Ферзь кубанский что это

Смысл шахматных фигур

Очень интересный разбор этимологии слов шахматных фигур у автора: http://roouh.livejournal.com/53735.html
Рекомендую очень интересные параллели с мыслями изложенными выше 🙂

Ps. 10.04.19
Метагеометрия.

Ферзь, Королева, Джокер- торообразный объект не имеющий разделения на внутреннюю и внешнюю поверхность. Плоскости не имеет.

Ps. 11.04.19
Платоновые тела + символ вселенной.

PS 04.07.19
Группы крови

PS 16.07.19
Ритмы и фазы роста и развития растений.

Пешка.
Фаза семени растения. Семена в покое, набухание, прорастание семян. У семени процессы жизнедеятельности сильно замедлены. При набухании семена активно поглощают влагу, увеличиваются в размерах, а внутри семени идет активная деятельность ферментов, превращающих органические запасы питательных веществ в простые и доступные для зародыша растения. Начинается процесс дыхания — семена требуют повышенное количество кислорода.При прорастании семян начинается активная деятельность зародыша, образуется корешок, выступающий за пределы семенной оболочки.Если тепла недостаточно для прорастания семян, семена приостанавливают рост и могут загнить.

Ладья
Фаза роста растений. Всходы, рост листьев и корней, рост стебля и боковых побегов. В это время над поверхностью почвы появляются семядольные листья. К моменту появления всходов истощаются запасы питательных веществ внутри семени. Растение переходит на самостоятельное питание: листья поглощают углекислый газ из воздуха, а корни питательные вещества из почвы. При всходе растению становится необходим весь комплекс факторов роста — влага, воздух, оптимальная температура и свет. Освещенность в момент появления всходов играет главную роль — при недостатке света растение может погибнуть, так и не перейдя на следующую стадию роста.

Конь.
Фаза цветения растений. Бутонизация, цветение, оплодотворение — период когда на растениях образуются бутоны. Бутонизация сопровождается активным ростом листьев на появляющихся стеблях. Цветение наступает после распускания бутонов. Во время цветения процесс образования корней и листьев замедляется. Цветение — период опыления цветков. У большинства растений перенос пыльцы с цветка на цветок выполняют пчелы и другие насекомые. После оплодотворения семяпочек цветки усыхают или опадают. Привлечь обманом насекомое, что бы дать завязь новых плодов с семенами.

Визирь.
Фаза плодоношения растений. Рост и созревания плодов. При росте плодов оплодотворенная завязь разрастается и увеличивается в размерах, в плодах формируются семена и накапливаются питательные вещества. Рост плодов завершается по достижении максимальных размеров для вида и сорта растения. Созревание, во время которой плоды не увеличиваются, но в них происходят физиологические процессы роста. В фазе роста плодов семена приобретают характерную для растения окраску и достигают полной спелости.

Ферзь.
Фаза самосеяния. Вызревание, опадения и рассеяния плодов и семян растением. Только самые сильные и удачливые семена дадут новые поколение растений.

PS 24.09.19.
Зодиак шахмат.
Каждому знаку Зодиака покровительствуют одна или две планеты: Овну — Марс, Тельцу — Венера, Близнецам — Меркурий, Раку — Луна, Льву — Солнце, Деве — Меркурий, Весам — Венера, Скорпиону — Марс и Плутон, Стрельцу — Юпитер, Козерогу — Сатурн, Водолею — Уран и Сатурн, Рыбам — Юпитер и Нептун.

PS. 1.07.20.
Органы чувств шахматных фигур.
Пешка- Осязание, тактильность, опора.
Ладья- Вкус, языковое осязание.
Конь- Слух, звук, тишина.
Визирь- Зрение, око, наблюдение.
Ферзь- Обоняние, чувствовать, то что не видишь, дух.
Шах- Бог, справедливость, совесть, любовь.

Источник

Значение слова «ферзь»

Ферзь кубанский что это

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ФЕРЗЬ, ферзя́, м., и (устар.) ФЕРЗЬ, фе́рзи, ж. [перс. färzin] (шахм.). Самая сильная фигура в шахматной игре, то же, что королева. Пожертвовать ферзя. Пойти ферзем. Размен ферзей.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ферзь I

1. шахм. название самой сильной фигуры в шахматной игре, передвигаемой на любое число полей по прямой или по диагонали во всех направлениях при условии, что на её пути нет других фигур; королева ◆ — Да, да. Это король, а это — ферзь. — А где же королева? Партнёр тактично улыбается: — Это и есть ферзь. Он ходит по горизонтали и вертикали! Владимир Высоцкий, «Об игре в шахматы», 1955–1960 г (цитата из НКРЯ) ◆ Соль рассказика была в том, что коня точить труднее, чем ферзя, потому что у коня есть непростая голова, но вот ферзя, хоть он и прост, точить почётнее, поскольку ферзь, понятно, главная фигура на доске… Андрей Дмитриев, «Закрытая книга», 1999 г. (цитата из НКРЯ)

2. шахм. символы ♕ и ♛, используемые при изображении ферзя [1] на игровой позиции

3. перен. человек, занимающий очень важное, иногда главное место в какой-либо организации, структуре, группировке и т. д. ◆ [Витя, муж] Все родственники с него кормятся. Ферзь! Всё может! Л. Н. Разумовская, «Дорогая Елена Сергеевна», 1982 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Ну, не на сто процентов — я получаю работу ещё в восьми местах, — но в значительной степени. Рафик для меня ценная фигура, ферзь. Я в нём заинтересован, а не он во мне. Юрий Трифонов, «Предварительные итоги», 1970 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Ну, не только обо мне, но я там главная фигура, ферзь! Юрий Трифонов, «Дом на набережной», 1976 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

ферзь II

1. устар. то же, что ферзь I; название сильнейшей фигуры в шахматной игре; королева

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

ферзь III

1. устар. древнерусская верхняя одежда (без перехвата и вырезки; носилась мужчинами под кафтаном, а женщинами — под летником)

Делаем Карту слов лучше вместе

Ферзь кубанский что этоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова впредь (наречие):

Источник

История развития шахматных фигур.

Шахматные фигуры не всегда ходили привычным нам способом. Так ферзь изначально был крайне слабой фигурой, а слон мог перепрыгивать только через одно поле по диагонали.

Ферзь кубанский что это

Величественная поступь короля

Король — это монарх; в Индии он раджа, в Персии — шах, во Франции — король. Король — самая главная фигура на доске, хотя бы потому, что его потеря означает проигрыш партии. Тот факт, что король является самой важной фигурой, не означает, что это самая сильная фигура. Он не может перепрыгивать через другие фигуры (как это делает конь), и не может быть принесен в жертву.

Король всегда ходил точно так же, как он ходит сегодня, за исключением рокировки — перестановки король-ладья, — которая была введена примерно в XIII веке. Король может перемешаться на одну клетку в любом направлении, будь то по горизонтали, вертикали или диагонали, как вперед, так и назад.

В индийской игре чатуранга, существовавшей более 1400 лет тому назад, ферзь был самой слабой фигурой, диапазон действия которой распространялся на ближайшие четыре клетки по диагонали от поля, на котором он располагался. В то время эта фигура называлась мантри, что в переводе означает советник короля. Когда игра проникла в Персию, то мантри превратился в ферязь (что означает мудрец). В Европе это название нигде не переводилось дословно. С самого начала фигура называлась госпожа (в английском языке Lady, в испанском — Dama). Европейцы считали, что для короля вполне естественно иметь супругу, и поэтому во многих странах госпожа стала называться королевой.

Примерно в 1475 году сфера действия ферзя расширилась, превратив его в самую сильную фигуру на доске. Итальянцы описывали ее эпитетом furioso, а новую игру определяли словами scacchi alia rabioso (бешеные шахматы), что не имеет ничего общего с душевным состоянием шахматистов!

Совместно с объединенными силами слона и ладьи ферзь может контролировать впечатляющее число полей. За один ход ферзь может пойти на любое расстояние по горизонтали, вертикали или диагонали. Он может двигаться назад, но не может перепрыгивать через другие фигуры.

Ладья — не крепость

Вплоть до XV века, когда ферзь стал самой сильной фигурой, бал на доске правила ладья. Эта фигура была настолько важна, что атаковавший ее игрок должен был предупреждать противника словами “Шах ладье”.

Хотя сила ладьи не менялась на протяжении всей истории шах¬мат, ее название подвергалось различным изменениям. Ее изначальное название было ратха (что на санскрите значит колесница), а в Европу она попала под арабским названием рукх. Итальянцы использовали созвучное слово рокко, что означает башня. Так как рокко — это маленькая башня, то западные европейцы пошли двумя путями: они стали или использовать перевод слова башня на их язык

Ладья — одна из самых сильных шахматных фигур. Она может передвигаться на одно и более полей по горизонтали и вертикали. Как и большинство других фигур, она не умеет перепрыгивать через вражеские или свои фигуры, но может двигаться вперед, назад и вбок. По диагонали она не ходит.

Слон, бегун и епископ

Предшественником современной фигуры, которую в Англии называют епископ (Bishop), слона был фил или аль-фил (что означает слон). Эта фигура была значительно слабее ее нынешнего аналога, так как могла перепрыгивать только через одно поле по диагонали.

Европейцам, которые никогда не видели слонов, было трудно найти место этому животному при дворе короля. Со временем эту фигуру стали называть в Италии alfiere (что значит знаменосец), в Германии Laufer (что значит бегун). Во Франции стилизованное изображение слона из индийских шахмат было принято за колпак придворного шута, поэтому фигура стала называться Fou (что значит шут). В Англии фигура напоминала головной убор епископа, что хорошо вписывалось в тогдашнюю структуру власти: король, королева и церковь.

Слон считается фигурой, по силе примерно равной коню, хотя многие пишущие о шахматах авторы отдают небольшое преимущество слону. К концу XV века слон утратил умение прыгать через поле, зато приобрел способность на перемещения по диагонали на любое расстояние и в любом направлении. Так же, как ладья, король и ферзь, слон не может перепрыгивать через фигуры.

Слабостью слона является то, что его передвижение на протяжении всей партии ограничено полями одного цвета. Это ограничение вредит его эффективности, но два слона, действуя в связке, могут рассечь позицию противника как ножницами. Их команда очень сильна.

Конь не менялся в течение 1400 лет, менялись только его формы, а его передвижения по доске остаются такими же, как в момент изобретения шахмат. Конем эту фигуру называли персы, индусы и арабы, и так как его легко распознавали европейцы, то во многих странах за ним сохранилось это название. В других странах, включая Англию и Францию, конь получил всадника и превратился в рыцаря, став в один ряд с королем, королевой и епископом.

Из всех фигур у коня самый необычный способ передвижения. Он идет две клетки по вертикали, затем одну по горизонтали, или две клетки по горизонтали и одну по вертикали. В итоге получается необычный Г-образный маршрут. Конь может двигаться назад, и он является единственной фигурой, которой разрешено перепрыгивать через других воинов.

Пешки — самые слабые участники сражения. Они прокладывают дорогу для более сильных фигур и часто жертвуют собой ради славы своей армии. Оригинальное название пешки на санскрите — падати. Сравнив это слово с латинским словом, обозначающим ногу, pedis, становится ясно, почему пешку часто сравнивают с солдатом-пехотинцем. Действительно, арабское название пешки байдак означает именно это.

С самых первых дней существования шахмат у пешек один и тот же основной способ передвижения: на одно поле вперед за один ход. Это единственная фигура, которая не может двигаться назад, а также единственная, берущая фигуру соперника отличным от своего движения способом. Пешка производит взятие, перемещаясь на одно поле по диагонали. Поместив свою пешку или фигуру непосредственно перед вражеской пешкой, можно парализовать вторую.

Когда в эпоху Возрождения шахматы сделались более динамичными, пешки получили два новых дополнительных движения. Первое — взятие на проходе: если пешка ещё не сделала ни одного хода в партии, то теперь у нее имеется возможность пойти на одно или два поля вперед. Но брать на два поля по диагонали она не может.

Превращение пешки: второе изменение имеет значительно более глубокое значение. Пешка может казаться незначительной, но теперь она далеко не бессильна! Как гусеница, пешка мечтает о метаморфозе. Для этого ей только нужно не спеша пройти доску до 8-й горизонтали (до 1-й для черных) и она тут же превращается в фигуру того же цвета. Она может стать ферзем (обычный выбор), конем, слоном или ладьей; она не может превратиться в короля или остаться пешкой. Теоретически можно иметь на доске девять ферзей одновременно, если все ваши восемь пешек достигнут последней горизонтали! Изначально пешка могла превратиться только в слугу (первоначальная слабая разновидность ферзя). После огромного увеличения силы ферзя провод пешки стал одним из ключевых элементов стратегии во многих партиях.

Из книги «Шахматный учебник беспроигрышной игры». Автор Сейраван Яссер.

Байка от Капабланки

Однажды я участвовал в турнире в Германии, когда ко мне подошёл мужчина. Решив, что ему нужен всего лишь автограф, я потянулся за ручкой, но тут мужчина сделал поразительное заявление… «Я решил шахматы!»

Я стал благоразумно отступать, на случай, если мужчина был столь же опасен, сколь и безумен, но он продолжил: «Спорим на 50 марок, что если вы пойдёте со мной в мой гостиничный номер, я смогу это доказать». Что же, 50 марок есть 50 марок, так что я решил быть снисходительным, и проводил мужчину к его номеру. Оказавшись в номере, он уселся за шахматную доску. «Я все понял, белые ставят мат на 12 ходу независимо ни от чего».

Я играл черными возможно чересчур осторожно, но обнаружил, к своему ужасу, что белые фигуры координируются как-то странно, и что я получу мат на 12 ходу! Я попробовал снова, разыграв на этот раз совершенно иной дебют, из которого в принципе невозможно было попасть в такое положение, но после серии очень странно выглядящих ходов, я снова обнаружил своего короля окружённым, и мат должен был прийтись на 12 ход.

Я попросил мужчину подождать, а сам сбегал вниз и позвал Эммануэля Ласкера, который был чемпионом мира до меня. Он был настроен крайне скептично, но согласился хотя бы прийти и сыграть. По пути мы наткнулись на Алехина, который был текущим чемпионом мира, и вот все трое мы вернулись в тот номер.

Ласкер не рисковал, но играл настолько осторожно, насколько это вообще возможно, и тем не менее, после причудливой, бессмысленно выглядящей серии манёвров, обнаружил себя зажатым в матовой сети, из которой не было выхода.

Алехин тоже попробовал, но опять же не преуспел. Это был какой-то кошмар! Вот они мы, лучшие игроки в мире, люди, посвятившие все свои жизни игре, и вот теперь все кончено! Турниры, состязания, карьеры, все кончено — шахматы решены, на 12-м ходу белые побеждают…

Тут один из друзей Капабланки вмешивается, со словами: «Погодите, погодите, я никогда ни о чем таком не слышал! И что же случилось дальше?»

— Как что, мы его убили, конечно

Не знаю, что там написано в учебнике, но утверждение

взятие на проходе: если пешка ещё не сделала ни одного хода в партии, то теперь у нее имеется возможность пойти на одно или два поля вперед

Ферзь кубанский что это

Кстати, автор не упомянул, что в просторечии ладья именуется турой. Ну и ферзь королевой, естественно.

Я, сначала, даже ногтем пошкрябал. Что это за символ?

Ферзь кубанский что это

Но почему ладью на русском назвали ладьей, хотя выглядит она как башня?

а это официальное правило? взятие на проходе

сколько играю, первый раз слышу

Первое же предложение фэил «Слон мог перепрыгивать ТОЛЬКО через одно поле» А так он пздц ща прыгучий, батут возит с собой

Я бы держал их под постоянным присмотром

В книге Д. Хупера и Д. Брендрета «Неизвестный Капабланка» есть история про сеанс одновременной игры, который Капабланка проводил в британском Парламенте, в конце 1919 года. С разгромным счетом для депутатов.

Ферзь кубанский что это

Когда у кубинского гроссмейстера спросили, какого он мнения об игре своих противников, тот ответил: «Глубоких стратегических замыслов я у них не обнаружил, но в плане тактическом они проявили известную выдумку: одни пытались сделать лишний ход, другие возвращали на доску уже снятую фигуру в надежде на то, что я этого не замечу, третьи производили за моей спиной некоторые перестановки в своей позиции. В общем, на месте избирателей, направивших этих джентльменов в парламент, я бы держал их под постоянным присмотром».

Ферзь кубанский что это

Ферзь кубанский что это

70 лет Анатолию Карпову: почти универсальный человек нашего времени, и он сожалеет лишь об одной шахматной партии.

На своём пути к главной шахматной короне Карпов выиграл много партий у самых сильных соперников в разных странах мира и вот, наконец, в 1975 году Анатолий Евгеньевич становится 12-м чемпионом мира по шахматам. В финальном матче Бобби Фишер уступил ему своё место без боя, и вот парадокс: эта несостоявшаяся игра с Фишером стала единственной, о которой жалеет Анатолий Карпов.

Как известно, свою четвёртую игру за титул чемпиона мира Анатолий Карпов проиграл в 1985 году Гарри Каспарову. А всего шахматисты сходились с спортивной битве пять раз, причём их первая игра стала самой длительной за всю историю шахмат.

С днём рождения великолепного шахматиста!

Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv

Ферзь кубанский что это

Ферзь кубанский что это

Талант 91-летнего шахматиста оценил Анатолий Карпов

Ферзь кубанский что это

Впервые Юрий Николаевич сыграл в шахматы в 16 лет, приятель составил ему компанию, а за одно рассказал правила и научил играть. После школы она поступил в Казанский авиационный техникум, потом работал на заводе мастером по резке металла, обзавелся семьей. Жизнь была насыщенной, гроссмейстером стать, увы, не удалось, но уже три четверти века Дядя Юра едва ли не самый азартный шахматист-любитель, который с интересом следит за игрой профессионалов и сам, несмотря на почтенный возраст, не устает оттачивать навыки игры.

Шахматные доски, кстати, Юрий Николаевич не меняет. Уже 30 лет он верен одному шахматному полю. Оно досталось ему от друга, который трагически погиб. В память об ушедшем товарище Дядя Юра бережно хранит доску и фигуры

Ферзь кубанский что это

Год назад пенсионер стал постояльцем пансионата «Сердце гармонии». Здесь тоже нашлись любитель разыграть партию-другую как среди персонала, так и среди местных жителей. Особенно Юрий Николаевич ценит компанию водителя Виктора, который не плохо играет в шахматы. Впрочем, одного партнера пенсионеру явно недостаточно, и он охотно готов стать учителем для любого, кто не откажется разделить с ним увлечение шахматами.

Ферзь кубанский что это

Пансионат стал участником проекта «Бабушка. Онлайн». Волонтеры устраивают для пожилых людей развлекательные мероприятия онлайн. Бабушки и дедушки общаются с известными людьми, посещают виртуальные экскурсии, концерты и поэтические вечера. Во время одной из встреч появилась идея организовать для пенсионера онлайн-турнир с именитым шахматистом. Сыграть с Юрием Николаевичем согласился многократный чемпион мира Анатолий Карпов.

Ферзь кубанский что это

Когда Юрий Николаевич узнал, что будет играть с Карповым, очень удивился и обрадовался. Перед игрой он сильно волновался, готовился, усиленно тренировался, попросил подготовить его парадный костюм.

Два шахматиста встретились онлайн и разыграли две партии, которые длились около часа. Юрий Николаевич скромно признается, что у них с Анатолием Евгеньевичем очень похожая тактика игры. По словам пенсионера, знаменитый гроссмейстер отметил, что большую часть партии Юрий Николаевич делал абсолютно правильные ходы.

Памятные партии прошли два месяца назад, но Дядя Юра каждый день вспоминает игру с именитым гроссмейстером и совершенствует свое мастерство.

Ферзь кубанский что это

Шахматы из Льюиса

Ферзь кубанский что это

Модели для будущих глиняных отливок

Ферзь кубанский что это

Вельтмандер. Длиннопост не о шахматах

Наше агентство недвижимости только что переехало в новый офис в другом районе. Владелица агентства, эталонная блондинка на белом паркетнике, возлагала на переезд большие надежды.

Для меня общая экономическая ситуация после декабря 2014-го, застой на рынке жилья наложились на мою персональную тупость в риэлторском деле, и я вообще не понимала, зачем уже несколько месяцев сижу в офисе, хожу расклеиваю объявления, дружу с продавцами и покупателями и совершаю прочие положенные агенту движения, если толку от них пшик.

Мои посетители переглянулись. Было понятно, что денег на дорогой ремонт у них нет и не будет.

Разумно возразив, что не глядя квартиры, никто им не скажет даже примерной цены и заодно посоветовав вывезти всю рухлядь старых хозяев, я напросилась посмотреть наследство.

Прошло еще около месяца, прежде чем Ольга, наследница, рассчиталась с нотариусом за свидетельство о праве на наследство, подписала договор с нашим агентством, и я выставила квартиру в продажу.

Дом действительно был привлекательный, квартира продавалась по цене гораздо ниже обычной и люди не особо вглядывались в фото, выставленные на сайте. Было очень много звонков от желающих посмотреть, в итоге я забрала ключи и поехала показывать квартиру.

Приехала заранее и ошалела. В первый раз, пробежавшись по комнатам, озабоченная выбором ракурса для снимка, я не заметила ошеломляющей картины бесхозной старости и запаха тлена. Такое ощущение, что полгода, прошедшие после смерти хозяев, пол не мыли вообще. И еще полгода до. На паркете остались обозначенные черной грязью контуры шкафов. У входа в комнату прилипли к полу клочья газет, постеленных, чтоб не заморачиваться уборкой. На уровне рук грязные следы, видно, что старый человек передвигался, держась за стенку. Серые прокопченные окна распахнуты настежь. Пыльные книги и грампластинки свалены в углу.

Вторая комната, в которой, видимо, жила дочь, была почище. Посреди нее грудой лежали черно-белые фотографии.

В городе есть шахматная школа, может, предложить им? Выйдя в интернет с телефона, нашла номер школы, позвонила, попыталась объяснить, что книги остались бесхозными после человека с фамилией Мельченко, очень жаль, если пропадут.

-Только коробки возьмите побольше, тут очень много книг.

Очередные потенциальные покупатели предположили, что в квартире держали нескольких собак. Я не стала их разубеждать и вернулась в офис.

— Представляете, полный шкаф книг и все по шахматам.

— Фельдман. Вальдштейн. Не запомнила.

Шахматисты за книгами приехали вдвоём, и, пока один разбирал фотографии и документы, другой, помоложе, сказал: «Вам бы не попасть в неприятное положение. Наследница эта вообще ведь непонятно откуда взялась. Она их голодом заморила, дочь через неделю после его похорон умерла. Мы и в прокуратуру писали о возбуждении уголовного дела, подписи собирали по соседям, да что толку.»

— Ага, возраст. Он всё как конь бегал, я думал, меня переживет.

— Теперь уж у нотариуса всё оформлено, все свидетельства, не имеет значения.

Обсудив еще, почему он не эмигрировал, они забрали в три приема коробки с книгами и грамотами на имя Иоганнеса Гуговича Вельтмандера и попрощались.

Перебирая поздравительные открытки 30-тилетней давности. жена Вельтмандера, Раиса Мельченко, тоже была шахматисткой, умерла несколькими годами раньше. справку о реабилитации отца, Гуго Гуговича, за 1956 год, путеводители по городам Прибалтики, книги по кулинарии на немецком.

Общая тетрадь, последнее, что было в папке.

» Вельтмандер. Стихи. 1940-1941″

Страницы с выцветшими чернилами

«И вот опять тетрадка предо мной

лежит и смотрит беленьким пятном.

«Где каждый цвет таит мою любовь,

где каждый клен мои признанья слышит.

«Без сапог в носках дырявых,

В гимнастерке с видом бравым

Это дядя Мотя пьяный

Развалился на диване.

Ниже иллюстрация и авторский вердикт «глупо, тупо и неостроумно»

«К родным краям мой стих, лети,

Узнай мой дом, привет отдай

Неве родимой по пути.

«Я вспоминаю: в тишине аллей

мы шли вдвоем, нам пели соловьи.

Мы победим! Ведь не впервой

В истории страны родной

Народ наш исполин, герой

С германцами вступает в бой.

«After kiss of belover. (3.8.1941)

Я медленно иду домой,

Ночное небо надо мной.

Обложка из грубого картона с вкраплениями опилок, на ней в рамочке:

Продажа по цене выше обозначенной

карается по закону

Типография фабрики «Герой труда»

Нежеланная, как ребенок, любовь, роскошь, не доставшаяся тебе. Никому. Случайная как находка. Как чья-то потеря. А потом нашелся хозяин, забрал и пальчиком погрозил. По уши в стыд. Режущая мысль, что я не там и не с теми.

Может, пора перестать стыдиться своей любви, какая бы она ни была? Обвинять себя, его, ставить стены, отгораживаться бессмысленной работой. Как будто я не имею права на огорчения, на чувство несчастья.

Спросила про соседей.

— Ой, они наговорят. Болели они оба.

Постепенно они сделали мало-мальский ремонт, соответственно подняли цену. Мне было уже неинтересно. Я ушла из агентства, уехала из города, в котором на торцевой стене шахматной школы большой рекламный коллаж. Есть там и фото И.Г. Вельтмандера. Не того несчастного старика в грязной квартире. Уважаемого всеми шахматиста в расцвете сил, чьи достижения легко найти в Википедии.

Среди страниц нашлось заявление матери Иоганна Гуговича.

«В ПартКомиссию Лен.Обкома КПСС от жены Вельтмандера Гуго Ивановича, персонального пенсионера, Вельтмандер Ента-Лея Вульфовны

В связи с получением извещения о реабилитации моего мужа, Вельтмандера Гуго Ивановича, персонального пенсионера, прошу рассмотреть вопрос о восстановлении Г.И. Вельтмандера в ряды КПСС посмертно.

30/05-57 г. Вельмандер Е.В.

При сем прилагаю справку Военной коллегии Верховного суда Союза ССР 20 апреля 1957 г. № 4н-024067/56, Свидетельство о браке № 131 Справку домоуправления б/н о нашем местожительстве в г.Ленинграде, и подробности его ареста.

В 1936 году ночью раздался звонок в нашу квартиру Набережная Рошаля 6 квар.29, так тогда называлась Адмиралтейская Наб. Вошел сотрудник НКВД и предложил моему мужу Вельтмандеру Гуго Ивановичу одеться и пойти с ним, одновременно взяв все его документы. Мой муж, прощаясь с детьми, мальчиками 15-16 лет, сказал: «Я скоро вернусь, я не был ничем запачкан и не буду запачкан, слушайтесь маму». Я часто ходила к уполномоченному, чтобы выяснить что-либо о его деле, но мне было сказано: «Вы не знаете и знать Вам не надо». Через некоторое время (точно не помню, слишком много прошло времени), как мне помнится, вечером мне позвонили по телефону и сказали, чтобы я привезла своему мужу тёплые вещи, так как его куда-то отправляют. Свидания я с ним не имела. Через некоторое время я получила от него письмо, и я ему послала одну посылку, которая ко мне вернулась. Больше я от него ничего не получила и ничего о нем не знаю. Когда я обратилась к уполномоченному, интересуясь его делом, мне сообщили, что он осуждён на 8-10 лет по 58 статье.

Через несколько дней пришел уполномоченный НКВД, конфисковал все имущество за исключением мелких вещей и вручил мне билеты на поезд, приказав дворнику помочь нам отвезти багаж. По приезде в Сарапул мне дали в НКВД справку о том, что я нахожусь в Административной высылке, по которой я ходила раз в неделю или в две недели отмечаться, и послали нас на работу за Каму на МТБазу, где я работала счетоводом, старший сын чернорабочим, а младший сын почтальоном. В 1938 году, будучи на работе, за мной приехали два сотрудника НКВД и увезли в тюрьму, где я просидела 2-3 месяца. После нескольких допросов меня освободили и сообщили, что причиной моего ареста и высылки является то, что я была женой Гуго Ивановича Вельтмандера.

В Отечественную войну старший сын мой Гуго Гугович Вельтмандер был на фронте, контужен, ранен, вступив в партию, был парторгом роты в чине сержанта. Имеет две медали за боевые заслуги. В настоящее время, после окончания Карельского института за время пребывания в Сарапуле, работает в г. Котла, Эстония в качестве директора школы.Окончил высшую партшколу в Таллине. Младший сын Иоганес Гугович, окончив в Казани фин.эконом. техникум, является мастером спорта СССР по шахматам и работает тренером, проживая в г. Ижевске, где совместно с ним проживаю и я».

Высылка спасла их от блокады, как странно, правда?

Всё пыталась вспомнить, откуда мне знакома Набережная Рошаля. Каверин, «Два капитана», дом со львами на проспекте Рошаля. Катастрофа «Норд-Оста» и доктор Рошаль.

Но, кажется, мы все заложники страны.

Ферзь кубанский что это

Ферзь кубанский что это

Азартные шахматы или почему церковь запрещала известную игру

Ферзь кубанский что это

С самого момента появления шахмат на христианских землях, церковь заняла резко негативную позицию по отношению к ним. Они были приравнены к азартным играм и пьянству. Причем, что интересно, все ответвления христианства были едины в этом вопросе. В 1061 году католическим кардиналом Дамиани был издан указ о запрете игры в шахматы среди духовенства. В своём письме к папе Александру II кардинал именует шахматы не иначе как «измышлением дьявола», «игрой непристойной, неприемлемой». Основатель ордена тамплиеров Бернар в 1128 году говорил о необходимости бороться с увлечением шахматами. Глава протестантов Ян Гус также был противником шахмат. Под влиянием церковных иерархов запрещали игру в шахматы король польский Казимир II, французский Людовик IX (Святой) и английский Эдуард IV.

Однако, несмотря на все запреты шахматы продолжали распространяться. К примеру, в Новгороде (Неревский раскоп), в слое 70— 80-х гг. XIII в. шахматы найдены на территории трех усадеб, столетие спустя, в 50—70-х гг. XIV в., они обнаружены уже в пяти домовладениях, а в начале XV в. — почти в каждой из 10 раскопанных усадеб. В 2010 году шахматного короля нашли в слое XIV — XV веков в Новгородском Кремле, неподалеку от резиденции архиепископа.

В Новгородскую Кормчую — свод церковных и светских законов XIII в. — было включено «Святительское поучение новопоставленному священнику», где говорится: «Ни почитай возбраненных книг, или доселе чему научился еси, неведомые словеса, чары и лечьбы, коби или игры, дивы творя баснии звягомых, лекы и шахматы имети да ся останеши, ни коньнаго уристания не зри» (Смирнов, стр. 196).

То есть человек, рукоположенный в сан священника, должен был кроме иных ограничений отказаться и от азартных игр, к которым были отнесены шахматы. За игру в шахматы даже могли лишить сана. В Паисиевском сборнике (конец XIV — начало XV в.) говорилось: «Аще кто от клирик или калугер, или епископ, или прозвитер, или диакон играет шаматы или леки, да извержеться сана. Аще дьяк или простец да примут епитемью 2 лета 10 хлебе и 10 воде. а поклона на день 200, понеже игра та от беззаконных халдей, жрец бо идольскии тою игрою пророчествовашет о победе ко царю от идол, да то есть прелыценье сатаниыо» (Песни…, стр. 103).

Если в Европе в 1393 году Регенсбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр, то в России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы жо сих пор нет. Но уже с XVII — XVIII века этот запрет фактически не действовал. В шахматы играл Иван Грозный (причем, по преданию, он даже умер за шахматной доской). При Алексее Михайловиче шахматы были широко распространены среди придворных, умение играть в них было обычным делом для дипломатического корпуса. Увлечение шахматами в русском государстве отмечали Турбервиль: «Очень распространена игра в шахматы, чуть ли не каждый сумеет объявить вам шах и мат; их искусство проистекает от большой практики» («Сказание о России», 1568); А.Олеарий называл русских «умелыми игроками»; «эти русские превосходно играют в шахматы; наши лучшие игроки перед ними — школьники» (французская хроника, 1685).

В начале XVIII в. продолжению распространения шахмат в России способствовал Пётр I, бывший большим любителем игры. В шахматы играли А.Меншиков, Г.Потёмкин, А.В.Суворов, Екатерина II.

Но вернемся к священникам. Наказание, предусмотренное Новгородской Кормчей для священников-игроков, объяснялась сугубо практическими соображениями (и, видимо, имевшимися прецедентами). Новгородцы предпочитали хранить свое особо ценное имущество и товары в церквях, что было логично, ведь дома были деревянными и могли сгореть, а вот церкви предпочитали возводить каменные. Священнослужители, соответственно, отвечали за сохранность вверенного им имущества. Получается, что вошедший в раж поп мог проиграть не только своё барахло, но и доверенное ему имущество прихожан. Для попа это означало подрыв не только его авторитета (хотя какой там уже после такого-то авторитет. ), но и, что важнее, авторитета всей церкви, представителем которой он был для горожан.

Современному человеку может показаться странным, что шахматы в средневековой Руси считались азартной игрой. Одна из старинных русских рукописей так и озаглавлена: «Еже кто не помышляше грех быти во играх шахмотных и протчих костарных играх».

Можно предположить, что «прелыценье сатанино» есть также и отголоски борьбы церкви с языческими традициями, ведь вполне возможно, что шахматная партия также была и способом гадания перед битвой.

О.В.Кузьмина в приложении к своей монографии «Республика Святой Софии» достаточно подробно анализирует былинные текста. Кратко предоставлю здесь результаты и процесс анализа (Ну и немного присвоим ее интеллектуальную собственность. По крайней мере попробуем 🙂 ).

Одна из поздних былин содержит упоминание о шахматной игре русских богатырей перед сражением с врагами:

«На том раздольище чистом поле

Собиралось тридцать богатырей без одного,

Сидят молодцы в белом шатре;

В белом шатре белополотняном,

Сидят молодцы, забавляются,

Играют в шашки-шахматы,

Во тыи велеи золоченыя» (Песни…, стр. 103)

Если сейчас шахматная партия может длиться часами, то в древности царь или военачальник вряд ли бы стали ждать столько времени, пока жрецы окончат свою партию в шахматы и сообщат, наконец, свой вердикт — победа или поражение.

Тем более реальные военные действия во многом зависят от удачи, неожиданности, а не только от умелого стратегического расчета.

Из вышесказанного следует, что жрецы играли в шахматы по иным правилам, отличным от современных. Из письменных источников мы можем узнать, что в древние времена кроме фигур в шахматной игре использовались и игральные кости. Ведь азартной игру делает, в первую очередь, элементы удачи, везения, а не только денежные ставки. Именно такой азарт добавляли в шахматную игру кости.

Обратимся к былине «Михайло Потык», где наиболее подробно описана игра в шахматы. Герой былины предлагает сыграть в шахматы царю Вахрамею Вахрамеевичу:

«— А я слыхал — скажут, ты охоч играть

Да в доски-те шахматны,

А в дороги тавлеи золоченые,

А я-то ведь еще уж также бы.

Поиграем-ко во доски мы шахматны,

В дороги тавлеи золоченые.

Как этот царь Вахрамей Вахрамеевич

Охоч играть во доски-те шахматны,

А в дороги тавлеи золоченые,

Всякого-то ведь он да поиграл,

Как тут-то себе он ведь думает:

«А надо б мне молодца да повыиграть!» (Библиотека…, стр. 330-332)

Герои былины именуют игру: «Поиграем-ко во доски мы шахматны, в дороги тавлеи золоченые. » «Тавлеями» в XVI—XVII вв. на Руси именовалась игра в кости. Сейчас тавлеи — это нарды или трик-трак. В нардах ход игры сильно зависим от броска игральных костей. Из этого следует, что в былине объединение шахмат и тавлей в одну игру происходит именно из-за наличия игральных костей в обеих играх. «Тавлеи золоченые» былины — это одновременно и шахматные фигуры, и игральные кости. Если проводить аналогию с нардами, то можно предположить, что от броска костей зависела либо очередность ходов в шахматной партии, либо число ходов, которые мог сделать один игрок подряд.

Из вышесказанного становится понятно, почему подобная рискованная манера игры приравнивается к богатырской доблести. В ряде былин герой три раза подряд выигрывает партию, в которой ставкой является его собственная жизнь. Таким образом он демонстрирует сочетание четкого расчета и отваги с удачливостью, позволяющее ему побеждать в реальном бою. Ум и удачливость — вот достоинства русского богатыря, которые ценились на Руси наравне с силой и ловкостью.

Богатый материал для анализа древнерусской шахматной игры дают различные вариации былины о Ставре Годиновиче. В древнейшем сборнике былин Кирши Данилова в былине «Ставер-боярин» присутствует описание игры в шахматы:

«Стал с ним в шахматы играть

Первую заступь заступовали —

И ту посол — поиграл;

Другую заступь заступовали —

и другую заступь посол же поиграл;

третью заступь заступовали — шах да мат,

да и под доску!» (Древние…, стр. 137)

Исследователь шахматной игры на Руси И.М.Линдер, считает что в данном кратком описании шахматной игры «заступь» означает не один ход игрока, а партию целиком. К сожалению, ни подтвердить, ни опровергнуть данную гипотезу мы не можем.

Герои былин обычно играют три партии — три «заступи». Однако, это правило не всегда соблюдается — встречаются варианты былин с лишь одной партией:

«Садилися к столу они дубовому,

Приносили им доску шахматну.

Как Владимир князь стольно-киевский,

Он ступень ступил, да не доступил,

Он другой ступил, да переступил,

А третий раз да она впросак попал.

А молодой гость да грозен посол,

Обыграл он князя Владимира.» (Былины (Библиотека поэта), стр. 237)

«Говорит на то-де солнышко Владимер-князь:

— Я накину на тебя службу тяжелую:

С моими с игроками поиграть сперва,

Как во ти еще во пешецьки, во шахматы;

Как обыграешь ты моих-ле игроков еще,

Я отдам тогда тебе Ставра, отдам безденежно.

Говорит на то Василей-от Иванович:

— Я бы знал-ле ваши замысли княженецкия,

Я бы брал с собою людей ноньце уценыих,

Как маленько с измалешка я, Васька, игрывал.

Принесли ноньци-де пешецки точеныя,

Принесли-де как дощецьку да позолочену,

Ой как стали они играть в пешки-ле, шахматы,

Говорят они игроки нонь княженецкия:

— Ты ходи же нонь удалой доброй молодец,

Ищэ ты-ле Василей сын Ивановиць.

Как которой накликат, тот наперед ступат.

А как идут нонь игроки нонь княженецкия,

Как ступили они во пешецьки, во шахматы,

Как ступил ноньце Василей сын Ивановиць,

А другой-де раз ступил, да им ходу не дал,

А во третей раз ступил, дак их с доски сгонил.» (Онучков, стр. 119)

В этом отрывке ход партии можно понять, только лишь допустив наличие в игре костей. Интересно, что игральная кость не используется для определения того, кому первому ходить: «Как которой накликат, тот наперед ступат». В ходе игры, игрок может «ступить», то есть переместить свою фигуру несколько раз подряд. Вполне возможно, что после каждого своего хода он бросал игральную кость для определения того, останется ли ход а ним или перейдет к противнику.

В данной былине все шахматные фигуры называют «пешками». Известно, что шахматы на Руси назывались «шашечной игрой» в XVIII — XIX вв. В руководстве по шахматной игре XIX в. отмечается, что «у каждого игрока 16 шашек» (Линдер, стр. 140). И.М.Линдер, проанализировав былинные упоминания шахматной игры, предположил, что «когда певцы говорили: «во тыи тавлеи золоченыя», то имели в виду игру с шахматной доской, к тому же золоченой». По мнению исследователя, былинное выражение «Играют в шашки-шахматы, Во тыи велеи золоченыя» означает «играть фигурами (шашками) на досках (тавлеях, велеях) в игру, именуемую шахматами» (Линдер, с. 143). Но мы позволим себе не согласиться с корифеем науки и перечитаем былины повнимательнее.

Вероятно, что католическая церковь поменяла свое отношение к шахматам только после изменения правил игры, т. е. когда из неё исчезли игральные кости. Шахматы превратились в игру ума, способствующую развитию мыслительных способностей человека и дающую некое представление о тактике и стратегии.

Пишет тебе твой внук Алекс. У нас, на Руси, нонче правила игры в шахматы также изменились. Тапереча, в лето 5458-е от Сотворения мира, шахматы уже не преследуются благословенной церковью нашей, в них играют ноне все сословия без исключений.

Скорее всего были приняты западноевропейские правила игры. И.М. Линдер, проанализировав источники, сделал вывод, что «ни в одном из отзывов не сообщается о каких-либо существенных различиях между правилами игры русских шахматистов и принятыми тогда правилами во Франции, Италии и других западноевропейских странах» (Линдер, стр. 175).

Ферзь кубанский что это

Тем не менее, азартность игры до конца так и не была утрачена. Об этом нам рассказывает одна интереснейшая археологическая находка из Москвы, совершенная весной 2017 года. Это небольшой клад серебряных монет второй трети XVI в., хранившийся в костяной шахматной фигурке. Костяная шахматная фигурка собственно и попала в руки ученых, в основном, благодаря своей серебряной «начинке». В ходе производства строительных работ фигурка оказалась выброшенной в отвал и была обнаружена археологами с помощью металлодетектора, среагировавшего на наличие цветного металла. Шахматная фигурка по своей форме соответствует фигуре «слона». Она была выточена на токарном станке, а поверхность впоследствии еще и дополнительно отполирована. Сама фигурка состоит из трех частей – поддона, центрального «барабана» и навершия – соединяющихся между собой при помощи втулок с винтовой нарезкой. Именно полый срединный «барабан» фигурки и послужил емкостью для хранения монет. Внутри фигурки находилось десять серебряных монет, относящихся к периоду правления Ивана IV Грозного (1533−1584).

Конструктивная особенность фигурки не предполагает, что эта её особенность специально предполагала возможность прятать деньги или какие-либо другие ценности и предметы. Составной характер фигур, имевших существенно меняющийся диаметр на различных участках, попросту упрощал и удешевлял их производство. Для оснований таких фигур вполне годились круглые вырезки из костяных пластин, а их срединную часть и вовсе можно было изготавливать из толстостенных фрагментов трубчатых костей животных. В противном случае фигурку целиком пришлось бы вытачивать из монолитной заготовки, представленной качественным, но очень дорогим сырьем – слоновой или моржовой костью. Причем половина объема этой заготовки, состоявшей из материала, ценившегося едва ли не дороже всего шахматного набора (и, возможно, не одного), должна была уйти в отходы. По этой причине слоновая кость шла на изготовление очень дорогих, как сейчас бы сказали — коллекционных, шахматных фигурок, вырезавшихся мастерами вручную и имевших индивидуальную форму, а для изготовления «стандартных» фигурок, вытачивавшихся на токарном станке, использовалось более дешевое сырье.

Столь необычный способ хранения денег может быть связан с увлечением их владельца игрой в шахматы. Можно предположить с определенной долей уверенности, что спрятанные в шахматную фигурку денги могли предназначаться для игры. Эти монеты, припасенные заранее, могли быть «последним шансом» на реванш, предоставляя возможность владельцу предпринять еще одну попытку отыграться, после того как вся сумма, отложенная для игры, уже была проиграна. Это следует из того, что денежная сумма, которую составляли спрятанные в шахматную фигурку серебряные монеты, не была крупной, однако ее нельзя назвать и слишком мелкой. За эти деньги можно было, например, купить восемь десятков куриных яиц или пуд ржаной муки, или около полутора килограммов коровьего масла (Мельникова, 1990. С. 6−9). Таким образом, эта сумма, будучи «поставленной на кон», могла представлять интерес в качестве приза для победителя игры.

Беркович В.А., Зайцев В.В. Клад монет Ивана Грозного из шахматной фигурки // Материалы научно-практического семинара по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране культурного наследия имени А.Г.Векслера. М.: 2017.

Библиотека русского фольклора. Былины. М., 1988.

Былины (Библиотека поэта). Л., 1954.

Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. Спб., 2000.

Линдер И.М. Шахматы на Руси. – М. 1964.

Мельникова А.С. Булат и злато. – М., 1990.

«Наука и жизнь», 1962, №8

Онучков Е.Е. Печорские былины. СПб., 1904.

Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. Ч. 1. Народные былины, старины и побывальщины. М., 1861.

Смирнов С. Материалы для истории древнерусской покаяной дисциплины. М., 1912, № XXI.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *