Финансовый супермаркет что это такое

Финансовый супермаркет: что о нем думают участники рынка

Финансовый супермаркет что это такое

Что такое финансовый супермаркет и кто в нем сможет работать?

Авторы законопроекта указали в своем документе, что в качестве оператора электронной платформы может выступать юридическое лицо, которое располагает собственными средствами в размере 100 млн рублей. Все операторы будут занесены в специальный реестр Центробанка.

Расчеты должны будут осуществляться с использованием специального счета или сервиса быстрых платежей системы Центробанка.

Как повлияет маркетплейс на финансовый рынок?

Эксперты утверждают, что подобные маркетплейсы уже существуют и пока их влияние на рынок крайне невелико.

«Сейчас в России насчитывается чуть более десятка финансовых маркетов. Однако масштабных проектов по факту не более трех. Остальные площадки – многопрофильные: финансовый ресурс они объединяют с информационным», – рассказал Юрий Кудряков, генеральный директор финансового маркета «Юником24». Проект закона содержит новые требования к финансовым супермаркетам и новые ограничения на их деятельность. Существует мнение, что после введения закона в силу кто-то из маркетплейсов уйдет с рынка, а кто-то – просто проигнорирует закон. Стоит обратить внимание, что, по мнению экспертов, законопроект не запрещает вести похожую деятельность без регистрации в Центробанке.

На данный момент оценить влияние законопроекта на финансовый сектор сложно, так как неочевидны существенные улучшения для клиента по сравнению с текущими возможностями. В настоящий момент у потребителей финансовых услуг уже есть возможность сравнивать и выбирать финансовые продукты на различных платформах. Помимо этого, пользователи могут оставлять заявки в конкретной организации или в нескольких сразу.

Однако Александр Мамонов, генеральный директор МФК «Городская Сберкасса», считает, что от создания финансового супермаркета существенно выиграет потребитель. «Во-первых, стираются территориальные границы для ряда услуг. Неважно, где ты проживаешь – в тайге или мегаполисе. Таким образом, ситуация клиентов из регионов улучшится. Во-вторых, экономия времени. Не будет необходимости заполнять несколько заявок, а потом ждать ответа с условиями от каждой организации и сравнивать в ручном режиме. В-третьих, у каждого клиента появится право выбора», – отметил эксперт.

«С появлением маркетплейсов финансовый сектор серьезно изменится. Но это произойдёт небыстро, потому что потребуется привыкание к новому инструменту, жизнеспособность которого зависит от потребности в нём, от величины рынка и т. д. Сегодня у нас самый простой и востребованный инструмент – это депозит. Ради одной трансакции в год можно сходить и в отделение банка», – заметил Виктор Жидков, председатель правления банка «Веста».

Что не учитывает законопроект?

Специалисты, которые ознакомились с законопроектом, отмечают, что в нем не всё продумано. Например, рассуждая о том, какие моменты не учитывает проект, Дмитрий Вечканов, старший вице-президент по стратегии банка «Восточный», заметил: «Основной вопрос – что будет интересно клиенту? Единственным существенным ограничением для клиентов сейчас является отсутствие возможности полностью дистанционно получить продукт или услугу у финансовой организации. Например, чтобы получить карту банка, нужно встретиться с представителем банка лично, нужна также «живая» подпись. Но проект финансового маркетплейса не предполагает таких улучшений, этот вопрос частично затронут другими законодательными инициативами».

Эксперт имеет в виду наличие возможности проходить идентификацию для получения финансовых продуктов или услуг только один раз в одной из выбранных клиентов финкомпаний, а в дальнейшем получать услуги и продукты в нескольких. Например, клиент может пройти идентификацию в банке «А», а потом полностью дистанционно, скачав приложение, получить банковскую карту в банке «Б», положить на депозит деньги в банке «В». Если законодательно электронные платформы смогут идентифицировать клиентов для получения клиентами продуктов дистанционно, то это может создать определенный интерес для клиентов, но возникнет вопрос доверия к электронным платформам с точки зрения хранения и обработки персональных данных. В перспективе законодателям необходимо отказываться от ненадежной «живой» подписи и заменять ее полностью более надежной биометрией.

Дмитрий Пангин, директор p2b-платформы Penenza.ru и торговой платформы OTC.ru, также заметил: «Законопроект не учитывает, что этот рынок уже существует, сделки на нем совершаются напрямую между потребителями финансовых и страховых услуг и организациями, в соответствии с ГК и законом об электронной подписи. Вероятно, законотворцы намеревались поспособствовать созданию чего-то нового, однако в текущем виде законопроект не дает новых возможностей и прав маркетплейсам».

Сколько будет операторов маркетплейса?

Эксперты прогнозируют, что после принятия закона на рынке будет работать три-четыре реальных маркетплейса и множество (пятьдесят-сто) при банках и страховых организациях. Вторые со временем отомрут, так как через них будут предоставлять услуги только их родительские структуры. Три-четыре – это те, кто обладает сильным брендом, и те, у кого контакт с покупателем лучше, чем у поставщиков товаров/услуг. Эти компании займут более 50% рынка.

Фарида Валуева, генеральный директор компании SmartCredit, отметила, что посчитать количество операторов маркетплейса заранее непросто. «Конкуренция – это самый здравый фактор на рынке, это правильно и хорошо. Поэтому чем больше, тем лучше», – считает эксперт.

Будут ли финкомпании создавать своих операторов

Согласно законопроекту, операторами маркетплейса не смогут выступать кредитные организации. Однако банкам, крупным МФО, а также другим финансовым компаниям также будет интересно создавать свои электронные платформы, уверены эксперты. Участники рынка полагают, что если у банков будет законодательная возможность в итоге сократить операционную нагрузку, улучшить процессы и сократить оборот бумажных документов, то не исключено, что у каждого крупного банка появится своя условно независимая электронная платформа.

Несмотря на то что эксперты в большинстве своем уверены, что создаваемый маркетплейс особого влияния не окажет на финансовый рынок, данная инициатива будет способствовать развитию маркетплейсов в России и стимулировать повышение качества финансовых услуг.

Источник

Финансовые супермаркеты, на которые нужно обратить внимание

Финансовые супермаркеты и лучшие сервисы в помощь инвестору и любому другому человеку, интересующегося финансовыми услугами.

«Хотите ли вы заработать деньги, не выходя из дома?», или «Реальный способ заработать миллион», или «Узнайте 10 секретов богатых людей о том, как стать финансово успешным». Наверняка все видели множество примеров подобных попыток «развести» человека на авантюру, которая всегда заканчивается советом выкопать ямку в Стране дураков и положить туда золотой.

Ямка эта принимает разные формы: бывает, что это сетевой «бизнес», бывает, что онлайн-казино, а зачастую ничего не подозревающего человека заманивают такими способами преумножения денег, как инвестирование в неофициальных форекс-брокеров, в микрокредитные компании, не имеющие лицензии Банка России, в бинарные опционы или сомнительные криптовалютные сервисы.

Такая категория мошенников зачастую маскируется под «нормальный» фондовый рынок, осуществляющий свою деятельность полностью в правовом поле под надзором Банка России, Министерства финансов, Росфинмониторинга и являющийся кровеносной системой финансовых систем всего мира. Этой деятельностью мошеннические компании уже отпугнули от цивилизованных финансовых рынков множество людей, причинив им реальный ущерб – вспомним хотя бы пирамиду МММ, которая обильно процветала в 90-е годы.

Как гарантированно заработать при помощи инвестиций?

Финансовый супермаркет что это такое

Никак. К сожалению, такой гарантии вам не сможет дать никто. Более того, закон это прямо запрещает. Поэтому компании, управляющие инвестиционными фондами, обязаны устно и письменно информировать клиента о том, что доходы прошлых периодов не гарантируют доходы в будущем.

В 1995 году вступил в силу Указ Президента № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации». Первые инвестиционные фонды в России существуют с 1996 года. С тех пор прошло уже 22 года, и на настоящий момент в России насчитывается около полутора тысяч организаций с общим объемом активов почти в три триллиона рублей, клиентами которых являются более полумиллиона человек.

Данный инвестиционный институт, наверное, является самым защищенным после банков (и то только из-за вполне логичного отсутствия гарантий государства по страхованию инвестиций): контроль за деятельностью управляющих компаний ПИФ (паевых инвестиционных фондов) осуществляется Банком России и другими государственными регуляторами, крупными саморегулируемыми организациями и специализированными депозитариями.

Если попытаться объяснить механику их деятельности на пальцах, то инвестиционные фонды собирают по 10 рублей со 100 человек и полученную тысячу рублей вкладывают в те или иные активы, которыми могут быть акции компаний, государственные и корпоративные облигации, денежные средства, недвижимое имущество и др. Инвестирование этой тысячи рублей осуществляется строго в ограниченных инвестиционной декларацией фонда пределах профессиональным портфельным управляющим.

Как показывает практика, при долгосрочном инвестировании средств в фондовый рынок инвестор оказывается в плюсе, так как рынки на длинных промежутках времени всегда идут вверх, сглаживая кратковременные кризисы.

Финансовый супермаркет что это такое

Динамика индекса ММВБ за период 20.01.2003 – 29.06.2018

Как обстоят дела сейчас?

Финансовый супермаркет что это такое

Совсем недавно в России появилась правовая и технологическая основа для создания способов удаленного приобретения финансовых услуг. Нет, это не «Способ заработать миллион с нуля, не выходя из дома». Это общемировой тренд, когда положить деньги на депозит в банке, купить страховой продукт или ценную бумагу можно удаленно, имея подключение к сети Интернет. Такие сервисы именуются как — финансовые супермаркеты или финансовые маркетплейсы. Прилагательное в данном словосочетании может меняться на «инвестиционные» или другое близкое по смыслу.

Таким образом, существует цивилизованный способ сохранения и преумножения своих средств, при котором ты доверяешь их профессионалам. За ними следит государство, контролирующие органы и они сами в лице профессиональных объединений (саморегулируемых организаций). Сообразуясь со своим аппетитом к риску и желаемой доходностью, можно выбрать фонды с инструментами, почти такими же консервативными, как банковские вклады, либо, наоборот – более агрессивные.

Этой возможностью уже воспользовались участники рынка, а также мегарегулятор финансовой отрасли – Банк России, запустивший проект под названием «Маркетплейс», который в недалеком будущем позволит в одном месте осуществлять вложения сразу во множество различных продуктов от разных финансовых компаний и банков.

Какие финансовые супермаркеты есть в России?

Финансовый супермаркет что это такое

Сейчас в России финансовые супермаркеты или инвестиционные маркетплейсы представлены в разной степени готовности, существует ряд крупных и не очень компаний. Помимо них, также постоянно появляются десятки нишевых стартапов похожей направленности. Чтобы рассказать обо всех, не хватит объемов данной статьи, но на несколько самых масштабных и одновременно самых интересных мы можем остановиться.

Тинькофф Инвестиции — надстройка над основным бизнесом банка. Открывает для владельцев карты банка возможности по операциям с акциями, облигациями, ETF, полисами ИСЭ и паевыми фондами одной управляющей компании-партнера.

Aktivo — сервис, с помощью которого можно купить долю в объекте недвижимости и получать доход от сдачи ее в аренду. Позволяет снизить порог входа на рынок инвестиционной недвижимости (не обязательно покупать весь объект). Однако, минимальная сумма инвестиций всё равно достаточно высока и составляет 500 тысяч рублей.

Yango — мобильное приложение, позволяющее приобретать корпоративные и государственные облигации, в т. ч. с использованием индивидуального инвестиционного счета (ИИС). Можно назвать «упрощенной версией» брокера. Идентификация осуществляется с использованием портала Госуслуги.

Fins.Money (стартап с участием БКС) — витрина-агрегатор, позволяющая клиенту оценить характеристики финансовых продуктов, и, воспользовавшись рекомендациями сервиса, открыть брокерский или банковский счет у нескольких организаций-партнёров, после чего к подавшему заявку клиенту приедет консультант с договором, который нужно будет заключить в традиционном режиме офлайн.

Финансовая платформа (проект Группы компаний «Инфитиум») — эта электронная площадка дает управляющим компаниям полноценный дистанционный канал продаж, а инвесторам – возможность совершать операции с паями российских (пока) УК. Действует система удаленной идентификации через ЕСИА.

Важно, что в реализуемом Банком России проекте «Маркетплейс» Финансовая платформа может быть задействована сразу в двух ролях: платформы для проведения сделок и витрины-агрегатора, предоставляющей информацию для возможности выбора и сравнения продуктов.

Маркетплейс Центрального Банка России — важной функцией маркетплейса Банка России будет регистрация финансовых транзакций и аккумулирование информации о них в одном надежном источнике.

Возможность же подключения к системе различных сторонних витрин / агрегаторов / маркетплейсов, по словам Сергея Швецова, первого заместителя председателя правления Банка России, преследует своей целью как упрощение доступа небольших компаний к потенциальным клиентам по всей стране, так и предоставление доступа 24/7/365 граждан к максимально возможному спектру финансовых услуг вне зависимости от географического местоположения. При этом маркетплейс будет использовать систему удаленной идентификации через биометрию, которая запустилась в России с 1 июля 2018 года.

Мой Капитал — есть котировки акций, облигаций, анализ предложений по ИИС, возможность расчета страховой части пенсии, помощь в подборе пластиковых карт. В будущем заявлена возможность открытия брокерского счета и приобретения акций. Имеет сервис по обучению инвестициям для начинающих инвесторов

Сравни.ру — позволяет сравнивать между собой такие продукты как вклады, кредиты, ипотеки, пластиковые карты, страховые продукты и содержит ссылки на соовтетствующие страницы финансовых компаний, где можно приобрести тот или иной продукт

Banki.ru — финансовые супермаркеты также не обойдутся и без этого проекта. Банки.ру, пожалуй, один из самый известный и наиболее «заслуженных» из существующих в России. К настоящему моменту дает пользователям возможность воспользоваться такими услугами, как вклады и кредиты, выбрать акции, облигации (как российских, так и зарубежных компаний), страховые продукты, ПИФы и др.

При этом непосредственно на маркетплейсе нельзя приобрести паи инвестиционных фондов, для этого платформа перенаправляет пользователя на сайты управляющих компаний-партнеров

Стоит или не стоит инвестировать в инвестиционные фонды или иные финансовые продукты – самостоятельный выбор каждого. Но сама возможность стать участником роста капитализации крупнейших российских и мировых компании, используя свой смартфон и финансовые супермаркеты, пока преодолеваешь путь из гостиной в спальню, завораживает и намекает на то, что будущее уже наступило.

Источник

Личный опыт: зачем кредитный супермаркет банку, пользователю и партнерам

Когда вы слышите слова агрегатор и маркетплейс, что вы вспоминаете? Возможно, Яндекс.Маркет, Беру, Uber, Туту.ру, Booking, Auto.ru или что-то подобное. Но вряд ли вы не понимаете, о чем речь. Мы уже привыкли к подобным тематическим сервисам и обращаемся к ним при поиске товаров или услуг.

Агрегаторы, маркетплейсы добрались и до финансовой сферы, уже сейчас достаточно зайти на один сайт, чтобы узнать условия получения кредита во многих банках, микрофинансовых компаниях и сравнить их. Дальше перейти на сайт выбранной кредитной организации и оставить заявку. Некоторые сервисы пошли дальше ─ они позволяют оценить вероятность одобрения заявки.

Известные кредитные супермаркеты ─ Банки.ру, Сравни.ру и Одобрим.ру. На примере последнего сервиса, отмеченного лицензией Центробанка, посмотрим, как работает финансовый маркетплейс, как он помогает пользователям в оформлении кредита и что дает компаниям-партнерам.

Агрегатор помогает пользователю решить задачи по выбору различных банковских продуктов: кредитов, кредитных карт, микрозаймов или рефинансирования. При этом будущий заемщик получает наиболее выгодную ставку и высокую вероятность одобрения своей заявки, согласно требованиям того или иного банка.

Представьте, что индивидуальному предпринимателю Кузнецовой Марии Андреевне надо получить кредит в размере 100 тысяч рублей на 1 год.

Сначала она может воспользоваться кредитным калькулятором, который рассчитает ежемесячный платеж, переплату и подберет банки, выдающие кредит по заданным условиям. После чего Марии Кузнецовой останется только изучить условия, перейти на сайт одного или нескольких банков, заполнить анкету и оставить заявку.

С помощью Одобрим.ру Мария Кузнецова может не только подобрать банки, но и сразу узнать, в каком из них одобрят её заявку.

Первый шаг ─ регистрация, нужно написать ФИО, телефон и email, дальше ─ подтвердить почту и ввести код из SMS.

Второй шаг ─ анкета, в ней надо завести свои данные.

После этого шага сервис предложит банки, куда можно подать заявку, и рассчитает вероятность её одобрения.

Кредитный калькулятор, который оценивал только сумму, срок и ставку кредита, предлагал 12 вариантов. Когда система проанализировала анкету Марии Кузнецовой, осталось только 3 подходящих варианта.

В этом же окне можно изменить сумму и срок, добавить разные параметры, поменять продукт: кредит наличными на кредитную карту, микрозайм или рефинансирование. Также можно сравнить условия и выбрать для себя самый подходящий вариант.

В итоге Мария Кузнецова, потратив 10 ─ 15 минут, найдет организацию, в которую сможет обратиться за деньгами или кредитной картой. А теперь представьте, сколько бы времени ушло на анализ и сравнение условий разных банков и микрофинансовых компаний, заполнение заявок и ожидание ответа.

Нельзя забывать про то, что каждая отклоненная заявка ─ минус «в карму» кредитной истории. И если Мария Кузнецова попытается получить деньги во всех банках подряд, то может так испортить свой кредитный имидж, что ни одна организация в ближайшее время не предоставит ей займ.

Для пользователей плюсы финансовых агрегаторов очевидны, заемщику такие сервисы помогают:

Разберемся, почему Одобрим.ру может оценивать анкеты пользователей и рассчитывать вероятность одобрения заявок?

У Одобрим.ру своя система скоринга, именно она позволяет найти банки, которые могут дать кредит конкретному пользователю. Интеграция скорингового сервиса стала одной из важных задач при создании финансового маркетплейса.

Компания поставила перед собой цель обеспечить надежную и безопасную работу платформы, в том числе за счет автоматизации процесса тестирования. Это условие было необходимо и для того, чтобы получить лицензию Центробанка.

Сервис развивался с помощью IT-компании SimbirSoft ─ лидера финтех-разработки в России по версии Clutch. У этой IT-компании, во-первых, уже накоплен большой опыт в создании банковских решений для таких компаний, как Росбанк, СКБ-банк, Русфинансбанк, Точка. Во-вторых, SimbirSoft обеспечила полный комплекс услуг разработки, включая внедрение скоринговой системы и автоматизацию тестирования, хотя на рынке достаточно мало компаний, которые могут предоставить эти услуги одновременно.

Любой банк перед тем, как одобрить заявку, проверяет своих потенциальных заемщиков и оценивает риск невозврата кредита. Для этого используют системы скоринга ─ оценки потенциального клиента по различным параметрам. В результате программа должна определить, можно ли выдавать кредит этому человеку и на каких условиях. У каждого банка своя система скоринга, и принцип её работы ─ защищенная информация.

Удобство для пользователя:

Не нужно обращаться с заявкой в несколько банков.

Скоринговая система сотрудничает сразу с тремя Бюро кредитных историй (БКИ) и проверяет историю пользователя с помощью идентификации на Госуслугах, в ПФР. Кроме того, система анализирует данные каждого пользователя за предыдущие периоды ─ количество полученных им кредитов по одобренным заявкам. Для анализа используют алгоритмы Big Data и машинное обучение.

Система скоринга позволяет узнать, есть ли у человека текущие и выплаченные кредиты, задолженности, просрочки. Естественно, что чем лучше кредитная история, тем больше шансов получить кредит. При этом анализ данных происходит в обезличенном виде.

Система скоринга была интегрирована с платформой Одобрим.ру, и это отличает её от многих подобных агрегаторов, которые только составляют список кредитных организаций на основе запроса пользователя, но не учитывают его анкету.

Пользователям стало удобнее: любой человек без посещения банка, предоставления справок, заполнения заявок и общения с менеджерами узнаёт, сможет ли он получить кредит и где. Для банков и микрофинансовых организаций тоже есть польза, так как к ним с Одобрим.ру обращаются проверенные пользователи, которым с большой долей вероятности получится выдать кредит.

Финансовый маркетплейс, который обращается к персональным данным, должен быть надежным и работать без сбоев. Для этого все функции платформы нужно постоянно проверять, что в ручном режиме практически невозможно.

Для того, чтобы при дальнейшем развитии обеспечить стабильность продукта, IT-компания SimbirSoft предложила автоматизировать его тестирование. Эксперты разработали фреймворк, который в постоянном режиме проверяет все ключевые функции системы, а также риски по кредитным заявкам, безопасность данных, генерацию отчетов и документов и др. Таким образом, за счет автоматизации тестирования обеспечена надежность и безопасность маркетплейса.

Партнерами платформы могут стать:

Сотрудничество с ними строится по двум моделям:

Для кредитных организаций очень удобно, когда предварительный скоринг потенциальных заемщиков проводится финансовым агрегатором. Это приводит в банк тех клиентов, на проверку которых уйдет меньше времени, а риск невозврата при этом станет меньше или останется на прежнем уровне.

По словам CEO Одобрим.ру Дмитрия Глущенко, approval rate (процент утвержденных заявок по кредиту) не превышает 10% в среднем по рынку. У маркетплейса этот показатель составляет 14%, в планах компании увеличить его до 19–23% за счет совершенствования алгоритмов уже в 2019 году. Кроме того, в отдельных случаях при проведении таргетированных кампаний уровень approval rate уже сейчас составляет 70%.

Одобрим.ру выпустил виджет WhiteLabel, который можно, установить на любую площадку, например:

В частности, в случае интернет-магазинов наличие кредитного виджета помогает пользователям, не уходя с сайта, оставить заявку на кредит, чтобы купить понравившиеся товары.

У виджета те же функции, как и у маркетплейса. При этом владельцам сайтов не надо настраивать интеграцию с банками, Госуслугами, Пенсионным фондом и Бюро кредитных историй (БКИ), а нужно потратить всего лишь 5-10 минут на самостоятельную установку виджета. В результате посетители смогут получить такой же результат, как и в маркетплейсе, а владелец ─ монетизировать трафик. В планах компании сделать виджеты для соцсетей и мессенджеров.

Очевидно, что платформы, которые собирают нужную для пользователей информацию по любым товарам и услугам, будут развиваться и дальше: так гораздо удобнее искать и сравнивать предложения. Даже Центробанк активно участвует в развитии финансовых супермаркетов и работает над федеральным проектом «Маркетплейс».

В будущем с помощью таких сервисов, как Одобрим.ру, пользователи смогут решить множество задач: обратиться за кредитом или, к примеру, открыть вклад, провести операции с ценными бумагами и паями ПИФов, купить полис ОСАГО.

Маркетплейсы выгодны и финансовым компаниям, поскольку клиенты приходят к ним уже после первоначальной проверки на платформе, а значит, растет конверсия. Кроме этого, сокращаются расходы на рекламу: ей занимаются сам агрегатор и сайты-партнеры, на которых установлен виджет.

Финансовые маркетплейсы ─ веяние времени. Они, как и любые подобные сервисы, нужны для того, чтобы пользователи могли найти ответы на свои вопросы, решить проблемы, сравнить предложения и сделать выбор на одном сайте.

В развитие таких финансовых агрегаторов заинтересованы Центробанк, кредитные и страховые организации, так как это приводит проверенных клиентов без дополнительных вложений в рекламу и увеличивает approval rate. Не останутся без профита и владельцы сайтов, на которых будут установлены виджеты платформ: они смогут монетизировать свой трафик.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *