Феномен баадера майнхофа что это

Феномен Баадера-Майнхоф или иллюзия частотности

Мир полон иллюзий: слуховые, зрительные, тактильные, а среди них и феномен Баадера-Майнхоф. Натыкаться на них волнительно, а иногда даже страшно. И если профессиональные иллюзионисты легко могут объяснить свои фокусы, то с практическим «волшебством» так просто не разобраться.

Знаете ли вы что-нибудь о мадагаскарских лемурах? Или о сортах арбузов? Стоит изучить новую информацию, как она начинает мельтешить повсюду. Стоит подумать о забытом товарище, как он дает о себе знать. Если вы сталкивались с проявлениями «бытовой магии», значит, попали под действие феномена Баадера-Майнхоф.

Как объясняется феномен

Если углубиться в изучение явления, можно даже понять смысл сложных терминов, которыми он объясняется. На практике же все просто. Встретить за малый промежуток времени упоминания об одном и том же предмете (информации, человеке, явлении) в разных источниках, значит, испытать на себе действие иллюзии частотности.

Феномен Баадера-Майнхоф — способ доказать свою правоту на подсознательном уровне. Скажем, один человек любит красные автомобили, а другой черные самокаты. Подсознание будет работать таким образом, что при равных условиях эти люди заметят скорее те объекты, которые им больше нравятся.

Так же это работает и с новой информацией. Стоит узнать интересный факт, как тут же подвернется случай применить эти знания. Избирательное внимание фиксирует факты, слова, имена, после чего выхватывает их отовсюду.

Чем вредна иллюзия частотности

Феномен баадера майнхофа что это

Феномен Баадер-Майнхоф или иначе иллюзия частотности – что это на практике? Обыденность или сигнал? Информация, которая встречается повсюду, на самом деле не несет никакой ценности. Это лишь иллюзия, способная заставить человека поверить в мистическое вмешательство.

Исследователи феномена Баадера-Майнхоф пришли к выводу, что он влияет на принятие решений. Выглядит это так: на протяжении нескольких дней вам повсюду встречаются люди с ананасами, ананасы на фотографиях, разговоры об ананасах. И вот вы выходите из магазина с ананасом в руках, даже не вспомнив о том, что никогда не любили этот фрукт.

Мозг быстро реагирует на поступающую информацию, но не всегда успевает обработать факты. По этой причине дело и завершается покупкой ананаса, который изначально был не нужен.

Практическая значимость феномена

Феномен Баадера-Майнхоф – это лишь игра подсознания. Совпадения, даже часто встречающиеся, остаются простыми совпадениями. Но иллюзию частотности стараются применять на практике: в маркетинге, чтобы повысить интерес покупателей к товарам.

Рекламу размещают на афишах, радио и телевидении, а результат не заставляет себя долго ждать. Постоянное упоминание о чем-либо провоцирует интерес к теме, поэтому и у этого явления имеется практическая значимость.

Кстати, история происхождения названия напрямую связана с действием явления. Оно носит имена двух лидеров немецкой террористической организации, существовавшей во второй половине прошлого века. Информация об Андреасе Баадер и Ульрике Майнхоф за короткое время несколько раз встретилась некому человеку, о чем он и сообщил в процессе обсуждения газеты St. Paul Pioneer Press. Так иллюзия частотности получила название феномена Баадера-Майнхоф.

Заключение

Явления, связанные с восприятием, всегда интересны. Иллюзии делают жизнь ярче и насыщеннее, заставляя человека впитывать новые знания. Когнитивная ошибка восприятия информации говорит лишь об избирательности внимания. Новые данные становятся приоритетными, в результате чего мозг проявляет к ним больший интерес.

Возможно, после прочтения статьи иллюзия частотности Баадера-Майнхоф начнет «преследовать» читателя. Но теперь мы точно знаем, что никакой ценности это не несет. Помните, что совпадения – это лишь избирательность работы мозга.

Источник

Феномен Баадера-Майнхоф: когда информация преследует

Может быть, вы уже слышали об этом феномене. Если нет, то услышите несколько раз в ближайшие дни.

Это явление, получившее двойную немецкую фамилию, — когнитивная ошибка, которую многие вспомнят по собственному опыту. При этой иллюзии человеку кажется, что информация, на которую он недавно обратил внимание, стала ему попадаться с удивительной частотой. В лучшем случае — чаще, чем раньше, в худшем — превышая все мыслимые пределы и ввергая в ужас и трепет.

Читайте также :

Скажем, вы вчера были на лекции о Шопенгауэре, потом подслушали, как о нём говорят соседи по вагону метро, а сегодня узнали, что друзья назвали так хомячка. Вас это удивляет. Редко услышишь, как люди в транспорте говорят о философии. А уж хомяк по кличке «Артур Шопенгауэр» — совсем дикость. Именно на третий день вам начинает казаться, что дело нечисто, а если вы суеверны, то начинаете подозревать вмешательство высших сил.

Но если разбираться, мы не найдём здесь ничего необычного. Хотя феномен получил название только в 1994 году, он известен издревле и практически каждому человеку. Всё просто: так работает наш мозг. Каждое новое появление информации закрепляет её запоминание.

Феномен баадера майнхофа что это

Феномен баадера майнхофа что это

Как объясняется?

Читайте также :

Итак, феномен Баадера-Майнхоф представляет собой когнитивное искажение, то есть шаблонное отклонение в мышлении. Нам только кажется, что информации о каком-то феномене стало больше — а если её на самом деле стало больше (просто случайно), мы пытаемся увидеть здесь сверхъестественные закономерности.

Этот процесс в 2005 году описал с научной точки зрения Арнольд Цвики, профессор лингвистики Стэнфордского университета. Он назвал его иллюзией частотности.

Её легко объяснить двумя известными в психологии явлениями: избирательным вниманием и предвзятостью подтверждения (confirmation bias).

Первое означает: как только человек что-то замечает, он становится более внимательным к его проявлениям. Именно поэтому маловероятность при феномене Баадера-Майнхоф часто субъективно завышается: мы выхватываем дублирующуюся информацию и не замечаем, какие её объёмы в целом проходят через нас за день.

Второе можно перевести на русский как «склонность к подтверждению собственной точки зрения». Это тенденция находить информацию, которая согласуется с изначальной установкой, и обесценивать другую.

Вероятно, это усиливается ещё эффектом новизны, когда человек воспринимает только что полученные сведения как более важные. Но, в любом случае, если эмоциональная вовлечённость велика, то и совпадениям будет присвоена бо́льшая значимость, возможно даже мистического порядка.

Феномен баадера майнхофа что это

Чем вредна иллюзия частотности?

Излишне было бы говорить, чем опасны иллюзии вообще. Концепции, осознанные или нет, влияют на принятие решений. И влекут за собой последствия. Говорят даже о том, как феномен Баадера — Майнхоф мешает врачам в постановке верного диагноза.

У этого когнитивного искажения, впрочем, есть и своя особенность — в мистическом флёре, который окружает любые совпадения.

На этом основана и концепция синхроничности Карла Густава Юнга, который определял её как связь особого рода — не причинно-следственную, а смысловую, причём имеющую отношение к самому субъекту. Психоаналитик даже связывал такого рода случаи с вещими снами и предчувствиями реальных событий в будущем.

Для него это подтверждали случаи из жизни и психоаналитической практики. Грубо говоря, Юнг полагал, что архетипическая основа коллективного бессознательного проявляет себя одновременно и в фантазиях, и в сновидениях, и в самой реальности.

Например, он писал о пациентке, которая рассказывала ему, как ей снился скарабей. В то же время в окно стал биться скарабеидный жук — хрущ. Юнг считал это совпадение уникальным опытом.

Поэтому разговор о вреде этой иллюзии можно отчасти свести к недостаткам мистического мышления в принципе: там, где человек должен подойти к вопросу рационально, он цепляется за случайное.

Феномен баадера майнхофа что это

Только ли вред?

Читайте также :

Магия и миф всегда служили цели упорядочивания хаоса, приручения тех сил, которые человеку были неизвестны и неподвластны — вплоть до погодных условий, которые считались делом богов, а не безличных природных сил.

Такую же функцию сейчас выполняют приметы и разные личные маленькие суеверия. Не последнее место тут занимает и иллюзия частотности. О её связи с древними гадательными практиками говорила, например, последовательница Юнга Мария-Луиза фон Франц — в лекциях, которые были изданы под названием «Прорицание и синхрония».

Большинство людей не поверит сегодня, что цыганка может воочию узреть будущее. Не понадеется на знак свыше, когда нужно принять решение на работе. Но всегда есть та область, которая не слишком «дружит» с рациональным — область личных ценностей. Для них человеку зачастую требуется внешнее подтверждение.

Так, скажем, новые друзья или парочка на начальной стадии отношений отыскивают внезапные совпадения, и радуются, когда могут угадать мысли друг друга, чтобы сказать: «Это судьба». Загоревшийся идеей человек чувствует, как мир вокруг вдохновляет и говорит с ним на одном языке.

То, что разум может обнаружить порядок там, где его быть не может, но он жизненно необходим — хорошая новость. Мир становится зеркалом, в котором человек лучше видит собственные неосознанные желания. Иными словами — это хороший материал для самопознания.

Источник

Феномен Баадера – Майнхоф: что это и как он работает

Феномен баадера майнхофа что это

Феномен баадера майнхофа что это

Феномен баадера майнхофа что это

Бывало ли у вас, например, такое: вы узнавали новое слово на иностранном языке и оно тут же начинало попадаться вам в самых разных текстах? Или такое: после прочтения статьи о чем-либо новом для вас вы понимали, что эта тема поднимается буквально везде? Что это – совпадение? Скорее, эффект Баадера – Майнхоф он же иллюзия частотности.

Что такое феномен Баадера – Майнхоф?

Феномен или эффект Баадера–Майнхоф — это когнитивная ошибка, касающаяся восприятия информации: когда вы узнаете что-то новое, то в скором времени начинаете сталкиваться с этим в совершенно разных ситуациях и в разных источниках. Под информацией в данном случае понимается все что угодно, о чем вы можете узнать: сведения о чем-либо, факты, слова на иностранном языке, сюжет из жизни/сериала и т.д.

Также этот эффект можно описать так: если вы узнаете что-то новое и эта информация встречается вам где-либо еще через непродолжительное время, то вам начинает казаться, что она в принципе используется очень часто. Описывая свои ощущения, некоторые даже используют формулировку, будто новая информация их преследует. Феномен баадера майнхофа что это

Нечто похожее происходит, скажем, когда девушка хочет купить новые сапоги – и замечает на улице, в магазине, в журналах множество прекрасных моделей. Кажется, они везде! Так и с феноменом Баадера – Майнхоф. Новое слово, которое вы узнали (неважно, на родном языке или иностранном), начинает встречаться на каждом шагу. А может, друг рассказал вам о стоящей перед ним моральной дилемме? И тут вы видите, что фактически этот же вопрос поднимается в сериале, который вы смотрите, и в книге, и в статье в ежедневной газете, да и на работе говорят о чем-то похожем…

Почему так происходит?

Данный эффект говорит об избирательности нашего внимания и восприятия. Если не брать во внимание какие-либо сенсации или темы, которые действительно освещаются сразу во всех новостях (а такие случаи этим феноменом не описываются), то средняя частотность использования той или иной информации не меняется от того, когда мы о ней узнали и узнали ли вообще. Однако нам так не кажется. Почему?

Феномен баадера майнхофа что этоОдно из самых простых и логичных объяснений феномена Баадера – Майнхоф: наш мозг пытается понять, какая информация нужна и существенна, а какая нет. Каждый день мы сталкиваемся с множеством новых сведений, но далеко не все из них достойны запоминания. Мозг должен решить, что из всего этого обилия может пригодиться в дальнейшем. И здесь действует такая логика: если мы встречаемся с одними и теми же сведениями несколько раз, скорее всего, они важнее тех, с которыми мы столкнулись лишь единожды. Поэтому повторение в течение непродолжительного времени становится сигналом к тому, что информация может пригодится в будущем и ее не стоит сразу отбрасывать.

Именно поэтому на подсознательном уровне мы активно ищем вокруг шаблоны, паттерны, совпадения. А когда находим – заостряем на них внимание, как бы говоря себе: это важно. Феномен Баадера – Майнхоф дополнительно увеличивает ценность информации в наших глазах и заставляет еще раз обратить на нее внимание, переосмыслить ее.

Происхождение названия

Название когнитивных ошибок и других явлений часто связано с именами теми, кто их открыл или исследовал. Но в случае с феноменом Баадера – Майнхоф ситуация иная. Он носит имена Андреасе Баадере (Berndt Andreas Baader) и Ульрике Майнхоф (Ulrike Marie Meinhof) – это лидеры Фракции Красной Армии (террористической организации в ФРГ и Западном Берлине, функционировавшей в 1968-1988 годах). Считается, что такое название данному феномену было дано с легкой руки читателя газеты St. Paul Pioneer Press в городе Сен-Пол (США). В комментарии к одной из публикации читатель отметил, что за сутки дважды столкнулся с описанием данных лидеров.

Использование феномена Баадера – Майнхоф

Феномен Баадера – Майнхоф используется специалистами из сферы маркетинга, рекламы, пиара и других Феномен баадера майнхофа что этообластей. Например, если в течение довольно короткого времени и посредством разных источников рассказать покупателям о новинке, акции и т.д., то они будут считать, что об данном товаре/предложении говорят все, а это наверняка подстегнет интерес аудитории.

Также иллюзия частотности применяется для вывода тех или иных тем в топ информационных обсуждений, для привлечения широкого внимания к какому-либо лицу или событию. При использовании этого феномена самое важное – заставить нас «правильно» встретиться с необходимыми сведениями: несколько раз, из разных источников и в течение непродолжительного времени.

Источник

Феномен баадера майнхофа что этоmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Феномен баадера майнхофа что это

Вы, наверное, замечали: стоит однажды узнать о чём-нибудь малоизвестном (историческом факте, редком имени или явлении) как в скором времени вы слышите о том же самом из совершенно другого источника.

«Ну как это может быть совпадением?» — думаете вы.

Такое случается не только с вами; это вообще довольно распространённое явление, которое называется «феномен Баадера-Майнхоф».

Однажды некто Терри Мюллен из Миннесоты прислал в местную газету историю о том, как впервые услышал о немецкой «Банде Андреаса Баадера и Ульрики Майнхоф», и в тот же день услышал о ней опять, но совершенно от других людей. Реакция на эту статью оказалась неожиданно бурной: множество людей прислали свои похожие истории, а сам феномен получил имя Баадера-Майнхоф.

Мнения учёных относительно природы этого феномена разделились.

Одни объясняют его тем, что любой новой информации человеческий мозг оказывает повышенное внимание.

Другие полагают, что до поры до времени мы можем просто не замечать явления, смысл которого для нас не очень ясен, даже если оно встречается довольно часто. Но как только уловили смысл, то начинаем замечать и само явление.

Феномен баадера майнхофа что это

Явление имеет некоторое сходство с синхронностью, что является переживанием многих совпадений. Вроде того, как стоит вам подумать о том, где тот или иной человек, или что надо бы ему позвонить, как от него раздаётся звонок. Оба этих явления вызывает чувство лёгкого удивления, и заставляет задуматься над тем, какова вероятность такого совпадения. В обоих случаях часто вспоминается судьба, когда кажется, существует механизм, определяющий что должно произойти. как будто мы наблюдаем кость домино, которой суждено упасть в ряду событий, находящихся вне нашего контроля.

Несмотря на убеждение науки, что мы сами вызываем частые совпадения, что-то подсказывает, что такое объяснение будет недостаточным. Наш опыт показывает, что частое столкновение с ранее неизвестной информацией происходит слишком точно и часто, чтобы объясняться вот так просто. Но наблюдение само по себе крайне несовершенно, и нельзя ему полностью доверять.

Причина в том, что наш разум находится в плену готовых установок в отношении паттернов (pattern здесь: тенденция; прим. mixednews.ru). Наш мозг является превосходным инструментом распознавания паттернов, эта особенность очень полезна для обучения, но также ведёт к тому, что мозг придаёт важное значение малозначимым событиям. Учитывая ту бомбардировку из имён, слов и идей, которым человек подвергается ежедневно, неудивительно, что иногда мы сталкиваемся с той же информацией снова в течение короткого времени. Когда происходит случайное совпадение, мозг уделяет этому повышенное внимание, потому что два случая уже составляют начало некой последовательности. Мы не замечаем сотни тысяч обрывков информации, которая больше не повторяется, потому что они не выстраиваются в определённую последовательность. Свойство игнорировать «неинтересующие» данные является примером избирательного внимания.

На самом деле совпадения являются свойством восприятия. Люди склонны недооценивать вероятность совпадения событий, поэтому наши ожидания расходятся с реальностью. А несовпадающие события не привлекают наше внимание, потому что совпадения являются тенденцией, и мозг сподвигает нас к более внимательному отбору паттернов… и следовательно более высокой их ценности для мозга, нежели события несовпадающие. Короче говоря, паттерны являются в некотором роде привычкой восприятия.

Но когда мы слышим имя или факт, о котором слышали буквально вчера, то нам кажется что это нечто большее, чем просто совпадение. Это происходит потому, что феномен усиливает эффект новизны, когнитивное искажение, которое усиливает важность предыдущего наблюдения. Это в свою очередь увеличивает будущую внимательность относительно определённого факта, когда мы снова столкнёмся с ним в скором времени.

Источник

Феномен Баадера-Майнхофа

Феномен баадера майнхофа что это

Вы, возможно, слышали о феномене Баадера-Майнхофа раньше. Возможно даже, вы слышали об этом совсем недавно. Если нет, то, скорее всего, очень скоро снова услышите. Феномен Баадера-Майнхоф заключается в том, что услышав или узнав единожды что-то вам неизвестное, вы очень скоро снова наталкиваетесь на ту же информацию, которая была в общем доступе и до этого, однако до вас не доходила. И часто не единожды. Фраза, «так странно, я совсем недавно слышал об этом», собственно, определяет наличие феномена.

Большинство людей сталкиваются с этим феноменом по крайней мере несколько раз в жизни, тогда как другие сталкиваются с этим настолько регулярно, что уже ждут повторных поступлений новой информации. Но какова причина феномена? Есть ли какой-то скрытый смысл за феноменом Баадера-Майнхофа?

Явление имеет некоторое сходство с синхронностью, что является переживанием многих совпадений. Вроде того, как стоит вам подумать о том, где тот или иной человек, или что надо бы ему позвонить, как от него раздаётся звонок. Оба этих явления вызывает чувство лёгкого удивления, и заставляет задуматься над тем, какова вероятность такого совпадения. В обоих случаях часто вспоминается судьба, когда кажется, существует механизм, определяющий что должно произойти. как будто мы наблюдаем кость домино, которой суждено упасть в ряду событий, находящихся вне нашего контроля.

Несмотря на убеждение науки, что мы сами вызываем частые совпадения, что-то подсказывает, что такое объяснение будет недостаточным. Наш опыт подсказывает, что частое столкновение с ранее неизвестной информацией происходит слишком точно и часто, чтобы объясняться вот так просто. Но наше наблюдение подсказывает нам, что наблюдение само по себе крайне несовершенно, и нельзя ему полностью доверять.

Причина в том, что наш разум находится в плену готовых установок в отношении паттернов (pattern здесь: тенденция; прим. mixednews.ru). Наш мозг является превосходным инструментом распознавания паттернов, эта особенность очень полезна для обучения, но также ведёт к тому, что мозг придаёт важное значение малозначимым событиям. Учитывая ту бомбардировку из имён, слов и идей, которым человек подвергается ежедневно, неудивительно, что иногда мы сталкиваемся с той же информацией снова в течение короткого времени. Когда происходит случайное совпадение, мозг уделяет этому повышенное внимание, потому что два случая уже составляют начало некой последовательности. Мы не замечаем сотни тысяч обрывков информации, которая больше не повторяется, потому что они не выстраиваются в определённую последовательность. Свойство игнорировать «неинтересующие» данные является примером избирательного внимания.

На самом деле совпадения являются свойством восприятия. Люди склонны недооценивать вероятность совпадения событий, поэтому наши ожидания расходятся с реальностью. А несовпадающие события не привлекают наше внимание, потому что совпадения являются тенденцией, и мозг сподвигает нас к более внимательному отбору паттернов… и следовательно более высокой их ценности для мозга, нежели события несовпадающие. Короче говоря, паттерны являются в некотором роде привычкой восприятия.

Но когда мы слышим имя или факт, о котором слышали буквально вчера, то нам кажется что это нечто большее, чем просто совпадение. Это происходит потому, что феномен усиливает эффект новизны, когнитивное искажение, которое усиливает важность предыдущего наблюдения. Это в свою очередь увеличивает будущую внимательность относительно определённого факта, когда мы снова столкнёмся с ним в скором времени.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *