Финансовый аудит что это

Финансовый аудит: виды и порядок проведения

Финансовый аудит что это

Руководитель отдела аудита, Аттестованный аудитор, Аттестованный профбухгалтер «Правовест Аудит»

Содержание

Каждый собственник бизнеса рано или поздно задумывается о том, как развивать свой бизнес и куда двигаться дальше. Предпосылки могут быть различными – бизнес достиг намеченных целей и нужно организовывать дальнейшее развитие, либо, напротив, компания испытывает проблемы и необходим поиск их решения. Даже если в компании сегодня все хорошо, финансовая ситуация может измениться в любой момент.

Оценить картину в целом: возможности организации, скрытые тенденции в ее деятельности поможет финансовый аудит.

УЗНАЙТЕ,
ПОДЛЕЖИТЕ ЛИ ВЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ
АУДИТУ

Финансовый аудит что это

Суть финансового аудита

Слово Audit произошло от латинского audit – слушает, слушать. В современном толковании аудит – это независимая оценка деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта.

Сегодня проводят операционный, технический, экологический, финансовый аудит, аудит качества и т.п. Но наиболее распространенное употребление этот термин имеет, когда говорят о корректности информации, указанной в финансовой отчетности.

Финансовый аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Подобная проверка может быть проведена в короткий срок, дает наиболее общую и универсальную «карту» ситуации в организации, понятную и доступную для заказчика.

В финансовый аудит не входит проверка правильности исчисления и уплаты налогов, в т.ч. контроль заполнения налоговых деклараций и расчетов. Эти вопросы исследуются в ходе налогового аудита, который является отличным дополнением к финансовому.

Аудит финансов одинаково важен для партнеров компании. Бухгалтерская отчетность по сути — единственный ресурс, содержащий данные об экономической ситуации в компании-партнере.

Каждое заинтересованное лицо изучает доступную информацию об экономической ситуации исходя из собственных задач и методов регулирования потоков финансов.

Главная цель финансового аудита – получить основные ключевые показатели, характеризующие реальную ситуацию в организации — прибылей, убытков, доходов, расходов, перемен в системе активов и пассивов, по взаиморасчетам с контрагентами.

Аудит сформирует ясное понимание сложившейся ситуации в организации:

У действующего менеджмента формируется точное понимание наличия ресурсов для повышения прибыли, снижения затрат.

ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ
– НЕЗАВИСИМАЯ
ПРОВЕРКА

Финансовый аудит что это

Виды финансового аудита

Базово аудит принято делить на внешний и внутренний.

Внешний аудит — проверка финансовой отчетности организации, поиск и исправление ошибок, осуществляемые независимой аудиторской компанией или индивидуальным аудитором, где в итоге выводы суммируются в аудиторском заключении. Инициаторами финансового аудита в зависимости от ситуации здесь выступают собственники компании, акционеры, инвесторы, кредитные организации, госорганы.

Внешняя финансовая аудиторская проверка разделяется – обязательную и инициативную (добровольную).

Проведение ежегодной обязательной проверки регламентируется законом и предполагает всесторонний анализ хозяйственной деятельности организации. Добровольная внешняя проверка может охватывать деятельность в целом или отдельные области.

Внешняя финансовая проверка осуществляется на возмездной основе. Оплата финансового аудита согласовывается организацией и аудиторами после определения условий и объема работ.

Внутренняя аудиторская проверка проводится работниками самой организации. Чаще всего службы внутреннего аудита создаются в больших организациях, имеющих сеть филиалов и подразделений.

В соответствии с законом, обязательный финансовый аудит должны проводить:

Кто может проводить финансовый аудит

Аудиторские услуги оказывают исключительно:

В обоих случаях аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны состоять в СРО.

Аудиторское заключение (АЗ) выдается исключительно лицу, заключившему договор оказания финансового аудита — руководителям или владельцам организации

Кто может инициировать финансовый аудит организации

Основания для инициативного финансового аудита

Добровольно к аудиторским услугам прибегают по инициативе организации, ее собственников и руководства. Цели и фронт работ по финансовому аудиту определяются заказчиком, исходя из собственных подходов к менеджменту активов.

Такой вид аудиторских услуг очень востребован при:

Защитите себя и свою компанию уже сейчас

Задачи проведения финансового аудита

В обязанности аудитора, осуществляющего финансовую проверку, входят следующие действия, которые решают задачи аудита:

Всесторонне изучить возникновение и использование активов и пассивов, а также доходов и расходов компании.

Рассчитать и оценить коэффициенты, характеризующие финансовое состояние аудируемого лица.

Поверить формирование стоимостных оценок, условия признания обязательств и активов.

Оценить влияние учетной политики, в том числе условные значения и оценки.

Выявить оценить факторы, влияющие на основные финансовые показатели.

Определить характер движения потоков финансов и установить элементы, обуславливающие их направление.

Составить мнение о вариантах финансового развития.

Оценить действительную возможность воплощения этих вариантов в жизнь.

Процесс финансового аудита

Проведение финансового аудита проходит в несколько этапов:

Перед оказанием услуг аудита — знакомство с заказчиком, где важно получить полные и корректные данные о ситуации в компании. Исходя из предоставленной информации аудитор производит оценку возможности проведения необходимых действий, планирует возможные сроки и материальные затраты.

На этапе подготовки финансового аудита группируются первоначальные данные:

Затем заказчик и аудиторы определяют окончательные условия проверки и заключают договор.

МЫ НА ВАШЕЙ
СТОРОНЕ!

Финансовый аудит что это

Этап планирования финансового аудита имеет особую важность, так как именно от него зависят результаты предстоящей проверки.

Алгоритм этого этапа для аудитора может выглядеть так:

Очень важно при этом учесть факторы, напрямую влияющие на сроки финансового аудита: специфику проверяемого субъекта, вид деятельности, состояние системы бухучета и внутреннего контроля, количество и разнообразие отражаемых сделок и др.

График проверки разрабатывается и согласовывается совместно с заказчиком.

В результате определяется окончательная программа аудита с учетом длительности и объема проводимых мер. Формируется рабочая группа.

В процессе программа может корректироваться аудитором

В ходе проверки аудиторы применяют приемы и мероприятия, предусмотренные законом и стандартами финансового аудита.

Сбор сведений о финансовых данных компании включает:

В результате перечисленных процедур аудитор выявляет некорректные либо недостоверные данные с целью исправления допущенных ошибок.

ХОТИТЕ ПОЛУЧИТЬ
ЭКСПЕРТНОЕ
МНЕНИЕ?

Финансовый аудит что это

Подготовка аудиторского заключения и отчетов.

Финалом проведенной проверки со стороны аудитора должны стать:

Здесь же аудитор может изложить свое понимание текущего состояния дел компании, высказать рекомендации по оптимизации финансовой ситуации, повышению КПД нынешней системы менеджмента финансовых потоков предприятия.

Заключение и отчет строго конфиденциальны и адресованы исключительно руководству организации. Аудитор гарантирует независимость оценки, честность, объективность, профессиональную компетентность и добросовестность. Также аудитор доброжелателен и лоялен по отношению к проверяемой компании, несет ответственность за последствия выданных рекомендаций.

В нашей аудиторской компании ценность финансового аудита поднимается на самый высокий уровень. Для максимальной полезности аудиторы компании «Правовест Аудит» готовят различные виды отчетов по запросу руководства и собственников проверяемой компании, например:

Мы всегда на связи с клиентом, предоставляем персонального куратора, доступного 24/7. Наши специалисты — исключительно штатные аттестованные аудиторы с опытом работы, всегда готовые поддержать и помочь решить возникающие вопросы.

Источник

Финансовый аудит как способ оценки состояния и перспектив развития компании

Понятие финансового аудита

Финансовый аудит — это комплексная проверка экономического и финансового состояния организации, проверка достоверности информации в финансовой отчетности организации, а также анализ и оценка перспектив ее развития, которая может проводиться как специалистами самой организации (внутренний аудит), так и сторонними аудиторскими компаниями по заказу руководства (независимый аудит).

На практике финансовый аудит чаще рассматривается как весьма узкое понятие, обычно включающее в себя классический обязательный аудит финансовой бухгалтерской отчетности.

В ходе аудита финансовой деятельности организации:

Задача проведения аудиторской проверки — проанализировать доходность и эффективность основной, финансовой и инвестиционной деятельности компании. Для выполнения этой задачи необходимы детальные изучение, анализ и оценка информации, представленной в финансовой отчетности организации.

Внутренний финансовый аудит организации

В нашей стране внутреннему аудиту финансовой отчетности уделяется пока меньше внимания, чем он заслуживает. Внутренний финансовый аудит — вид деятельности организации, который на основе внутренней документации контролирует звенья управления и различные сферы финансовой деятельности компании.

Осуществлением внутреннего финансового аудита занимается специальный отдел, который работает в составе проверяемой компании. Такая проверка необходима руководству, чтобы иметь возможность изучить и проанализировать реальное состояние дел в их организации. На основе полученной в ходе финансового аудита информации руководство разрабатывает пути улучшения работы организации. Деятельность внутренних аудиторов носит консультационный характер.

Значимость аудиторского заключения для компании

Лучшим подтверждением надежности и честности компании в современном деловом мире служит заключение независимого аудитора о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности. Кроме того, аудиторское заключение необходимо для подтверждения имиджа и деловой репутации компании при заключении договоров и соглашений с партнерами или различными кредитными организациями.

По результатам аудиторского заключения руководитель организации принимает решение о необходимости конкретных действий. Как правило, после принятых мер налоговые органы не налагают штрафы при проведении плановых проверок. Таким образом, компаниям удается избежать значительных финансовых потерь.

Кто вправе проводить аудит финансовой отчетности

Аудиторские услуги могут осуществлять:

При этом для того, чтобы заниматься аудитом, такие компании и ИП должны быть членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудиторские услуги можно будет оказывать с даты внесения сведений о соответствующем юрлице или ИП в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.

Кто вправе заказывать финансовый аудит организации

Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг — руководству (собственникам) компании. В зависимости от формы деятельности организации это могут быть:

Независимый финансовый аудит необходим руководителям организаций для объективной оценки эффективности финансовой деятельности и бизнеса.

Если компания подлежит обязательному аудиту финансовой и бухгалтерской отчетности, получить аудиторское заключение является ее обязанностью.

Аудит становится обязательным при соответствии компании финансовым и иным показателям, перечисленным в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Аудиторское заключение, полученное по результатам обязательного аудита должно быть предоставлено в налоговую в срок не позднее10 рабочих дней с даты выдачи заключения. Но это нужно сделать до 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 18 Закона от 06.12.2011 N 402- ФЗ).

Кроме обязательного аудита финансовой отчетности, на практике часто бывают ситуации, при которых проведение финансового аудита компании является желательным:

Состав и результаты финансового аудита организации

Компания, взявшая на себя обязательства по проведению финансового аудита, обеспечивает проверяемой организации следующие услуги:

По результатам финансового аудита отчетности организации ее руководство получает:

Таким образом, аудит финансовой деятельности компании позволяет объективно оценить общую финансовую эффективность бизнеса, определить, куда и в каких объемах уходят денежные потоки компании, оптимизировать финансовую деятельность, а также оценить компетентность внутренней финансовой службы, устранить недостатки.

Порядок проведения аудита финансовой деятельности компании

При проведении финансового аудита организации можно выделить основные этапы:

Источник

Финансовый аудит

Финансовый аудит – процедура независимой проверки бухгалтерской отчетности организации.

Бывает двух видов: внутренний, когда исследование проводят сами сотрудники компании, и внешний, если оно поручено сторонней независимой организации – аудиторской компании. Кроме того, существует такое понятие, как инвестиционный аудит, в задачи которого входит проверка целевого и эффективного использования инвестиционных ресурсов.

Принято считать, что первые аудиторские проверки проводились с древнейших времен. Первые упоминания относятся к Китаю за 700 лет до н. э. В Cредние века аудит использовался преимущественно для того, чтобы удостовериться в кредитоспособности партнеров по торговым операциям. Но наивысшего развития аудиторская деятельность достигла тогда, когда разделились функции собственников предприятий и управляющих, то есть в эпоху индустриализации и до наших дней, так как главная задача аудитора – предоставить достоверную информацию о финансовом состоянии компании ее собственникам и кредиторам.

Во всем мире, включая Россию, деятельность аудиторов подчинена определенным стандартам. В РФ аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», а также «Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности», утвержденными постановлением правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 года.

В России услугами аудиторов пользуются в основном крупные компании. В то же время законом введено такое понятие, как обязательный аудит, по которому ряд организаций обязаны проходить аудиторскую проверку.

Согласно действующему законодательству, при выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является, а также следующими этическими принципами:

Следует понимать, что проведение аудиторской проверки строится на принципе разумной достоверности, поскольку применяются выборочные методы и тестирование. Преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не имеет исчерпывающий характер.

Аудитор несет ответственность только за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой отчетности. Тем не менее ответственность за подготовку и представление документации остается на руководителе организации, факт аудиторской проверки не освобождает руководство аудируемого лица от ответственности.

С 1 января 2010 года лицензирование аудиторских компаний отменено (ранее эту функцию выполняло Министерство финансов РФ), однако для занятия этим видом деятельности необходимо вступить в одно из саморегулируемых объединений.

На осень 2011 года в России действует шесть таких организаций, созданных в форме некоммерческих парнерств: Аудиторская палата России, Институт профессиональных аудиторов, Московская аудиторская палата, Гильдия аудиторов региональных институтов профессиональных бухгалтеров, Российская коллегия аудиторов и аудиторская ассоциация «Содружество».

Источник

Как провести аудит финансового состояния компании

Финансовый аудит что это

Для чего компании аудит

Деятельность компании, будь то огромный холдинг с разветвленной структурой дочерних организаций и филиалов, или малое предприятие с мизерным оборотом и штатом, строится на базовых принципах. Среди них: планирование, регулирование, учет, анализ и контроль.

Финансовый контроль или аудит финансово-хозяйственной деятельности это элемент общей системы контроля на предприятии. Он производится наряду с иными видами и формами контроля:

Финансовый аудит позволяет оценить экономическую эффективность деятельности предприятия в целом или отдельных его участков и подразделений. С помощью финансового аудита в деятельности компании выявляются проблемные сегменты, причины низких финансовых показателей, оцениваются потенциальные риски и угрозы, намечаются пути их преодоления. По его результатам принимаются управленческие решения руководством компании и ее собственниками, а в некоторых случаях и другими заинтересованными лицами.

Как провести анализ финансово-хозяйственной деятельности, детально рассказываем в материалах специальной рубрики.

Кому поручить проведение аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Для проведения аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно использовать собственные ресурсы или воспользоваться платными услугами специализированных компаний и экспертов.

Финансовый аудит что это

Кому доверить аудит финансового состояния и деятельности компании в целом? Единого рецепта не существует. На решение влияют разнообразные факторы: требования закона по проведению обязательного аудита, намерения руководства или собственников компании, наличие средств для оплаты услуг независимых экспертов и др.

Если обязательного аудита не избежать, выбор сужается. Такой вид аудита производится исключительно аудиторами, имеющими квалификационные аттестаты и состоящими в профессиональной саморегулируемой организации. Когда же обязательный аудит не требуется, но необходимость в аудите высока и финансовые ресурсы для этого есть, можно воспользоваться услугами консалтинговой фирмы, специализирующейся на анализе и оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Если же в компании есть свои квалифицированные кадры финансово-экономического профиля и/или руководство не хочет раскрывать свою деятельность сторонним аналитикам, можно провести аудит собственными силами.

Далее разберемся, как провести финансовый аудит компании своими силами.

Как спланировать проверку организации

Несмотря на то что в законодательстве отсутствуют жесткие требования к процедуре проведения аудита хозяйственной деятельности предприятия своими силами, начинать такое мероприятие лучше с определения цели проводимой проверки и составления детального плана.

При планировании аудита финансового состояния организации, проводимого без привлечения внешних специалистов, нет необходимости всецело опираться на аудиторские стандарты. Они предусматривают специфические подходы к проверке: риск-ориентированный способ организации контроля, определение уровня существенности, выборочный метод проверки и т. д. Проверка собственными силами может проходить сплошным способом и не требовать расчета существенности.

В первую очередь определяется объем проверки:

Исходя из запланированных объемов рассчитывается число задействованных в проверке специалистов, которые распределяются по участкам, подлежащим контролю; назначается руководитель проверки.

Затем устанавливается оптимальный период проверочных мероприятий с учетом не только длительности контрольных процедур, но и времени на обсуждение результатов проверки, их анализ и оценку, а также на подготовку итогового документа по результатам аудита для представления руководству и собственникам компании.

Далее определяются методики проверочных процедур и детально расписываются по времени и задействованным специалистам. Здесь уже используются наработки и опыт аудиторов, а также их рабочие программы по отдельным участкам контроля. Или разрабатываются собственные проверочные алгоритмы, учитывающие специфику работы компании. Но этот процесс трудоемкий и затратный по времени, поэтому его лучше проводить заранее.

Грамотно спланированный аудит проходит эффективно и в оптимальные сроки.

Качественные исходные данные — основа эффективного аудита

Сбор исходных данных — ответственный этап аудиторской проверки.

Необходимую информацию может дать инвентаризация активов и обязательств. С ее помощью получают наиболее полное и точное представление об имеющихся на предприятии материалах, сырье, иных видах активов и обязательств, их количестве, состоянии и т. д.

Сбор данных не должен быть хаотичным: каждый специалист на своем участке собирает те сведения, которые затем тщательно проверяются и анализируются.

При проведении аудита финансовой деятельности своими силами можно отказаться от отдельных процедур по сбору данных, применяемых обычно в аудиторских проверках. Например, нет смысла опрашивать исполнителей, наблюдать за технологическими процессами или отдельными операциями, если задействованные в проверке специалисты досконально знакомы с технологией производства и для понимания деятельности предприятия в дополнительной информации не нуждаются. Хотя в определенных ситуациях для достижения поставленных перед проверяющими задач требуются такие мероприятия, как хронометраж или фотография рабочего времени.

Не следует пренебрегать также изучением результатов предыдущих внешних проверок предприятия (ИФНС и иных надзорных органов), независимых аудиторских проверок (если они проводились), внутренних проверок, проведенных силами самой компании.

Собранная информация систематизируется, при необходимости агрегируется или детализируется для дальнейшего анализа и оценки.

Анализируем, пересчитываем, тестируем учетные данные

В процессе аудиторской проверки применяются разнообразные приемы, способы и методы:

Финансовый аудит что это

Аналитические процедуры проводят по всем направлениям:

Финансовый аудит что это

Чем детальнее проведены все запланированные процедуры, тем обоснованнее сформулированные на их основе выводы и эффективнее принятые по итогам проверки решения.

Какие решения собственников оформляются в том числе по итогам аудита, рассказываем в материалах:

Итоги

Аудит финансового состояния и в целом всей деятельности компания может проводить как с помощью привлеченных экспертов, так и собственными силами. В любом случае проверка требует тщательного планирования, качественного сбора информации, анализа и оценки. По результатам аудита принимаются различные управленческие решения, в том числе повышающие эффективность деятельности предприятия.

Источник

Принципы и задачи внутреннего финансового аудита

Автор: Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 160.2-1 БК РФ начиная с 01.01.2020 внутренний финансовый аудит (далее – ВФА) будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Минфином. Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие ВФА, на основе таких стандартов должны будут издавать свои ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита. На сайте Минфина размещены три проекта стандарта данного аудита. В настоящей консультации мы поговорим о его принципах и задачах.

Принципы внутреннего финансового аудита

Напомним, что ВФА осуществляется структурными подразделениями главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее – субъекты ВФА). Деятельность по ВФА должна осуществляться на основании следующих принципов.

Принцип законности.

Данный принцип подразумевает строгое и полное соблюдение законодательства РФ, а также правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты ВФА, ведомственные (внутренние) акты субъектов ВФА.

Принцип объективности.

Выражается в беспристрастности, честности должностных лиц (работников) субъекта ВФА, а также должностных лиц (работников) и экспертов, привлеченных к проведению мероприятий ВФА, при планировании и проведении ими мероприятий ВФА, в том числе в недопущении конфликта интересов любого рода.

Принцип профессионального скептицизма.

Принцип основывается на критической оценке обоснованности, надежности и достаточности полученных аудиторских доказательств. Аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям субъекта внутреннего финансового контроля либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений, внимательно изучаются.

При этом члены аудиторской группы должны учитывать, что могут быть нарушения и (или) недостатки, которые остались невыявленными по следующим причинам:

применение выборочных методов при проведении мероприятия ВФА, что не позволяет выявить нарушения и (или) недостатки в полной мере;

ненадежный внутренний финансовый контроль;

наличие доказательств, предоставляющих доводы в пользу какого-либо решения, но не гарантирующих его правильности.

Профессиональный скептицизм необходим, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

Принцип эффективности.

Осуществление ВФА должно быть основано на необходимости обеспечения полноты заключения о результатах мероприятия ВФА, повышения качества финансового менеджмента, путем использования заданного (наименьшего) объема затрачиваемых ресурсов.

Принцип функциональной независимости.

При осуществлении ВФА следует максимально устранить условия, которые создают угрозу способности субъекта ВФА беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности. В целях обеспечения функциональной независимости мероприятия ВФА организуют и осуществляют должностные лица (работники) субъекта ВФА, а также привлеченные к проведению мероприятий ВФА должностные лица (работники) и эксперты, которые:

не принимают участие в организации и выполнении аудируемых внутренних бюджетных процедур в текущем периоде;

не принимали участие в организации и выполнении аудируемых внутренних бюджетных процедур в течение аудируемого периода и года, ему предшествующему;

не имеют родства или свойства с субъектами внутреннего финансового контроля;

не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе планирования и проведения мероприятий ВФА.

Руководитель главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета должен обеспечивать беспрепятственное осуществление субъектом ВФА своей деятельности, а также не допускать вмешательство в осуществление ВФА третьих лиц.

Деятельность субъекта ВФА осуществляется на основе функциональной или функциональной и организационной независимости. В целях обеспечения организационной независимости субъект ВФА подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Принцип компетентности.

Выражается в применении субъектом ВФА совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять ВФА беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода для выполнения стоящих перед субъектом ВФА целей и задач.

Принцип системности.

При планировании и проведении ВФА бюджетные риски, коррупционные риски и выявленные нарушения и недостатки периодически анализируются по всем внутренним бюджетным процедурам.

Принцип ответственности.

Субъект ВФА несет ответственность перед руководителем главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета за предоставление полных и достоверных заключений, выводов и предложений (рекомендаций), позволяющих при их надлежащем выполнении достичь цели и задачи ВФА.

Ответственность за организацию ВФА несет руководитель главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета.

Ответственность за планирование и проведение мероприятий ВФА несет руководитель субъекта ВФА.

Принцип стандартизации.

ВФА осуществляется в соответствии с федеральными стандартами ВФА, установленными Минфином.

Задачи внутреннего финансового аудита

Напомним, что целями осуществления ВФА являются:

1. Оценка надежности внутреннего финансового контроля (далее – ВФК), под которым понимается процесс главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, и подготовки предложений об организации ВФК. Достижение первой цели ВФА может быть осуществлено с помощью решения следующих задач:

а) изучение выполняемых субъектами внутреннего финансового контроля операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) в целях установления достаточности и актуальности правовых актов и иных документов, устанавливающих требования к организации, выполнению (обеспечению выполнения) внутренних бюджетных процедур, операций (полноты регламентации процесса их выполнения);

б) выявление излишних операций, совершаемых при выполнении внутренней бюджетной процедуры;

в) изучение применяемых прикладных программных средств автоматизации при выполнении внутренних бюджетных процедур, операций;

г) подтверждение наличия прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из применяемых прикладных программных средств автоматизации, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, в целях формирования предложений и рекомендаций по предотвращению несанкционированного доступа к таким базам данных, вводу и выводу из них информации;

д) оценка степени соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, и ведомственными (внутренними) актами требований к организации, выполнению (обеспечению выполнения) внутренних бюджетных процедур;

е) выявление недостатков в части регламентации процесса выполнения внутренних бюджетных процедур, в том числе недостаточности положений ведомственных (внутренних) актов, устанавливающих требования к организации, выполнению (обеспечению выполнения) внутренних бюджетных процедур, и (или) несоответствия положений этих актов нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;

ж) формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию выполнения внутренних бюджетных процедур;

з) изучение совершаемых субъектами внутреннего финансового контроля и (или) прикладными программными средствами автоматизации контрольных действий в целях определения операций, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись и (или) осуществлялись не в полной мере;

и) изучение результатов контрольных действий, в том числе анализ причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления);

к) оценка организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным бюджетным рискам, а также способности предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;

л) формирование предложений и рекомендаций по организации и применению контрольных действий в целях:

минимизации бюджетных рисков при выполнении внутренних бюджетных процедур, операций;

обеспечения отсутствия и (или) существенного снижения числа нарушений и (или) недостатков, а также устранения их причин и условий;

достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента;

повышения эффективности использования бюджетных средств.

2. Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с п. 5 ст. 264.1 БК РФ. Указанная цель достигается при помощи решения следующих задач:

а) изучение порядка формирования (актуализации) учетной политики и ее соответствия установленным требованиям;

б) изучение порядка (правильности и своевременности) оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета;

в) изучение порядка (правильности и своевременности) ведения регистров бюджетного учета, частоты и правильности внесения в них исправлений, соответствия их требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бюджетного учета;

г) определение данных и используемых в их отношении методов ВФА в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений;

д) подтверждение законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также достоверности данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета, и наделения субъектов внутреннего финансового контроля правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

е) подтверждение соответствия учетной политики, порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (соответствия состава бюджетной отчетности) единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином;

ж) формирование предложений и рекомендаций:

по предотвращению нарушений законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, несанкционированного доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

по предотвращению нарушений, отклонений, ошибок и искажений при формировании регистров бюджетного учета и бюджетной отчетности;

по совершенствованию применяемых процедур ведения бюджетного учета;

з) формирование субъектом ВФА суждения о достоверности бюджетной отчетности в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором (администратором) бюджетных средств (индивидуальной бюджетной отчетности), а также соблюдения главным администратором (администратором) бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности (консолидированной бюджетной отчетности).

3. Повышение качества финансового менеджмента. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

а) определение эффективности применяемых прикладных программных средств автоматизации при выполнении внутренних бюджетных процедур, операций и формирование предложений и рекомендаций по модернизации этих средств автоматизации и повышению эффективности их применения;

б) оценка исполнения бюджетных полномочий главным администратором (администратором) бюджетных средств, в том числе во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимостью достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента в целях формирования и предоставления предложений о повышении качества финансового менеджмента;

в) оценка результатов исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств, включая субъекты внутреннего финансового контроля;

г) формирование предложений и рекомендаций по предотвращению недостатков и нарушений, совершенствованию информационного взаимодействия между субъектами внутреннего финансового контроля при выполнении ими внутренних бюджетных процедур, а также по повышению квалификации субъектов внутреннего финансового контроля, проведению их переподготовки;

д) оценка результативности и экономности использования бюджетных средств главным администратором (администратором) бюджетных средств, в том числе путем формирования субъектом ВФА суждения:

о полноте обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;

о своевременности доведения и полноте распределения бюджетных ассигнований, а также о полноте обоснования причин возникновения неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) лимитов бюджетных обязательств, в случае их наличия;

о качестве обоснований изменений в сводной бюджетной росписи, бюджетной росписи;

о соответствии кассовых расходов плану-графику финансового обеспечения государственной (муниципальной) программы, непрограммных расходов бюджета, а также об уровне достижения значений показателей результата выполнения мероприятий (при наличии);

об обоснованности объектов закупок, в том числе обоснованности объема финансового обеспечения для осуществления закупки, сроков (периодичности) осуществления планируемых закупок, а также начальных (максимальных) цен контрактов;

об обоснованности выбора способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с целью достижения экономии бюджетных средств;

о равномерности принятия и исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий главным администратором (администратором) бюджетных средств;

об обоснованности объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ для достижения ими значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашениями о предоставлении субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение;

об обоснованности показателей государственного (муниципального) задания на оказание (выполнение) государственных (муниципальных) услуг (работ) исходя из объема государственных (муниципальных) услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства;

о наличии, объеме и структуре дебиторской задолженности, в том числе просроченной;

о соблюдении требований по открытости и прозрачности информации о бюджетных расходах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *