Финансовое моделирование что это такое

Что такое финансовое моделирование?

Обзор финансового моделирования

Что такое финансовая модель?

Финансовая модель — это просто инструмент, встроенный в Excel для прогнозирования финансовых результатов бизнеса в будущем. Прогноз обычно основан на исторических результатах компании, предположениях о будущем и требует подготовки отчета о прибылях и убытках, бухгалтерского баланса, отчета о движении денежных средств и вспомогательных графиков (известных как модель из 3 отчетов). Оттуда могут быть построены более продвинутые типы моделей, такие как анализ дисконтированных денежных потоков (модель DCF), выкуп заемных средств (LBO), слияния и поглощения (M & A) и анализ чувствительности. Ниже приведен пример финансового моделирования в Excel.

Финансовое моделирование что это такое

Для чего используется финансовая модель?

Вывод финансовой модели используется для принятия решений и проведения финансового анализа, будь то внутри или за пределами компании. Внутри компании руководители будут использовать финансовые модели для принятия решений:

Кто строит финансовые модели? (работа и карьера)

Есть много разных типов профессионалов, которые строят финансовые модели. Наиболее распространенными типами карьерных треков являются инвестиционный банкинг, исследование рынка акций, корпоративное развитие, FP & A и бухгалтерский учет (due diligence, консультирование по сделкам, оценка и т. Д.).

Чтобы узнать больше о работе и карьере, которые требуют построения финансовых моделей, изучите нашу интерактивную карту карьеры.

Финансовое моделирование что это такое

Как вы можете научиться финансовому моделированию?

Лучший способ научиться финансовому моделированию — это практиковаться. Требуются годы опыта, чтобы стать экспертом в построении финансовой модели, и вам действительно нужно учиться на практике. Чтение отчетов об исследованиях справедливости может быть полезным для практики, так как дает вам возможность сравнить свои результаты. Один из лучших способов попрактиковаться — взять исторические финансовые показатели зрелой компании, построить модель фиксированного курса на будущее и рассчитать чистую приведенную стоимость на акцию. Это должно близко соответствовать текущей цене акций или целевым ценам отчетов об исследованиях акций.

Также важно установить прочное базовое понимание, пройдя профессиональные курсы по финансовому моделированию, такие как наши, предлагаемые в CFI, во многих местах по всей Северной Америке. В то же время, вы также можете быть заинтересованы в создании собственных финансовых моделей.

Каковы лучшие практики финансового моделирования?

1. Советы и рекомендации по Excel

При построении модели очень важно следовать рекомендациям в Excel. Для получения более подробной информации вы можете пройти наш бесплатный курс Excel, в котором изложены следующие ключевые темы:

2. Форматирование

Важно четко различать исходные данные (предположения) в финансовой модели и выходные данные (расчеты). Обычно это достигается с помощью соглашений о форматировании, таких как выделение синим цветом входных данных и черных формул. Вы также можете использовать другие соглашения, такие как заливка ячеек или использование границ.

3. Макет и дизайн модели

Очень важно структурировать финансовую модель в логическом и понятном дизайне. Обычно это означает построение всей модели на одном листе и использование группировки для создания разных разделов. Таким образом, можно легко расширить или сжать модель и легко перемещаться по ней.

Основные разделы для включения в финансовую модель (сверху вниз):

Ниже приведен пример сгруппированных разделов хорошо продуманной финансовой модели:

Финансовое моделирование что это такое

Как вы строите финансовую модель? (10 Шаг Руководство)

Финансовое моделирование — это итеративный процесс. Вы должны разбирать различные разделы, пока наконец не сможете связать все это вместе.

Ниже приведено пошаговое описание того, с чего следует начать и как в конечном итоге соединить все точки. Чтобы получить более подробные инструкции и проработать собственную модель Excel, ознакомьтесь с нашими курсами по финансовому моделированию.

1. Исторические результаты и предположения

Каждая финансовая модель начинается с исторических результатов компании. Вы начинаете строить финансовую модель, набирая финансовые отчеты за три года и вводя их в Excel. Затем вы перепроверяете предположения за исторический период, вычисляя такие вещи, как темпы роста выручки, валовая прибыль, переменные затраты, постоянные затраты, дни AP, дни инвентаризации и AP, и многие другие. Оттуда вы можете ввести предположения для прогнозируемого периода в виде жестких кодов.

2. Начните отчет о доходах

Исходя из предположений прогноза, вы можете рассчитать верхнюю часть отчета о прибылях и убытках с доходами, COGS, валовой прибылью и операционными расходами вплоть до EBITDA. Вам придется подождать, чтобы рассчитать амортизацию, амортизацию, проценты и налоги.

Финансовое моделирование что это такоеИзображение: CFI строит финансовую модель в курсе Excel.

3. Начать баланс

С верхней части отчета о прибылях и убытках, вы можете начать заполнять баланс. Начните с расчета дебиторской задолженности и запасов, которые являются как функциями выручки, так и COGS, а также предположений дней AR и дней инвентаризации. Затем заполните кредиторскую задолженность, которая является функцией COGS и AP дней.

4. Постройте вспомогательные графики

Прежде чем заполнять отчет о прибылях и убытках и баланс, вы должны создать график для основных средств, таких как основные средства, а также для долга и процентов. График основных средств будет взят из исторического периода и добавит капитальные затраты и вычтет амортизацию. График задолженности также будет взят из исторического периода и добавит увеличение долга и вычтет выплаты. Проценты будут основаны на среднем балансе задолженности.

5. Заполните отчет о прибылях и убытках и баланс

Информация из вспомогательных графиков дополняет отчет о прибылях и убытках и бухгалтерский баланс. В отчете о прибылях и убытках свяжите амортизацию с графиком основных средств и процентами с графиком задолженности. Оттуда вы можете рассчитать прибыль до вычета налогов, налогов и чистой прибыли. На балансе свяжите итоговый баланс основных средств и итоговый баланс задолженности из графиков. Собственный капитал акционерного общества может быть пополнен путем перетаскивания итогового баланса прошлого года, прибавления чистого дохода и привлеченного капитала и вычитания дивидендов или выкупленных акций.

6. Построить отчет о движении денежных средств

Закончив отчет о прибылях и убытках, вы можете построить отчет о движении денежных средств с помощью метода выверки. Начните с чистого дохода, добавьте обратно амортизацию и скорректируйте изменения в неденежном оборотном капитале, что приведет к получению денежных средств от операционной деятельности. Денежные средства, использованные при инвестировании, являются функцией капитальных затрат в графике основных средств, а денежные средства от финансирования являются функцией предположений, которые были изложены в отношении увеличения долга и капитала.

7. Выполнить анализ DCF

Когда модель с 3 отчетами завершена, наступает время рассчитать свободный денежный поток и выполнить оценку бизнеса. Свободный денежный поток бизнеса дисконтируется до сегодняшнего дня за счет стоимости капитала фирмы (альтернативных издержек или требуемой нормы прибыли). Мы предлагаем полный набор курсов, которые обучают всем вышеперечисленным шагам с примерами, шаблонами и пошаговыми инструкциями. Узнайте больше о том, как построить модель DCF.

8. Добавить анализ чувствительности и сценарии

После того как разделы анализа и оценки DCF будут готовы, пришло время включить анализ чувствительности и сценарии в модель. Смысл этого анализа состоит в том, чтобы определить, насколько на стоимость компании (или какой-либо другой показатель) повлияют изменения в базовых допущениях. Это очень полезно для оценки риска инвестиций или для целей бизнес-планирования (т. Е. Нужно ли компании привлекать деньги, если объем продаж падает на х процентов?).

Финансовое моделирование что это такоеИзображение: курс анализа чувствительности CFI.

9. Построить диаграммы и графики

Четкая передача результатов — это то, что действительно отличает хороших финансовых аналитиков. Наиболее эффективный способ показать результаты финансовой модели — это диаграммы и графики, которые мы подробно расскажем в нашем продвинутом курсе Excel, а также во многих отдельных курсах по финансовому моделированию. У большинства руководителей нет времени или терпения взглянуть на внутреннюю работу модели, поэтому графики гораздо эффективнее.

Финансовое моделирование что это такоеИзображение: курс углубленного моделирования CFI (тематическое исследование Amazon).

10. Стресс-тест и аудит модели

Когда модель готова, ваша работа еще не закончена. Затем пришло время начать стресс-тестирование экстремальных сценариев, чтобы увидеть, ведет ли модель себя так, как ожидалось. Также важно использовать инструменты аудита, описанные в нашем курсе «Основы финансового моделирования», чтобы убедиться, что он точен и формулы Excel работают правильно.

Подробнее о финансовом моделировании

Мы надеемся, что это было полезным руководством о том, что такое финансовое моделирование и как его выполнять. CFI является официальным глобальным поставщиком обозначений Аналитик финансового моделирования и оценки (FMVA) ®.

Если вы хотите узнать больше, у CFI есть все ресурсы, необходимые для продвижения по службе:

Источник

Финансовая модель: зачем нужна и как ее построить?

Финансовая модель — это учет и расчет текущих и будущих потоков компании, те экономика проекта. Она нужна, если:

1) Ты хочешь построить финансово устойчивый бизнес или/и

2) Ты привлекаешь финансирование или/и

3) Ты хочешь избежать банкротства

У меня значительный опыт создания фин моделей как фултайм в Большой четверке и фонде, так и парттайм — в рамках разработки для стартапов/ бизнеса (в том числе своего), поэтому решила поделиться своим подходом к построению фин моделей.

Совет: если не знаешь, с чего начать и нет возможности оплатить профессиональную помощь, можно использовать шаблон — их полно в интернете (например, для Saas бизнеса неплохая вот эта), но помни, что твой бизнес — уникален, поэтому и финансовую модель лучше строить с нуля. Если все-таки используешь шаблон, не делай это вслепую, адаптируй его. Например, в консалтинговых компаниях (в той же Big4) запрещено использовать предыдущие фин модели схожих бизнесов, запрещено даже использовать какие-то шаблоны — все считается под каждый бизнес с нуля.

Основные части фин модели

У финансовой модели бизнеса должны быть следующие компоненты:

1) План продаж: как ваш бизнес планирует получать доход? Основные переменные, от которых зависит доход компании и их прогноз, учитывая сезонность и макро и индустриальные показатели.

Например, для магазина на углу это будет 1) средний чек 2) кол-во посетителей 3) кол-во покупателей 4) площадь магазина. Для онлайн магазина это 1) траффик 2) кол-во покупателей 3) ср чек заказа 4) GMV (gross merchandise value) 5) кол-во заказов на 1 покупателя и т.д.

2) План найма на работу: кто нужен в команду, чтобы построить компанию, и когда вы должны нанять их?

3) План расходов: сколько будет стоить поддерживать сервера/ хостинг, привлекать новых клиентов, снимать офис? Как расходы будут расти с ростом бизнеса?

4) Метрики: сколько приносит один клиент за всю его жизнь с компанией (LTV)? Сколько стоит привлечение одного покупателя (CAC)? Какой средний доход на пользователя (ARPU)? Какой conversion rate из посетителя в покупателя? Эти метрики являются важными для бизнеса, еще важнее, чтобы доходные метрики увеличивались, а расходные — уменьшались.

4) 2 отчетности: на выходе необходимо построить P&L и cashflow на текущий и будущие периоды.

Совет: создание финансовой модели — это не наука, правильного ответа не существует — однако есть некоторые вещи, которые работают, а есть те, которые не работают.

Это самая важная часть любой финансовой модели. Хороший план продаж состоит из драйверов продаж — ключевых факторов, которые увеличивают продажи. То есть недостаточно просто показать, как цифра дохода меняется от месяца к месяцу, важно показать составляющие этого дохода, и как их рост влияет на рост выручки бизнеса. И эти метрики должны быть числовыми.

Например, кол-во посетителей на сайте (трафик) — кол-во регистраций/лидов/заявок — кол-во демо — кол-во заказов — ср стоимость заказа. Продумайте каждый этап воронки продаж, от момента «знакомства» с компанией до покупки. Посчитайте конверсию с одного этапа в другой.

Итак, теперь берем это кол-во клиентов и умножаем на средний чек и получаем выручку за период. Здесь также лучше разделить расчет в разрезе продуктов или вариантов подписок.

1) Продажи и маркетинг (контент маркетолог, специалисты по онлайн маркетингу/ SEO, пиар, менеджеры по продажам, коммерческий директор)

2) Постпродажная и технической поддержка клиентов (менеджеры)

3) Разработка (разработчики, продакт менеджер)

4) Админ/ менеджмент (бухгалтер, юрист, секретарь, генеральный директор, операционный директор и т.д.)

Все расходы делятся на переменные, постоянные и расходы на масштабирование (каждый 100ый клиент требует нового аккаунт менеджера).

Обычно я разбивают расходы на себестоимость (все затраты на создание/получение продукта), маркетинг и продажи (все затраты на привлечение клиента) и административные траты (аренда и тд).

То есть unit-экономика. Набор метрик зависит от направления бизнеса, но есть основные обязательные для любой компании:

В интернете несложно найти шаблоны с формулами. Можно воспользоваться этим.

Результатом фин модели должен стать P&L (отчет о прибылях и убытках) и отчет о движении денежных средств, которые показывают, сколько денег нужно и на какой период, когда будет точка безубыточности и будет ли она вообще, и дают основу для расчета стоимости компании.

Источник

КАК СОСТАВИТЬ ФИНАНСОВУЮ МОДЕЛЬ: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

За свою жизнь я преподавал финансовый менеджмент в Петрозаводском госуниверситете, строил систему бюджетирования и модели реорганизации на основе финансовых моделей энергокомпаний в РАО «ЕЭС», анализировал множество финансовых моделей, выносившихся на Инвестиционный комитет «РОСНАНО» и построил систему моделирования самого «РОСНАНО» на основе постоянного фин.мониторинга проинвестированных компаний, проанализировал более сотни финмоделей как «бизнес-ангел» и делал финансовые модели для десятка компаний из моего портфеля, привлекавших дополнительные инвестиции. В этой статье мне хотелось бы поделиться опытом составления финансовых моделей – в основном в инвестиционном контексте, но имеющих и вполне «операционное» применение. Надеюсь, эти рекомендации позволят сэкономить время как предпринимателям, составляющим финансовые модели не так регулярно, так и инвесторам, которые потом регулярно их рассматривают.

Составление финансовой модели – довольно трудоемкий процесс, и очень часто у предпринимателей встает вопрос, насколько стоит вкладываться в ее разработку и формализацию, ведь все основные показатели и так всегда у него в голове, а ситуация в стартапе, да и «обычном» малом бизнесе зачастую меняется очень часто и быстро. Неопределенность высока, и для стартапов ранних стадий или бизнесов в динамичной обстановке составление финансовой модели может напоминать «гадание на кофейной гуще» в связи с недостатком объективной информации по многим показателям, необходимым для формирования финансовой модели.

Тем не менее, как уже отмечалось многими инвесторами, формирование финмодели имеет смысл:

Вообще говоря, полная финансовая модель компании описывается тремя «подмоделями» / бюджетами: бюджетом движения денежных средств (БДДС; «кэш-флоу», от англ. cash flow), бюджетом по начислениям (прибыли и убытки, profit andloss (P&L)) и балансом активов и обязательств (balance sheet).

Наиболее часто делают бюджет движения денежных средств, зачастую именно его и называют финансовой моделью в узком понимании. Это связано с тем, что БДДС наиболее понятен, его можно реально увидеть в движении по счетам и кассе компании. Кэш-флоу в основном используется для прогнозирования ликвидности, чтобы понимать, достаточно ли в каждый прогнозный период у компании средств, чтобы оплатить необходимые расходы – зарплаты, аренду, налоги, платежи различным поставщикам. Второй важной задачей, решаемой БДДС, является формирование итогового денежного потока по компании, который используется для расчета основных показателей эффективности инвестиций, таких как IRR и NPV (см. конец данной статьи).

В отличие от бюджета движения денежных средств, бюджет прибылей и убытков (еще его называют бюджетом по начислениям) формируется не на дату получения или осуществления какого-либо платежа, а на дату появления либо исчезновения обязательств – ваших или перед вами. Например, при продаже своей продукции вы можете попросить аванс, или например взять деньги за подписку на ваш сервис на год вперед. Соответственно, в БДДС у вас появится приход (денег), а вот в P&L – нет, доход (выручка) возникнет только в момент, когда вы отдадите товар покупателю (в случае подписки, как правило, вы будете признавать в качестве выручки 1/12 годового платежа ежемесячно).

Основные расхождения между кэш-флоу и начислениями связаны как раз с разнесением потоков денежных средств и прав на них в разные периоды. Например, когда вы получаете аванс на выполнение работы или доступ к вашему сервису, или наоборот ждете 90 дней оплаты за поставленный вами товар. «Автоматически» данная ситуация возникает с зарплатой (которая начисляется, например, за январь, а выплачивается в феврале), налогами (которые рассчитываются и выплачиваются после истечения периода, за который они начисляются), амортизацией (покупка основных средств оплачивается одномоментно, а вот в расходы принимается только частично – пропорционально ожидаемому сроку использования данного актива). Таким образом, расхождение показателей кэш-флоу и начислениях, особенно у быстрорастущей фирмы, продающей SaaS по модели годовой подписки, может быть довольно существенным[1]. Задача бюджета прибылей и убытков – оценить эффективность работы фирмы, а не просто генерирование денежных средств: ведь компания может набрать авансов (продать подписок), премию продажникам обещать заплатить по итогам года, налоги тоже время платить придет только в следующем году, и может выглядеть, что у компании генерится (в моменте) хороший денежный поток, хотя по факту компания будет убыточной. Второй задачей бюджета прибылей и убытков является планирование налога на прибыль.

Разницы между CF и P&L, а также их итоговые строки (остаток денежных средств и прибыль/убыток) «уходят» в баланс, увеличивая или снижая дебиторскую и кредиторскую задолженность, а также размер кредитов, привлекаемых для покрытия кассовых разрывов. Баланс показывает, насколько устойчива компания краткосрочном и долгосрочном периоде, насколько и как быстро она может погасить свои обязательства и что после этого останется акционерам.

С практической точки зрения, на начальных этапах функционирования компании, если ее финансовая модель не подразумевает каких-то существенных отклонений между сроками платежа и реализации продукции (как в приведенном примере бизнес-модели подписки) и отсрочки существенных премиальных выплат сотрудникам, возможно обойтись только моделью движения денежных средств.

Тут все зависит от того, какую задачу вы ставите. Если спрогнозировать ликвидность – достаточно и года, если показать инвестору финансовую привлекательность вашего проекта – на срок его жизни / срок функционирования создаваемого в ходе его реализации актива. Если проект не предполагает четкого срока его реализации, то финансовую модель строят на срок до выхода проекта на стабильные показатели выручки (когда он заканчивает «опережающий» рост и начинает расти на уровне экономики в целом).

С точки зрения «единицы» прогнозного периода целесообразно, чтобы он был соизмерим с производственным циклом. Если срок от вливания средств в рекламу до закрытия сделок – неделя, и каждую неделю компания увеличивает обороты в полтора-два раза, то целесообразно прогнозный период разбить на недели. В большинстве случаев, впрочем, практичнее использовать в качестве периода моделирования месяц. Увеличение его до, например, квартала, в большинстве случаев не снизит трудоемкость и сложность модели, а увеличит ее, поскольку нужно будет обеспечить корректный перенос между кварталами переходящих частей зарплат и других регулярных платежей, особенно если они носят сезонный характер. Если период модели очень большой, то может быть целесообразно после двух-трех лет помесячной разбивки дальнейшую модель, когда показатели должны будут меняться с меньшей скоростью, сделать в годовом разрезе.

Спор о том, как правильнее делать финмодель – в постоянных ценах или с учетом инфляции – является одним из незавершенных в корпоративных финансах. В практическом смысле учет инфляции имеет смысл в случае большого кредитного плеча или больших рассрочек (опять же, модель годовой подписки) и существенной инфляции. За исключением этих специфических случаев считаю целесообразным делать модель в постоянных ценах. Во-первых, при росте затрат вследствие инфляции вы всегда сможете сопоставимо повысить цены (и это же сделают ваши конкуренты, поскольку инфляция действует на всех); а во-вторых, у малых компаний явно нет ресурса самостоятельно прогнозировать макроэкономические показатели, а брать их у того или иного эксперта не имеет практической пользы – насколько вы можете быть в них уверены?

В случае, если компания все-таки закладывает в модель существенную кредитную нагрузку, то можно в модели вместо номинальной ставки по кредиту использовать реальную (за вычетом текущей инфляции).

Также считаю нецелесообразным пытаться прогнозировать и закладывать в модель на разные периоды разные валютные курсы, по тем же причинам – вы сможете отыграть их изменения в ценах. Другой вопрос, что имея рублевую выручку, не стоит брать валютный кредит для снижения процентной ставки, поскольку это влечет реально большой финансовый риск. При этом целесообразно в явную заложить валютный курс, используемый в расчетах, в допущения, и использовать его для сценарного анализа – как изменятся показатели при росте доллара, например, на 10 рублей, и какие действия вы будете применять, чтобы нивелировать этот скачок.

Если по каким-то причинам вам все-таки нужно заложить динамику валютного курса, для ориентиров можно использовать стоимость фьючерсных контрактов на соответствующую валюту на соответствующий период на бирже.

Модель денежного потока принято разбивать на три раздела: операционный (притоки и расходы по основной деятельности, показывает, какой свободный денежный поток генерирует основной бизнес), инвестиционный (приобретение основных средств и других бизнесов и их продажа); финансовый (привлечение капитала и заемных средств, уплата процентов и погашение займов). Сумма приходов и платежей по каждому разделу дает соответственно операционный, инвестиционный и финансовый денежный поток. Операционный поток, как правило, должен быть положительным, чтобы обеспечивать инвестиционные потребности бизнеса и погашение долгов.

Инвестиционный поток, как правило, отрицателен, потребляющий денежные средства на развитие бизнеса. Поступления по инвестиционному раздела бывают очень редко – как правило, это продажа какого-то переставшего быть нужным оборудования. Но, например, в модели шеринга самокатов или проката последних моделей игровых приставок, продажи текущей модели после выхода новой могут быть системными.

Финансовый поток используется как для покрытия временных кассовых разрывов операционного, а также для обеспечения крупных инвестиционных потребностей, которые не могут быть обеспечены за счет текущего операционного потока.

Итогом (суммой всех трех денежных потоков) является (свободный) денежный поток. Свободный денежный поток нарастающим итогом равняется остатку денежных средств на конец соответствующего периода.

Перед тем, как начать непосредственно формировать вашу финмодель, имеет смысл пройтись по вашей бизнес-модели – из ее «подвала», доходов и расходов, строится скелет финансовой модели. Убедившись, что бизнес-модель актуальна, либо актуализировав ее, статьи основных доходов и расходов нужно разнести по соответствующим разделам финансовой модели. Далее с максимально возможной детальностью вносятся прочие, как правило постоянные, статьи расходов, такие как зарплаты высшего менеджмента, аренда офиса, страховые взносы (начисления на зарплату) и т.п.

Если ваша компания уже действующая, надо собрать данные за прошедшие периоды и внести их в модель – последний фактический период в ней будет «базовым», от которого будут рассчитываться прогнозные показатели на основе принятых допущений.

Допущения имеет смысл вынести на отдельный лист расчетного файла, чтобы было удобно менять их и анализировать последствия, для чего на этот же лист целесообразно продублировать результирующий денежный поток. С целью «читаемости» модели и снижения вероятности ошибок желательно все используемые данные явно выписывать в модели, а не «прятать» в формулах. Например, если вы хотите рассчитать количество производимых в месяц изделий, и предполагаете, что рабочий день составит 8 часов, в месяце будет 22 рабочих дня, в час один сборщик изготавливает 6 изделий, а сборщиков у вас трое, то лучше не вписывать числа в одну ячейку (=8*22*6*3), а выписать каждый показатель в отдельную строку и сделать формулу путем перемножения соответствующих ячеек. Кроме большей понятности и наглядности, это позволит гораздо легче менять модель в случае, если вы наймете четвертого сборщика или через год повысите производительность сборки до 8 изделий в час за счет эффекта обучения.

Следующим шагом будет прогнозирование (физического) объема продаж – сколько в штуках, граммах, подписках вы будете продавать в каждый из периодов. Это может быть как «ручной» прогноз, так и прирост к базовому периоду на некий коэффициент из допущений. При этом коэффициент этот не может быть одинаковым во все периоды: рост со временем будет затухать, пока не выйдет на уровень среднего роста по экономике. И в этот период объем продаж будет соответствовать вашей целевой доле рынка, что является одной из проверочных точек.

Умножив объем продаж на целевые цены (которые целесообразно заложить с некоторым постепенным снижением базовому периоду, по мере того как вы привлекаете все более широкий круг клиентов) и применив коэффициенты авансирования / отсрочек оплаты, вы получите поступления денежных средств по операционной деятельности.

Следующим шагом будет планирование расходов. В первую очередь нас интересуют переменные расходы, то есть те, которые связаны с объемом продаж – например, стоимость комплектующих для нашего изделия. Опять же, целесообразно эти расходы ставить не одной строкой, а разбить на основные составляющие с соответствующими нормами расхода (часть из этих составляющих может приобретаться за другие валюты, допущения по курсам которых мы ранее сделали). Величина переменных расходов на единицу, вероятно, также будет изменяться – с ростом объемов закупок поставщики вполне могут сделать скидку, в модель можно заложить соответствующие коэффициенты. А вот переменные расходы, связанные с маркетингом, скорее всего на единицу продаж будут возрастать, поскольку для обеспечения роста вам придется использовать все более дорогие / менее эффективные каналы. Не забываем, что поставщикам мы также платим авансом, а может быть, можем получить отсрочку платежа – соответствующие коэффициенты должны быть применены к расчету платежей по переменным затратам.

Разница между выручкой и переменными затратами (ценой и переменными затратами на единицу продукции – то, что сейчас принято называть «юнит-экономикой») образуют операционную маржу. Если она отрицательна, у бизнеса нет перспектив, если положительна – то при определенном объеме продаж она перекроет постоянные расходы и фирма выйдет в прибыль.

Финансовые модели иногда используют для анализа ассортимента – расчетов, продажи какого товара выгоднее нарастить при каких условиях (например, применении скидок), а какие вывести из оборота. В этом случае для определения доходности товара к объему переменных затрат нужно добавить прямые постоянные затраты, но только те, которые связаны исключительно с данным товаром и от которых фирма может отказаться при снятии товара (услуги) с производства. Использование различных методов распределения постоянных (накладных) затрат в данном случае неприемлемо, поскольку исказит вклад каждого товара в покрытие.

Итак, после расчета переменных затрат остается заполнить постоянные расходы (не зависящие от объема продаж), которые на самом деле являются условно-постоянными. Как правило, постоянные расходы после достижения компанией определенного размера начинают возрастать – компании требуется больший офис для размещения очередного сотрудника, дополнительный склад и т.п. Хорошим примером здесь являются сети – скажем, «дарк китчен». Освоив какой-то район, компания открывает новую точку в другом – при этом возникают новые расходы на аренду и обустройство соответствующего помещения, но они не зависят напрямую от объемов продаж этой новой точки. При этом часть постоянных расходов, например, зарплата СЕО и других топ-менеджеров, могут и не изменяться.

После внесения инвестиционных затрат (в данном случае, напомню, речь идет об основных фондах – различном оборудовании, а не о полном перечне затрат, на которые привлекаются инвестиции) базовая часть финансовой модели сформирована.

Сумма операционного и инвестиционного денежного потока определяет дефицит денежных средств по периодам – если остаток денежных средств на конец какого-либо периода по модели получается отрицательным, то необходимо поменять какие-либо допущения в модели (при том, что они все еще должны оставаться разумными) либо привлечь стороннее финансирование и отразить его в разделе финансового денежного потока. При этом не стоит «закрывать» любой кассовый разрыв краткосрочным кредитом – начинающая малая фирма его просто не получит. Если возникают разрывы на один-два периода, их необходимо компенсировать какими-то изменениями в операционной деятельности либо закладывать в привлекаемое стартовое финансирование. В любом случае, имеет смысл вести явный расчет размера (остатка) привлеченных заемных средств (в том числе для расчета уплачиваемых процентов), например, сразу после итогового денежного потока и остатка денежных средств.

Итак, модель собрана. Теперь начинается самое интересное – «игра» с различными допущениями, чтобы определить различные варианты действий и возможные риски.

Одним из самых распространенных является анализ чувствительности – когда каждое допущение изменяется на 1 или 10% и определяется результирующее изменение денежного потока / IRR / NPV. Чем больше изменение результирующего показателя, тем чувствительнее финансовая модель к данному фактору. Например, если при увеличении цены на 10% итоговый денежный поток вырос на 20%, а при снижении переменных издержек на 10% денежный поток вырос на 5%, то чувствительности модели к цене составляет 2, а к переменным издержкам – 0,5. Соответственно факторам, к которым наиболее чувствительна модель, надо уделять максимальное внимание при проработке бизнес-плана и последующем ведении бизнеса.

Поработав с анализом чувствительности, имеет смысл составить несколько сценариев: основной, пессимистический и реалистический объем продаж, скачок курсов валют, высокий «отвал» потребителей или резкое удорожание каналов привлечь, высокая доля неплатежей потребителей, которым дали отсрочку, задержка ввода в эксплуатацию объекта на полгода – год и другие, которые могут быть релевантны для вашего бизнеса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *