Тьютор что это или кто это
Тьютер — кто это и чем он занимается?
В России это слово практически не использовалось до последнего времени, но это не значит, что функции тьютора никто не выполнял: гувернеры в богатых семьях или монастырские наставники в дореволюционной России; репетиторы, существовавшие во все времена — всех этих людей в той или иной степени можно назвать тьюторами. Разберемся, в чем специфика профессии тьюторов, где они трудятся и как ими стать.
Кто такой тьютер
Источник фото freepik
Наставник, опекун. Именно так переводится слово tutor с английского языка. В обязанности этого специалиста входит помощь ребенку в поиске своего места в жизни (звучит пафосно, но, по сути, так и есть).
Тьютор курирует развитие одновременно 5-6 своих подопечных, которых ведет много лет — зачастую с их раннего детства и до самого выпуска. За это время тьютер устанавливает не только доверительные, но и очень эффективные отношения с ребенком, что позволяет им совместно выработать индивидуальную программу обучения с учетом всех особенностей ребенка — физических, интеллектуальных, психологических.
С кем занимаются тьюторы
В обществе часто неправильно воспринимают функции тьютора — как помощника в обучении ребенка с особенностями развития в инклюзивной школе или детском саду. Безусловно, детей с ограниченными возможностями здоровья нужно курировать, — и эту функцию часто выполняют тьюторы, — но на деле область их деятельности значительно шире.
Тьюторы могут и должны заниматься не только с отстающими, но и, наоборот, с талантливыми детьми, для которых стандартная программа настолько проста, что они теряют к ней интерес, что может негативно сказаться на всей их судьбе в дальнейшем. В этом случае для учащегося разрабатывается программа, учитывающая его способности.
Бывают и дети, которым сложно находить общий язык со сверстниками или педагогами, и это тоже влияет на процесс обучения. Помощь тьютора, выработанная им совместно с ребенком тактика поведения должны снять проблему.
Но и это еще не все. В идеале тьюторство — это в первую очередь сопровождение индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения. Такая программа нужна любому ребенку, в том числе тому, который не испытывает проблем с учебой.
Именно тьютор должен помочь учащемуся оценить свои способности, понять свои интересы, вычислить «плюсы» и «минусы» и на основании всего этого построить такую программу обучения, которая будет интересна и комфортна именно для этого человека и даст максимальные результаты в его дальнейшей жизни.
Особенности работы тьютора в детском саду
В системе дошкольного образования деятельность тьютора традиционно связывают с инклюзивным образованием, т. е. с помощью «особым» детям. В этом случае нужно разделять тьютора и сопровождающего ребенка.
Сопровождение ребенка направлено в основном на помощь в выполнении чисто технических моментов (одевание, еда, самообслуживание, гигиенические навыки и так далее) и его может выполнять и неквалифицированный специалист — в том числе родители ребенка, его близкие, студенты.
Тьютор обязательно должен иметь профильное образование, обладать необходимыми знаниями и навыками. Его цель — помочь успешному включению ребенка с особенностями развития в образовательную среду детского сада.
Основными задачами тьютора в детском саду, таким образом, становятся:
Тьютор в своей работе должен действовать заодно с родителями ребенка и воспитателем — обмениваться наблюдениями, фиксировать положительные или отрицательные изменения в поведении и состоянии ребенка, корректировать свою работу и образовательную программу в соответствии с ними.
Обычно все связанное с состоянием и развитием ребенка фиксируется тьютором в дневнике наблюдений и диагностических картах.
Основным результатом работы тьютора в детском саду является адаптация ребенка к жизни в коллективе, приведение его к такому состоянию, когда он сам осознает свои умения и особенности, знает, как пользоваться своими сильными сторонами и учитывать слабости; имеет интеллектуальное развитие соответствующее возрасту — то есть готов к школе.
Тьютор в средней школе
Источник фото ArthurHidden/freepik
В системе среднего образование с работой тьюторов знакомы, в основном, в инклюзивных школах, учреждениях для одаренных детей и инновационных учебных заведениях. Также тьюторы работают с детьми, находящимися на домашнем обучении.
Считается, что этими случаями необходимость в составлении индивидуальных планов обучения и развития для школьников ограничивается. Это неправильно и несправедливо. И в обычной школе все дети разные, и каждому из них совсем не помешает наставник, который поможет им осознать и раскрыть свои таланты, направит его развитие по пути наибольшей эффективности. Особенно это актуально для старшеклассников, стоящих перед ответственным выбором будущей профессии.
Кроме того, тьютор в школе:
И именно тут возникает главная сложность. В инновационной, коррекционной школе или на домашнем обучении индивидуализация программ обучения обусловлена самой системой, — а что делать в обычной школе, где все учащиеся должны пройти определенную программу и сдать стандартные тесты? Готовы ли школы к тому, чтобы повсеместно вводить тьюторов, а значит, и индивидуализировать образование для каждого ребенка?
Однозначного ответа на эти вопросы пока нет. Но есть понимание того, что российское образование постепенно уходит от «уравниловки» и настраивается на построение системы открытого образовательного пространства, для чего: расширяет число направлений обучения и контингент обучающихся; разрабатывает новые образовательные технологии; выстраивает межпредметные связи.
Именно в этой системе — не ограниченной жестко единой для всех учебной программой, а построенной с учетом различных образовательных запросов, — индивидуализированные программы обучения наиболее востребованы. Это мировая практика, и нам от нее не уйти.
Как стать тьютором
Итак, мы поняли, что профессия тьютора уже востребована во многих учебных заведениях, и в ближайшие годы приобретет еще большую популярность. Но где и как можно пройти профессиональное обучение на тьютора?
В отличие от иностранных вузов, традиционно включающих обучение тьюторов в свои программы, в России готовить этих специалистов стали совсем недавно.
Обязательным для тьютора является наличие не только высшего профильного (педагогического) образования, но и дополнительного профессионального образования по направлению профессиональной деятельности в образовательной организации (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н).
Также одним из требований к квалификации тьютора является стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Возможность получения степени бакалавра по профилю «тьютор» представлена в России не так широко — такая программа есть в Сибирском федеральном университете и Российском государственном педагогическом университете им. Герцена. Некоторый опыт внедрения в университеты программ тьюторского бакалавриата существует в Якутии — там изучается специфика деятельности тьюторов в кочевой школе.
Магистерские программы тьторского образования также предоставляют всего несколько вузов: тот же МГПУ, Пермский госуниверситет, Дальневосточный федеральный университет и Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.
Поэтому наилучшей возможностью для получения профессии тьютора может стать программы профессиональной переподготовки. Обучение на курсах тьюторам предлагают многие педагогические вузы, и пройти их можно как очно, так и очно-заочно. Помимо того, в некоторых учебных центрах курсы переподготовки тьюторов можно пройти дистанционно. Время обучения зависит от конкретной программы, но обычно оно достаточно длительное — более 200 часов. В основном курсы переподготовки для тьюторов в образовании подразумевают дистанционное обучение.
Курсами повышения квалификации могут воспользоваться только те, кто уже имеет высшее образование. Для поступления необходимо предоставить документ об образовании или (для студентов) — справку с места учебы. Но принимаются только лица старше 18 лет.
При выборе программы переподготовки тьютора необходимо исходить из собственных возможностей и планов (т. к. программы рассчитаны на разное время, имеют различные направления — например, работа с детьми с РАС, одаренными детьми. сопровождение инвалидов), однако специалисты советуют обратить внимание на курсы, предоставляющие возможность получить не только теоретические, но и практические знания, то есть включают интерактив, лабораторную и аналитическую работу.
Может ли родитель быть тьютором своего ребенка
Часто родители детей с особенностями развития выражают желание устроиться тьютором, чтобы сопровождать своего ребенка в процессе обучения. Эксперты считают, что это не лучший вариант и для ребенка, и для родителя. Родители для этого должны иметь соответствующее образование и пройти дополнительные курсы — без соответствующей квалификации привлекаться к работе они не должны; а ребенку совсем не полезно замыкаться в общении только на членов своей семьи. Однако как временная мера такой вариант может рассматриваться. В крайнем случае родители могут работать помощниками тьютора или сопровождающими.
Для работы с детьми в инклюзивных и коррекционных школах могут потребоваться медицинское образование или специальные навыки — такие, например, как владение языком жестов или психологическая практика.
Необходимо отметить, что тьюторство в России постоянно развивается, и как достаточно новое явление постоянно требует от специалистов активного обмена опытом. Эту роль выполняют вебинары, конференции и другие мероприятия сообщества.
Особенности профессии, доходы и перспективы
Источник фото lookstudio/freepik
Тем, кто хочет связать свою жизнь с тьюторством, нужно понимать, что эта профессия непростая. Помимо профессиональных знаний, тьютор должен обладать рядом психологических качеств: ответственностью, дисциплинированностью, коммуникабельностью, организаторскими способностями и даже ораторским талантом. Но главное, что необходимо для того, чтобы успешно справляться с обязанностями тьютора, — это искренняя любовь к детям, без которой невозможно создать атмосферу доверия и взаимопонимания между учеником и его наставником.
Хочется добавить, что профессия тьютора находится в списке профессий будущего, а недостаток специалистов компенсируется сейчас заработной платой.
По статистике, средняя зарплата тьютора в Москве может достигать 100 тысяч рублей, в провинции — традиционно ниже. Но нужно понимать, что доход сильно зависит не только от региона, но и от статуса учебного заведения, его формы собственности и других факторов. В любом случае тьютор получает больше, чем педагог.
Кроме того, обладая уникальными знаниями и умениями, он может построить собственный бизнес: заняться репетиторством, индивидуальным предпринимательством или даже открыть собственную школу или учебный центр.
Кто такой тьютор и какие у него обязанности
В странах СНГ тьюторство – относительно новый вид педагогики. Далеко не все родители знают, кто такой тьютор, хоть и существует немало сфер, где эта профессия применима: детские садики, ВУЗы, школы и работа с детьми, имеющими особенности здоровья. Оказание услуг может быть инклюзивным и дистанционным. Необходим ли тьютор всем детям, чем конкретно он занимается, и кто может стать ним?
Кто такой тьютор и чем он занимается
Пример: малыш, переходящий из детского садика и школу. Ему сложно понять, в чем заключаются изменения, но учителя практически сразу ждут от него усидчивости, полного послушания и т.д. Большинство педагогов рассчитывает на появление у ученика внутренней мотивации к обретению знаний. Такая мотивация обычно построена на личных желаниях и определенности ребенка, которому нужно четко понимать цель обучения. Это не всегда появляется «само по себе», и тут на помощь приходит тьютор.
Другой пример: ребенок вынужден перейти в другую школу. Чтобы обучение проходило эффективно, ему нужно разобраться в нюансах нового места: как здесь все устроено, какие есть новые возможности и ограничения. Важно в быстрые сроки «перестроиться», подкорректировать поведение, привычки, внести изменения в образовательную стратегию. Тьютор – это профессионал, помогающий в таком переходе.
В задачи специалиста входит и работа с детьми, имеющими особенности здоровья или особые потребности в период обучения. Нередко они работают с ребятами, больными аутизмом или ДЦП, и эффективность такой поддержки не единожды доказана практикой.
Кто может быть тьютором
Профессия тьютора набирает популярность: соответствующих курсов немало. Освоить специальность может почти кто угодно, независимо от пола и возраста.
Кто обычно посещает подобные курсы:
С некоторых пор должность закреплена российскими нормативными актами. Обязанности тьютора: сопровождение детей в реализации индивидуальных программ в образовательной сфере. Имеется множество методических подходов, помогающих тьютору в организации деятельности.
Хотите заниматься тьюторством в школе? Требуемые качества: терпеливость, коммуникабельность, умение расположить человека и необходимые для должности навыки. Сертификата тьютора для успешной работы с детьми будет недостаточно: потребуется большая затрата энергии, времени, сил. Полагаете, что справитесь? Ищите подходящие курсы.
Функции и обязанности данной профессии
Обязанности, входящие в непосредственную деятельность тьютора:
Тьюторы в образовании
Тьютор для ребенка
Родители детей, имеющих некие отклонения в здоровье (аутизм, ДЦП, любые другие формы инвалидности) все чаще пользуются услугами тьюторов. Несмотря на существование положительных примеров обучения «особых» детей в общеобразовательных школах, зачастую ребенок-инвалид все же сталкивается с рядом проблем, ведь система образования и общества пока не готова полностью соответствовать его потребностям. В этом случае участие тьютора становится особенно актуальным, ведь он может присутствовать с ребенком на занятиях, помогать ему в адаптации к школьным условиям. К слову, часто к помощи специалистов прибегают не только болеющие дети, но и высокоодаренные. Их схожесть в том, что они нуждаются в индивидуальном плане развития и образовательного процесса, помогающего максимально реализовать потенциал.
Многие родители детей с инвалидностью согласятся с тем, что помещение таких ребят в обычную среду порой становится опасным экспериментом. В России и прочих странах СНГ в обычных образовательных учреждениях пока не созданы все условия для инвалидов, и неудобства обеспечены не только ребенку, но и окружающим. В этом случае тьютор становится своеобразным посредником. Сопровождение такого человека обычно наилучшим образом сказывается на адаптации и уровне образования ребенка.
Тьютор в школе
Во многих школах тьюторством уже никого не удивишь. Специалист не воспринимается здесь как нянька, а является наставником и сопровождающим учеников. Он помогает детям обрести собственное место в жизни и понять, чего им хотелось в будущем, раскрыть таланты, скрытые способности. Также важно понимать, что тьютор не является учителем и никаким школьным предметам не обучает. Психологом его тоже не называть – для этих целей имеется настоящий психолог, несущий ответственность за психологическое здоровье всех учащихся. Попросту говоря, он не работает сразу со всей школой или классом. Обычно он тесно контактирует с 4-7 учениками, курируя их на протяжении нескольких лет учебы – иногда и с первого до выпускного класса.
Естественно, каждый ребенок индивидуален и требует соответствующего подхода. Каждый из них нуждается в человеке, помогающем в раскрытии скрытых талантов и направляющем его способности в нужном ключе, вырабатывая комфортную индивидуальную образовательную программу.
Особое значение это имеет для учащихся старших классов, когда немало актуальна тема о выборе дальнейшей сферы деятельности. Проявляя интерес к талантам и способностям школьника, тьютор сумеет понять, какими интересами тот живет, и что ему будет интересно в будущем. Безусловно, речь не идет о настойчивых требованиях со стороны специалиста – ученику лишь предлагается рассмотреть тот или иной вектор развития. Также школьник получает ценные советы в установлении контактов со сверстниками, учит осознанно относиться к своим действиям и безболезненно решать конфликты. Каждый родитель или опекун сам решает, насколько необходимо участие специалиста в развитии и становлении школьника.
Помогает, но не психолог, сопровождает, но не коуч: кто такой тьютор и зачем он нужен
Тьютор — как много в этом слове. И каких только определений на просторе Интернета не встретишь. Тьютор — явление в российском образовании пока непривычное и для многих новое. Так почему же не обсудить его в статье?
Друзья, тьютор — это человек, который курирует процесс обучения. Он лично ведет обучающегося по всем темам программы, помогает разбираться с заданиями и готовит к экзаменам. Кто-то считает, что тьюторство возникло одновременно с онлайн-образованием, но это вовсе не так.
Термин ввели еще в 14 веке британские университеты, называя тьюторами тех, кто следил за дисциплиной и посещением занятий. Позже, примерно в 18 веке, тьюторы Оксфорда и Кембриджа начали делать то, что делают до сих пор — советовать курсы для обучения, составлять план занятий, помогать готовиться к итоговым тестированиям.
И вроде бы деятельность тьютора прозрачна и ясна, но многие все-таки путаются, называя их то репетиторами или учителями, то психологами или коучами. Давайте разберемся, чем же они различаются.
Смотрите, задача преподавателя — обеспечить усвоение образовательной программы. Донести материал до студента так, чтобы он его запомнил и мог применить на практике. Он ответственный за составление программы обучения и за методы, которые он использует в преподавании.
А тьютор смотрит намного глубже, он помогает обучающемуся ответить на такие важные вопросы как:
Иначе говоря, тьютор работает со смыслом обучения. И это ни в коем случае не замена преподавателя: это деятельность на стыке педагогики и психологии.
Хотя в методах их работы можно найти что-то общее. Тьюторы активно пользуются психологическими тестами для проведения диагностики, могут общаться с помощью особых вопросов, которые помогают человеку самому прийти к ответам на волнующие вопросы. При этом тьютор не решает за ученика, а лишь направляет его.
Да, он, как и психолог, относится к подопечному без оценки. Но он всегда готов дать совет о том, как и чему можно поучиться, что происходит на рынке труда и т.д. Он может выслушать студента и на основе его интересов предложить попробовать себя в каком-то новом деле. Может помочь разрешить возможные конфликты с преподавателем.
Несмотря на то, что тьютор занимается сопровождением, назвать его коучем тоже не совсем правильно. Коучи работают с конкретной целью: развивают сильные стороны своих подопечных, ищут более эффективные и быстрые способы достижения конкретного результата.
Главная задача коуча – повысить КПД ученика и быстро привести его к успеху. Не просто же так слово «Coach» переводится как «повозка», т.е. способ передвижения от пункта к пункту: от цели до результата.
Да и по-русски коучей часто называют тренерами успеха. А вот задача тьютора — поддерживать интерес студента к процессу обучения, помогать ему сохранить мотивацию и концентрацию. Сформировать собственный осознанный запрос и объяснить, что каждое действие и бездействие имеет последствия.
Ответ простой: люди стали более осознанными.
Да, вы уже можете начинать писать гневные комментарии и искрометно шутить про то, как это слово вызывает у вас аллергическую реакцию. Но с каких пор знать, зачем ты совершаешь то или иное действие, стало позорным?
Идти учиться не из-за того, что родители заставили, а потому что четко знаете, где и как примените знания. Строить стратегию обучения, а не скупать курсы, которые после оплаты никогда не будут открыты. Не терять мотивацию в процессе образования, а плавно двигаться к намеченным целям.
Ну и не забываем, что от работы с тьютором студенты приобретают немало приятных бонусов. Например:
Развитие гибких навыков. Общение с компетентным и заинтересованным в вашем успехе человеком помогает развивать самоанализ, эмоциональный интеллект и даже тайм-менеджмент. А гибкие навыки, по результатам исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, составляют 85% успеха человека в его карьере.
Дисциплина. Конечно, тьютор не будет ругать вас за невыполненное задание. Но с помощью особых техник он всегда сможет помочь вам выявить настоящую причину прокрастинации и порекомендовать методы для избавления от нее. А еще научит вас правильно распределять учебную нагрузку так, чтобы всегда оставалось время и на отдых, и на выполнение домашней работы.
Адаптация. Сейчас почти вся страна познала прелести дистанционного обучения, при этом привыкнуть к такому формату смогли не все. Кто-то не может настроиться на образовательный процесс, кто-то потерял мотивацию, а кому-то просто не хватает взаимодействия с людьми. С этим всем прекрасно помогает тьютор.
Так что тьюторы — это прекрасные люди, которые помогают ученикам не сбиться с пути, сохранить ментальное здоровье в процесс образования и впитывать новые знания с удовольствием, а не как манную кашу с комочками.
Друзья, а вы уже сталкивались с тьюторами во время обучений? Как считаете, чем был бы такой человек полезен именно для вас?
Кто такой тьютор и чем он занимается
О сути профессии — от первого лица.
Максим Буланов — практикующий тьютор, автор Telegram-канала «Бездетный тьютор», преподаватель МГПУ и НИУ ВШЭ. Окончил Московский педагогический государственный университет: бакалавриат по направлению «Филология» и магистратуру по направлению «Тьюторство в сфере образования».
Тьютор помогает людям найти образовательную траекторию и составить план обучения. В частных школах и даже в некоторых университетах стали появляться штатные тьюторы, но некоторые предпочитают работать как фрилансеры.
Мы поговорили об основных задачах, рабочем процессе и перспективах развития профессии с одним из её представителей.
Журналист. Пишет статьи об образовании. Интересуется наукой и классической литературой. Любит брать интервью.
Первые шаги в профессии
Первый опыт работы тьютором у меня был ещё в магистратуре, во время практики. Затем я попробовал устроиться тьютором в один из московских лицеев, где на тот момент преподавал русский язык и литературу, но не получилось — у школы не было интереса. Тогда принял решение завершить учительскую карьеру, стать репетитором и частным тьютором.
Сделал себе сайт в интернете, завёл страницы в Facebook и во «ВКонтакте». Долго думал над названием проекта. В итоге решил просто к своему имени добавить слово «тьютор», чтобы люди начали меня с этим ассоциировать. Ссылку на эту страницу вместе с описанием своих предложений я отправил базе всех учеников, которые у меня были (порядка трёхсот человек). Так я получил первые заказы: репетиторство по русскому языку, написание сочинений, а затем и тьюторство.
Параллельно я сотрудничал с Центром творческих инициатив «Перспектива». Там мы делали профориентационную программу «Программа А». Я помогал коллегам переформатировать образовательную среду и был тьютором: оформлял с кураторами из индустрии (IT, архитектура, искусство) учебные программы — сейчас это назвали бы педдизайном, писал методические рекомендации, чтобы в программах нашлось место не только лекциям или мастер-классам, но и рефлексии учащихся, сессиям по обсуждению процесса учёбы или работы над проектом, пробы. Также присутствовал на занятиях в «Перспективе», помогал их проводить, а на выездах и визитах в разные места сопровождал группу и как наблюдатель, и как тьютор — после выездов мы обсуждали с детьми, кто что увидел, понял, приметил.
Вообще, тьютор — живой элемент образовательной среды. Тьютору-фрилансеру сложнее: ему нужно определять область своей специализации и грамотно сообщать об этом людям. У него в ресурсной карте есть десятки городских и медиаресурсов, но нет рычагов влияния, чтобы решить проблему ученика в образовательной организации.
А штатный сотрудник — это член команды. Он может влиять на проектирование образовательной среды и правил игры. То есть штатный тьютор — посредник между системой и учениками, и это очень полезная роль.
Как проходит рабочий день тьютора-фрилансера
Я работаю с подростками от 12 лет, студентами и взрослыми. С некоторыми клиентами мы ведём долгосрочную работу, а некоторым достаточно пяти-шести консультаций. Чаще всего мы проводим несколько встреч, делаем перерыв, а потом люди возвращаются обсудить, как развилась их история. Одновременно я веду в среднем по пять человек, мне так комфортно.
Рабочий день я начинаю примерно в 10-11 утра. У меня есть проекты, помимо консультационной работы, и я устаю от командных коммуникаций с людьми по разным проектам, поэтому стараюсь минимизировать звонки в пользу работы лицом к лицу (офлайн). Я могу полтора часа готовиться к сессии с клиентом, читать литературу, пересматривать прошлые разговоры и анализировать их. Рутины у меня нет. В день я ставлю максимум две консультации. Не забываю, что в расписании должно быть время и для себя — на встречи с друзьями, отдых.
В чём заключается работа тьютора
Перед началом работы с клиентом мы договариваемся об условиях, ожиданиях и формате. После первой встречи я делаю визуальный конспект истории и запроса клиента и прошу его отредактировать. Благодаря этому человек понимает, на что он хочет сделать упор, и мы начинаем работу. Я должен удостовериться, что мой подопечный уверен в том, что предпринимает в области своего образования и развития. В конце мы возвращаемся к запросу и проверяем, оправдались ли ожидания, какой путь человек проделал и какие изменения у него произошли.
Люди приходят с разными запросами. Задача тьютора — организовать и поддержать размышление подопечного над его же образовательной ситуацией. Таким образом, в сопровождении выделяют несколько тактов: формирование запроса, проектирование маршрутов решения, проба решения, коррекция программы.
Я не всегда придерживаюсь такой схемы — иногда клиент приходит со свежей ситуацией, когда что-то изменилось в жизни и надо реагировать. Или в свете новых событий старый запрос становится уже неактуальным. Я помогаю человеку это отследить и обрести уверенность, что изменения происходят по его воле.
Приведу пример: человек переехал из одной страны в другую и рассматривает обучение в магистратуре как способ социализации. Мы проверяем, действительно ли магистратура — единственный вариант для решения этой задачи. А что человек до этого изучал и делал и куда будет двигаться, если выберет ту или иную программу?
Другой пример: клиент прошёл за два года порядка 40 курсов и тренингов в различных форматах и просит помощи с тем, чтобы сделать этот процесс более осмысленным. Для этого мы согласуем видение будущего — какую работу он хочет, какие навыки у него есть сейчас и какие ему нужны для желанной работы, какие дефициты есть и с помощью чего их можно закрыть.
С подростками я сейчас работаю уже меньше, чем раньше. Среди моих клиентов есть, например, двенадцатилетний мальчик, я помогаю ему сформировать умение самостоятельно управлять временем и учёбой.
На мой взгляд, главные качества тьютора — справедливое отношение, последовательность в словах и действиях, гибкость и способность учиться. В тот момент, когда ты скажешь, что ты уже всё знаешь, можно уходить из профессии.
Самое интересное и самое сложное в профессии
Для меня самое интересное в тьюторстве — возможность работать с людьми. Зная различные приёмы и техники сопровождения, тьютор может спроектировать сцену, где развернутся истории клиента и он поймёт вместе с тьютором, в какой образовательной ситуации находится, какие вопросы ему сейчас хочется или нужно решать. Работая с тьюторантом индивидуально, я могу вникнуть в его проблему или запрос и как минимум поделиться своей энергией, чтобы он мог справиться со своей ситуацией, то есть принять какое-то решение о своём образовании, увидеть свою образовательную историю и себя в ней.
Самое сложное в этой профессии — понять, каким образом делиться своей энергией с тем или иным клиентом. Каждый раз, когда я начинаю взаимодействовать с новым тьюторантом, нужно выстраивать отношения с нуля. Это как встряхнуть перед очередным использованием ртутный градусник, чтобы он показал правильную температуру. Нужно избавляться от следов прошлых или параллельно действующих контрактов. Понимать, что с какими-то людьми конкретные приёмы эффективны, а с другими они вообще не сработают. И может так оказаться, что у меня в «загашнике» вообще нет приёма, который подошёл бы конкретному человеку, потому что у него какой-то другой способ познания — и мне надо понять, в чём он.
Профессиональные неудачи
Был один провальный случай. Я работал с девочкой из своей школы. Сначала занимался с ней как репетитор, а потом как тьютор. Ей нужно было выбрать, в какой профиль идти после восьмого класса.
Проблема заключалась в том, что каждую неделю мы касались какой-то области её интересов и придумывали, как исследовать эту область, но на следующую сессию она приходила, как будто «обнулившись» после общения с семьёй, и нужно было начинать работу с чистого листа.
В итоге в конце учебного года её родители сказали: «Спасибо, было интересно, но на этом мы закончим и теперь будем готовиться к экзаменам». Хотя наша работа ещё не была завершена. Когда я пришёл на выпускной через пару лет, мама этой девочки сказала мне, что им не надо было тогда прекращать работу, потому что девочка по-прежнему в неопределённости. Люди признали, что можно было что-то сделать, а я в силу разных причин не смог тогда донести до них важность продолжать. Недокрутил историю.
Перспективы развития профессии
Я планирую двигаться дальше в науку. Я учился в аспирантуре, но тогда не совсем верил в ту тему, которую исследовал. Сейчас я изучаю образовательный потенциал городской среды, и мне по-тьюторски это очень близко: это смесь урбанистики, антропологии, психологии и средового подхода к жизни человека в городе — и всё это можно изучать в контексте образования.
Что касается развития самой профессии тьютора, то в последние десять лет я вижу сильный рост интереса к ней: люди говорят об этом, делают выпуски на радио, появляется больше обучающих программ. Университеты внедряют тьюторство в свою среду, создаются тьюторские службы в образовательных онлайн-проектах. Цикл формирования профессии ещё продолжается. Она «вышла» из кабинетов исследователей и попала в бизнес, где практики больше, а процессы её осмысления быстрее. Надеюсь, что вслед за этим начнёт формироваться и устойчивый спрос на тьюторские услуги на рынке.