Феномен тик тока в чем

Феномен Tik Tok: история площадки для создания коротких видео и социальная сеть для нового поколения

Ариана Гранде, Эд Ширан, Бруно Марс, Арнольд Шварценеггер. Всех этих людей объединяет то, что они зарегистрировались в сервисе TikTok, и публикуют там свои видео. Кроме них тем же занимается примерно 800 миллионов человек в день. Как это произошло, почему они это делают и как это проходит мимо большинства из нас?

История

Владелец TikTok — китайская компания Bytedance, признанная в октябре 2018 года изданием Bloomberg самым дорогим стартапом в мире. Организацию оценили в 75 миллиардов долларов, на втором месте — всемирный сервис такси Uber.
Bytedance в основал Чжан Иминг (Zhang Yiming) в 2012 году. На тот момент ему было двадцать девять. Сейчас он входит в рейтинг самых влиятельных людей мира бизнеса младше 40 лет.

Первым продуктом стартапа стал новостной агрегатор Toutiao, чьей уникальной «фишкой» была поддержка искусственного интеллекта: алгоритм учился на привычках пользователей и сам выбирал для них подходящие материалы. Сейчас таким никого не удивишь, но в то время идея была более-менее инновационной.

Большинство стартапов в Китае обычно переходят под крыло крупных китайских холдингов, а ByteDance пошла по другому пути. В 2016 они выпустили «ТикТок», но тогда он еще назывался Douyin и его целевая аудитория была в Китае. Уже тогда в ней появились свои первые локальные звёзды, мемы и своя атмосфера.

Musical.ly и TikTok

Перемещаемся немного назад в прошлое и вспоминаем о приложении Musical.ly. В 2014 году оно было представлено пользователям. Изначально оно было совсем иным, чем его помнят: рабочее название – Cicada, цель – просвещение с помощью «длиннющих» пятиминутных (!) образовательных роликов. Позже от этой идеи отказались по нескольким причинам: незаинтересованность аудитории, трудность производства (трудно найти экспертов, еще труднее уместить их мысли в 5 минут) и, возможно, огромные риски. Но позже, как гласят легенды, Чжу увидел на улице, как школьники кривляются под музыку, фотографируются и выкладывают это в интернет. Так появилось караоке-приложение, где пользователь может записать 15-секундный ролик под фонограмму и выложить его в отдельную соцсеть. В день запуска приложения им пользовалось уже 500 человек.

В течение следующих десяти месяцев приложение продолжало наращивать аудиторию. Одним из ключевых решений был простой, но гениальный ход: вставлять в каждое видео логотип с адресом сайта и названием приложения. Таким образом, все перезаливы на ютубе и выходящие за пределы приложения видео сразу имели метку о «первоисточнике», что позволило резко увеличить аудиторию. В ней появились свои локальные звёзды-самородки, на готовенькое пришли и знаменитости (Селена Гомес, Меган Трейнор, Джейсон Деруло и другие музыканты). Функционал позволял делиться роликами, общаться и записывать дуэты.

В 2016 не имеющий никакого значения к описанным выше событиям, людям и сайтам сервис Vine закрылся. Вряд ли он был главным конкурентом Musical.ly, но тот смог занять нишу сервиса коротких видео и точно «увёл» часть аудитории.

В 2017-2018 годах сервис Мьюзикал.ли был выкуплен, а позже объединён с ТикТоком: рискованное, но логичное решение. Приложения (а это в первую очередь мобильные приложения, а не сайты или «программы») были схожи по функционалу, идее и целевой аудитории.

От сделки выиграли все: аудитория росла в США, Европе, Китае, да по всему миру. По количеству скачиваний приложение сейчас одно из самых популярных и в AppStore, и в Google Play (как минимум, в своих категориях). Твиттером, скайпом и вайбером сейчас пользуются меньшее количество людей, чем приложением для коротких музыкальных видео. А вы как думали?

В России

На просторы России и других русскоговорящих стран сервис пришёл через перезаливы видео на другие сервисы (тысячи подборок с миллионами просмотров на ютубе у различных компиляций и перезаливов из ТикТока) и красивую, запоминающуюся и раздражающую рекламу. Один самых известных примеров – ролик с девушкой под песню «а он не знает ничего». Если вы были активным пользователем ютуба пару лет назад – наверняка вспомните:

Реклама брендов в видео: musical.ly

Над приложением стали шутить: фотошопить смешные картинки, снимать пародирующие видео и делать другие вещи, которые являются признаками славы.

Феномен тик тока в чем

Почему популярен

Конкуренты и аналоги

Instagram: короткие весёлые видео, хэштеги и сториз есть и там
Coub: тоже короткие весёлые видео (пусть и обычно без личного участия в кадре)
Vine: уже отыгран
YouTube: само собой!

Источник

Как работают алгоритмы китайской соцсети TikTok

Феномен тик тока в чем

Подобный контент — однозначно исключение. TikTok — это платформа для коротких развлекательных видео. На экране, как правило, люди, которые танцуют, поют, общаются, разыгрывая сцены из жизни. Каждое видео длится не дольше 60 секунд, а загружают их сами пользователи — десятками и сотнями тысяч ежедневно. И тем не менее, трагический случай с бразильским подростком обнажает суть работы TikTok — то, что вы увидите на экране, определяют алгоритмы.

TikTok — единственная из пяти самых популярных социальных сетей в мире, которая не принадлежит при этом Facebook, и первый успешный глобальный технологический продукт родом из Китая. В 2016 году китайская компания ByteDance запустила сервис Douyin, спустя год появилась его международная версия — TikTok. Примерно тогда же ByteDance покупает американское караоке-приложение Musical.ly и объединяет его с TikTok. Результат слияния — к августу этого года приложение скачали более 2 млрд раз, а месячная аудитория TikTok превысила 700 млн человек.

Как работают алгоритмы: сторона тиктокера

Взрывная популярность TikTok стала возможной, по крайней мере отчасти, благодаря продвинутым алгоритмам искусственного интеллекта, разработанным в ByteDance. Именно они отсматривают гигантский объем видеоконтента, за которым человеческий интеллект уследить уже не в силах, и решают, что показать каждому пользователю.

Оценивается все: от содержания видео до того, в какой программе он смонтирован. На что обращают внимание алгоритмы:

Чтобы видео понравилось алгоритмам, оно должно пройти через многоступенчатую инспекцию. Она идет в автоматическом режиме, а спорные случаи проверяют модераторы.

Феномен тик тока в чем

Вся эта сложная система правил должна побудить авторов создавать оригинальный контент. Для новичков работает что-то вроде испытательного срока: видео должны вовлекать зрителя сразу — через просмотры, лайки, комментарии, репосты и подписки. Если новичок выдерживает темп в первых 10-20 роликах, алгоритмы TikTok начинают его активно продвигать.

Эти же правила работают и в обратную сторону. Если популярный тиктокер теряет форму — реже выкладывает видео или не придумывает новые ходы — он довольно быстро остается без просмотров. Сервис таким образом убивает сразу двух зайцев: обеспечивает и постоянный приток оригинального контента, и его ротацию.

Удерживать создателей контента помогает ключевая особенность алгоритмов TikTok — непредсказуемость. Долгое время никто не знал, как они работают.

Поначалу тиктокеры пытались разобраться в работе алгоритмов сами, опытным путем. Цель — попасть на главную страницу, которую видит пользователь, она называется ‘For You’. Одни считали, что достаточно ставить везде тег #ForYou, другие — что алгоритмы делят пользователей на группы, а затем показывают видео по очереди каждой из них, третьи — что видео попадают в рекомендации абсолютно случайно. Тиктокеры адаптировали свои ролики под ту версию работы алгоритмов, которую считали правдивой.

Отчаянные попытки снискать благосклонность ИИ-алгоритмов и попасть в рекомендации чем-то напоминают ритуальные пляски древних людей, обращенные к богам.

И лишь в июне 2020 года TikTok приоткрыл тайну своих рекомендательных алгоритмов. В пресс-релизе на официальном сайте компания рассказала, как видео попадают в ленту к пользователям. Речь идет о критериях, которые перечислены выше — содержание видео, реакции пользователей и способ создания — разумеется, в общих чертах, без деталей.

Теперь тиктокерам есть от чего отталкиваться. Глава TikTok Кевин Мейер вселил еще больше надежд, когда в конце июля высказался о том, что «прозрачность алгоритмов» способна сделать мир лучше. Правда, уже через месяц он ушел в отставку.

Феномен тик тока в чем

Как работают алгоритмы: сторона зрителя

Чтобы ролики набирали миллионы просмотров, нужны те, кто не будет отлипать от экранов. И это тоже обеспечивают алгоритмы.

Когда вы впервые заходите в TikTok, перед вами сразу возникает бесконечная лента коротких видео — та самая ‘For You’. Логичным было бы сначала спросить пользователя об интересах, предложить подписаться на кого-то из популярных тиктокеров. Но как раз в отсутствии этого и заключается одна из главных инноваций сервиса.

TikTok показывает не то, что, как вы думаете, вам понравится, а то, что вам действительно нравится.

Первое время видеоролики в вашей ленте будут довольно случайными. Все, что от вас требуется — просто скроллить. Те видео, на которых вы задерживаете внимание, помечаются как значимые и формируют основу для персональных рекомендаций. Спустя несколько дней или даже несколько часов ваша ‘For you’ лента будет адаптирована под ваши особенности и интересы.

Такой подход называют графом интересов. Традиционно социальные сети создавались вокруг идеи социального графа: онлайн-профиль человека — это те люди, с которыми он общается, и которые следят за его жизнью, его социальный слепок. Граф интересов — это слепок интересов конкретного человека, социальные связи сюда не входят.

Эти идеи сегодня активно внедряют и другие соцсети, особенно те, что ориентированы на видео. Отличие TikTok как социальной сети в том, что она не такая уж социальная, так как изначально строилась вокруг идеи графа интересов. С точки зрения зрителя, это больше похоже на сервис по подбору развлекательного контента с элементами социальной сети.

Феномен тик тока в чем

Исследований, посвященных TikTok, пока мало. В тех, что начинают появляться, речь идет о том, что для видеоплатформ вроде TikTok характерны слабые социальные связи. Тиктокеры не чувствуют связи с фанатами, а сообщества фанатов нестабильны. Это неудивительно, ведь алгоритмы заточены на частую смену трендов и героев.

Контент всегда свеж, что не дает зрителю заскучать и выйти из приложения. А если такие мысли у зрителя появляются, то в ход идет тот же принцип, что удерживает на площадке создателей контента — непредсказуемость.

Ролики на TikTok притягательны по двум причинам: непредсказуемость сюжета и минимум когнитивных усилий.

Первый принцип активно используется в казино — игрок должен время от времени выигрывать, получая положительные подкрепления. Когда в этом нет системности, кажется, что вот-вот снова повезет. Примерно так же работает и бесконечная лента, только источники удовольствия здесь — увлекательные видео, которые не хочется упускать. О том, чтобы они попадались регулярно, позаботятся алгоритмы TikTok.

Увлекательными видеоролики делает не только сюжет, но и сам формат. Движущиеся картинки для восприятия проще и понятнее, чем, скажем, текст. Еще охотнее люди реагируют на лица — неслучайно TikTok активнее всего продвигает видео с людьми в кадре. Между двумя задачами, требующими разных умственных усилий, люди выберут ту, что попроще. После того, как выбор сделан, работает автоматическая лента.

Темная сторона

Если алгоритмы TikTok и можно уподобить богам, то это должны быть боги развлечений. Но, как учит нас древняя мифология, у бесконечных развлечений часто бывают последствия.

Психологи сходятся во мнении, что гаджеты и социальные сети способны вызывать зависимость. Спорят только о масштабе проблемы. Социальный психолог Адам Адлер в книге “Irresistible” отмечает:

Два важных «ингредиента» социальных сетей, на которые клюет наш мозг — это переменные позитивные подкрепления и жажда признания.

Вопрос в том, выделяется ли на этом фоне TikTok. Его главная аудитория — дети и подростки. Их психологи как раз считают наиболее уязвимой группой: у них и не до конца сформировавшийся мозг, плохо умеющий контролировать импульсивные порывы, и особая нужда в признании. Если прибавить сюда технологии удержания внимания, то по этой логике выходит, что на TikTok должны подсаживаться сильнее, чем на конкурентов.

Феномен тик тока в чем

С другой стороны, исследований на эту тему практически нет. В одной из работ авторы сравнили, как использование Facebook, Twitter, Instagram и TikTok во время пандемии влияет на благополучие людей. Их вывод: TikTok не делает хуже. Но это касается именно субъективных ощущений, но не аддиктивности.

Оба этих феномена возникают, когда свойственные людям когнитивные искажения усиливаются умными алгоритмами. Среди таких искажений: склонность к подтверждению своей точки зрения и желание иметь вокруг людей, похожих на тебя.

Пузыри фильтров — это система персональных рекомендаций, дошедшая до логического завершения: алгоритмы показывают то, что человек хочет увидеть, а не то, что происходит на самом деле. В итоге, каждый начинает существовать в своем информационном пузыре. Например, TikTok обвиняли в создании таких пузырей для пола, возраста и расы. Подписка на молодую брюнетку или лайк парню азиатской наружности добавит в ленту роликов с людьми аналогичной внешности.

Это работает и с политическими взглядами, только здесь пузыри с похожим содержимым сливаются и образуют эхо-камеры. В них люди одинаковых убеждений общаются между собой и только утверждаются в собственной правоте, постепенно радикализируясь. Профессор философии Университета Юты Тхи Нгуен проводит важное различие:

Информационный пузырь — это когда ты не слышишь людей с иной точкой зрения. Эхо-камера — когда ты им не доверяешь.

В итоге общество поляризуется, и TikTok вносит в это свой вклад: одни тиктокеры пиарят президента США Дональда Трампа и распространяют конспирологические теории, другие — пытаются сорвать его предвыборные встречи.

Одно из самых популярных мнений насчет цифровой слежки звучит как «мне нечего скрывать». Однако дело не обязательно в преследовании. Главная проблема — людьми становится легче манипулировать. Когда алгоритмы имеют подробный граф интересов для каждого из нас и порой знают человека лучше, чем он сам, они способны продать ему что угодно — от очевидно ненужных товаров до «правильных» моделей поведения и политических взглядов.

То, что не получается тонко скорректировать, можно просто не показывать. Как-никак, сервис родом из Китая, известного своим особым подходом к свободе информации. Один из скандалов вокруг TikTok был связан с удалением видео Ферозы Азиз из США. В обучающем ролике про уход за ресницами последним пунктом она предлагала загуглить информацию про жизнь уйгуров в Китае, для которых местное правительство организовало цифровой концлагерь. Осенью прошлого года ролик набрал 9 млн просмотров, но был удален, как позже прокомментировал TikTok, из-за ошибки модератора.

Феномен тик тока в чем

В «ошибку» верится с трудом, учитывая внутренние инструкции для модераторов TikTok, которые позднее, в марте этого года, опубликовало издание The Intercept, и которые сервис не стал опровергать. TikTok предписывает модераторам банить пользователей за политические высказывания о Китае. Формулировки должны быть знакомы российскому читателю: «неуважение к представителям власти», «фальсификация истории страны», «угроза национальным интересам».

Цензура TikTok касается не только политики. Модераторы должны ограничивать продвижение роликов, где люди слишком «уродливые», «бедные» или имеют особенности развития.

Додумывать, что конкретно означают эти термины, модераторам не нужно — компания позаботилась, чтобы инструкции были подробными. «Очевидный пивной живот», «аномальная форма тела», «уродливая внешность», карликовость, «слишком много морщин», «заболевания глаз» и другие «низкокачественные» черты у людей, а также ветхое жилье с трещинами на стенах, трущобы и сельская местность — все это сделает ролик невидимым для пользователей.

Алгоритмы TikTok определяют то, что мы увидим на экране, и то, что мы не увидим. Алгоритмы — это не мистическая сущность и не невидимая рука, которая просто подбирает для вас самый лучший контент. Это вполне осязаемая рука вполне конкретной корпорации, одной из самых дорогих частных компаний на планете.

В TikTok действительно много интересного контента — смешного, удивительного, познавательного, глупого, общественно значимого, неудобного и даже временами шокирующего. Контент генерируют пользователи.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Источник

«Место для деградации» TikTok стал главным приложением года. Как он перевернул весь мир и сделал своих звезд миллионерами?

Феномен тик тока в чем

Кадр: Furious Pete / YouTube

2020 год стал во многих аспектах поворотным для TikTok. Приложение для танцующих на камеру подростков превратилось в самую популярную соцсеть, в которой теперь гармонично уживаются учителя, порномодели и бабушки из российской глубинки. Сегодня TikTok — это не только средство от скуки, но и эффективный способ заработка: популярные блогеры получают миллионы долларов за свой контент. Влияние соцсети выросло настолько, что в некоторых странах она стала инструментом политического влияния. Как китайское приложение за год покорило мир и почему звезд TikTok уже нельзя игнорировать — в материале «Ленты.ру».

«С такими приложениями через 20 лет некому будет запускать в космос корабли»

TikTok запустили в Китае в сентябре 2016 года, на международный рынок он попал два года спустя. Поначалу в сервисе преобладали видеоролики с подростками, открывающими рот под известные песни (такой стиль называется липсинк). Дело в том, что в августе 2018 года пекинская компания ByteDance, которая запустила TikTok, объединила его с другим популярным сервисом — Musical.ly, который как раз специализировался на липсинке, то есть большинство его пользователей пели под фонограмму других исполнителей и пританцовывали в кадре. Аудитория Musical.ly на момент слияния составляла более 100 миллионов человек, поэтому неудивительно, что новый TikTok в первое время ассоциировался у пользователей именно с подобием караоке.

Феномен тик тока в чем

Очень быстро приложение обросло огромным количеством новых пользователей, вместе с которыми на платформе начали появляться свежие форматы роликов. Встроенный видеоредактор позволял делать эффектные клипы прямо на смартфоне, поэтому любой желающий мог смонтировать собственный клип, наложить на него дополнительные визуальные эффекты и выложить в видеохостинге.

Одной из главных фишек TikTok были и остаются челленджи. Пользователям предлагается повторить задумку или трюк автора и выложить результат на своей странице. Среди самых популярных флешмобов 2020 года можно вспомнить Flip The Switch Challenge. Его идея довольно проста: два человека танцуют перед зеркалом под музыку, но в какой-то момент происходит монтажная склейка, и герои ролика меняются нарядами. Комбинация людей в кадре у всех разная — чаще всего менялись одеждой парень и девушка, но иногда блогеры для юмористического эффекта приглашали поучаствовать пожилых родственников.

Впрочем, далеко не все развлечения тиктокеров были безобидными. Достаточно вспомнить челлендж под названием Skull Breaker, герои которого периодически отправлялись в больницу и даже в мир иной. Случалось это следующим образом: двое заранее сговорившихся друзей просили подпрыгнуть третьего и в этот момент били его по ногам. В результате подпрыгнувший падал и нередко ударялся затылком об пол. История знает несколько случаев с летальным исходом.

Встречались и абсолютно бессмысленные флешмобы вроде окунания половых органов в соевый соус. Таким образом пользователи-мужчины пытались доказать или опровергнуть теорию о том, что на тестикулах имеются вкусовые рецепторы. В эту же копилку безумств можно добавить челлендж «Обмочи свои штаны», название которого говорит само за себя.

Лучше всего отношение россиян выражают комментарии пользователей под новостями об успехе TikTok. Люди считали, что китайская соцсеть стала «новым местом для деградации» и «отличным инструментом для разложения общества». По крайней мере, именно такой образ создали для нее СМИ.

«То самое чувство, когда ты против всякой цензуры, но понимаешь, что с такими соцсетями и приложениями типа TikTok через 20 лет некому будет создавать новые антибиотики, запускать в космос корабли и решать растущие социальные проблемы», — так звучит один из наиболее нейтральных комментариев к новости о том, что TikTok стала четвертым в мире неигровым приложением по числу скачиваний в 2018 году. Восприятие сервиса для многих резко поменялось после событий, связанных с коронавирусом.

Новая эпоха

Наступление пандемии COVID-19 стало для TikTok очередной и, пожалуй, главной точкой роста за время существования платформы. Уже к апрелю 2020 года количество загрузок приложения преодолело рубеж в два миллиарда — эти официальные данные из App Store и Google Play явно ниже реальных, потому что существуют и сторонние магазины. В любом случае показатель огромен, и на него определенно повлиял коронавирус: только за первый квартал 2020 года соцсеть набрала 315 миллионов новых пользователей — в полтора раза больше, чем кварталом ранее.

Уже к августу китайское приложение признали самым популярным в мире. Оно заняло первую строчку по скачиваниям и в App Store, и в Google Play. За последний месяц лета TikTok загрузили из официальных магазинов более 63,3 миллиона раз. В декабре Apple подвела итоги года и рассказала, что пекинский сервис стал самым популярным бесплатным приложением в России, тогда как в конце 2019-го оно занимало лишь десятую позицию рейтинга.

Взрывной рост популярности TikTok на фоне коронавируса объясняется довольно просто. Запертые по домам люди искали, чем занять себя на карантине. Учитывая, что новости о соцсети звучали из каждого утюга еще до пандемии, многие пользователи наконец нашли свободное время, чтобы ознакомиться с сервисом лично. Естественно, появились и связанные с карантином челленджи. Например, участники флешмоба #RealLifeAtHome показывали, как живут в новых условиях.

Аналитики из Qustodio отметили, что за последний год время, затраченное на TikTok, увеличивалось пропорционально распространению пандемии коронавируса. Например, в США подростки смотрели ролики на 116 процентов больше, а в Испании — на 150 процентов.

Баснословные гонорары

Несмотря на многочисленные проблемы TikTok в США и Индии, капитал ее материнской компании растет пропорционально количеству пользователей. Только за первый квартал 2020 года ByteDance заработала 5,6 миллиарда долларов — ее доход вырос на 130 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Вместе с прибылью компании растет и доход блогеров платформы. Если раньше кривляющихся подростков не воспринимали всерьез и высмеивали в комментариях, то теперь бывшим ненавистникам приходится с ними считаться. Дело в том, что звезды TikTok в одночасье стали долларовыми миллионерами — их заработок подтверждает Forbes.

Самая высокооплачиваемая тиктокерша, 19-летняя американка Эддисон Рэй Истерлинг (Addison Rae Easterling), за 12 месяцев заработала пять миллионов долларов и бросила университет. Второе место по прибыли заняли сестры Чарли (Charli) и Дикси Д’Амелио (Dixie D’Amelio): они получили 4 и 2,9 миллиона соответственно.

В России и странах СНГ суммы кратно меньше, однако все равно исчисляются миллионами. Например, 22-летний Рахим Абрамов заработал 10,5 миллиона рублей за последний год. Дина Саева, которая заняла вторую строчку рейтинга тиктокеров Forbes, заработала 4,9 миллиона рублей. 23-летний Алексей Савко, которого прозвали «самым низким качком России», с помощью TikTok получил 4,8 миллиона рублей за тот же период.

Важно понимать, что эти деньги блогеры получили не напрямую от TikTok — платформа до сих пор не монетизирует контент. Звезды заключают прямые контракты с рекламодателями или продают одежду под собственным брендом. И журналисты Forbes прогнозируют, что доходы тиктокеров со временем будут расти: площадка еще молодая, но вскоре на ней могут появиться новые способы монетизации.

С маленького экрана на большой

Огромная популярность звезд TikTok, которых еще недавно не было даже на горизонте, привлекает внимание телевизионщиков. В попытках переманить аудиторию тиктокеров к себе журналисты зовут подростков-миллионеров на передачи.

Яркий пример — шоу «Вечерний Ургант», где уже побывал один из самых известных TikTok-блогеров страны Даня Милохин. Первым же вопросом Ургант попросил объяснить гостя, кто такие тиктокеры, потому что «старшее поколение не понимает».

Незадолго до этого репортерша его программы Алла Михеева уже пыталась исследовать вопрос популярности блогеров: она приехала в тикток-дом Dream Team House и пообщалась с его жителями. Михеева записала пару роликов вместе с теми, у кого брала интервью.

На Первом канале также вышел часовой выпуск программы «Док-Ток», где ведущий Александр Гордон решил изучить вопрос огромных заработков пользователей TikTok. Правда, в первой половине передачи вместо тиктокеров в студии почему-то сидели участники треш-стримов Андрея Mellstroy Бурима.

«Когда я впервые познакомился с такой социальной сетью, которая называется TikTok, я подумал, что все — меня уже нет. Потом понял, что дети пытаются заработать на страстях взрослых. Потом понял, что ни хрена они не заработают. А потом чуть ли не заплакал душой. Знаете, почему? Это все пустое. Вот сегодня об этом пустом мы и поговорим», — не слишком позитивно начал передачу Гордон.

Феномен тик тока в чем

Фото: Ng Han Guan / AP

Самые известные российские тиктокеры, включая Даню Милохина, Артура Бабича и Аню Покров, приходили и в Comedy Club. Воля и Харламов шутили по поводу юного возраста новых звезд, их внешности и неожиданной популярности.

Ведущие YouTube-проектов тоже обратили внимание на тиктокеров. У главных героев площадки регулярно берут интервью — например, они с завидной регулярностью появляются на канале «Пушка». Кроме того, новоиспеченные блогеры приходили на передачи Comment Out и «Музыкалити» — выпуски с Даней Милохиным набрали 4,3 и 2,5 миллиона просмотров соответственно.

Феномен тиктокеров вызывает такое количество вопросов у их коллег блогеров, что они посвящают этому часовые документальные фильмы. Так сделал журналист Алексей Пивоваров, попытавшийся разобраться, как устроена «самая продвинутая соцсеть России». Для этого он пообщался с главными представителями «профессии». Итоги следующие: в течение нескольких лет TikTok перестанут воспринимать в качестве развлечения для подростков, а вместо него «выстрелит» какая-то новая соцсеть.

Посмотреть, как живут тиктокеры, приходили и авторы YouTube-канала «Вписка». Звезды провели для них экскурсию по дому Dream Team House, а заодно рассказали о своей жизни до известности. Естественно, ведущие не обошлись без стандартных вопросов про огромные заработки.

Некоторые ютуберы нашли более простой способ взаимодействия с тиктокерами: они записывают реакции на популярные видео из соцсети. Наибольшего успеха в этом деле достигли Юлик, Кузьма и Приятный Эльдар — их юмористические ролики набирают минимум по миллиону просмотров.

Место паломничества

Слава тиктокеров не дает покоя отечественному шоу-бизнесу, в 2020 году пытавшемуся обуздать волну популярности TikTok. В надежде на коллаборации с популярными тиктокерами звезды шоу-бизнеса устремились в дома, где они живут и творят. TikTok-дома в уходящем году стали Меккой для телеведущих, музыкантов, журналистов и других охотников за известностью.

Одним из первых Dream Team House посетил Андрей Малахов. Ведущий «Прямого эфира» записал ролики с несколькими участниками коллектива, открывая рот под их песни и танцуя под песню из рекламы Miel Pops «Жу-жу-жу». Заодно он пародировал собственную программу, где вместо зрителей и участников в импровизированной студии сидели звезды «дримтима».

Ольга Бузова не остановилась на одном тикток-доме, а по очереди объездила целых три. Впрочем, повестка во всех была примерно одинаковая: экскурсия по жилищу, разговоры с участниками и сплетни об их отношениях между собой. Естественно, блогерша не упустила возможность записать совместные ролики с главными звездами Dream Team House, Hype House и XO Team. К слову, возлюбленный Бузовой Давид Манукян летом открыл свой TikTok-инкубатор под названием Super House.

К тиктокерам наведалась и Ксения Собчак. Она резво сплясала вместе с жильцами TikTok-дома. Однако ее самый популярный ролик набрал 4,4 миллиона просмотров даже без участия юных дарований: журналистка в кокошнике, с банкой солений и паспортом в руке говорит в камеру: «За Русь усрусь».

Чтобы выпустить клип с участием популярных тиктокеров, певцы и рэперы буквально встают в очередь, а некоторые еще и платят деньги. Так, Даня Милохин уже записал совместные песни с Тимати, Джиганом и даже Николаем Басковым. И это явно не предел, потому что подобные работы у Милохина выходят минимум раз в месяц.

У Димы Билана в июле вышел клип с тиктокершей из Dream Team House Аней Покров, а Артур Бабич выпустил совместную композицию с певицей Бьянкой.

Егор Крид попытался стать частью TikTok-тусовки сразу несколькими способами. Сначала он приезжал в Dream Team House и снимал ролики с местными ребятами, а затем выпустил клип с их участием. Правда, за этот контент ему пришлось заплатить: в интервью Алле Михеевой тиктокеры рассказали, что не захотели сниматься с Кридом бесплатно.

Российские пенсионеры штурмуют TikTok

В начале 2018 года пекинская соцсеть ассоциировалась исключительно со школьниками, но два года спустя это уже другая реальность. Согласно статистике, основная аудитория TikTok в России — люди от 25 до 34 лет (25,2 процента). При этом на пользователей в возрасте от 35 до 44 лет приходится 19,6 процента. То есть главные потребители контента — взрослые люди, которые давно окончили институт. Школьники больше не правят бал.

Аудитория приложения в России к июню 2020 года достигла 20,2 миллиона пользователей, и она неумолимо растет. Продемонстрировать свои таланты не только России, но и всему миру стремятся даже пожилые люди. Взять хотя бы 77-летнюю жительницу Ейска Екатерину Горбуневу, которая зарегистрировалась в TikTok и всего за пару месяцев набрала более 50 тысяч подписчиков. Правда, с созданием контента ей помогает внучка Алена, но бабушка и сама увлеклась новым хобби.

«Я сначала пальцем крутила у виска, а потом втянулась. Хотя первые ролики даже не видела! У меня же телефон кнопочный был! Но потом внуки купили мне новую трубку, и я теперь каждый день в TikTok отвисаю», — рассказала новая звезда интернета в интервью.

Весь контент бабушки Кати — это юмористические нарезки ее общения с родственниками. Например, в первом ролике она говорит, что будет «баллотироваться в блогеры» и пойдет на передачу к Урганту. В следующем напевает веселые частушки в камеру. Самое популярное видео набрало 1,5 миллиона просмотров: в нем Горбунева кричит на внука из-за того, что он в шутку назвал себя тряпкой.

Другой популярный российский пенсионер по прозвищу Константиныч стал звездой TikTok в 69 лет. Бывший военный из Кургана захотел освоить видеомонтаж, чтобы стать блогером. Внучка научила его азам работы с необходимыми программами.

«Людей в моих сюжетах привлекают видео из жизни простых людей. Видимо, всем уже надоело это выпячивание домами, машинами, золотыми унитазами», — объяснил свою популярность Константиныч, который снимает большинство роликов в своей квартире.

За короткий срок канал пенсионера набрал более 200 тысяч подписчиков, однако Константиныч не стремится монетизировать свой контент. Наоборот — он отказывает рекламодателям, потому что не хочет «менять людей на деньги».

С началом удаленки некоторые учителя стали использовать TikTok в просветительских целях, и здесь тоже есть свои звезды. Например, петербургский учитель физики и математики Николай Милованов. На его страницу подписаны почти 170 тысяч человек.

Николай прославился записью коротких роликов, в которых он, пританцовывая, в стихотворной форме объясняет школьные правила. Причем рифмы преподаватель подбирает самостоятельно. Ниже — пример самого популярного видео Милованова.

«Я естествоиспытатель, я всю жизнь учусь. Мне будет 70 в конце года. Жизнь только начинается, я глубоко уверен. И я хочу донести до ребят мысль, что учиться легко, приятно, прикольно», — объясняет учитель свое хобби.

TikTok меняет реальность

Из обычной соцсети TikTok буквально за год превратился в своеобразный рупор. Необязательно быть суперзвездой, чтобы тебя заметили на платформе. Своим примером это доказал житель деревни Станкевичи Омской области Алексей Дудоладов. В ноябре он записал ролик, в котором обратился к губернатору региона Александру Буркову. Молодой человек заявил, что в его деревне проблемы со связью: чтобы посещать дистанционные лекции в институте, ему приходилось идти в лес и забираться на восьмиметровую березу. Оттуда он и записывал обращение к губернатору.

Ролик набрал популярность в интернете, разошелся на мемы и дошел до губернатора. Чиновник заявил, что подобная проблема действительно существует, причем не только в Станкевичах, но и в других населенных пунктах Омской области. «Операторы пытаются, все обещают ускоренный интернет, но пока никаких изменений нет. И в ближайшее время вряд ли там что-то изменится по части связи», — объяснил губернатор, предложив Дудоладову добираться до соседнего села, чтобы посещать Zoom-конференции из местной школы.

Заявление Буркова стало резонансным, и на помощь «Лехе с березы» выехали представители регионального министерства промышленности, связи, цифрового и научно-технического развития. Специалисты объяснили проблемы со связью расположением деревни в низине, куда почти не доходит сигнал. Но вместо решения проблемы посоветовали блогеру выходить в интернет от центральной дороги — там лучше связь.

Зато представители TikTok не остались равнодушны к положению деревенского студента: администрация соцсети предложила провести Дудоладову интернет и пригласила его в программу развития талантов.

Феномен тик тока в чем

Одной из первых на такую синергию обратила внимание 20-летняя Ли (имя изменено — прим. «Ленты.ру»). Американка начала выкладывать ролики с танцами в TikTok. Зрителей привлекала миниатюрность блогерши, рост которой составляет около 150 сантиметров. В комментариях ее часто просили завести аккаунт на OnlyFans — сайте, где юзеры продают свои эротические фото и видео за реальные деньги. Ли решила испробовать сервис и очень удивилась, когда стала зарабатывать на нем от 100 до 200 тысяч долларов в месяц. «Чем популярнее я становилась в TikTok, тем больше фанатов подписывалось на меня в OnlyFans», — поведала довольная блогерша.

Модераторы TikTok, мягко говоря, не приветствуют желание порномоделей уводить пользователей на сторонние сайты. Среди пользователей соцсети множество несовершеннолетних, поэтому связь с OnlyFans может негативно сказаться на будущем компании ByteDance. В связи с этим TikTok уже ввела запрет на прямые ссылки OnlyFans и начала блокировать подозрительные аккаунты с околосексуальными намеками. Но система модерации плохо справляется со своими задачами, и контент с девушками в откровенной одежде до сих пор собирает миллионы просмотров.

Политическое оружие

TikTok стал настолько влиятельным, что игнорировать его невозможно даже на государственном уровне. В 2020 году сразу несколько стран использовали соцсеть в политических целях. Например, власти Индии заблокировали 59 китайских мобильных приложений, включая TikTok. В министерстве информационных технологий отметили, что работа этого сервиса наносит ущерб суверенитету и целостности Индии, а также создает угрозу национальной безопасности. Очевидно, что подобное решение было продиктовано интересами национальных мобильных сервисов, ведь на тот момент Индия была первой в мире по количеству установок TikTok — на нее приходилось около 30 процентов скачиваний во всем мире.

TikTok стал заложником торговой войны США и Китая. В течение года американские власти совершали нападки на успешное китайское приложение, выписывая его разработчикам крупные штрафы и грозя полной блокировкой на территории Штатов. США даже объявили TikTok главной угрозой национальной безопасности страны. Компанию обвиняли в незаконном сборе данных о детях до 13 лет, нелегитимной сделке по приобретению приложения Musical.ly и в цензуре, помогающей умалчивать о негативных действиях китайских властей.

Масла в огонь подлил скандал, разразившийся во время предвыборной гонки в США. Тиктокеры зарезервировали тысячи билетов на встречу Трампа с избирателями в Оклахоме, но не пришли на нее. В результате кандидату от республиканцев пришлось выступать при полупустых трибунах. Сторонники президента убеждены, что акция была не просто подростковой шалостью, а попыткой сорвать предвыборную кампанию Трампа.

Феномен тик тока в чем

Американский лидер грозился заблокировать TikTok на территории США. Единственным условием для пересмотра решения была продажа китайцами американского сегмента своего бизнеса местной компании. ByteDance долго отнекивалась, но в конечном итоге сдалась и нашла партнеров в лице Oracle и Walmart. Точные условия сделки пока неизвестны, но власти Штатов пытаются завершить ее до прихода в Белый дом Джо Байдена — скорее всего, сделку закроют до 20 января 2021 года.

Чем бы ни кончилась эпопея TikTok в США, совершенно ясно, что этот легкомысленный на первый взгляд сервис с короткими видео буквально за год стал главным законодателем трендов и серьезным конкурентом. Без TikTok мир уже не будет прежним.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *