какое дерево подходит для поделок
Материалы для создания деревянных игрушек. Выбираем дерево
Деревянные игрушки делают из качественных пород дерева и обрабатывают натуральными составами, стоит все это недешево, но вложения родителей полностью окупаются прочностью, долговечностью и развивающим эффектом от этих игрушек.
Давайте же разберемся, какие сорта дерева традиционно используются для производства?
Стойкий на раскол, но нестойкий на растрескивание. В быту идет на изготовление детских кроваток и манежей, элементов детских железных дорог. Боится влаги и от нее подвержен сильному короблению, что делает необходимым качественную обработку древесины защитными маслами и восками.
Ольха. Древесина у нее легкая, мягкая и вязкая. Очень хорошо обрабатывается, легко шлифуется, при фрезеровке не колется, нехрупкая, не трескается при сушке. Торец древесины обрабатывается хорошо, может быть использован для лицевой стороны игрушки. Ольху особенно хорошо применять в мелких миниатюрных поделках, например, в интарсии, где требуются вставки желтых и коричневых тонов. Вязкая и податливая для обработки во всех направлениях, она используется в таких ответственных изделиях, как музыкальные инструменты: в некоторых видах гармоней все деревянные детали выполняются только из ольхи. Поверхность выполненных их ольхи игрушек бархатная на ощупь.
Клен. Древесина режется с усилием, но результат получается с чистой гладкой поверхностью, он хорошо обрабатывается и тонируется. В этом смысле древесина клена служит удачной заменой древесины липы как более мягкого и мнущегося материала или древесины березы как материала более колкого и нестойкого к атмосферным воздействиям.
Именно эти разновидности прекрасно подходят для производства, т.к. имеют однородную плотную структуру, хорошо шлифуются, прочны на излом, не склонны к растрескиванию и образованию опасных и жестких заусенцев, способных поранить нежную детскую кожу.
Некоторым особняком стоит сосна.
Для производителя игрушек хвойные породы удобны своей доступностью. Благодаря широкому применению сосны в строительстве, для в изготовления игрушек можно легко найти нужную заготовку. Однако у сосны и ели есть и существенные недостатки, которые ограничивают область применения: колкость древесины и ее полосатая текстура. Древесина сосны приятно пахнет смолой. Смола же, в свою очередь, создает немало проблем мастеру при обработке, затупляя и забивая режущие инструменты, вытапливаясь на солнце, портит слой краски и легко подвержена вмятинам и сколам.
Обратите внимание, что есть совершенно отдельная категория игрушек, тоже называемых деревянными, которые выполнены из фанеры и широко представлены на полках магазинов.
В следующий раз поговорим о том, чем покрывают деревянные игрушки.
Необычная древесина для поделок. Часть 1.
Давно хотел попробовать в работе древесину пустынных ландшафтов Ср.Азии: саксаул, песчаную акацию, кандым (джузгун), тамарикс (гребенщик).
Предварительно порывшись в справочниках и в Сети, собрал кое-какую информацию. К сожалению, она оказалась скудной и противоречивой. И вот, планируя в конце мая 2011 года очередное путешествие по пустыне Кызылкум в Узбекистане, решил проверить все самостоятельно.
Несколько слов о пустынной растительности.
На фото: типичный пустынный пейзаж с типичной растительностью (песчаная акация, кандым, саксаул).
Практически вся древесная растительность пустынь имеет кустарниковую форму. За исключением, пожалуй, черного саксаула (Haloxylon aphyllum), который встречается в виде деревьев со стволами до 20 и более сантиметров в диаметре и нескольких метров высотой. Остальные породы зачастую имеют стволы 5-7 см толщиной. (Хотя кусты тамарикса около соленых озер и скважин мне встречались со стволами до 15 см.)
К сожалению, большинство пустынных растений имеют сильно искривленные стволы непостоянной толщины, что усложняет подбор сырья для распиловки. Но желание было велико и потому за недельное путешествие необходимый материал в виде сухих чурок ок. 25-30 см длиной и 5-8 см в диаметре был набран.
Для моего ленточного станка оптимальны бревнышки диаметром до 10 см (просвет 80 мм) и потому я ориентируюсь именно на эту толщину.
А теперь поделюсь своими наблюдениями.
1. Саксаул белый. Полностью подтвердилась имеющаяся информация о том, что древесина этого растения годится только на топливо. Действительно пробный тёс топором ствола хотя и дает довольно красивый срез, но зато стружка (довольна толстая) рассыпается в руках на «опилки» по волокнам.
При всей своей необычайной плотности, прочности на сжатие и относительно красивой древесине (светлая плотная с желтоватыми «рисками») она совершенно непригодна для обработки и использованию в виде пиломатериала. Даже для моих миниатюр.
2. Песчаная акация. Несколько видов рода Ammodendron. (Я их не различаю и не знаю, какой вид напилил.)
Древесина тяжелая, прочная, очень темная (коричнево-зеленоватая). Вскрытие показало удивительную фактуру и красоту материала. Отлично полируется и пропитывается воском (маслом).
Великолепный материал для небольших поделок и для деталей композиций из дерева. По красоте соперничает с грецким орехом, но, ввиду меньшей толщины веток, годовые кольца тоньше и соответственно «агатовость» древесины более выражена.
Недостаток – искривленность стволов и малая толщина. Еще – сильная колючесть и травматизм при добыче отсохших веток в природе.
3. Тамарикс – кустарник нередко встречающийся в Ср. Азии у рек, водоемов, солончаков и прочих сырых мест.
Пока распилил одну чурку диаметром ок. 6 см. Древесина тяжелая, прочная, светлая. Практически без заболони. Явственно-розового цвета. Полируется отлично. Пропитывается неплохо. Вид см. на фото.
В справочниках написано, что бывает толщиной стволов до 15 и более см.
Великолепный материал для небольших поделок и для деталей композиций из дерева (инкрустация, мозаика). По фактуре и волокнам немного напоминает платан. Вопрос по стойкости розового окраса открыт. Положил фрагмент дерева на ярко освещенный подоконник. Посмотрим через полгода-год…
Ожидает распиловки: кандым и миндаль. Постараюсь подготовить отчет по впечатлениям.
С какой древесиной лучше работать? Мягкая и твёрдая древесина
Естественная красота и уникальные свойства дерева позволяют резчику терпеливо превращать его в произведение искусства. Древесину и заготовки для резьбы можно купить в специализированных магазинах или по Интернету. Хорошим источником служат также каталоги по резьбе. Конечно, вы можете сделать заготовки сами. Но перед покупкой следует учесть следующие важные факторы.
Влажность
С молодым, свежесрубленным деревом работать легче, чем с тем же деревом, но уже постаревшим или высушенным. Однако свежесрубленное дерево при высыхании может потрескаться, если только вы не примете надлежащие меры по облегчению внутренних повреждений. С высушенным деревом многих подобных проблем можно будет избежать.
Вес и плотность
Поскольку влажность свежего дерева определяет его вес, следует отметить, что в большинстве случаев чем тяжелее и плотнее дерево, тем труднее с ним работать. Например, чтобы вырезать изделие из орехового дерева, мне требуется в два-три раза больше времени, чем сделать тот же проект из липы или сахарной сосны.
Состояние дерева
Некоторые характеристики волокон, наросты и другие дефекты, а также разнообразные включения могут привести к серьезным проблемам. Гвозди, колючая проволока, песчинки повредят инструменты. Перекрученные волокна могут заставить ваш инструмент идти не в том направлении, особенно когда вы двигаетесь поперек волокон. Чтобы избежать всех этих трудностей, следует внимательно осмотреть дерево перед работой.
Виды древесины
Существует древесина мягких и твердых пород. Важными факторами при ее выборе являются доступность и цена. Из твердого дерева вырезать труднее, чем из мягкого. Когда волокна расположены беспорядочно, работать тяжело, но при этом часто получаются красивые причудливые изделия. Если вы настроены на тщательную разработку деталей, выбирайте дерево с близким расположением волокон.
Самое главное заключается в том, чтобы найти нужное дерево для вашего проекта, а скорее даже – нужный кусок дерева.
Если для проекта вам не удалось найти дерево нужного размера, всегда можно склеить вместе более тонкие доски. Дня придания заготовке оригинальности направьте волокна в нужном вам направлении. В некоторых случаях это сократит количество лишней древесины, которую придется убрать. Узлы не проблема для цветного изделия. Используя древесину разных оттенков, вы достигнете других интересных эффектов.
Наконец, если вы в этом деле новичок, начните с липы или сосны, прежде чем наберетесь опыта. С обеими породами легко работать; кроме того, вырезанные детали хорошо держатся.
Необычная древесина для поделок. Часть 2.
В предыдущей статье я описал некоторые сорта пустынной древесины. Увы, пустыня не слишком богата разнообразием древесной растительности и потому решил сделать обзор пород дерева более обычных в Средней Азии.
Кое-какие виды среднеазиатских деревьев произрастают и в России, особенно в южных районах. Некоторые свойственны только жаркими регионами.
1. Грецкий орех (Juglans).
Думаю, про данную древесину знают практически все, кто когда-либо сталкивался с обработкой дерева. Плотная однородная древесина. Удобная в обработке даже мелких деталей. Стойкая к раскалыванию и расщеплению.
Цвета очень различны (см. фото). От красновато-коричневого до темного, почти черного.
На фото древесина грецкого ореха.
(Примечание: на некоторых снимках вверху помещена белая бумага с эталонной белизной, для оценки цветопередачи.)
Из недостатков можно отметить следующие.
– При создании миниатюр, надо подбирать древесину ближе к ядру. Заболонь нередко более пористая и в мелких деталях поры создают неприглядный вид.
– При обработке древесины строганием на рейсмусе очень сложно отследить направление волокон. Их направление меняется вокруг сучков и изгибов ствола, что на поверхности пиломатериала не всегда заметно. Как следствие – задир волокон и даже поломка инструмента.
Из положительных свойств, мало относящихся к обработке, отмечу незабываемый специфический запах свежеобработанной древесины ореха, побуждающий желание творить.
2. Миндаль (Amygdalus).
В Ср. Азии произрастает 4 вида. Я пробовал обрабатывать два вида из разных регионов Узбекистана. К сожалению, не владею ботаническими тонкостями и потому не буду высказывать предположения по их конкретным названиям. Один из видов встречается в пустыне Кызылкум по склонам останцовых гор.
На фото древесина миндаля, произрастающего в пустыне.
Небольшие деревца (кусты) со стволами до 10 см в диаметре. Нередко встречаются сухие ветви и даже стволы, так что для миниатюр материал вполне доступный.
Из недостатков – сильная трещиноватость сухих стволов. Но при желании можно выбрать цельные фрагменты.
Прочная, очень тяжелая древесина. Темная, с явно выраженным рисунком из годовых колец.
Другой вид миндаля произрастает в наших окрестных горах (западный Тянь-Шань) и выглядит более солидно: полноценные деревья с толстыми (я встречал до 30 см) стволами.
Свойства и внешний вид древесины схож с предыдущим миндалем (см. фото). Отличие лишь в толщине стволов и более широких годовых кольцах. (Видимо из-за того, что количество осадков в горах намного выше, чем в пустыне и потому годовой прирост больше.)
На фото древесина миндаля, произрастающего в горах, близких к Ташкенту.
В мелких деталях древесина применима с осторожностью, из-за выраженной полосчатости – легко получить аляповатый результат. Полностью красота раскрывается на более крупных фрагментах. См. фото: тыльная сторона кулона Арабески.
3. Абрикос (Armeniaca).
Тюркское название – ўрук. В русском произношении – урюк.
Думаю, плод сего дерева известен всем, но не все знают, насколько красиво оно изнутри. В Ср. Азии произрастает повсеместно. Местами в виде огромных садов, живых изгородей, ветрозащитных насаждений, озеленения населенных пунктов и т.д. Наряду с вишней очень часто встречается по улицам среднеазиатских городов. Излюбленный фрукт детворы, которая объедает зеленые плоды сразу после цветения еще в марте-апреле. Ввиду широкой распространенности несложно раздобыть древесину абрикоса. Как правило, ее просто выбрасывают или сжигают после сезонной обрезки, при омоложении садов, обрезки коммунальными службами в городах.
По свойствам твердая, прочная, красивая древесина. Недостаток – склонна к растрескиванию при высыхании.
СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ
Если бы у начинающего резчика была возможность выбора древесины, то можно было бы порекомендовать для работы следующие породы дерева (начиная с лучших): красный эвкалипт, лимонное дерево, бук, грушу, выдержанную осину, березу, липу, можжевельник, самшит, яблоню, вишню, ольху, красное дерево (махагони, акажу), ель, пихту, сосну, лиственницу, дуб. Расположение пород древесины и такой последовательности, конечно, условное и учитывает именно потребности начинающего резчика. Например, для резчика-профессионала лучшей древесиной может быть липа или осина, они хорошо режутся, полируются. А для начинающего резчика на первый план выступят их недостатки: мягкая древесина в некоторых местах требует особо острых инструментов, опыта в резьбе. Она легко ранима от ударов, даже нажима ногтем, от случайною срыва ножа, стамески, что может привести к трудноисправимым дефектам. Также самшит, любимое дерево некоторых резчиков, при неопытности мастера превращается в неудобное в резьбе из-за его необычайной твёрдости. Уважаемое всеми красное дерево режется хуже других пород, оно крупное, колкое, иногда пористое. Учтены и иные качества древесины при расположении их в такой последовательности. А вот эвкалипт и лимонная древесина хотя и не являются распространенными (на юге нашей страны они произрастают), но заслуживают особого внимания резчика, и при случае следует не упускать возможности ими запастись.
Резчику нужно знать ту древесину, с которой он собирается работать. Выбор древесины зависит, от характера поделки и вида резьбы для ее декорирования.
Правда, не исключено, что на первых порах начинающий мастер будет поступать наоборот: выбирать поделку в зависимости от имеющегося материала. Познакомимся со свойствами различных пород дерева и начнем с ели и сосны, древесину которых легче всего приобрести для поделок в силу их широкого распространения.
Для ели типичны темные сучочки, как будто вставленные в древесину. Они иногда даже выпадают из еловой доски при ее обработке. Древесина сосны более свилеватая, особенно в области сучков. Этой особенностью сосны пользуются резчики, применяя красивый рисунок волокон вокруг сучков для декоративных оформлений. Делают, например, спилы: в вида пластинок с мутовок молодой сосны (мутовка — часть ствола, от которой кольцом отходят ветки) и обклеивают ими свои изделия: шкатулки, вазы, столешницы.
Древесина ели и сосны плохо режется поперек годичных слоев. Инструмент как бы скачет на этих слоях.
По текстуре древесины сосну легко спутать и с лиственницей, также породой ядровой. Тем более что у взрослой сосны бывают такие же крупные годичные кольца. Проще всего различить древесину сосны и лиственницы, опустив их образцы в воду — кусочек лиственницы погрузится глубже.
Говоря о сосне, следует сказать о смолистых внутренних сучках, заросших древесиной. Их глубокий охристый, почти оранжевый тон хорошо использовать для мелких поделок, если поделки выполнены из разноцветной древесины. Можно, например, из смолистых сучков и других смолистых участков древесины наточить ягодки с ножками, из них набрать виноградную кисть, вставляя ножки в отверстия на деревянной основе кисти. Такими кистями и листьями из обычной древесины сосны хорошо оформить внешний обвод рамы (виноградины из смолистых сучков выглядят как из янтаря, даже просвечивают). Из таких сучков получаются красивые бусы, браслеты, различные сувениры.
Полосатая текстура древесина хвойных деревьев хорошо смотрится на гладких полированных поверхностях: деревянных панно, фоновых досках или панельках в виде косого спила, вазах, тарелках, светильниках из досок с прорезной резьбой, в других изделиях с контурной или прорезной резьбой, когда решающим в форме является не рельеф, а силуэт. Однако такая текстура иногда ограничивает возможности резчика: на изделиях из древесины сосны, ели, лиственницы не смотрится мелкорельефная резьба, не всегда годится эта древесина и для изготовления масок.
Ценное качество лиственницы — стойкость к гниению, что делает ее незаменимым материалом для поделок, предназначенных для экспонирования на открытом воздухе.
Древесина березы легко режется во всех направлениях. Причем однородная, мелкоструктурная древесина березы позволяет изготовлять из нее небольшие поделки. Очень красивые поделки даже крупных размеров можно вырезать из комля березы, особенно из мест перехода ствола в корневую систему. Иногда древесина березы в этом месте настолько интересная, что напоминает мрамор или карельскую березу с ее оригинальными муаровыми разводами. Конечно, древесина комля не годится для рельефной резьбы, ее выгодно использовать для изделий с ровными полированными поверхностями, например чаш, ваз. Такие поделки можно оттенить наклеенным набором маркетри или снабдить рельефными резными деталями из монотонной прямослойной древесины той же березы, например.
Работая с березой, резчик должен учитывать, что из-за светлого тона древесины, ее блеска и искрения нельзя незаметно склеивать различные куски березовой древесины — они будут отличаться друг от друга по тону; заметен на светлой древесине и клееный шов. Способность древесины березы по-разному отражать свет в зависимости от направления волокон можно попользовать. Например, отделывая дно вазы из темной древесины техникой маркетри, выгодно фон набирать из мелких кусочков березового шпона различной формы: прямоугольников, ромбиков, трапеций, треугольников. Приклеенные вплотную друг к другу непосредственно на дно вазы, они создадут интересный мерцающий фон. Кстати, этот прием удобен и для закрытия внезапно появившихся в процессе резьбы дефектов древесины или допущенных ошибок, сквозных прорезов например.
Такой же эффект переливов цвета от ярко-светлого до серого произойдет, если в технике маркетри или интарсии наклеить березовые пластинки веером, как бывает при выполнении розеток, круглых орнаментов и т. д.
Отметим, что береза очень хорошо сверлится, а это значит, что она годится для миниатюрных поделок, где резьба базируется на многочисленных предварительно просверленных отверстиях. Березовая древесина неплохо обрабатывается на токарном станке, а также гнется в распаренном состоянии.
Правда, изделия из березы (особенно больших размеров) под действием температуры и атмосферной влаги могут коробиться.
Хотя осина «некрасива, сучкаста и шумлива», резчики по дереву любят осину, как и липу, за легкость ее обработки, за светлый тон, тонкую структуру волокна да и за то, что она доступнее липы. По цвету осина бывает и чисто белая и зеленоватая, что немаловажно для работ в технике маркетри и интарсии. Только пихта сибирская да тополь имеют плотность меньше, чем у осины, а с липой они по плотности одинаковые. Осина идет на изготовление легких игрушек и посуды, раньше из нее делали корыта, кадушки, шайки. Осина не трескается и не колется от удара, хорошо лущится — из нее изготовляют дранку, спички.
Известно, что стены изб, построенных из осины много лет назад, и сейчас поражают прочностью, белизной и чистотой. Топор отскакивает от такой древесины, в лучшем случае вонзается лишь неглубоко. Не зря и сейчас в селах используют осину для изготовления полок и скамеек в банях, для облицовки их стен — она гигиеничная, светлая и чистая, не боится влаги, не коробится и не трескается.
Вишня, имеющая плотную, тяжелую и вязкую древесину, хорошо режется во всех направлениях. Текстура древесины взрослого дерева удивительно красива. Древесина молодых побегов часто совсем белая, а для многолетних вишен (продольные, косые и поперечные разрезы) характерно чередование широких темных, бордовых и коричневых, и светлых полос. В местах полос вишни обнаруживаются иногда слои заросшей коры, другие аномалии. В декоративном отношении это часто дает выигрыш, но в местах заросшей коры могут образоваться щели, расслоения, выкрашивания, что потребует подклейки и подшпаклевки. Однако такие исправления не представляют сложности для темных мест и оправданы нарядной текстурой вишни.
По декоративности древесина вишни, пожалуй, превосходит мутовку сосны и можжевельник. Из нее, особенно используя косые срезы молодых стволов, веток, хорошо делать миниатюрные поделки в виде брелоков, брошей, браслетов, то есть поделки с ровной полированной поверхностью. Для рельефной резьбы полосатая текстура вишни мало подходит, в этом она схожа с лиственницей и сосной. Гладкая поверхность вишни хорошо сочетается с резными деталями, выполненными из однотонной древесины — березы, осины, липы.
Читайте также
Строение и свойства металлов
Строение и свойства металлов В твердых телах, к которым относятся и металлы, атомы по-разному располагаются в пространстве:– беспорядочно, т. е. для каждого атома нет строго определенного места относительно других атомов. Такое строение типично для аморфных веществ,
Физические свойства древесины
Физические свойства древесины К основным физическим свойствам древесины, которые наиболее важны для резчика, относятся цвет, текстура, запах, влажность, гигроскопичность, способность к усушке и разбуханию. От них напрямую зависят красота и декоративность изделия.Цвет
Механические свойства древесины
Механические свойства древесины К ним относятся такие качества древесины, как:1) твердость;2) прочность;3) упругость;4) пластичность. Секреты между строк Есть ли в арсенале резчика по дереву рашпили и напильники? Безусловно. Для грубой обработки древесины твердых пород
3.5. СОСТАВ И СВОЙСТВА ПЕСКОБЕТОНА
3.5. СОСТАВ И СВОЙСТВА ПЕСКОБЕТОНА Как уже пояснялось, тяжелые заполнители бетона вводят для экономии цемента. Бетонная смесь, в которой наполнителем служит только песок, для многих застройщиков может оказаться более приемлемой. Высокая стоимость щебня, усложнение
Глава 1 Свойства древесины
Глава 1 Свойства древесины ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВЕСИНЫ Древесина как материал для различных конструкций относится к самым распространенным в строительстве, даже несмотря на то, что постоянно создаются, производятся и внедряются новые, более совершенные, часто
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ На микроуровне строение древесины является не менее интересным. Кроме того, оно определяет свойства хвойной и лиственной древесины. Например, у первых волокна прямолинейные (это связано со строением клеточных оболочек), следовательно,
МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ
МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ Механические качества древесины определяют ее способность противостоять воздействию внешних нагрузок, которые подразделяются на:1) статические, возрастающие постепенно, плавно;2) динамические (ударные), воздействующие резко, мгновенно