какое дикое животное встречается в библии наиболее часто
Ларец Мудрости Духовной
Цитаты, притчи, изречение духовных отцов, святых старцев, праздники, тропари и евангельских чтений на сей день.
Интересные вопросы по Библии— интересные ответы.
195. Были ли у Иисуса сестры?
Ответ: Да. (Мар.3:32: И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.)
194. Процитируйте первые слова Нового Завета.
Ответ: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака… (Мф. 1:1-2)
193. Как звали бабушку царя Давида?
Ответ: Руфь.
192. Какие реки упомянул прокаженный Нееман, в которой он мог бы очиститься?
Ответ: Авана и Фарфар (4 Цар.5:11-12)
191. В чем Иона обвинял Бога?
Ответ: В милости (Иона 4:2)
190. Возможно ли человеку прочитать Библию за ночь?
Ответ: Возможно, если, однако, ночь полярная. 🙂
189. Какая птичка заставила камень заплакать?
Ответ: Петух Петра (Петр означает «камень»). (Мф. 26:74-75)
188. Кто не умер и в живых не остался?
Ответ: Жена Лота — она превратилась в соляной столб. (Быт. 19:26)
187. Что является гнилью для костей?
Ответ: Зависть (Пр. 14:30).
186. Назовите двух человек, которые родились, но никогда не умирали, и двух других, которые никогда не рождались, но умерли?
Ответ: Илия и Енох вознеслись, Адам и Ева были сотворены.
185. О чем была первая молитва царя Соломона в храме Божием?
Ответ: Соломон просил, чтобы Господь всегда слышал молитвы и прошения, которые произносятся в храме, и воздавал каждому по делам его. (2 Пар. 14-42)
184. Как звали мать Соломона?
Ответ: Вирсавия (3 Цар. 1:11)
183. Царь Соломон построил храм Господу, после чего построил дом для себя. Что было больше: дом Соломона или храм Божий?
Ответ: Дом Соломона был больше (3 Цар. 6:2, 3 Цар. 7:2)
182.Кого царь Соломон поставил на самые тяжелые работы при строительстве храма (каменотесами и носильщиками)?
Ответ: Пришельцев (2 Пар. 2:17-18)
181. Кому царь Соломон дал имена Иахин и Воаз?
Ответ: Двум столбам перед храмом Божиим. (2 Пар. 3:15-17)
180. Какое из четырех Еванглий не содержит притч?
Ответ: Еванглие от Иоанна
179. Кто был первым хирургом?
Ответ: Бог (Когда извлёк из Адама ребро)
178. Когда пение петуха слышал весь мир?
Ответ: В ковчеге Ноя.
177. Кто ни разу не родился, но два раза умирал?
Ответ: Адам (первый раз — духовно, второй раз — физически).
176. Что сделано на небесах человеческими руками?
Ответ: Раны Иисуса Христа.
175. Что просила мать Иакова и Иоанна у Иисуса?
Ответ: Чтобы ее сыновья сели по обе стороны от Иисуса на небесах. (Мф. 20:20-21)
174. Город во времена судей, в котором однажды во время ежегодного праздника Господнего вениаминитяне выбрали себе жён.
Ответ: Силом (Суд. 21:20-23)
173. На каком животном ехал Соломон к месту, где его должны были провозгласить царем?
Ответ: Соломон ехал на муле. (3-я Царств, 1: 43-44)
172. Какое дикое животное встречается в Библии наиболее часто?
Ответ: Лев. Он упоминается около 130 раз. Как в настоящее время, так и в древности лев был символом силы и царского достоинства.
171. Царь Иудеи, которому свидетельствовал Апостол Павел.
Ответ: Агриппа (Деян. 25:13 — 26:32).
170. Где вспоминается о плаче в первый и где в последний раз в Библии?
Ответ: Быт. 21:16 — Агарь… подняла вопль и плакала, Отк. 21:4 — … отрет Бог всякую слезу … и плача уже не будет
169. Кто самый старый пророк, о котором мы знаем?
Ответ: Енох (Иуды 1:14)
168. Что делает тот, кто вмешивается в чужую ссору согласно притчам Соломона?
Ответ: хватает пса за уши (Пр. 26: 17)
167. Какой самый длинный и самый короткий псалом в Библии?
Ответ: длинный — 118 (176 стихов), короткий — 116 (2 стиха)
166. Как звали отца Саула?
Ответ: Кис (1 Цар. 9:1)
165. Кого Иисус исцелил не в первый, а во второй раз?
Ответ: Слепого в Вифсаиде (Мр. 8:22-25)
164. Екклесиаст сказал: «Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь…» А кто отвечает за все это?
Ответ: Серебро (Ек. 10:19)
163. Кто был самый бедный и в то же время самый щедрый?
Ответ: бедная вдова (Мр. 12:41-42)
162. Кто перестал быть скупым с первого дня, когда увидел Иисуса?
Ответ: Закхей (Лук. 19:1-10)
161. Как звали человека, которого первым хотели лишить жизни из-за Христа?
Ответ: Лазарь (Иоан. 12:10)
160. Какое самое большое письмо в Библии?
Ответ: Письмо, упоминаемое в Зах 5:2, длиною в 20 локтей и шириною в 10 локтей.
159. В 2 Пет. 3:10 написано: «придет же день Господень, как тать ночью». Что означает слово «тать»?
Ответ: вор
158. Какие два предмета согласно Священному Писанию вредны для глаз?
Ответ: Дым и вино (Пр. 10:26, 23:29-30)
157. Какой пир продолжался почти полгода?
Ответ: пир Артаксеркса (Есф. 1:3-4)
156. Какой город два раза не посетил Апостол Павел, т.к. ему воспрепятствовал сатана?
Ответ: Фессалоники (1 Фес. 2:18)
155. Каким двум совершенно противоположным вещам удивился в разное время Иисус?
Ответ: вере (Мф. 8:10) и неверию (Мр. 6:6)
154. Кто заплатил дань из живого кошелька?
Ответ: Иисус и Петр, взяв статир из рыбы (Мф. 17:24-27)
153. В каком случае Соломон дает предпочтение собаке перед львом?
Ответ: … и псу живому лучше, нежели мертвому льву (Ек. 9:4)
152. Где в Священном Писании написано, что среди народа Божьего не должно быть бедных?
Ответ: нигде, наоборот «… ибо нищие всегда будут среди земли твоей…» (Вт. 15:11)
151. Какими словами заканчиваются все послания Апостола Павла?
Ответ: «… Благодать со всеми вами, Аминь»
150. Какая церковь помогала Апостолу Павлу в начале его благовествования?
Ответ: церковь в Филиппах (Фил. 4:15)
149. Из какого колена был Апостол Павел?
Ответ: из колена Вениаминова (Фил. 3:5)
148. С чего начинаются все послания Апостола Павла?
Ответ: со слова «Павел». Часто «Павел, волею Божию избранный Апостол…»
147. Какое новое имя Иакова, было данное ему Богом?
Ответ: Израиль
146. Какое имя пророка слева направо и справа налево читается одинаково?
Ответ: имя Нафан
145. Было шесть, двое беседовало, двенадцать размышляло.
Ответ: Иисус беседовал с самарянкой у колодца около шестого часа, ученики размышляли, почему Иисус не голоден
144. Говорил ложь, Бог был с ним, а сказал правду, Бог отступил.
Ответ: Самсон скрывал секрет своей силы (Судей, 16)
143. Кто умер из-за танцев?
Ответ: Иоанн Креститель (Мтф. 14:6-10)
142. Кто в Ветхом Завете умер между небом и землёй?
Ответ: Авессалом — запутался в ветвях дерева (2 Цар 18:9, 14)
141. Какая женщина была вдовой три часа?
Ответ: Cапфира (Деян. 5:7-10)
140. Прокаженных было 10, исцелились все, но к Христу пришел один, кто он был?
Ответ: самарянин (Лук. 17:11-19)
139. Какой человек только благодаря нужде другого вспоминал о своей неблагодарности?
Ответ: главный виночерпий фараона (Быт. 41:8-13)
138. Первое упомянутое в Библии празднование дня рождения?
Ответ: Пир фараона во времена жительства Иосифа в Египте (Быт. 40:20)
137. Кто, не будучи ни на земле, ни на небе, молился Господу и был услышан?
Ответ: Иона (Ион. 2)
136. Кто от большой радости не впустил в дом гостя?
Ответ: Служанка Рода (Деян. 12:13-14)
135. Сколько лет прожила Сарра, жена Авраама?
Ответ: 127 лет (Быт. 23:1)
134. Какое женское имя наиболее часто упоминается в Библии?
Ответ: Сарра, 60 раз
133. Кто помазал на царство первого царя Израиля Саула?
Ответ: Самуил (1 Цар. 10:1)
132. Какая женщина шила красивые рубашки и платья?
Ответ: Тавифа (Деян. 9:36-39)
131. Как звали вавилонского Царя, который завоевал Иудею?
Ответ: Навуходоносор (4 Цар. 25)
130. Как звали жену Исаака, сестру Лавана?
Ответ: Ревекка (Быт. 25:20)
129. Кто просил себе смерти у Бога?
Ответ: Илия (3 Цар. 19:4)
128. Когда шли, искали, нашли, упали, встали, взяли, а потом кричали?
Ответ: Арест Иисуса (Иоанна 18:4-13, 40)
127. Четверо было, двое предстало, трое упало?
Ответ: Преображение Господне (Мф. 17:1-9)
126. Кто был выше земли, но земли не видел?
Ответ: Ной, когда плыл по воде в ковчеге (Быт. 7)
125. Пять с поля. два с моря, один с небес сотворил много чудес.
Ответ: 5 хлебов. 2 рыбки и Иисус (Мф. 14:15-21)
124. С каким событием евреи связывали праздник Пасхи до прихода Иисуса Христа (во времена Ветхого завета)?
Ответ: с выходом евреев из Египта (Исх. 12:1-27)
123. Кого отпустил Пилат вместо Иисуса?
Ответ: разбойника по имени Варавва (Мф. 27:21)
122. За сколько серебряником Иуда предал Иисуса?
Ответ: за 30 (Мф. 26:14-15, 27:3)
121. Кто приготовил пасху (вечерю) для Христа и Его учеников?
Ответ: Петр и Иоанн (Лук. 22:8)
120. Что сделали с 30-ю серебряниками, которые Иуда вернул первосвященникам?
Ответ: на них купили землю горшечника для погребения странников (Мф. 27:4-10)
119. Почему обрадовался Ирод, когда Пилат прислал к нему Иисуса?
Ответ: он надеялся увидеть от Него чудо (Лук. 23:8)
118. Какая птица и кому напомнила о его обещании?
Ответ: петух – Петру (Мф. 26:74-75)
117. С кем вкушал пасху Иисус?
Ответ: с 12-ю учениками (Мф. 26:20)
116. Кого из учеников взял с собой Иисус, чтобы помолиться в Гефсиманском саду?
Ответ: Петра, Иакова и Иоанна (Мр. 14:33)
115. Кто укреплял Иисуса в молитве в Гефсиманском саду перед тем, как Его взяли?
Ответ: Ангел (Лук. 22:43)
114. Кто предостерегал Пилата не делать ничего плохого Иисусу?
Ответ: его жена, она видела сон (Мф. 27:19)
113. Как Пилат показал народу, что он не виновен в крови Иисуса?
Ответ: он умыл руки (Мф. 27:24)
112. Кого заставили нести крест Иисуса?
Ответ: Симона Киринеянина (Мф. 27:32)
111. Сколько времени была тьма во время распятия Иисуса?
Ответ: 3 часа (Мф. 27: 45-46)
110. Какие три события произошли во время смерти Иисуса?
Ответ: завеса в храме разодралась надвое, землетрясение, многие воскресли (после воскресения Иисуса) (Мф. 27:51-52)
109. Кто, взяв тело Иисуса, похоронил его в своей новой гробнице?
Ответ: Иосиф из Аримафеи (Мф. 27:57)
108. Кто отвалил камень от гроба Иисуса?
Ответ: ангел (Мф. 28:2)
107. Где встретился Иисус со Своими учениками после воскресения?
Ответ: в Галилее (Мф. 16-17)
106. Что сказали лжесвидетели против Иисуса, когда Его взяли?
Ответ: они сказали, что Иисус хотел разрушить храм (Мф. 26:61)
105. Что означает слово «Голгофа»?
Ответ: лобное место (Мр. 15:22)
104. Сколько времени Иисус висел на кресте?
Ответ: 6 часов (Мр. 15:25, 34-37)
103.Что не понадобилось женщинам, которые пришли ко гробу Иисуса?
Ответ: ароматы для помазания (Мр. 16:1)
102. Как сатана подействовал на Иуду, чтобы тот предал Иисуса?
Ответ: он вошел в него (Лук. 22:3)
101. Какой спор произошел между учениками на вечере?
Ответ: кто из них больше (Лук. 22:24)
100. Какая надпись и на каком языке была над Иисусом на кресте?
Ответ: «Сей есть царь Иудейский» — на римском, греческом и еврейском языках (Лук. 23:38)
99. С кем спутала Мария Иисуса, когда встретилась с Ним у пустой гробницы?
Ответ: с садовником (Иоанна 20:15)
98. В чем Иоанн опередил Петра, а затем Петр Иоанна?
Ответ: Иоанн пришел ко гробу Иисуса воскресшего первым (Иоанн. 20:4), Петр же опередил Иоанна, встречая Господа у моря Тивериадского (Иоан. 21:7-8)
97. Как звали скупого, который вопреки своему желанию, после своей смерти оставил благотворительное учреждение?
Ответ: Иуда Искариот, оставивший землю для погребения странников (Мф. 27:3-10)
96. На сколько частей разделили одежду Христа при распятии?
Ответ: на четыре (Иоанн. 19:23)
95. Какое повеление дал Иисус Своим ученикам перед вознесением?
Ответ: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, уча соблюдать все то, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20)
94. Назовите животное, с которым Иоанн Креститель сравнил Иисуса.
Ответ: Агнец (Иоан 1:29)
93. Что взял с собой на родину в память об Израиле сирийский военачальник Нееман?
Ответ: землю (4 Цар. 5:14-17)
92. Какое имя встречается в Библии наиболее часто?
Ответ: Захария. 33 человека названы этим именем, что означает «Господь вспомнил».
91. Какой город был, по словам Иоанна «престолом сатаны»?
Ответ: Пергам (Откр. 2:12-13), там был языческий храм
90. У какого пророка было очень «тяжелое» имя?
Ответ: Амос — отягощенный.
89. Кто царствовал дольше всех в Израиле?
Ответ: Манассия — 55 лет
88. Какое Библейское имя взято из мира птиц?
Ответ: иона — голубь.
87. Назовите самую короткую главу в Библии.
Ответ: псалом 116.
86. Кто в Ветхом Завете погиб от большого ветра?
Ответ: сыновья и дочери Иова (Иов 1:18-19)
85. Какое непохвальное сходство мы находим между Иовом и Иеремией?
Ответ: Они оба прокляли свой день рождения (Иов 3:1, Иер. 20:14)
84. Знаменитый день, в который Бог так слушал человека, как никогда до и после этого дня.
Ответ: День победы израильтян над аморреями, когда Иисус Навин воззвал к Господу (Ис. Нав 10:12-14)
83. Кто является родоначальником филистимлян?
Ответ: Каслухим (Быт 10: 13-14)
82. В послании к Евреям Павел призывает оказывать гостеприимство странникам, потому что они могут оказаться ….
Ответ: Ангелами (Евр 13:2)
81. В каком городе верующие впервые стали называться христианами?
Ответ: Антиохия (Деян 11:26)
80. Кто из высматривающих землю Ханаан принес добрую весть?
Ответ: Иисус Навин и Халев (Чис 14:6-9)
79. О каких двух мужах, не видевших смерти, говорится в Библии?
Ответ: Енох (Быт 5:24) и Илия (4 Цар. 2:11)
78. Кто из пророков назван плачущим?
Ответ: Иеремия (Иер 9:1, 13:17)
77. Кем и о ком сказано: проповедует о чужих божествах?
Ответ: Греческими философами об Апостоле Павле (Деян 17:18)
76. Кто написал 30 главу Книги Притч?
Ответ: Агур (Притчи 30:1)
75. Какие предметы находились в скинии, в ковчеге завета?
Ответ: Золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета. (Евр 9:4)
74. Кто спросил: Есть ли что трудное для Господа?
Ответ: Бог (Быт 18:13-14)
73. Что значит имя Тавифа?
Ответ: Серна (Деян 9:36)
72. Кто создал первый оркестр?
Ответ: Царь Давид (2 Цар 6:5)
71. Циц был: городом,
источником,
солдатом,
священнослужителем,
возвышенностью Ответ: возвышенностью (2 Пар 20:16)
70. Какое имя дал фараон Иосифу?
Ответ: Цафнаф-панеах, что значит «сохраняющий жизнь» (Быт 41:45)
69. Имя мужчины, построившего первый упоминаемый в Библии город, название этого города.
Ответ: Каин, Енох (Быт 4:17)
68. Сколько раз Ветхий завет упоминается в Откровении: 121, 799, 84 или 245?
Ответ: 245
67. Кому Иисус сказал: отойди от меня, сатана?
Ответ: Петру (Мф 16:23)
66. Мариам и Аарон упрекали Моисея за то, что его жена была…
Ответ: Эфиоплянка (Чис 12:1)
65. Назовите первого и последнего судей Израиля.
Ответ: Гофониил, (Суд 3:7-11), Самуил (1 Цар 7:15)
64. Какую птицу выпустил Ной из ковчега первой?
Ответ: Ворона. (Быт 8:6-7)
63. На каком языке была сделана надпись, поставленная на кресте Иисуса?
Ответ: На еврейском, греческом и римском. (Иоан 19:19-20)
62. Как звали первосвященнического раба, которому Петр отсек ухо?
Ответ: Малх (Иоан 18:10)
61. Сколько окон имел ковчег?
Ответ: Одно (Быт 8:6)
60. Как звали первенца Иакова?
Ответ: Рувим (Быт 35:23)
59. Как звали брата Голиафа?
Ответ: Лахмия. (1 Пар 20:5)
58. Какие животные выжгли огнем поля и сады?
Ответ: Лисицы, к хвостам которых Самсон привязал факелы. (Суд 15:4-5)
57. Жители какого города охотнее всего слушали новости?
Ответ: Афины (Деян 17:21)
56. Кто хотел покончить с собой за час до принятия Христа своим Спасителем?
Ответ: Темничный страж (Деян 16:27-33)
55. Какой проповедник огорчился, что после его проповеди все покаялись?
Ответ: Иона (Иона 4:1-3)
54. Какое слово не могли выговорить ефремляне, и поэтому погибло из них сорок две тысячи?
Ответ: Шибболет (Суд 12: 5-6)
53. В послании к Римлянам написано, что Бог одного человека возненавидел. О ком идет речь?
Ответ: Об Исаве (Рим 9:13)
52. Кто носил сорок лет одну и ту же обувь?
Ответ: Народ Израильский в пустыне (Вт 29:5)
51. Кто из Апостолов Христа был убит первым?
Ответ: Иаков (Деян 12:1-2)
50. Как звали человека, который видел летящий свиток?
Ответ: Захария (Зах 5:1)
49. Какой раб сбежал от своего хозяина, а позже сам вернулся назад?
Ответ: Онисим (Филимону 1: 10-12)
48. Что значит имя Эммануил?
Ответ: С нами Бог. (Мф 1:23)
47. Имя звезды, которая после третьей трубы пала на третью часть рек.
Ответ: Полынь (Откр 8:10-11)
46. Сколько лет прожил Ной после потопа?
Ответ: 350 лет (Быт 9:28)
45. Какая женщина называла своего мужа господином?
Ответ: Сарра (1 Пет 3:6)
44. Как называется остров, на котором была написана книга Откровения?
Ответ: Патмос (Откр 1:9)
43. Один из двенадцати апостолов, называемый «близнец»
Ответ: Фома (Иоан 11:16)
42. Приверженцы какой религиозной группы не верили в воскресение из мертвых?
Ответ: Саддукеи (Деян 23:8)
41. Народ, к которому принадлежала Руфь
Ответ: Моавитяне (Руфь 1:4)
40. Он — царь. Его имя читается как с начала, так и с конца одинаково. Чтобы попасть в его царство, надо двигаться от Израиля на север. Кстати, в название его царства тоже входит его имя.
Ответ: Гог, царство Магог (Иез 38:2)
39.В ветвях какого дерева запутался Авессалом?
Ответ: дуб (2 Цар 18:9)
38.Ангел бездны имя ему, что в переводе означает «Губитель»
Ответ: Аваддон (Откр 9:11)
37.Из какого дерева Ной сделал ковчег?
Ответ: Гофер (Быт 6:14)
36.Подлинное имя Авденаго
Ответ: Азария (Дан 1:7)
35. Он простер руку к ковчегу завета, и Господь поразил его.
Ответ: Оза (2 Цар 6:6-7)
34.Кому было адресовано Деяние Апостолов?
Ответ: Феофилу (Деян.1:1)
33. На кого выпал жребий стать 12-тым Апостолом после того, как Иуда удавился?
Ответ: Матфий (Деян.1:26)
32. На чей вопрос Иисус Ответил «Я есмь путь и истина и жизнь…»
Ответ: Фомы (Иоан 14:5-6)
31. Чья жизнь была продлена после его просьбы на 15 лет?
Ответ: Езекия (4 Царс 20:6)
30. Кого Апостол Павел предал сатане?
Ответ: Именей, Александр (1 Тим 1:20)
29. Как Иисус исцелил тещу Петра?
Ответ: коснулся ее руки (Матф 8:15)
28. Сколько рыб выловили ученики после того, как воскресший Иисус повелел им забросить сети по правую сторону лодки?
Ответ: 153 (Иоан 21:11)
27. Сколько лет было Иосии, когда он стал царем?
Ответ: 8 (2 Пар 34:1)
26. Сколько детей было у Иова?
Ответ: 20 (Иов 1:2 42:13)
25. Что бросил в воду Елисей, чтобы всплыло железо от топора?
Ответ: кусок дерева (4 Цар 6:6)
24. Кого первым благословил Бог?
Ответ: Рыб, птиц и пресмыкающихся (Быт. 1:20-22)
23. Какие книги Ветхого и Нового заветов начинаются одинаково?
Ответ: Бытие и Еванглие от Иоанна (В начале…)
22. Какое слово употребляется чаще всего в 1-й главе книги Бытие (существительное)
Ответ: Бог – 33 раза.
21. Что Господь дал в пищу всем животным?
Ответ: зелень травную (Быт. 1:30)
20. Какие два необычных дерева росли в раю?
Ответ: дерево жизни и дерево познания добра и зла (Быт. 2:9)
19. Какие животные, упоминаемые в Библии, говорили на человеческом языке?
Ответ: змей в саду Эдемском (Быт. 3:1) и ослица Валаама (Чис. 22:28)
18. Из чего сшили себе опоясания Адам и Ева?
Ответ: из смоковных листьев (Быт. 3:7)
17. Кто первым поплатился жизнью за грех?
Ответ: животное, из которого Бог сделал кожаные одежды Адаме и Еве (Быт. 3:21)
16. Что означает имя Ева?
Ответ: жизнь (Быт. 3:20)
15. Как прозвучала первая ложь, упоминаемая в Библии?
Ответ: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4)
14. Были ли горы до потопа?
Ответ: да. (Быт. 19:20)
13. Назовите второе имя Есфирь.
Ответ: Гадасса (Есф. 2:7)
12. Кем Мардохей приходился Есфирь?
Ответ: Двоюродным братом (Есф. 2:7)
11. Откуда произошло слово «пурим»?
Ответ: от слова «пур» — жребий (Есф. 9:26)
10. О ком сказано в Библии: «Выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще»?
Ответ: О Солнце (Пс. 18:6)
9. Кто первый пострадал за Христа?
Ответ: Младенцы (Мф.. 2:16)
8. От чего предостерег апостола Иоанна ангел?
Ответ: от поклонения ему, ангелу (Откр. 22:8-9)
7. Как звали учителя Апостола Павла?
Ответ: Гамалиил (Деян. 22:3)
6. Кто из учеников был с Иисусом на горе Преображения?
Ответ: Петр, Иоанн, Иаков (Лук. 9:28)
5. Назовите семь церквей, которым адресована книга Откровения.
Ответ: (Откр. 1:11) Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардисской, Филадельфийской, Лаодикийской.
4. Как звали человека, который прожил дольше всех?
Ответ: Мафусал, он прожил 969 лет (Быт. 5:25-27)
3. Назовите плоды духа.
Ответ: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (Гал. 5:22-23)
2. Что Соломон называет «услаждением сынов человеческих»?
Ответ: музыкальные инструменты (Ек. 2:8)
1. Где в Библии в одном стихе одно и то же слово упоминается 8 раз?
Ответ: 2 Кор. 11:26 — в опасностях
ЖИВОТНЫЕ (ANIMALS)
Для наименования в общей сложности приблизительно 70 типов (не видов) животных в Ветхом Завете на еврейском и арамейском языках использовано около 180 слов, а в Новом Завете на греческом языке около 50 слов. Многочисленные различия, связанные с классом, полом и возрастом домашних животных, выливаются в кажущуюся несогласованность: одиннадцать названий овцы на еврейском и арамейском языках; восемь еврейских названий козла; восемь еврейских названий коровы или быка, наряду с семью греческими; восемь еврейских слов, переведенных как «лев»; десять типов саранчи на еврейском языке; десять еврейских и четыре греческих названий змеи; пять названий лошади и так далее. Наряду со всем этим многообразием есть также множество названий животных, точный смысл которых до сих пор не ясен (см. ПТИЦЫ).
Стремление дать точное определение животным проистекало у евреев не из желания составить законченную научную классификацию, а из практической потребности получить ответ на основные связанные с ними вопросы: можно ли их есть? представляют ли они опасность для людей? наносят ли они вред посевам? Больше шансов быть замеченными и получить соответствующее им название имели неодомашненные, но терпимо относящиеся к человеческому присутствию животные. Если же животное избегало человеческого присутствия или вело ночной образ жизни, его название зачастую получало мифологическую окраску. Культурные различия делают, разумеется, такое понимание животных совершенно отличным от нашего, и эта несовместимость взглядов еще больше усиливается представлением о той роли, которую животные играли в качестве действующих лиц или просто пешек во вселенской борьбе, описанной в Библии. Такое представление придает дополнительный смысл образам различных животных. Кроме того, в библейской творческой фантазии находит отражение общая тенденция связывать животных с определенными качествами – например, лошади и мулы ассоциируются с невежеством ( Пс. 31:9 ), а голуби с глупостью и бесчувственностью ( Ос. 7:11 ).
Нечистые животные. Значительная часть упомянутых в Писании животных фигурирует в списках нечистых животных ( Лев. 11 ; Втор. 14 ), что не очень способствует пониманию заложенных в них образов и дает мало информации для их идентификации. Хотя и высказывается мнение, что причиной запрета на употребление в пищу служила забота о здоровье (напр., предотвращение распространения болезней, передающихся через свинину), на самом деле большинство, если не все, табу, связанные с употреблением в пищу животных, основывались, по-видимому, на нескольких соображениях. Долгое прошлое израильтян как кочевников-скотоводов, естественно, привело к появлению обычаев, отражающих их зависимость от домашнего скота. Связанные с некоторыми животными мифологические ассоциации или суеверия делали немыслимым их употребление в пищу (см. МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ).
Пренебрежение протеином в некоторых его формах могло проистекать из соображений здравого смысла (напр., грифы едят падаль, поэтому грифов есть не надо) или примитивной натуральной философии (напр., жирные гусеницы не дышат и не разделяют дыхания Бога; следовательно, они принадлежат к той же категории, что и черви, и тесно связаны с силами разложения. Их есть нельзя). Есть некоторые указания, что переносчиков инфекций, таких нечистых животных, как мухи и грызуны ( 1Цар. 6 ), израильтяне связывали с болезнями, которые они распространяли. Но они не могли объяснить действие самого механизма. В этом вопросе у израильтян были примерно такие же представления, как и у их соседей, которые пытались лечить символическими методами симпатической магии, устанавливая золотые фигуры на пораженную часть тела и на нечистого пришельца, чтобы умилостивить соответствующее божество, свое собственное или иноземное (см. БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, МАГИЯ).
Домашние животные. Нравственное значение взаимосвязи человека и животных уподобляется в Бытии взаимосвязи человека и Бога. Бог вручил владычество над животными людям ( Быт. 1:28 ) по примеру того, как Сам Бог есть их Владыка (Господь). Человек работает для Бога, ухаживая за садом, а животные работают для человека. «Укрощены» могут быть все виды животных ( Иак. 3:7 ), однако практический смысл имеет одомашнивание только тех животных, которые готовы жить скученно (в стадах или большими группами), приносят какую-то пользу и не требуют больших усилий по уходу (травоядных, так как плотоядных кормить сложнее). Кроме того, бессмысленно одомашнивать нечистых животных. Исходя из этих критериев, в библейские времена было одомашнено большинство пригодных для этого животных. Надежность и безропотность домашнего скота порождали метафоры, касающиеся верности и дисциплинированности, а также иногда нравственных норм. Мысль о приручении животных возникла, по-видимому, в результате наблюдений за играми детей с молодыми животными, хотя эта тема почти начисто отсутствует в древней литературе. Притча об овечке бедняка подразумевает, что (как и на некоторых современных фермах) не ко всем животным относились просто как к производителям продукции ( 2Цар. 12:3 ; ср. с собакой Товита, Тов. 5:17, 11:4 ).
Крупный рогатый скот. О крупном рогатом скоте упоминается, в первую очередь, как о показателе благосостояния ( Быт. 13:2, 38:12 ; 1Пар. 5:9 ). В видениях или поэтических описаниях откормленные телицы служат метафорой богатства людей или народов ( Ам. 4:1 ; Иер. 46:20 ), а тощие и худые коровы – метафорой неурожайных лет ( Быт. 41:27 ). Скот дает многие нужные для жизни вещи: масло и сыр ( Втор. 32:14 ; Притч. 30:33 ; Иов. 20:17 <«молоком»>; 2Цар. 17:29 ), навоз как топливо ( Иез. 4:12 ) или как удобрение ( Лк. 13:8 ). Некоторые из этих животных разводились специально для употребления в пищу как «тельцы упитанные» ( 3Цар. 4:23 <«волы откормленные»>; Мал. 4:2 ) и подавались к столу в особых случаях ( Лк. 15:30 ). Они использовались также как вьючные ( Быт. 45:17 ; 1Пар. 12:40 ) или тягловые ( 1Цар. 6 ; 2Цар. 6 ) животные.
Животные играли важную роль в экономической жизни, поэтому требовали соответствующего отношения к себе. В значительной степени этические нормы, касающиеся обращения с ними, основывались на «золотом правиле». Вол и осел показываются как личности: они знают своего хозяина ( Ис. 1:3 ). Права животных, наряду с правами другой собственности (рабов и жен), рассматриваются в Исх. 21 и 22. Как и люди, животные должны отдыхать ( Исх. 23:12 ; Втор. 5:14 ) и пить ( Лк. 13:15 ). Было бы жестоко заграждать рот молотящего вола ( Втор. 25:4 ), то же самое относится и к людям ( 1Кор. 9:9 ; 1Тим. 5:18 ). Надо помогать оказавшемуся в трудном положении волу ( Втор. 22:4 ), даже если он принадлежит твоему врагу ( Исх. 23:4 ). Так, Иисус исцелил женщину в субботу на том основании, что даже в этот день любой здравомыслящий человек поможет попавшему в беду животному ( Лк. 14:5 ).
Овцы. С овцами, как и с крупным рогатым скотом, связывались образы, возникшие в результате долгого опыта кочевой жизни израильтян, в которой они играли важную роль. Бараний рог использовался как обрядовый инструмент ( Нав. 6:4 ) или как сосуд для елея ( 1Цар. 16:1 ). Вся хозяйственная жизнь основывалась на производстве овечьей шерсти ( 4Цар. 3:4 ). Как сами животные, так и их шерсть ( Иез. 27:18 ) были показателем благосостояния и могли служить средством выплаты дани ( 2Пар. 17:11 ). Чистота шерсти (по-видимому, связанная с близостью к коже при стрижке) служила символом безгрешности ( Ис. 1:18 ). Запрещение смешивать шерсть со льном также проистекало из стремления сохранить чистоту шерсти (или, быть может, из нежелания связывать себя оседлыми хозяйственными методами, то есть разведением льна, Лев. 19:19 ). Уход за овцами требовал ответственного отношения ( Лк. 15:4 ) и строгого учета ( Быт. 31:39 ).
Однако, в первую очередь, овцы служили в Библии моделью человеческого поведения. Человек – общественное существо и теряется, если не принадлежит к стаду. «Скиталец» выжить не может ( Быт. 4:12 ). Люди поддаются внушению и легко сбиваются с пути ( Ис. 53:6 ). Они беззащитны перед хищными волками ( Соф. 3:3 ; Ин. 10:12 ) или львами ( Иер. 50:17 ) и отчаянно нуждаются в пастыре ( Зах. 10:2 ). Если мы ходим Божьими путями, мы становимся Его овцами ( Пс. 22 ; Пс.94:7, 99:3 ). Иисус – наш Добрый Пастырь ( Ин. 10:11–14 ) или Великий Пастырь ( Евр. 13:20 ). Пастырь знает Своих овец по имени, а они знают Его голос ( Ин. 10:3–4 ). Он называет их «овцами Моими» ( Иез. 34 ; Ин. 21:16–17 ).
Очевидное сходство между людьми и овцами, а также аналогия в иерархических отношениях между Богом и смертным и между человеком и овцой легли в основу символической замены агнцем перворожденного мужского пола ( Исх. 13:2,13 ) для ежегодного искупления ( Исх. 12 ) и вечно действующей Пасхи ( Откр. 5:6 ), освобождающей нас от самих себя ( Ин. 1:29, 36 ). Христос – Агнец, ибо был «послушным даже до смерти» ( Флп. 2:8 ), «пред стригущим его безгласен» ( Ис. 53:7 ), безгрешным ( Евр. 4:15 ) и идеальной жертвой «без порока» ( Чис. 28:3 ).
Козлы. В отличие от овец, козлы сообразительны, самоуверенны и символизируют житейскую мудрость. Козлы – это те, кто не нуждается в Боге. Ему они тоже не будут нужны, и Он отделит их от овец ( Мф. 25:32 ). Характерные для козлов драки рогами служат пророческой метафорой политических столкновений ( Дан. 8:6 ). Связанные с козлами более пугающие ассоциации, особенно с достаточно неопределенными злыми существами пустыни, питали образы похожих на козла духов или леших ( Ис. 13:21, 34:14 ; Лев. 17:7 <«идолам»>; 2Пар. 11:15 ). «Козел отпущения» отправлялся к Азазелю, возможно, бесу пустыни ( Лев. 16:10 ).
Верблюды. Благодаря феноменальным способностям верблюдов к выживанию в пустыне можно было прокладывать через пустыню торговые пути и вести кочевой образ жизни. В Быт. 24 показано, как нужно ухаживать за этими животными. В других местах есть указания, что большое количество верблюдов свидетельствовало о богатстве или силе ( Суд. 6:5, 8:26 ; 1Пар. 5:21 ; 3Цар. 10:2 ). Верблюдов содержал, в частности, Давид ( 1Пар. 27:30 ).
Ослы. Ослы – это не требующие особого ухода многоцелевые сельскохозяйственные животные. Их значение в сельском хозяйстве явствует из слов «вол и осел» как обобщающего названия домашних животных ( Лк. 13:15 ). Ослу требовалось меньше корма, и корма более низкого качества, по сравнению с лошадью, содержание которой мог себе позволить только богатый человек. Следовательно, ослов было намного больше, чем лошадей и верблюдов ( Езд. 2:66–67 ; Неем. 7:68–69 ). Ослы, игравшие роль современных тракторов, были необходимы для сельскохозяйственных работ. Уводившие «осла у сирот» обрекали их на верное разорение ( Иов. 24:3 ). Ослы использовались не только как тягловая сила, на них также часто ездили верхом либо их нагружали поклажей ( 2Цар. 16:1 ), в качестве седла часто использовали попону ( Иез. 27:20 ; ср. Мф. 21:7 ). Осел может быть упрямым ( Чис. 22:29 ), но он все равно знает «ясли господина своего», чего Исаия не мог сказать об Израиле ( Ис. 1:3 ). На ослах традиционно передвигались сановники ( Суд. 12:14 ), а затем цари ( Зах. 9:9 ).
Мулы. Мул (гибрид осла и кобылы) – практическое и буквальное сочетание выносливости осла и силы лошади. На мулах ездили сыновья Давида ( 2Цар. 13:29 ). Авессалом погиб, не удержавшись на муле ( 2Цар. 18:9 ). Давид посадил Соломона на собственного мула в ознаменование его грядущего воцарения ( 3Цар. 1:33 ).
Трудности, связанные с содержанием таких крупных и сильных животных, возбуждаемых действием своих гормонов, сделали коней мощным символом необузданных желаний, смысл которого сохранился в таком, например, слове, как жеребец. Именно такое сравнение использовал пророк, характеризуя страсть людей к идолопоклонству ( Иер. 5:8, 50:11 ). Сравнивая преклонение людей перед иноземными странами с желанием блудницы совокупиться с любовником, гениталии которого как у осла, а похоть как у коня ( Иез. 23:20 ), пророк рисует намеренно грубые образы конюшни, чтобы подчеркнуть Божье презрение к этим людям. Вообще поразительно, что такое крупное животное, как конь, может повиноваться ( Иак. 3:3 ). Поскольку конь символизировал силу, как военную, так и репродуктивную, нет ничего удивительного в том, что некоторые жители Палестины с почестями хоронили своих лошадей или что образы коней почитались даже в Иерусалиме ( 4Цар. 23:11 ).
Свиньи. Употреблять в пищу свиней, будь то домашних ( Лк. 15 ; Мф. 8:30 ) или диких, евреям было запрещено. Это делало их не только бесполезными, но и вредными в хозяйстве. «Лесной вепрь» разоряет оставленную без внимания виноградную лозу ( Пс. 79:14 ). Запрет в отношении свиней разделялся и древними египтянами и объяснялся, по-видимому, всеядностью этих животных, побуждающей их иногда питаться падалью. У собак и свиней много общего. В их поведении выражается их подлинная натура. Среди них есть дикие животные, к которым относятся терпимо, но которые никому не принадлежат ( Ис. 66:3 ; Мф. 7:6 ). Собака ест свою блевотину, а свинья валяется в грязи ( 2Пет. 2:22 ). Подобно блуднице, свинья не может очиститься, она всегда возвращается на пути свои ( Притч. 11:22 ). Кольцо на рыле свиньи – не украшение (ср. Ис. 3:21 ). У свиньи нет никаких устоев, и она действует безрассудно ( Мф. 7:6 ). Свинья (и собака) – символы грязи и язычества ( Ис. 65:4, 66:3, 17 ). Блудный сын, без сомнения, пришел в ужас при мысли, что ему предстоит пасти свиней, но еще хуже было то, что ему пришлось домогаться их пищи, то есть, самого источника их нечистоты ( Лк. 15:15–16 ).
Борьба за выживание на городских свалках и полудикое существование отнюдь не способствовали установлению дружелюбных отношений собаки с человеком. Собак, казалось, было невозможно приручить, они не понимали даже ласкового обращения ( Притч. 26:17 ). Вполне реальной выглядела опасность быть съеденным псами ( Пс. 21:17–18 ). В то же время, если к собакам относились терпимо и снисходительно, они могли нести сторожевую службу. Считалось даже, что они предчувствуют надвигающуюся духовную опасность. Безмолвие собак во время исхода Израиля показывает, что Бог чудесным образом сделал неслышным либо уход израильтян сам по себе, либо лай собак, чтобы они не привлекли внимания египтян ( Исх. 11:7 ). Исход беззащитного народа пророк образно связывает с молчанием своры ленивых сторожевых собак, которые не смогли даже залаять ( Ис. 56:10 ).
Собаки были как объектом распространенных ругательств и оскорблений, так и источниками сравнений для них. Голиаф полагал, что единоборство с Давидом ниже его достоинства: «Разве я собака?» ( 1Цар. 17:43 ; ср. 2Цар. 3:8 ). Откровенно подхалимскому поведению собак – пресмыкательству, вилянию хвостом, выражению подчинения – подражали в отношениях с вышестоящими лицами. На предсказание Елисея о воцарении Азаила в Сирии Азаил ответил: «Что такое раб твой, пес, чтоб мог сделать такое большое дело?» ( 4Цар. 8:13 ).
Маргинальное положение собаки считалось само собой разумеющимся. К ее смерти относились без сожаления. Раболепствующий подчиненный мог называть себя «мертвым псом»: «Что такое раб твой, что ты призрел на такого мертвого пса, как я?» ( 2Цар. 9:8 ). Жизнь мертвого пса ничего не стоила: «Зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я, и сниму с него голову» ( 2Цар. 16:9 ). В сравнении охоты Саула за Давидом с погоней «за мертвым псом» ( 1Цар. 24:15 ) заложен двойной смысл. Давид не стоит того, чтобы за ним гонялись, и это просто проявление трусости.
Какой бы плохой ни была жизнь собаки, тем не менее «псу живому лучше, нежели мертвому льву» ( Еккл. 9:4 ). Из нескольких отрывков можно понять, что не у всех собак была собачья жизнь. Иов жаловался, что над ним смеются молодые выскочки, отцы которых были бы неспособны работать даже с псами, охранявшими его стада ( Иов. 30:1 ). Собака, сопровождавшая Товию в его долгом и опасном путешествии, была, по-видимому, не просто любимым животным ( Тов. 5:17; 11:3 ). Иисус упрекнул сирофиникиянку, сказав ей, что нельзя бросать бродячим псам пищу, которую едят дети. Она продолжила метафору, напомнив Ему, что собаки (по-видимому, щенки или небольшие собачонки, которых приводили в дом дети) получают объедки со стола ( Мк. 7:28 ).
Несмотря на немногочисленные намеки на положительный образ, который собака примет впоследствии, в общем и целом образ собаки имел сугубо отрицательный смысл и служил клеймом для тех, кто не заслуживает никакого уважения. Павел призывал христиан из язычников остерегаться псов, то есть иудействующих ( Флп. 3:2 ). В иудейском законе псом назывался блудник ( Втор. 23:18 ) – возможно, имелась в виду позиция во время полового акта между мужчинами, и это слово использовано при перечислении апокалиптических нечестивцев: псы, чародеи, любодеи, убийцы, идолослужители и любящие неправду ( Откр. 22:15 ).
Опасные животные. В Библии фигурируют названия многих животных, само упоминание о которых вызывает страх. Проявления их свирепого нрава сравниваются с делами Бога, врагов или нечестивцев. Хищные войска Вавилона подобны этим страшным животным. Они быстрее барсов, свирепее волков. Их всадники прилетают издалека, как грифы, и действуют стремительно, как орлы ( Авв. 1:7–8 ). В этом образе жертвы войны показываются как добыча.
Львы. Использование двенадцати еврейских слов для обозначения льва свидетельствует о большом внимании к этому животному. Образ льва как одного из основных хищников, истребителя скота ( 1Цар. 17 ; Ам. 3:12 ) и врага, обладающего необычайной силой, был всегда окружен легендами. Многочисленные упоминания о его рыке подразумевают, что его слышали чаще, чем это могло бы показаться, и что сам его голос вызывал тревогу ( Ам. 3:8 ). Ведь когда лев выходит на охоту, кто-то обязательно должен умереть; это животное символизирует высшую власть царей и даже Бога. К его нападению готовиться бессмысленно. Он подстерегает в потаенном месте ( Пс. 9:30 ), прыгает из засады ( Иер. 49:19, 50:44, 25:38 <«оставляет жилище»>; Иов. 38:40 ) или из леса ( Иер. 5:6, 12:8 ). Когда кто-то побеждает льва, этот факт заслуживает внимания ( 2Цар. 23:20 ). Но, несмотря на свою силу и самоуверенность, льву приходится заботиться о безопасности и пропитании ( Пс. 33:11 <«скимен»>).
Злобность, преднамеренность в нанесении вреда и безжалостность сделали льва метафорическим олицетворением зла. Нечестивцы «подобны льву, жаждущему добычи. сидящему в местах скрытных» ( Пс. 16:12 ; ср. Пс. 7:3, 21:14, 22 ). Дьявол ведет себя, как лев ( 1Пет. 5:8 ). Праведник может подражать льву только в смелости ( Притч. 28:1 ). Даже Бог показывается как лев, воздающий наказание: «Я буду для них как лев» ( Ос. 13:7 ). В пророчестве Валаама о неизбежном возвышении Израиля используется образ льва ( Чис. 23:24 ), перекликающийся с метафорой лежавшего на смертном одре Иакова: «Молодой лев Иуда» ( Быт. 49:9 ). Получив в конце концов признание как мессианское пророчество, эта мысль выразилась в апокалиптических словах «лев от колена Иудина» ( Откр. 5:5 ).
Барсы. Эти ведущие уединенный образ жизни представители семейства кошачьих были известны привычкой наблюдать за своей территорией с возвышенных мест ( Песн. 4:8 ). В отличие от львов, они редко выдавали свое присутствие рычанием и потому казались еще более зловещими ( Ос. 13:7 <«скимен»>). Оставаясь незаметным, «барс будет подстерегать у городов их» ( Иер. 5:6 ). В видениях он символизировал одного из хищных зверей ( Дан. 7:6 ; Откр. 13:2 ). По сути своей плотоядная природа барса, как и льва, сменится вегетарианской ( Ис. 11:6 ). Хотя Аввакум получил видение коней «быстрее барсов», внимание, уделявшееся их скорости, делает вполне вероятным предположение, что еврейское слово, переводимое как барс, могло относиться также к гепарду ( Авв. 1:8 ). Египетские вельможи в то время уже держали гепардов.
Медведи. Судя по примерно десятку упоминаний о медведях, израильтяне знали их как опасных животных. Медведь, обычно наряду со львом, символизировал силу и могущество ( 1Цар. 17:34, 36–37 ; 2Цар. 17:8, 10 ; Ам. 5:19 ; Ис. 11:7 ; Ос. 13:8 ; Притч. 28:15 ; Плч. 3:10 ). Поджидавшие людей опасности Амос выразил еврейской поговоркой «если бы кто убежал от льва – и попался бы ему навстречу медведь» ( Ам. 5:19 ), то есть аналогом современной поговорки «из огня да в полымя». Израильтяне признавали также, что «лишенная детей медведица» становится агрессивной из-за того, что ее спровоцировал человек ( Притч. 17:12 ; Ос. 13:8 ). Дополнительной причиной нападения медведиц на насмехавшихся над Елисеем детей могло быть осознание опасности для их детенышей ( 4Цар. 2:24 ). В отличие от устрашающего рыка льва, рев медведя казался евреям жалобным ( Ис. 59:11 ). Самые большие повреждения медведь наносил лапами и когтями. Известный своей косолапостью и жестокостью, медведь послужил для создания образа нечестивого правителя, получившего силу и престол от дракона ( Откр. 13:2 ).
Волки. Волк смел, расчетлив и безжалостен, в отличие от своей жертвы – наивной, доверчивой и уязвимой овцы ( Мф. 10:16 ). Слово волк раскрывает внутреннюю природу, которая проявляется в поведении даже под овечьей шкурой ( Мф. 7:15 ). Колено Вениамина сравнивалось с волком из-за его расчетливости, приводившей к неприятностям для всех двенадцати колен. Связанная с волком метафора последовательно используется для сравнения с нечестивцами, расхищающими Божье стадо либо духовно ( Ин. 10:12 ), либо политически и морально (князья, Иез. 22:27 ; судьи, Соф. 3:3 ). Мессианское царство будет так же отличаться от этого мира, как неплотоядный волк отличается от всем известного до сих пор волка ( Ис. 65:25 ).
Лисицы или шакалы. Среди специалистов нет единого мнения, было ли в представлениях жителей древней Палестины четкое различие между лисицей и шакалом, тем не менее заложенные в них образы, несомненно, отличаются друг от друга. Слова, переводимые как «шакал», неизменно вызывают в воображении картины развалин и запустения, криков в ночи. Когда город покидают жители, в него входят предвестники гибели, прятавшиеся на окраинах. Он становится пристанищем шакалов, зловещих птиц, злых духов, леших и ночных приведений (Асор, Иер. 49:33 ; Иерусалим, Иер. 9:11 ; Ниневия, Соф. 2:13–15 ; Вавилон, Ис. 13:22 ; Откр. 18:2 ).
Лисица (в традиционном переводе, хотя это может быть и шакал) не служит пред-знаменованием запустения. Это небольшое и юркое плотоядное животное. У нее хватает смелости убивать, подобно льву, уносить все, что только можно, и увиливать от последствий совершенного. Ирод решил сыграть роль хитрой лисы, а не льва кесаря ( Лк. 13:32 ). Лисица доставляет неприятности, но бояться ее не имеет смысла. В ранней еврейской литературе лисица изображалась незначительным персонажем по сравнению с такими действительно сильными животными, как львы. Товия в насмешку заявил, что даже быстроногая лиса не сможет подняться на построенную Неемией стену, не разрушив ее ( Неем. 4:3 ). Учитывая широко распространенное сравнение виноградника с сексуальными наслаждениями, лисицы в Песн. 2:15 как будто бы отождествляются с какими-то не вполне ясными, но явно отрицательными персонажами, которых трудно поймать и наказать.
В бурном и диком разнообразии природы, как и в ярком зрелище населяющих ее созданий выражается хвала Творцу. Единорог неукротим ( Иов. 39:9–12 ). Левиафан всегда остается диким, и его невозможно поймать ( Иов. 40:20–27 ). Привычки и повадки диких животных непостижимы ( Иов. 39 ), столь же загадочны и необъяснимы, как и все мироздание ( Иов. 38 ). Мифологические животные и настоящие звери напоминают о великолепии и величии творения, прямо указывая на неистощимую творческую фантазию его Создателя. Иов полагал, что морских чудовищ Бог создал просто ради забавы. Животные и времена года повинуются Божьим законам, а люди нет ( Иер. 8:7 ). Человек не может укротить самого себя или даже такую небольшую часть себя, как собственный язык ( Иак. 3:7–8 ). Кто же, в конце концов, выглядит настоящим зверем, иррациональным созданием ( 2Пет. 2:12 )? Внутри человека живет дракон, змей, исконный враг.
Животные как примеры мудрости. Некоторые животные кажутся гордыми собой: напыщенный петух <«конь»>, козел, лев ( Притч. 30:29–31 ). Выражение «сыны гордости», скорее всего, относится ко львам ( Иов 28:8 <«скимны»>) или, возможно, к живущим под землей змеям, а в другом месте – к неназванным животным ( Иов. 41:26 ).
Достойно внимания поведение даже некоторых крошечных животных. Ленивцу для познавания и самосовершенствования советуется понаблюдать за муравьями ( Притч. 6:6–8 ), у которых нет никаких бюрократических структур и которые великолепно планируют заранее свою жизнедеятельность ( Притч. 30:24–25 ). Горные мыши слабы и немногочисленны, но весьма разумно живут на неприступных скалах ( Притч. 30:26 ). Саранча стаями летит вперед без всякого видимого руководства ( Притч. 30:27 ). Хрупкую ящерицу можно поймать рукой, но живет она, как цари, во дворцах ( Притч. 30:28 <«паук»>). Кроме того, «маленький» не обязательно означает «ничтожный» или «несущественный». Заявив о потенциальной возможности сменить Саула на престоле, Давид назвал себя блохой ( 1Цар. 24:15 ). Угроза большому сытому Египту со стороны маленького политического образования сравнивается с оводом, мучающим тучную телицу ( Иер. 46:20 <«погибель»>). Исполнению Божьих целей служит даже червь (см. ниже).
В природе есть также отвратительные существа, служащие символами отрицательного опыта. Те, кто не уповает на Бога, доверяются дому паука ( Иов. 8:14 ). Дома нечестивцев столь же непрочны, как паутина ( Иов. 27:18 <«строит, как моль, дом свой»>). Неправедные ткут сеть неверия. Она появляется ночью, как паутина. Дела нечестивых подобны змеиным яйцам, которые становятся еще более опасными, когда из них вылупляются ехидны ( Ис. 59:5 ).
Животные как Божьи представители. Коль скоро все находится под Божьей властью, животные тоже действуют как Божьи посланцы. Одни из них служат исполнению Божьей воли. Другим, олицетворяющим силы зла, позволено наносить вред. Ненормальное для того или иного животного поведение свидетельствует, что оно выполняет особую роль. Нормальный лев съел бы осла или пророка ( 3Цар. 13:25–26 ). Необычность его поведения показывает, что он действовал по особому поручению ( 3Цар. 13:28 ). Другие львы служили для наказания непокорного пророка ( 3Цар. 20:35–36 ) или самарян-идолопоклонников ( 4Цар. 17:25–26 ). Медведицы, которых Елисей призвал наказать непочтительных детей, растерзали насмешников, но не говорится, что они съели их ( 4Цар. 2:24 ). По совету прорицателей филистимляне поставили ковчег на колесницу, запряженную двумя первородившими коровами, которые противоестественным образом пошли в сторону от своих мычащих телят и вернули ковчег Израилю в знак того, что Бог Израиля «великое сие зло сделал нам» ( 1Цар. 6:7–9 ). Вороны обычно не кормят людей, но по Божьему повелению они кормили Илию ( 3Цар. 17:4 ). Неожиданный укус змеи ( Быт. 49:17 ; Ам. 5:19 ) мог показаться неспровоцированным и неестественным, что обеспечивало змее постоянное место в мире духов.
Мелкая и неопасная по отдельности саранча ( Пс. 108:23 ; Чис. 13:34 ) в стаях подобна армии на марше ( Притч. 30:27 ), и многочисленные войска сравниваются с саранчой ( Суд. 6:5, 7:12 ). Она бросается на добычу, как грабитель ( Ис. 33:4 ). Огромное множество разного рода саранчи ( Иоил. 1:4 ) «пожирает годы» ( Иоил. 2:25 ; Втор. 28:38 ). Тучи саранчи быстро опустошают поля с посевами и двигаются дальше. Она символизирует кратковременность существования ( Иер. 46:23, 51:14 ; Наум. 3:15–17 ; Езд. 4:24 ). Люди, как комары, будут умирать в огромных количествах ( Ис. 51:6 ). Враги накидываются, как рой пчел ( Втор. 1:44 ; Пс. 117:12 ), однако шершни действуют как Божьи союзники и Его ударные войска ( Исх. 23:28 ; Втор. 7:20 ; Нав. 24:12 ).
Червь как орудие разрушения тоже входит в Божий арсенал. Как и его более крупный родственник змея, червь является частью сил разложения. Когда люди еще не получили представления о червях как о личинках насекомых, им казалось, что природа при разложении превращается в червей, как это было с манной ( Исх. 16:20 ). Черви (в том числе личинки мух и моли) служили инструментами разрушения и тления ( Втор. 28:39 ; Ис. 14:11, 51:8 ), предвосхищая для живых картину ада и давая представление о смерти. Лука ярко описывает, как Ирод стал пищей для червей ( Деян. 12:23 ) в наказание за грехи (ср. 2Мак. 9:9 ; 1Мак. 2:62–63 ). С меньшей суровостью посланный Богом червь преподал Ионе предметный урок, подточив любимое им растение ( Ион. 4:7 ).
В падшем мире, охваченным вселенским конфликтом, нанесение вреда представляет собой улицу с двухсторонним движением. Животные могут причинять страдания человеку в качестве наказания за его поведение, но, будучи частью творения, они сами страдают от последствий человеческого греха ( Иер. 12:4 ; Иоил. 1:18, 20 ). По сути, все творение стенает под тяжестью грехопадения ( Рим. 8:22 ). Грядущее мессианское царство без такого «природного» зла, как разложение, будет неузнаваемым с точки зрения биологических критериев века сего ( Ис. 65:25 ).
Рыбы. Не будучи народом мореплавателей, израильтяне, тем не менее, употребляли в пищу многие сорта рыб ( Втор. 14:9 ). Обилие рыбы в Египте было одним из приятных воспоминаний ( Чис. 11:5 ). Желание отведать свежей рыбы побуждало некоторых игнорировать связанные с субботой предписания и покупать ее у жителей Тира ( Неем. 13:16 ). Относительная легкость, с которой ловится ничего не подозревающая рыба, позволяла сравнивать сильных и безжалостных врагов с рыбаками и охотниками ( Иер. 16:16 ). Людей, как рыб, таскали крюками и удами ( Авв. 1:15 ; Ам. 4:2 ). Угнетенные или жертвы нечестивцев подобны рыбам или дичи, попавшим в сети ( Мих. 7:2 ; Иез. 32:3 ; Пс. 65:11 ). (Помимо рыбной ловли, сети широко использовались на охоте и во время войны.) Тот же образ принял положительный смысл в выражении Иисуса «ловцы человеков» ( Мф. 4:18–19 ). Наряду с просеиванием после жатвы или разделением стада, сортировка пойманной рыбы служила метафорой судного дня ( Мф. 13:47 ).
Павел использует аналогию, основывающуюся на различии плоти скотов, рыб и птиц ( 1Кор. 15:39 ), позволявшую верующим веками употреблять в пищу протеин по пятницам, когда «мясо» запрещено. Рыба стала особым символом для ранних христиан, поскольку это слово на греческом языке – IXTHUS – представляет собой акростих из начальных букв нескольких имен Иисуса: Iisous, Xristos, Theou Hyios, Soter (Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель). В эпоху, когда слова рассматривались не просто как абстрактные символы, а как носители глубокого и таинственного смысла, доступного только посвященным, акростих играл особую роль в раскрытии более глубокого значения понятий. В данном случае в нем выражались и другие символические события и связи: хлеба и рыбы, занятия нескольких апостолов, обед на берегу моря и так далее.
См. также: АГНЕЦ, БЫК, ВОЛК, ГОЛУБЬ, КОЗЕЛ, КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ, КОНИ, ЛЕВ, ЛОВУШКА, МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ, ОВЦА, ОРЕЛ, ОСЕЛ, ОХОТА, ПТИЦЫ, РАСТЕНИЯ, РЫБА, СВИНЬЯ, СКОТ, СОБАКИ, СТАДО.
G. S. Cansdale, All the Animals of the Bible Lands (Grand Rapids: Zondervan, 1970);
E. Firmage, «Zoology», ABD 6:1109–67;
B.L.Goddard, Animals and Birds of the Bible (Grand Rapids: Associated Publishers and Authors [n. d.]);
Fauna and Flora of the Bible (New York: United Bible Societies, 1972).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»