Фитра в исламе что это

Фитра

Фитра в исламе что это

Фитра в исламе трактуется в два способа: как первозданное естество человека и как подаяния, которые мусульмане раздают в Рамазан. Поговорим о каждом значении отдельно.

Фитра как идея человека

В Коране сказано, что ребенок при рождении на свет уже является мусульманином. Его вера в Аллаха врожденная и обусловловлена природой, так как это есть вера единственно правильная. Однако часто после рождения родители, учителя и другие окружающие ребенка люди обращают его в христианство, иудаизм и огнепоклонство. Тогда, когда человек возвращается к единественно правой вере, он возвращается к своим истокам, к своей природе и не бывает ничего более естественного, чем признание единобожия в лице Аллаха и восстановления справедливости.

В аяте недаром слова фитра («естество») и фатара («сотворил») используются в одном корне, ведь как еще можно указать на то, что сама сущность человеческая сотворена Аллахом и ему должна подчиняться. Далее в аяте сказано, что цель существования человека как посланца Божьего на земле – жизнь в гармонии с самим собой и природой, а значит и смиренное поклонение Аллаху и следование Его законам и правилам. Так как Он создатель, так он и знает, для чего мы живем на этой земле и что нам нужно делать; не следует гневить Аллаха нарушениями правил, которые Он донес до нас через Пророков. Тот, кто их нарушает, рискует получить в наказание ужасные мучения. В этом все и есть определение фитры как идеи человеческого естества и существования на земле.

Фитра как милостыня в Рамазан

В каком-то смысле смысле фитру можно расценить как отдачу своего «добра» более богатых людей в пользу бедных. Фитра в широком смысле переводится как постоянное состояние естества, т.е. определенное состояние – отсюда и состояние не только душевное, а и материальное. Вот почему этот вид милостыни так называется – дележ своего состояния с другими верующими во Всевышнего.

Статья оказалась полезной? Пожалуйста, репост!

Источник

Фитра

Фитра (араб. فِطْرة‎) — естество и первозданная природа, закладываемая Богом в человека при его сотворении, когда он находится в утробе матери.

Согласно изречениям пророка Мухаммада, каждому новорожденному от рождения свойственно верить в Единого Бога, Творца всего сущего. Такова естественная духовная фитра всех людей. Поэтому если усилиями родителей эта естественная фитра их ребенка будет сохранена, то после достижения им совершеннолетия он продолжит быть верующим человеком.

В том случае, если родители не будут прилагать нужных усилий по сохранению фитры своего ребенка, а более того, будут прививать ему что-либо противоречащее ей и воспитывать его ненадлежащим образом, то после достижения совершеннолетия их ребенок может стать безбожником или атеистом.

Кстати, слово «фитра» также может означать «гигиена и уход за телом». Согласно разным изречениям пророка Мухаммада она включает в себя:

— чистку зубов (например, мисваком, зубной пастой и щеткой),

— мытье между пальцами,

— выщипывание волос под мышками (бритье тоже допускается),

— стрижку (бритье) волос на лобке,

Некоторые ученые-богословы к понятию «фитра» относят также нравственные качества, которыми должен обладать верующий человек. По их мнению, подобных качеств можно насчитать более тридцати, среди которых особым образом выделяются:

— поддержание родственных отношений,

— соблюдение прав соседей,

— оказание помощи нуждающемуся, как материально, так и морально,

— выполнение обещаний и другие[1].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Фитра // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 32. С. 182–187.

Фитра в исламе что это

Фитра в исламе что это

Мы в социальных сетях:

© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью

Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.

Источник

Акида: фитра, разум, откровение

Фитра в исламе что этоСоздав человека, Всевышний Аллах не предоставил его самому себе. Создатель поставил перед ним цель, которую человек должен достичь земной жизнью, а также указал, как это сделать. Как же человек должен распознать это указание? На основании чего мы будем нести перед Всевышним ответственность в Судный день? Ответы на эти вопросы содержатся в Книге Аллаха и Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Мы перечислим пункты, согласно которым человек является ответственным за свои действия и выбор жизненного пути и которые по Своей Справедливости установил для этого Всевышний Аллах.

1. Естество (фитра)

Аллах говорит (смысл): «Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врождённое качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого» (сура «Румы», аят 30). На фитре (единобожии) созданы все творения, и человек не отходит от неё, кроме как если для этого появляются предпосылки. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый человек рождается на естестве (религии Аллаха), а его родители делают его иудеем, христианином или огнепоклонником» (Аль-Бухари). Таким образом, каждый человек изначально бывает единобожником, склонным к поклонению Аллаха и соблюдению справедливости. Это естественное, «незапачканное» состояние человеческой сущности.

2. Разум

Аллах говорит (смысл): «Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну» (Сура «Семейство Имрана», аяты 190,191); «Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростерта земля?» (сура «Покрывающее», аяты 17-20); «…быть может, вы поразмыслите над этим миром и Последней жизнью…» (сура «Корова», аяты 219, 220). В этих и во многих других аятах Корана Всевышний Аллах призывает человека к размышлению над окружающим миром, призывает обратить внимание на гармонию причинно-следственной связи природных явлений и процессов, которая, безусловно, не могла установиться сама по себе. Аллах говорит (смысл): «Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами? Или же это они сотворили небеса и землю?» (сура «Гора», аят 35, 36). Объект не может создать сам себя, так как его не существует до его создания. Также невозможно и случайное происхождение окружающего нас мира из ничего, так как для каждого случая должно быть нечто, осуществляющее его. Таким образом, необходимо, чтобы существовал Создатель, создавший окружающий нас мир, Сам, однако, никем не созданный. К этой элементарной логике Всевышний Аллах призывает человека, которому Он дал разум. Однако большинство людей не пользуются им должным образом.

3. Откровение

Фитра помогает человеку последовать за откровением, посланным Всевышним Аллахом, положения которого естественны для человека. Разум помогает ему распознать путь, указанный Аллахом, от множества других жизненных путей. Сами же по себе фитра и разум не делают человека ответственным перед Всевышним Аллахом в полном смысле. Аллах говорит (смысл): «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» (сура «Перенос ночью», аят 15). Аллах также сказал (смысл): «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах – Могущественный, Мудрый» (сура «Корова», аят 165). Аллах отправил к людям посланников, которые приносили с собой откровения и Книги, указывавшие человечеству путь к достижению счастья в обоих мирах. Человек, который не изменил своему врождённому естеству (фитре), уверует в посланничество без каких-либо сомнений. Для тех же, кто отошёл от фитры, Всевышний Аллах вложил в посланничества достаточные доказательства их истинности. Тот, кто застиг посланничество или его след, последовал за ним и не изменил ему, является мусульманином, который войдёт в Рай. Тот, кто отвернулся от посланника и религии, с которой он пришёл от Всевышнего Аллаха, является неверующим (кафиром) и станет обитателем Ада. С теми же, до кого посланничество не дошло, Аллах поступит по справедливости и Ему известно об этом лучше.

Заключение

Наследием последнего посланника (мир ему и благословение Аллаха), который был послан ко всему человечеству, является ислам. Аллах говорит (смысл): «Воистину, религией у Аллаха является ислам» (сура «Семейство Имрана», аят 19). Каждый человек, в каком бы уголке земли он не находился, обязан последовать за последним посланником Всевышнего Аллаха и принять ислам. Каждый, кто не изменил своей фитре, увидит в исламе именно то, что он искал – то, чего ему не хватало. Каждый же, кто отошёл от фитры, найдёт ислам логичным и последовательным, цельным и универсальным. Это касается как самих основ шариата, так и его источников — Корана и Сунны, а также правовой системы, построенной на их основе. Достаточно лишь быть беспристрастным. Аллах говорит (смысл): «Аллах не ведёт прямым путем несправедливых людей» (сура «Корова», аят 258). Ислам – это не религия какой-то нации, не традиция какого-то народа и не культура какого-то периода. Ислам – это образ человеческой жизни, предписанный Всевышним каждому человеку, населяющему эту планету, до Судного дня.

Абдульму’мин [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Источник

Что такое фитр-садака и для кого она обязательна?

Фитра в исламе что это

Вопрос: Что такое фитр-садака (разговения): кто и в каком размере должен его давать?

Ответ: Подобно закяту садака разговения является одним из узаконенных в Исламе видов поклонения, требующих материальных затрат. Своё название садака разговения получила по той причине, что раздавать её надо в связи с разговением (фитр) после завершения Рамадана.

Так Пророк (мир ему) обязал раздавать в день разговения садаку в размере одного саа фиников или ячменя рабу и свободному человеку, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом людей на (праздничную) молитву. (Имам аль- Бухари)

Раздача садака разговения относится к категории обязательных (ваджиб) действий.

Раздача садака разговения обязательна для каждого свободного мусульманина, который обладает установленным минимумом денежных средств (имущества), не считая того, что необходимо ему для удовлетворения собственных неотложных потребностей, например, денег для оплаты долгов и содержания тех, кто находится у него на иждивении.

В отличие от заката наличие разума и достижение совершеннолетия не относятся к числу необходимых условий обязанности раздачи садака разговения. Так, например, если малолетние дети или люди, лишённые рассудка, располагают какими –либо средствами их опекуны должны раздать садака разговения от их имени. Если же опекуны не сделают этого, то ребёнок будет обязан сам раздать её по достижении совершеннолетия, лишённый же рассудка должен сделать это, если к нему вернётся разум.

Взрослый и дееспособный мусульманин обязан раздать садака разговения не только за себя, но и за своих малолетних детей, если они не имеют собственных средств. Что же касается взрослых детей, то он обязан делать это за них лишь в том случае, если они не располагают собственными средствами или лишены разума. Если в семье нет отца, эта обязанность возлагается на главу семьи.

Муж не обязан раздавать садака разговения за свою жену, поскольку его права не распространяются на её финансовые и имущественные дела. Мусульманин не обязан также раздавать садака за своего взрослого и разумного сына, поскольку права отца над сыном после достижения последним совершеннолетия полными уже не являются. Таким образом, мусульманину следует раздавать садака разговения за каждого из тех, кого он должен содержать и на кого распространяются его права.

В качестве садака разговения каждый мусульманин может раздавать по пол саа пшеницы или муки или по одному саа фиников, ячменя или изюма.

Сообщается, что обычно в качестве закята разговения раздавали по одному саа какой-нибудь еды или по одному саа ячменя, или по одному саа сухого творога, или по одному саа изюма (Сахих аль-Бухари).

Раздача садака разговения является обязанностью, которую можно выполнять в течение всей жизни. Это можно сделать как до, так и после зари в день праздника, поскольку указания относительно саадака разговения, как и относительно закята, носит абсолютный характер. Сообщается, что Ибн Умар раздавал садака разговения тем людям, которые ее принимали. И они (сподвижники ) обычно раздавали ее за день или за два до праздника разговения (Сахих аль-Бухари).

Задержка с раздачей садака разговения не избавляет человека от необходимости выполнения этой обязанности, но в этом случае награда за ее выполнения будет меньше.

Каждый может раздать садака одному или нескольким неимущим, но каждому нуждающемуся должна быть выплачена сумма одной садака разговения в полном объёме.

Право на получение садака разговения имеют те же лица, которые пользуются правом на получение материальных ценностей, собранных в качестве закята.

Муфтий Татарстана на основании решения рабочей группы Совета Улемов ДУМ РТ установил размер садака- фитр на 2013 год – при расчете по пшеничной муке – 50 руб., а по финикам и изюму 300 руб. Материально обеспеченные должны выплачивать по 300 руб., а малообеспеченные- по 50 руб. والله أعلم بالصواب.

Источник

Когда, кому и почему нужно давать фитр-садака?

Фитра в исламе что это

Самые распространенные вопросы про фитр-садака

Фитр-садака – уникальная исламская традиция, которой верующие отмечают окончание поста в месяц Рамадан. Она призвана помочь бедным разделить радость и счастье праздника, а также очистить верующих от возможных ошибок поста.

Чем ближе Ураза байрам, тем больше вопросов появляется у верующих в отношении этого акта поклонения. В этой статье вы сможете найти ответы на самые распространенные вопросы:

1. Каково положение фитр-садака в Исламе?

Фитр-садака является обязательным для каждого мусульманина и мусульманки, который обладает средним достатком, покрывающим его основные потребности или превышающий их.

2. Кто должен выплачивать?

Верующий должен выплатить фитр-садака за себя, жену и своих детей.

От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передается: «Обязал нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выплачивать закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя» (Бухари, Муслим).

В мазхабе имама Абу Ханифы можно выплачивать фитр-садака деньгами. Минимальный размер фитр-садака в этом году составляет 100 рублей.

3. Какова мудрость фитр-садака?

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал по поводу фитр-садака: «Обязал Пророк (мир ему) как очищение для постящегося – от сквернословия и пустых забав, и едой для бедняков, и тот, кто дал ее до молитвы, то это принятая садака, а тот, кто дал ее после молитвы – то просто обычная садака из числа пожертвований» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

Выплата фитр-садака избавляет верующего от каких-либо незначительных ошибок поста, а также является помощью для неимущих, чтобы и они ощутили радость праздника.

4. Когда становится необходимым выплата фитр-садака?

Садака-фитр принято совершать в течение Священного Рамадана, а лучше всего после него в праздник Ураза-байрам, но не позже праздничного намаза.

5. Где можно выплатить фитр-садака?

Фитр-садака должна быть выплачена в том месте, где живет верующий и где он встретил день праздника Ураза-байрам. Отправка садака-фитр из одной страны в другую допустима, если для этого есть достаточно веская причина: в стране, в которой живет мусульманин нет нуждающихся мусульман и фитр-садака посылается в ту страну, в которой в большом количестве живут нуждающиеся мусульмане.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *