какое бывает образование в беларуси

Образование

Система образования Республики Беларусь

какое бывает образование в беларуси

Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития национальной школы, среди которых:

По показателю «Доступ к базовым знаниям» в Индексе социального прогресса за 2020 год Беларусь занимает 17 место среди 163 стран мира.

Уровень грамотности взрослого населения Беларуси всегда был одним из самых высоких в мире, сейчас он достигает 99,9%. Охват базовым, общим средним и профессиональным образованием за 2019 год составляет 94%. В последние годы на образовательную систему государством выделяется около 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в развитых европейских странах.

Система образования в Республике Беларусь обеспечивает образование на основном, дополнительном и специальном уровнях. Всего в стране насчитывается свыше 8 тыс. учреждений основного, дополнительного и специального образования, в которых обучение и воспитание более 2 млн детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают свыше 400 тыс. работников (каждый 10-й занятый в экономике).

Таким образом, в стране на практике обеспечивается реализация принципа «образование через всю жизнь».

Однако наряду со вступлением в Болонский процесс республика не отказалась и от лучших приобретений единой советской системы образования (интернациональность, государственная поддержка, доступность, бесплатность, стабильность функционирования, учет социально-экономических условий).

Основным источником финансирования системы образования по-прежнему является бюджетное финансирование, рассматриваемое как государственные инвестиции в человеческий капитал.

С целью создания единого, целостного механизма правового регулирования образовательных отношений, обеспечения систематизации и упорядочения правовых норм, а также полной кодификации законодательства об образовании принят Кодекс Республики Беларусь об образовании, вступивший в силу с 1 сентября 2011 года. В настоящее время с учетом происходящих и планируемых изменений в системе образования подготовлен проект новой редакции документа.

Важным является то, что белорусское законодательство в этой сфере органично сочетается с планами социально-экономического развития не только нашей страны, но и Союзного государства, Содружества Независимых Государств, ЕАЭС.

Белорусское образование включает в себя как процесс обучения, так и воспитания, в котором на первое место ставится любовь и уважение к своему Отечеству, народу, языку, культуре, традициям и обычаям.

Образование в интересах устойчивого развития обеспечивает возможность участия каждого человека в повышении качества собственной жизни и жизни общества.

Источник

Закон об образовании

Юридически верное название этого нормативного акта – Кодекс Республики Беларусь «Об образовании». Он был принят 13 января 2011 г. под номером 243 – З. В него вносились некоторые изменения и дополнения. Последние дополнения опубликованы от 23 июля 2019 г. № 231-З.

Это весьма объемный документ, не поддающийся подробному рассмотрению в рамках одного материала.

Чтобы оценить масштаб охваченных Кодексом об образовании вопросов вспомним очевидную логическую последовательность:

Все сферы деятельности в современной жизни требуют определенного уровня образования – любое образование приобретается в учебных заведениях – все учебные заведения подчиняются законодательству – главный нормативный правовой акт в отношении образования – Кодекс об образовании.

Положения Кодекса прямо определяют жизнь всех граждан Республики Беларусь в детском и подростковом возрасте, т.к. среднее образование в нашей стране является всеобщим и обязательным.

Большинство жителей Беларуси могут не ощущать на себе влияния Кодекса, однако это вовсе не принижает его значения. Дело в том, что на основе норм этого документа (и предшествовавших ему законодательных актов) давно построена и функционирует образовательная система страны.

Для полноты охвата попробуем рассмотреть здесь только общее содержание основных разделов Кодекса, их направление и сферы действия.

Общие положения Кодекса об образовании

Общие понятия и термины Кодекса раскрываются в статье 1 этого документа. Приведем некоторые из них, чтобы с большей определенностью изучать следующие разделы Кодекса об образовании.

Образование – совокупность воспитания, обучения, приобретения навыков, формирования личности.

Образовательный процесс – образование, организованное уполномоченным для этого учреждением образования, в соответствии с образовательной программой.

Образовательная программа – сочетание документов объединенных в систему для организации образовательного процесса с целью достижения заранее определенных результатов. Для большей ясности можно представить образовательную программу для школьного класса, рассчитанную на один учебный год. Предполагается, что в начале года ученики обладают определенным объемом знаний. В конце учебного года, при выполнении программы, им полагается приобрести новый объем знаний, получить конкретные результаты, вроде умения решать математические задачи определенного уровня сложности, выучить некоторое количество иностранных слов и выражений и др.

Учреждение образования – юридическое лицо, основным видом деятельности которого является обучение.

Обучающийся – лицо, проходящее процесс обучения, образования. Так могут называть посетителей детских садов, школьников, студентов, курсантов специальных учреждений.

Выпускник – тот, кто уже закончил образовательную программу в учреждении образования. Специально отметим, что и после окончания учебы у выпускника могут оставаться связанные с этим обязательства: распределение, направление на работу.

Ради экономии места и времени, ограничимся пока этими терминами, однако 1 статье Кодекса и других его разделах содержится еще масса названий и определений.

Особую важность имеет 3 статья 1 главы Кодекса, где названы и подробно разъясняются государственные гарантии гражданам в отношении образования. Право на бесплатное дошкольное, общее среднее и профессионально-техническое образование имеют все граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие иностранцы, лица без гражданства, беженцы и белорусы по национальности живущие за границей.

Также в 1 главе Кодекса обозначаются основы государственной политики в области образования и другие фундаментальные положения.

2 глава Кодекса посвящена законодательной базе системы образования Беларуси.

Организация системы образования в Республике Беларусь

Эта тема подробно и обстоятельно рассматривается в 3 главе Кодекса об образовании. Отметим только некоторые важные моменты.

Компонентами системы образования считаются все лица и организации имеющие отношение к образовательному процессу и его результатам. Это и учреждения образования, и обучающиеся в них, и педагоги, и многие другие, включая предприятия-заказчики кадров. Их список приводится в 11 статье Кодекса.

12 статья этого нормативного акта перечисляет элементы системы основного образования. Это:

13 и 14 статьи рассказывают о дополнительном и специальном образовании, для лиц с особенностями развития.

16 статья раскрывает некоторые аспекты формирования образовательных программ.

17 статья называет формы получения образования, признанные в РБ.

Содержание 18 статьи Кодекса имеет темой воспитание как составную часть образовательного процесса. Эта статья складывается из множества тезисов, описывающих принципы, направления, идеологические основы воспитания.

Следующий 2 раздел Кодекса начинается главой 4, содержащей описание субъектов образовательных отношений. Здесь можно найти перечисление видов учреждений образования, их особенности, права, нюансы открытия, управления и др.

Даже перечисление рассматриваемых в 4 главе тем оказалось бы слишком утомительным для неподготовленного читателя. Изучать весь этот раздел можно советовать только профессионалам.

Не менее объемной, хотя и более понятной рядовому обывателю, представляется 5 глава Кодекса. Ее тема обучающиеся, их права и обязанности. Кроме самого процесса учебы в главе поднимаются многие другие вопросы, включая питание, обеспечение жильем, поддержку выпускников и др. Эту главу разумнее будет читать фрагментарно, выбирая интересующие в данный момент темы.

6 глава Кодекса об образовании полностью посвящена педагогическим работникам и всем прочим сотрудникам учреждений образования. Статьи этой главы раскрывают требования к педагогам, сообщают их обязанности и права.

3 раздел Кодекса об образовании имеет основной темой отношения в сфере образования. Список тем этого раздела настолько обширен, что даже простое их перечисление заняло бы слишком много места. Такое разнообразие представляется совершенно неизбежным, т.к. весь процесс образования это и есть система отношений: между учителями, учениками, их родителями и всеми прочими лицами. В этом разделе также будет удобнее искать нужную тему в названиях статей.

Контролю, управлению и международному сотрудничеству в области образования посвящен 4 раздел Кодекса. Многие вопросы этого раздела весьма специфичны и заинтересуют более специалистов занятых организацией системы образования.

Такая острая тема как дисциплинарная ответственность обучающихся полностью занимает 5 раздел Кодекса. Не станем рассматривать отдельные статьи этого раздела без необходимости. Перечислим только виды наказания применимые к учащимся в рамках Кодекса.

Эти меры перечислены и уточняются в статье 128, там же названы ограничения на отчисление некоторых групп обучающихся: не получивших базового образования, не достигших 16 лет.

Все прочие наказания, связанные с участием милиции, судом, штрафами и др, основаны не на нормах Кодекса об образовании, а на других законодательных актах.

6 раздел Кодекса еще более специфичен, в нем рассматриваются вопросы финансирования образования. Эта тема мало касается рядовых граждан.

Виды образования в Республике Беларусь

Принятая в Республике Беларусь система образования разделяется на несколько отличных друг от друга видов, направлений, структур, каждому из которых посвящен соответствующий раздел Кодекса «Об образовании».

Дошкольное образование – раздел 7. В эту структуру относят: ясли и детские сады, в том числе санаторного типа, дошкольные центры развития.

Общее среднее образование – раздел 8. Сюда входят: начальная, базовая и общая средняя школа. А также довольно большой список названий: лицеев, гимназий и др., дающих знания в пределах среднего образования.

Профессионально-техническое образование – раздел 9. К этой категории относятся учреждения дающие профессию в рамках среднего образования. Их по привычке называют ПТУ, в современном прочтении профессионально-технические училища, лицеи и колледжи.

Следующий, 10 раздел Кодекса также рассматривает получение среднего специального образования, но более высокого уровня. В терминах советского периода: 9 раздел посвящен ПТУ, 10 – техникумам.

Высшее образования стало темой 11 раздела. Не станем объяснять и так широко известные критерии отличий ВУЗов от всех прочих учреждений.

12 раздел Кодекса посвящен послевузовскому образованию. Оно касается подготовки аспирантов, присвоения научных степеней и пр.

В 13 разделе поднимается тема дополнительного образования детей и молодежи. Это разного рода кружки, студии и т.п.

В 14 говорится о дополнительном образовании взрослых. Такое образование дается в учреждения повышения квалификации, переподготовки кадров и др.

Образование лиц с особенностями психического или физического развития рассмотрено в 15 разделе Кодекса.

В рамках 16 раздела Кодекса об образовании рассматриваются некоторые вопросы поддержки учащихся:

На этом список разделов рассматривающих виды образования в Республике Беларусь заканчивается. Их содержание весьма велико, охватывает практически все аспекты организации образования, процессов обучения, отношений в рамках этих процессов, прав и обязанностей всех сторон и пр.

Знание всех рассмотренных в Кодексе тем может оказаться полезным разве что некоторым специалистам в сфере управления образованием и юристам соответствующего профиля. Всем прочим заинтересованным лицам будет удобнее искать интересующие вопросы в названиях статей и читать именно их, а также связанные с ними разделы.

Источник

Образование в Белоруссии

Образование в Белоруссии (белор. Адукацыя ў Беларусі ) — обучение и воспитание в интересах человека, общества, государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонней развитой личности.

Содержание

Общие сведения

Структура национальной системы образования базируется на Конституции Белоруссии и других нормативно-правовых актах. Гарантируется равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения.

Основные ступени образования:

В общеобразовательных учреждениях к занятиям 1 сентября приступают более 1 млн учащихся [1]

После успешного окончания базовой школы имеется возможность продолжить обучение в:

В системе образования Белоруссии используются два официальных языка — русский и белорусский, преподавание ведётся на белорусском и русском языках.

В 2002 году в Белоруссии была введена 10-бальная система оценки знаний в средних школах, профессионально-технических УЗ, ССУЗах, СТУЗах и вузах, взамен 5-бальной системы, традиционной для постсоветских республик. Оценка «10» предполагает свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремлённости, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению.

В Болонском процессе Белоруссия не участвует.

История образования в Белоруссии

В конце XVIII века белорусские земли вошли в состав Российской империи в результате раздела Речи Посполитой между Российской империей, Прусским королевством и Австрией.

В XIX веке в Российской империи была создана единая система государственных учебных заведений, состоящая из 4 типов учебных заведений: приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты.

После восстаний 1830—1831 и 1863—1864 годов польский язык в преподавании был запрещён и заменён русским, обучению за границей ставились преграды. Был закрыт знаменитый Виленский университет, а также Полоцкая иезуитская академия. Ходатайства местного дворянства об образовании в белорусских губерниях национального университета отклонялись — царизм не желал создавать возможный «рассадник вольнодумства».

В ходе многочисленных, отчасти непоследовательных реформ образования в БССР сложилась основа системы высшего образования, которая существует и сегодня. Именно в этот период были создано большинство наиболее известных на сегодняшний день вузов:

1990-е

29 января 1991 года в целях повышения эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов государственного управления, руководителей и специалистов народного хозяйства для работы в условиях рыночной экономики Совет Министров БССР постановил [9] образовать на базе упраздняемого Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров при Белорусском государственной институте народного хозяйства им. В. В. Куйбышева Академию управления при Совете Министров БССР (сегодня — Академия управления при Президенте Республики Беларусь), которой в 1995 году присвоен статус президентской.

В 90-х многие институты получили статус университетов. Кроме того, появились негосударственные вузы. В 1992 году в Минске был основан Европейский гуманитарный университет. В 2004 году он был вынужден прекратить работу в республике и с 2005 года действует в Литве.

Реформа 2008 года

Вернула белорусскую школу к 11-летнему обучению. [10]

Кодекс об образовании

Проект

Ряд положений проекта:

Формы получения образования

Образовательные программы осваиваются в следующих формах (в зависимости от потребностей и возможностей личности):

Уровни образования

какое бывает образование в беларуси

Высшее образование

Современное состояние

В 1992 году в Минске был основан Европейский гуманитарный университет. В 2004 году он был вынужден прекратить работу в республике и с 2005 года действует в Литве.

В Белоруссии студенты вузов могут получать академические степени специалиста (бакалавра) и магистра, хотя республика, в отличие от большинства остальных стран Европы, не подписала Болонскую декларацию.

Выпускники вузов могут продолжить обучение и получить послевузовское образование, поступив в аспирантуру и затем в докторантуру. Кроме того, возможно прохождение курсов переквалификации и получение второго высшего образования.

Обучение иностранных граждан

Обучение для граждан других государств, как правило, платное, стоимость которого зависит от выбранной специальности, формы обучения и учебного заведения.

Большинству иностранных студентов до начала обучения нужно пройти в Беларуси годичный языковой курс на факультете довузовской подготовки учебного заведения.

Все высшие учебные заведения Беларусии имеют отделы по обеспечению жильём, которые оказывают помощь в получении разрешения на временное проживание, помогают найти место жительства. Большинство студентов проживают в студенческих общежитиях. Это удобно и достаточно дёшево.

На 2010 год в Беларуси обучаются около 2 тысяч китайских студентов [31]

Интернатные учреждения

Статистика

В 2008 году 1 627 выпускников школ получили золотые медали и 282 — серебряные. В 2009 году около 2 тыс. выпускников школ стали золотыми и серебряными медалистами, значительно выросло число серебряных медалистов. Получение медали (с 1994 года их изготавливает УП «Теплообменная аппаратура и порошковая металлургия») даёт абитуриенту возможность при прочих равных условиях иметь преимущество при поступлении в вузы. На одной стороне медали — герб Белоруссии, на другой — надпись «За выдатныя веды» и нанесён отпечаток раскрытой книги в обрамлении солнечных лучей и колосьев. Претенденты на золото должны иметь свидетельство об общем базовом образовании с отличием и примерное поведение, а в старших классах у выпускников годовые и экзаменационные отметки — «девять» и «десять». Серебряной медалью награждаются юноши и девушки, которые претендовали на золото, но немного не дотянули до высшей ступеньки учебного пьедестала. [33]

Примечания

См. также

Литература

Ссылки

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

Источник

Как устроено образование в Белоруссии и чем оно отличается от российского

какое бывает образование в беларуси

Мария Кучерова знает о проблемах российского образования очень многое, а о нашем ЕГЭ, кажется, всё. На этот раз она отправилась в Белоруссию, где её потрясли многие вещи: чистота, порядок и система образования. Здесь Мария придумала новый проект для своего блога.

Когда я вернулась из поездки, я уже точно знала, что у меня созрел новый интересный проект. Я ничего подобного не ожидала от этого краткосрочного путешествия. Конечно, я как блогер, пишущий о ЕГЭ, думала, что непременно поспрашиваю там, как белорусские школьники сдают выпускные экзамены, как устроена белорусская образовательная система и как абитуриенты поступают в вузы, но я не ожидала, что эта поездка так сильно меня встряхнёт. Я уехала из Москвы накануне 12 июня, дня рождения суверенной России. Я не понимала, как фантом рухнувшей империи СССР будет сопровождать меня в прямом и переносном смысле на белорусской земле.

Теперь я очень хочу исследовать вот какой вопрос: как образовательная система Советского Союза, в котором я родилась и выросла, трансформировалась и видоизменилась на постсоветском пространстве.

Про Россию, как я тогда думала, мне было вроде бы всё более или менее понятно. Однако именно в Беларуси поняла, что, размышляя о судьбе классического советского образования, я многого не знаю и не учитываю.

Что же произошло с образовательными системами в бывших странах СССР после его краха 26 декабря 1991 года? Прошло уже более 25 лет, пора подвести хоть какие-то итоги. Сегодня многие ностальгируют по советской образовательной системе, сетуют, что мы безвозвратно её потеряли. Выросло уже не одно свежее поколение школьников, но она не умерла, на мой взгляд. Чтобы проследить, что произошло с этой махиной, мало отследить реформирование образовательного пространства, ограничиваясь картой России. Не надо думать, что мы, россияне, — основные носители этой образовательной идеологии. Только увидев комплекс изменений на всём постсоветском пространстве, можно понять весь масштаб трансформаций.

Какие метаморфозы претерпело знакомое моему поколению советское образование за эти 25 лет? Согласитесь, вопрос и масштабный, и жутко интересный. Попробую рассказать вам, как всё это вижу я. Открыть свою летопись хочу именно с Беларуси, в которую просто влюбилась.

Чтобы россиянину попробовать понять Беларусь, первое знакомство надо начать именно с автомобильного путешествия. Я очень рада, что границу между нашими странами впервые пересекла именно на машине. Это неизгладимое впечатление теперь навсегда в моей памяти. Никаких особых примет международной границы вы не увидите, поэтому понимание того, что вы уже на другой земле, будет приходить к вам не сразу.

Большие белые аисты на длинных красных ногах, важно разгуливающие вдоль дорог. Просторы полей, где засеян каждый кусочек, и полное отсутствие борщевика. Ухоженные обочины, чистые и прямые дороги, на которых значительно меньше машин и водители соблюдают правила дорожного движения. Выбеленные коровники и стада довольных коров. В какой-то момент я вдруг поняла, что и лес тоже другой, он прозрачный. Белорусы говорят «звенящий». И все это вместе взятое прямо или косвенно можно назвать рукотворным чудом, включая очищенный от бурелома лес. Оказывается, лес тоже можно прореживать…

какое бывает образование в беларуси

Да, Республика Беларусь — это страна чистоты и порядка на простом бытовом уровне. Чтобы понять это, достаточно даже одного дня пребывания в этой стране. Такая она — Белая Русь. Я заранее прошу прощения за свою восторженную субъективность, но трудно быть беспристрастным, когда находишься в ситуации очарования от первого знакомства.

Жили мы три дня в небольшом городе Березино, а одни сутки посвятили беглому, но очень приятному знакомству с Минском. Для меня самым ценным было общение с людьми, и здесь я получила не только огромное количество радости и позитива, но и массу полезной информации. Безусловно, природа и люди — главное богатство этой страны. Кстати, именно это сочетание, как мне кажется, зашифровано в государственном флаге этой республики.

Березино — это небольшой город с населением 12 000 человек, расположенный примерно за 100 километров от Минска. В нём три школы и одна гимназия. О качестве образования предметно судить не могу — много узнать за три дня не получилось. Семья, которая нас приютила у себя дома, — это лишь частный пример. Однако из таких частностей складываются закономерности.

Две дочки оканчивали школу в этом небольшом городе уже после развала СССР, обе работают сейчас в крупных международных компаниях, одна в Москве, другая — в Минске. Даже в таком небольшом городе удалось дать им отличное образование: старшая дочь в совершенстве знает немецкий язык, младшая — английский. С эрудицией у обеих полный порядок, никакого налёта провинциальности.

Расскажу немного о Березино, поскольку для любого путешественника места, где он побывал, со временем становятся своеобразным олицетворением всей страны. Это, конечно, субъективный взгляд: Беларусь очень разная. Все в один голос говорили, что надо обязательно побывать на западе страны, чтобы получить более полное представление, однако мне хватило и небольшого города, чтобы кое-что понять.

Меня сильно поразило, как белорусы относятся к оставшейся от СССР инфраструктуре, они её бережно оберегают и содержат в идеальном порядке. Своим ровесникам, рождённым в 70-х, советую съездить в любой маленький белорусский городок, чтобы просто зайти в универмаг или Дом быта. Это такая сильная и настоящая ностальгическая волна детства!

какое бывает образование в беларуси

История не терпит сослагательного наклонения, поэтому не будем сейчас гадать, что было бы, если бы империя не рухнула. Одно наблюдение из этой поездки я точно привезла домой: Республика Беларусь не проклинает своё советское прошлое и не пытается его вымарать из своей памяти. На главной улице по-прежнему стоит Ленин, в городском универмаге всё так же, как было лет 30 назад. Старый стадион в идеальном состоянии: и поле, и беговые дорожки, и трибуны.

И ещё один факт мне бросился в глаза. В небольшом Березино есть настоящая историческая архитектурная жемчужина — это усадьба польских князей Потоцких. Так вот она стоит заброшенная и законсервированная.

какое бывает образование в беларуси

Одна из немногих архитектурных достопримечательностей города (если верить «Википедии») — это главный его позор. Не подумайте, что белорусы не умеют восстанавливать архитектурные памятники. Ещё как умеют! В этом я убедилась в Минске. Качеству и достоверности проделанной работы в центре белорусской столицы может позавидовать даже Москва и Питер.

какое бывает образование в беларуси

Просто в маленьком городе Березино приоритеты расставлены так, что дворянская усадьба явно не на первом месте. В этом я увидела определённую закономерность. И именно на этой ноте предлагаю вернуться к разговору о реформах в образовании.

Финское образовательное чудо стало уже предметом многочисленных иронических комментариев российских блогеров и журналистов: не знаешь, что писать об образовании, напиши о Финляндии. Но рассуждения о финских образовательных реформах не должны становиться общим местом, поскольку это яркий пример того, как за непродолжительный период времени можно оказаться в другой образовательной реальности.

Россия и Финляндия пошли разными дорогами, однако обе страны участвуют в международных исследованиях качества образования. Но я точно знаю, пока наш Выборг не станет таким же красивым и «облизанным» реставраторами, как финские города, находящиеся буквально в нескольких километрах от нашей границы, России нечего делать и в Болонском процессе, и в PISA. Всё это лишь имитация вовлечения в общеевропейский процесс.

В Беларуси я увидела лишь одну заброшенную усадьбу, поэтому выводы делать не имею право. Что за три дня точно можно было оценить, так это спортивные сооружения города Березино. В это невозможно поверить, пока сам не увидишь. Есть не только собственный стадион, но даже и футбольный клуб!

А недавно в городе отстроили шикарный даже по московским меркам бассейн. Знаю не понаслышке — сама в нём плавала. Находится он в здании Березинской специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва. Кроме плаванья здесь есть секции греко-римской борьбы, волейбола, баскетбола, настольного тенниса, мини-футбола, есть и тренажёрный зал. И это не единственный спортивный комплекс в городе. Как видите, со спортом у березинцев всё в полном порядке. Вот новостной выпуск об открытии бассейна.

Кстати, отношение к здоровью и спорту в Беларуси — это не пустые слова. По данным ВОЗ (2015 год) средняя продолжительность жизни в Беларуси выше, чем в России: мужчины — 72,3 (в России — 70,5), женщины — 78 (в России — 76,3).

Она вошла в первую сотню стран, заняв 98 место (у России — 110 место.)

какое бывает образование в беларуси

Образование в Российской Федерации и Республике Беларусь после развала СССР

Так выглядят сухие цифры становления новых (постсоветских) образовательных систем в двух странах.

какое бывает образование в беларуси

какое бывает образование в беларуси

Как мы видим, масштаб реформ по сравнению с Россией у белорусов скорее косметический. В 2008 году многие начинания были остановлены искусственно, причём сделано это было централизованно, на самом высоком государственном уровне.

Беларусь не торопится догонять Россию, поэтому с осторожностью относится к идеям подушевого финансирования и стимулирующей системе оплаты труда педагогов. С 2017 года планируется подключить к эксперименту по внедрению нормативно-подушевого финансирования некоторые дошкольные учреждения. Ведутся разговоры и о новой системе оплаты труда, правда, пока все на уровне дискуссий, как я поняла.

А вот сухие цифры, показывающие доход учителей в двух странах.

Россия

Ставка учителя — 18 часов.

Средняя зарплата учителя (в зависимости от региона, учебная нагрузка не учитывается) — от 10 000 до 80 000 рублей (1701 350 долларов США).

Средняя зарплата по России — 30 800 рублей (примерно 522 доллара США).

Беларусь

Ставка учителя — 20 часов.

Средняя зарплата учителя — 500600 белорусских рублей (примерно 15 00020 000 российских рублей или 250300 долларов США).

Средняя зарплата в Республике Беларусь — примерно 750 белорусских рублей (385 долларов США).

Для сравнения — зарплата учителя в Финляндии составляет 3 500 евро.

Комментировать цифры не буду, сами делайте выводы. Скажу только, что цены на продукты в Республике Беларусь ниже, чем в Москве, например. Причём продукты эти высочайшего качества, поскольку многое производят сами белорусы. С сельским хозяйством и животноводством тут всё в порядке.

Хочу оговориться в одном важном вопросе: я не сторонница искусственной консервации советской образовательной системы как единственного блага. Работая учителем с 1995 по 2012 годы, я всеми фибрами души ощущала необходимость перемен в российской школе. Но не такими темпами, не такими средствами и не такой ценой!

В России проектное обучение, на мой взгляд, провалилось и носит чисто формальный характер. Профильное обучение породило и прочно закрепило философию разумного эгоизма выпускников.

ФГОС для большинства учителей — это филькина грамота, трудночитаемые документы с трудновыполнимыми требованиями, и, главное, всё равно большинство работает по старинке

Новая система оплаты труда учителей выстроила бетонную стену между преподавателями и администрацией, породив барство среди директоров и ректоров и полностью деформировав нормальные человеческие отношения внутри педагогических коллективов. Объединение в комплексы, на мой взгляд, вообще попахивает диверсией. Про ЕГЭ даже в двух словах не могу сформулировать своё отношение. Об этом мною написана не одна статья.

Централизованное тестирование вместо ЕГЭ

Особо хочу отметить, что в Республике Беларусь централизованное тестирование (ЦТ) имеет ряд серьёзных различий с российским ЕГЭ, хотя белорусы не скрывают, что первые тестовые материалы разрабатывались именно в Москве. О белорусском централизованном тестировании я обязательно расскажу отдельно в следующей статье. Именно различия белорусского ЦТ и российского ЕГЭ поразили меня больше всего. Это был мой личный масштабный культурный шок, поскольку многое в системе поступления выпускников в вузы в этой стране совпадает с моими предложениями по реформированию российского ЕГЭ. Я-то думала, что это мои фантазии, а оказывается, целая страна живёт по таким правилам.

Несмотря на консерватизм и выжидательную тактику, сама политика реформирования в Беларуси порой более гибкая, чем в России. Президент страны не боится заявить: «Исходя из мнения родителей и учителей, по крайней мере, большинства из них, мы приняли решение прекратить затратные эксперименты и возвратиться к той школе, которую мы все хорошо знали». Очень нагляден эпизод с возвратом к 11-летнему образованию в 2008 году. Александр Лукашенко публично признался в ошибочной стратегии, и решение о возврате к старой системе принимало не Министерство образования, а Администрация президента.

Такое же настороженное отношение у Беларуси, на мой взгляд, и к вступлению в Болонский процесс.

Республика дважды подавала заявку на включение её в общеевропейский процесс (в 2012 и 2015 годах). Можно сказать, что в 2015 году Беларусь приняли в Болонский процесс условно, поставив перед страной ряд задач:

Январский отчёт 2017 года Общественного Болонского комитета по Республике Беларусь нельзя назвать оптимистичным, основные выводы в отчёте неутешительные: реформирование высшего образования идёт в стране не так, как хотелось бы комитету. Вот, почитайте сами.

У меня сложилось впечатление, что с Болонским процессом в Беларуси всё более чем неоднозначно. Моё интуитивное ощущение, что подобные поступки руководства страны можно объяснить если не лукавством, то крайней осторожностью. И такое поведение вполне вписывается в образ главы государства как крепкого хозяйственника: семь раз отмерь — один раз отрежь. Можно по-разному относиться к этим фактам, но я поняла следующее.

Людям, которые могут своими руками обработать каждый клочок земли и которые победили борщевик вдоль дорог, я бы доверила воспитание собственных детей!

Я преклоняюсь перед европейской цивилизацией за то, что она подарила нам высшее образование как институт, и очень хочу, чтобы все выпускники получали качественное и современное образование независимо от того, в какой точке Земли они живут. Но чудес не бывает, всё постсоветское пространство переживает сейчас образовательный кризис, поэтому нужно очень осторожно менять коней на переправе.

Для Беларуси момент истины настанет в 2018 году, когда будут обнародованы первые результаты исследования PISA. Кстати, это будет момент истины и для российского образования. В этом я не сомневаюсь ни на минуту. Более 20 лет Беларусь сохраняла (как могла) свою традиционную среднюю школу, доставшуюся в наследство от советского периода. Сама жизнь предоставляет нам уникальную возможность провести сравнительное исследование двух образовательных систем в развитии. Я с нетерпением жду официальных цифр статистики от PISA по белорусским подросткам в 2018 году. Ведь PISA — это сравнительное исследование 15-летних школьников на предмет их готовности к жизни.

Из того, что я узнала о молодой Республике Беларусь, хочется выделить главное: мне очень по душе тот факт, что многое в образовательной политике строится на простой житейской мудрости и чёткой логике. Например, учебники в школах выдаются в библиотеках, централизованно, как и у нас, но за пользование ими каждая семья должна заплатить. Согласитесь, в этом есть резон.

Многие, наверняка, знают, что в республике до сих пор существует система распределения по окончанию вузов для бюджетников. Обычно — это работа в течение двух лет (для медиков — три года). Подобная ситуация вызывает много критики, но нельзя не признать, что и в этом есть положительная логика и выгода для государства, которое берёт на себя оплату обучения каждого студента из бюджета страны. В Европе подобная тактика была бы спорной, а вот в России, например, подобные шаги пошли бы явно на пользу экономике. Кроме того, ни для кого не секрет, что наши выпускники не всегда работают по специальности, воспринимая диплом об окончании российского вуза как своеобразный пропуск на тот или иной социальный лифт.

Государственная философия в отношении студентов высших учебных заведений в Республике Беларусь вообще, на мой взгляд, не терпит никаких сантиментов: от молодых абитуриентов и выпускников требуется полная самостоятельность в принятии решений и ответственность за свои поступки.

Они стремятся выпускать профессионалов, а не владельцев заветных дипломов с неопределенными планами собственного трудоустройства

Есть одна общая для всех бывших союзных республик проблема — это возвращение родного языка в речевую практику молодежи. На мой взгляд, белорусы делают это деликатно: любой выпускник может сам решить, какой язык (русский или белорусский) выбрать для итоговой аттестации. История Беларуси преподается только на родном языке. В Минске я видела несколько рекламных щитов с ненавязчивой и милой социальной рекламой, призывающей учить белорусский язык. Часто общественность поднимает вопрос, что процесс возвращения белорусского языка организован очень медленно. Даже Светлана Алексиевич, лауреат нобелевской премии по литературе, слышит в свой адрес упрёки, что пишет на русском. Я думаю, что в этом вопросе не надо торопиться. Если делать всё не спеша и, главное, осмысленно, то результат будет обязательно.

Много критики обрушивается на реформаторов в Беларуси, и главная претензия — это консерватизм и нежелание двигаться в сторону последних трендов. Но мне очень нравится именно тот факт, что чиновники не торопятся апробировать российские и европейские образовательные новшества на собственных детях.

Надеюсь, что выжидательная тактика в отношении подрастающего поколения в Республике Беларусь продиктована мудростью, а не самодурством.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *