Филармония и консерватория в чем отличие
Музыка – это самый распространенный и доступный каждому вид искусства. Люди, понимающие и ценящие музыку, как правило, гармоничные и талантливые личности. Слушающий музыку человек расслабляется, у него поднимается настроение, снимается усталость. Все чувства, эмоции подвластны музыке и зачастую выражаются с помощью нее.
Что такое филармония?
Филармония – это музыкальное учреждение по организации, развитию и пропаганде концертов классической музыки. Если такие мероприятия кому-то кажутся занудными и малопривлекательными, то это ошибочное мнение, потому что музыку нужно уметь слушать, чтобы слышать.
Филармония – это отдельная страна, где живет лучшая музыка мира. Жаль, что не каждый понимает и может оценить всю многоликость этого уникального заведения, где рождается и живет все великолепие профессионализма в музыкальном наследии.
Концерты в филармонии
Слово «филармония» имеет греческие корни и состоит из слияния двух прекрасных слов: «люблю» и «гармония». В филармонии можно послушать концерты симфонической музыки всемирно известных композиторов в исполнении виртуозных оркестров, ансамбли и сольные концерты игры на музыкальных инструментах, творчество вокалистов, отдельные номера из опер и оперетт. Лучшие дирижеры плетут своими палочками сети, прозрачные, как дождь, в королевстве академической музыки – филармонии.
В штатный состав филармоний входят исполнители и музыковеды, оркестры симфонической и камерной музыки, хоры, эстрадные и танцевальные коллективы.
Концертная программа готовится тщательно с творческим, интеллектуальным подходом и включат в себя подборку музыкальных, литературных и танцевальных композиций.
Концерты проходят не только в стенах Альма-матер, но и в консерваториях, Дворцах культуры, концертных залах музыкальных училищ, а также на выезде: в школах, вузах, на предприятиях.
Репертуарное разнообразие
Репертуар филармонии огромен и базируется на следующих принципах:
Репертуарная политика демонстрирует художественный уровень любой филармонии. Поэтому наряду со всемирно известными произведениями Брамса, Шостаковича, Прокофьева звучат оперные увертюры, музыка из кинофильмов, легкая популярная классика.
Филармония – это не только предоставление духовного удовольствия зрителю, это еще и великий труд служителей искусства. Многократные репетиции обязательны для достижения совершенной техники исполнения, а также гастроли по разным городам и странам.
Филармония – это обитель музыки не только для взрослого слушателя, существует много детских филармоний, в работе которых принимает участие подрастающее поколение.
Правила этикета на концертах академической музыки
Собираясь насладиться музыкой в филармонии, нужно помнить несколько важных правил поведения:
Одной из старейших филармоний, созданной в XIX веке, является Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича. Она насчитывает два концертных зала, Большой и Малый, которые собирают на своих сценах сильнейших виртуозов и лучшие оркестровые коллективы мира. Лист и Вагнер, Берлиоз и Рихтер, Рубинштейн, Ростропович – далеко не полный список тех, кому распахнула объятия филармония.
Санкт-Петербург всегда славился выдающимися мастерами слова, которые проводили творческие встречи в залах филармонии. Концерты, блистательный творческий коллектив, лекционная и издательская деятельности, огромная библиотека – достояние филармонии. И главной задачей всех сопричастных к филармонической концертной деятельности является воспитание любви к гармоничной академической музыке.
Ликбез
Желаете прослыть интеллектуалом? Регулярных селфи в «Гараже» и понимания, кто такие Богомолов с Серебренниковым, уже недостаточно — теперь котируется осведомленность в сфере классической и современной академической музыки.
Текст: Мария Комарова
Московская консерватория и филармония
Главные оплоты классики – консерватория с филармонией. Первая – учебное заведение, которое слывет «Оксфордом в мире музыки»: победителей международных исполнительских конкурсов оттуда выпускают пачками. Но славна консерватория не только гениальной порослью, но и концертами, для которых тут приспособлено четыре зала. Самый козырный, конечно, Большой – именно здесь выступают именитые гастролеры и играются самые известные произведения. Оценить мощь классики стоит на какой-нибудь из симфоний Малера и Чайковского: когда на сцене оркестр о ста участниках выжимает тройное форте под грохот ударных, от осознания величия момента недалеко и пустить слезу, и умилиться собственной культурностью.
Тонко чувствующей натурой, чекинясь в Большом зале, прослыть можно, а вот интеллектуалом – сложнее: среди почти 2000 слушателей, который он вмещает, ощущение собственной исключительности приходит нечасто. За ним стоит отправиться в консерваторские залы поменьше – Рахманиновский и Малый. И там и там периодически исполняют не только «золотой консерваторский набор» – Рахманинова, Бетховена и Брамса, – но и менее известных широкой публике авторов вроде Дворжака, Энеску и Равеля. Есть еще в консерватории небольшой зал имени Мясковского, где стоит слушать авторов из забытых музыкальным богом стран вроде Ирана, Турции или Туркмении. Ну и изучать публику, само собой: если в Большой зал билеты иногда стоят по несколько десятков тысяч рублей, как, например, на вызвавший нездоровый ажиотаж концерт дирижера Теодора Курентзиса в июле этого года, то в остальных залах случаются даже бесплатные студенческие выступления, на которые стекаются, стряхнув пыль с засаленных пиджаков и шляпок с поломанными перьями и вуальками, кажется, все городские сумасшедшие. Попадаются и молодые модники, которые пришли похвалиться перед бой- или герлфрендами музыкальной образованностью. Что касается филармонии, то там, кроме гастролей топов вроде австрийского дирижера и скрипача Питера Гута, американской сопрано Мишель де Янг и пианистки Джулии Зильберквит случаются иногда и странные и необъяснимые явления вроде замаскированного под джазовый концерт выступления детского ансамбля «Непоседы», а также плясок Ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Но если быть бдительным при покупке билетов и обращать внимание на исполнителей – шанс нарваться на эти странные вещи исчезает. Зато остаются джазовые концерты – здесь они случаются чаще, чем в консерватории.
Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.
Консерватория и филармония
Я искренне рад возобновлению общения с Вами. Если бы мне был от природы дан хоть мало-мальский музыкальный талант, то свои чувства я бы лучше всего выразил какой-нибудь мажорной мелодией, а еще лучше – парадным маршем. Благо для такого звукового приветствия есть веский повод.
Как вы наверняка знаете, вчера состоялось долгожданное всеми истинными любителями и знатоками музыки событие – после очень долгого перерыва открылся наконец заново отреставрированный концертный зал имени композитора Прокофьева. Слава богу, больше у Сергея Сергеевича не будет причин пригорюнившись сидеть на своем постаменте у миасского берега, выронив из рук нотную тетрадь и с грустью глядя на вечный долгострой, словно бы в насмешку украшенный его именем. Теперь прокофьевский концертный зал, по привычке именуемый в народе филармонией, перестал быть строительным курьезом и по праву сделался одной из культурных достопримечательностей Челябинска.
Кстати, не знаю насчет вас, а я постоянно пребываю в сомнении: как же следует правильно называть новооткрытый дворец музыки? Будучи человеком, имеющим весьма смутные представления о мире музыкального искусства, я оперу от балета еще худо-бедно отличаю, а вот филармонию вечно путаю с консерваторией. Итак, чтобы впредь не ударить в грязь лицом, когда придется в какой-нибудь культурной компании заговорить о музыке, я не поленился порыться в словаре и, так сказать, отыскать корни истины в отношении филармонии с консерваторией.
И что же выяснилось? Оказывается, это не совсем одно и то же, хотя кое-что общее у них действительно есть. Начать с того, что консерватория – это учреждение учебное, там учат быть искусными музыкантами, а филармония – заведение просветительское, там прошедшие профессиональное обучение музыканты своей деятельностью пропагандируют музыкальное искусство и приобщают к нему народ.
Вот оно что! Значит, в консерваторию мне точно дорога не лежит: поздно уже учиться музыке, да и ни к чему, а вот в филармонию заглянуть, наверное, стоит, ибо просвещаться, пусть даже в сугубо музыкальном плане, никогда не поздно. Так что разница между двумя словами, как видите, есть.
Но и это еще не всё! Самое удивительно – это рассмотрение тех корней, которые лежат в основе двух хорошо знакомых нам отныне музыкальных терминов. Знаете, от чего произошло слово «консерватория»? От итальянского корня conservatorio, означавшего (вы только вдумайтесь) ни больше ни меньше как приют для сирот и беспризорных, где малых деток обучали ремеслам, в том числе и музыкальным, чтобы они могли в последующей жизни сами добыть себе кусок хлеба. Такое обучение было для многих из них поистине спасительным и вполне оправдывало латинский корень servo (что значит спасать, охранять), от которого и произошли итальянские консерватории. Ну а приставка con означала вместе, – то есть только совместным трудом можно устраивать концерты для публики. Так что музыка может быть не только развлечением, но и коллективным спасением от жизненных невзгод.
А вот у слова «филармония» корни не латинские, а еще более древние – греческие, и какие корни! Phileo – самый лучший и самый важный глагол в жизни: любить, а harmonia в переводе не нуждается – это и есть то искомое состояние уравновешенности, стройности и размеренности, которое способна дать душе только любовь. Хорошие, очень правильные корни у филармонии! Непременно посетите ее – и, если можете, то не в одиночестве, а с любимым человеком. Вот тогда, весьма вероятно, ваша жизнь достигнет действительно полной гармонии и счастья. Тогда-то вам и самим захочется петь, и музыкальное филармоническое просвещение окажется очень даже созвучным вашей душе.
Не считайте это за рекламу – настоящее искусство ни в какой рекламе не нуждается. И давайте подведем итог нашему сегодняшнему общению – итог если уж не музыкальный, то, по крайней мере, ритмический. Итак, настройтесь на мелодию стихотворных строк…
Жизнь беспрерывно оглушает,
И уши хочется спасать.
Однако всё же не мешает
Гармонию в ней поискать.
Уж вы поверьте (и проверьте!),
Что есть всесильная, как страсть,
В филармоническом концерте
Гармонии высокой власть.
Судьба сумбурна, но порою
И нам удастся, может быть,
Филармонической игрою
Души смятенье излечить.
Гармонией, мечтой, любовью
Живем и дышим мы опять.
Залог душевного здоровья –
Способность музыку понять.
Но всё же лучше – на просторе
Побыть немного в тишине
Вдали от всех консерваторий
С возлюбленной наедине.
Где живет классическая музыка: крупнейшие концертные залы Москвы
Культурную жизнь Москвы невозможно представить без классической музыки. Ежегодно в столице проходят тысячи концертов, представлений оперы, музыкальных премьер и разнообразных акустических проектов современных композиторов. Однако чтобы прозвучать в полную силу, классика, в отличие от популярной музыки, требует не только высокого исполнительского мастерства, но и особого пространства, которое сможет вобрать в себя и передать слушателям тончайшие оттенки звука, реверберации и обертона. Mos.ru рассказывает о самых значимых исторических и современных концертных залах, в которых каждый день можно познакомиться с многовековыми музыкальными традициями.
Московская консерватория
Московская консерватория открылась в 1866 году как высшее учебное заведение. Инициаторами ее создания были Николай Рубинштейн, пианист-виртуоз и дирижер, и князь Николай Трубецкой, музыковед, меценат и председатель московского отделения Русского музыкального общества.
С 1871 года консерватория располагалась в доме княгини Екатерины Дашковой на Никитской улице (ныне Большая Никитская), построенном знаменитым зодчим Василием Баженовым. Однако количество студентов быстро росло, и в доме стало тесно. Летом 1877-го консерватория переехала в особняк князя Михаила Воронцова, а в 1895-м на месте дома Дашковой началось строительство нового здания по проекту академика архитектуры Василия Загорского. От построенного Баженовым дома Загорский оставил только фасад с центральной полуротондой. В 1898 году музыкальные занятия начались уже в новых классах.
В этом здании — в доме 13 на Большой Никитской улице — консерватория находится и сейчас. А концерты проходят в Большом, Малом и Рахманиновском залах.
Малый зал
Малый зал Московской консерватории открылся 25 октября (6 ноября) 1898 года. Открытие совпало с пятилетием со дня смерти Петра Ильича Чайковского, поэтому торжество сопровождалось его музыкой.
Изначально в зале было 500 мест. В 1980-х годах Малый зал стал камерным залом Московской филармонии и количество кресел в нем сократилось до 444. Зал и сегодня вмещает более 400 слушателей, в нем проходят камерные концерты, разнообразные вечера и фестивали, в том числе конкурс имени П.И. Чайковского — один из крупнейших молодежных музыкальных конкурсов мира.
В зале установлен орган Schuke — мощный инструмент с двумя мануалами (ручными клавиатурами), 27 регистрами и механической трактурой. Фасад органа, напоминающий ряд небоскребов, создал немецкий архитектор Фритц Левеке.
Инструмент установили в 1959 году. До этого здесь находился орган немецкого мастера Фридриха Ладегаста, который еще в 1886-м подарил консерватории Василий Хлудов — богатый промышленник и меценат, любитель музыки, прекрасный пианист и органист. Сегодня построенный Ладегастом инструмент находится в Российском национальном музее музыки и считается самым старым из действующих в России органов.
Сценическую арку Малого зала венчает портрет Николая Рубинштейна, основателя консерватории. Стены украшены лепниной с изображением музыкальных инструментов.
В разные годы в Малом зале выступали пианисты Лев Оборин и Святослав Рихтер, скрипачи Давид Ойстрах и Гидон Кремер, вокалисты Иван Козловский, Галина Вишневская и многие другие.
Большой зал
Большой зал Московской консерватории был открыт несколько позже — 7 (20) апреля 1901 года, поскольку требовалось больше времени на внутреннюю отделку. На открытии дирижировал Василий Сафонов — выдающийся музыкальный деятель, много лет руководивший консерваторией.
Зал с партером и двумя амфитеатрами, построенный по проекту Василия Загорского, украсили портреты-медальоны российских и зарубежных композиторов — Михаила Глинки, Петра Ильича Чайковского, Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена и других. Арку сцены, как и в Малом зале, увенчал барельеф Николая Рубинштейна.
В зале установили орган Аристида Кавайе-Колля — крупнейшего органного мастера Франции. На Парижской всемирной выставке в 1900 году этот орган был признан одним из лучших в мире. Его подарил консерватории Сергей фон Дервиз — предприниматель, меценат и пианист, учившийся музыке у композитора Антона Аренского.
Зал вмещает 1737 слушателей, в нем выступают лучшие солисты и коллективы мира. В советское время здесь дал свой первый концерт Госоркестр СССР (ныне Государственный академический симфонический оркестр Российской Федерации имени Е.Ф. Светланова). Кроме того, в зале проходят крупнейшие конкурсы и фестивали, например финальные прослушивания участников конкурса имени П.И. Чайковского. В 1920–1930-е в зале показывали кино, а в 1940-м проходил чемпионат СССР по шахматам.
Во время Первой мировой войны в Большом зале располагался военный госпиталь. В 1941-м, в начале Великой Отечественной, здание потеряло витраж «Святая Цецилия», существовавший с 1901 года: взрывная волна от упавшей рядом с консерваторией авиабомбы разорвала свинцовые профили и выбила его. К счастью, большинство стекол не разбилось, и работники консерватории, не покидавшие здание во время войны, собрали и сохранили осколки. В 2010 году витраж восстановили.
Рахманиновский зал
Рахманиновский зал находится в третьем учебном корпусе. Это здание, построенное неизвестным архитектором школы Матвея Казакова, в XVIII веке принадлежало боярам Колычевым. С конца XIX века в нем располагалось Синодальное училище церковного пения. В 1898 году по проекту архитектора Владимира Шера со двора к училищу пристроили концертный зал с хорами (открытыми галереями). Зал отличался оригинальным бело-голубым интерьером и хорошей акустикой.
После революции на базе синодального училища создали Московскую народную хоровую академию, которая в 1923 году стала частью дирижерско-хорового отделения консерватории. Однако в 1925-м здание занял юридический институт, позже присоединившийся к юридическому факультету Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Здание вернули консерватории только в 1979 году, еще два года занял ремонт. В 1982-м в корпусе начались занятия, а в 1983-м после реставрации открылся концертный зал. На открытии выступил пианист Святослав Рихтер. В 1986 году зал стал называться Рахманиновским, поскольку судьба Сергея Рахманинова была тесно связана с консерваторией и синодальным училищем.
Сегодня зал вмещает 246 слушателей. В нем проходит множество камерных и хоровых концертов.
Концертный зал имени П.И. Чайковского
Одному из ведущих концертных залов столицы в этом году исполнится 80 лет. Он был открыт в 1940-м и стал главной площадкой Московской филармонии. Зал рассчитан на 1505 мест, каждый год в нем проходит около 300 концертов, которые посещают более 400 тысяч слушателей.
История зала началась в 1901 году, когда французский антрепренер Шарль Омон открыл на углу Тверской улицы Театр буфф-миниатюр. В нем публике предлагали развлекательный репертуар французских кабаре. В 1912 году владельцем театра стал российский театральный деятель Игнатий Зон, он перестроил здание и переименовал его в Театр Зон. В основном здесь ставили оперетты.
В 1922 году, после революции, здание передали Государственному театру имени Всеволода Мейерхольда. В течение 10 лет знаменитый режиссер проводил в нем авангардные эксперименты с классическими и современными пьесами, используя вместо декораций сложные технические конструкции. В репертуаре были «Мистерия-буфф» Владимира Маяковского, «Великодушный рогоносец» Фернана Кроммелинка, «Лес» Александра Островского, «Ревизор» Николая Гоголя, «Рычи, Китай» Сергея Третьякова, «Горе уму» — адаптация классической комедии Александра Грибоедова и многое другое.
В 1930-е авангарду Мейерхольда стало тесно в стенах старого здания. Театр временно переехал в Постниковский пассаж, а режиссер начал разработку проекта реконструкции дома. По замыслу Мейерхольда на Триумфальной площади должен был появиться самый большой современный театр в стране, построенный в античной традиции. Внутри планировали разместить овальный зал с небольшим партером, тремя амфитеатрами и двумя ярусами балконов, а венчать конструкцию должен был огромный стеклянный потолок.
Мейерхольд привлек к проекту академика архитектуры Алексея Щусева и молодых зодчих Григория Бархина и Сергея Вахтангова. Реконструкция театра началась в 1932 году, а к 1938-му построили кирпично-бетонный каркас. Однако к этому моменту Театр имени Мейерхольда расформировали, а самого режиссера репрессировали.
Недостроенное здание передали Московской филармонии, которая превратила его в концертный зал. К 1940 году архитектор Дмитрий Чечулин завершил наружную и внутреннюю отделку в соответствии с идеями Мейерхольда. Здание оказалось меньше, чем в изначальном проекте, однако Чечулин сохранил овальную форму зала, в котором зрители располагаются полукругом к сцене. Благодаря такой организации пространства артистов отлично видно и слышно из любой точки. В глубине сцены смонтировали привезенный из ленинградского собора Святых Петра и Павла орган Walcker — лучший в стране на тот момент.
Открытие зала состоялось 12 октября 1940 года, его приурочили к 100-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Государственный оркестр СССР и ведущие музыканты страны исполнили его симфонии, фортепианные концерты, арии из опер и другие произведения.
Во время Великой Отечественной войны зал не прекращал работу. В подвале располагалось бомбоубежище, на крыше стояла зенитная установка. За четыре года войны здесь состоялось около 1,5 тысячи концертов, которые посетили более двух миллионов зрителей. В послевоенные годы, помимо исполнителей классической музыки, в зале стали выступать эстрадные артисты, актеры драматических жанров, танцевальные коллективы.
Кроме того, концертный зал стал площадкой для множества конкурсов, фестивалей и других мероприятий. В нем проходили прослушивания конкурса имени П.И. Чайковского, конкурс струнных квартетов имени Д.Д. Шостаковича, пушкинские праздники поэзии, творческие вечера советских литераторов, выступали московские оркестры и театральные труппы.
В 1959 году поврежденный во время войны орган заменили на новый инструмент Rieger-Kloss. На данный момент это один из самых больших органов в стране, у него четыре ручных мануала и 81 регистр, а внутри находится 7800 труб.
В 2000-е в зале провели несколько реконструкций. В нем заменили кресла, построили сцену-трансформер и установили электронную систему контроля акустики. Благодаря этому сюда пришла опера: поставили «Травиату» Джузеппе Верди, «Царя Эдипа» Игоря Стравинского и многое другое.
Москонцерт
Москонцерт — это не только сеть концертных залов, но и старейшее культурное учреждение Москвы, преемник Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий, созданного в 1931 году. Его артисты выступали для фронтовиков во время Великой Отечественной войны, в тылу и госпиталях. Среди них были Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Майя Кристалинская, Геннадий Белов и многие другие.
В разные годы с Москонцертом сотрудничали Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Ефим Шифрин, группа «Машина времени» и многие другие. Сегодня Москонцерт организует и проводит международный музыкальный фестиваль «Времена года», Московский международный фестиваль камерной музыки «Весна в России», Московский музыкальный фестиваль «Ты, Моцарт, бог…», фестиваль «Классика в Кускове».
Основная площадка учреждения — Москонцерт на Пушечной, расположенная в центре Москвы в неоклассическом особняке 1912 года. В течение века здание много раз меняло владельцев и назначение: в нем располагался один из театров сети Шарля Омона, затем Московский дом учителя и другие учреждения.
В Москонцерте на Пушечной три концертных зала — Бальный, Зеркальный и Театральный. По архитектуре и оформлению интерьеров все они сегодня выглядят почти так же, как в начале ХХ века. Кроме концертов классической музыки, здесь проводят эстрадные программы, литературные чтения, драматические и детские спектакли, выступления юмористов и многое другое.
Московский международный дом музыки
Дом музыки — один из ведущих современных филармонических комплексов Москвы. Его построили в 2002 году по инициативе дирижера Владимира Спивакова. Стеклянное здание на Космодамианской набережной, спроектированное группой архитекторов под руководством Юрия Гнедовского, стало центром большого архитектурного ансамбля «Красные холмы» на набережной реки Москвы.
Концертный комплекс имеет статус международного центра исполнительских искусств. Он принимает в своих залах выдающихся артистов со всего мира и знакомит слушателей с разнообразными концертными жанрами и видами исполнительского искусства — от классической музыки и джаза до театральных постановок и современных перформансов.
Дом музыки ежегодно предлагает зрителям систему абонементов. Она включает серии концертов с участием известных исполнителей, джазменов и коллективов, а также молодых талантливых музыкантов — победителей престижных международных конкурсов.
Большое внимание уделяют программе для детей. Для них проходят концерты, спектакли и образовательные программы. Интерактивные занятия знакомят малышей с миром академической музыки, джаза и золотым фондом литературной классики.
В Доме музыки четыре зала — Светлановский, камерный, Театральный и новый. Светлановский зал, рассчитанный на 1716 мест и названный в честь дирижера Евгения Светланова, облицован сибирской лиственницей, которая считается лучшим деревом для музыкальных пространств, а его акустику разрабатывали сотрудники Научно-исследовательского института строительной физики.
В зале находится орган Glatter-Götz & Klais с 86 регистрами (84 стандартными и двумя изобразительными — «соловей» и «колокольчики») и 5582 трубами. Его высота — 14 метров, ширина — 10 метров, глубина — 3,5 метра, вес — 30 тонн. Длина самой большой трубы — более 12 метров, а самой маленькой — около 10 миллиметров. Этот инструмент имеет уникальные конструктивные особенности, одна из них — горизонтальные трубы на фасаде органа, направленные раструбами вперед, шамады, видимые из зала. Они дают особенно громкий и мощный, «боевой» звук.
Светлановский зал — уникальный мультиаудийный концертный зал. Установленная в 2012 году акустическая интеллектуальная система Constellation (США) позволяет превращать его в 11 разных залов с помощью звуковых настроек для разных музыкальных жанров — симфонической музыки, камерной, хоровой, оперы, джаза, рока и других.
В Светлановском зале проходят концерты, фестивали, международные конференции, форумы и конкурсы.
Камерный зал, выполненный в стиле ар-нуво, рассчитан на 528 зрительских мест. Благодаря своим акустическим характеристикам он признан одной из лучших камерных площадок Москвы. Здесь установлен передвижной орган-позитив Glatter-Götz с одним мануалом и семью регистрами.
В Театральном зале можно проводить театральные и оперные представления, концерты, показы мод и общественные мероприятия. Такая универсальность возможна благодаря трансформируемой сцене: первые пять рядов партера легко убираются, освобождая пространство для артистов. Количество мест в зале — от 400 до 524. Фойе украшено деревянным панно скульптора Андрея Красулина, которое перекликается с большим органом Светлановского зала.
Новый зал, рассчитанный на 286 мест, открылся 9 марта 2020 года. Это не только современная репетиционная площадка для инструментальных, вокальных и театральных коллективов всех форматов, но и профессиональная студия звукозаписи. Зал также является уникальным арт-пространством для проведения концертов с трансляцией по радио и в интернете. Возможности площадки позволяют организовывать здесь театральные постановки, конференции, показы, лекции и другие мероприятия.
Разработчики концепции зала включили в проект самые современные технологические решения, такие как трансформируемая сцена, постановочное освещение, моделируемая акустика, многоканальная система звукоусиления, видеопроекционное и звукозаписывающее оборудование последнего поколения. Цифровая система активного управления звуковым пространством позволяет создавать оптимальные акустические параметры для любого коллектива и любого музыкального произведения. Система видеопроекции предназначена не только для художественно-постановочного оформления концертов и спектаклей, но и для показов кинофильмов и трансляций мероприятий онлайн.
Концертный зал «Зарядье»
Самый молодой зал классической музыки в Москве открылся в 2018 году. Вписанное в искусственный холм здание со стеклянными фасадами и тонкими линиями выглядит легким и воздушным.
Большой зал вмещает 1600 зрителей. В нем исполняют произведения классиков, музыку барокко, джаз и сочинения современных композиторов. Акустику спроектировал и лично протестировал японский инженер Ясухиса Тойота, прежде работавший над Концертным залом имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, Центром исполнительских искусств имени Ричарда Фишера в Нью-Йорке, Эльбской филармонией в Гамбурге и множеством других проектов.
Большой зал стал первым в России полноценным залом-трансформером. Ряды партера как поднимаются на высоту до 2,5 метра, так и полностью складываются, за счет чего зрительный зал превращается в ровную площадку. Первые ряды партера при необходимости трансформируются в оркестровую яму. Зал оснащен современными световыми, звуковыми и 3D-технологиями, что позволяет проводить в нем не только концерты, но и оперные представления, а также сложные проекты, сочетающие в себе разные жанры музыкальных и визуальных искусств.
Малый зал «Зарядья» рассчитан на 400 мест и предназначен для камерных концертов и спектаклей, а также образовательных программ и мультижанровых экспериментов.
В «Зарядье» нет системы абонементов: концерты, спектакли и другие события обозначаются хэштегами #зарядиськлассикой, #зарядисьоперой, #зарядисьджазом, #зарядисьновым и другим. Зрители могут самостоятельно составить культурную программу из нескольких мероприятий и получить скидку на билеты.
С момента открытия в зале ежедневно выступают ведущие российские и зарубежные исполнители и коллективы: Государственный оркестр имени Е.Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Симфонический оркестр Мариинского театра, Национальный филармонический оркестр России, джазовый оркестр амстердамского зала «Концертгебау», коллектив Sound Up и многие другие.
В феврале 2020 года в зале установили орган Muhleisen — самый большой концертный орган в Москве. У него две консоли — стационарная и мобильная, 85 регистров и 5872 трубы. Директор и ведущий мастер органостроительной компании Патрик Арманд органично вписал инструмент в общую архитектуру зала: основная часть органа спрятана за непроницаемой шторой, а на фасаде видны только огромные трубы нижних регистров, по форме продолжающие волну боковых балконов. Органные концерты в «Зарядье» будут проходить каждый месяц.