминикане
Покатавшись немного по дорогам Доминиканы вы заметите, что некоторые машины полностью тонированы вкруг. При чем настолько сильно, что кажется окна просто закрасили. Как правило на таких машинах есздят люди побогаче. К ним в первую очередь и бегут продавцы на перекрестках. 99% джипов тонированные. Легковушки тонированы только те, которые считаются в Доминикане «премиум классом». Для примера Шкода Октавия в предпоследнем кузове – это очень популярная и крутая машина. И если вы являетесь владельцем таковой (особенно в оранжевом цвете), то вы король на дорогах. На самом деле там очень сильный контраст автомобилей. От 30летних японцев без фар и дверей, до абсолютно новых с салона БМВ и Мерседесов. Меня в Санто Доминго по эстакаде обогнала новехонькая Ламборгини. Ах да, и еще в Доминикане не существует переднего номера. Номера на машине, только сзади. Немного поразвесив мозгами, можно догадаться, что у них нет камер автоматического контроля скорости)))
Мопеды
Про них особо писать не буду, но просто напомню, что их там очень много, и они снуют на дороге от обочины к обочине совершенно непредсказуемо. Поэтому в зеркала рекомендую смотреть постоянно. Я вообще не могу понять откуда они появляются))
Дорожная служба
Ну и последний пункт. В Доминикане существует «министерство общественных работ»…оно же дорожная служба. Ближе к столице и в местах, где дорожное движение относительно интенсивное – вам часто буду попадаться пикапы с яркой оранжевой надписью на борту «M.O.P.C». Они могут стоять через каждый километр, а могут с дистанцией в пару десятков километров. Они контролируют ситуацию на дорогах. Если с вами случится какой-нибудь инцедент, то они сразу придут вам на помощь. То есть если у вас сломалась машина – то у них в нарядах есть специалисты. Если кончился бензин – то они привезут вам топливо. Если произошла авария, то они будут участвовать в ликвидации последствий или окажут первую помощь. Другими словами, насколько я поняла, у них в штате присутствуют все, от автослесаря до психолога. В центре города они могут быть и на мопедах или просто пешком стоять и патрулировать перекрестки. Основная же их задача, контролировать состояние дорожного покрытия и качество производимых работ. Вот тут их уже можно немного пожурить, но я думаю они научатся. А в общем-то идея неплохая.
На этом я закончу эту часть и еще раз повторюсь. Это не значит, что сто процентов населения ездит именно так и не каждая дорога выглядит так. Там вполне хватает адекватных водителей. Но все описанные ситуации происходили со мной неоднократно. Поэтому, будьте готовы, что хорошая и гладкая дорога внезапно закончится а из-за угла на вас выскочит убитая тойота с огромным прожектором на радиаторной решетке)))
ПРАВИЛА ПДД В ДОМИНИКАНЕ, ПАРКОВКИ, ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ
Собираетесь арендовать авто в Доминикане? Все что нужно знать про правила ПДД в Доминикане, про парковки, про платные дороги и много другой полезной информации будет здесь. В интернете много информации о том какое тут ужасное движение и как сложно водить. Первый раз мы летели в Доминикану и думали нас собьют еще в аэропорту. Я развенчаю и этот миф.
Оглавление:
Если вы нашли эту статью через поисковик, и еще не читали про аренду авто. То в статье все про прокат авто в Доминикане, большой обзор всех тонких моментов, сложностей, про бензин в галлонах и личный опыт аренды авто в этой стране.
Дороги в Доминикане ровные, траффик вне городов низкий.
Правила дорожного движения (ПДД) в Доминикане
В целом ПДД в Доминикане схожи с нашими, а знаки интуитивно понятны. Вот основные моменты:
Знаков о том, что вы въезжаете в населенный пункт может и не быть, как и знака скорости. Просто знайте, что даже 4-5 домов на трассе — это населенный пункт. Ну и с большой долей вероятности, если это населенный пункт, то тут будет «лежащий полицейский». А лежащие полицейские заслуживают, что бы про них написали отдельно.
Хоть в Доминикане бензин продается в галлонах, но расстояния и знаки скорости в километрах.
Особых вопросов к правилам ПДД в Доминикане нет. Самое интересное будет дальше.
Про дороги в Доминикане и платные дороги
Начнем просто про дороги.
Доминикана островное государство, небольшой площади. И территорию страны зацепила горная цепь Кордильеры. Подробнее можно прочитать про горы в Доминикане. Будет полезно, тем кто собирается в центральную часть страны, там много серпантинов.
В целом дороги в Доминикане неплохого качества. Круглый год лето, асфальт мало что разбивает. Поэтому покрытие очень достойное, я бы даже сказал не хуже чем в Беларуси. Но есть несколько мест, куда дорога просто ад. Одно из таких туристических мест — это Бухта Орлов. По ссылке подробный обзор, этой достопримечательности.
На фото стандартная дорога Доминиканы, такое покрытие почти везде. И правила ПДД в Доминикане как у нас и знаки и разметка.
В городах и населенных пунктах почти везде и почти всегда высокая интенсивность движения, пробки и заторы. Но стоит отъехать на 2 км от города и дороги пустые. Парадокс, но путешествовать по стране, вдоль океана, очень комфортно.
Все местные дороги, если это не хайвей — бесплатные.
Лежащий полицейский в Доминикане
Я вам гарантирую, что таких высоких полицейских вы не видели ни в одной стране мира. В Доминикане они есть двух типов: как у нас насыпной, или пупырышками. Второй вариант еще куда не шло. Но классический лежащий полицейский в стране настолько крутой и высокий, что бы его проехать скорость нужно сбросить до 0. Не до 2-3 км/ч и накатиком проехали. А именно до нуля.
Часто лежащие полицейские никак даже не обозначены. Бывает знак есть, а полицейского нет, но чаще наоборот.
Что про это нужно знать:
Поэтому тут мало светофоров, зачем они, положил трех полицейских на 500м деревни, и все соблюдают скоростной режим. Просто все без исключения. Бывают случаи: едешь по большой деревне и пробка минут на 10. Непонятно из-за чего. А просто это все так медленно проезжают «спящего полицейского», и образовалась пробка.
Все бесплатные дороги имеют всего по 1 полосе в каждую сторону. Деревень всегда много. Объездных вокруг населенных пунктов, нет нигде кроме Санто-Доминго. Средняя скорость передвижения по таким дорогам около 60 км/ч. Быстрее ну ни как не получается, хоть и дороги хорошего качества.
Про платные дороги в Доминикане
В стране есть платные дороги, они же хайвеи. Тут скорость, как правило 120 км/ч. Это отличные дороги, с отличным покрытием, по 2-3 полосы в каждую сторону. Таких дорог не много, но они связывают почти все районы страны и сильно сокращают время в дороге.
Так выглядит въезд на платную дорогу в Доминикане. Тут же и оплачиваете.
Все участки платных дорог обслуживают разные дорожные компании. Поэтому цены везде разные. И даже не вникайте, почему за прошлый участок дороги в 50км вы заплатили 2 доллара, а за этот в 20км — 10 долларов.
Ниже список платных дорог страны, он не самый полный, но по этим дорогам ездим мы и знаем сколько стоит. Цены в долларах для удобства. На месте они указаны в песо и платить нужно наличными или картой в пропускных пунктах.
Как платить?
Обычно при заезде на платник с вас берут деньги. Стоимость оплаты всегда на большом щите за 100-200 метров к платнику, и перед самой кассой. Никаких виньеток, и потом оплаты в конце по пройденному пробегу, как в Хорватии тут нет. Хотите выехать на платный участок — платите, и не важно, что вам через 3 км съезжать.
Вот такой щит с тарифами есть абсолютно в каждом пункте оплаты. Платите живому человеку. Никаких терминалов и прочих атрибутов 21 века 🙂
Платить можно как песо, как картой, берут даже доллары. Но это в Доминикане повсеместно.
Справедливости ради тут нет такого, что оплатили сразу за участок дороги 150км. Как я писал выше, много обслуживающих компаний и у каждой свой кусок дороги. Поэтому обычно пункты оплаты стоят каждые 30-50км. Например, из Санто-Доминго в Саману длина платного участка около 120км. Оплачивать его будете оплачивать три раза и в сумме получится 10$.
Штрафы, камеры скорости
Со штрафами тут все лояльно. Они относительно не высокие. Например, такие нарушения как скорость либо сплошная, вас даже не остановят. С одной стороны камер много, но с другой половина из них не работает, а вторая не понятно на какую скорость настроена.
Три вещи, на которые обращают внимание полицейские:
Итого: не пейте за рулем, пристегивайтесь и все будет хорошо. Про культуру вождения и что тут можно вытворять на дороге я еще напишу.
Вся правда о парковках в Доминикане
Почти все парковки в стране бесплатные, хаотичные и никак не регулируются. Просто оставляете авто где хотите и уже не плохо. Местные паркуются вдоль дорог как хотят и как умеют. Вы можете делать точно так же.
Часто на парковке какой нибудь достопримечательности к вам будет подбегать бравый туземец, в светоотражающей жилетке и говорить, что парковка платная, а он парковщик.
В 90% случаев это будет просто паренек, который так себе зарабатывает на жизнь. Вот что нужно знать:
Тут еще такой момент. Можно в самом начале поругаться с этими парковщиками, сказать что платить не будете. Но за этот доллар они реально будут следить за машиной, и точно не напакостят вам, например, не спустят колеса и т.д. Причем эти нелегальные парковщики далеко не везде. Максимум, что вы отдадите за весь отдых — это лишние 5-10$, за паркинг на всех достопримечательностях.
Правила ПДД в Доминикане: культура вождения Доминиканских водителей
Очень много пишут, что местные водят ужасно, опасно и вообще на дорогу лучше не выходить если вам не нужно. Все это сильно преувеличено. Вообще, если вы привыкший к трафику и манере езды в Москве, Питере и других крупных городах. То тут вы будете кошмарить всех местных водителей 🙂
Это стандартная картина на дорогах страны. Главное близко не подъезжать, еще выпадет тюк на вас.
В Доминикане есть два типа водителей:
Если первые никуда не спешат, не подрезают, никого не учат на дорогах и вообще в целом вменяемые и адекватные люди.
Водители двухколесных средств — вот это проблема. Что бы взять в аренду скутер в Доминикане не нужны права. Местные садятся за руль мопедов уже с 12-14 лет и рассекают по дорогам. Могут ехать пьяные. Если все авто всегда стоят на красный сигнал светофора, то мопеды никогда не стоят. Они считают, что светофор это для автомобилей.
Из плюсов: их много в городах, где движение само по себе медленное, и очень мало на трассах.
Небольшая местная дорога к лагуне на Карибском море и та имеет отличный асфальт
Культура вождения
Ниже список моментов, который в первые дни вам точно бросится в глаза, но вы быстро к нему привыкните. Он касается именно водителей авто, так как мопедисты ездят просто как хотят и для них правил нет.
Часто на дороге можно увидеть едущую полицейскую машину с включенными красными мигалками. Не впадайте в ступор. Это они обозначают, что работают и сейчас патрулируют дорогу.
Ну вроде это все основные моменты, касательно правил ПДД в Доминикане и культуры вождения.
Правила ПДД в Доминикане: чего боятся водителям постсоветского пространства
Если вы прочитали всю статью, то многое уже вам должно быть понятно. Точно не стоит боятся самого факта аренды авто в Доминикане. Ничего сложного тут нет, ни в самом процессе аренды, ни на дорогах. Нашему водителю нужно опасаться всего двух вещей в Доминикане:
При аренде авто с полной страховкой, сотрудник прокатной компании говорил: что по нашей страховке мы можем сбить до трех человек и нам за это ничего не будет, если полиция докажет что именно они виновники ДТП. Я это пересказываю с его слов. Но было бы хорошо, на крышу машины, поставить большой счетчик, что бы всем было видно. Смотрите все — у меня еще лимит в 3 человека, объезжайте меня стороной.
В заключение: правила ПДД в Доминикане, в целом, аналогичны нашим. Траффик в стране точно не хуже нашего. Культура других водителей авто, однозначно культурнее нашей :). Следите за спящими полицейскими и бойтесь двухколесную технику и все будет хорошо.
Ровных вам дорог в Доминикане!
ВАЖНО: Ниже ссылки без которых не организовать путешествие мечты в Доминикану.