какое море на чукотке анадырь
Великолепные и суровые ландшафты Чукотки захватывают дух. Вечная мерзлота, холодные ветры и снежные бури, что ещё ожидать от региона, где зима длится практически круглый год? Однако и здесь живут люди. Столица Чукотки – город Анадырь. Кто населяет его? Какая история у этого города? Подробности о нём мы и раскроем.
Чукотский автономный округ
Чукотка находится на Крайнем Севере. Она полностью занимает одноименный полуостров, а также несколько ближайших островов. В России этот округ окружён Магаданской областью, Камчатским краем и Якутией, на востоке граничит с США. Его берега омывают Тихий и Северный Ледовитый океан.
Зима здесь длится почти десять месяцев, а в течение года действует холодный субарктический климат. Бескрайние просторы с многочисленными сопками, зеркально чистыми озерами и скалистыми берегами большую часть времени покрыты снегом. Лета, как такового, в регионе не бывает, средняя температура в июле всего +5-+10 градусов. В регионе почти нет дорог и полностью отсутствуют железнодорожные пути. Главным транспортом на полуострове являются грузовики и вездеходы.
За Чукотским автономным округом числится много рекордов. На территории округа находятся крайние восточные точки России (мыс Дежнёва и остров Ратманова), а также самый северный (Певек) и самый восточный город страны (Анадырь).
Столица Чукотки
Анадырь – крупнейший населенный пункт округа и его административный центр. Он расположен на берегу одноименного лимана Берингова моря, там, где в него впадают реки Анадырь и Казачка. Чуть западнее города находится залив Онэмен. Анадырь располагается на небольшом подъеме, его центр находится на высоте 35 метров над уровнем моря. На юго-запад от него простираются огромные участки равнинной тундры, изредка покрытой сопками.
Площадь Анадыря всего 20 квадратных километров. Он застроен панельными и блочными многоэтажками. Вид города немного необычен. Все его дома разноцветные и напоминают игрушечный городок. Так здесь справляются с бледностью местных пейзажей, ведь небольшое количество солнечных дней и отсутствие ярких красок вокруг может стать причиной плохого настроения и даже депрессии.
Климат
Климат Анадыря субарктический морской. Кроме того, он имеет муссонный характер. По сути, здесь существует только два сезона, и с каждой их сменой, меняются и воздушные массы. Зимой они холодные и сухие, приходят со стороны континента. Их действие смягчается близостью моря. Поэтому зимы в городе Анадыре переносятся легче, чем в других районах Чукотки.
Лето очень короткое и гораздо прохладнее, чем в остальной части региона. В это время на климат города влияют воздушные потоки с океана. Они приносят осадки, туманы и облачность, обделяя жителей солнечным светом.
Зима в Анадыре продолжается семь месяцев, около 70 дней из них наблюдаются метели. Весна практически незаметна и длится только май месяц. Осень продолжается с конца августа по конец сентября.
Животный и растительный мир
Природа Чукотки не такая пышная и красочная, как в тропических регионах Земли, но и совершенно бедной её назвать нельзя. Здесь произрастает больше тысячи видов мхов и лишайников, а также сотни видов деревьев и кустарников.
В округе выделяют зону арктической пустыни, лесотундру, тундру и лиственную тайгу. Город Анадырь находится в зоне тундры. Вокруг него растёт ольха, пушица, осока, кедровый стланик, рябина, кусты голубики, брусники, шиповника, шикши. Кроме того, тундра богата грибами. Большой слой вечной мерзлоты не позволяет растениям углублять свои корни. В результате, деревья Чукотки невысокие, многие выглядят как кустарники.
В округе обитают зайцы, снежные бараны, чёрные белки, бурундуки, норки и хищные млекопитающие, например, лисица, волк, росомаха, белый медведь, соболь. В регион прилетает больше двухсот видов птиц. Воды Берингова моря полны рыбой и морскими млекопитающими. В Анадырском лимане местные ловят корюшку, щуку, нельму, лососевых, а туристы наблюдают за тюленями и китами-белухами.
История столицы округа
История Анадыря, как города, связана с освоением русскими северных земель. Чукотка была открыта благодаря Семёну Дежнёву в 1648 году. Тогда регион прозвали Заколымье. В 1660 году на месте первого зимовья был основан Анадырский острог, который располагался в 10 километрах от села Марково.
В 1889 году исследователь и врач Леонид Гриневецкий основал в Анадырской округе пост Ново-Мариинск, разместив его на берегу лимана. Тогда на этих землях размещались поселения чукчей. Место было очень удобным –коса состояла из щебня, а не болотистой тундры и представляла собой небольшую возвышенность.
Постепенно пост начал разрастаться в посёлок, который впоследствии стал столицей Чукотки. Его переименовали в Анадырь в 1924 году. В это время здесь проживало около 200 человек, работала библиотека и медпункт. Уже через десять лет началось индустриальное освоение Чукотки, а Анадырь стал центром округа. Его население увеличилось до тысячи человек.
В посёлке появилась первая школа, педагогическое училище. В военное время здесь строили запасные аэродромы, и началось производство пищевого олова. После Второй Мировой поселение продолжило расширяться: был создан морской порт, построена плотина на реке Казачке, возник первый водопровод. В 1965 году Анадырь получил статус города.
Население
Жителей города называют анадырцами. По количеству населения Анадырь является крупнейшим городом Чукотки. В нём проживает около 15 000 человек. В основном это русские, есть также украинцы, белорусы и татары.
Коренное население Анадыря и всего региона – чукчи, эвены, эскимосы и чуванцы. Они занимаются традиционными промыслами: ловят рыбу, разводят оленей, охотятся на китов. Появление промышленных городов и посёлков повлияло и на их быт. Те, кто живет в городах, часто работают на местных предприятиях, живут в стандартных квартирах, как и некоренные жители.
Но большинство придерживаются традиционного образа жизни и даже зарабатывают этим на туристах. Они отходят дальше от городов, периодически кочуя по просторам тундры.
Многие чукчи по-прежнему живут общинами. Они занимаются рыбной ловлей и продают орудия народного промысла в качестве сувениров. Их традиционное жилище называется яранга. Это переносной шатер, покрытый шкурами животных. Увидеть их в Анадыре или в Тавайвааме нельзя, так как для чукчей там построили обычные панельные дома.
Религией у народа, как и у эскимосов, является анимизм. Чукчи верят в одухотворенность сил природы, светил и животных, верят в существование злых духов. На некоторые праздники у них принято «кормить» созвездие или приносить жертву огню.
Жизнь в Анадыре
Этот город очень чистый и ухоженный. Все здания и жилые дома в нем построены на сваях, а коммуникации проведены поверху. Это сделано из-за вечной мерзлоты. Она подступает совсем близко к поверхности земли. Соприкасаясь с постройками, ее верхние слои могут оттаивать и нарушать прочность фундамента.
Столь отдаленное географическое положение влияет и на местные цены. Жить в Анадыре очень дорого. Стоимость продуктов и бензина почти в два раза превышает цены Москвы. Своих продуктов в регионе немного, в основном это мясо оленей и рыба. Остальные продукты в город доставляют.
Жители города работают на рыбном заводе, а также на предприятиях по добыче угля и золота, которые находятся рядом. В Анадыре расположено две электростанции – тепловая и ветровая. Анадырская ВЭС считается одной из крупнейших в России.
Добраться до города можно по воздуху. Местный аэропорт связывается рейсами с Хабаровском и Москвой. Он расположен на другом берегу лимана, из него в Анадырь летает вертолет.
Достопримечательности Анадыря
В Анадыре стоит памятник Николаю Чудотворцу, писателю Юрию Рытхэу, памятник Ленину и несколько мемориалов. В 50 км от города находится гора Святого Дионисия, на запад от него через реку виднеются и другие горы. Примерно в 7 км есть сопка Святого Михаила, на которой находится станция тропосферной связи.
Сувениры
Основным, а главное, вкусным приобретением в столице Чукотки может стать красная икра и рыба. Их легко найти в магазине, но лучше взять у местных рыбаков. Чукчи продают килограмм икры примерно за 400 рублей.
Разрешение понадобится для тех, кто захочет увезти с собой клыки тюленя или оленьи рога. В качестве экзотики может служить и мяч из кожи нерпы. Традиционными сувенирами также являются изделия из китового уса, резные фигурки из кости или клыков, одежда из кожи и меха животных.
Как живет Анадырь — самый восточный город России и столица Чукотки?
Пора рассказать про еще одну интересную точку на пути нашей этнографической автомобильной экспедиции на Чукотку в 2016 году в составе трех автомобилей.
Итак, столица Чукотского автономного округа — город Анадырь. Самый восточный город России, находящийся на 64 градусе северной широты и ниже северного полярного круга, но при этом в зоне вечной мерзлоты.
Город в котором уже 9 утра, в то время, когда в Москве полночь. И город, который всего 150 километров не дотянул, чтобы оказаться в западном полушарии.
Мы проехали через всю Россию и повидали много городов и регионов, но вот Чукотка получилось особенным регионом, здесь почти каждый город или поселок уникален по своему.
Между прочим, мало кто может сказать, что он приехал в Анадырь на своем автомобиле, потому что дорог туда нет. Нет дорог в привычном нам понимании, но есть зимники, есть снег и зимой есть возможность попробовать добраться до этого интересного города.
Но возможно, что скоро все изменится, когда будет построена федеральная трасса Магадан — Омсукчан — Омолон — Магадан. Её строительство началось в 2012 году и с её появлением связывают огромные надежды.
Круглогодичное автомобильное сообщение с Чукоткой, самым восточным регионом страны, откроет новые возможности для развития региона.
Но чем же интересен Анадырь?
Пожалуй, прежде всего тем, что история этого города почти никак не связана с освоением золотых запасов «партии». История города уходит своими «корнями» в конец XIX века и основное развитие города пришлось на первую половину XX века. В окрестностях же города не было золотодобывающих предприятий как в других частях Чукотки, но тут было кое-что другое.
Ну вот, например, еще несколько интересных фактов о городе:
Анадырь получил статус города относительно не давно, только в 1965 году, но стремительное развитие началось несколько раньше, после строительства морского порта.
Город представлен в основном пятиэтажной застройкой на сваях. Как и многие населенные пункты в Арктике, здания разукрашены яркими цветами — особенно скрашивает быт долгими зимними днями.
На улицах бетонные плиты вместо асфальта — обычная история для арктических городов и поселков. Для человека с «материка» город мало чем отличается от привычных нам городов в Сибири и на Дальнем Востоке. На улицах города можно встретить не только «горячо» любимые японские иномарки, но и экземпляры российского автопрома, что немного удивительно, учитывая удаленность от Европейской части страны.
Единственная федеральная дорога на Чукотке сейчас связывает Анадырь и аэропорт. Она начинается в городе и проходит через лиман.
Зимой этот участок представляет собой ледовую переправу, а летом паромную. В межсезонье сообщения только по воздуху, что доставляет немало проблем жителям города.
Аэропорт же, как и порт — «ворота жизни» для города. Аэропорт является запасным для трансконтинентальных перелетов из Северной Америки в Азию, а также единственным способом доставки грузов и пассажиров в период с октября по июнь.
Стоимость жизни в Анадыре немного ниже, чем в остальных населенных пунктах Чукотки, наверное, сказывается столичный статус и более длительный период навигации для северного завоза.
Эгвекинот. Немного о жизни Чукотского Сочи
Первые суда прибывают с Владивостока в начале июня, а последние покидают порт Анадыря в середине октября.
Когда-то город был окружен кольцом военных городков и основное население было сосредоточено там, при этом оно было в несколько раз больше, чем население Анадыря. Но теперь почти все живут в городе, не считая нескольких сотен человек в Угольных Копях для обслуживания аэропорта.
Говорят, что во времена губернаторства Абрамовича, его нередко можно было увидеть прогуливающегося с семьей по улицам города. Пожалуй, в это можно поверить, посмотрев собственными глазами на улицы чукотской столицы.
В городе есть несколько автобусных маршрутов, свой горнолыжный курорт на месте бывшей станции тропосферной связи и даже университет.
Так что город по праву является столицей автономного округа на правах субъекта РФ. Между прочим Чукотка — единственный автономный округ в стране, не входящий в состав другого субъекта (в отличии от Ненецкого, Ханты-Мансийского и др. АО)
Единственное, что доставляет значительное неудобство — стоимость авиаперелетов. Цена на них в сезон доходит до 40-50 тысяч рублей в одну сторону, но и лететь до Москвы порядка 9 часов. Столько же, сколько из Москвы до Нью — Йорка.
Вот такое у нас получилось знакомство с самым восточным городом стране, который отстоит от Москвы в 9 часовых поясах и от которого до американской Аляски гораздо ближе, чем до того же Магадана, связанного с остальной страной круглогодичной федеральной трассой.
А нам пора собираться в обратную сторону, до Москвы еще придется преодолеть почти 14 000 километров, и из них более 4 000 километров по зимникам и целине, ведь дорог на Чукотке почти нет…
Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях. Спасибо.
Краткое пособие для тех, кто собрался на Чукотку
На Чукотке нет времени. Его ни то чтобы нет вообще, оно есть, но измеряется не в часах и минутах, а в днях пути, промежутках между питанием, совершенными делами и еще бог весть в чём. Чем интереснее путешествие, чем больше вы хотите увидеть достопримечательностей и диких животных, тем больше вам понадобиться «классического механического времени». Простая и вместе с тем чрезвычайно сложная для человека » с материка» аксиома. К примеру, чтобы добраться до районного центра из Анадыря может понадобиться больше недели, и уж не известно сколько нужно времени, чтобы потом из районного центра добраться до какого-нибудь национального села. Однажды, в одном из райцентров я ждал самолёт неделю, не дождался и уехал на теплоходе. А самолёт в окружной центр вылетел только на 11-й день. Бороться со временем не возможно, надо учиться ждать.
Реплика из жизни чукотских туристов: «Что? Это было позавчера? А я думал неделю назад».
Главным действующим «лицом» на Чукотке является погода. Это она решает поедите вы, или будите проклинать сервис и безделье в аэропорту или гостинице. Чукотская погода, очень капризная девушка. Может меняться по несколько раз на дню.
Восточная Чукотка (Провиденский Чукотский, Иультинский районы). Непогода на востоке Чукотки большей частью связанна с туманами и облачностью, при которой авиация не летает. В этом случае путешествие на теплоходе, единственный выход своевременно попасть туда или оттуда.
Анадырь. Анадырь не самое морозное и не самое ветреное место на Чукотке, но когда эти факторы соединяются даже в своих средних показателях становится очень мерзко. Зимой почти всегда ветер 5-10 м/с и температура (-25-35 градусов).Летом (июль-август) средняя температура 15 градусов, но всё равно ветрено 5-7 м/с.
Реплика из жизни чукотских туристов:
— Почему мы не летим?
— Погода в пункте прибытия плохая. Туман.
— А сколько до него?
— 230 км.
— Такого быть не может. У нас ведь солнце светит, жара. Ты наверное что то не договариваешь.
В целом, современным путешественникам, туристам и просто людям посещающим Чукотку с погодой очень повезло. 25-30 лет назад, Чукотка была значительно «суровее». Пурги сильнее, зимы снежнее, морозы крепче, лето холоднее. Есть плюсы от глобального потепления.
Из личного опыта: В один год в середине июня, после того как растаял снег, в Провидения пошёл дождь. В сентябре он прекратился и пошёл снег.
Право на оформление турпутевок имеют туроператоры зарегистрированные в Чукотском АО.
Регуялрное пассажирское сообщение чукотки с материком существует исключительно в виде авиасообщений.
Прилететь на Чукотку «из вне» можно в 3 аэропорта:
1) В Анадырь. Из Москвы, летом четыре раза, зимой два раза в неделю. Это самое распространённое направление для прилёта на Чукотку. Проблем с авиабилетами из Москвы практически никогда не бывает. Тем более, если заказывать их заранее. Проблема в цене. Цены на билет от 25-50 тысяч рублей в эконом-классе. В среднем, в летний период билеты стоят 35-40 тысяч рублей.
Из Анадыря во все районы Чукотки летают самолёты местной авиалинии «ЧукотАвиа». Это стратегическое транспортное преимущество Анадыря перед остальными «авиаворотами» Чукотки.
2) В Певек. Два раза в неделю из Москвы. На этом направлении уже могут возникнуть проблемы с билетами. Цена билета в один конец 35-50 тысяч рублей. Из Певека уже меньше вариантов добраться до остальной Чукотки по воздуху. Отсюда летают вертолеты в национальные сёла Чаунского района, на Мыс Шмидта, а также самолёты в Анадырь.
3) В Билибино. 2-3 раза в неделю из Магадана. Летают среднемагистральные АН-24. Цена билета в районе 30 тысяч. Из Билибино, по воздуху можно добраться только в села Билибинского района, а самолётом в Анадырь (один раз в 2 недели).
Также можно зафрахтовать вертолёт. Здесь богатому фрахтовщику уже предлагается на выбор 2 компании: «Чукотавиа» ( более 200.000 руб. полётный час) и «Билибиноавиа» (цена процентов на 10-15 ниже чем у «ЧукотАвиа»). Правда у второй компании, находящейся в Билибино, радиус авиапокрытия меньше (не экономично билибинцам работать по восточной Чукотке).
Сейчас скажу ересь. Деньги на Чукотке не имеют значения. Значения в том смысле, которые они имеют скажем в Москве или Владивостоке. Очень удивились мои московские туристы, когда не смогли найти такси, чтобы добраться из одного посёлка в другой.
Реплика из жизни чукотских туристов: » Мы предлагали ему двойной тариф! А ему было лень утром вставать и ехать!»
Даже если вы заключите договор на оказание, к примеру, транспортных услуг, вам могут отказать, или приехать(прилететь, приплыть) в другой день/дни. Найдётся сто причин почему этого не сделали, даже за хорошие деньги. Нет, Чукотка не территория альтруистов, просто, кроме денег, здесь должно быть что-то еще: личное знакомство, обоюдный интерес (водитель к примеру тоже рыбак и хочет порыбачить в том месте куда вы едете), протекция со стороны администрации, вы знаменитость и т.п. В то же время, на Чукотке могут вас довезти, разместить, накормить, оказать помощь и не взять за это вообще ни копейки. Даже обидятся, когда вы предложите деньги. Такое отношение к деньгам, конечно не норма, но имеет место быть.
Реплика из жизни чукотских туристов: «И как вы здесь живёте?».
Даже если у вас деньги есть, но они на пластиковой карте, могут возникнуть проблемы с их обналичкой. Банкоматов очень мало, иногда один на посёлок. В нем могут закончиться деньги, может отключиться связь, да и в принципе он может быть сломанным. Эта же проблема касается оплаты товаров в магазинах. Поэтому деньги лучше всего иметь наличкой.
Турист «не организованный» потратит меньшую сумму, но столкнётся с транспортными и логистическими проблемами. Решение этих проблем в первую очередь отнимает время, которое так «дорого» для людей с материка, чей годовой отпуск в лучшем случае 30 календарных дней.
Сервиса на Чукотке нет. К этому нужно быть готовым сразу. Те редкие проявления комфорта и качества бытовых услуг, которые могут вам предложить, лучше всего воспринимать, как подарок, как «манну небесную», а не как норму. И это при ценах, как в хороших отелях или ресторанах.
В лучшем случае у вас будет выбор куда пойти в «первое» кафе, или во «второе». Зачастую в райцентрах существует только одно заведение общепита. И меню в нём весьма ограничено. Хотя если говорить о качестве, то в большинстве кафе кормят вкусно. Цена за обед в среднем 400-600 руб. Чаще всего приезжающие хотят отведать блюда национальной кухни. Ни одно заведение их не готовит. В лучшем случае в меню есть оленина или местная рыба, которые, впрочем, вам приготовят по классическому (европейскому) кулинарному рецепту. Чукотская или эскимосская кухня весьма специфичные и отведать блюда можно только в национальных посёлках, побывав в гостях у местных жителей. В национальных сёлах точки общепита отсутствуют.
Мобильная связь есть практически во всех населенных пунктах Чукотки: Мегафон, Билайн, МТС. Качество связи очень посредственное, но разговаривать можно. Мобильный интернет в райцентрах есть, но очень медленный. В сёлах в 2017 году, по программе «Доступная информационная среда» появились бесплатные точки WI-FI.
Краеведческие музеи есть во всех райцентрах Чукотки. В них работают настоящие профессионалы и знатоки истории и культуры Чукотки. Поход в музеи обязателен. Именно с них можно и нужно начинать знакомство с тем или иным районом Чукотки. Кроме музеев можно посетить Дом культуры или Клуб, в которых договорившись с руководителем учреждения, можно посмотреть репетицию фольклорных коллективов или кружков народной самодеятельности. Собственно на этом список «культурных» заведений и заканчивается.
К прочим услугам можно отнести бани (200- 400 руб. за сеанс), посещение бассейна требует наличия медсправки (Провидения, Билибино), спортзалы и спортплощадки, ледовые катки открытого и закрытого типов (Эгвекинот, Провидения, Певек, Билибино, Угольные Копи). Кинотеатр есть только в Певеке, с новинками туго, репертуар одно-двухмесячной давности. Цена билетов (250-300 рублей). В Провидения и Эгвекиноте в зимний период (с конца декабря по начало мая) можно покататься на горных лыжах. Самый крутой и сложный склон в Провидения.
Анадырь с высоты — самый восточный город России
Столица Чукотского автономного округа — Анадырь. Это портовый город в зоне вечной мерзлоты, в котором проживает чуть более 15 тысяч человек. Раньше Анадырь находился в пограничной зоне, и обычные люди могли посетить его только по специальным пропускам. Сейчас приехать сюда может любой гражданин России.
1. Анадырь располагается на Чукотском полуострове, на правом берегу Анадырского залива Берингова моря, близ реки Казачки. Средняя температура июля составляет здесь всего +11 °C, а водоёмы прогреваются до +10 °C. При этом зима из-за близости к морю довольно тёплая — около −22 °C. Город начал развиваться в 1899 году, когда по приказу правительства Российской Империи был заложен пост Ново-Мариинск. Анадырь получил своё современное название только в 1924 году, а статус города — в 1965-м. Сейчас в городе работает рыбоперерабатывающий завод и предприятия энергетики. А в окрестностях ведётся добыча золота, угля.
2. Улица Отке — главная улица Анадыря. Она названа именем бывшего председателя Чукотского окружного исполкома, при котором в регионе начали бурно развиваться промышленность, образование и медицина.
3. Дом народного творчества Анадыря, в нём выступают и репетируют несколько ансамблей русского, эскимосского и даже индийского творчества. Слева от дома культуры установлен памятник Николаю Чудотворцу — покровителю моряков и путешественников. Он считается самым большим в мире монументом этому святому. Высота самой фигуры — четыре метра, а общая высота памятника вместе с постаментом — 25 метров. При этом над землёй возвышается всего 10 метров, а остальное уходит в вечную мерзлоту. Такая конструкция нужна для того, чтобы фигуру не повалил шквальный ветер.
5. Анадырский лиман — залив, который разделяет Анадырь и посёлок Угольные Копи, где находится аэропорт. Зимой в этом месте действует ледовая переправа. В тёплое время года по акватории курсируют суда на воздушной подушке, баржи и катера. Также до аэропорта можно долететь на вертолёте.
6. Анадырский морской порт — самый крупный морской порт на Чукотке, который имеет сообщение с Петропавловском-Камчатским, Владивостоком и Магаданом. Его производственные мощности позволяют перерабатывать до миллиона тонн грузов. Ещё здесь осуществляют пассажирские перевозки и ремонтируют суда.
7. Навигация начинается в июле и заканчивается 1 октября.
8. Внутри настоящего списанного катера находится бар «Каравелла».
9. Большинство домов — цветные. Раскрашивать их стали при прошлом губернаторе, Романе Абрамовиче. Проект городской среды разработала дизайн-студия «Ё-программа». Они убедили губернатора, что это поможет горожанам позитивнее воспринимать окружающую действительность.
10. Новые дома появляются очень редко. В новостях можно найти единственную заметку о том, что в этом году местный застройщик собирается возвести 4-этажку на улице Отке. До этого ещё одну новостройку ввели в эксплуатацию в 2009 году.
11. В основном в Анадыре живут довольно молодые люди. Те, кто достиг пенсионного возраста часто уезжают с Чукотки и селятся в городах с более комфортным климатом.
12. В Анадыре используют спутниковый интернет, он работает медленно и стоит довольно дорого. Сотовая связь тоже обходится дороже, чем на остальном Дальнем Востоке. При этом операторы часто включают в тарифы для жителей Чукотки меньше услуг.
13. Раз в два года жители Чукотки могут слетать в любую точку России и обратно за счёт государства.
14. В Анадыре работают бесплатные автобусы, которые ходят по строгому расписанию. Зимой действует три маршрута, а летом — два.
15. В этом климате нет лесов. Из растений можно встретить арктическую иву, голубику, клюкву, мхи и лишайники. Иногда в долинах рек растут другие виды ив и берёзы.
16. Анадырская ТЭЦ, которая снабжает теплом и электричеством Анадырь, посёлок Угольные Копи и аэропорт.
17. Недалеко от города есть горнолыжный комплекс с подъёмником. Он находится на сопке Михаила. Покататься на лыжах или сноуборде можно в марте и апреле.
18. Тавайваам — национальное чукотское село, которое входит в состав города. В основном его жители занимаются рыболовством или делают этнические сувениры для туристов.
19. Причал в Тавайвааме.
20. Старый буксир, который вместе с несколькими баржами используется в качестве волнореза.