какое дело считалось у ацтеков единственным достойным для воина

Армия ацтеков

А́рмия ацте́ков — вооружённые силы империи ацтеков, существовавшей до XVI века на территории современной Мексики, имеющие собственную организацию и ряд специфических особенностей тактики. По своему потенциалу армия ацтеков намного превосходила армии соседних племён, таким образом, она считалась самой сильной в регионе. Постоянной численности не было: постоянно на службе находились воины, обеспечивающие порядок в городе, когда сама армия набиралась во время военных действий.

Содержание

Военная организация

Обучение и служба

какое дело считалось у ацтеков единственным достойным для воина

какое дело считалось у ацтеков единственным достойным для воина

Для начинающего воина первые бои являются своего рода испытанием на стойкость и выносливость. Если воину не удаётся взять пленника или он не зарекомендовал себя как смелый воин, то он выбирает другое дело — мирную профессию, ремесло.

Военачальники носили форменную одежду, украшенную перьями и золотом. Яркость и богатство украшения говорили о чине и заслугах ацтека. Возможность вступить в орден — прерогатива знати, но в редких случаях к этой должности допускались наиболее ярко себя проявившие на поле боя ацтеки. Воины Орла и Ягуара имели множество привилегий, включая право наследования титула, земли, расположение тлатоани и другое. На поле боя Орлы и Ягуары были неподражаемыми воинами, именно они подавали пример всей армии своим мужеством, тем самым придавая им уверенность.

Структура войск

Структура войска включала несколько тактических единиц: по 20, 200, 400, до 8000 человек в зависимости от единицы. Особым отрядом считаются куачике — несколько пар бойцов незнатного происхождения, задачей которых было ведение боя в тылу врага. Внешне эти войны заметно отличались от обычных солдат ацтекской армии: их головы были обриты налысо, над левым ухом оставалась одна небольшая прядь, лицо раскрашивалось в яркие цвета, внушающие врагам ужас.

Ведение боевых действий

Тактика ацтеков

Будучи окружёнными воинственными народами, ацтеки очень часто воевали. Ведение войны имело целый регламент: во-первых обязательным было объявление войны, следующее за попыткой мирного урегулирования конфликта; во-вторых, действовала разведка, которая докладывала о положении дел в лагере (городе) врага; в-третьих, жрецами предсказывался день, когда исход войны обещает быть наиболее благоприятным.

какое дело считалось у ацтеков единственным достойным для воина

какое дело считалось у ацтеков единственным достойным для воина

Война заканчивалась на том, что нападающая либо обороняющаяся сторона была разбита. Город считался захваченным, когда сдавался главный оплот города — храм. Вся операция по захвату города, как правило, планировалась на несколько дней, так как осадная война требовала больше ресурсов и не соответствовала воинственному духу ацтеков.

Война цветов

Цветочные войны — это особые ритуальные военные турниры, проводимые между вонами разных городов на особенных священных полях под Чолулой, Тлашкалой и в других местах. По правилам, проигравшая команда приносится в жертву. Такая практика служила показательными выступлениями, демонстрирующими свою военную мощь соседям, а также являлась прекрасной тренировкой и способом приобретения нового военного опыта от других городов.

Источник

Глава 3 Военное искусство ацтеков

Военное искусство ацтеков

Понятно, что если государство расширялось, и его власть признавали соседние народы, то у этого государства была могучая армия. Теночтитлан постоянно содержал небольшие отряды воинов. Но грозная и большая армия создавалась у них только в период войны. В эти времена воинами становились все ацтекские мужчины. Даже жрецы — служители культов, были обязаны участвовать в походах.

И благодаря этой всеобщей мобилизации они могли выставить армию в 150 000 человек! Это подтверждали сподвижники Кортеса! Но такой армии не было тогда ни у одного европейского государя.

Ацтекская армия состояла из 20 отрядов, каждый из которых имел собственный родовой знак и подчинялся собственному военачальнику. Пять отрядов традиционного формировали корпус. А корпусов всего было 4 Командующего корпусом называли Тлакетеккатль, что переводиться как «тот, кто муштрует людей».

У ацтеков было сословие постоянных воинов-профессионалов. Эти люди были весьма уважаемы и обладали многочисленными привилегиями. Они, как и в Древнем Египте во времена Древнего и Среднего царства формировали ополчение и становились офицерами, что командовали отрядами воинов в случае войны. Свою одежду эти воины украшали желтыми и зелеными перьями и золотом. На плащах высших военачальников было изображение бабочки с золотым туловищем и крыльями из перьев зеленых птиц. Бабочка была символом ацтекского бога войны Ицпапалотля.

Особо отличившиеся простые воины могли достичь благодаря своему мужеству в армии ацтеков высокого положения. Это были так называемые «рыцари за заслуги». Они называли себя «Орлами» и «Ягуарами» и пред сражением надевали уборы с орлиными перьями и ли шкуры ягуаров.

Но военное дело у ацтеков было совсем не таким как в Египте, Ассирии, Вавилонии, Персиде. Война (по ацтекски — йаойотль) здесь считалась одним из видов служения богам и велась совершенного по другим принципам.

Ибо если война служение богам, то ведется он по строго определенным правилам. В Египте или Ассирии же это было нечто совсем иное. Там военачальник мог делать все для достижения победы, ибо именно она была главной целью боевых действий. У ацтеков же это была строго определенная процедура.

Например, само объявление войны у ацтеков было чрезвычайно сложным. Сначала к намеченному противнику направлялось посольство из Теночтитлана, возглавляемое специальным послом какахноцином. Это посол обращался к правителю и совету враждебного города с предложением добровольно признать власть ацтекской конфедерации. И Какахноцин вручал список требований к будущим вассалам.

Ровно через 20 дней (через месяц у ацтеков) к противнику отправлялось новое посольство, руководимое ачкуацином, специальным посланников из второго города конфедерации Тескоко. Этот посланец повторял требования и предложения первого посла из Теночтитлана.

Если неприятель не принимал предложения конфедерации, что последовали от двух посольств, то через следующие 20 дней посылалось третье посольство — от третьего члена конфедерации города Тлакопана.

И если и после этого условия не принимались, начинались военные действия. Но снова не как это было принято в Египте или Ассирии. Ацтекские войска выступали только после того, как жрецы-прорицатели выделяли для этого благоприятный день.

Прекращалась война у ацтеков также не так, как она прекращалась в Египте. Согласно общепризнанным правилам война конфедерации заканчивалась когда армия брала главный храм на территории противника. Ацтеки верили что, это в этом случае бог Уицилопочтли отдал победу им! И после этого уже побежденная сторона посылала посольство к победителям. Они признавали вою вину и просили ацтеков взять свою территорию под охрану и за это обещали платить дань победителям и выполнять другие повинности.

В мирное время когда конфедерация не воевала, проводились так называемые «цветочные войны». Это было нечто похожее на рыцарские турниры средневековья или современные военные маневры. В этих войнах состязались команды дружественных городов. И команда, побежденная в боевом состязании, приносилась в жертву богам. Причем, подобное совсем не вызывало у воинов протеста. Наоборот они считали для себя честью кончить жизнь на алтарях богов. И когда в книге у Гаггарда «Дочь Монтесумы» читаешь о том страхе что испытывали индейцы, которых приносили в жертву, то понятно, что автор описывает в них естественные ощущения европейца, но никак не коренного жителя конфедерации.

Цветочные войны могли продолжаться иногда по нескольку лет и это еще одно доказательство того, что война у ацтеков была великолепным, массовым и красочно-кровавым видом богослужения.

Вооружение и снаряжение воинов-ацтеков:

Ацтекский воин для ближнего боя пользовался копьем с обсидиановым наконечником (обсидиан — вулканическое стекло). Испанский конкистадор и историк Берналь Диас говорил как эти наконечники и вулканического стекла были опасны.

Также пользовались ацтеки луком и стрелами. Наконечники изготавливали из вулканического стекла.

Использовались дубинки, утолщенные концы которых были утыканы вулканическим стеклом.

Использовались деревянные мечи, изготовленные из крепкого дерева с кромкой из все того же вулканического стекла.

В бою ацтекский воин защищал себя деревянным щитом, что был обтянут кожей. И имел льняной панцирь, прикрывавший тело.

Большие военачальники надевали на голову деревянные шлемы.

Понятие тактики боя у них, если сравнивать это с искусством войны в Ассирии, не существовало. Ацтеки предпочитали осыпав друг друга стрелами, сходиться в рукопашных схватках один на один, воин — против воина. Понятие взаимодействие солдат в бою практически отсутствует.

Да и убивать противника они не желали. Высшей доблестью у ацтеков считалось захватить противника в плен. Ведь пленные и составляли ценнейшую военную добычу. Ибо они приносились в жертву богам, а это и бала одна из самых основных целей их войн.

Испанцы воевали не по правилам и не по строгому регламенту. Они делали все, чтобы достичь победы. А у ацтеков это было не принято. Переучиться же они не успели. Их государство было уничтожено и прекратило свое существование.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава третья. Военное искусство или военная наука

Глава шестая Военное искусство Востока

Глава шестая Военное искусство Востока Восток и Запад. — Ислам. — Магометанское рыцарство. — Тактика. — Монголы. — Техника, организация, стратегия, тактика монголов. — Поход Тамерлана на Золотую Орду. — Турки. — Янычары. Восток и Запад. История военного искусства на

Глава восьмая Военное искусство реформации

Глава восьмая Военное искусство реформации Эпоха географических открытий. — Испанская школа. — Реформация и армии нового строя. — Рейтары. — Мориц Оранский; дисциплина, комсостав, тактика. — Густав Адольф; тактическая реформа; стратегия; сражение при

ГЛАВА VII ВОЕННОЕ ИСКУССТВО

ГЛАВА VII ВОЕННОЕ ИСКУССТВО Долгое время размышления о военном искусстве были уделом историков, которые пытались сравнить Средневековье с античностью и Новым временем. Почти неизбежно они приходили к выводу о посредственности, примитивности, бездарности (и даже

Глава 3 Военное искусство ацтеков

Глава 3 Военное искусство ацтеков Понятно, что если государство расширялось, и его власть признавали соседние народы, то у этого государства была могучая армия. Теночтитлан постоянно содержал небольшие отряды воинов. Но грозная и большая армия создавалась у них только в

ГЛАВА II ВОЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

ГЛАВА II ВОЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ С отроческих лет и до самой старости Вильгельм и большинство его вассалов почти все свое время проводили в войнах или в приготовлениях к ним, и немалое их число, включая самого герцога, погибло в походах. Поэтому, чтобы

Глава V Природа военного дела. Военное искусство и военная наука

Глава V Природа военного дела. Военное искусство и военная наука Является ли военное дело достоянием науки или искусства? Чтобы ответить на этот вопрос, надо все время иметь в виду двойственную природу военного дела. Военное дело слагается из двух элементов. Элемента

Глава 10 Военное искусство Александра

Глава 10 Военное искусство Александра Гений Хотя на войне не бывает двух одинаковых сражений или кампаний и таланты полководцев тоже разные, одно объединяет великих полководцев: это их гений; и, поскольку гений неопределим, сравнение – единственный способ, которым можно

Военное искусство и военное дело

Военное искусство и военное дело Сам Скобелев принадлежал к новому поколению, но как военный практик он хорошо знал старую армию и поэтому имел право судить о ней.«Старые порядки в армии были ужасны, ибо сверху донизу царствовал произвол вместо закона, слишком тяжело

Глава 8. ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ПЛЕМЕН КЕНКОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 8. ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ПЛЕМЕН КЕНКОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ Среди воинственных кочевников, чей выход на историческую арену совпал с крушением Хуннской державы и «великим переселением народов», были племена кенкольской культуры. В течение пяти столетий они

ГЛАВА 14. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ГУННОВ

ГЛАВА 14. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ГУННОВ А. Стратегия Войны и набеги являлись для всех без исключения древних кочевых племен Евразии одним из важнейших способов добывания средств к существованию. Главная отрасль их экономики — кочевое скотоводство не могло полностью

Глава III. РИМСКОЕ ВОЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ЛАГЕРНОЕ ИСКУССТВО И ДИСЦИПЛИНА.

Глава III. РИМСКОЕ ВОЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ЛАГЕРНОЕ ИСКУССТВО И ДИСЦИПЛИНА. Нельзя строить фалангу и управлять ее движениями, не обучив соответственно бойцов. Мы должны представить себе, что уже с первого дня возникновения понятия фаланги имела место некоторая военная учеба. В

Глава V. РИМСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО В БОРЬБЕ С ВАРВАРАМИ.

Глава V. РИМСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО В БОРЬБЕ С ВАРВАРАМИ. Стратегия Цезаря в Галлии была основана на том, что он избегал галлов там, где они были сильны, а то, в чем римляне были сильны, он умел противопоставить слабым сторонам галлов. Сила галлов заключалась в численности

Глава II. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ.

Глава II. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ. Военные успехи зависят, как мы в этом уже смогли убедиться в I томе настоящего труда, не от одной, а от двух совершенно различных причин. Первая причина, которая раньше всего бросается в глаза, заключается в храбрости и

Источник

Империя ацтеков

какое дело считалось у ацтеков единственным достойным для воина

Империя ацтеков

Более 200 лет согласно преданиям племя ацтеков скиталось в поисках своей новой родины (современные учёные считают, что затраченное время на путешествие было в разы меньше), прежде чем они обосновались на двух островках озера Тескоко.

Мифологические и исторические источники указывают на то, что ацтеки сначала достигли мифической отправной точки Чикомостока («Семь пещер») (Чикомосток служил «перевалочным» пунктом и для многих других бродячих племён, например, тлашкаланцев, тепанеков, чалько), а уж потом отправились в долгое путешествие на юг к более плодородным землям долины Мехико.

какое дело считалось у ацтеков единственным достойным для воина

В 1337 году к северу от Теночтитлана группой ацтеков, отделившейся от основного племени, основывается город Тлателолько.

В 1348 году идёт война с тепанеками, при которой уничтожаются многие рукописи из королевсих архивов Тескоко.

В 1359 году Чолула был захвачен царством Уэшоцинго.

В 1375 г. правитель Аскапоцалько разрешил ацтекам официально избрать себе правителя, и в период между 1375 г. и 1376 г. ацтеки избирают себе первого верховного вождя, которым стал Акамапичтли (1376-1395). Во время своего правления он достаточно сильно укрепил политическое положение ацтеков как внешнее, так и внутреннее.

Возможно в 1390 году заложен Великий Храм, посвящённый Уицилопочтли, но, вполне вероятно, он мог быть построен и раньше.

В 1395 г. Акамапичтли умирает (после его смерти наступает период смут) и ему на смену приходит Уицилиуитль (1395-1405/14).

К 1418 году тепанеки Аскапоцалько завоёвывают весь район Тескоко.

В 1428 году к власти приходит Ицкоатль (1428-1440).
Император Ицкоатль и его племянник (или брат) Тлакаэлель (советник императора) впервые официально узаконили практику жертвоприношений. Отождествляя главного бога ацтеков Уицилопочтли с солнцем, они обязали периодически питать небесное светило свежей человеческой кровью, чтобы оно не останавливало свой путь движения по небу.

Ицкоатль захватил земледельческий юг и север долины Мехико. При нём появился земельный фонд. Совет старейшин, военных вождей и жрецов был заменен Советом Четырех, высшим совещательным органом при тлатоани, состоявшим из его родственников и обладавшим правом выбирать нового тлатоани. Также Ицкоатль уничтожил старые пиктографические рукописи, в которых ацтекам и их божествам отводилась скромная роль в истории долины Мехико. Вместо них были написаны новые рукописи, в которых возвеличивали значение ацтеков и умалчивали о примитивном родоплеменном прошлом.

Империя ацтеков разрасталась новыми землями и нуждалась в административных реформах. Был введен особый порядок управления, новые нормы продвижения по социальной лестнице. Монтесума I заложил основы судебной системы, отличной от общинного и родового права. Тлатоани по-прежнему сохраняли свой обожествленный статус и, ещё со времен Ицкоатля, продолжался процесс сосредоточения в руках правителя военной, политической, религиозно-идеологической, законодательной и судебной власти.

В середине 15 века ацтеки продолжали обустраивать свою столицу и построили через озеро огромную дамбу, которая позволяла сохранять для жителей Теночтитлана пресную воду и защищала город от наводнений. Был построен первый акведук в городе.

В 1445 году ацтеки предпринимают военный поход на Оахаку.

В 1446 году они ведут военные действия против конфедерации Чалько-Амекамекана.

В 1465 году ацтеки одерживают победу над чальками и покоряют их.

В 1469 году к власти приходит Ашайакатль (1469-1481) и в 1473 году он покоряет Тлателолько после того, как правитель этого города Мокиуштли провозглашает свою независимость.

В 1470-1480-е гг. ацтеки одерживают ряд военных побед и расширяют западные границы империи: в том числе, в 1476 году была завоёвана Долина Толука.

В 1486 году Тисок был отравлен (это предположение) и императором становится третий внук Монтесумы I Ауицотль (1486-1502). Он успел прославиться как выдающийся полководец. В следующем году (19 февраля 1487 г.) завершается строительство Великого Храма. В честь открытия храма ацтеки пригласили вождей племён, входивших в империю, которые привезли с собой немало подданных для жертвоприношений. Также были празднично украшены все имеющиеся в то время храмы в Теночтитлане (около 300). Первым вырвал сердце жертвы и вручил его жрецу сам император. В тот же момент во всех храмах города началось массовое жертвоприношение, которое продолжалось с утра до позднего вечера. Праздник продолжался 3 дня. По разным оценкам, в жертву было принесено от 4000 до 80600 человек (но более правдивой кажется цифра в 20000 пленных).
Во время своего правления Ауицотль вынужден был заняться строительством ирригационных и водосборных сооружений, из-за периодического недостатка пищи и пресной воды в Теночтитлане (население города стремительно росло). Так, был построен второй акведук в городе.

Монтесума II оставил память о себе как о непревзойденном дипломате. Он продолжал политику военной экспансии, но его политика отличалась от политики его предшественников. На смену молниеносным атакам пришли последовательные мероприятия по активному включению различных народов в экономическую жизнь страны. В течение его правления в состав страны были включены многочисленные анклавы, в результате территория Тройственного союза охватила всю центральную Мексику, включая штаты Веракрус, Идальго, Пуэбла, Мехико, Морелос и частично Герреро, Оахаку и Чьяпас. В Теночтитлане был построен особый храм, где находились статуи всех богов покоренных племен.

В 1504 году ацтеками ведутся боевые действия против Анклава Пуэбла.

С 1505 по 1509 гг. ацтеки начинают военные походы против городов Кецальтепек, Тототепек, Теуктепек, Миауатлан, Януэтлан и Зозаллан.

В 1509 году ацтеки с ужасом наблюдают за кометой.

В 1511-1512 гг. ацтеки терпят поражение в войне против Оахаки.

В 1512 году в горах вокруг Мексиканской долины происходит 3 сильных подземных толчка.

В 1515 году поднимает мятеж Иштлильшочитль. Началась война Тескоко с Тлашкалой.
По империи разносятся слухи о появлении бородатых белых людей.

В 1518 году Хуан де Грихальва на четырёх хорошо оснащенных кораблях совершил экспедицию на п-ов Юкатан, а затем, по возвращении на Кубу, проплывал вдоль побережья империи ацтеков.

К этому времени Теночтитлан ацтеков превратился в один из крупнейших городов мира с населением в 150-200 тысяч человек и стал огромным торговым центром с большим рынком в городе-спутнике Тлателолько, где в торговый день собиралось до 25 тысяч человек. Вторым по величине городом империи был Тескоко с населением в 30 тысяч человек. Во многих других городах проживало по 10-25 тысяч человек.

В 1519 году началась экспедиция Эрнандо Кортеса. Он отплыл с Кубы 18 февраля с 11 кораблями, на борту которых было 508 солдатов, 16 лошадей и несколько пушек. Сначала он приплыл с 10 кораблями к о. Косумель. Затем он обогнул п-ов Юкатан и приплыл к мексиканскому побережью, где основал город Веракрус.

После прибытия испанцев, ацтекскому императору принесли донесение: «Боги вернулись. Их копья извергают пламя. У их воинов по две головы и по шесть ног и они живут в плавающих домах». Монтесума ожидал исполнения древнего пророчества о возвращении Кетцалькоатля в год Се Акатль (год тростникового прута), который соответствовал 1519 году. За десять лет до этого события в ацтекской империи было 8 предзнаменований о грядущей беде:

Каждую ночь в течение года пламя появлялось в восточной части неба.
По необъяснённой причине, сгорел храм Уицилопочтли в Тлакатеккане.
Молния ударила в храм Шиутекутли в Цонмолько.
Однажды днём появилась комета, развалившаяся на три части.
Вода в озере Тескоко взбурлила и разрушила окружающие дома.
Однажды ночью был услышан голос плачущей женщины: «Мои дорогие дети, мы должны идти! Куда мне вести вас?» (Флорентийский кодекс).
Одним рыболовом была поймана цапля, с хохолком в виде зеркала, в котором Монтесума увидел небеса и армию, скачущую на животных подобных оленям.
Были найдены люди с двумя головами и одним туловищем, которые загадочным образом потом исчезли.

8 ноября 1519 г. испанцы вступили в Теночтитлан, а Монтесума приветствовал их: «Добро пожаловать, мы ждали Вас. Это Ваш дом». Он ждал Бога, Кетцалькоатля. Но пришли не боги… В последующие недели император ацтеков обнаружил, что он на самом деле стал заложником, а испанцы стали разрушать все святыни индейцев и ставить вместо них христианские алтари.

Потом индейцы всё больше и больше убеждались, что выдаваемые себя за богов испанцы являлись на самом деле не менее кровожадными и алчными на золото людьми. Росло недовольство действиями Монтесума, по-прежнему поддерживающего белых пришельцев. Однажды его вывели на крышу, чтобы он утихомирил разбушевавшуюся толпу, но его закидали камнями, от ранения которых он умер через три дня (по версии испанцев, но есть и другие версии, в которых говорится, что испанцы сами убили императора перед своим бегством из города).

13 августа 1521 года испанцы захватили Теночтитлан вместе с последним тлатоани Куаутемоком и рядом его верховных советников. Впоследствии Теночтитлан был полностью разграблен и разрушен, Куаутемок был казнён (в 1525 году), а империя ацтеков была полностью покорена испанцами.

Ацтекские правители:

Что делало ацтеков такими «крутыми»

Изначально ацтеки были мирными земледельцами, но нужда заставила их превратиться в нацию наемных воинов и убийц

какое дело считалось у ацтеков единственным достойным для воина

Сами ацтеки в своих легендах утверждали, что изначально они проживали в месте под названием Ацтлан, «место Цапель». Собственно говоря, слово «ацтеки», которым их называли представители иных племен, оттуда и пошло. Самоназвание же народа — «мешики», и именно оно стало основой для нынешнего имени их страны — Мексики.

какое дело считалось у ацтеков единственным достойным для воинаПо преданиям ацтеков, они жили мирно и были земледельцами и охотниками, пока не изменился климат и не наступили засухи и неурожаи, после чего они сорвались с места и стали искать новые земли на юге. А там как раз недавно развалилась империя тольтеков, и несколько городов-государств отчаянно враждовали друг с другом за территорию и ресурсы. Настоящий постапокалипсис. Естественно, все хорошие места были заняты, а к незваным гостям отнеслись без радушия, прозвав их «чичимеки» то есть «собачьи дети».

Помыкавшись от города к городу, ацтеки начали наниматься к различным правителям в качестве воинской силы, и горожане с удовольствием использовали их, натравливая на своих соперников. При этом им не позволяли основать постоянные поселения. Несколько десятилетий такой службы и постоянных войн закалили бывших землепашцев и сделали сильными и жестокими воинами. В конце концов очередной благодарный наниматель все же разрешил им поселиться на острове посреди солено-пресного озера Тескоко.

какое дело считалось у ацтеков единственным достойным для воина

Островок был небольшой, заросший кустарником, и там была прорва ядовитых змей, поэтому местные жители там и не селились. Поселив там «собачьих детей», они надеялись, что пришельцы передохнут от укусов. Но ацтеки, наоборот, радостно восприняли весть о кишащем змеями острове, потому что любили это лакомство. Тем более, их предводителю, Теночу, приснился вещий сон о том, что они найдут новую родину в месте, где увидят орла, держащего в лапах змею. Именно эту картину они и лицезрели на змеином острове.

Правда злые языки утверждали, что на озере Тескоко они поселились, прячась от преследователей, которые хотели их перебить за то, что они принесли в жертву дочку вождя приютившего их народа и выдали отцу снятую с нее кожу. Но кто ж этим языкам верит?

Ацтеки сами создали себе рукотворный рай

какое дело считалось у ацтеков единственным достойным для воина

Так как место, где поселились ацтеки, было не слишком гостеприимным, им пришлось очень постараться, чтобы зажить хорошо. Для начала они научились укреплять деревянными сваями каждый дом, который они строили, иначе он погружался в болотистую почву. Затем из-за нехватки земель под посевы они создали плавучие искусственные острова — чинампы, на которых выращивали по шесть-семь урожаев в год, вместо двух-трех на обычной земле.

Позже, когда город Теночтитлан, который они основали на острове, разросся и стало не хватать пресной воды, ацтеки провели с гор настоящие каменные акведуки, по которым свежая вода всегда текла в их колодцы, а правителю еще и в личную ванну.

какое дело считалось у ацтеков единственным достойным для воина

Уже при расцвете империи ацтеки обезопасили город от наводнений с помощью шестнадцатикилометровой дамбы, которая пролегла от северного до южного берега. Также мешики построили десятки километров отличных дорог, на которых через каждые восемь километров были расположены специальные станции с гонцами, поэтому новости доставлялись с невероятной по тем временам скоростью (и это при том, что у ацтеков не было лошадей). И не стоит забывать, что все это сделали люди, у которых, за редчайшими исключениями, были лишь каменные и костяные орудия.

Отцом-основателем империи стал воин, славящийся своей сексуальной силой

какое дело считалось у ацтеков единственным достойным для воина

Очень важным моментом в те времена было иметь правителем представителя одной из династий, правивших городами еще со времен предыдущей империи. Поэтому, как только влияние ацтеков чуть-чуть выросло, они пригласилиАкамапичтли, сына ацтекского мужчины и женщины из благородного толтекского рода. Он согласился и почти сразу потребовал себе младших дочерей от каждого из двадцати ацтекских родов в жены, что ему и предоставили. Могучий тлатоани принялся за дело и вскоре его дети от этих жен стали ядром новой аристократии. Ну, и кроме этого он провел множество реформ, конечно. Но про такое подданные забывают гораздо быстрее.

какое дело считалось у ацтеков единственным достойным для воина

Когда дела у ацтеков стали совсем хороши, и они в союзе с еще двумя городами победили своих прежних повелителей, брат-близнец правителя Монтесумы I,Тлакаэлель создал идеологию, которая уходила глубоко в корни ацтекских верований и при этом отлично оправдывала дальнейшие завоевания.

Суть ее в том, что миром управляют боги, и они питаются жертвенной кровью и сердцами, а если их не кормить — они погибнут и тогда разрушится мир. Поэтому, чтобы спасти вселенную, нужно по праздникам убивать людей, желательно много. Причем брать их лучше всего у соседей — своих-то не напасешься. Именно поэтому, на них нужно нападать, захватывать их земли, богатства и женщин, а мужчин приносить в жертву богам. Все это ради великой миссии спасения мира. Отличная предвыборная программа, Тлакаэлель — наш кандидат!

Так как ацтекам пришлось стать профессиональными наемниками, они очень ценили воинские умения и каждого мужчину воспитывали как воителя. Позже, когда уже была построена государственная машина и начались захватнические походы, возникла система, при которой поощрялось не убийство противника, а захват его в плен — ведь его можно принести в жертву. Поэтому, до тех пор, пока юноша не приводил первого пленного, его называли «косматым койотом», и не давали стричься.

Если он приводил одного-двух, то получал право носить определенную одежду. Если же он приводил четверых — мог носить накидку из шкуры ягуара, и зваться воин-ягуар, либо перья орла и называться воин-орел. Даже простолюдины, которые были отмечены как храбрецы и приводили много пленных, могли войти в привилегированный слой знати под названием пилли, а также получить землю и хлебную должность.

какое дело считалось у ацтеков единственным достойным для воина

Так как металлургия начала развиваться всего за несколько лет до падения державы ацтеков, они в совершенстве освоили использование камня и кости. Если простые воины могли довольствоваться деревянными булавами и копьями с обсидиановыми наконечниками, то знать и воины из орденов ягуара и орла могли позволить себе более совершенные орудия.

В их арсенал входили: хлопковые доспехи, неплохо защищающие от стрел, деревянный щит, дротики с копьеметалкой, значительно увеличивающей дальность броска, и, самое главное, макуауитль — деревянный меч с обсидиановыми вставками. В деревянную основу, напоминающую биту для крикета, с двух сторон вставляли лезвия из обсидиана.

какое дело считалось у ацтеков единственным достойным для воина

Жертвоприношения как образ жизни

какое дело считалось у ацтеков единственным достойным для воина

Ну и, конечно, то, чем наиболее знамениты ацтеки — это человеческие жертвоприношения. И дело тут не в том, что они убивали людей в ритуальных целях, этим занимались многие народы и цивилизации и Старого, и Нового Света. Дело в том, что именно ацтеки создали из этого сначала имперскую идеологию, а потом, на ее основе, и государственную машину, занимаясь этим в промышленных масштабах.

Для примера: сами ацтеки пишут в своих документах о том, что при освящении нового храма в Теночтитлане было убито восемьдесят четыре тысячи человек. При этом жертвоприношения пронизывали всю жизнь государства, от низов до самого верха. Если вступал в должность новый тлатоани-император, он должен был совершить инаугурационный поход в соседний город, захватить пленных и, принеся их в жертву, омыть ноги в их крови.

какое дело считалось у ацтеков единственным достойным для воина

На каждый праздник приносились свои жертвы, причем, если для одних богов достаточно было вырвать сердце у еще живой жертвы, то для других нужно было опоить ее наркотическими зельями, бросить в костер, слегка опалить и потом, вытащив, снять кожу и в ней танцевать.

Воины любили взять пленного, тоже воина, привязать его к камню за ногу, дать макуауитль, в котором вместо обсидиана были вставлены птичьи перья, и нападать на него вчетвером. Надо ли говорить, что такой прообраз гладиаторских игр стал очень популярен. Правда, однажды вышла некрасивая история: захваченный вождь другого племени по имени Тлауикол перебил в таком ритуале больше двадцати воинов. После такого обалдевшим ацтекам пришлось с почестями отпустилть его на свободу.

какое дело считалось у ацтеков единственным достойным для воина

Самым же странным ритуалом был такой: из пленных (а по некоторым сведениям и из своих) выбирали самого красивого юношу, причем не абы как, а по специальному списку качеств, который сохранился до наших дней. Затем он год питался лучшей едой, жил с лучшем доме, его учили манерам и пению, его везде сопровождали стражники, а люди падали перед ним ниц, как перед богом. Ему давали в жены четырех женщин благородного происхождения, которые ублажали его. В конце года такого счастливчика отводили на пирамиду и убивали, принеся в жертву также его жен и детей. Не обходилось и без ритуального каннибализма. После того как жрецы вырывали полубогу сердце, его расчленяли, а ступни и кисти скидывали вниз, чтобы люди могли буквально причаститься его плотью, так как приносившийся в жертву становился священным.

Подобные вещи настолько пронизывали всю культуру ацтеков, что девушки пекли из муки печенье в виде человеческих кистей и ступней, таким образом приобщаясь к традиции. Ну и не стоит забывать, что кроме религиозного подтекста, жертвоприношения имели и самый банальный — устрашение. Для этого создавались стены из черепов — многочисленные заостренные жерди, на которые как бусины нанизывали головы людей. Даже испанцы не избежали этой участи — археологи нашли стену, на которой торчали два черепа европейцев, а кроме них еще и череп лошади.

какое дело считалось у ацтеков единственным достойным для воина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *