Фвуа 100 что это
Фвуа 100 что это
Средства коллективной защиты для герметизированных подвижных объектов ВВТ
В состав установки ФВУА-100 входят: предфильтр ПФА-75М, фильтр-поглотитель ФПТ-200М (ФПТ-200Б), электровентилятор ЭВ-100-12 или ЭВ-100-24, щит контроля, фильтр радиопомех ФР-81Ф, комплект воздуховодов и монтажных деталей.
Установка ФВУА-100Ф с повышенным ресурсом работы в запыленной атмосфере выпускается в четырех модификациях и отличается конструкцией электровентилятора и предфильтра.
В состав установки ФВУА-100Ф входят: фильтр-поглотитель ФПТ-200М (ФПТ-200Б), электровентилятор ЭВЛ-100-12Ф или ЭВЛ-100-24Ф, противопыльный фильтр, щит контроля, фильтр радиопомех ФР-81Ф, комплект воздуховодов и монтажных деталей.
Установка ФВУА-100А выпускается в двух модификациях с напряжением питания 12В и 24 В.
В состав установки ФВУА-100А входят: фильтр-поглотитель ФПТ-200М (ФПТ-200Б), блок противопыльных кассет БПК-100, электровентилятор ЭВЛ-100-12 или ЭВЛ-100-24, фильтр радиопомех ФР-81Ф, щит контроля, комплект монтажных и крепежных деталей.
Фильтровентиляционные установки подвижных объектов бронетанкового вооружения и техники могут работать в режиме фильтровентиляции или чистой вентиляции. Для управления потоком воздуха, выходящим из нагнетателя-сепаратора, применяется клапанный механизм.
Проверка правильности монтажа и исправности фильтровентиляционных установок. Монтаж ФВУ на подвижных объектах вооружения и военной техники производится, как правило, на заводах-изготовителях объектов согласно типовым схемам размещения.
При поступлении объекта в часть и при его дальнейшей эксплуатации проводится осмотр, проверка работоспособности установки и герметичности корпуса объекта.
При осмотре проверяется комплектность фильтровентиляционной установки, соответствие размещения составных частей монтажным схемам, возможное наличие коррозии на металлических поверхностях, повреждений корпуса фильтра-поглотителя, вентиляционного защитного устройства и других элементов установки.
Работоспособность фильтровентиляционных установок автомобильных и герметичность кузова-фургона проверяется путем включения установок на 10-15 мин. Перед включением установок проверяются:
— исправность заглушки выходного патрубка установки, которая должна легко вращаться;
— положение стрелки прибора контроля, которая должна находиться в нулевом положении;
— состояние закрепления, а также сохранность (отсутствие трещин) резиновых трубок на штуцерах прибора контроля.
Включение установки производится в следующей последовательности:
— установить вставку на щите контроля в положение «Подпор»;
— включить электровентилятор установки при помощи АЗС-40;
— открыть заглушку воздуховода до отказа;
— закрыть плотно двери, окна и люки объекта;
— при наличии на объекте регулирующего клапана избыточного давления установить с его помощью необходимое избыточное давление в объекте.
Подпор в кузове-фургоне при номинальном объемном расходе установки должен составлять не менее 25 мм вод.ст. При подпоре менее указанного значения необходимо принять меры по повышению герметичности кузова-фургона.
Работоспособность установки и герметичность корпуса объектов БТВТ проверяются путем пробного включения установки на 10-15 мин при полной герметизации объекта.
Должны быть закрыты люки, двери, бойницы и клин затвора пушки, вытяжные вентиляторы должны быть выключены и их заслонки закрыты. Перед включением установки и измерением подпора в объекте двигатель танка (БМП, БТР и др.) должен работать на средних оборотах, снижение напряжения на клеммах аккумуляторных батарей автомобиля должно быть не более 10% от номинального значения. Подпор может быть измерен с помощью жидкостного манометра при работе установки как в режиме чистой вентиляции (воздух поступает в объект, минуя фильтр-поглотитель), так и в режиме фильтровентиляции (воздух поступает в объект через фильтр-поглотитель).
Измерение производится в следующей последовательности:
— вывернуть сквозной болт из корпуса объекта;
— на один конец жидкостного манометра надеть резиновую трубку, другой конец которой через образовавшееся отверстие ввести внутрь обитаемого отделения объекта, место ввода загерметизировать;
— загерметизировать объект (закрыв все двери, окна, люки и т.д.);
— включить ФВУ в требуемый режим работы;
— расстояние между верхним и нижним менисками жидкости в манометре соответствует подпору, создаваемому в обитаемом отделении объекта. Полученные данные сверяются с контрольными показателями согласно табл. 2.8.
Герметичность трассы установки и качественное состояние фильтра-поглотителя по парам и аэрозолям ТХ проверяется с использованием хлорпикрина (этилмеркаптана, вещества СS). Перед проверкой объект герметизируется, пускается двигатель объекта и включается установка. Проверка производится, как указано в п. 2.12. При обнаружении в объекте запаха хлорпикрина (этилмеркаптана, СS) необходимо заменить фильтр-поглотитель и повторить проверку. В случае повторного обнаружения запаха проверяется герметичность трассы ФВУ путем смачивания мыльно-пенным раствором мест соединения воздуховодов и гнезда клапана. Обнаруженные неисправности устраняются затяжкой соединительных муфт и ремонтом клапанного механизма. Личный состав, находящийся в объекте при проверке установки, в случае обнаружения запаха этилмеркаптана (вещества СS) должен надеть противогазы и выйти из объекта.
После окончания проверки объект проветривается путем открывания окон, люков, дверей и включения системы вентиляции.
Средства коллективной защиты для негерметизированных подвижных объектов вооружения и военной техники
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЛЕКТОРНЫХ ФИЛЬТРОВЕНТИЛЯЦИОННЫХ УСТАНОВОК
Количество защищаемых людей
Объемный расход воздуха, м3 /ч
Напряжение питания, В
Мощность, потребляемая электродвигателем, Вт
Мощность*, потребляемая ФВУ при включенных электрокалориферах, Вт
Напор электровентилятора, мм вод.ст.
Сопротивление постоянному потоку воздуха фильтров-поглотителей (фильтрующе-сорбирующих кассет), мм вод.ст.
Сопротивление постоянному потоку воздуха ФВУ, мм вод.ст.
Габариты фильтров-поглотителей (кассет), мм
Масса комплекта, кг
* Приведена мощность в зависимости от количества защищаемых людей и количества включенных спиралей электрокалорифера.
** Приведены диаметр и высота кассет.
В коллекторных фильтровентиляционных установках ФВУ-15 и ФВУА-15 используются соответственно электровентиляторы ЭВ-15 и ЭВ-15-12 (ЭВ-15) совместно с фильтром-поглотителем ФП-15.
В коллекторных фильтровентиляционных установках ФВУ-3,5 и ФВУ-7 используются фильтровентиляционные агрегаты ФВА-3,5 и ФВА-7, включающие электровентиляторы и фильтрующе-сорбирующие кассеты.
Основным элементом фильтровентиляционной установки ФВУ-20 является фильтровентиляционный агрегат ФВА-20, включающий в себя воздухозаборное устройство, предфильтр ПФ-20, электровентилятор ЭВ-20, сорбирующий блок Б-50 и противоаэрозольный фильтр ПАФ-20.
В комплект коллекторных фильтровентиляционных установок входят электрокалориферы КЭ-3,5.
Для соединения коммуникаций установок используются резинотканевые шланги, подводящие воздух от агрегатов к рабочим местам членов экипажа, а также герметичные клапаны и раструбы для подсоединения фильтрующе-поглощающих коробок типа ЕО-18К и ФВУ, переходники и соединительные элементы.
Соединение раструбов с фильтрующе-поглощающими коробками осуществляется с помощью стяжных хомутов. Для повышения герметичности соединения между раструбом и фильтрующе-поглощающей коробкой помещается резиновая муфта.
Раструб с фильтрующе-поглощающей коробкой присоединяется к фильтровентиляционной установке через клапан с помощью резьбового соединения. В этом положении клапан открыт. Раструб с коробкой помещается в сумке для противогаза.
В состав ФВУ-20 входит дифманометр-напоромер для измерения величины объемного расхода воздуха установки и автомат защиты сети. Установки ФВУА-15 и ФВУ-20 имеют в своем составе фильтр радиопомех.
Принцип работы коллекторных фильтровентиляционных установок заключается в следующем. Воздух, содержащий ТХ, РП и БА, подается электровентилятором непосредственно из объекта и нагнетается в фильтр-поглотитель (фильтрующе-сорбирующую кассету), где очищается от вредных примесей. Очищенный воздух по шлангам подается через фильтрующе-поглощающие коробки в подмасочное пространство лицевых частей противогазов. В холодное время года воздух подогревается в электрокалориферах.
Проверка правильности монтажа и исправности коллекторных фильтровентиляционных установок
Коллекторные фильтровентиляционные установки монтируются на объектах техники по схемам, приведенным в технических описаниях и инструкциях по эксплуатации.
Правильность монтажа и исправность установок проверяется после монтажа и в процессе последующей эксплуатации. Проверка осуществляется внешним осмотром и оценкой работоспособности установок.
При осмотре проверяются комплектность и качество сборки установок, соответствие сборки монтажным схемам, наличие коррозии, механических повреждений и других видимых неисправностей. Элементы установок не должны мешать действиям экипажа.
Работоспособность установок проверяется путем их кратковременного (на 5-10 мин) включения в работу. Предварительно с помощью штатных электроизмерительных приборов объектов техники проверяется напряжение бортовой электрической сети. Отсутствие посторонних шумов и нормальная подача воздуха под лицевые части противогазов при работе установок свидетельствует об их исправности. Ввиду двойной очистки воздуха (в фильтре-поглотителе и фильтрующе-поглощающей коробке) герметичность трассы ФВУ может не проверяться. Методика проверки исправности элементов коллекторной ФВУ приведена в таблице.
МЕТОДИКА ПРОВЕРКИ ИСПРАВНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ КОЛЛЕКТОРНЫХ ФВУ
Назначение, устройство и принцип работы средств коллективной защиты, установленных на штатной технике
Средства коллективной защиты для герметизированных подвижных объектов ВВТ
В состав установки ФВУА-100 входят: предфильтр ПФА-75М, фильтр-поглотитель ФПТ-200М (ФПТ-200Б), электровентилятор ЭВ-100-12 или ЭВ-100-24, щит контроля, фильтр радиопомех ФР-81Ф, комплект воздуховодов и монтажных деталей.
Установка ФВУА-100Ф с повышенным ресурсом работы в запыленной атмосфере выпускается в четырех модификациях и отличается конструкцией электровентилятора и предфильтра.
В состав установки ФВУА-100Ф входят: фильтр-поглотитель ФПТ-200М (ФПТ-200Б), электровентилятор ЭВЛ-100-12Ф или ЭВЛ-100-24Ф, противопыльный фильтр, щит контроля, фильтр радиопомех ФР-81Ф, комплект воздуховодов и монтажных деталей.
Установка ФВУА-100А выпускается в двух модификациях с напряжением питания 12В и 24 В.
В состав установки ФВУА-100А входят: фильтр-поглотитель ФПТ-200М (ФПТ-200Б), блок противопыльных кассет БПК-100, электровентилятор ЭВЛ-100-12 или ЭВЛ-100-24, фильтр радиопомех ФР-81Ф, щит контроля, комплект монтажных и крепежных деталей.
Фильтровентиляционные установки подвижных объектов бронетанкового вооружения и техники могут работать в режиме фильтровентиляции или чистой вентиляции. Для управления потоком воздуха, выходящим из нагнетателя-сепаратора, применяется клапанный механизм.
Проверка правильности монтажа и исправности фильтровентиляционных установок. Монтаж ФВУ на подвижных объектах вооружения и военной техники производится, как правило, на заводах-изготовителях объектов согласно типовым схемам размещения.
При поступлении объекта в часть и при его дальнейшей эксплуатации проводится осмотр, проверка работоспособности установки и герметичности корпуса объекта.
При осмотре проверяется комплектность фильтровентиляционной установки, соответствие размещения составных частей монтажным схемам, возможное наличие коррозии на металлических поверхностях, повреждений корпуса фильтра-поглотителя, вентиляционного защитного устройства и других элементов установки.
Работоспособность фильтровентиляционных установок автомобильных и герметичность кузова-фургона проверяется путем включения установок на 10-15 мин. Перед включением установок проверяются:
— исправность заглушки выходного патрубка установки, которая должна легко вращаться;
— положение стрелки прибора контроля, которая должна находиться в нулевом положении;
— состояние закрепления, а также сохранность (отсутствие трещин) резиновых трубок на штуцерах прибора контроля.
Включение установки производится в следующей последовательности:
— установить вставку на щите контроля в положение «Подпор»;
— включить электровентилятор установки при помощи АЗС-40;
— открыть заглушку воздуховода до отказа;
— закрыть плотно двери, окна и люки объекта;
— при наличии на объекте регулирующего клапана избыточного давления установить с его помощью необходимое избыточное давление в объекте.
Подпор в кузове-фургоне при номинальном объемном расходе установки должен составлять не менее 25 мм вод.ст. При подпоре менее указанного значения необходимо принять меры по повышению герметичности кузова-фургона.
Работоспособность установки и герметичность корпуса объектов БТВТ проверяются путем пробного включения установки на 10-15 мин при полной герметизации объекта.
Должны быть закрыты люки, двери, бойницы и клин затвора пушки, вытяжные вентиляторы должны быть выключены и их заслонки закрыты. Перед включением установки и измерением подпора в объекте двигатель танка (БМП, БТР и др.) должен работать на средних оборотах, снижение напряжения на клеммах аккумуляторных батарей автомобиля должно быть не более 10% от номинального значения. Подпор может быть измерен с помощью жидкостного манометра при работе установки как в режиме чистой вентиляции (воздух поступает в объект, минуя фильтр-поглотитель), так и в режиме фильтровентиляции (воздух поступает в объект через фильтр-поглотитель).
Измерение производится в следующей последовательности:
— вывернуть сквозной болт из корпуса объекта;
— на один конец жидкостного манометра надеть резиновую трубку, другой конец которой через образовавшееся отверстие ввести внутрь обитаемого отделения объекта, место ввода загерметизировать;
— загерметизировать объект (закрыв все двери, окна, люки и т.д.);
— включить ФВУ в требуемый режим работы;
— расстояние между верхним и нижним менисками жидкости в манометре соответствует подпору, создаваемому в обитаемом отделении объекта. Полученные данные сверяются с контрольными показателями согласно табл. 2.8.
Герметичность трассы установки и качественное состояние фильтра-поглотителя по парам и аэрозолям ТХ проверяется с использованием хлорпикрина (этилмеркаптана, вещества СS). Перед проверкой объект герметизируется, пускается двигатель объекта и включается установка. Проверка производится, как указано в п. 2.12. При обнаружении в объекте запаха хлорпикрина (этилмеркаптана, СS) необходимо заменить фильтр-поглотитель и повторить проверку. В случае повторного обнаружения запаха проверяется герметичность трассы ФВУ путем смачивания мыльно-пенным раствором мест соединения воздуховодов и гнезда клапана. Обнаруженные неисправности устраняются затяжкой соединительных муфт и ремонтом клапанного механизма. Личный состав, находящийся в объекте при проверке установки, в случае обнаружения запаха этилмеркаптана (вещества СS) должен надеть противогазы и выйти из объекта.
После окончания проверки объект проветривается путем открывания окон, люков, дверей и включения системы вентиляции.
Средства коллективной защиты для негерметизированных подвижных объектов вооружения и военной техники
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЛЕКТОРНЫХ ФИЛЬТРОВЕНТИЛЯЦИОННЫХ УСТАНОВОК
Количество защищаемых людей
Объемный расход воздуха, м3 /ч
Напряжение питания, В
Мощность, потребляемая электродвигателем, Вт
Мощность*, потребляемая ФВУ при включенных электрокалориферах, Вт
Напор электровентилятора, мм вод.ст.
Сопротивление постоянному потоку воздуха фильтров-поглотителей (фильтрующе-сорбирующих кассет), мм вод.ст.
Сопротивление постоянному потоку воздуха ФВУ, мм вод.ст.
Габариты фильтров-поглотителей (кассет), мм
Масса комплекта, кг
* Приведена мощность в зависимости от количества защищаемых людей и количества включенных спиралей электрокалорифера.
** Приведены диаметр и высота кассет.
В коллекторных фильтровентиляционных установках ФВУ-15 и ФВУА-15 используются соответственно электровентиляторы ЭВ-15 и ЭВ-15-12 (ЭВ-15) совместно с фильтром-поглотителем ФП-15.
В коллекторных фильтровентиляционных установках ФВУ-3,5 и ФВУ-7 используются фильтровентиляционные агрегаты ФВА-3,5 и ФВА-7, включающие электровентиляторы и фильтрующе-сорбирующие кассеты.
Основным элементом фильтровентиляционной установки ФВУ-20 является фильтровентиляционный агрегат ФВА-20, включающий в себя воздухозаборное устройство, предфильтр ПФ-20, электровентилятор ЭВ-20, сорбирующий блок Б-50 и противоаэрозольный фильтр ПАФ-20.
В комплект коллекторных фильтровентиляционных установок входят электрокалориферы КЭ-3,5.
Для соединения коммуникаций установок используются резинотканевые шланги, подводящие воздух от агрегатов к рабочим местам членов экипажа, а также герметичные клапаны и раструбы для подсоединения фильтрующе-поглощающих коробок типа ЕО-18К и ФВУ, переходники и соединительные элементы.
Соединение раструбов с фильтрующе-поглощающими коробками осуществляется с помощью стяжных хомутов. Для повышения герметичности соединения между раструбом и фильтрующе-поглощающей коробкой помещается резиновая муфта.
Раструб с фильтрующе-поглощающей коробкой присоединяется к фильтровентиляционной установке через клапан с помощью резьбового соединения. В этом положении клапан открыт. Раструб с коробкой помещается в сумке для противогаза.
В состав ФВУ-20 входит дифманометр-напоромер для измерения величины объемного расхода воздуха установки и автомат защиты сети. Установки ФВУА-15 и ФВУ-20 имеют в своем составе фильтр радиопомех.
Принцип работы коллекторных фильтровентиляционных установок заключается в следующем. Воздух, содержащий ТХ, РП и БА, подается электровентилятором непосредственно из объекта и нагнетается в фильтр-поглотитель (фильтрующе-сорбирующую кассету), где очищается от вредных примесей. Очищенный воздух по шлангам подается через фильтрующе-поглощающие коробки в подмасочное пространство лицевых частей противогазов. В холодное время года воздух подогревается в электрокалориферах.
Проверка правильности монтажа и исправности коллекторных фильтровентиляционных установок
Коллекторные фильтровентиляционные установки монтируются на объектах техники по схемам, приведенным в технических описаниях и инструкциях по эксплуатации.
Правильность монтажа и исправность установок проверяется после монтажа и в процессе последующей эксплуатации. Проверка осуществляется внешним осмотром и оценкой работоспособности установок.
При осмотре проверяются комплектность и качество сборки установок, соответствие сборки монтажным схемам, наличие коррозии, механических повреждений и других видимых неисправностей. Элементы установок не должны мешать действиям экипажа.
Работоспособность установок проверяется путем их кратковременного (на 5-10 мин) включения в работу. Предварительно с помощью штатных электроизмерительных приборов объектов техники проверяется напряжение бортовой электрической сети. Отсутствие посторонних шумов и нормальная подача воздуха под лицевые части противогазов при работе установок свидетельствует об их исправности. Ввиду двойной очистки воздуха (в фильтре-поглотителе и фильтрующе-поглощающей коробке) герметичность трассы ФВУ может не проверяться. Методика проверки исправности элементов коллекторной ФВУ приведена в таблице.
МЕТОДИКА ПРОВЕРКИ ИСПРАВНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ КОЛЛЕКТОРНЫХ ФВУ
Перевод установки на работу в режим вентиляции производится поворотом рычажка на корпусе отопителя в положение ВЕНТИЛЯЦИЯ.
Инструкция по пользованию отопителя находится на щите управления.
ФИЛЬТРО – ВЕНТИЛЯЦИОННАЯ УСТАНОВКА ФВУА–100Н–12
Назначение и технические данные
Установка фильтро–вентиляционная, автомобильная ФВУА–100Н–12 предназначена для очистки воздуха от радиоактивной пыли, отравляющих веществ, бактериальных средств и подачи его в герметизированные объекты.
— номинальная производительность м 3 /час – 100;
— минимальная производительность м 3 /час – 90;
— напряжение питания, В – 12 или 24;
— потребляемый ток, А – 19.
Принцип работы
Наружний воздух при помощи электровентилятора протягивается через предфильтр, где очищается от грубо–дисперсной пыли, а затем поступает в фильтр–поглотитель, где очищается от отравляющих и радиоактивных веществ, бактериальных средств и по воздуховоду направляется внутрь герметизированного объекта.
При работе установки внутри объекта создаётся избыточное давление воздуха, величина которого зависит от количества подаваемого воздуха и степени герметичности объекта.
Порядок работы с установкой
Включение установки производится, как правило, для очистки воздуха от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериальных средств. Допускается использование установки для очистки воздуха от незараженной пыли; суммарное время её работы при этом не должно быть более 250 часов.
Включение установки производится в следующей последовательности:
— установить вставку щита контроля в положение ПОДПОР;
— автоматом защиты сети щита контроля включить электровентилятор;
— открыть заглушку воздуховода до отказа;
— закрыть плотно двери, окна и люки объекта;
— установить необходимое избыточное давление в объекте при помощи клапана избыточного давления (стравливающего клапана).
При эксплуатации установки необходимо осуществлять контроль за избыточным давлением в объекте.
Производительность установки проверяется при полностью открытой заглушке в случае падения избыточного давления ниже минимального, установленного для объекта.
После выключения установки закрыть заглушку до отказа.
Замена кассеты предфильтра на новую производится в следующих случаях:
— после окончания срока хранения на складе или на объекте – 5 лет;
— после истечения срока эксплуатации установки (пробег 30 000 км колёсной техники или 8 000 км гусеничной техники в течение 5 лет со дня выпуска);
— при уменьшении производительности, если количество очищенного воздуха, подаваемого в объект, составляет менее 6 м 3 /час на человека;
— после дегазации и дезактивации объекта.
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Средства очистки воздуха подвижных объектов
Автомобильная фильтровентиляционная установка ФВУА-100 предназначена для воздухоснабжения герметизированных подвижных объектов наземной техники в заражённой атмосфере и защиты личного состава и оборудования объектов от БТХ, РП и БА, а также для создания необходимого избыточного давления (подпора) в них.
В состав установки ФВУА-100 входят предфильтр ПФА-75М, фильтр-поглотитель ФПТ-200М(К), электровентилятор, фильтр радиопомех, щит управления и контроля, комплект монтажных сборок и деталей.
Технические данные установки: производительность 100м 3 /ч; напор на выходе установки не менее 300Па; напряжение питания 12 или 24В.
Защитные свойства ФВУА сохраняются при температуре воздуха до ±50 о С; при избыточном давлении во фронте ударной волны 50кПа; при пробеге автомобильной техники 25000км; гусеничной техники – 8000км; при небоевой эксплуатации с продувом чистым воздухом в течение 200ч.
Предфильтр ПФА-75М предназначен для очистки воздуха, подаваемого в объект от грубодисперсной радиоактивной и обычной пыли.
Фильтр-поглотитель ФПТ-200М(К) служит для очистки подаваемого в объект воздуха от мелкодисперсной РП, БТХ и БА.
Электровентилятор предназначен для забора наружного воздуха, просасывания его через средства очистки и подачи очищенного воздуха в герметизированный объект и создания в нём подпора (избыточного давления).
Фильтр радиопомех служит для защиты радиоаппаратуры от радиопомех, создаваемых электродвигателем вентилятора.
Щит управления и контроля предназначен для размещения дифманометра-напоромера, автомата защиты сети, крана переключения дифманометра-напоромера и тумблеров включения-выключения установки.
При подготовке ФВУА-100 к работе необходимо: установить ручку крана переключения дифманометра-напоромера в положение ПОДПОР; снять заглушки с предфильтра, для чего предварительно снять колпак и отбойник, а затем установить обратно; проверить работоспособность электродвигателя, наличие электропитания в бортовой сети кратковременным включением автомата защиты сети; проверить работу заглушки, которая должна вращаться легко, без заедания, после чего заглушку закрыть; подтянуть болтовые соединения, шплинты стяжных хомутов, рукавов и т.д.; проверить крепление резиновых трубок на штуцерах дифманометра-напоромера, штуцере подпора, кране переключения и воздуховоде с заглушкой.
Включение установки осуществляется в следующем порядке: установить ручку крана переключения в положение ПОДПОР; открыть клапан избыточного давления или стравливающий клапан в объекте; включить электровентилятор с помощью автомата защиты сети; открыть заглушку воздуховода до отказа; закрыть плотно двери, люки, окна и другие отверстия объекта, кроме клапана избыточного давления (стравливающего клапана) и воздуховода; установить с помощью клапана избыточного давления (стравливающего клапана) необходимый подпор в объекте.
При эксплуатации установки необходимо контролировать подпор в объекте.
Для выключения установки следует выключить электровентилятор и закрыть заглушку на выходном воздуховоде до упора.
Система коллективной защиты бронеобъектов от ОМП включает средства герметизации обитаемых отделений, средства очистки воздуха от БТХ, РП и БА, прибор радиационной и химической разведки (ПРХР), коммутационную аппаратуру и исполнительные механизмы.
Средством очистки воздуха от БТХ, РП и БА на бронеобъектах является ФВУ.
Фильтровентиляционная установка (ФВУ-100, ФВУ-200) состоит из нагнетателя-сепаратора, фильтра-поглотителя (ФПТ-100М, ФПТ-200М(К)), воздухозаборного устройства, клапанного механизма.
В бронеобъектах, оборудованных системами ЗОМП, постоянно осуществляется режим чистой вентиляции. Переход на режим фильтровентиляции производится автоматически при вспышке ядерного взрыва (по команде «А»); при движении объекта по местности, заражённой РВ (по команде «Р»); при попадании объекта в заражённую БТХ атмосферу (по команде «О»).
Заблаговременный перевод на режим фильтровентиляции может производиться вручную по приказу командира; по сигналам оповещения о РХБ заражении и самостоятельно в случае артиллерийских, авиационных и ракетных ударов противника.
После включения ФВУ в режим фильтровентиляции необходимо убедиться в наличии подпора.
ПРХР обеспечивает подачу световой и звуковой сигнализации, а также выдачу электрических команд на исполнительные механизмы защиты.
Коммутационная аппаратура предназначена для управления исполнительными механизмами при поступлении в неё электрических команд от прибора ПРХР.
Исполнительные механизмы системы коллективной защиты осуществляют:
1. включение (выключение) нагнетателя-сепаратора с автоматическим открыванием (закрыванием) его клапанов;
2. закрытие крышек воздухопритоков на корпусе и башне;
3. включают привод клапанного механизма, устанавливающего режим чистой вентиляции или фильтровентиляции;
4. остановку двигателя бронеобъекта;
5. прекращение подачи воздуха для охлаждения стартёра-генератора.
При ядерном взрыве система ЗОМП работает следующим образом:
6. на 40с отключается нагнетатель-сепаратор, закрываются его клапаны, останавливается двигатель (если он работал);
7. закрываются воздухоприточные отверстия вытяжного вентилятора, происходит его динамическое торможение (если он работал);
8. срабатывает механизм, закрывающий жалюзи над радиатором и воздухоочистителем, а также заслонки газохода и эжекторной коробки;
9. по истечению 40с автоматически включается нагнетатель-сепаратор, открываются его клапаны, и обеспечивается возможность пуска двигателя.
На местности, заражённой РП, по сигналу прибора ПРХР герметизируется обитаемый отсек бронеобъекта, включается нагнетатель-сепаратор, клапан ФВУ переводится в положение «ФВ», создаётся подпор, бронеобъект продолжает двигаться. При этом одновременно происходит закрытие клапана и лючка вентиляции; переключение клапана системы охлаждения на забор воздуха через люк воздухопритока над воздухоочистителем; загорание соответствующих контрольных и сигнальных ламп на пультах прибора ПРХР, управления и сигнализации аппаратуры, на щите контроля приборов механика-водителя; выдача прерывистой сигнализации всем членам расчёта (экипажа).
При наличии в воздухе БТХ:
10. включается нагнетатель-сепаратор (если он был выключен), открываются его клапаны;
11. отключается вытяжной вентилятор (если он был включён);
12. закрываются воздухоприточные отверстия бронеобъекта, а также срабатывает клапан ФВУ. Подача воздуха в обитаемое отделение происходит через фильтр-поглотитель.
При подготовке системы защиты бронеобъектов к использованию необходимо:
13. закрыть все люки и двери; вложить в камеру орудия выстрел и закрыть клин затвора;
14. включить кнопку ПАЗ на центральном щитке механика-водителя;
15. включить ПРХР в соответствии с инструкцией на измерительном пункте прибора. При появлении в переговорном устройстве сигнала и загорании сигнальной лампочки на измерительном пульте ПРХР включить выключатель «НАГНЕТАТЕЛЬ» на центральном щитке механика-водителя.
Для проверки автоматической работы системы ЗОМП по сигналу А необходимо:
16. включить вентилятор ПАЗ, открыть жалюзи и крышки вытяжных вентиляторов, закрыть клапан ФПТ;
17. запустить двигатель (1300об/мин.);
18. включить электропривод наведения орудия;
19. включить ПРХР, нажать кнопку КОНТРОЛЬ ОБОГРЕВА, ОРА. При этом должна загореться полным накалом сигнальная лампа А, в переговорном устройстве прозвучит сигнал, откроется клапан ФПТ, остановится двигатель, включится привод ГН орудия, закроются жалюзи и заслонки вытяжных вентиляторов, что свидетельствует о работе системы защиты;
20. включить и выключить выключатель ПАЗ, при этом должны включиться цепи управления привода ГН, выключить привод ГН;
21. всё установить в исходное положение;
22. проверить задрайку люков и дверей;
23. восстановить действие привода подачи топлива;
24. открыть жалюзи и заслонки эжектора;
25. запустить двигатель и продолжать движение.
Для проверки автоматической работы по сигналу Р необходимо:
26. включить выключатель батарей;
27. включить выключатель ПАЗ, проверить, закрыт ли клапан ФПТ, открыть клапан вытяжного вентилятора;
28. переключатель КОМАНДЫ из положения ВЫКЛ перевести в положение РА, отвернуть заглушку кнопки КОНТРОЛЬ ОБОГРЕВА, ОРА, включить ПРХР;
29. нажать кнопку КОНТРОЛЬ ОБОГРЕВА, ОРА и держать 5-10с. При этом должна загореться полным накалом сигнальная лампа Р, закрыться клапан вытяжного вентилятора, открыться клапан ФПТ и в переговорном устройстве прозвучать сигнал, что свидетельствует о работе системы.
Для проверки автоматической работы системы по сигналу О необходимо:
30. включить выключатель батарей;
31. выключатель ПАЗ поставить в положение ВКЛ;
32. проверить, закрыт ли клапан ФПТ (сигнальная лампа ОТКР. КЛАПАН ФПТ не должна гореть);
33. открыть клапаны вытяжных вентиляторов;
34. переключатель КОМАНДЫ из положения ВЫКЛ. Перевести в положение ОРА;
35. отвернуть заглушку кнопки КОНТРОЛЬ ОБОГРЕВА, ОРА;
36. включить прибор ПРХР, ручку переключателя РОД РАБОТЫ установить в положение О;
37. нажать кнопку КОНТРОЛЬ ОБОГРЕВА, ОРА и держать 5-10с. При этом должны загореться полным накалом сигнальная лампа О; закрыться клапаны вытяжных вентиляторов, открыться клапан ФПТ; нагнетатель-сепаратор переключиться на работу через фильтр; в переговорном устройстве прозвучать сигнал и загореться сигнальная лампа ОТКР. КЛАПАН ФПТ на центральном щитке.
После проверки все исполнительные механизмы перевести в исходное положение.
Коллекторные фильтровентиляционные установки (ФВУ-7,5; ФВУ-15 и др.) предназначены для очистки заражённого воздуха, подаваемого под лицевые части противогазов расчётов (экипажей) негерметизированных объектов автомобильной техники и бронеобъектов.
Принцип работы коллекторных установок заключается в следующем. Воздух засасывается электровентилятором непосредственно из объекта или снаружи и нагнетается в фильтр-поглотитель (фильтрующую кассету), где очищается от вредных примесей. Очищенный воздух проходит по рукавам коллектора и подаётся через противогазовые коробки в подмасочное пространство лицевых частей противогазов. В холодное время года воздух, подаваемый в подмасочное пространство, подогревается в электрокалориферах.
В коллекторных установках используются личные противогазы членов расчёта (экипажа). При этом сумки личных противогазов заменяются на сумки, поставляемые в комплектах установок.