Фгуп и фгбу в чем разница таблица
Бюджетное учреждение. ФГБУ, ГБУ, МБУ
Территориальное или федеральное государственное бюджетное учреждение представляет собой некоммерческую организацию. Она может оказывать разного рода услуги по гос. заданию. Финансирование деятельности учреждения осуществляется из средств соответствующего бюджета на основании сметы.
Некоммерческие организации
Согласно ст. 116-123 ГК виды таких объединений различаются по:
В качестве одной из форм некоммерческой организации может выступать учреждение, сформированное собственником для выполнения общественно полезных задач. Оно может создаваться юрлицом или гражданином, РФ, регионом, МО. На территории страны в последние годы стали активно возникать частные (негосударственные) образовательные дошкольные учреждения. Они создаются физическими и юрлицами и частично компенсируют отсутствие нужного числа муниципальных ДОУ. Рассмотрим далее, что собой представляют бюджетные учреждения.
Общая характеристика
Территориальное или федеральное государственное бюджетное учреждение не имеющие в качестве основной цели своей работы извлечение прибыли и не распределяющие полученные средства между участниками. Такая организация может осуществлять коммерческую деятельность, соответствующую цели, ради которой она создана. Бюджетное учреждение формируется без ограничений продолжительности своей работы, если другое не предусматривается в учредительной документации (уставе).
Особенности формирования
Бюджетное учреждение может создаваться Российской Федерацией, ее субъектом или МО. В качестве учредителей выступают органы госвласти, исполнительные структуры регионов или местного самоуправления. Государственное бюджетное учреждение не может отчуждать либо другим способом распоряжаться имуществом, которое закрепляется за ним собственником или приобретается за счет выделенных ему средств. Финансирование организации осуществляется полностью или частично ее владельцем.
Признаки
Территориальное (государственное) бюджетное учреждение имеет единственного собственника. В качестве него может выступать:
В первом случае создается федеральное бюджетное учреждение. В качестве цели формирования организации выступает осуществление социально-культурных, управленческих либо иных общественно-полезных некоммерческих функций. Бюджетное учреждение отвечает по собственным обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. В случае недостаточности объема источников, субсидиарная ответственность налагается на собственника имущества. В качестве учредительного документа организации выступает устав. Предприятие обязано каждый год публиковать отчеты по использованию вверенного ему имущества. Основным финансовым планом является смета расходов и доходов.
Выводы
Основываясь на приведенных выше признаках, можно отметить, что бюджетное учреждение:
Особенности финансирования
Как выше было сказано, средства на обеспечение деятельности поступают из соответствующего бюджета. Это зависит от того уровня, на котором создается организация. Так, например муниципальное бюджетное учреждение финансируется средствами местного фонда. Однако при рассмотрении этого вопроса следует учитывать один нюанс. Само по себе поступление таких средств еще не указывает на то, что учреждение является бюджетным. Финансирование из таких фондов предусмотрено и для других организаций, в том числе и коммерческих. Оно осуществляется в различных формах. Например, это может быть закупка продукции для удовлетворения государственных (территориальных) нужд, предоставление субсидий, дотаций, субвенций и прочего.
Требования и контроль
Классификация
Среди основных видов бюджетных организаций следует выделить:
Классификация организаций может проводиться по различным признакам. В зависимости от исполняемых функций (то есть, по роду своей деятельности), выделяют государственные учреждения, финансируемые в соответствии с разделами бюджетной классификации. В их числе:
В зависимости от источников финансирования, выделяют учреждения, получающие средства из федерального, регионального или местного бюджетов. Как выше было сказано, организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Например, высшее государственное бюджетное образовательное учреждение вправе оказывать платные услуги по обучению студентов на заочной форме. В зависимости от источников формирования доходов, выделяют, таким образом, организации:
Дополнительные услуги
Бюджетные учреждения образования, культуры, спорта и так далее, оказывают общественно-полезные услуги, выступающие как основная их деятельность. Она, в свою очередь, в обязательном порядке указывается в учредительной документации. Их деятельность осуществляется согласно заданию, от которого они не могут отказаться. Финансирование работы производится путем предоставления субсидий. Эти доходы относятся к целевым средствам финансирования, не включенным в базу по исчислению налога на прибыль. Сверх определенного задания, в случаях, предусмотренных в ФЗ, в рамках задания организация может оказывать услуги, выполнять работу, соответствующие ее основной деятельности, за плату на одинаковых условиях для всех. Так, бюджетное учреждение здравоохранения может осуществлять определенные медицинские процедуры, взимая за них деньги с пациентов. Организация также может осуществлять иные, кроме основной, виды деятельности только постольку, поскольку это будет выступать методом достижения целей, для которых она сформирована. В этом случае ключевым условием является указание на дополнительные услуги в учредительной документации. Иные, кроме основной, виды деятельности, например, может осуществлять бюджетное профессиональное образовательное учреждение посредством введения в программу вспомогательных платных курсов.
Налогообложение
Прибыль, полученная от дополнительной платной деятельности, а также имущество, приобретенное за счет нее, поступает в самостоятельное распоряжение организации. Данное положение установлено в ст. 298, п. 3 ГК. Бюджетное образовательное учреждение, получающее доход от оплачиваемых услуг, должны осуществлять отчисления с прибыли в установленном законодательством порядке. Им надлежит производить только авансовые квартальные платежи по указанному налогу. В установленном порядке уплачивается НДС от оказанных платных услуг, в том числе от аренды. Бюджетное образовательное учреждение, как и прочее, отчисляет пошлину за использование в наименовании «РФ» при регистрации учредительной документации, земельный сбор и налог на имущество.
Ограничения
Государственное бюджетное образовательное учреждение, равно как и прочее, оказывающее общественно-полезные дополнительные платные услуги, не может использовать упрощенный спецрежим обложения. Данный запрет устанавливается ст. 346.12, п. 3, пп. 17 НК. Также организации не уплачивают ЕСН. Это положение предусмотрено в ст. 346.2, п. 6, пп. 4 НК.
Автономные организации
Они также относятся к категории некоммерческих. Автономными называют такие учреждения, которые создаются регионом, РФ или МО для оказания услуг/выполнения работ в целях реализации предусмотренных в законодательстве полномочий органов госвласти и местного самоуправления в областях:
Особенности распоряжения имуществом
Автономное учреждение не вправе осуществлять никаких действий с недвижимыми объектами и особо ценными движимыми предметами без согласия собственника. Остальным имуществом, которое находится у организации на праве оперативного управления, она может распоряжаться по собственному усмотрению, если другое не предусматривается в законодательстве. При этом, автономное учреждение может при согласии собственника внести недвижимые объекты, особо ценные движимые предметы в складочный (уставной) капитал иных юрлиц. Исключением являются объекты культурно-исторического наследия РФ, материалов, включенных в состав Музейного, Архивного и Национального библиотечного фондов России. Порядок, в соответствии с которым имущество учреждения относится к особо ценному, утверждается Правительством.
Изменение типа организации
Эта процедура осуществляется по решению исполнительного госоргана соответствующего уровня:
Заключение
В качестве основного объединяющего признака для всех бюджетных учреждений выступает тот факт, что учредителем их могут выступать только РФ, ее субъект или МО. Это положение установлено в ФЗ 83 и ФЗ №174. Вторым существенным общим признаком выступает перечень тех видов деятельности, которые бюджетное учреждение имеет право осуществлять согласно целям, ради которых оно создавалось. Этот список должен в обязательном порядке приводиться в уставе организации. Кроме этого, объединяющим признаком учреждений рассматриваемого типа выступают ограничения по распоряжению имуществом. В связи с тем, что финансирование в большей степени осуществляется за счет субсидий, создание организаций должно иметь экономическое обоснование и практическую целесообразность. Любое бюджетное учреждение обязано отчитываться об управлении имуществом, вверенном ему, ежегодно.
Унитарные предприятия разделятся на три большие группы:
Регулирование законодательством
ФГУП в России регулируется следующими законодательными актами:
Характерные черты унитарного предприятия
ФГУП в России характеризует следующее:
Создание УП
Создание ФГУП и других унитарных образований обуславливается тремя основными причинами:
При учреждении ФГУП берется за основу следующее:
Способы использования имущества
Подразумевается только два направления использования УП предоставленного ему имущества:
Основные виды унитарных предприятий
Главных форм унитарных предприятий две. Это:
Представим их особенности в виде таблицы.
Устав, помимо всего прочего, содержит данные о цели и предмете работы, размере уставного капитала.
Собственник предоставленного имущества не отвечает по обязательствам данного УП, если только банкротство этого учреждения не произошло по его приказу.
Владелец собственности, предоставленной данному УП, имеет право изъять у учреждения неиспользуемое, излишнее, эксплуатируемое не по назначению имущество.
УП не имеет право распоряжаться имуществом без разрешения на то собственника.
Фирменное наименование данного УП обязательно должно содержать сведения о том, что оно казенное.
По решению правительства государства, субъекта или муниципального образования УП может быть ликвидировано или реорганизовано.
Деятельность унитарного предприятия
Поговорим немного об особенностях деятельности ФГУП и прочих унитарных учреждений:
Конкретные примеры ФГУП
Рассмотрим широко известные ФГП:
Фгуп и фгбу в чем разница таблица
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
12. Унитарные предприятия и бюджетные учреждения. Хозяйственное ведение и оперативное управление.
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении
1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Статья 296. Право оперативного управления
(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия
В чем разница?
Здравствуйте коллеги. Подскажите в чем принципиальная или вообще разница между федеральными государственными и федеральными бюджетными учреждениями. И что такое федеральное бюджетное учреждение?
что то вы все перепутали.
Есть организационно правовая форма, среди них ФГУПы. А про бюджетные организации..это вообще из другой области. Это форма финансирования, точнее бухгалтеры здешние скажут. Вы вопрос сформулировали неправильно, что конкретно хотите узнать, для чего вам это над. тогда возможен ответ правильный.
Ст.120 ГК РФ почитайте, коли ДВГУПС оказался бессильным образовательным УЧРЕЖДЕНИЕМ:))))
Давайте не будем поднимать этот вопрос в части моего образования и моих познаний в области юриспруденции. Здесь хотел услышать только точку зрения, так как ст. ГК я смотрел. Так же смотрел и иные НПА. Но хотел более четкого объяснения. Тот материал, который я нашел показался мне мал. Вот и поэтому вопрос.
В чем Ваши сомнения? Ст.120 дает определение ОПФ дефиниции «учреждение». «бюджетное» У лишь подвид общей формы. В чем вопрос-то?
странно, я всегда считал, что ДВГУПС является одной (как ни станно в силу непрофиля) из лучших юридических школ края.
проблема Вашего вопроса заключается как раз в том, что в нем отсутсвуют фундаментальные знания. обижатся не стоит. но вопрос выглядит именно так.
Давайте не будем переходить на личности и вузы. И о моих фундаментальных познаниях в области юриспруденции также не стоит здесь разговаривать, так как этот бессмысленно. Да и не место для общих перепалок это. А то мы с Вами договоримся и до ст. 130 УК РФ, что мне бы очень не хотелось.
дополню: слово бюджетное указывает на тип государственного учреждения (наравне с казенным и автономным).
Для сведения: (с 1 января ст. 298 ГК РФ будет выглядеть следующим образом):
«Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения
1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.
2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.
3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.»
Жжоте, конечно!
Но на самом деле ответ абсолютно правильный!
И наглядно демонстрирующий, что автором выбрано неудачное место для троллинга:-)))
Признак | Оперативное управление | Хозяйственное ведение |
Правомочия | Распоряжение любым имуществом только с согласия собственника. Предприятие занимается реализацией продукцией самостоятельно. | При распоряжении движимым имуществом не требуется согласие учредителя. При распоряжении недвижимым имуществом – требуется. |
Ответственность | Субсидиарная ответственность учредителя (право взыскания долга с другого лица, в том числе с государства). | Самостоятельная ответственность. Возможность банкротства (неспособность погасить кредиторскую задолженность). |
Примеры предприятий | ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ», МКП г. Ижевска «Горсвет», МКП г. Калининграда «Управление капитального строительства» | ГУП Республики Тыва «Макаронпром», МУП г.Апатиты «Рембыттехника», ГУП Ростовской области «Аптека 398» |
Государственное унитарное предприятие
По административно-территориальному делению выделяют:
1. Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП)
ФГУП имеют своим учредителем институты РФ и как коммерческие юридические лица преследуют две цели: реализацию определенных задач государства на федеральном уровне и получение прибыли, которая, однако, нередко имеет второстепенное значение. Имущество такого предприятия может формироваться из заемных средств банков, государственных дотаций, собственной прибыли и др. Примеры организаций:
Интересный факт : ФГУП «Почта России» (крупнейшее ФГУП в РФ) недавно было реорганизовано в акционерное общество (АО). Этот шаг можно расценивать как попытку привлечь инвестиции для реорганизации деятельности, а также как поиск источника финансирования при наличии долгов.
Вообще не следует путать государственные унитарные предприятия (как организационно-правовую форму) с юридическими лицами, у которых доля акций принадлежит государству: у унитарных предприятий нет акций. Например, ФГУП «Охрана» Росгвардии – это федеральное государственное унитарное предприятие, а ПАО «Сбербанк» — это акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит Минфину РФ. Остальные акции принадлежат иностранным и российским компаниям, а также частным инвесторам. Для Сбербанка прибыль является приоритетной задачей.
2. Государственные унитарные предприятия субъектов РФ (ГУП)
ГУП очень похожи на предыдущий пункт, с той разницей, что их учредителями являются субъекты РФ. Уставный фонд ГУП должен составлять не менее 5000 МРОТ, величина федерального МРОТ с 2021 года 12 792 руб. в месяц. В регионах допустимы свои ставки, но не ниже федерального значения.
Банкротство ГУП вполне возможно. Например, в 2020 году на грани банкротства оказался «Ленгипроинжпроект» (ЛГИП), который не расплатился со своим подрядчиком и должен около 20 млн. рублей. Рассмотрение дела пока отложено. В 2018 г. в такой же ситуации находился саратовский ГУП «Сартехинвентаризация» (БТИ), не плативший сотрудникам зарплату, однако все же сумевший погасить долги. Альтернативой банкротству при невыполнении обязательств может служить приватизация, т.е. передача ГУП в частные руки.
Другие примеры предприятий:
Муниципальное унитарное предприятие
В отличие от ГУП, такая организация создается муниципалитетом, а работа регламентирована нормативными актами органов местного самоуправления (администрация районов, городов). Размер уставного фонда МУП должен быть не менее 1000 МРОТ.
Понятно, что здесь риск банкротства еще выше, чем в предыдущем случае: например, в 2017 году банкротом стало МУП «Автотранспортные перевозки» в Северо-Западном округе, МУП ЖКХ «Энергия» и др. Примеры организаций:
Мнение экономистов : считается, что МУП является неэффективной организационно-правовой формой экономической деятельности. Производительность труда работников МУП по оценкам в 4-5 раз ниже, чем у работников иных организационно-правовых форм. Почему же она выживает? Потому что эта форма удобна для решения оперативных задач чиновниками муниципальных властей.
Сферы экономики, где обязательны формы собственности УП:
Производственное унитарное предприятие
В отличие от российских ГУП и МУП, в Беларуси используется другое разделение:
производственное унитарное предприятие (ПУП)
торговое унитарное предприятие (ТУП)
Основной вид деятельности ТУП – продажа продукции, тогда как ПУП занимаются ее производством. Примеры:
В России ПУП отсутствуют. Интересно, что в Беларуси УП дают около 70% ВВП (существенно выше, чем в России и Европе), поскольку страна в большой части сохранила советскую модель функционирования экономики.
Продукция ПУП востребована на внутреннем рынке и частично идет на экспорт, так что ПУП и ТУП еще и наиболее популярные формы предприятий на территории Беларуси. ПУП Беларуси самостоятельно определяет размер своего уставного фонда.
Статистика
На конец 2019 года в РФ насчитывалось около 17 тыс. унитарных предприятий разного уровня (по данным ФНС России), однако ежегодно наблюдается тенденция к снижению их количества. В России в унитарных организациях работают около 3,5 млн. человек, т.е. примерно 2.5% общего населения страны.
Топ-3 унитарных предприятия по объему годовой выручки в РФ (по данным СПАРК):
Причины создания, плюсы и минусы УП
Преимущества по сравнению с другими организационно-правовыми формами собственности:
Недостатки :
Мировой опыт
В зарубежных странах используется различная терминология для обозначения предприятий унитарного типа. В Дании это государственные корпорации, в Италии субъекты публичного права, в Швеции – государственные коммерческие агентства. В России как синоним УП очень часто используют формулировку «госсектор». Влияние госсектора на ВВП варьируется в зависимости от типа экономики страны.
По данным РБК, в Китае госсектор дает около 40% ВВП, в России и других бывших республиках СССР – 35%, странах Восточной Европы – 20-25%, в странах Западной Европы лишь около 10%. В США унитарные предприятия называют государственными корпорациями. Они дают всего 3-4% ВВП.
В каждой стране свои сферы деятельности, где преобладает госсектор. В Италии это металлургия и электротехническая промышленность, во Франции аэрокосмическая и химическая промышленность, в Испании производство электроэнергии и водоснабжение. В США на унитарной основе действует космическая отрасль, почта и железнодорожные перевозки, а в Сингапуре – аэропорты, морские порты, мобильные операторы, авиакомпании.
Новые тенденции
Поправки в ФЗ ограничивают случаи создания и конкретизируют сферы деятельности унитарных предприятий:
Организации, которые не подпадают под данные условия, будут подлежать ликвидации или реорганизации по решению суда. Крайний срок: 1 января 2025 года. В результате все большую популярность набирает реорганизация МУП в акционерные общества с долями акций муниципалитета и частного бизнеса (государственно-частное партнерство).
Заключение
Унитарные предприятия (особенно ФГУП) выполняют важные социальные функции, решает оперативные и стратегические задачи, которые перед ними ставятся государством и муниципальными образованиями. Однако они менее эффективны экономически, часто рассчитывают на дотации и больше отягощены бюрократией, чем частный бизнес. Результатом последних изменений в законе должно стать привлечение частного капитала и преобразование заметного числа УП в акционерные общества.
- русский рок слушать лучшее сборник бесплатно в хорошем
- самая лучшая игровая приставка на сегодняшний день