Финансовые услуги что это такое

ФИНАНСОВАЯ УСЛУГА

Смотреть что такое «ФИНАНСОВАЯ УСЛУГА» в других словарях:

ФИНАНСОВАЯ УСЛУГА — деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц: банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой… … Юридическая энциклопедия

Финансовая услуга — 2) финансовая услуга банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и… … Официальная терминология

Финансовая услуга — Деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В качестве финансовых услуг рассматриваются осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

УСЛУГА ФИНАНСОВАЯ — ФИНАНСОВАЯ УСЛУГА … Юридическая энциклопедия

Финансовая пирамида — (Financial Pyramid) Финансовая пирамида это денежная структура, которая аккумулирует денежные средства путем постоянного привлечения новых инвесторов Финансовая пирамида: список финансовых пирамид, борьба с финансовыми пирамидами, финансовые… … Энциклопедия инвестора

Форфейтинг — – финансовая услуга, при которой продавец продает дебиторскую задолженность покупателей целиком и без оговорки о своей ответственности в случае неплатежа. Таким образом, при использовании форфейтинга риск принимает на себя специализированный… … Банковская энциклопедия

Международный факторинг — (англ. international factoring) разновидность факторинговой операции, обеспечивающей финансирование поставок товаров и услуг с отсрочкой платежа в условиях, когда продавец и покупатель являются резидентами разных государств.… … Википедия

Инвойс-дискаунтинг — – финансовая услуга банков, при которой продавцу выплачивается сумма задолженности покупателей. В отличие от факторинга, инвойс дискаунтинг – не оплата каждой сделки, а единовременная выплата всего сальдо задолженности за минусом определенного… … Банковская энциклопедия

Факторинг — – финансовая услуга специализированной компании или банка. В общем виде факторинг используется так: поставщик продает товар покупателю, не требуя за него немедленной оплаты. За покупателя этого товара продавцу платит специализированная… … Банковская энциклопедия

Источник

Финансовые услуги

Финансовые услуги — это услуги финансового посредничества, а часто, и/или кредита. Примерами организаций, оказывающих финансовые услуги являются банки, инвестиционные банки, страховые и лизинговые, брокерские компании и множество других компаний. Финансовые услуги — крупнейшая по выручке индустрия в мире, по данным за 2004 год доля рыночной капитализации этой индустрии в S&P 500 составляет 20 %. [1]

Содержание

Банковские услуги

Как правило, во всех странах особым образом регулируются ряд финансовых услуг право совершения которых принадлежит только банкам. К этим услугами относятся:

Существуют финансовые услуги, которые предоставляются не только банками:

Существует также понятие микрофинансирования и микрофинансовых услуг (микрокредитования, микрострахования и т. п.). Эти услуги оказываются в развивающихся и отсталых странах людям, которые по своему бедственному материальному положению не могут претендовать на обычные финансовые услуги.

Инвестиционно-банковские услуги

Страховые услуги

Прочее

Источники

Полезное

Смотреть что такое «Финансовые услуги» в других словарях:

финансовые услуги — 76 финансовые услуги: Планирование, разработка и управление общим бюджетом конгрессного мероприятия, привлечение средств, организация финансирования подготовки и проведения конгрессных мероприятий. Источник: ГОСТ Р 53524 2009: Конгрессная… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р ИСО/ТО 13569-2007: Финансовые услуги. Рекомендации по информационной безопасности — Терминология ГОСТ Р ИСО/ТО 13569 2007: Финансовые услуги. Рекомендации по информационной безопасности: 3.4 активы (asset): Все, что имеет ценность для организации [2]. Определения термина из разных документов: активы 3.58 анализ риска (risk… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р ИСО ТО 13569-2007: Финансовые услуги. Рекомендации по информационной безопасности — Терминология ГОСТ Р ИСО ТО 13569 2007: Финансовые услуги. Рекомендации по информационной безопасности: 3.4 активы (asset): Все, что имеет ценность для организации [2]. Определения термина из разных документов: активы 3.58 анализ риска (risk… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

КОРПОРАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ — FINANCIAL SERVICE CORPORATIONSФин. учреждения, предоставляющие широкий круг комплексных фин. услуг оптовым или розничным торговым предприятиям. Напр., в состав Сёрс, Робак энд Компани входят ссудосберегательная холдинговая компания в Калифорнии,… … Энциклопедия банковского дела и финансов

услуги консультационные банковские — Услуги, оказываемые банком своим клиентам в вопросах эффективности помещения капиталов в финансовые активы, планирования прибыли клиентов. Информационной основой оказания консультационных услуг является внутренняя система информации банка. Услуги … Справочник технического переводчика

УСЛУГИ, КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ БАНКОВСКИЕ — услуги, оказываемые банком своим клиентам в вопросах эффективности помещения капиталов в финансовые активы, планирования прибыли клиентов. Информационной основой оказания консультационных услуг является внутренняя система информации банка. Услуги … Большой бухгалтерский словарь

УСЛУГИ, КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ БАНКОВСКИЕ — услуги, оказываемые банком своим клиентам в вопросах эффективности помещения капиталов в финансовые активы, планирования прибыли клиентов. Информационной основой оказания консультационных услуг является внутренняя система информации банка. Услуги … Большой экономический словарь

Финансовые вложения — К финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

УСЛУГИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ — поступающие на внешний рынок услуги, то есть потребительные стоимости, которые преимущественно не приобретают овеществленной формы. Они образуют мировой рынок услуг, который распадается на более узкие рынки: лицензий и ноу хау, инженерно… … Большой экономический словарь

ФИНАНСОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ — обязательные платежи предприятия, обусловленные его финансовыми и договорными отношениями. Ф.о.п. возникают в регламентированных отношениях с бюджетами, внебюджетными (соц., спец., обществ.) фондами, банками и др. кредитными учр ниями,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Источник

К вопросу об определении понятия «финансовые услуги»

И.А. АНДРЕЕВ

Утратил силу. Принят Государственной Думой 4 июня 1999 года; См: Российская газета. 29.06.1999. N 120; 31.12.2001. N 256; 08.02.2006. N 25; Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. N 26. Ст. 3174; 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 06.02.2006. N 6. Ст. 636.

Современная легальная дефиниция финансовых услуг претерпела редакционные изменения, но при этом, как представляется, продолжает отражать практически те же объем и содержание понятия финансовых услуг, заложенные законодателем еще в Законе N 117-ФЗ.

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года; См: Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. N 31. (ч. 1). Ст. 3434; 03.12.2007. N 49. Ст. 6079; 05.05.2008. N 18. Ст. 1941; 07.07.2008. N 27. Ст. 3126; 10.11.2008. N 45. Ст. 5141; 20.07.2009. N 29. Ст. 3610; 20.07.2009. N 29. Ст. 3618.

В итоге формирование легальной дефиниции понятия «финансовые услуги» имело целью позволить хозяйствующим субъектам (и правоприменителям) четко квалифицировать тот или иной вид деятельности, как подпадающий, так и не подпадающий под признаки понятия «финансовая услуга». Поэтому в анализируемом легальном определении разработчики ФЗ «О защите конкуренции» (1) максимально указали виды деятельности, стремясь придать им закрытый характер; (2) максимально перечислили сферы деятельности, в которых могут быть оказаны финансовые услуги.

Закрепление в нормативном определении финансовой услуги таких сфер деятельности, как банковская, страховая, лизинговая и деятельность на рынке ценных бумаг, не следует рассматривать в качестве содержательного признака указанного понятия.

Поэтому предположим, что нормативно определенное понятие «финансовая услуга» в качестве содержания имеет признаки (1) «услуга», (2) «оказываемая финансовой организацией», (3) «связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц» (т.е. направленная на движение капитала).

В объем указанного понятия открытым перечнем входят (с использованием нормативных терминов): банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга. Таким образом, перечень финансовых услуг сформулирован открыто.

Если перечисление организаций, являющихся (с точки зрения законодателя) финансовыми, закрытым перечнем имело одной из ключевых целей придать перечню финансовых услуг также закрытый характер, то попытку создать закрытый перечень финансовых услуг следует признать неудавшейся.

3. Сравнение российской дефиниции финансовых услуг с зарубежным опытом (Федеральный закон США «О модернизации финансовых услуг» 1999 г., Закон Великобритании о финансовых услугах и рынках 2000 г.) позволяет позитивно охарактеризовать Законодательство РФ с точки зрения стремления закрепить не только перечень услуг, являющихся финансовыми (и тем самым снять вопросы о квалификации каких-либо услуг в качестве финансовых), но и установить их признаки. Что, представляется, следует рассматривать как наличие потенциала правового регулирования в отношении новых финансовых услуг, которые могут появиться в будущем.

4. Экономическое содержание финансовых услуг должно быть проанализировано в связи с выделением в легальном их определении такого признака, как связанность с привлечением и (или) размещением денежных средств.

В экономической науке понятие «финансовая услуга» предлагается понимать в трех смыслах: (1) имущественное отношение; (2) продукт; (3) товар.

Колотов Ю.О. Указ. соч. С. 9.

Таким образом, несмотря на наличие различных подходов к содержанию финансовых услуг, все проанализированные подходы выделяют общий для финансовых услуг признак, а именно направленность финансовых услуг на движение капитала.

5. Определение финансовых услуг в науке гражданского права, являющееся общепринятым, не разработано. Вместе с тем имеются различные подходы, в рамках которых финансовые услуги могут быть подвергнуты научной разработке.

Зарипова Т.Ю. Указ. соч. С. 61.

Карпенко В.С. Указ. соч. С. 4.
Зарипова Т.Ю. Указ. соч. С. 60.

См.: Лаутс Е.Б. Указ. соч. С. 28.

Таким образом, в рамках нормативного подхода к определению финансовых услуг (1) допускается смешение регулирования главы 39 ГК РФ и ряда отдельных видов обязательств в сфере банковской деятельности и рынка ценных бумаг; (2) справедливо критикуется включение финансовых услуг в объем понятия «товар»; (3) верно предлагается рассматривать денежные средства как не единственный объект финансовых услуг.

Однако не всем финансовым организациям для оказания финансовых услуг требуется лицензия. Возможность размещения любого имущества, подверженного денежной оценке, способствует широкому вовлечению объектов гражданского оборота в сферу финансовых услуг, не отвечает направленности финансовых услуг на движение капитала. Существующие в юридической науке подходы к квалификации отношений между гарантом и принципалом придают исключительно договорному основанию финансовых услуг характер дискуссионности.

Белых В.С., Берсункаев Г.Э., Винниченко С.И. и др. Предпринимательское право России: Учеб. / Отв. ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2008. С. 341.

Такое несовпадение будет иметь место в случае невключения таких видов обязательств по оказанию финансовых услуг, как отношения по банковскому счету, расчетные отношения, отношения по доверительному управлению имуществом, в сферу регулирования главы 39 ГК РФ.

Но предложенный В.С. Белых вариант не позволяет выявить признаки понятия «финансовые услуги» ни в экономическом, ни в правовом аспектах.

5.6. Направленность на движение капитала в качестве полноценного признака понятия «финансовые услуги» не применялась ни в одном из рассмотренных подходов. Направленность на движение капитала выступает ключевым объединяющим признаком при построении гражданско-правового понятия «финансовые услуги». В отличие от признака «специальный субъект», легальный перечень которых может быть изменен по усмотрению законодателя, направленность на движение капитала видится объективным связующим звеном в отношении видов деятельности преимущественно в банковской и страховой сферах и на рынке ценных бумаг. Кроме того, перечень финансовых услуг сформулирован законодателем открыто. Значит, квалификация новых видов деятельности на предмет направленности на движение капитала будет объективна.

Таким образом, направленность на движение капитала выступает признаком понятия «финансовые услуги».

5.7. Объединение специальным регулированием ранее не использовалось как признак понятия «финансовые услуги» при характеристике вышеизложенных подходов.

Попытка сторонников нормативного подхода к определению финансовых услуг распространить на все финансовые услуги регулирование главы 39 ГК РФ сталкивается с рядом возражений, преодолеть которые, не выходя за пределы предложенной идеи, сторонникам нормативного подхода не удалось. Поэтому общее регулирование для всего открытого перечня финансовых услуг стоит выделять не в группе норм, касающихся исключительно одной финансовой услуги из всего их открытого перечня. Наоборот, следует выделить нормы, которые (1) придают специфику всем финансовым услугам, (2) не входят в группу норм, составляющих отдельный вид деятельности из открытого перечня финансовых услуг (например, в сфере страхования и т.д.).

Следует различать специальное регулирование, объединяющее отдельные виды деятельности, как (1) признак понятия «финансовые услуги» и как (2) совокупность правил.

Итак, объединение специальным регулированием, имеющим целью защиту конкуренции, является признаком понятия «финансовые услуги».

5.8. Определение финансовых услуг в понятийном аппарате науки гражданского права сопряжено с необходимостью решения вопроса об отраслевой принадлежности правовых норм о защите конкуренции, возможностью их анализа в рамках науки гражданского права.

Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. 2-е изд., доп. М.: Статут, 2006. С. 190.

Представляется необходимым выделить подход к классификации финансовых услуг, основанный на критерии наличия между отчуждателем и получателем денежных средств так называемых посредников. Тогда отчуждение денежных средств на финансовом рынке, при котором в качестве посредников между отчуждающими и получающими денежные средства участвуют различные финансовые институты, будет опосредованным (косвенным) отчуждением; при отсутствии посредников имеет место непосредственное (прямое) отчуждение.

Таким образом, финансовые услуги могут быть классифицированы по различным основаниям: (1) по экономическому критерию; (2) по сферам деятельности; (3) по наличию посредников.

Источник

ОПРЕДЕЛНИЕ ПОНЯТИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

Гражданский кодекс РФ не содержит понятия финансовой услуги. Вывод о том, что финансовые услуги не обойдены правовым регулированием можно сделать, проведя анализ договорных конструкций, изложенных в части второй ГК РФ. Так, финансовые услуги регулируются положениями гл. 30 («Купля-продажа»), 31 («Мена»), 42 («Заем и кредит»), 43 («Финансирование под уступку денежного требования»), 44 («Банковский вклад»), 45 («Банковский счет»), 46 («Расчеты»), 47 («Хранение»), 49 («Поручение»), 53 («Доверительное управление имуществом»).

Определение финансовой услуги дано в статье 4 Федерального закона от 26. 06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно данному законоположению под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Как видим при определении данного понятия, законодатель не стал утруждать себя обобщениями и пошел через простое перечисление услуг, относящихся, по его мнению, к разряду финансовых. Однако критерии, на основании которых он относит те или иные услуги к разряду финансовых им не выделяются и остаются несколько «за кадром». Поскольку предложенное понятие не содержит общих характеристик, позволяющих отнести услугу к разряду финансовых, можно сказать, что для целей научного познания и дальнейшего практического применения данное определение не подходит. Представляется, что тенденция должна быть обратной. Сначала необходимо выделить признаки и свойства изучаемого явления и с их помощью, как через фильтр просеять правоотношения, выделяя те, которые подходят под выработанный нами эталон.

Исследователи выделяют 2 квалифицирующих признака финансовой услуги [1, c. 14]. Первый признак – это связь услуги с привлечением и размещением денежных средств физических и юридических лиц. Вторым квалифицирующим признаком финансовой услуги в приведенном определении можно считать субъекта, который ее оказывает — финансовую организацию.

Таким образом, необходимую и достаточную совокупность квалифицирующих признаков финансовых услуг с точки зрения определения, данного в Законе о защите конкуренции, образуют два признака. Это услуги:

— связанные с привлечением и размещением чужих денежных средств (т.е. финансовое посредничество);

— оказываемые финансовой организацией, исчерпывающий перечень которых приведен в Законе о защите конкуренции.

Определение финансовой услуги содержится в Приложении 6 к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, заключенном на о. Корфу 24.06.1994 г. В соответствии с Соглашением под финансовой услугой понимается любая услуга финансового характера, предоставляемая поставщиком финансовых услуг. Иными словами финансовая услуга – это то, что предоставляется поставщиком таких услуг. То есть имеет место определение одного понятия через определение другого смежного с ней понятия. Следуя логике приведенного определения, чтобы определить, что такое финансовая услуга мы должны выяснить кто такой «поставщик финансовых услуг», и какие виды деятельности он может осуществлять, соответственно они и будут финансовыми услугами.

Виды деятельности перечислены здесь же, к ним относятся:

Если сравнить определение, приведенное в Соглашении с определением, данным в Законе о конкуренции, то можно отметить их несовпадение по объему услуг, относимых каждым их документов, к финансовым.

То есть, имеются услуги, которые Соглашение признает финансовыми, а Закон не признает, и наоборот. Иными словами, эти два описания финансовых услуг как минимум не тождественны. Однако в одном они очень схожи: за основу как определения Закона, так и перечня Соглашения взят характер той деятельности, которую ведет лицо, оказывающее услугу – финансовая деятельность.

По вопросу о соотношении определения Закона и перечня Соглашения в науке отмечается следующее. Формально множество финансовых услуг по Закону не полностью включено во множество финансовых услуг по Соглашению, хотя оба эти множества имеют очень большую общую часть. Однако если прочесть перечень Соглашения не формально, а учитывать содержание приведенных в нем услуг, то видно, что Соглашением охватываются все реально оказываемые на практике услуги, связанные с привлечением и размещением денежных средств. Это означает, что практически все действительно оказываемые финансовые услуги по Закону охватываются Соглашением, но в Соглашении их больше, чем в Законе [2, c. 16].

Еще одно определение финансовых услуг содержится в Приложении 5 к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС). Оно практически тождественно определению, содержащемуся в Соглашении, и определяет понятие финансовой услуги через определение «поставщика услуг». Отличием является то, что все финансовые услуги делятся на 3 категории: страховые и относящиеся к страховым услуги, банковские услуги и другие финансовые услуги (помимо страхования). Как видим, перечень открыт. Это значит, что могут быть и иные услуги, не поименованные в списке, которые возможно отнести к финансовым. Перечень финансовых услуг, отличается, от рассмотренного в Соглашении, тем, что является более подробным.

Таким образом, можно сказать, что в действующее законодательство не содержит такого определения финансовых услуг, которое бы явилось критерием отнесения каких-либо услуг к разряду финансовых.

Имеющуюся проблему иллюстрирует также обстоятельство, что в силу ГК РФ отдельные услуги, относящиеся согласно требованиям ГАТС к юридическим или консультационным, квалифицируются как финансовые. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 824 ГК РФ обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки.

Однако в отечественной правовой науке имеется совершенно иной подход к определению финансовых услуг. Наиболее последовательно он проведен Н.Г. Семилютиной в ее докторской диссертации. Этот подход отождествляет финансовые услуги с инвестиционными: «Финансовой услугой (или инвестиционной услугой) является услуга, оказываемая профессиональным участником рынка финансовых услуг… на основании договора с целью передачи денежных средств, отчуждаемых инвестором, в пользу реципиента инвестиций»[4, c. 15].

Таким образом, по этой концепции квалификация услуги в качестве финансовой зависит не только от характера той деятельности, которую ведет профессиональный участник рынка финансовых услуг (передача денежных средств от одного лица к другому), но также и от цели, с которой клиент этого посредника отправляет свои деньги в такой оборот. Соответственно этому финансовая услуга по данному подходу и тождественна инвестиционной [5, c. 14].

Это принципиально другая квалификация финансовых услуг, поскольку и определение Закона о защите конкуренции, и перечни Соглашения, заключенного на о. Корфу, и ГАТС никак не зависят от цели, с которой финансовой организации передаются деньги. Поэтому такие операции, как заключение и исполнение договоров страхования, открытие и ведение банковских счетов, расчеты, не являются финансовыми услугами, согласно подходу Н.Г. Семилютиной.

Следует также рассмотреть подход к определению финансовой услуги, предложенный авторами в работе под редакцией Ю.Б. Фогельсона «Защита прав потребителей финансовых услуг». В данной работе понятие «финансовая услуга» рассматривается через вводимое понятие «финансовое посредничество» под которым понимается «деятельность по привлечению и размещению чужих денежных средств». Исходя из этого под финансовой услугой понимают прежде всего финансовое посредничество, а кроме того некоторые вспомогательные, консультационные и информационные услуги, оказываемые как самими финансовыми посредниками, так и другими лицами финансовым посредникам [3, c. 15].

На сегодняшний день это определение может быть названо наиболее отвечающим сути рассматриваемых правоотношений и содержащим наиболее полную информацию относительно критериев, по которым финансовая услуга, может быть отделена от иных услуг.

Список литературы:

Источник

Памятка по финансовым услугам, разграничение полномочий

Организации, которые оказывают финансовые услуги:

— микрофинансовые организации в форме микрофинансовой компании или микрокредитной компании. Микрофинансовые компании вправе выдавать потребительские займы, сумма которых не превышает один миллион рублей, микрокредитные компании вправе выдавать займы до пятисот тысяч рублей.

— платежные агенты, страховые агенты,

— кредитные потребительские кооперативы,

Основные способы защиты прав потребителя при оказании финансовых услуг:

Обращение в организацию, нарушившую права потребителя, с претензией. В претензии необходимо указать, какие именно допущены нарушения прав и заявить конкретное требование.

Способы вручения претензии:

— направление по почте с уведомлением о вручении и описью вложений,

— вручение лично в организации с проставлением на втором экземпляре претензии отметки о ее вручении и штампа организации либо подписи свидетеля, присутствовавшего при вручении, в случае уклонения представителя организации от получения.

Обязательный претензионный порядок устанавливается в законах.

Например, споры о выплатах по договору ОСАГО (п. 1 ст. 16.1, п. 3 ст. 19 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

В том случае, если предъявление претензии не является обязательным для потребителя, он имеет право обратиться непосредственно в суд с исковым заявлением.

2. Судебный порядок.

Потребитель имеет право обратиться с иском в суд в случае, если при оказании финансовых услуг допущены нарушения его прав (например, требовать возврат уплаченных за навязанные платные услуги денежных средств, отказ от договора страхования и другие) и организация отказывается в добровольном порядке их удовлетворить. Потребитель должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в иске, например, представить в подтверждение доводов письменные документы, показания свидетелей и другое (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ). В соответствии со ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ потребитель вправе требовать в суде привлечь к участию в деле органы государственной власти для дачи заключения по делу или самостоятельно обратиться в Роспотребнадзор с соответствующим заявлением.

Например, Роспотребнадзор имеет право вступать в дело для дачи заключения по спорам о ненадлежащем оказании потребителю финансовых услуг, а также обратиться в суд с иском в защиту прав конкретного потребителя, группы потребителей.

Потребитель вправе обратиться с жалобой в органы государственной власти, имеющие право проводить проверки в отношении организаций, оказывающих финансовые услуги, и привлекать их к административной ответственности.

Основные требования к обращению граждан и порядку их рассмотрения установлены в Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В жалобе должны быть указаны:

— фамилия, имя, отчество заявителя,

— адрес для направления ответа,

— наименование организации, допустившей нарушение прав, ее местонахождение,

— суть обращения и конкретные обстоятельства нарушения прав, и другое,

Жалоба должна быть подписана заявителем.

Способы подачи жалобы:

— подать в государственный орган лично, в том числе на приеме руководителя в установленные дни и часы приема,

— направить по почте,

— направить через «Интернет», по электронной почте с возможностью установить личность заявителя через специальные сервисы (например, «государственные услуги»).

Например, потребителю, направляющему обращение через сайт Роспотребнадзора, необходимо пройти идентификацию путем ввода регистрационных данных на портале государственных услуг.

Обязательное соблюдение претензионного порядка.

В соответствии с пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для проведения внеплановой проверки надзорным органом потребителю необходимо соблюсти претензионный порядок обращения к организации, допустившей нарушение прав потребителя, и к жалобе приложить доказательства подтверждающие факт того, что обращение потребителя не было рассмотрено организацией, либо требование заявителя не были удовлетворены в добровольном претензионном порядке. Доказательство направления (вручения) претензии необходимо приложить к жалобе.

Органы государственной власти, полномочные рассматривать обращения потребителей по фактам нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)

Полномочия по рассмотрению жалоб потребителей по нарушениям:

— непредоставление потребителю надлежащей информации об услуге,

— обман и введение в заблуждение потребителя относительно потребительских свойств финансовой услуги,

— включение в договоры условий, ущемляющих права потребителя, предусмотренные законодательством в области защите прав потребителей,

— навязывание дополнительных платных услуг потребителям.

Консультационные Центры и пункты для потребителей Роспотребнадзора

Осуществление следующих видов деятельности:

— консультирование и информирование потребителей по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг. Консультации осуществляются по телефону, на личном приеме, с использованием электронных средств связи (электронная почта, скайп),

— подготовка жалоб граждан в надзорные органы по фактам допущенных нарушений прав потребителей при оказании финансовых услуг,

— подготовка претензий в адрес организаций, оказывающих финансовые услуги, и исковых заявлений о защите прав потребителей в суд, представление интересов потребителей в суде.

Центральный Банк Российской Федерации

Полномочия по надзору за деятельностью кредитных организаций, страховых организаций, микрофинансовых организаций, платежных агентов и иных организаций, проведение проверок фактов, связанных с нарушением прав потребителей:

— незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю потребителя,

— осуществление микрофинансовой организацией деятельности, запрещенной законодательством Российской Федерации;

— совершение микрофинансовой организацией действий по истребованию задолженности по договору потребительского займа, с нарушением прав потребителя;

— необоснованный отказ страховой организации от заключения договора ОСАГО;

— навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО;

— нарушения в деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и негосударственных пенсионных фондов;

— блокировка счетов с несоблюдением требований, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

— незаконная деятельность «финансовых пирамид» и другие.

Федеральная служба судебных приставов

Полномочия по рассмотрению жалоб потребителей на действия организаций, занимающихся деятельностью по возврату просроченной задолженности (коллекторские агентства).

Например, нарушение коллекторами порядка взаимодействия с должником, несоблюдение требований по ограничению количества личных встреч, сообщений, звонков должнику, применение угроз должнику.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Полномочия по надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Например, незаконное использование персональных данных потребителя, передача таких данных третьим лицам без согласия, распространение персональных данных.

Федеральная антимонопольная служба

Полномочия по контролю за исполнением законодательства о рекламе, применение мер в связи со злоупотреблением доминирующим положением на рынке, в том числе, установлением монопольно высоких (низких) цен на услуги (в случаях, затрагивающих интересы неопределённого круга потребителей).

Например, недостоверная реклама банковских услуг («самый лучший процент по кредиту», «самый низкий процент среди всех банков»).

Федеральная налоговая служба

Полномочия по привлечению к административной ответственности в связи с неприменением контрольно-кассовой техники в установленном порядке (в частности, при использовании терминалов платежными агентами, не выдачи кассовых чеков организациями, предоставляющими услуги).

Органы полиции

Полномочия по приему и регистрации (в том числе в электронной форме) заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях. Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены составы преступлений, связанных с предоставлением финансовых услуг, например, незаконные получение и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну (ст. 183 Уголовного кодекса РФ), вымогательство (ст. 163 Уголовного кодекса РФ), умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 Уголовного кодекса и ст.7.17 КоАП РФ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *