Финансовая концепция капитала предполагает что

Финансовая концепция капитала предполагает что

Концепции поддержания капитала и определение прибыли

8.3 Концепции капитала в пункте 8.1 обусловливают следующие концепции поддержания капитала:

(a) Поддержание финансового капитала. Согласно данной концепции прибыль зарабатывается исключительно в том случае, если финансовая (или денежная) стоимость чистых активов на конец периода превышает финансовую (или денежную) стоимость чистых активов на начало периода после исключения эффекта распределений в пользу собственников и взносов с их стороны в течение периода. Поддержание финансового капитала может оцениваться в номинальных денежных единицах или в единицах постоянной покупательной способности.

(b) Поддержание физического капитала. Согласно данной концепции прибыль зарабатывается исключительно в том случае, если физическая производственная мощность (или операционная способность) организации (либо ресурсы или средства, необходимые для достижения такой мощности) на конец периода превышает физическую производственную мощность на начало периода после исключения эффекта распределений в пользу собственников и взносов с их стороны в течение периода.

8.5 Концепция поддержания физического капитала требует выбора текущей стоимости замещения в качестве базы оценки. Концепция поддержания финансового капитала, однако, не требует применения определенной базы оценки. Выбор базы оценки согласно данной концепции зависит от типа финансового капитала, величину которого организация стремится поддерживать.

8.6 Принципиальная разница между двумя концепциями поддержания капитала заключается в том, как следует учитывать эффект от изменения цен на активы и обязательства организации. В общем смысле организация обеспечила поддержку своего капитала, если на конец периода она располагает капиталом в том же объеме, что и на начало периода. Любая сумма сверх той, которая была необходима для поддержания капитала на том же уровне, что и по состоянию на начало периода, является прибылью.

8.7 Согласно концепции поддержания финансового капитала, когда капитал определяется в номинальных денежных единицах, прибыль представляет собой увеличение номинальной денежной величины капитала за период. Таким образом, увеличение цен на удерживаемые в течение периода активы, которое традиционно называется доходом от владения, концептуально является составляющей прибыли, однако может не признаваться в качестве таковой до выбытия активов в рамках операции обмена. Когда концепция поддержания финансового капитала определяется в терминах постоянной покупательной способности, прибыль представляет собой увеличение инвестированной покупательной способности за период. В таком случае прибылью считается только та часть увеличения цен на активы, которая превышает увеличение общего уровня цен. Оставшаяся часть увеличения считается корректировкой, связанной с поддержанием капитала, и, следовательно, включается в состав собственного капитала.

8.8 Согласно концепции поддержания физического капитала, когда капитал определяется с точки зрения физической производственной мощности, прибыль представляет собой увеличение такого капитала за период. Все изменения цен, затрагивающие активы и обязательства организации, считаются изменениями в оценке физической производственной мощности организации; следовательно, они рассматриваются как корректировки, связанные с поддержанием капитала, которые включаются в состав собственного капитала, а не как прибыль.

8.9 Выбор базы оценки и концепции поддержания капитала определяет модель учета, используемую при подготовке финансовой отчетности. Разные модели учета характеризуются разной степенью уместности и надежности, и в своем выборе, так же как и в других областях, руководство должно придерживаться баланса между уместностью и надежностью. Концептуальные основы применимы к разным моделям учета и содержат руководство относительно составления и представления финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с выбранной моделью. В настоящее время Совет не имеет намерения предписывать использование определенной модели учета, за исключением редких случаев, как, например, для организаций, представляющих финансовую отчетность в валюте страны с гиперинфляционной экономикой. Тем не менее это намерение будет повторно анализироваться в свете изменений, происходящих в мире.

Источник

Базовые концепции финансового менеджмента

Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных основных концепций, развитых в рамках теории финансов. Это концеп­ции:

Дадим краткую их характеристику.

1. Как отмечалось выше, одним из основных разделов работы фи­нансового менеджера является выбор вариантов целесообразного вло­жения денежных средств. В частности, это делается в рамках анализа инвестиционных проектов, в основе которого лежит количественная оценка связанного с проектом денежного потока как совокупности ге­нерируемых этим проектом притоков и оттоков денежных средств в раз­резе выделенных временных периодов.

Концепция денежного потока предполагает:

а) идентификацию денежного потока, его продолжитель­ность и вид;

б) оценку факторов, определяющих величину его элемен­тов;

в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопостав­лять элементы потока, генерируемые в различные моменты време­ни;

г) оценку риска, связанного с данным потоком, и способ его учета.

2. Временная ценность объективно существующая характерис­тика денежных ресурсов. Смысл ее состоит в том, что денежная едини­ца, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Эта неравноценность определя­ется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью.

Инфляция присуща практически любой экономике, причем быто­вавшее в нашей стране в течение многих лет сугубо негативное отно­шение к этому процессу не вполне корректно. Происходящее в услови­ях инфляции перманентное обесценение денег вызывает, с одной сто­роны, естественное желание их куда-либо вложить, т.е. в известной мере стимулирует инвестиционный процесс, а с другой — отчасти и объясня­ет, почему различаются деньги, имеющиеся в наличии и ожидаемые к получению.

Вторая причина различия — риск неполучения ожидаемой сум­мы — также достаточно очевидна. Любой договор, согласно которому в будущем ожидается поступление денежных средств, имеет ненулевую вероятность быть неисполненным вовсе или исполненным частично. Представьте себе ситуацию, когда вам нужно сделать выбор между двумя потенциальными покупателями вашей продукции: первый предлагает гарантированную сумму в 10 тыс. дол. в виде предоплаты, второй — обещает выплатить 15 тыс. дол., но через месяц. Из неофициальных источников вы располагаете информацией о том, что второй покупа­тель втянут в судебное разбирательство и в случае неблагоприятного исхода может понести колоссальные убытки, что приведет к его банк­ротству. По мнению вашего финансового консультанта, вероятность та­кого исхода равна 0,3. Таким образом, если сравнивать варианты без учета риска возможного неполучения платежа, то второй покупатель явно более предпочтителен. Если риск учитывается, то выбор становится уже не столь очевидным, поскольку, хотя ожидаемый доход примерно такой же (15•0,7+0•0,3=10,5 тыс. дол.), вероятность неполучения денег достаточно высока.

Третья причина — оборачиваемость — заключается в том, что денежные средства, как и любой актив, должны с течением времени генерировать доход по ставке, которая представляется приемлемой вла­дельцу этих средств. В этом смысле сумма, ожидаемая к получению через некоторое время, должна превышать аналогичную сумму, кото­рой располагает инвестор в момент принятия решения, на величину приемлемого дохода.

Поскольку решения финансового характера с необходимостью предполагают сравнение, учет и анализ денежных потоков, генерируе­мых в разные периоды, для финансового менеджера концепция вре­менной ценности денег имеет особое значение.

3. Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем зависимость между этими двумя взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, т.е. отдача на вложенный капитал, тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходнос­ти; верно и обратное. Безусловно, в финансовом менеджменте могут ставиться и решаться предельные задачи, например максимизация до­ходности или минимизация риска, однако чаще всего речь идет о дос­тижении разумного соотношения между риском и доходностью.

Категория риска в финансовом менеджменте принимается во вни­мание в различных аспектах: в приложении к оценке инвестиционных проектов, формированию инвестиционного портфеля, выбору тех или иных финансовых инструментов, принятию решений по структуре капи­тала, обоснованию дивидендной политики и др.

4. Деятельность любой компании возможна лишь при наличии ис­точников ее финансирования. Они могут различаться по своей эконо­мической природе, принципам и способам возникновения, способам и срокам мобилизации, продолжительности существования, степени уп­равляемости, привлекательности с позиции тех или иных контрагентов и т.п. Однако наиболее важной характеристикой источников средств, вероятно, является цена капитала. Смысл концепции цены капитала состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Каждый источник финансирования имеет свою цену. Так, за банковский кредит нужно платить проценты, причем эта цена может иметь и стохастическую природу (например, цена источника «облигационный заем» с плавающей купонной ставкой). Цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказать­ся в убытке. Не случайно количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе аль­тернативных вариантов финансирования деятельности компании.

5. В условиях рыночной экономики большая часть компаний в той или иной степени связана с рынком капитала. Крупные компании выс­тупают там и в роли кредиторов, и в роли инвесторов, участие мелких компаний чаще всего ограничивается решением краткосрочных задач инвестиционного характера. В любом случае принятие решений и выбор поведения на рынке капитала, равно как и активность операций, тесно связаны с концепцией эффективности рынка капитала. Логика подоб­ных операций такова. Объем сделок по покупке или продаже ценных бумаг зависит от того, насколько точно текущие цены соответствуют внутренним стоимостям. Цена зависит от многих факторов, в том числе и от информации. Предположим, что на рынке, находившемся в состоянии равновесия, появилась новая информация о том, что цена акций неко­торой компании занижена. Это приведет к немедленному повышению спроса на акции и последующему росту цены до уровня, соответствую­щего внутренней стоимости этих акций. Насколько быстро информация отражается на ценах, характеризуется уровнем эффективности рынка.

Прежде всего подчеркнем, что в приложении к рынку капитала термин «эффективность» понимается, следовательно, не в экономичес­ком, а в информационном плане, т.е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступ­ности информации участникам рынка. В научной литературе рассмат­риваемая концепция известна как гипотеза эффективности рынка (Efficient Market Hypothesis — ЕМН).

Согласно этой гипотезе при полном и свободном доступе участ­ников рынка к информации цена акции на данный момент является луч­шей оценкой ее реальной стоимости. В условиях эффективного рынка любая новая информация по мере ее поступления немедленно отража­ется на ценах на акции и другие бумаги. Более того, эта информация поступает на рынок случайным образом, т.е. нельзя заранее предска­зать, когда она поступит и в какой степени будет полезна.

Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении ряда условий:

Очевидно, что не все сформулированные условия выполняются в реальной жизни в полном объеме: информация не может быть равно­доступной, она не бесплатна, существуют налоги, затраты и т.п.

Есть две основные характеристики эффективного рынка.

Тем не менее считается, что гипотеза ЕМН на практике может ре­ализовываться в одной из трех форм, т.е. выделяют три формы эффек­тивности рынка: слабую, умеренную и сильную.

В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью от­ражают динамику цен предшествующих периодов, т.е. потенциальный инвестор не может извлечь для себя дополнительных выгод, анализи­руя тренды; иными словами, анализ динамики цен, каким бы тщатель­ным и детализированным он ни был, не позволит «обыграть рынок», т.е. получить сверхдоходы. Итак, в условиях слабой формы эффектив­ности рынка невозможен более или менее обоснованный прогноз по­вышения или понижения курсов на основе статистических данных о ди­намике цен.

В условиях умеренной формы эффективности текущие цены от­ражают не только имевшиеся в прошлом изменения цен, но и всю рав­нодоступную участникам информацию. С практической точки зрения это означает, что аналитику не нужно изучать статистику цен, отчетность эмитентов, сводки специализированных информационно-аналитичес­ких агентств, в том числе и прогнозного характера, поскольку вся по­добная общедоступная информация немедленно отражается на ценах.

Сильная форма эффективности означает, что текущие цены от­ражают не только общедоступную информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен. Если эта гипотеза верна, то никто не сможет полу­чить сверхдоходы от игры на акциях, даже инсайдеры, т.е. лица, рабо­тающие в компании и/или в силу своего положения имеющие доступ к информации, являющейся конфиденциальной и способной принести им выгоду. Достаточно очевидно, что о существовании сильной формы эффективности можно лишь предполагать.

Безусловно, создание эффективного рынка, возможное в прин­ципе, на практике нереализуемо. Ни один из существующих рынков цен­ных бумаг не признается аналитиками как эффективный в полном смыс­ле этого слова, хотя существование слабой формы эффективности не­которых рынков подтверждается эмпирическими исследованиями.

6. Концепция асимметричности информации тесно связана с кон­цепцией эффективности рынка капитала. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной всем участникам рынка в равной мере. Если такое положение имеет место, говорят о наличии асимметричной информации. Носителями конфиден­циальной информации чаще всего выступают менеджеры и отдельные владельцы компаний. Эту информацию они могут использовать различ­ными способами в зависимости от того, какой эффект, положительный или отрицательный, может дать ее обнародование.

В известной мере асимметричность информации способствует и существованию собственно рынка капитала. Дело в том, что каждый потенциальный инвестор имеет свое суждение по поводу соответствия цены и внутренней стоимости ценной бумаги, базирующееся чаще все­го на убеждении, что именно он владеет информацией, возможно, не доступной другим участникам рынка. Чем большее число участников придерживается такого мнения, тем более активно осуществляются операции купли/продажи. Поэтому достижение абсолютной информа­ционной симметрии равносильно подписанию смертного приговора рынку.

С другой стороны, гипертрофированная информационная асим­метрия также противопоказана рынку. Это хорошо продемонстрирова­но в работе Дж.Акерлофа, посвященной анализу рынка подержанных автомобилей [36]. Логика его рассуждений такова. Среди подержанных автомобилей могут встречаться как вполне приличные, так и совершенно негодные машины. Если информационная асимметрия велика, то по­тенциальные покупатели не смогут различить такие автомобили и будут стараться максимально занизить цену, что сделает невыгодным прода­жу приличных автомобилей и приведет к тому, что доля негодных ма­шин будет возрастать. Увеличение вероятности покупки такой машины приведет к новому снижению средней цены на рынке и, в конце концов, к исчезновению рынка.

Рынок капитала принципиально не слишком отличается от рынка товаров, однако определенная информационная асимметрия явля­ется непременным атрибутом, определяющим его специфику, по­скольку этот рынок, как никакой другой, весьма чувствителен к новой информации. При определенных обстоятельствах влияние информа­ции может иметь цепной характер и приводить к катастрофическим последствиям.

7. Концепция агентских отношений становится актуальной в ус­ловиях рыночных отношений по мере усложнения форм организации бизнеса. Дело в том, что большей части компаний, по крайней мере тех, которые определяют экономику страны, в той или иной степени присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля, смысл которого состоит в том, что владельцы компании вовсе не обязаны вникать в тонкости текущего управления ею. Ин­тересы владельцев компании и ее управленческого персонала могут совпадать далеко не всегда; особенно это связано с анализом аль­тернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе рассчитано на перспективу. Выделяют и более дробные классификации конфликтующих подгрупп управленческих работников, каждая из которых отдает приоритет своим групповым интересам. Для того чтобы в известной степени нивелировать воз­можные противоречия между целевыми установками конфликтую­щих групп и, в частности, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы компании вынуждены нести так на­зываемые агентские издержки. Существование подобных издержек является объективным фактором, а их величина должна учитывать­ся при принятии решений финансового характера.

8. Концепция альтернативных затрат играет весьма важную роль в оценке вариантов возможного вложения капитала, использования про­изводственных мощностей, выбора вариантов политики кредитования покупателей и др. Альтернативные затраты, называемые также ценой шанса, или ценой упущенных возможностей, представляют собой до­ход, который могла бы получить компания, если бы предпочла иной ва­риант использования своих ресурсов.

Пример. Компания имеет избыточные производственные мощно­сти, которые можно: а) использовать для увеличения объемов произ­водства на 100 тыс. ед. в год; б) сдать в аренду за 20 тыс. дол. в год.

Если выбран первый вариант, то альтернативными затратами его как раз и будут 20 тыс. дол. Ясно, что эти затраты можно выразить как в абсолютных, так и в относительных показателях.

Концепция альтернативных затрат играет важную роль и при при­нятии текущих решений, например в отношении управления дебиторс­кой задолженностью.

Пример. Компания вынуждена поддерживать среднегодовой уро­вень дебиторской задолженности в сумме 100 млн руб., что равносиль­но омертвлению собственных оборотных средств. Альтернативой это­му, в идеале, могло бы быть, например, депонирование данной суммы в коммерческом банке под 12% годовых.

Эти 12% и являются альтернативными затратами выбранного ва­рианта использования собственных оборотных средств.

Отметим, что логика альтернативных затрат заложена в методики обоснования скидок, предоставляемых покупателям для ускорения оп­латы за товары, проданные в кредит.

Особенно ярко концепция альтернативных затрат проявляется при организации систем управленческого контроля. С одной сторо­ны, любая система контроля стоит определенных денег, т.е. связана с затратами, которых, в принципе, можно избежать; с другой сторо­ны, отсутствие систематизированного контроля может привести к го­раздо большим потерям.

Даже краткая характеристика рассмотренных концепций позво­ляет получить представление об их исключительной важности. Знание их сути и взаимосвязи необходимо для принятия обоснованных реше­ний в отношении управления финансами компании.

Источник

Тема 5. Собственный капитал организации (предприятия)

Цель:

ознакомить студентов с основными понятиями, экономической природой, сущностью, классификацией, источниками формирования капитала организации, выделив в нем основной элемент: собственный капитал организации и, в частности, – чистые активы.

Задачи:

Оглавление

5.1. Экономическая природа капитала организации

Капитал – одно из ключевых понятий в теории финансов вообще и в частности – в системе финансирования деятельности хозяйствующего субъекта. Под капиталом обычно понимают часть финансовых ресурсов, вложенных в производство (дело) и приносящих доход по завершении оборота. Финансовые ресурсы организации — это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне (привлеченные и заемные средства), находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования, предназначенных для выполнения финансовых обязательств организации и финансирования текущих затрат, связанных с расширением производства и экономическим стимулированием.

Следовательно, капитал организации — это стоимость (финансовые ресурсы), авансированная(ые) в производство (в дело) с целью извлечения прибыли.

В результате вложения капитала образуется основной и оборотный капиталы. В процессе функционирования основной капитал принимает форму внеоборотных активов, а оборотный капитал — форму оборотных активов. Денежные ресурсы корпораций, авансированные в оборотные активы, представляют собой оборотные средства.

С позиции финансов организации капитал выражает денежные (финансовые) отношения, возникающие между организацией и другими субъектами хозяйство­вания по поводу его формирования и использования. Такие денежные отноше­ния возникают между организацией как юридическим лицом и ее акционерами (инвесторами), кредиторами, поставщиками, покупателями продукции (услуг) и государством (уплата налогов и сборов в бюджетную систему).

С пози­ции финансового менеджмента капитал выражает общую величину средств в денежной, материальной и немате­риальной формах, вложенных в активы (имущество) организации.

Проблемы формирования и использования капитала, включая и проблемы управления его стоимостью и структурой, исследовали ученые-экономисты: И.А. Бланк, И.Т. Балабанов, В.В. Ковалев, Е.С. Стоянова, Т.В. Теплова, М.А. Федотова и другие авторы. Среди современных зарубежных исследователей необходимо отмстить работы Р. Брейли, Ю. Бригхэма, Ван Хорна, Р. К. Мертона, Г. Марковица, С. Майерса, С. Росса, Р. Н. Холта, У. Ф. Шарпа, Д. К. Шима и др.

Можно выделить три основных подхода к формулированию сущностной трактовки капитала: экономический, бухгалтерский и учетно-аналитический.

Экономический подход реализует физическую концепцию капитала, которая рассматривает капитал как совокупность ресурсов, являющихся универсальным источником доходов общества. Он подразделяется на виды: а) личный (неотчуждаемый от его носителя — человека); б) частный; в) общественный (союзов, включая государство). Каждый из двух последних видов капитала в свою очередь можно подразделить на реальный и финансовый. Реальный капитал воплощается в материально-вещественных благах как факторах производства (здания, машины, транспортные средства, сырье и др.); финансовый – в ценных бумагах и денежных средствах. В соответствии с этой концепцией величина капитала исчисляется как итог бухгалтерского баланса по активу.

Бухгалтерский подход представляет видение капитала на уровне хозяйствующего субъекта (организации) и трактует капитал как интерес собственников этого субъекта в его активах. Термин «капитал» в этом случае выступает синонимом чистых активов (собственного капитала) организации, а его величина рассчитывается как разность между суммой активов субъекта и величиной его обязательств. Такое представление реализует финансовую концепцию капитала и выражается формально следующей балансовой моделью:

Кс = А — О или А = Кс + О, (5.1)

где Кс — капитал (собственников);

А – активы хозяйствующего субъекта в стоимостной оценке;

О – обязательства хозяйствующего субъекта перед третьими лицами.

В соответствии с этим подходом величина капитала исчисляется как итог раздела III «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса.

Учетно-аналитический подход являет собой некую комбинацию двух предыдущих подходов и использует модификации физической и финансовой концепций капитала. В этом случае капитал как совокупность ресурсов характеризуется одновременно с двух сторон: а) направлений его вложения (капитал как единая самостоятельная субстанция не существует и всегда облекается в некоторую физическую форму); б) источников происхождения (откуда получен капитал, чей он). Соответственно выделяют две его взаимосвязанные разновидности: активный и пассивный капиталы. Активный капитал — это производственные мощности хозяйствующего субъекта, формально (в стоимостном выражении) представленные активом бухгалтерского баланса в виде основного и оборотного капиталов (активов). Пассивный капитал — это источники средств, за счет которых сформированы активы хозяйствующего субъекта. Эти источники представлены пассивом баланса и подразделяются на собственные и заемные.

В соответствии с учетно-аналитическим подходом величина капитала может исчисляться как сумма итогов раздела III «Капитал и резервы» и IV «Долгосрочные обязательства» бухгалтерского баланса (это современная рыночная трактовка) или как итог всех разделов пассива бухгалтерского баланса.

С позиции материально-вещественного представления капитал, как и все другие виды источников, обезличен, т. е. он распылен по различным активам организации. В этом смысле наличие собствен­ного и заемного капиталов ни в коем случае нельзя представлять, например, таким образом, что часть средств на расчетном счете яв­ляется собственными, а часть заемными. Все средства, показанные в активе баланса, за исключением финансовой аренды, являются соб­ственными средствами организации, но вот профинансированы они из различных источников. В случае ликвидации организации удов­летворение требований лиц, предоставивших свои средства организации, будет осуществляться в соответствии с законом в определен­ной последовательности и сумме.

Для того чтобы избежать путаницы, в рамках учетно-аналитического подхода термин «активный капитал» стараются не использовать — поэтому за элементами активной стороны баланса обычно за­креплен термин «средства». Что касается капитала, то этот термин рассматривается как возможная характеристика источников финансирования деятельности предприятия, одна из достаточно детальных классификаций которой представлена на рис. 5.1.

Финансовая концепция капитала предполагает что

Рис. 5.1. Структура источников средств организации

Необходимо еще раз подчеркнуть, что ни в коем случае не следует смешивать средства и их источники. Если в балансе показано, что на предприятии создан резервный капитал в размере 600 тыс. руб., это ни в коем случае не означает, что данная сумма денег хранится в виде некоторого резерва как товар на складе. Это означает лишь, что в системе учета за счет нераспределенной (т. е. невыплаченной собственникам) прибыли сформирован источник (фонд), который по сути представляет собой часть капитала собственников, а способы использования этого фонда ограничены законодательством. Что касается собственно означенных 600 тыс. руб., то они распылены по различным активам: основные средства, дебиторы, денежные средства и др. Поэтому купить что-то за счет фонда (источника) невозможно – все покупки в конечном итоге делаются за счет имеющихся денежных средств. Источники средств, показанные в пассиве баланса, по сути, идентифицируют лиц (собственники, контрагенты, бюджет, работники), которые прямо или косвенно предоставили свои средства организации и которым в конечном итоге эти средства в той или иной сумме будут возвращены.

Капиталу присуща многоаспектная сущность, поскольку он:

Классификация капитала организации может быть проведена по следующим признакам:

Неслучайно доля иностранных инвестиций в 90-е гг. прошлого столетия не превышала 3% от их общего объема (Булатов А. С. Капиталообразование в России // Вопросы экономики. 2001. № 3. С. 54).

На практике существуют и другие классификации капитала (например: легаль­ный, «теневой» и т. д.).

Отметим следующие характерные признаки капитала.

Капитал как часть финансовых ресурсов, инвестированных в производство, обладает способностью собственного увеличения (самовозрастания), он формирует прибыль предпринимателя.

Капитал – один из важнейших факторов производства. В экономической теории выделяют четыре производительных фактора: капитал, землю, рабочую силу и менеджмент (управление производством).

Цена капитала выражает, сколько следует заплатить (отдать денежных средств) за привлечение определенной суммы капитала. Цена собственного капитала — сумма дивидендов по акциям для акционерного капитала или сумма прибыли, выплаченная по паевым вкладам, и связанных с ними расходов. Цена заемного капитала — сумма процентов, уплаченных за кредит или облигационный заем, и связанных с ними затрат. Цена привлеченного капитала — это стоимость кредиторской задолженности. Она представляет собой сумму штрафных санкций за кредиторскую задолжен­ность, не погашенную в срок более трех месяцев после возникновения или в срок, определенный договором (контрактом). Итак, капитал выражает источники средств корпорации (пассивы баланса), приносящие доход.

Капитал выступает основным источником благосостояния его собственников в текущем и будущем периодах. Он выступает также главным измерителем ры­ночной стоимости фирмы (корпорации). Прежде всего это собственный капитал, определяющий объем ее чистых активов. Вместе с тем объем используемого соб­ственного капитала характеризует и параметры привлечения заемного капитала, способного приносить дополнительную прибыль.

Динамика капитала является важным измерителем эффективности производственно-коммерческой деятельности организации. Способность собственного капитала к самовозрастанию характеризует приемлемый уровень формирования чистой (нераспределенной) прибыли организации, ее способность поддерживать финансовое равновесие за счет собственных источников. Снижение удельного веса собственного капитала в его общем объеме свидетельствует о потере финансовой независимости организации от внешних источников финансирования (заемных и привлеченных средств).

Капитал находится в постоянном движении — кругообороте. Стадиям кругооборота капитала соответствуют три его формы: денежная, производительная и товарная. Функционирование капитала в процессе его использова­ния характеризуют процессом индивидуального кругооборота (в рамках отдель­ной организации), который совершается по формуле:

Д — Т — Д’, (5.2)

где Д – денежные средства, авансированные инвестором;

Т – товар (приобретенные инвестором орудия и предметы труда);

Д’ – денежные средства, полученные инвестором от продажи готового товара, включая фонды возмещения, оплаты труда и прибыль;

Среднюю продолжительность оборота капитала выражают коэффициентом оборачиваемости и длительностью одного оборота в днях или месяцах за расчетный период:

КОк = В / Кср; ПОд = 360 / КОк (5.3)

где КОк – коэффициент оборачиваемости капитала, число оборотов;

ВР – выручка от реализации товаров (нетто), рубли;

Кср – средняя стоимость капитала за расчетный период, рубли;

ПОд – продолжительность одного оборота, дни;

360 – принимаемое в расчете количество дней в году (30 дней — за месяц; 90 дней — за квартал; 180 дней — за полу­годие; 360 дней – за год).

Таким образом, капитал – это богатство, предназначенное для его собственного увеличения, и одновременно – основной фактор производства. Только инвестиро­вание капитала в хозяйственную (производственную, торговую, финансовую) деятельность способно принести его собственнику дополнительный доход в форме прибыли. Инвестированный в производство общественный капитал (всей совокупности собственников) создает основу для благосо­стояния общества (при разумном распределении результатов труда).

5.2. Источники формирования собственного капитала

Собственный капитал характеризует источник собственных средств организации — источник части активов организации, остающийся после вычитания из совокупных активов всех обязательств. Некоторые экономисты понимают этот термин шире, включая в него долгосрочные обязательства. Собственный капитал — важнейший раздел пассива баланса предприятий ряда стран. В общем виде собственный капитал состоит из акционерного капитала, дополнительного капитала и накопленной прибыли.

Формально собственный капитал организации представлен в III разделе «Капитал и резервы» пассива баланса. В составе собственного капитала бухгалтерского баланса выделяют (учитывают) следующие его компоненты: уставный (складочный) капитал (в том числе собственные акции, выкупленные у акционеров); добавочный капитал; резервный капитал (в том числе: а) резервы, образованные в соответствии с законодательством; б) резервы, образованные в соответствии с учредительными документами); нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Данные статьи характеризуют сумму чистых активов акционерного общества.

Уставный капитал. Выступает основным и, как правило, единственным источником финансирования на момент создания коммерче­ской организации акционерного типа; он характеризует долю собст­венников в активах организации. В балансе уставный капитал отра­жается в сумме, определенной учредительными документами. Увеличение (уменьшение) уставного капитала допускается по реше­нию собственников организации по итогам собрания за год с обяза­тельным изменением учредительных документов. Для хозяйственных обществ законодательством предусматривается необходимость выну­жденного изменения величины уставного капитала (в сторону пони­жения) в том случае, если его величина превосходит стоимость чис­тых активов общества.

Уставный капитал организации определяет минимальный размер ее имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Для некоторых организационно-правовых форм бизнеса его величина ограничивается снизу; в частности, минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда (МРОТ) на дату его регистрации, а закрытого общества — не менее стократной суммы МРОТ.

Уставный капитал акционерного общества может состоять из акций двух типов — обыкновенных и привилегированных, причем номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 %. Акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение срока, определенного уставом общества, при этом не менее 50 % распределенных акции следует оплатить в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества, а оставшуюся часть — в течение года с момента его регистрации.

Акция — ценная бумага, свидетельствующая об участии ее владель­ца в собственном капитале компании. Покупка акций сопровождается для инвестора приобретением ряда имущественных и иных прав:

Обыкновенные акции являются основным компонентом уставного капитала компании. С позиции потенциальных инвесторов они характеризуются следующими особенностями: (а) могут генерировать относительно больший доход, однако более рисковы по сравнению с другими вариантами инвестирования средств; (б) нет гарантирован­ного дохода; (в) нет гарантии, что при продаже акций их владелец не понесет убытка; (г) при ликвидации компании право на получе­ние части имущества реализуется в последнюю очередь.

Обыкновенная акция дает право на получение плавающего дохода, т. е. дохода, зависящего от результатов деятельности общества, а так­же право на участие в управлении. Распределение чистой прибыли среди держателей обыкновенных акций осуществляется после выпла­ты дивидендов по привилегированным акциям и пополнения резер­вов, предусмотренных учредительными документами и решением соб­рания акционеров. Иными словами, выплата дивидендов по обыкно­венным акциям ничем не гарантирована и зависит исключительно от результатов текущей деятельности и решения собрания акционеров.

Владелец привилегированной акции, как правило, имеет преимущественное по сравнению с владельцем обыкновенной акции право на получение дивидендов в форме гарантированного фиксированного процента, а также на долю в остатке активов при ликвидации общест­ва. Дивиденды по таким акциям в большинстве случаев должны вы­плачиваться независимо от результатов деятельности общества и до их распределения между держателями обыкновенных акций. Тем са­мым обусловливается относительно меньшая рисковость привилегиро­ванных акций; одновременно это отражается и на величине дивиден­дов, уровень которых в среднем, как правило, более низок по сравне­нию с уровнем дивидендов, выплачиваемых по обыкновенным акциям. Кроме того, привилегированная акция не дает право на уча­стие в управлении обществом, если иное не предусмотрено уставными документами. Подчеркнем, что смысл термина «привилегированная», выражающийся в привилегированности в дивидендах и привилегиро­ванности при ликвидации общества, раскрывается лишь во взаимоотношениях владельцев двух принципиально различающихся типов ак­ций. Что касается других физических и юридических лиц, имеющих отношение к данной компании, ни о какой привилегированности ак­ционеров, естественно, речь идти не может.

В условиях постоянно меняющейся конъюнктуры на рынке капитала долгосрочное поддержание процентных ставок неизменными, как это имеет место в случае с привилегированными акциями, весьма проблематично. Именно поэтому привилегированные акции чаще всего имеют ог­раниченный срок жизни — они либо конвертируются в обыкновенные акции, либо погашаются (в последнем случае в проспекте эмиссии предусматривается создание фонда погашения). В связи с этим данные финансовые инструменты нередко трактуются как гибридные ценные бумаги, поскольку они одновременно обладают свойствами обыкновенных акций (дают право на получение доли в текущих прибылях и имуществе) и облигаций (дают постоянство и, как правило, обязательность выплаты по­стоянных дивидендов).

Добавочный капитал. Является по сути дополнением к уставно­му капиталу и включает сумму дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества организации со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, проводимую в установленном порядке, а также сумму, полученную сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества). В части дооценки внеоборотных активов добавочный капитал может формироваться весьма искусственно. Направления использования этого источника средств, регламентированные бухгалтерскими регулятивами, включают: погашение снижения стоимости внеоборотных активов в результате их переоценки; увеличение уставного капитала; распределение между участниками организации.

Резервный капитал. Источники, отражаемые в этом подразделе, мо­гут создаваться в организации либо в обязательном порядке, либо в том случае, если это предусмотрено в учредительных документах. Зако­нодательством РФ предусмотрено обязательное создание резервных фондов в акционерных обществах открытого типа и организациях с участием иностранных инвестиций. Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» величина резервного фонда (капитала) определяется в уставе общества и не должна быть менее 5 % уставного капитала. Формирование резервного капитала осуществляется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им установ­ленного размера. Величина этих отчислений также определяется в уставе, но не может быть менее 5 % чистой прибыли (прибыли, оставшейся в распоряжении владельцев общества после расчетов с бюджетом по налогам). Данным законом предусмотрено, что средства резерв­ного капитала предназначены для покрытия убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа собственных акций в случае отсутствия иных средств.

Нераспределенная прибыль. Полученная предприятием по итогам года прибыль распределяется решением компетентного органа (например, общего собрания акционеров в акционерном обществе или собрания участников в обществе с ограниченной ответственно­стью) на выплату дивидендов, формирование резервного и других фондов, покрытие убытков прошлых лет и др. Оставшийся нераспре­деленным остаток прибыли по существу представляет собой реинве­стирование прибыли в активы организации; он отражается в балансе как источник собственных средств и остается неизменным до сле­дующего собрания акционеров. Если доля ежегодно реинвестируемой прибыли стабильно высока в динамике, т. е. акционеров устраивает генерируемая предприятием доходность собственного капитала, то с течением лет этот источник может быть весьма значимым в структу­ре источников собственных средств.

Целенаправленное формирование и использование капитала организации опреде­ляет эффективность ее финансово-хозяйственной деятельности. Ключевой целью формирования капитала является удовлетворение потребностей любой организации в источниках финансирования ее активов. Исходя из этой главной цели процесс формирования капитала базируется на следующих принципах.

Первый принцип — учет перспектив развития организации. Обеспечение данной стратегии формирования капитала достигается путем включения в биз­нес-план проекта по созданию новой организации расчетов, связанных с его формированием, и прежде всего за счет собственных источников (нераспределен­ной прибыли).

Второй принцип — достижение соответствия между объемами привлекаемого капитала и формируемыми активами организации. Общую потребность в капита­ле для создания новой организации подразделяют на две группы:

Предпроектные расходы необходимы для разработки технико-экономических обоснований (ТЭО), бизнес-плана и финансирования связанных с этим исследо­ваний. Эти расходы носят разовый характер и невелики по объему.

Проектные расходы необходимы для формирования основного и оборотного ка­питалов новой организации (например, приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, транспортных средств, вычислительной техники и т. д.).

Третий принцип — обеспечение оптимальной структуры капитала с позиции эффективности его использования. Оптимальная структура капитала представляет собой соотношение между собственными и заемными средствами, исполь­зуемыми в производственно-коммерческой деятельности. Структура капитала оказывает существенное влияние на результаты текущей, инвестиционной и финансовой деятельности корпорации, а также на рентабельность активов и собственного капитала.

Четвертый принцип — обеспечение минимизации затрат на формирование капитала из различных источников, что достигается в процессе управления его стоимостью и структурой.

Пятый принцип — обеспечение рационального использования капитала в про­цессе хозяйственной деятельности. Он реализуется с помощью максимизации доходности собственного капитала при минимизации финансовых рисков.

Среди методов управления формированием капитала наиболее сложными яв­ляются проблемы минимизации стоимости (цены) капитала и оптимизации его структуры, которые требуют более детального изучения.

Способы финансирования организации за счет собственных средств. Как несложно заметить из приведенной характеристики элементов собственного капитала, их роль в финансировании организации довольно разнообразна.

Источником финансирования инвестиционной деятельности, а также обеспечения и расширения текущей деятельности, безусловно, выступает прибыль организации. Для осуществления стратегически важных проектов в качестве источника финансирования может выступать единовременное увеличение уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций.

В мировой практике известны различные способы эмиссии акций:

Эмиссия акций — дорогостоящий и протяженный во времени про­цесс, кроме того, он регулируется законодательством (в частности, Федеральным законом «Об акционерных обществах»). Как показыва­ет опыт экономически развитых стран, дополнительная эмиссия из-за т. н. сигнального эффекта (Одно из объяснений негативных последствий сигнального эффекта в случае дополнительной эмиссии акций может быть таким. Любое массированное привлечение капитала должно сопровождаться пояснением о направлениях его использо­вания. Вместе с тем всегда остается тревога по поводу того, а не является ли по­добное привлечение капитала проявлением элементов строительства финансовой пирамиды — организация находится в плачевном финансовом положении и за счет до­полнительных финансовых вливаний намерена поправить это положение. Возможно и другое объяснение. К моменту дополнительной эмиссии на рынке установи­лась определенная цена на акции, уравновешивающая спрос и предложение. По­явление на рынке в большом объеме дополнительной массы товара (акций) нарушает это равновесие в сторону увеличения предложения, что с неизбежно­стью влечет за собой снижение цены.) нередко сопровождается снижением рыночной цены акций, поэтому к этому способу мобили­зации финансовых ресурсов прибегают достаточно редко — в тех слу­чаях, когда имеются четко обозначенные перспективы использования привлеченных средств.

Данные об изменениях капитала находят свое отражение в форме № 3 бухгалтерского учета и отчетности «Отчет об изменениях капитала».

Собственный капитал характеризуют следующими положительными чертами.

обеспечением финансовой устойчивости развития организации и ее плате­жеспособности в долгосрочном периоде. Это достигается прежде всего за счет нераспределенной прибыли, которая служит источником финансиро­вания капитальных вложений.

Недостатки использования только собственного капитала:

Следовательно, организация, использующая только собственный капитал, име­ет максимальную финансовую устойчивость (коэффициент ее финансовой неза­висимости близок к единице). Однако она ограничивает темпы своего развития в будущем, т. к., отказавшись от привлечения заемного капитала в период бла­гоприятной рыночной конъюнктуры, лишается дополнительного источника финансирования прироста активов (имущества). Особенно это касается крупномасштабных инвестиционных проектов, которые часто невозможно реализовать только с помощью собственных средств.

5.3. Чистые активы в оценке состояния собственного капитала

Появление показателя «чистые активы» связано с введением в действие первой части ГК РФ, а также ряда других федеральных законов, определяющих требования сравнения показателя чистых активов с зарегистрированной величиной уставного капитала при принятии различных решений. Например, для оценки ликвидности и финансовой устойчивости организации.

Так в соответствии с Законом РФ «Об акционерных обществах» для оценки финансовой устойчивости акционерных обществ используют показатель «чистые активы». Чистые активы (ЧА) — это разность суммы активов организации, принимаемых к расчету (Ар) (определяемых как разность между стоимостью активов и задолженностью участников по взносам в уставный капитал) и суммы обязательств, принимаемых к расчету (Пр) (определяемых как сумма долгосрочных заемных средств и текущих обязательств).

В самом общем виде величина чистых активов рассчиты­вается по формуле:

В нормативных документах чистые активы определяются как «наличие активов, не обремененных обязательствами», «степень обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами» и т. д.

Величина чистых активов может не совпадать с итогом III раздела «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса. Во избежание искусственного завышения доли собственного капитала и занижения финансовых рисков организации итог раздела III бухгалтерского баланса при расчете ЧА может нуждаться в корректировке.

Практически величина чистых активов рассчитывается по методике, утвержденной Министерством финансов РФ и Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг РФ.

В составе активов к расчету принимаются следующие статьи: внеоборотные активы, оборотные активы за вычетом задолженности участников в уставный капитал, балансовой стоимости выкупленных обществом у акционеров собственных акций, НДС по приобретенным ценностям и оценочных резервов по сомнительным долгам, а также незавершенного строительства.

В состав пассивов входят долгосрочные и краткосрочные обязательства за вычетом статей «Целевые финансирование и поступления» и «Доходы будущих периодов».

Чистые активы, рассчитанные по данной схеме, представляют собой стоимость реального собственного капитала.

В мировой практике чистые активы часто называют акционерным капиталом.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов организации окажется меньше величины ее уставного капитала, организация обязана уменьшить уставный капитал до величины стоимости чистых активов. Если стоимость чистых активов окажется меньше величины минимального уставного капитала, организация обязана принять решение о своей ликвидации.

Пример. На основе данных табл. 5.1 рассчитаем величину чистых активов ОАО «К».

Исходные показатели для расчета чистых активов ОАО «К»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *