Философское направление полагающее что теоретические принципы не выводимы

АГНОСТИЦИЗМ — философское учение, согласно которому не может быть окончательно реш.

АГНОСТИЦИЗМ — философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.

БЫТИЕ — философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.

ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hule — иатерия, вещество и zoe — жизнь) философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого, и прежде всего чувствительность, способность к ощущению, восприятию.

ГНОСЕОЛОГИЯ — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

ДВИЖЕНИЕ — изменение вообще, способ существования материи, всякое взаимодействие и смена их состояний.

ДЕИЗМ (от лат. deus — бог) — философское воззрение, согласно которому бог является источником начальной энергии мира (первотолчок), но впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий. ДИАЛЕКТИКА учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово «ДИАЛЕКТИКА» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог (греч. dialegomai — беседую). Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию — это и есть диалектика. Она там, где столкновение противоположностей, борьба идей; перенесенная в последствии в объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед. ДУАЛИЗМ — философское учение, исходящее из признания равноправными, не свободимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального.

ИДЕАЛИЗМ — 1. метод, считающий, что существует какая-то объективная реальность, «мировая душа», «мировой разум», являющаяся первоначалом всего.

2. общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.

ИНДИВИД — 1. единичный представитель человеческого рода, родовая биологическая характеристика человека.

2. обозначение единичного в отличии от совокупности, массы.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — неповторимый способ жизни, индивидуальная форма общественного существования.

КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria — высказывание, свидетельство) — формы осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

ЛИЧНОСТЬ — 1. человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений.

2. динамическая и целостная система интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его сознании и деятельности.

МАТЕРИАЛИЗМ — одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п.

МАТЕРИЯ — объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.

МЕТАФИЗИКА — от греч. meta ta physika — 1. то, что идет после физики, трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории философии термин «МЕТАФИЗИКА» нередко употребляется как синоним философии. В философии марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики.

2. метод, который рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник развития, базируется на абсолютизации определенных сторон, моментов в процессе познания.

3. наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.

МЕТОДОЛОГИЯ — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — 1. совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности определенного человека, социальной группы, класса или общества в целом.

2. система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

МОНИЗМ (от греч. monos — один-единственный) — философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции — материи либо духа.

ОБЩЕСТВО — 1. целостный механизм, открытая динамическая развивающаяся система. 2. совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.

ОБЪЕКТ — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — одна из основных разновидностей идеализма; в отличии от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.

ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ — вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным — дух или природа, материя или сознание — и, во вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.

ПАНТЕИЗМ (от греч. pan — все, theos — бог) — отождествление мира и бога: все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира. Это учение зародилось еще в древности, прошло через средние века и получило развитие в новое время.

ПОКОЙ — состояние движения, которое обеспечивает стабильность предмета, сохранение его качеств.

ПРАКТИКА — философская категория, обозначающая материальную сторону общественно-исторической предметной деятельности людей: преобразования природы и общества.

РАЗВИТИЕ — закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение материальных объектов и систем, имеющих определенную направленность.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio — разум) — философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus — чувство, ощющение) — философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к сумме элементов чувственного познания. СЕНСУАЛИСТЫ полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью.

СОЗНАНИЕ — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

СУБСТАНЦИЯ — единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи, внутренняя сущность вещей активно самопорождающее и саморазвивающееся начало. СУБСТРАТ (от лат. sub — под и stratum — кладка, постройка, сооружение) — основа единства, однородности различных предметов и различных свойств отдельного, единичного предмета, вещи и их совокупности.

СУБЪЕКТ — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — одна из основных разновидностей идеализма; в отличии от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — философское направление, стремящееся через рефлексию (размышление) сознания о своих актах и о данном в них содержании выявить предельные характеристики человеческого бытия.

ФИЛОСОФИЯ (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) — наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т. е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания.

ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — раздел философии, изучающий «теорию чувственного познания».

Источник

Позитивизм в философии: понятие и основные идеи, стадии

Философское направление полагающее что теоретические принципы не выводимы

В науке термином «позитивизм» обозначают отдельную ветвь философии, сформировавшуюся в 30-ых гг. 19 века и сохранившуюся до наших дней. В своем развитии позитивизм прошел три стадии:

Основоположником данного течения является французский философ Огюст Конт, введший в философию термин «позитивизм» и первым провозгласивший тезис о разрыве позитивных наук с философией. Впоследствии идеи Конта были развиты и дополнены его последователями, англичанами Г. Спенсером и Дж. Миллем.

Что такое позитивизм?

Позитивизмом — это одна из ветвей философии, согласно которой, истинное знание можно получить только в рамках отдельных, конкретных наук, а первостепенной задачей философии является исключительно объединение этих знаний. Основой позитивизма стало заявление о том, что любая научная дисциплина становится философией для самой себя. Термин «позитивизм» происходит от латинского слова «positivus», в переводе означающего «положительный».

Главным научным вопросом позитивисты считают вопрос «как?», при этом, они не связывают его с вопросом «почему?». Следовательно, ученым надлежит только регистрировать и описывать факты, но не заниматься их объяснением. Все вопросы абстрактного характера предполагалось разрешать с помощью религиозных и метафизических методов, оставляя в научном поле зрения только конкретные вопросы, решение которых предполагало использование конкретных методик.

Главной задачей позитивизма является получение объективных знаний, его представители подвергают критике любые заключения, созданные на основе умозрительных образов изучаемых явлений и предметов. Впоследствии свою критическую позицию позитивисты стали применять ко всей философии, что стало фундаментом для появления идеи об очищении науки от влияния метафизики. При этом многие представители данного направления сохраняли веру в построение «хорошей», основанной исключительно на науке, философии, по своей методологии ничем не отличающейся от всех остальных наук.

Основные идеи позитивизма

Все познания человечества позитивисты разделяли на позитивные (т.е. привязанные к конкретным научным дисциплинам) и идеологические (им необходимо было найти методы для установления должного). Конкретные знания они называли истинными, поскольку их проверка на практике не вызывала затруднений, а знания идеологические относили к разряду познаний, выходящих за пределы истинной оценки. На этом основании ими делался вывод о непризнании наукой любой общественной науки, основанной на субъективных интересах, целях и идеалах.

К основополагающим постулатам описываемого направления относят следующие утверждения:

Теперь рассмотрим более подробно каждую из стадий позитивизма и её особенности.

«Первый» (классический) позитивизм

Развитие классического (или «первого») позитивизма приходится на середину девятнадцатого столетия, авторами этого направления стали О. Конт, Г. Спенсер и Дж. Милль. Процесс формирования направления происходил в 30-ых и 40-ых гг. 19 века, его основатели противопоставляли позитивизм основополагающим тезисам традиционной философии того времени.

Основатель данного направления, французский философ и социолог О. Конт, в своих взглядах и суждениях основывался на ряде идей эпохи Просвещения, именно они стали фундаментом его теории о бесконечном научном прогрессе. Конт взял на вооружение разработанный энциклопедистами метод по выделению научных дисциплин, осудив использование метафизических методик в сфере получения практических научных знаний.

Еще одной яркой идеей Конта стала идея о создании «новой философии», призванной объединить и систематизировать все полученные ранее людьми научные данные. Общество он рассматривал как живой организм, проходящий в своем развитии три главные стадии:

«Второй» позитивизм (эмпириокритицизм)

Данное направление возникло на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий, к его главным представителям относят Р. Авенариуса и Э. Маха. Возникновение и развитие «второго» позитивизма тесно связано с кризисом классического позитивизма, развившегося на фоне множества научных открытий, сделанных учеными в этот период. В результате данного кризиса и возникла новая форма позитивизма – эмпириокритицизм. Главным предметом изучения указанного ответвления стали механизмы, ведущие к образованию знаний, а также научный тип мышления.

Последователи этого направления выражали уверенность в том, что с помощью досконального анализа познания можно вычислить те его сферы, где мысли исследователей более всего подвержены возможным ошибкам, поскольку ими не соблюдается основное условие получения позитивных знаний, а именно – непрерывность процесса познания. Результатом подобного «сбоя» станет недостаточный контроль ученого за ходом его мыслей, что неминуемо приведет к проникновению в науку различных метафизических утверждений. Свою основную цель последователи «второго» позитивизма видели в «очищении опыта», для чего призывали выявлять и нейтрализовать сами истоки метафизики в научном мышлении.

Еще одним важным элементом программы эмпириокритицизма стала попытка обращения к истории науки, происходившая в рамках принятия сторонниками «второго» позитивизма принципа «непрерывности». По этой причине работы эмпириокритиков по научной истории не похожи на прежние работы по данной тематике, больше напоминающие летописи. В их трудах достигнутый человечеством научный прогресс показан в строгом хронологическом порядке с явным акцентом на непрерывность развития науки.

«Третий» позитивизм (неопозитивизм)

Значительные изменения в области теоретической физики, происходившие на протяжении всего двадцатого века, обусловили процесс дальнейшей трансформации позитивизма. В итоге фундаментальные интересы направления немного сместились, и основным вопросом изучения для позитивистов стали вопросы анализа научной сферы и логической структуры ее теорий. В результате этих изменений в 20-ые гг. 20 столетия на смену эмпириокритицизму пришел «третий» позитивизм (или неопозитивизм).

Указанное направление не входило в конфликт с исходными мировоззренческими принципами и формулами позитивизма в целом, например, неопозитивисты были ярыми сторонниками применения научной методологии в познавательной деятельности. При этом последователи неопозитивизма принципиально противопоставляли философию науке, полагая, что единственным истинным знанием является знание научного характера. Таким образом, неопозитивисты стали самыми радикальными последователями обоснованного сциентизма во всей философии двадцатого века, что обоснованно вызвало немалый интерес к предложенной ими программе в научной среде 20-30-ых гг. Но уже после Второй мировой войны популярность неопозитивизма стала падать, одновременно с этим все больший вес в философии начали набирать ее новые направления, пытавшиеся критиковать сциентистский научный культ тех лет.

Сциентизм — это представление о науке как о единственно верном источнике истины, а все вопросы должны разрешаться исключительно в рамках научного метода.

Однако неопозитивизм является весьма важной и своеобразной стадией эволюции всего позитивистского учения. Неопозитивисты свели основные функции философии не к систематизации научных знаний, как это было до них, а к разработке методик, позволявших анализировать полученные знания. Несомненно, неопозитивисты проявили себя более радикально, нежели их предшественники, особенно в вопросах, касавшихся отказа от привычных ранее способов философского мышления, при этом, их позиция была обоснована реальными запросами теоретического мышления первой половины 20 века.

Постпозитивизм

В 60-70-ых гг. 20 века в философии западных стран начало развиваться направление, получившее название постпозитивизм. По своим идейным и мировоззренческим установкам постпозитивизм продолжал поддерживать связи с неопозитивизмом, однако постпозитивисты отрицали неопозитивистскую интерпретацию основных функций методологического анализа научной деятельности.

Последователи данного направления философии отвергали любые попытки абсолютизации методик логической формализации, также, в отличие от неопозитивистов, они придавали большое значение исследованию истории науки для лучшего понимания ее системы и методологии. Немалое влияние на постпозитивизм оказали идеи Карла Поппера, который еще до Второй мирровой войны огласил собственную концепцию философии науки, близкую позиции неопозитивизма, но активно конкурировавшую с ним в послевоенный период.

Помимо этого, постпозитивисты критиковали радикальный сциентизм, исходивший от неопозитивистов и игнорировавший роли разнообразных форм находящегося за рамками науки сознания в контексте значимости данных форм для науки. Одновременно с этим сторонники постпозитивизма не отказались от свойственной всем позитивистам антиметафизической позиции, но основной задачей философии на данном временном этапе, по их мнению, является лингвистический анализ и исследование естественного языка.

Связь позитивизма с другими научными дисциплинами

Главным внешним конфликтом описываемого направления является противоборство позитивизма с метафизикой, которая, по мнению позитивистов, занимается манипуляцией не соответствующими реальности терминами. Сторонники позитивизма, наоборот, опираются исключительно на эмпирические наблюдения и описания явлений и предметов, они доверяют лишь проверенным научным знаниям, а вся их деятельность направлена на поиски научных методик, свободных от метафизики. Выражать результаты полученных наблюдений, по их мнению, следует при помощи специальных «протокольных предложений», предельно просто и доступно выражающих только научные факты, без их искажения, переделывания, изменений и дополнений. Любой разговор о недостоверных фактах отвергается последователями позитивизма как бессмысленный и бесполезный.

Таким образом, общим для всех позитивистов стремлением стала попытка избавить науку от необоснованных и ненужных «излишеств», являющихся на их взгляд бесполезными. Схожие с позитивистами взгляды и подходы в сфере этики и области познания демонстрировали эпикурейцы, не желавшие выходить за границы эмпирики, а потому отбрасывавшие любые «расширения себя» за пределы фактов.

Источник

А) антропологический поворот

б) коперниканская революция

в) научная революция

г) позитивная стадия

205. Кто основатель философского направления, называемого «философской антропологией»?

Г) Шелер М.

206. Каким термином обозначается процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества?

А) антропогенез

207. Какой фактор, согласно Ф. Энгельсу, сыграл главную роль «в процессе превращения обезьяны в человека»?

В) труд

208. Как в экзистенциализме (особенно у Сартра) трактуется соотношение между существованием и сущностью человека?

А) существование предшествует сущности

б) существование противоречит сущности

в) существование тождественно сущности

г) сущность предшествует существованию

209. Чьи воззрения выражает этот афоризм: «человек осужден быть свободным»?

а) Ламетри (механистический материализм)

б) Ленин (диалектический материализм)

В) Сартр (экзистенциализм)

210. Какое из приведённых суждений выражает трактовку человеческой свободы, которую дал Спиноза?

а) свободен тот, кто делает лишь то, что ему хочется

б) свободен тот, кто никому не подчиняется

В) свободен тот, кто руководствуется одним только разумом

г) свободен тот, кто сам не господствует над другими

211. Какое из приведённых суждений о свободе выражает позицию Ф. Энгельса?

а) свобода — божественный дар человеку

б) свобода — природное свойство человека

В) свобода — продукт исторического развития

г) свобода — результат постижения человеком мировой идеи

212. Как экзистенциалист Ж.П. Сартр, утверждавший, что «человек — это свобода», решал проблему ответственности человека?

А) каждый человек отвечает за всех людей

б) каждый человек отвечает только за себя

в) человек ни за что не отвечает

г) человек отвечает за себя и своих единомышленников

213. Как называется воззрение, предполагающее во всём осуществление неотвратимой предопределённости, которая исключает свободный выбор человека и случайность?

В) фатализм

214. Какой мыслитель считал «основным вопросом философии» вопрос о смысле жизни («стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить»)?

Б) Камю

215. Кто из русских мыслителей считал победу над смертью и воскрешение умерших «общим делом» человечества?

В) Фёдоров

Раздел IV. Теория познания и философия науки

Тема 18. Познание как предмет философского анализа

216. Как называется процесс приобретения и развития знания, обусловленный общественно-исторической практикой?

В) познание

217. Как называется раздел философии, в котором изучаются проблемы познания?

В) гносеология

218. Какая из перечисленных форм познания является древнейшей?

А) мифологическое познание

б) научное познание

в) религиозное познание

г) философское познание

219. Какая проблема является основной в теории познания?

а) проблема аргументации

Б) проблема истинности познаний

в) проблема классификации наук

г) проблема метода познания

220. Какая из перечисленных концепций трактует истинность как соответствие знаний объективному положению вещей?

б) концепция когеренции

В) концепция корреспонденции

221. Какая из перечисленных концепций утверждает, что в основе научных теорий лежат не принципы, отвечающие критериям истинности, а произвольные соглашения между учёными?

А) конвенционализм

б) концепция когеренции

в) концепция корреспонденции

222. В какой из перечисленных концепций «истина определяется как полезность» (Дж. Дьюи), или работоспособность идеи?

б) концепция когеренции

в) концепция корреспонденции

Г) прагматизм

223. Какая из перечисленных концепций трактует истинность как согласие мышления с самим собой?

Б) концепция когеренции

в) концепция корреспонденции

224. Как у В. И. Ленина называется такое содержание человеческих представлений, «которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества»?

а) абсолютная истина

Б) объективная истина

в) относительная истина

г) субъективная истина

225. Каким термином характеризуются философские учения, отрицающие возможность объективности и истинности познания?

А) агностицизм

226. Каким термином в философии обозначается носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект?

Б) субъект

227. Как называется то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности?

В) проект

228. Как называется способность непосредственного усмотрения истины без использования процедур логического вывода и доказательства?

Г) интуиция

229. Что является, с точки зрения диалектического материализма, важнейшим критерием истинности познаний?

Г) практика

230. В чём, по словам К. Маркса, «должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посоюсторонность своего мышления»?

а) в научных исследованиях

Б) в практике

г) в теории познания

231. Как называется искусство и теория понимания и интерпретации?

Б) герменевтика

232. Как называется философское направление, основной принцип которого выражен в словах: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах»?

В) сенсуализм

233. Как называется философское направление, полагающее, что теоретические принципы не выводимы из данных чувственного опыта, а берутся только из разума?

В) рационализм

234. Как называется неадекватное представление о действительности, обусловленное ограниченностью общественно-исторической практики и знания?

А) заблуждение

235. Как называется воззрение, представляющее все мнения и суждения относительными, так что никакое из них не может считаться более истинным или приемлемым в сравнении с другими?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *