Финансовая модель бизнеса что это
Финансовая модель бизнеса
Без финансовой модели любой бизнес-план — это расплывчатые фантазии. Которые не дают четкого представления о развитии компании и не способны убедить инвесторов в прибыльности проекта. В статье расскажем: что из себя представляет финансовая модель бизнеса и на простом примере пошагово покажем, как ее составить.
Что такое финансовая модель?
Финансовая модель — это набор связанных между собой характеристик, отражающих текущее состояние дел и прогнозы на будущее компании. А если проще, то это выражение вашей бизнес-модели в конкретных цифрах.
Чтобы было понятнее, объясним на примере идеи для малого бизнеса «Изготовление домашних пельменей». Пример условно-упрощенный, чтобы «на пальцах» показать суть процессов. На этом же примере будем раскрывать нюансы построения финмодели.
Некий предприниматель задумал устроить небольшой цех по производству пельменей на дому. Чтобы понять, насколько рентабельным будет такой бизнес, ему нужно просчитать: объемы продаж, прибыль, расходы и т.д. — на несколько месяцев вперед. Такой анализ позволит понять: выгодно ли вообще этим заниматься, сколько можно зарабатывать, как наращивание темпов производства отразится в итоге на доходности, возможные темпы роста и за какое время вложения начнут окупаться.
Теоретически понятно, что увеличение продаж даст большую прибыль, а рост издержек растянет период окупаемости. Но вот как влияют конкретные показатели друг на друга в цифрах — не очевидно. Финансовая модель помогает связать все возможные параметры между собой в одном файле и одним нажатием клавиши спроектировать, например, насколько процентов надо увеличивать объем продаж каждый месяц, чтобы закрыть кредит на полгода раньше запланированного срока.
Нужна финансовая модель, если:
С чего начать предпринимателю, пошагово
Вам нужны будут входные данные, которые можно разбить на 3 группы:
Порядок действий такой (сейчас кратко, а чуть ниже раскроем каждый шаг подробно):
Совет: не старайтесь сразу охватить все аспекты. Идите от простого к сложному, иначе рискуете запутаться в формулах и ссылках. Сначала внесите в таблицы основные показатели финансовой модели и пропишите связи между ними (например, «объем продаж → выручка» или «стоимость материалов → затраты»), а потом будете дополнять и корректировать параметры и связи между ними.
Инвестиционный план
Здесь расписываем стартовые затраты (подсчитываем, сколько нам нужно денег, чтобы начать): что необходимо закупить, кого нанять, цену аренды помещения и т.д. И указываем начало и конец каждого периода.
Вернемся к нашему примеру: вносим в таблицу все необходимое оборудование, получение сертификата соответствия, регистрация ИП — получаем цифру, которая нам необходима, чтобы начать производство. Арендовать помещение не надо — производство будет организовано на дому. Работники на первом этапе тоже не нужны — наш предприниматель будет сам лепить, собирать и развозить заказы.
Если это разовое событие (но имеющее цену) — указывайте для него только «дату начала».
Если это длящееся во времени событие — указывайте «дату начала» и «дату окончания».
Стоимость этапа можно ввести и одной суммой, но если она оплачивается несколькими платежами — лучше разбить платеж по месяцам. Но общую сумму тоже надо указать.
Планирование доходов
Сюда вносим все источники предполагаемой прибыли и суммы по месяцам: текущему и планы на последующие. Данные можно написать теоретические или взять из прошлогодних отчетов, если ваш бизнес уже функционирует.
В нашем примере источник один — продажа пельменей. Указываем цену за килограмм продукта и сколько планируем продавать.
Планирование расходов
В этой вкладке собираем все расходы: на аренду, зарплату, производство, управление, уплату налогов, процентов по кредиту, себестоимость производства и т.д.
Так как наш предприниматель производит пельмени на дому, то наши расходы будут примерно следующими (повторимся — перечень и суммы берем условные):
Операционная прибыль
Операционная прибыль — это разница между валовой прибылью и всеми затратами по проекту.
В нашем примере она будет выглядеть так:
Можно подробно расписать каждый пункт выручки и каждую статью расходов. Мы для простоты указали итоговые цифры из предыдущих вкладок.
По сути сейчас вы получаете полную картину движения денежных средств в вашем бизнесе: откуда приходят деньги, на что тратятся и сколько оседает в виде чистой прибыли.
Налоги, проценты
Сюда собираем все обязательства: налоги, проценты по кредитам, страховку. Эти цифры учитываем как отдельную статью расходов при планировании.
По сумме налогов лучше проконсультироваться у специалиста, которые посчитает их в зависимости от выбранной вами при регистрации системы налогообложения.
В нашем примере не учитываются проценты, потому что кредит предприниматель не брал, а начал бизнес на собственные сбережения. А сумму обязательных налогов и страховых взносов мы указали одной цифрой в строке «Налоги» на странице планирования расходов.
Финансовая модель в формате Excel
Для построения финмодели чаще всего используют MS Excel. Есть еще программа Project Expert, но она скорее для профессионалов и предназначена для проведения очень глубокого анализа.
Общие правила составления финансовой модели в Excel:
А можно воспользоваться готовыми шаблонами финансовых моделей из интернета. Но так как нет единого решения даже для одинаковых бизнесов, их все равно придется адаптировать под свой проект. Если у вас нет профильного образования и вообще вы плохо ориентируетесь во всей этой бухгалтерии — лучше доверить создание финмодели профессионалам.
Финансовая модель бизнеса что это
Чтобы заранее понять, будет ли бизнес успешным, составляют его финансовую модель. В этой статье мы разобрались, как ее построить и использовать, даже если вы не финансист.
Зачем нужна финансовая модель
Как делает обычный предприниматель: идет на тренинг Тони Роббинса, верит в себя, занимает у бабушки денег, открывает бизнес, Инстаграм, Инстаграм, Инстаграм, закрывает бизнес.
Как делает продвинутый предприниматель: еще до начала работы проверяет в теории, как будет функционировать бизнес в различных ситуациях. Заранее моделирует форс-мажоры, чтобы понимать, как из них выбираться.
Но так как компании еще фактически нет, для оценки будущего бизнеса составляют его модель — так можно заранее проиграть различные сценарии в работе. Лучше это делать через движение денег: финансовые потоки затрагивают все процессы компании — товары, люди, активы — все это можно оценить, посчитав и сравнив нужные суммы. Поэтому финансовая модель дает представление о будущей компании в целом и о любой из сторон ее деятельности.
Давайте рассмотрим, из чего будет состоять финмодель. Дальше покажем, как эти формы заполнять и как с их помощью оценить потенциальную эффективность бизнеса.
Из чего состоит финансовая модель бизнеса
Финмодель состоит из 3 форм:
Бюджет движения денежных средств (БДДС) — составляют по оплате (с НДС).
Бюджет доходов и расходов (БДР) — составляют по начислению (без НДС).
Правильно смоделируйте доходы и расходы. Будьте внимательны — нельзя планировать только движение денег (БДДС), как это сделано в таблице-примере дальше. Так можно наделать много ошибок.
Финансовая модель бизнеса. Теперь планирование – это просто
Понятие «финансовая модель» хорошо знакомо всем предпринимателям. Но не все понимают значение модели и пользу. Можно пустить все «на самотек» и пусть денежные потоки фирмы формируются самостоятельно. Но нет гарантии, что в конце периода Вас устроит результат. Есть еще одна причина, по которой бизнесмены отказываются от формирования финансовой модели — это сложность составления. Исходные данные изменяются в течение года, и приходится корректировать данные, что приводит к большому количеству ошибок. Лучший способ — это применение автоматизированной системы. Мы предлагаем использовать веб сервис Финоко для создания финансовой модели и использованию финансовой моделя для планирования деятельности.
Понятие финансовой модели компании
Финансовая модель бизнеса – это планирование Вашего бизнеса, в виде показателей. Каждый из которых, производит расчет финансовой эффективности и метрик. Финансовую систему бизнеса можно формировать, как уже действующему бизнесу, так и новому направлению.
Для создания модели можно использовать программу Excel, но это крайне не удобно. Особенно в тех организациях, где количество показателей 1000 и более. Лучше всего использовать автоматизированную систему, которая сделает все за Вас.
Назначение финансовой модели бизнеса
Финансовая модель компании — это планирование развития вашей фирмы на определенный промежуток времени, в денежном эквиваленте. Она содержит расчет всех показателей фирмы. Финансовая система помогает пересчитать определенные плановые показатели и учесть влияние внешних показателей на отдельные планы.
В основе лежат данные о предполагаемых продажах готовой продукции и планируемых затратах. Если говорить подробнее, то финансовая модель компании, включает:
Финалом формирования финансовой модели бизнеса, является создание бюджета доходов и расходов. Задача проведения такой деятельности — определить финансовый результат фирмы, на основании заранее определенных показателей. Как правило, за основу берется один календарный год.
Стоит отметить, что финансовая модель компании, отражает систему зависимости между показателями. Она позволяет на основе соотношений получить плановые значения.
С чего начинать формирование финансовой модели?
Финансовая модель компании— это своего рода модель плана деятельности на ближайшие 12 месяцев. А план — это результат работы финансовой модели. Его формирование необходимо начинать заранее, чтобы к началу нового календарного года Вы были готовы.
Начните с определения набора показателей, которые свойственны Вашему виду деятельности. Их может быть огромное количество, но для успешного результата, важно учитывать абсолютно всё.
Руководством должны быть приняты решения о стратегическом развитии. Следовательно, необходимо понимание, как добиваться поставленных целей. Задачи должны быть достижимыми, иначе планирование потеряет всяческий смысл.
Структура финансовой модели бизнеса
Все зависит от направления деятельности Вашей организации. Но есть определенные стандарты, которые помогают в составлении модели. Это обязательные составляющие.
Исходные данные
Это то, без чего невозможно представить финансовую модель бизнеса. Сюда входят прогнозы. Именно от них начинается вся работа организации.
Данный раздел является важным в финансовой модели бизнеса, потому что:
— исходя, из одного отчета можно получить все необходимые данные;
— если в процессе использования финансовой модели, необходимо изменить данные, то сразу снижается вероятность ошибок и др.
Если в исходные данные требуется внести изменения, то обязательно все должно быть внесено в протокол. Не стоит забывать о том, что информация об обновлениях всегда должна доходить до исполнителей.
Капитальные вложения
Помимо капитальных вложений, сюда входят инвестиции и вложения в основные средства предприятия. В данном разделе отражаются все расходы, которые организация совершает один раз и на долгий период времени. Например, приобретение оборудования, зданий и сооружений и пр.
Затраты на операционную деятельность
Сюда входят все расходы организации, которые совершаются на регулярной основе. Все это связано с текущей деятельностью фирмы: заработная плата, аренда, покупка комплектующих и материалов и прочие платежи.
При планировании затрат на операционную деятельность, с помощью финансовой модели бизнеса, необходимо обязательно учитывать показатели предприятия:
Не стоит забывать, что в финансовой модели обязательно стоит запланировать все корректировки, которые могут быть в данном разделе.
Прибыль
Иными словами, это полученная выручка предприятия за определенный промежуток времени. В данном разделе финансовой модели идет планирование поступлений денежных средств за продажу готовой продукции, или оказанных услуг.
Налоги и сборы
Данный раздел желательно учитывать отдельно. В первую очередь, это связано с удобством использования. Здесь учитываются все запланированные платежи по налогам и сборам на определенный промежуток времени.
Прочее финансирование
После составления подробной картины расходов, стоит решить вопрос по поводу финансирования. Если собственных средств на покрытие расходов не хватает, то на помощь приходят заемные средства.
Если Вам понадобятся заемные средства для деятельности фирмы, то стоит на данный раздел обратить особое внимание. Именно на него будут обращать внимание кредиторы.
Эффективность плана
Эффективность плана иными словами, это показатели инвестиционной привлекательности.
Чистая текущая стоимость — это сумма, которая необходима к выплатам в определенный период, с учетом ставки дисконтирования.
Внутренняя ставка доходности — это доходность инвестиций на протяжении всего периода их действия.
Анализ
Каждый раздел финансовый модели бизнеса важен. Анализ рисков не исключение. Здесь проводится анализ, насколько эффективен проект и насколько подвержен колебаниям рынка. Анализируются все факторы, как внутренние, так и внешние.
Выстраивать финансовую модель бизнеса нужно так, чтобы легко можно было в нее внести изменения. Желательно заранее проработать все возможные варианты изменений. Например:
Как контролировать исполнение финансовой модели?
Как лучше всего оценивать выполнение поставленных задач? Конечно в числовом выражении. У каждой организации, независимо от вида деятельности, может быть тысячи, а то и более показателей работы. Можно потратить на их определение большое количество времени и установить значения. Но как мы уже сказали выше, в ходе работы будут постоянные корректировки.
Сформировав вручную финансовую модель, мы не исключаем человеческий фактор. К примеру, в компании более 4000 показателей, все они установлены и есть максимальные пределы. В течение года меняется цена на определенный вид сырья. В итоге плановые значения по нескольким показателям приходится изменять. Это не проходит бесследно для качества финансового плана. При внесении вручную постоянных корректировок, мы обесцениваем его значение, или тратим на изменения большой период времени.
Финоко, как автоматизированная система подготовки отчетности позволяет быстро и без потерь внести изменения и получить достоверные данные. Только тогда, цель финансовой модели бизнеса будет достигнута. Очень важно, чтобы все Ваши сформированные планы выполнялись. Да, они будут постоянно корректироваться, но от поставленной цели отходить не стоит. Только при регулярной работе, финансовая модель компании начинает давать свои результаты и помогает в развитии компании в целом.
Финансовая модель: зачем нужна и как ее построить
Как самостоятельно составить упрощенную финмодель бизнеса, если нет ресурсов нанимать финансового консультанта
Лариса Баневич
Как открыть бизнес
Получите персональную подборку советов и услуг для открытия бизнеса
Финансовая модель показывает, что влияет на чистую прибыль бизнеса и как ее увеличить. Она помогает собственнику понять, стоит ли открывать новый бизнес или направление, а еще покажет, что сейчас мешает бизнесу больше зарабатывать и какие показатели стоит улучшить.
Что такое финансовая модель
Финансовая модель — таблица со связанными показателями и аналитической запиской. В ней собрана вся информация, как, сколько и за счет каких показателей бизнес зарабатывает или будет зарабатывать деньги.
Смысл финансовой модели — не только показать, сколько выручки и прибыли может заработать бизнес, но и дать более детальную информацию, за счет чего можно увеличить или снизить прибыль.
Например, в финмодели подробно расписывается воронка продаж. Это помогает детально увидеть, от чего зависит выручка: от конверсии на сайте или конверсии в покупку в офлайн-магазине.
В аналитической записке пишут выводы из всех собранных цифр. Например, в таблице стало наглядно видно, что конверсия сильно влияет на прибыль, значит, надо ее поднимать. Или прибыль зависит больше от себестоимости, значит, надо искать более дешевого поставщика.
Финмодель универсальна — ей пользуются предприниматели в разных отраслях: строители, логисты, проектные студии, магазины, производственники, разработчики сайтов.
Финмодель не нужно путать с бизнес-планом. Часто в обиходе финмодель путают с бизнес-планом. На самом деле это разные вещи.
Бизнес-план — объемный документ, в котором описан будущий бизнес. Он содержит много разделов: например, общее описание проекта, маркетинг-план, производственный и финансовый планы, анализ рынков и рисков. Бизнес-план показывает, как будет делаться бизнес, а финмодель — какими силами и с каким финансовым результатом.
Зачем финмодель нужна бизнесу
В бизнесе одним из главных критериев успеха является прибыль. И обычно большинство предпринимателей не понимают, сколько конкретно они заработают до конца года.
Часто у предпринимателей можно встретить убеждения, что планировать невозможно. Никто не знает, что случится даже завтра. Но финмодель дает возможность спрогнозировать будущее бизнеса.
Финмодель помогает ответить на вопросы:
Финмодель полезна в двух ситуациях.
Для того, чтобы увидеть в цифрах, взлетит бизнес или нет. Нужна на этапе, когда у предпринимателя есть деньги, бизнес-идея, но нет опыта работы в данной конкретной сфере. Цифры покажут, какую бизнес-модель выбрать, как скорректировать цены и показатели, чтобы бизнес был экономически выгодным.
Для планирования прибыли, определения ключевых точек роста и узких горлышек в уже работающем бизнесе. Финмодель должна показать, где бизнес терпит убытки, где есть потенциал роста, а где можно просто прекратить деятельность.
Кто в компании должен заниматься финмоделью
Собственник. Если компания молодая, у нее еще нет сложных процессов, а данные по выручке и затратам можно собрать вручную — это делает собственник компании, разбирается сам.
Финансовые директор. Если в компании среднемесячная выручка больше 3 млн рублей, работает больше 15 человек и на зарплату уходит больше 700 тысяч рублей в месяц, значит, бизнес-процессы уже сложнее. В этом случае стоит уже нанять финансового директора, чтобы быстро получать нужные отчеты и принимать на их основе бизнес-решения.
Показываем, как самостоятельно составить упрощенную финмодель бизнеса, если у вас на старте нет ресурсов обратиться к финансовому консультанту или хочется самому спрогнозировать развитие на ближайший год.
Структура финансовой модели
Финансовая модель бизнеса состоит из четырех блоков:
Обычно финмодель делают на 12 месяцев, то есть на год. Можно и больше, если понятно, как компания и рынок будут развиваться в длительной перспективе.
Обычно финмодель делают в Google Таблицах или Excel. Надо уметь хотя бы базово работать с формулами, чтобы выстроить зависимости между показателями. Можете воспользоваться шаблоном финансовой модели.
Составляем финмодель в таблице Excel.
Разберем, как составлять элементарную финмодель для будущего бизнеса, на примере компании, которая производит постельное белье и продает его через Инстаграм.
Планируем выручку и воронку продаж
Выручка — это сколько компания отгрузила товаров или оказала услуг.
Выручку считаем по каждому месяцу. В финмодели расписываем подробно всю воронку продаж.
Воронка продаж производства белья может состоять из:
Все эти показатели мы вбиваем в таблицу, цифры берем из прошлогодних показателей либо среднерыночные или желаемые показатели. Если не знаем точно, берем приблизительные цифры.
Это нужно, чтобы прогнозировать размер выручки в разные месяцы и с разными показателями, например, когда мы поменяем в таблице размер конверсии, система автоматически покажет, как изменилась цифра выручки. Это важно для прогнозирования и планирования.
Так мы планируем выручку по каждому месяцу: вбиваем нужные формулы в Excel и таблица сама считает план на год.
Планируем расходную часть
Ниже в таблице считаем расходы, которые компания несет в течение года. Их много, и они разные. В самом общем понимании расходы состоят из постоянных и переменных расходов.
Переменные расходы. Это те расходы, которые зависят от объема выручки. То есть если нет выручки, нет и переменных расходов. Это могут быть расходы на закупку товара, доставку, упаковку, бонусы продавцам — для каждого конкретного вида бизнес они будут свои.
В нашем производстве постельного белья переменные расходы:
Мы можем высчитывать их в абсолютных цифрах в деньгах или в процентах от выручки, все зависит от бизнес-модели.
Переменные расходы нам нужны, чтобы посчитать маржинальную прибыль. Она показывает, сколько компания получила денег после продажи товара или услуги. То есть насколько бизнес эффективно продает свои услуги.
Когда мы поняли, как бизнес продает, переходим к подсчету постоянных расходов — тех, что бизнес понесет в любом случае.
Постоянные расходы могут быть прямыми или косвенными.
Постоянные прямые расходы — те, что прямо связаны с направлением бизнеса.
Например, у производства два цеха: массовый пошив и пошив на заказ. У каждого свой цех, разные сотрудники, расходы.
В нашем примере в компании, которая сама же производит постельное белье и сама его продает, к постоянным прямым расходам отнесем:
Этих расходов может не быть, все зависит от вида бизнеса. Например, у консалтинговой компании, где есть только персонал, офис и компьютеры, мы сразу идем считать постоянные косвенные расходы — об этом ниже.
Валовая прибыль. Еще одна строчка в таблице, которая покажет промежуточный результат в наших подсчетах перед косвенными расходами. Это валовая прибыль.
В целом она показывает, насколько эффективно вообще то или иное производство, магазин, направление в бизнесе. Например, может оказаться, что пошив постельного белья на госзаказ приносит валовую прибыль, а индивидуальный пошив только дает минус.
Но валовая прибыль — это еще не чистая прибыль компании. Поэтому дальше считаем постоянные расходы, которые требуются на обслуживание бизнеса и привлечение клиентов, независимо от того, сколько у нее производств или направлений.
Постоянные косвенные расходы. Это те расходы, которые бизнес несет независимо от того, есть у него выручка или нет.
В нашей компании по продаже белья к постоянным расходам можно отнести:
Когда мы расписали все расходы по месяцам, ниже рассчитывается тот самый EBITDA — показатель операционной прибыли.
Этот показатель очень важен. Он показывает, насколько бизнес вообще способен генерировать прибыль. Если операционная прибыль отрицательная, это значит, что такой бизнес не жизнеспособен или требует кардинальных изменений в структуре.
Рассчитываем чистую прибыль
Даже после расчета EBITDA мы до сих пор не понимаем, насколько жизнеспособен бизнес, может ли он потянуть на себе налоги, амортизацию и кредиты и оставить еще, что собственник может положить в карман или направить на развитие бизнеса дальше.
Амортизация. Рассчитывается из времени службы техники и показывает, как этот ресурс техники изнашивается.
В каждом бизнес своя техника — ее экономисты называют основными средствами. В нашем примере это швейные машины, оверлоки. Мы их купили за 200 000 ₽ и планируем использовать 5 лет.
Кредиты и налоги. Здесь указываем, сколько налогов и сколько процентов по кредитным обязательствам мы должны каждый месяц.
В нашем производстве кредитов нет, но есть налог на УСН 6%.
Вот теперь можно посчитать чистую прибыль, а также рентабельность по чистой прибыли.
Рентабельность по чистой прибыли показывает сколько копеек компания заработала на 1 ₽ выручки. Она помогает понять, сколько денег собственник может вывести себе в качестве дивидендов или вложить в развитие бизнеса.
Считаем, сколько у нас денег в кассе, и планируем движение денежных средств
Это сложная часть для новичков. До этого момента мы поняли, какие именно показатели влияют на прибыль и выручку: конверсия, себестоимость материалов, переменные и постоянные расходы — и прикинули, насколько вообще прибыльный бизнес.
Эти расчеты не дают полной картины того, как именно будут двигаться деньги внутри бизнеса от месяца к месяцу. Дело в том, что деньги поступают и тратятся в разное время, по разному графику, поэтому чистая прибыль почти никогда не равна деньгам в кассе.
Бывает, что в компании по всем отчетам прибыль есть, а денег в кассе нет. Или наоборот: денег полный сейф, а в отчетах убыток. Самая болезненная ситуация, когда по отчетам прибыль есть и вроде все идет неплохо, а в реальности в конце месяца платить зарплату нечем, — это называется кассовый разрыв.
Вот тут продолжение финмодели поможет разобраться, что именно создает эту разницу между деньгами в таблице и деньгами в реальности.
Для этого нужно рассчитать операционный оборотный капитал.
Сразу объясним каждый пункт из формулы.
Запасы — стоимость продукции, которая сейчас лежит у вас на складе или едет к вам от поставщика.
Дебиторская задолженность — сколько вам должны, то есть сколько вы оказали уже услуг или продали товаров, за которые вам еще не заплатили деньги.
Кредиторская задолженность — это сколько уже должны вы.
Оборотный капитал — это замороженные деньги бизнеса. Если оборотный капитал положительный, значит, компания не использует свои деньги. Если оборотный капитал отрицательный, значит, компания уже пользуется чужими деньгами, которые надо будет возвращать.
Когда собственник видит, из чего состоит оборотный капитал и при каких условиях появляется кассовый разрыв, он может влиять на процессы и управлять запасами и задолженностью.
Например, может оказаться так, что вся чистая прибыль компании съедается запасами на складе и тем, что компания платит своим поставщикам авансом, а получает товары гораздо позже. Или наоборот, что услуги оказываются в одно время, а деньги клиент платит с большим опозданием. Эти моменты как раз и создают кассовый разрыв.
Наше производство белья платит ткацкой фабрике за заказ на несколько тонн тканей сегодня, но сами ткани приедут только через 30 дней. Финмодель может показать, что при тридцатидневной отсрочке компании не хватает денег и появляется кассовый разрыв, а если поменять срок на 28 дней, то денег хватает. Отсюда можно сделать вывод, что надо передоговариваться с фабрикой о сроках поставки.
Дополнительно можно рассчитать движение денежных средств, баланс и рентабельность собственного капитала. Но это уже сложнее, в статье мы это разбирать не будем. Скажем, что основной их смысл — увидеть, как именно двигаются деньги в компании, понять богатство компании и оценить, насколько привлекательным является бизнес с точки зрения привлечения инвестиций.
Расчет полноценной финансовой модели — трудоемкий процесс и требует глубоких профессиональных знаний. Специалисты помогут быстро рассчитать ROI, ДДС и свести баланс как для нового, так и для уже развитого бизнеса.
Зачем так много всего считать и что это дает
Таблица в итоге может получиться объемной и пугающей, но она позволяет проследить взаимосвязи в бизнесе. Можно поменять какой-нибудь показатель в таблице на уровне воронки продаж и увидеть, как именно это сказывается на чистой прибыли за год.
Например, ставим большие или меньшие цифры конверсий, заходов на сайт, себестоимости материалов, бонусов продавцам, сроков поставок и смотрим, где прибыль увеличилась и на сколько, а когда снизилась и на сколько. Путем такой игры с показателями в таблице мы видим, что именно и как влияет на прибыль: себестоимость материалов, размер конверсии или количество заходов на сайт.
У каждого показателя есть конкретные имя и фамилия человека, который за этот показатель отвечает. То есть финмодель помогает определить план для конкретного сотрудника и оценить эффективность его работы.
В нашем производстве постельного белья ключевыми показателями являются просмотры в Инстаграме, конверсия в заявку и конверсия в продажу, из которых складывается итоговое число заказов.
У этих трех показателей могут быть три разных ответственных человека: Света, Антон и Мария. Так вот, если Света в этом году будет редко давать таргетированную рекламу и число просмотров в Инстаграме снизится, это автоматически повлияет на снижение заказов и всей выручки компании.
Финмодель покажет, как именно это скажется на выручке. Условно: если Света стала работать плохо и ее плановый показатель по просмотрам в 10 000 человек в день снижается от месяца к месяцу, в финмодели вы увидите, что это может стоить компании несколько миллионов рублей.
Без финмодели может показаться, что просмотры — это не так уж важно, можно дать Свете еще один шанс. Но когда вы посчитаете, сколько именно убытков может приносить плохая работа каждого конкретного сотрудника, сразу появится понимание, когда из них стоит заменить и как распределить ресурсы.
Или, например, менеджер по продажам Антон вместо конверсии в продажу 7% стал выдавать 6% — компания потеряла условно 5 млн рублей за год. Всего 1% — но в целом влияет на большие суммы в компании. Без финмодели не увидеть этой четкой зависимости.
Чем еще помогает финмодель. Финансовая модель компании помогает понять, от какого вида деятельности можно отказаться, где повысить план для отдела продаж, маркетинга или отдела закупок, где передоговориться с поставщиками или сделать еще, что повлияет именно на ваш конкретный вид бизнеса.
Например, закрыть магазин, который убыточен по валовой прибыли.
Изменить систему оплаты труда, перейти на процентную систему, если расходы на ФОТ носят постоянный характер, а бизнес не приносит выручки.
Решить, как именно влиять на конверсию. Например, конверсия в покупку из отложенных в корзину товаров маленькая. Тут можно внедрить дополнительную рассылку о том, что товар до сих пор в корзине, отправить СМС об изменении цены или еще. Без финмодели будет сложно понять, что клиенты теряются именно на этом этапе продаж.
Финмодель стоит делать как минимум раз в год. Это поможет следить за тем, куда движется бизнес, что больше всего приносит денег, а что съедает.
Но надо понимать, что финмодель — это не точный бюджет, это примерный прогноз. Поэтому не стоит гнаться за максимальной точностью, главное — правильно построить взаимосвязи.
Финмодель — инструмент планирования: посчитали, определились с планами, поняли, какие показатели нужно улучшить, отложили и пошли работать.
Как отличить качественную финансовую модель от некачественной
Главный показатель качественной финмодели — вы из нее можете сделать выводы, которые потом можно применить в жизни. Например, вы увидели, что снижение закупочной цены материалов сильно влияет на общую годовую прибыль. Это будет повод перестроить работу отдела закупок или поиска нового поставщика.
Главное
Бухгалтерское обслуживание от Тинькофф
Бухгалтер на удаленке без отпусков и выходных:
Сейчас читают
Как открыть валютный счет
Валютный счет понадобится любому бизнесу, если собираетесь работать с зарубежными партнерами. Разбираемся, на что стоит обратить внимание при открытии валютного счета
Правила работы с самозанятыми
Компании и ИП привлекают самозанятых для разовых или нерегулярных проектов. Для бизнеса это выгоднее, чем работать с физлицами, но есть несколько правил, которые важно учитывать при таком сотрудничестве.
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания