Финансовый пузырь что это
Исторически финансовые пузыри имели тенденцию формироваться всякий раз, когда появлялись новые революционные технологии, будь то изобретение железных дорог, электричества, автомобилей или, например, биткоина.
Что же такое финансовый пузырь? В терминологии это звучит так: существенное отклонение рыночной стоимости актива от его фундаментальной стоимости.
На практике происходит следующее. Активы или финансовые инструменты имеют стремительные темпы роста, которые вызваны некоторым спекулятивным интересом. В долгосрочной перспективе этот спекулятивный интерес крайне нестабилен. При определенной критической цене спекулянты начинают фиксировать прибыль и «пузырь» лопается, происходит падение цены до своей фундаментальной стоимости.
Тюльпаномания – это кратковременный всплеск ажиотажного спроса на луковицы тюльпанов в 1636-1637 гг.
Действо происходило в Нидерландах. На протяжении 1634—1636 годов цены на луковицы тюльпанов росли плавно, но неуклонно. Например, с января по май 1636 года один ас (0.05 грамм) луковицы сорта Gouda вырос в цене с 2,1 до 3,75 гульдена. Рост на 78.5% за 5 месяцев разогрел интерес обычных голландцев. Они стали рассматривать этот актив не просто как доходный товар, а как объект спекуляций.
С 1634 года в торговле луковицами голландцы стали широко использовать фьючерсы. А в 1636 году голландский парламент всерьез рассматривал законопроект, по которому владелец фьючерса имел право не выкупать будущий товар, а просто заплатить неустойку в 3.5% в случае отказа от выкупа.
Например, осенью человек приобретал определенное количество фьючерсов на поставку луковиц будущим летом. Стоимость в момент покупки была 100 гульденов.
Если же стоимость луковицы к лету падала, например, до 80 гульденов, человек мог отказаться от покупки луковиц и заплатить неустойку в 3.5 гульдена (3.5%)
Проще говоря, парламент рассматривал введение некого опциона на луковицы.
Данный законопроект не был принят, но он еще больше подогрел интерес обычных граждан к покупкам фьючерсов на луковицы тюльпанов.
Пик тюльпаномании пришёлся на период с октября 1636 года по февраль 1637 года. За 4 месяца до начала падения цены на луковицы взлетели в 20 раз. В начале февраля 1637 ажиотаж по покупке луковиц поубавился, пошел слух, что на столь дорогие луковицы покупателей почти не осталось. Началась паника и, соответственно, стремительная распродажа. Цены тут же рухнули более чем в 20 раз.
Фактически, надуванию этого пузыря способствовало развитие интернета. Это как раз то, о чем я писал в начале статьи.
Пузырь доткомов схож по своему образованию с бумом ICO.
ICO – форма привлечения инвестиций в виде продажи инвесторам фиксированного количества новых единиц криптовалют.
В период накачивания пузыря доткомов многие стартапы как можно быстрее стремились стать крупными. Они бросали свои силы не на создание инновационных технологий, а на маркетинговые мероприятия, раздувая тем самым узнаваемость своего бренда.
Большинство розничных инвесторов не обращало внимание на финансовое здоровье компаний. Им вполне хватало маркетинговой информации о том, что компания может утроиться в ближайший год. Так и происходило. Многие компании делали х2 или х3 даже не за год, а за день или неделю.
Индекс Nasdaq достиг своего пика 10 марта 2000 года на уровне 5048, что было почти вдвое больше, чем в предыдущем году. Прямо на пике рынка несколько ведущих высокотехнологичных компаний, таких как Dell и Cisco, разместили огромные заказы на продажу своих акций, вызвав панические продажи среди инвесторов.
Компании Dotcom, которые достигли рыночной капитализации в сотни миллионов долларов, обесценились в течение нескольких месяцев. К концу 2001 года большинство публично торгуемых дотком-компаний закрылось, и триллионы долларов инвестиционного капитала испарились.
Иррациональное изобилие. В данном случае инвесторы покупают актив под сильным психологическим воздействием. Например, сильная маркетинговая кампания, что было свойственно для многих доткомовских стартапов.
Стадное поведение. Люди часто считают, что их кумиры не могут ошибаться. Когда они видят, как какая-то знаменитость покупает тот или иной актив, для них это служит определенным триггером.
Помните, как на YouTube в момент стремительного роста биткоина многие блогеры записывали видео с результатами их инвестиций в крипту. Я думаю, что процентов 20 их подписчиков, не думая «на всю котлету» также покупали битки.
Краткосрочные цели. Большинство розничных инвесторов в период формирования пузыря очаровываются краткосрочными доходностями. Например, та же тюльпаномания. Доходность в 78.5% за 5 месяцев побудила голландцев вкладываться больше и раздувать этот пузырь.
Надежда превзойти рынок. Инвесторы понимают, что с рынком что-то не так, и что все это похоже на какой-то финансовый пузырь. НО! Большинство считает, что сможет унести ноги до того, как он лопнет.
В данном случае это можно сравнить со схемой «Понци». Помните, как в России несколько раз появлялась новая «МММ»? Так вот, многие мои знакомые понимали, что это пирамида. И они все равно несли туда деньги, потому что думали, что успеют провернуть свой капитал и заработать.
Когнитивный диссонанс. Мозг многих розничных инвесторов воспринимает достоверной только ту информацию, которая соответствует его убеждениям. Все действительно негативные сигналы не пропускаются.
Гипотеза финансовой нестабильности. Эта теория гласит, что в период, когда экономика процветает, затуманивается рациональное мышление.
Например, сначала банки выдают ипотеку под залог депозитов, а также они тщательно проверяют заемщиков по критериям кредитоспособности.
Затем цены на жилье растут и растет экономика в целом. В этом случае и кредитор, и заемщик готовы брать на себя большие риски. Банки могут дать кредит под залог меньших депозитов и готовы ссужать большие суммы, кратные доходу. Кредитование становится более привлекательным.
Само по себе увеличение объемов кредитования вызывает рост цен на активы, а это еще больше увеличивает доверие. Люди ждут роста цен и начинают больше покупать.
Регулирующие органы также попадают в ловушку. Видя бешеный рост цен, регуляторы разрешают спекулятивные займы и займы «Понци».
Когда цены на активы перестают расти, заемщики понимают, что у них недостаточно денег для погашения своих долгов. Каждый пытается ликвидировать свои активы, чтобы удовлетворить свои потребности в займах. Это приводит к потере доверия и кредитному кризису.
Денежно-кредитная политика. Есть случаи, когда пузыри возникали в следствие денежно-кредитной политики страны. Например, решение ФРС сохранить низкие процентные ставки привело к кредитному пузырю 2000х годов. Банки раздавали дешевые деньги и у людей появлялась избыточная ликвидность, которую куда-то нужно было вложить.
Зачастую финансовый пузырь затрагивает только ту отрасль, в которой он развивался. Например, последний пузырь на рынке криптовалют.
Фактически, сдувание крипторынка в 2018 году повлияло только на криптоиндустрию. Люди стали меньше покупать оборудование для майнинга, закончился бум ICO и т.д.
Но есть и такие пузыри, которые влияют на экономику в целом. Причем влияние возможно не только на экономику отдельной страны, но и на финансовую систему всего мира. К таким пузырям можно отнести пузырь на рынке недвижимости и пузырь на фондовом рынке.
Именно пузырь на рынке жилья 2006-2008гг. спровоцировал запуск мирового экономического кризиса.
Больше интересных материалов по трейдингу и инвестициям на моем канале в Telegram.
Финансовые пузыри в мировой экономике – что это, стоит ли инвестировать
Финансовый пузырь – явление, возникающее под влиянием повышенного спроса на какой-либо актив. При этом рыночная цена данного актива ничем не подкреплена и во много раз превышает его реальную стоимость. Появление финансового, или экономического пузыря предугадать или идентифицировать непросто, можно лишь догадываться, что люди вкладывают деньги в то, что не может стоить так дорого.
Сегодня поговорим о причинах развития экономических пузырей, коих в мировой истории случалось немало, попытаемся понять, почему возникает повышенный спрос на товары, а также о том, как получить выгоду от этого явления.
Что такое финансовый пузырь
Помните, что такое Золотой Стандарт? Эта денежная система существовала до Первой мировой войны. Суть ее заключалась в том, что все деньги должны быть обеспечены золотовалютными резервами. Иными словами, валюта стоила ровно столько, сколько денег было использовано на ее изготовление. С появлением фиатных денег стоимость национальной валюты стали определять политические и экономические факторы – как внутренние, так и внешние. Об этом подробно рассказано в статье «Фиатные деньги». Номинал купюры во много раз превышает ее себестоимость, и это нормально – главное, чтобы на рынке было достаточное количество денежной массы. Дефицит денег ведет к их удорожанию, а избыток – к обесцениванию.
Представьте себе древнюю монету, найденную археологами, которая была выпущена несколько веков назад. В те времена на нее можно было купить лишь буханку хлеба или мешок картошки, а какова будет ее нынешняя стоимость – предстоит определить экспертам. В любом случае ценность такой монеты важна лишь для узкого круга коллекционеров, которые собирают подобные вещи. Поскольку перепродать реликвию за большие деньги будет возможно ограниченному кругу лиц, ажиотажный спрос на нее вряд ли возникнет.
Но существует немало вещей, которые ценны для большинства. В первую очередь это жилье, ценные бумаги, валюты, потребительские товары – то есть активы, которые несложно продать. Что порождает повышенный спрос на них – зависит от конкретной ситуации. В какой-то момент люди начинают стремительно скупать товар, спрос на него значительно превышает предложение, и цена взлетает до небес.
Финансовый пузырь – это цикличное экономическое явление, когда заинтересованные лица подогревают интерес к какому-то активу. Цели и средства для этого могут быть самые разные. В результате цена стремительно растет, но в какой-то момент происходит перенасыщение, покупатели начинают избавляться от товара, понимая, что его стоимость сильно завышена и эти вложения вряд ли окупятся. Далее идет обратная реакция: предложение превышает спрос и его стоимость резко падает. А те, кто вложил немалые деньги в надежде, что актив продолжит дорожать, терпят убытки.
Такие явления существовали со времен средневековья. Обратимся к истории.
История развития финансовых пузырей
В 1711 году в Англии граф Оксфордский Роберт Харли основал «Компанию Южных Морей». Ее создание было продиктовано благородной целью: уменьшить государственный долг Англии, накопившийся во время войны с Испанией. Таким образом, долговые обязательства страны были конвертированы в акции компании Роберта Харли, а правительство предоставило этой компании право на монополию при торговле с южноамериканскими государствами. В результате стоимость акций стремительно росла, а вот торговля не оказалась прибыльным делом, т.к. испанский флот контролировал большинство портов Южной Америки.
Что произошло далее? В какой-то момент стало понятно, что баснословная стоимость ценных бумаг ничем не подкреплена и их котировки рухнули. «Компания Южных Морей» объявила себя банкротом в конце 1728 года.
Далее экономические пузыри затронули недвижимость. Пример тому – повышенный спрос на земли и дома во Флориде, возникший в 20-х годах XX века. Пузырь лопнул в 1926 году, когда цены достигли такого значения, что позволить себе жилье во Флориде могли только очень состоятельные люди.
И, конечно, все помнят ипотечный кризис 2007-2008 гг. в США, когда банки стали кредитовать даже неплатежеспособных граждан под маленькие проценты. В результате возросло число неплательщиков, долговые обязательства перепродавались. Крупный банк Lehman Brothers объявил о банкротстве, что спровоцировало настоящую панику в банковской сфере и на ипотечном рынке. Поскольку доллар является мировой валютой, американский кризис распространился в другие страны, и затронул практически весь мир.
Ну и, наконец, пузырь биткоина, сформировавшийся с 2016 по 2017 годы, когда стоимость этой криптовалюты стала стремительно расти, а в 2018 рухнула в 5 раз.
Причины ажиотажа самые разные. Рассмотрим основные.
Причины развития
Первая причина лежит на поверхности. Имя ей – цикличность. Мы знаем, что экономика развивается циклами: вслед за подъемом следует спад, и так далее. Но не каждый спад характеризуется схлопыванием финансового пузыря, а также не каждый пузырь затрагивает всю экономику.
Экономический пузырь – это стихийное явление, возникающее при существенном нарушении баланса накопления и потребления. Иными словами, когда экономическая ситуация нестабильна, но нет признаков рецессии, общество нацелено на создание финансовой подушки. Люди откладывают деньги, при этом не многие инвестируют в ценные бумаги. Консервативно настроенные инвесторы предпочитают держать средства на банковских счетах.
И в какой-то момент, когда из каждого утюга начинают вещать о том, что экономика находится на пике, цены на недвижимость и акции национальных компаний растут, люди начинают ощущать себя обеспеченными. И переключаются на потребление.
Этот абстрактный пример нельзя отнести к России, но примерно так было в Японии в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. Об этом подробнее расскажем чуть далее.
В качестве второй причины можно выделить кредитную политику банков. Пример – та же самая ситуация в Америке в 2007 году. Снижая процентные ставки до минимума и делая кредиты доступными, банки идут на огромный риск. Нетрудно представить цепочку:
Доступные кредиты → Повышение спроса на жилье → Рост цен на недвижимость → Повышение интереса инвесторов → Высокий спрос → Падение уровня жизни населения из-за большого количества долгов → Снижение спроса и продажа активов → Падение цены.
Каков итог? Финансовый пузырь схлопнулся.
Ну и третья причина, корни которой находятся в человеческом сознании, – стереотипы. Все покупают, значит, и мне надо купить. Товар дорожает, значит, надо купить еще – а вдруг завтра цена вырастет в 2, 3, 10 раз, и вот тогда-то я смогу его продать и получить баснословную прибыль. Иными словами, простая человеческая жадность и любовь к легким деньгам.
Но кто руководит этим? Чаще всего у спектакля под названием «финансовый пузырь» нет конкретного режиссера: стихией управлять сложно. Бывает и так, что причиной является банальная спекуляция какими-то товарами: спрос создается искусственно, путем раздувания хайпа с вовлечением СМИ. Как правило, впоследствии оказывается, что товар или бизнес-процесс сильно переоценен. Но кто-то успевает на этом неплохо заработать. Компании, дорожащие своим добрым именем, не станут рисковать подобным образом.
Причины пузырей на финансовых рынках по Шиллеру
Американский экономист Роберт Джеймс Шиллер выделил следующие причины появления финансовых пузырей в мировой экономике:
Картина экономического пузыря по Фаберу
Большое внимание теме появления и формирования финансовых пузырей уделяет Марк Фабер, инвестор и финансовый аналитик из Швейцарии. Вот как выглядит картина экономического пузыря в его понимании:
В Японии в конце 1980-х годов огромный процент денежной массы был сосредоточен на счетах граждан в виде накоплений. В итоге цены на недвижимость стали расти. Кроме того, экономика страны привлекала инвесторов, и цены на фондовый индекс существенно увеличились. Общество стало потреблять больше, т.к. люди ощутили себя финансово свободными.
Как возникают «пузыри» на финансовых рынках
Разумеется, это очень условно – на котировки могут повлиять самые различные факторы. Но мы не будем сейчас брать периоды рецессии и другие неблагоприятные обстоятельства. Вы приобрели этот пакет, потому что уверены, что акции будут дорожать.
И в реальности так и происходит – акции растут в цене, но не на ожидаемые 15% в год, и не на 20, а, скажем, на 100%. Почему так происходит? Ну ладно, допустим, по итогам года компания продемонстрировала очень хорошие показатели, и размер дивидендов превысил ожидания акционеров. Соответственно, и акции выросли в цене. Но не в два же раза увеличилась прибыль? А если и так, то почему люди покупают бумаги по такой завышенной цене, когда еще несколько месяцев назад акции стоили намного дешевле? А люди покупают, иногда даже берут в долг у знакомых или используют кредитное плечо брокера. Зачем они это делают?
Финансовый пузырь – это результат эйфории и стадного поведения. Например, акции купил один друг, потом другой, потом сосед, коллега и т.д. Наверное, они знают какой-то секрет. Вне сомнения, на этих акциях можно хорошо заработать. Людям свойственно оглядываться на других и прислушиваться к мнению большинства.
И мало кто думает о том, как лопается финансовый пузырь – это происходит очень быстро. И те, кто купил актив по завышенной цене, понесут крупные убытки.
Влияние экономических пузырей на экономику
С одной стороны, при раздувании финансового пузыря в сфере инвестиций увеличивается и количество денежных потоков. Но это длится, как правило, недолго. Выгоду получат только те, кто инвестировал на начальном этапе. Подавляющее же большинство покупателей вкладывало деньги на этапе роста пузыря. То есть, они платили уже завышенную цену, следовательно, когда пузырь лопнет, эти люди потеряют свои деньги.
Соответственно, и экономика лишится части денежных потоков: если у людей нет денег, они не могут инвестировать в другие продукты. Да что там инвестиции – покупательная способность также снизится.
Негативные последствия схлопывания пузыря могут перекинуться и на экономику других стран мира. Сократится объем экспорта по причине падения спроса на товары за рубежом и импорта – по причине отсутствия денег на внутреннем рынке.
Способы распознавания экономических пузырей
Специалисты считают, что распознать экономический пузырь довольно сложно. Но не невозможно. Основным признаком следует считать быстрый рост цен, который ничем не подкреплен. При этом важно обратить внимание также на увеличение кредитов: люди покупают активы на заемные средства. Вот два фактора, которые с большой вероятностью указывают на то, что мы имеем дело с экономическим пузырем.
Основная проблема, возникающая при обнаружении пузырей, состоит в том, что рассчитать фундаментальную стоимость инструмента непросто. Невозможно знать наверняка, сколько будет стоить этот актив через год и какой доход по нему можно будет получить. Расчеты, основанные только на прогнозах, нельзя считать надежными на 100%. Но и их отбрасывать нельзя.
Перечислим основные признаки экономического пузыря:
Как лопается финансовый пузырь
Схлопывание пузыря, как правило, происходит быстро, из-за чего многие инвесторы терпят убытки – они просто не успевают избавиться от переоцененного актива. Вначале инструмент продают самые дальновидные (они-то и оказываются в плюсе). Затем количество инвесторов, желающих продать активы, увеличивается: многие надеются хоть что-то получить, пока они совсем не обесценились. И далее возникает паника. Примеров тому немало. Вспомните все тот же 2008 год, когда индекс S&P 500 обвалился на 17% после объявления банкротом банка Lehman Brothers, который потянул за собой несколько ипотечных компаний.
Нередко вслед за схлопыванием пузыря следует экономический кризис, который распространяется на другие страны.
Стоит ли инвестировать в финпузыри
Прогнозы о сроке существования пузыря – это всего лишь прогнозы, которые ни на чем не основаны: ни на статистике, ни на исторических фактах.
Если вы заметили признаки финансового пузыря, описанные выше, инвестировать, безусловно, можно. Но осторожно.
В первую очередь, следует взглянуть на график: как давно возник рост цен. Во-вторых, ответить на вопрос: сколько я готов потерять и что я буду делать, если пузырь лопнет.
Простыми словами, инвестируя в финансовый пузырь, нельзя тратить все средства. Диверсификация и ребалансировка портфеля – инструменты, которые позволят смягчить неприятные последствия от схлопывания пузыря.
И еще пара моментов, на которые стоит обратить внимание. Как это ни банально, но старайтесь контролировать свои эмоции, не поддаваться эйфории и панике, а также, по возможности, не пользуйтесь заемными средствами.
Примеры экономических пузырей в истории
Помимо кризиса 2007-2008 годов, следует привести еще несколько примеров экономических пузырей, которые возникали в разное время.
Тюльпаномания в Голландии
В конце XVI века в Европу завезли тюльпаны. Это произошло около 1560 года, когда австрийский посол в Турции привез в Австрию несколько луковиц, которые были посажены в саду императора. В 1593 году ботаник, ухаживавший за императорским садом, получил работу в ботаническом саду университета в голландском городе Лейден и привез с собой луковицы диковинных цветов. Первый цветок расцвел весной 1594 года.
В начале XVII века голландские садовники освоили селекцию тюльпанов и начали торговать луковицами. Надо отметить, что Нидерланды уже тогда вступили в Золотой век: страна богатела и находились люди, которые могли себе позволить экзотические по тем временам цветы. Тюльпаны отлично приживались в европейском климате, появлялись новые сорта, которые стоили в несколько раз дороже, чем уже известные. Торговля приносила хорошие доходы. Стоимость одной луковицы некоторых сортов, например, Semper Augustus («Вечный август») в несколько раз превышала годовой доход ремесленника.
К 1630 году торговля тюльпанами набрала обороты, а настоящий ажиотаж наступил в 1633 году, когда луковицы тюльпанов стали обмениваться на объекты недвижимости.
Но торговля цветами невозможна круглый год, поскольку луковицы высаживают поздней осенью, а цветут тюльпаны весной. Таким образом, купить луковицы можно было только в период с начала лета по октябрь. Чтобы не терпеть убытки, торговцы стали продавать луковицы в земле с обязательством передать их покупателю после цветения. Так появились первые в истории фьючерсные контракты.
Далее торговля превратилась в настоящее безумие – луковицы, находившиеся в земле, продавались и перепродавались, за них предлагались деньги, которых у покупателей не было. В ход шли поручительства, нотариальные расписки. В конце концов стали продаваться не только сами луковицы, но и обязательства по их передаче.
Крах тюльпаномании датируется февралем 1637 года. Этому предшествовало несколько событий: битва при Виттштоке, в результате которой голландцы потеряли торгового партнера в лице Священной Римской империи, а также объявление властями фьючерсных контрактов недействительными. Такое решение было принято потому, что цены необеспеченных контрактов на тот момент в несколько раз превышали стоимость настоящих луковиц. Покупатели отказывались платить огромные деньги, в результате чиновники приняли решение, аннулирующее контракты. Так лопнул финансовый пузырь под названием «тюльпаномания».
Финансовый пузырь в Японии
Появлению финансового пузыря в конце 80-х годов XX века в Японии способствовал ряд событий.
Казалось бы, 2 и 3 пункты характеризуют позитивные явления. Однако все это в совокупности привело к тому, что японцы переключились с накопления на потребление, а стоимость активов, в частности, индекса Никкей, выросла в несколько раз.
В начале 1990-х годов банк Японии принял решение об увеличении ставок по кредитам, а индекс Nikkei рухнул на 50%. Вслед за ним обрушились и цены на недвижимость.
Японскому финансовому кризису способствовал еще и тот факт, что страна столкнулась с конкурентами в лице Китая и Южной Кореи на рынках техники и автомобилей.
Пузырь доткомов
Дотком – это, по сути, название домена верхнего уровня «.com», который звучит как dot (точка) и com. Этим термином называют компании, ведущие свою деятельность в интернете.
Доткомы распространились в большом количестве в конце 1990-х годов. Тогда же стоимость их акций на бирже взлетела до небес. Этому способствовала реклама: аналитики уверяли, что за компаниями, работающими в сфере высоких технологий, стоит будущее, и советовали инвестировать в доткомы.
Нельзя сказать, что аналитики ошибались, однако на тот момент проблема была вот в чем.
Доткомы, как правило, не владели крупными активами. Все, что нужно было для их деятельности – несколько компьютеров. Следовательно, высокая цена акций не была обеспечена капиталом. Кроме того, основателями этих компаний были программисты, которые совершенно не владели навыками ведения бизнеса. Все, что они могли – это тратить огромные деньги на рекламу.
К тому же интернет тогда работал со сбоями, и не все умели им правильно пользоваться.
Таким образом, в самом начале XXI века пузырь доткомов лопнул. Последствиями этого стали массовые увольнения и утрата доверия к компаниям, занятым в высокотехнологичных отраслях.
Однако некоторые гиганты выжили, и работают по настоящее время. В качестве примеров можно привести Google, eBay, Amazon.
Примеры финансовых пузырей в наши дни
Билл Гейтс, в свою очередь, высказал мнение, что криптовалюты опасны тем, что характеризуются полной анонимностью, а государство должно отслеживать денежные потоки в целях борьбы с терроризмом и наркобизнесом. — Билл Гейтс
Другой пример – американские казначейские облигации. Госдолг США раздут до огромных размеров, и тем не менее долговые обязательства продолжают пользоваться спросом. Доходность по этим бумагам невелика – порядка 2% в год. Таким образом, США тратит небольшие деньги на обслуживание государственного долга. Но если кредитная политика изменится и выплаты возрастут до триллиона долларов в год, это грозит глобальным мировым кризисом.
Заключение
Итак, финансовый пузырь простым языком – это крайне негативное явление для экономики. Увеличение денежной массы приводит к падению стоимости активов, перенаправлению денежных потоков в высокорисковые проекты, фундаментальная стоимость которых существенно ниже рыночной. Когда пузырь достигает критической величины, происходит его схлопывание: покупатели оказываются неплатежеспособными, кредитование сокращается.
Заработать на финансовом пузыре удается только тем, кто вкладывал деньги на начальной стадии (по аналогии с финансовой пирамидой) и успел продать инструменты на пике цены. Инвесторы, вкладывающие собственные и заемные средства в необеспеченные активы, терпят убытки. Это ведет к сокращению товарооборота и притока инвестиций внутри страны, а впоследствии – и от зарубежных партнеров и инвесторов.