Фкис что это за предмет
Физкультура
Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»);
Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:
Содержание
Общие сведения
Термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время — журнал «Теория и практика физической культуры». Постепенно термин «физическая культура» получил распространение и в странах бывшего социалистического лагеря и в некоторых странах «третьего мира». Уже само наименование «физическая культура» указывает на ее принадлежность к культуре. Физическая культура — это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе. [1]
Средства физической культуры
Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.
Составные части физической культуры
Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания «физическая культура и спорт», «физкультура и спорт». В этом случае под «физической культурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру и лечебную физическую культуру.
Массовая физическая культура
Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.
Физическая рекреация
Рекреация (лат. — recreatio, буквально — восстановление) — 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация — это двигательно активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.
Лечебная физическая культура
Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.
Спорт
Спорт в традиционном выражении «физкультура и спорт» вынесен не только за рамки физкультуры в узком понимании этого термина, но и за рамки физической культуры в широком смысле, так как включает в себя также непосредственно не связанные с культурой физической виды деятельности (например, шахматы, шашки, бридж, билиард, стрельбу, ряд технических видов спорта и т. д.), подходящие под первоначальное значение английского слова «sport» как игры, забавы, развлечения. В широком смысле современное понятие физической культуры включает в себя только виды спорта, основанные на выполнении определенных физических упражнений и высокой двигательной активности. Неотъемлемыми особенностями спорта являются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких результатов, требующие повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, которые совершенствуются в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях. Такому выделению двух различных количественных и качественных уровней проявления возможностей и стремлений человека в занятиях массовой физкультурой и спортом и соответствуют известные у нас названия «культурник» и «спортсмен».
Адаптивная физическая культура
Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургском Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открыт факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов.
Физическое воспитание
Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания — учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально — образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837—1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербург-ской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятся специалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, то есть освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебных заведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателем кафедры физического воспитания. Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь ввиду, что за рубежом не в ходу английский термин «en:physical culture» в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport», «en:physical education», «en:physical training», «en:fitness» и др. Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.
В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».
Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.
К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:
Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.
Что полезного делают на физкультуре в школе, чем полезна физкультура, зачем в школе нужны уроки физкультуры
Чем полезна физкультура? Что из школьных уроков пригодится и сейчас?
Разбираемся вместе с фитнес-тренером.
Утро, рассвет ещё не забрезжил на горизонте. А российский школьник уже идёт навстречу огням школы с пакетом физкультурной формы наперевес. Мимо проплывают машины, но в головах детей — только одна мысль: «Ну почему физкультура сегодня не последним уроком?»
У всех нас есть множество причин не любить уроки физкультуры: кого-то дразнили одноклассники, кто-то так и не подружился с волейбольным мячом. Но плюсы у этих уроков всё-таки были (и нет, мы не про те дни, когда можно было уйти раньше или поспать больше вместо занятия).
Основная цель уроков физкультуры в школе — поддержка общего физического развития школьника. Дело не в оздоровлении или развитии конкретных физических возможностей, которые важны для отдельных видов спорта. Это стимул для детей осознанно включать в расписание активные часы. Но есть ли упражнения, которые лучше остальных помогают детям (и взрослым) быть здоровыми?
Если говорить сугубо про физические навыки, нет какой-то необходимости обучаться им отдельно. Если взять профессиональных спортсменов, которым нужны определённые физические нагрузки, они их получают в секциях, на отдельных тренировках. Им эта физкультура, как бы грубо ни звучало, ни горяча, ни холодна.
Другое дело, когда среднестатистический человек, который не задумывался о спорте, имеет для него фиксированные часы в расписании. Важно, в принципе, само наличие активности, занятий, времени, проведённого в движении.
Разминка, тренировка, заминка — три столпа активности
Комплекс гигиенической гимнастики — вещь! С неё неслучайно начинался каждый урок физкультуры. Правильный принцип гимнастики — последовательный разогрев всех суставов, от головы до ног. Это помогает избежать травм на тренировках.
Сергей: Разминку можно разделить на специальную (когда разогреваются отдельные суставы, которые в основном и будут задействованы в тренировке) и общую. Неважно, какую тренировку вы планируете, перед ней стоит пройтись или пробежаться на дорожке. Тогда организм будет готов к нагрузке.
Сама суть разминки — повторять то же движение, которое вы собираетесь делать, просто с меньшей интенсивностью. Интенсивность — это именно сила нагрузки, усилие, а не количество повторений. Многие путают это понятие с объёмом.
Сергей: Любая правильная разминка для всех будет выглядеть примерно одинаково. Я бы советовал начать с 10-15 минут лёгкой ходьбы, а продолжить круговыми движениями суставов, плюс повороты и наклоны корпуса. Вот тут и пригодится школьная разминка.
Учитель физкультуры — наш персональный тренер
Групповые тренировки, которые так популярны в спортивных залах, тоже как будто бы родом из детства. Ведь первым таким занятием был именно урок физкультуры. Вместе мы отжимались и подтягивались, прыгали в длину с места и проводили челночный бег с эстафетами. Можно ли сказать, что учитель сформировал нашу технику выполнения упражнений?
Сергей: Я учился в одной школе, но у нескольких преподавателей физкультуры. Сказать, что они смотрели за нашей техникой, я не могу. Не знаю, как у других людей в плане такого опыта. Урок физкультуры — это действительно аналог групповых тренировок. Но такие занятия не эквивалент персональной тренировке, где тебя учат постановке техники движений. Групповые тренировки в зале экономически выгоднее, потому что позволяют за меньшее количество времени тренировать большее количество людей. Что касается уроков физкультуры, такая групповая тренировка носит больше мотивационный характер.
Конечно, учитель не может проконтролировать целиком тренировку каждого отдельного ученика, но ребёнок, смотря на одноклассников, видя, какие комментарии учитель даёт другим, может скорректировать ошибки в своей технике. Но знака «равно» между тренером и учителем физкультуры всё же нельзя поставить.
Физическая культура — это звучит гордо
Говоря о культуре движения, сложно переоценить физкультуру, потому что эта ценность буквально заложена в названии урока. Физкультура даёт много полезных навыков школьнику: она учит командной работе, помогает определять свои сильные и слабые стороны и развивать их. В идеале после 11 лет учёбы в школе спорт должен плотно войти в жизнь ученика. Раз уж посты в «Инстаграме» обещают нам выработать привычку за 90 дней, то, по логике, за 4015 она точно должна была войти в наши ДНК. Так ли это?
Сергей: В целом физкультура всегда позиционировалась как способ донести до ребёнка, что ему нужно выделять время на активность. У ученика должно сформироваться убеждение, что здоровый образ жизни, определённый уровень физической активности должны быть с вами на протяжении всей жизни. Это, если хотите, и есть основной навык, который пытается привить физкультура, а не умение бегать, способность подтягиваться и отжиматься.
Физкультура — это пространство для действия
Уроки физкультуры не заканчиваются в стенах школы. Взрастить мотивацию заниматься спортом можно и у ребёнка, и у взрослого самостоятельно. Конечно, тут мы ступаем на скользкую дорожку мотивации. Так чего не хватает физкультуре, чтобы стать теми вожделенными 45 минутами, которых будут ждать?
Сергей: Не хватает разнообразия в физической активности, в нагрузках, которые предоставляют в учебных планах. То есть это всё равно учебный процесс, куда тебя должны завлечь. К сожалению, система образования работает сомнительно именно в отношении физической культуры. Вам должно быть интересно, должно тянуть к процессу. Вы не будете заниматься спортом, если это скучно и не нравится.
Урок физкультуры в школе (его особенности, цели и задачи)
Для оздоровления и укрепления иммунитета детей в школе, как в старшей, так и в начальной, предусмотрены занятия физкультурой. В настоящее время образовательной программой в школе предусмотрено три урока в неделю. Отсюда не сложно сделать вывод, что физическая культура в школе – предмет нужный и важный, а не банальная физра, как все мы с давних пор привыкли думать. Во многих школах один из этих уроков заменяется уроком ритмики или хореографии.
Что такое физическая культура
Физическая культура – это социальная деятельность, имеющая цель с помощью осознанной двигательной активности сохранить и укрепить здоровье, развить психофизические способности человека.
Средства физической культуры
К средствам физической культуры относят:
Конечно же, физические упражнения – это основные средства физкультуры. К ним следует относить все двигательные действия, созданные и применяемые с целью совершенствовать физическое состояние, физические способности и возможности человека.
В комплексе средства физической культуры способны оказать максимальное оздоровительное и развивающее воздействие.
Физкультура в школе
Цели и задачи уроков физкультуры
Уроки физкультуры в школе преследуют следующие основные цели:
Каждый учитель физкультуры ставит перед собой общеобразовательные задачи:
На уроках школьникам стараются привить любовь к спорту и физическим нагрузкам, необходимым для общего укрепления здоровья и поддержания себя в хорошей физической форме. Учат бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Безусловно, уроки физкультуры носят еще и воспитательный характер. Ребенок становится сильнее, мужественнее, развивается уважение к коллективу и восприятие команды как единого целого.
Физкультурные занятия воспитывают у школьников такие черты характера, как ответственность, смелость, целеустремленность, упорство, коллективизм, исполнительность и взаимовыручка.
Кроме того, решаются следующие оздоровительные задачи:
Как проходит физкультура в начальной школе
Учителям физкультуры в начальных классах ребят нужно, прежде всего, организовать. Далее они обучают их основным навыкам, доступным им по возрасту и особенностям физического развития.
Каждый ребенок должен понимать, что физическая активность не только улучшает состояние здоровья, но и поднимает настроение, что уделять внимание упражнениям можно и нужно еще и дома с родителями.
Урок включает в себя и теоретическую, и практическую части. Учителем разъясняются особенности выполнения упражнений, определяется их цель, разучиваются правила проведения спортивных игр.
Можно сказать, что урок физкультуры в школе – сезонный урок. Зимой – это лыжи и коньки. Весной и осенью – бег, прыжки, спортивная ходьба на улице и многое другое. Если есть возможность, занятия в закрытом бассейне проводятся круглогодично.
Как и любые другие занятия – урок физкультуры предполагает различные этапы:
Контролироваться умения могут как сдачей нормативов, так и проведением различного рода эстафет и праздников здоровья.
Чем же занимаются дети на уроках физкультуры?
Первый класс – это время, когда дети только знакомятся со школьной жизнью. Физкультура в 1 классе также предполагает лишь ознакомление с основными понятиями этого предмета.
На уроках физкультуры первоклассники в основном обучаются различным подвижным играм и эстафетам. Теоретическому компоненту на занятиях отводится не более 3 – 5 минут, в рамках тематики текущего занятия.
Для развития начальных умений и навыков на уроках физкультуры проводятся строевые и физические упражнения, направленные на развития простых движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, простых акробатических и танцевальных движений. Также дети получают первоначальные знания по баскетболу, волейболу, лыжной подготовке и плаванию.
При проведении эстафет, подвижных и спортивных игр преследуются следующие цели:
В средних классах урок физической культуры более спортизирован. Дети совершенствуют свои физические качества в процессе легкоатлетической, лыжной, гимнастической подготовки. Детально изучают правила некоторых спортивных игр, их технические и тактические особенности.
При этом важно знать, что к урокам физкультуры могут быть допущены учащиеся, по состоянию здоровья отнесенные к основной или дополнительной группам. Остальные дети освобождаются от стандартных занятий по этому предмету и должны заниматься лечебной физкультурой по назначению врача.
Открытый урок по физкультуре
«Физкультура — дурацкий предмет!» В чём же смысл этого предмета в школе и почему не стоит так говорить
В финал конкурса «Учитель года — 2020» в этот раз прошли целых пять учителей физкультуры: спорт снова в моде, а физра постепенно перестает быть предметом, от которого все традиционно косят. Учитель физкультуры Сергей Сивачев из города Кашина Тверской области рассказал нам про смысл уроков физкультуры в школе и про то, как сделать их интереснее.
О себе
Я начинал работать в сельской школе, вел разные предметы: музыку, физику, технологию. Так получилось, что начал преподавать физкультуру, мне понравилось, и вот веду этот предмет уже 11-й год. При этом с детства спортом я не занимался, а втянулся, когда начал работать. Плюс у меня есть мотивация, связанная со здоровьем: если я неделю-две не занимаюсь, начинаются боли в спине. Я понял, что, когда тренируюсь — бегаю, веду тренировки, вхожу в свой ритм, — боли прекращаются.
Начинал работать я без образования, потом окончил педагогический колледж, но знаний все еще не хватало, поэтому отучился еще и на психолога в Московском гуманитарно-экономическом университете.
В чем смысл физкультуры в школе?
Любой учитель физической культуры сталкивается с таким отношением родителей к ребенку: «Вот тебе все что угодно, только не трогай меня». Многие потворствуют ребенку — думают, что из любви к нему, а на самом деле из эгоизма. Сегодня мы массово наблюдаем у детей недостаток движения с детского сада или даже с рождения. Дальше таким детям тяжело входить в обычный, нормальный, человеческий образ жизни.
Основная задача учителя физкультуры — независимо от того, в каком состоянии здоровья ученик к нам пришел, вывести его на лучший двигательный уровень, привить культуру движения, дать почувствовать радость двигательной активности.
Физкультура в школе будущего — где её место
Конечно, над всем довлеет старая советская школа с ее нормативами и оценками по нормативам. Скажем, приходит десятилетний ребенок после начальной школы с двойками по физкультуре и уже привычным отношением «ты слабый, ты ничего не можешь». Конечно, ребенок будет думать: «Физкультура — дурацкий предмет, я лучше посижу в телефоне, и три в четверти мне все равно поставят». И такое отношение массово присутствует.
У меня в практике был случай, когда в пятом классе ребенок приходил к нам с полным освобождением от физкультуры, а после поступил в Институт физической культуры. Думаю, что этот пример показателен.
Физкультура развивает мозг
Есть теория, что, когда человек выполняет действия в привычном для себя режиме — ведущей ногой, ведущей рукой, в рутинном варианте, — стоит пробовать при совершенствовании упражнений выполнять их с непривычной, неудобной стороны. Это интересная двигательная задача, и при этом активизируются разные зоны мозга. Между правым и левым полушариями устанавливаются более прочные связи. Подтверждения этой теории я вижу в своей практике. Это интересно, помогает в мыслительной деятельности. И это работает у детей тоже.
Когда на тренировках по баскетболу мы начали развивать слабую левую руку у правшей, а у левшей — правую, мы заметили, что дети лучше ориентируются, выполняют больше сложных двигательных задач. Их игровое мышление стало лучше и рациональнее. Не скажу, что человек становится умнее от физкультуры, — просто он видит больше решений проблем, и не только двигательных.
Как сделать уроки физкультуры интересными?
Я стараюсь начать урок с необычного вопроса, подбодрить и воодушевить ребенка, чтобы он захотел что-то преодолеть.
Можно рассказывать интересные истории, можно давать физические упражнения на основе прошлого двигательного опыта. Если приводить пример, то старт в беге и в легкой атлетике довольно-таки похож на спринт с мячом в баскетболе. Я стараюсь дать понять, как использовать то, что ребенок уже умеет, уже знает, уже делал, — только немного в другом виде, но с использованием знакомого алгоритма.
«Отборовшись на турнире, они спят на литературе»: как учатся дети-спортсмены
У нас в школе есть спортивный клуб, но я веду именно баскетбольный кружок. Вернее, мы ведем вдвоем, я и мой учитель физической культуры, который учил меня. Раньше это был обычный кружок: дети приходили поиграть, больше никаких целей не было. Постепенно мы стали развиваться — приняли участие в соревнованиях на региональном уровне, хотя в городе нет баскетбольных площадок, только у нас в школе. Наши тренировки год от года становятся похожи не на кружок, а на профессиональные занятия.
У нас появился баскетбол для тех, кому больше восемнадцати, мы становимся центром баскетбола в городе. Ведь этот вид спорта достаточно демократичен: нужны только мяч и два кольца.
Не считать физкультуру проходным предметом
Я за то, чтобы физкультура была важной и у нас не забирали третий час в неделю, что сейчас происходит во многих школах. Когда в расписании есть три часа физкультуры, то нагрузка распределена на всю неделю, а положительный эффект движения помогает развиваться полноценно.
Сегодня отношение к физкультуре как к второстепенному предмету не редкость, из-за этого учителя не могут иногда добиться покупки оборудования, мячей и прочего для того, чтобы полноценно вести уроки.
В сегодняшней программе по физической культуре в концепции развития физкультуры и спорта как цель обозначен идеал — 70% населения должны регулярно заниматься спортом.
Есть вещи, которые радуют: например, прогресс ученика. Раньше он пробегал на два, а стал на три. Я бы поставил ему пять, не обращая внимания на нормативы. Индивидуальное развитие — это самое главное. Когда человек растет, это замечательно.
В наше время люди стали больше заниматься спортом. В городе появилась площадка ГТО, она не пустует никогда. Дети занимаются, бегают. Люди стали обращать внимание на свое здоровье. И это радует. Сейчас встретить человека на пробежке — это норма.
Что посоветовать учителям физкультуры и родителям?
Не быть безразличными. Деньги и база вторичны. Если есть человек, который чем-то увлеченно занимается, то постепенно сложится коллектив, появится и база. У нас сначала не было мячей, не было баскетбольной формы, но все получилось. Не опускайте руки.
Родителям хочется сказать вот о чем. Я знаю, что многие берут справки просто так, я знаю примеры, когда ребенок говорит: «Я не хочу заниматься физкультурой. Мам, возьми мне справку». Давайте любить своих детей и думать об их будущем. Детство закончится, придет юность, потом зрелость, а человек будет физически не развит, будет болеть. Давайте будем стратегами. Не будем потворствовать желанию детей, а будем думать об их будущем. Смотреть вперед.
Благодарим стажера Дарью Стробыкину за помощь в подготовке материала. Фото: Shutterstock / fotosparrow