Фейербах человек есть то что он ест

Человек есть то, что он ест

Человек есть то, что он ест
С немецкого: Der Mensch ist, was er isst.
Из рецензии немецкого философа Людвига Андреаса Фейербаха (1804—1872) на книгу немецкого философа и физиолога Якоба Моле-шотта (1822—1893) «Популярное учение о питательных продуктах» (1850).

Смотреть что такое «Человек есть то, что он ест» в других словарях:

ЧЕЛОВЕК — Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля. В мире, что в море. В мире, что в омуте: ни дна, ни покрышки. Мир во зле (во лжи) лежит. Мир в суетах, человек во грехах. Бог что захочет, человек что сможет. Все мы люди, все человеки. Что ни… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Что-то злое (Сверхъестественное) — Нечто злое Something Wicked Номер эпизода 1 сезон, 18 эпизод Место действия Фитчбург (Висконсин) Сверхъестественное Штрига Автор сценария Дэниел Кнауф Режиссёр Уитни Рэнсик Премьера 6 апреля, 2006 Хронология … Википедия

Есть, еда — (Ис.66:17 ). Евреи чуждались есть и пить с Египтянами, равно как и Египтяне в столе не сообщались с Евреями. Египтяне не могут есть и пить с Евреями, замечает свящ. бытописатель, потому что это мерзость для Египтян (Быт.43:32 ). Учение Иисуса… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Понятие философской антропологии. Человек особый род сущего. Человеческое в человеке — кратко Фил я антропология течение современной фил й мысли в центре внимания проблема человека, а основная идея создание синтетической концепции человека. Его главные представители М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер. Принципиальной задачей фил й… … Малый тезаурус мировой философии

Людвиг Андреас Фейербах — Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут 13 сентября 1872, Рехенберг) выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха. Изучал… … Википедия

Людвиг Ансельм Фейербах — Людвиг Андреас Фейербах Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут 13 сентября 1872, Рехенберг) выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон … Википедия

Людвиг Фейербах — Людвиг Андреас Фейербах Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут 13 сентября 1872, Рехенберг) выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон … Википедия

Фейербах, Людвиг — Людвиг Андреас Фейербах Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут 13 сентября 1872, Рехенберг) выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон … Википедия

Источник

Человек есть то, что он ест

Фейербах человек есть то что он ест

Человек есть то, что он ест

Страшное слово «голод»… Сегодня это слово в первые секунды звучания ассоциируется с популярным реалити-шоу, с откормленными молодыми людьми, ищущими еду в незнакомом городе для потехи не менее откормленного телезрителя. Спустя несколько секунд размышлений накрывает другая ассоциация с этим словом: «голодающие Поволжья»… Фраза, тоже почти ничего не значащая для нашего современника. Вспоминаются обрывки текста из Ильфа и Петрова: импровизированный суд Остапа Бендера над подпольным миллионером… Что же еще? Еще голод – это страшные кадры кинохроники про умирающих детей из Алжира. Голод — это обледеневший блокадный Ленинград; содранные со стен обои, вымоченный из них клейстер и жадно выпитый. Голод – это отобранные у истощенный людей «излишки сельхозпродукции» в предвоенные годы на Кубани. Это постоянная мысль о еде, о еде, о еде…

Питание – есть процесс духовный, метафизический. Людвиг Фейербах прекрасно подметил, что человек является тем, что он употребляет в пищу. Пища – нечто, постоянно спасающее нас от смерти; она – то, что отталкивает нас от кромки небытия. Питание – процесс поглощения и усвоения нами чьих-то жизней, пожертвованных для нас, для нашего существования. Кто-то, или что-то, отдало себя нам; стало для нас котлетой или куском хлеба, стаканом сока или банкой варенья, чтобы сделаться в нашем организме строительным материалом, субстанцией нашей плоти, нашим естеством, сменить наши устаревшие и отжившие клетки, пройдя сложный биохимический процесс стать кровью, костями, мышцами, нервами, мыслями, душой. Таинство питания, нашедшее свое место в величайшей Тайне Евхаристии, связывает воедино духовный и телесный миры, выступая мостом между вечным и временным, между тленным и нетленным, между нами и Богом. Голод ужасен, как взгляд в пустоту смерти, как интуитивное чувствование гибели нашей души.

Замысел Божий о творении изначально предполагал поедание одних другими (по крайне мере растительной пищи). Одно должно было служить другому. Низшее должно было служить высшему, такова была воля Творца. Адам осуществлял свою причастность и единство с землею, вкушая от нее плоды. Это «причастие» демонстрировало всему творению царственный статус человека, венца всего творения. Употребляя в пищу плоды земли, человек был представителем от всей природы перед Богом, так как нес в себе частицы этой земли. Грех Адама повлек за собой проклятие на всю природу, ни в чем не повинную. Земля стала родить «терние и волчцы» вместо прекрасных плодов. Связи человека с природой явно не было достаточно, чтобы жить вечно. Тогда Бог послал с Небес «хлеб живой», питающий душу, вливающий в нее силу жизни, приводящий в жизнь вечную. Хлеб этот – Сын Божий, Христос Иисус. «Ядущий Его» принимает жизнь Его, делая этот Хлеб частью самого себя.

Христос провозгласил недвусмысленно: «Я — есть хлеб жизни. Я хлеб живой, сошедший с небес; тот, кто ест хлеб этот, будет жить вовек. Хлеб…- есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие… и тот, кто ест Меня жить будет Мною» ( Ин. 6:41-55 ). В этих, на первый взгляд, непонятных словах, открывается ответ на вопрос: чем питаться, чтобы быть духовно живыми и здоровыми. Речь идет не о каннибализме: тело Христово – прообраз Его учения. Съедание Его тела – принятие Его законов и правил, следование Его уставам. Христос, пожалуй, как ни кто другой, провозглашает эксклюзивность своего учения. Это потому, что именно так обстоит дело в природе вещей: кроме учения Христа нет здоровой пищи в мире. Все, что прямо или косвенно не основано на Его учении, смертоносно.

Библия говорит также то, что бесчестные «кормильцы» будут наказаны Богом. «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!» ( Ис. 5:20 ). «Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!» (Авакум 2:15). Горе всем тем, которые зарабатывают деньги, растлевая и спаивая нацию! Горе тем, кто формирует в обществе ценности, приводящие общество к самоуничтожению!

Чем питаешься ты? Что у тебя сегодня на завтрак? Модный журнал или Библейский текст? Что на обед: свежие сплетни о политике или молитва о власть имущих? Чего ты ждешь от будущего? Духовного здоровья или истощения в тайных недугах души? ТЕБЕ РЕШАТЬ, ЧЕМ ПИТАТЬСЯ! ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ТО, ЧТО ОН ЕСТ!

Источник

Людвиг Андреас Фейербах: цитаты, афоризмы, высказывания.

Добро – не что иное, как то, что отвечает эгоизму всех людей.

Добро – это воля к счастью.

Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить – одно и то же.

Чтобы познать человека, нужно его полюбить.

Любовь к науке – это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого.

Блаженство – чувственность как объект фантазии и сердца.

Где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще. Стремление к счастью – это стремление стремлений.

Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливыми и других. Счастливый может видеть только счастливых кругом себя.

Принцип морали есть счастье, но не такое счастье, которое сосредоточено на одном и том же лице, а счастье, распределенное между различными лицами.

Там, где нет различия между счастьем и несчастьем, между радостью и горем, там нет различия и между добром и злом. Добро – это утверждение, зло – отрицание стремления к счастью.

Воля – это стремление к счастью.

Бог, отличный от природы, есть не что иное, как собственная сущность человека.

Всякий бог есть существо, созданное воображением, образ, и притом человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа.

Где мораль утверждается на теологии, а право – на божьих постановлениях, там можно оправдать и обосновать самые безнравственные, несправедливые и позорные вещи.

Где начинаются глаза и руки, там кончаются боги.

Для религии только святое – истина, для философии только истина свята.

Религия – дочь невежества.

На практике все люди – атеисты.

Чем ограниченнее кругозор человека, чем меньше он знаком с историей, природой и философией, тем искреннее его привязанность к своей религии.

Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии.

Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы.

Человек – нервная машина, управляемая темпераментом.

В восторженном состоянии человек в силах сделать то, что иначе прямо невозможно. Страсти творят чудеса.

Именно самые простые истины человек постигает позже всего.

История – это исключительно процесс очеловечивания человечества.

Настоящие свойства человека обнаруживаются лишь тогда, когда наступает время проявить, доказать их на деле.

Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека.

Не плоть, а дух делает человека человеком.

Ничем не может человек распорядиться в большей степени, чем временем.

Нравственность – не что иное, как истинная, совершенно здоровая природа человека.

Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли – энергия характера, сила чувства – любовь.

Человек без рассудка – человек без воли. Кто не обладает умом, того другие обманывают, ослепляют, эксплуатируют. Только тот, кто мыслит, свободен и самостоятелен.

Там, где прекращается желание, прекращается и человек.

Человек является и называется человеком не в силу своей плоти, а в силу своего духа.

Вера в бессмертие выражает не что иное, как истину и факт, что человек, утрачивая свое телесное существование, не теряет своего существования в духе, в воспоминаниях, в сердцах живых людей.

Наш идеал – не кастрированное, лишенное телесности, отвлеченное существо, наш идеал – это цельный, действительный, всесторонний, совершенный, образованный человек.

Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и ТЫ.

Только муж и жена вместе образуют действительность человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей.

В быстро вянущих лепестках цветка больше жизни, чем в грузных тысячелетних глыбах гранита.

Основа жизни – это основа и для морали. Там, где от голода, от нищеты ты не имеешь никакого материала в теле, там нет основы и материала для морали и в твоей голове, в твоем сердце и в твоем чувстве.

Где нет простора для проявления способностей, там нет и способности.

Догма есть не что иное, как прямой запрет мыслить.

Книги – это краткие извлечения из пространных фолиантов жизни; и лишь тот исполняет высокое призвание писателя, кто из множества скверного материала, содержащегося в них, вычитывает лишь наилучшее и выделяет из непригодного необходимое, из обыденного – благородное.

С книгами у нас дело обстоит так же, как и с людьми. Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в друзья, в сердечные спутники жизни.

Хорошие книги – целомудренные и благородные девушки, которые не отдают своего сердца каждому, кто за ними ухаживает. Они намеренно избегают взоров равнодушной толпы, лишь постепенно в огне любви они теряют свою естественную строптивость и неприступность, открывают свои сокровенные тайны лишь постоянному, посвященному, верному любовнику и отдаются ему лишь после того, как он счастливо выдержал различные жесточайшие испытания огнем и водой.

Чем большим количеством слов я обладаю, тем большее значение я имею для других, тем обширнее объем моего воздействия, моего влияния.

Кто не обладает умом, того другие обманывают, ослепляют, эксплуатируют. Только тот, кто мыслит, свободен и самостоятелен.

Настоящие писатели – совесть человечества.

Совесть представляет вещи иначе, чем они кажутся; она – микроскоп, который увеличивает их для того, чтобы сделать отчетливыми и заметными для наших притупившихся чувств.

Чистая совесть есть не что иное, как радость по поводу радости, причиненной другому человеку; нечистая совесть есть не что иное, как страдание и боль по поводу боли, причиненной другому человеку по недоразумению, по оплошности или в силу страсти.

Лицемерие добровольного ослепления есть великий порок нашего века.

Различайте между злым, бесчеловечным и бессердечным эгоизмом и эгоизмом добрым, участливым, человечным.

Имеется не только одиночный или индивидуальный эгоизм, но также и эгоизм социальный, эгоизм семейный, корпоративный, общинный, патриотический.

Смерть – лучший врач на земле, у которого не было неудачных случаев.

Лишенное потребностей существование есть ненужное существование.

Желание есть потребность, чтобы что-нибудь было, чего нет.

Обязанности в отношении к себе только тогда имеют моральный смысл и ценность, когда они признаются косвенными обязанностями в отношении к другим, к моей семье, к моей общине, к моему народу, к моей Родине.

И наилучшее вино теряет для нас всякую прелесть, мы перестаем его ценить, если глотаем его сразу, как воду.

Потусторонний мир есть лишь эхо посюстороннего мира.

Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве.

С кем не имеешь ничего общего, с тем легко быть в мире.

Реализм предохраняет нас от заблуждений в то время, когда мы следуем своим идеальным устремлениям.

Тщеславен только тот, кто восхищается своей личной красотой, а не человеческой красотой вообще.

Хорошо и нравственно – это одно и то же. Но хорош только тот, кто хорош для других.

Хулить легко, оттого этим занимаются многие; хвалить с толком трудно, оттого лишь редкий на это решается.

Чувство и разум необходимо присущи воле, ибо только посредством них я знаю, чего я должен хотеть или не хотеть, что я должен делать или не делать.

Юмор переносит душу через пропасть и учит ее играть со своим горем.

Источник

Людвиг Фейербах о вере и человеке.

Людвиг Фейербах (1804—1872) окончил Берлинский университет, где слушал лекции Гегеля, защитил диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» вполне в гегелевском духе, стал приват-доцентом, но в 1830 году анонимно опубликовал «Мысли о смерти и бессмертии», где отрицал идею бессмертия души. Авторство было разоблачено, книга конфискована, автор лишен права преподавания, но продолжал научную работу в области истории философии. Разобравшись в философии Гегеля, Фейербах подверг ее резкой критике. В 1836 году Фейербах женился и уехал в деревню, где жил безвыездно 25 лет. В конце жизни изучал Маркса, даже вступил в социал-демократическую партию.

Идеалистическая философия и религия возникает, по мнению Фейербаха, из-за принижения человека. Но человек дитя природы, и именно человек в центре его внимания. Мой метод, пишет Фейербах, опираясь на факты и «посредством человека свести все сверхъестественное к природе и посредством природы к человеку».

В 1841 г. был опубликован главный его труд «Сущность христианства», в котором он хотел «Осветить тёмную сущность религии факелом разума, дабы человек мог перестать, наконец, быть добычей, игрушкой всех тех человеконенавистнических сил, которые испокон века, ещё и до сих пор пользуются тьмой религии для угнетения людей». (Избр. филос. произв. Том 2. М., 1955 С. 516).

Сущность человека – чувственность, а не дух. Не Бог создал человека, а люди создали себе Бога, приписав ему те качества, которыми сами мечтали обладать, и поклоняются ему. Это, неправильно, это противоречит разуму и нравственности, с помощью поклонения Богу человека не осчастливить. «Бог не ничто, а не то, чем его сделали. Бог – это человек», поэтому надо заменить веру в Бога верой и любовью к Человеку.

Мир познается чувствами, и первый объект для человека – это другой человек. И зачинается человек не «во грехе», а в любви.

Философию Фейербаха называют антропологическим материализмом. Фейербах убежден, что религия ложна, вредна, и является орудием политической борьбы и господства. Ошибочно мнение о том, что религия не вмешивается в жизнь и «можно равнодушно предоставить каждому быть дураком на свой манер».

Фейербах согласен с французскими просветителями в том, что религия рождается «во тьме невежества и страха», но главное – это чувство зависимости и нужды. Бессилие удовлетворить свои желания находит утешение в иллюзии. При этом фантазия тем необузданнее, чем невежественнее человек. «Вера освобождает желания человека от уз естественного разума». Вера в чудо тождественна с сущностью веры, «сверхъестественность есть сущность веры». «Ни в чем человек так не чувствует свое бессилие, как в сознании неизбежности смерти. Ему труднее всего примириться с этой неизбежностью. Вот почему самая властная религиозная иллюзия – это обещание загробной жизни». Использование кнута (угроза ада) и пряника (обещание вечной жизни и блаженства в раю) довершает картину. Фейербах убежден: «Вера ограничивает, сужает горизонты человека; она отнимает у него свободу и способность подвергать оценке то, что от него отличается. Вера замыкается в себе. … Вера сообщает человеку особое чувство тщеславия и эгоизма. Верующий мнит себя лицом привилегированным. …Вера нетерпима, она неизбежно переходит в ненависть; вера противоположна любви. …Религии разъединяют людей».

«Посредничество между христианской догматикой и философией следует отвергнуть в интересах как философии, так и религии, всякая философия необходимо иррелигиозна».

У Фейербаха есть любопытная фраза:

«Иудейство есть мирское христианство, а христианство – духовное иудейство». (Сущность христианства. М., 1965, С. 151). Он поясняет: человеком признается только христианин. Причем цель иудейской религии – желание земного благополучия, «но будучи превращенной в христианскую религию – это стремление к небесному блаженству». Таким образом, для богоизбранного народа «Бог есть любовь, исполняющий наши желания», причем на Земле. Для всех остальных – спасения в Царствии Небесном и угроза вечных мук в аду. Политика кнута и пряника в этом случае выражается явно, это и есть способ внедрения в сознание идеологии послушания.

Фейербах хотел, чтобы для всех людей и всех народов Бог был бы любовью, исполняющим их желания в этой единственной и короткой земной жизни.

Дуализм разделения души и тела Фейербах объявляет противоестественным: «Тело есть фундамент разума». Он пишет: «Если вы хотите улучшить людей, то сделайте их счастливыми; если же вы хотите сделать их счастливыми, то ступайте к источникам всякого счастья, всех радостей – к чувствам. Лишения, «самоотрицание», ханжество делают человека мрачным, угрюмым, грязным, похотливым, трусливым, скупым, завистливым, коварным, злобным, а удовлетворенность чувств – веселым, отважным, благородным, открытым, сострадательным, свободным, добрым. Все люди добры в радости, злы в горе, но источник горя есть именно отвлечение от чувств. Разумное наслаждение настоящим составляет единственно разумную заботу о будущем».

Фейербах призывает к, любви, счастью, путешествиям. Он отбрасывает Гегеля вместе с его системой и методом. Однако, ни какого-либо социального анализа исторического процесса, ни развернутой теории познания, ни даже анализа глубинных истоков религиозности, соотношения церкви, власти и собственности Фейербах не даёт. Его антропологический материализм упрекают в ограниченности. Хотя, мне думается, просто он занимался тем, что его интересовало.

По сути, Фейербахом заканчивается немецкая классическая философия, которая оказала существенное влияние на всю мировую культуру, на становление взглядов Маркса и его последователей. Мы не будем обходить эту тему и добросовестно посвятим ей отдельную главу.

Источник

Фейербах, Людвиг Андреас

Людвиг Андреас Фейербах

Содержание

Биография

Изучал богословие в Хайдельберге у гегельянца Дауба, от которого и воспринял идеи Гегеля; затем слушал самого Гегеля в Берлине. С 1828 года читал лекции в Эрлангене; с 1836 года жил около Байройта, потом в Нюрнберге на горе Рехенберг.

Умер в бедности. Похоронен в Нюрнберге. В настоящее время на месте его жилища разбит парк Рехенберг, установлена массивная глыба в его честь, а также распланирована «Философская тропа» с таблицами, содержащими некоторые из его сентенций.

Фейербах человек есть то что он ест

Фейербах человек есть то что он ест

Фейербах человек есть то что он ест

Фейербах человек есть то что он ест

Основные работы

Первым значительным произведением Фейербаха была «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (1833). Эта книга написана в духе гегелевской философии. В ней уже зарождается вопрос, который всегда всего более интересовал Фейербаха — вопрос об отношении философии к религии. Вторую часть истории философии составило исследование лейбницевской философии (1837), третью часть — характеристика философии Пьера Бейля (1838).

В первых двух исследованиях Фейербах придерживается пантеизма, высоко ценя философию Спинозы. Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже, однако, отвергается им, как и в раннем его анонимном произведении «Мысли о смерти и бессмертии» (1830).

Когда имя автора стало известно, Фейербах навсегда потерял возможность быть профессором. Попытки его друзей доставить ему кафедру были безуспешны. В сочинении о Бейле Фейербах впервые с особенной силой подчеркивает непримиримую противоположность между философией и религией. Он указывает на слепое подчинение авторитету и догме и на веру в чудо — как на основания богословия, на свободу разумного исследования и изучение закономерности явлений — как на основания науки и философии. Фейербах здесь намечает проблему психогенезиса религиозных догматов, как своеобразных метафизических иллюзий человеческого ума.

Эта проблема разрабатывается Фейербахом детально в двух последующих сочинениях: «Философия и христианство» и «Сущность христианства». В позднейших сочинениях: «Предварительные положения к философской реформе», «Основы философии будущего», «Сущность религии» и «Чтения о сущности религии» — Фейербах в ещё более резкой форме развивает свой сенсуализм, натурализм и антропологизм. Он уже склоняется к материализму («der Mensch ist, was er isst» — «человек есть то, что он ест») и в этом отношении является одним из первых представителей неоматериализма, вышедшего из «крайне левого» гегельянства.

Философские и религиозные идеи Фейербаха оказали глубокое влияние на Маркса, Энгельса и других духовных вождей немецкой социал-демократии. Научный анализ философии Фейербаха сделан Ф.Энгельсом в книге «Людвиг Фейербах и конец классической философии» (1888).

Философские взгляды

Фейербах человек есть то что он ест

Фейербах человек есть то что он ест

Фейербах убеждён, что чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, сенсуалистов XVIII века, Фейербах не останавливается на подробном исследовании того, как чувство само может быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.

Этика Фейербаха

Фейербах человек есть то что он ест

Фейербах человек есть то что он ест

В 20-х годах XIX столетия среди немецких и австрийских философов-идеалистов господствовало мнение, что Кант неопровержимо доказал невозможность общеобязательной этики, построенной на эвдемонистической основе. В этом сходились столь различные мыслители, как Фихте, Гегель и Шопенгауэр. Наиболее видным из немногочисленных защитников эвдемонизма был Бенеке, выпустивший в свет в 1822 г. «Grundlegung zur Physik der Sitten»; но эта книга, по-видимому, осталась неизвестной Фейербаху.

Учение о религии

Важную составную часть философии Фейербаха представляет его учение о психогенезисе религиозных миросозерцаний. Это учение навеяно отчасти «Речами о религии» Шлейермахера. Фейербах задаётся целью показать, каким путём в человечестве и в человеке постепенно складывается известное религиозное миросозерцание.

Истинно и реально лишь чувственное; сверхчувственного, как некоторой сущности, лежащей вне природы и человеческого сознания, нет. Кантовские постулаты веры — Бог, свобода воли, бессмертие души — Фейербах признает излишними. Он противопоставляет им формулу «довольствуйся данным миром» и склоняется к атеизму и натурализму. В то же время он резко расходится с «атеистами» XVIII в. в понимании психологического и исторического происхождения религии. В XVIII в. среди философов-просветителей (Вольтер, Гольбах) господствовал взгляд, что религия в её исторических формах есть лишь плод невежества и суеверия, с одной стороны, сознательной мистификации ради политических целей — с другой.

Фейербах противопоставляет этому грубому взгляду описание психогенезиса религиозных чувств и представлений. Наклонность к религиозному творчеству коренится в природе человека, проистекая из присущего человеческому духу стремления к антропоморфизму. Не только дети и дикари, но и взрослые культурные люди обнаруживают стремление проецировать свои черты вовне. Религия есть важнейший вид такого антропоморфизма. Лучшие стороны своего «Я» — своих помыслов, чувств и желаний — люди издревле переводили в божественные реальности. Импульсом к этому одухотворению и обоготворению собственных идеалов в человечестве была всегдашняя резкая противоположность между тем, что есть, и тем, что должно быть. Религиозное творчество стремится устранить противоположность между желанием и достижением, которая всегда так мучительно ощущалась человеком. Боги — дети желания, продукты фантазии. Не Бог сотворил человека «по образу и подобию своему», а наоборот, человек сотворил богов. Человек в области религиозного творчества в воображении удовлетворяет стремление к счастью. Он познает им же самим созданных богов, как сверхчеловеческие сущности; но это противоположение божеского и человеческого основано на иллюзии. Тем не менее историческое значение религии было огромное, так как она воплощала в себе лучшие идеи и чувства человечества, объединяя в древнейший период все сферы знания, искусства и практической деятельности.

По Фейербаху, её роль сыграна: мы познали научным путём ту метафизическую иллюзию, которая лежит в основе религиозного творчества; секрет религиозных явлений отгадан, идейная сторона религии утрачивает свой raison d’être. Эмоциональная её основа также теряет своё значение. Религиозная потребность проистекала из невозможности удовлетворить желаниям и идеалам; но по мере прогресса наук, искусств и социальных форм жизни эти идеалы мало-помалу осуществляются, и религия утрачивает то положительное значение, какое она имела в прошлом. Подобно тому, как теперь золотых дел мастер или поэт не нуждаются в покровительстве Гефеста или Аполлона, так, можно надеяться, человечество научится в будущем искусству быть счастливым и нравственным без содействия богов.

Идеи Фейербаха в области психологии религии дали толчок плодотворным исследованиям по истории религии в трудах Штрауса, кн. С. Н. Трубецкого и др. С другой стороны, за ними последовал целый ряд этнографических исследований по первобытной религии (Леббока, Тэйлора, Спенсера, Группе и др.). Наконец, они дали толчок новейшим психологическим работам в этой области, в которых более подробно исследуются факторы религиозного творчества (Гюйо, Маршалль, А. Ланге). Очень напоминают идеи Фейербаха мысли Lesbazeille’я в его статье «Les bases psychologiques de la religion»; он только оттеняет роль коллективного внушения в эволюции мифов. Учение Авенариуса об «интроекции» (в его книге «Человеческое понятие о мире») и о том виде «тимематологической апперцепции», который он называет «антропоморфическим», также навеяны Фейербахом. Есть много общего с Фейербахом в религиозных идеях Конта и Милля, но ни тот, ни другой не были знакомы с сочинениями Фейербаха. [источник не указан 1188 дней]

Цитаты

Сочинения

Судьба сочинений

Необходимо заметить, что лишённый возможности при жизни излагать своё учение с университетской кафедры, Фейербах и после смерти подвергается систематическому замалчиванию со стороны представителей официальной науки. Литература о Фейербахе очень бедна. Наиболее ранняя монография, посвящённая философии Фейербаха, «Darstellung und Kritik der Philosophie L. Feuerbach’s» (1847), принадлежит Шаллеру.

В 1874 появилась книга Грюна «L. F. in seinem Briefwechsel und Nachlass sowie in seiner philos. Charakterentwicklung», заключающая в себе ценный сырой материал.

В 1888 вышло сочинение Энгельса «L. F. und der Ausgang der klassisch deutschen Philosophie». Интересна статья Wintzer’a в «Archiv für Syst. Philos.» 1892 г. по этике Фейербаха (стр. 187).

Более обстоятельные в философском отношении монографии — Штарке, «L. F.» (1885), и Bolin, «Ueber L. F.’s Briefwechsel und Nachlass» (1891). Курьёзно то, что Штарке — датчанин, а Болин — финн.

В интересной статье Н. Н. Страхова («Борьба с Западом в рус. литературе», 1883, т. 2) разбирается теория познания Фейербаха.

Этические воззрения Фейербаха превосходно изложены Иодлем в «Истории этики» (т. II, 219—236, пер. под ред. В. С. Соловьёва). Ценные замечания о Фейербахе имеются в «Истории материализма» Ланге и в «Истории новейшей философии» Гёффдинга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *