Феминизм в чем ущемляют женщин
Россия и феминизм. Рассказываем, за какие права женщины борются сегодня
Международный женский день появился в начале XX века, и это событие стало одной из важных вех женского движения за равноправие. Избирательное право, высшее образование, возможность контролировать деторождение, право работать и владеть недвижимостью, заниматься политикой или футболом, занимать руководящие должности – большинство из того, что сейчас могут делать женщины, так или иначе является результатом их борьбы за свои права. Многим может показаться, что эта борьба давно канула в прошлое и пора с чистой совестью отмечать 8-е марта подарками, цветами и конфетами, а не разговорами о дискриминации. Но феминизм, несмотря на попытки дискредитировать это движение, жив и актуален как никогда. Какова же повестка современного российского феминизма?
Что такое феминизм и кто его придумал?
Феминизм – это движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами. Одна из его мишеней – угнетение женщин и превосходство мужчин как в прошлом, так и настоящем. Термин feminist появился в английском языке в 80-е годы XIX века и изначально обозначал женщин и мужчин, которые выступают за юридическое и политическое равноправие полов. С тех пор феминистское движение пережило несколько крупных идеологических волн.
Первая волна феминизма
Захватывает период с конца XIX по начало XX века, который часто называют классическим феминизмом. По времени он совпал с движением суфражисток, которые требовали предоставить женщинам право голоса на выборах: в начале XX века женщины не могли голосовать практически нигде в мире. Первые феминистки обращались к либеральным лозунгам: люди обладают равными правами вне зависимости от пола. В повестку также вошла борьба женщин за доступ к образованию и обретение прав собственности.
Поскольку суфражистки были очень мощным движением публичной политики в Великобритании и США, они быстро добились победы. В 1920 году США приняли 19-ю поправку к Конституции, которая гарантировала женщинам избирательное право; в Великобритании этого добились в 1928 году. После этого многим казалось, что феминизм закончился, потому что своей основной цели женщины достигли, а другие проблемы решат политики, избранные женщинами.
Вторая волна феминизма
Проблемы, о которых писали феминистки 1960-х годов, сохранились и сегодня. Но вторая волна позволила совершить в западном мире настоящую социальную революцию: женщины массово стали выходить на рынок труда (это привело к резкому росту материального благополучия общества) и новому представлению о равных возможностях для мужчин и женщин.
Третья волна феминизма
Возникла в 1990-е годы как попытка избавиться от ограничений, которые были навязаны «старым» феминизмом. Что это значит? В первую очередь феминистки третьей волны задали вопрос: как именно, кем и для чего создаются гендерные роли в обществе, могут ли они быть навязаны? Возможно, их больше, чем две – мужская и женская? Таким образом, «новые» феминистки провозгласили свободу даже от тех ограничений, которые принимали представительницы второй волны.
Внимание к проблемам неравенства стало ещё более пристальным, феминистки стали учитывать категории класса, расы и сексуальности отдельных женщин. Быстро выяснилось, что образованные, состоятельные, белые, гетеросексуальные женщины имеют больше привилегий в обществе, чем все остальные, и могут сами выступать в роли угнетателей. Таким образом, в список проблем, с которыми борются феминистки, вошли разнообразные формы дискриминации: расовая, сексуальная, религиозная, этническая, классовая. А благодаря тому, что основным ориентиром третьей волны стало антисексисткое мировоззрение, феминистки реабилитировали агрессивный макияж и высокие каблуки, которые еще недавно считались классическим символом угнетения со стороны мужчины.
Как феминизм развивался в России?
Женщины в России получили права, за которые боролись суфражистки и феминистки, гораздо раньше, чем жительницы западных стран. Например, русские дворянки на сто лет раньше европеек могли наследовать имущество и распоряжаться им. Ещё больше сделало для женщин правительство большевиков – в начале 1920-х годов оно было самым прогрессивным с точки зрения гендерного равенства. Женщины получили «сверху» избирательные и политические права, их стали учить грамоте, пытались освободить от «кухонного рабства» через открытие централизованных пролетарских столовых. Появились ясли, дома быта. Были декриминализованы аборты.
Однако длился этот период недолго, и отношение к женщинам быстро вернулось в русло традиционной гендерной иерархии. При Сталине усложнили процедуру развода, упразднили женотделы и запретили аборты. Следующие полстолетия феминистское движение в стране почти сошло на нет. Изредка женщинам удавалось участвовать в делах государства, например, в 1960-х годах снова появились женсоветы, но повестку им диктовали члены партии. Первые женские журналы («Женщина и Россия», «Мария») были подпольными, а за феминистками следили агенты КГБ. Из «подполья» феминисток вывела лишь перестройка.
Сегодня фемдвижение и в России, и в мире поделено на десятки течений. В нашей стране можно найти последовательниц либерального феминизма (в основном они занимаются политикой), постмодернистского феминизма (выступают против бинарной гендерной системы «мужчина/женщина»), радикального и сепаратистского феминизма (отказываются от отношений с мужчинами, потому что они подавляют женщин), интерсекционального феминизма (борются как за права женщин, так и отдельных меньшинств).
За что борются современные феминистки в России?
За финансовое благополучие.
За свободу от гендерных стереотипов (например, женщина должна быть милой, приятной, женственно одеваться), бытового сексизма (женщины не могут работать на технических специальностях из-за интеллектуальных особенностей), стандартов красоты и сексуального поведения.
Почему феминизм не устаревает?
В России, на первый взгляд, решены основные проблемы, которые волнуют активисток: аборты в стране разрешены, разводам никто не препятствует, а во главе многих предприятий сегодня – женщины. Однако в нашей стране женщины зарабатывают в среднем на треть меньше мужчин. А те, у кого есть несовершеннолетние дети, платят «штраф за материнство»: зарабатывают еще меньше, чем их бездетные коллеги. Женщины чаще страдают от побоев в семье. Делают в два раза больше домашней работы, чем мужчины, причем часто отказываются ради этого от карьеры или образования. Кроме этого, распространено мнение, что для успеха в жизни, некоего «женского счастья», женщине нужны любовь и семья, а карьера второстепенна или вовсе этому вредит. И это – только то, что лежит на поверхности. Очевидно, что бороться за равноправие необходимо, и это не дань западной «моде» на феминизм, а насущная необходимость, которая затрагивает не только активисток с громкими лозунгами, но и обычных женщин, у которых нет времени осознать, что их права нарушаются до сих пор.
Чего хотят женщины: за что борются современные феминистки
Реальные факты и наши возможности.
Женщины в России делятся на несколько групп: те, кто пропагандируют идеи феминизма на интуитивном уровне, те, кто серьезно разбираются в вопросе и те, кто данную идеологию всячески демонизирует и открещиваются от всего, что можно назвать борьбой за права. Последние также воспринимают слово «феминистка» за оскорбление.
Причины поддерживать феминистские идеи просты. Женщины хотят, чтобы к ним относились как к людям, а не как к приложению к мужчинам или объекту для удовлетворения желаний. Они хотят равных прав и равных возможностей, равных зарплат; многие желают, наконец, вырваться из домашней клетки и заняться саморазвитием или карьерой.
Логика тех, кто феминизма боится, также ясна. Стоит учитывать, что мы растем в патриархальной системе традиционных ценностей, обрастая своего рода шелухой из стереотипов. И далеко не всем хочется работать над собой, чтобы изучать какие-то вопросы. Плюс ко всему, «быть за каменной спиной» и принимать правила игры такими, какие они есть.
А как же феномен «сильной женщины», который так распространен в России? Некоторые люди как раз и продвигают идею о том, что «феминизм нам не нужен, потому что в стране и так много сильных и независимых». Но так ли это?
Если какой-то определенной женщине и удалось чего-то добиться, не повстречав на пути ужасов насилия и трудностей гендерных барьеров на пути к достижению своей цели, – это замечательно.
Но нужно понимать, что эта женщина в меньшинстве. Бизнес-леди сталкиваются с неприятием их традиционным обществом. Ведь если женщина занимается карьерой, то она чаще всего «плохая мать», «кукушка», «мужик в юбке» и т.д.
Поэтому пренебрегать проблемами, которые окружают тебя – это закрыть глаза на свой гражданский долг, на проблемы тех, кто рядом.
Поэтому сегодня мне бы хотелось ответить на вопрос «зачем нужен феминизм в России?»
Неравенство в зарплатах
Россия по уровню зарплатного паритета (другими словами – равенства ) по оценке Всемирного экономического форума занимает 75 место среди 145 государств. И это несмотря на закрепленное в Конституции равенство в правах и возможностях! Гендерный разрыв в зарплатах в России составляет 27%. Каким бы хорошим сотрудником ты не была бы, парень все равно будет зарабатывать больше. Увы и ах.
Минимальная возможность карьерного роста
Женщины в России реже занимают высокопоставленные должности. Так, заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец отметила, что в России доля женщин, работающих в органах власти, очень невысока. В частности, по доле женщин в парламенте Россия находится в мире на сотом месте: в Госдуме 15%, в Совете Федерации — 17%, в российском правительстве женщины составляют 10%.
И это касается большинства «мужских» профессий. Например, должность анестезиолога в больнице с большей вероятностью отдадут мужчине. Безусловно, на это влияет не только возможная беременность и уход за ребенком, но и гендерные предубеждения. Ведь когда мы говорим «политик» или «врач», мы чаще всего представляем белолицего мужчину средних лет и среднего телосложения. Одно из последних исследований показало, что 44% женщин отметили случаи, когда им отказывали в продвижении при равных условиях, отдавая должность кандидату-мужчине.
«Я не феминистка»: почему женщинам не нравится движение, защищающее их интересы
В Сети много текстов «Какой была бы твоя жизнь, если бы не феминистки». Их читают, обсуждают и репостят, признавая заслуги суфражисток и восхищаясь их смелостью. Однако к современным последовательницам движения отношение в обществе скептическое, и, даже разделяя их взгляды, многие женщины спешат прибавить: «Но я не феминистка».
Фемпаблики довольно популярны — некоторые насчитывают более 100 тысяч подписчиц. Однако «традиционная женственность» продолжает лидировать: например, в группе «ведической психологини» Ольги Валяевой, проповедующей бескорыстное служение мужчине, почти 400 тысяч участников. Даже отдельный паблик движения «Мужской путь» для Берегинь собрал более 10 тысяч сторонниц — а ведь, казалось бы, разве может привлекать девушек отказ от официального брака и требование отдавать мужу всю зарплату, чтобы потом просить на «аптеку и продукты»?
Давайте же попытаемся разобраться, почему общественное движение, выступающее против дискриминации женщин, до сих пор не сравнялось по числу сторонниц с разнообразными течениями фанаток патриархального уклада, и даже женщины, не представляющие себя в роли служанки и считающие равные права единственной нормальной формой организации общества, избегают называть себя феминистками.
«У нас все права уже есть!»
О системности проблем говорят редко — и обычно в пределах фемпабликов. Признавать их существование государству невыгодно, ведь придётся решать, а это время, деньги и колоссальное количество работы. Вот и заканчивается всё тем, что Минюст в ответ на запрос ЕСПЧ пишет, что «масштабы проблемы [домашнего насилия], а также серьёзность и масштабы его дискриминационного воздействия на женщин в России достаточно преувеличены».
И чтобы критически оценить такой ответ, нужно немало времени потратить на анализ — или состоять в тех самых пабликах, где результаты опросов и статистика размещаются регулярно. Однако записываться в них женщины не спешат, и связано это с репутацией феминисток. Которая, как ни странно, очень далека от их реальных дел и слов.
«Феминистки — обиженные на мужчин одинокие бабы»
Как у любого общественного течения, у феминизма есть противники, в первую очередь последователи мужских движений. Некоторые просто готовы высказаться при случае про «фемок», но есть и те, которые ведут целенаправленную деятельность. Например, у «Мужского государства» существуют «взводы» для продвижения идеологии МГ в комментариях популярных пабликов, а у «Мужского пути» имеются «группы быстрого реагирования», которые «затыкают рот лжецам» и «доносят правду до делающих выбор и сомневающихся». Фактически складывается ситуация, когда женщина, которая не ищет информацию специально, с большей вероятностью узнает о феминизме от его оппонентов, нежели от последовательниц, которые такие «налёты» не практикуют.
Параллельно рисуются картины «равноправия»: феминистки хотят заставить всех женщин работать в шахтах, драться с мужиками на равных и растить детей в одиночку. Никакого отношения эти натюрморты к реальной фемповестке не имеют: сторонницы движения выступают против насилия, раз за разом поднимают тему гигантской задолженности по алиментам и требуют отмены списка запрещённых для женщин профессий. Но узнать об этом можно, только сходив в фемпаблики, а они в воображении женщин уже рисуются сборищем сумасшедших злобных баб, вооруженных секатором для кастрации всех встречных мужчин.
В СМИ феминисток очень часто изображают в похожих тонах. Меня как-то пригласили участвовать в сюжете о домашнем насилии, и буквально первым вопросом в списке присланных был «Как вы стали феминисткой?» Я предупредила, что никакой душераздирающей истории нет: с домашними боксёрами не сталкивались ни я, ни моя мать, ни мои подруги, а поддерживать движение я стала просто после изучения «матчасти». «Оффер» тут же отозвали, и в конечном итоге героиней выпуска стала девушка, которую несколько лет избивал бойфренд. Сама ситуация не удивляет: конечно, зрителя гораздо больше зацепит история жестокого абьюза, чем моё унылое «я много читала об этих проблемах и потому хочу быть в числе тех, кто помогает их решать».
Бывают и другие случаи: например, авторку акции «Раздвинул ноги? Получи!», в постановочном ролике поливавшую мужчин водой за «широкую посадку», СМИ упорно назвали феминисткой, хотя сама Анна Довгалюк в интервью говорила, что не относится к сторонницам движения и считает себя «общественной активисткой». Так что легко можно предположить, откуда берутся мифы о странных акциях феминисток, которые в реальной жизни обычно пользуются стандартным набором инструментов: пикеты, лекции, подкасты, дискуссионные клубы и тому подобное.
«Я не хочу плохо говорить о мужчинах»
Это, пожалуй, один из самых существенных мотивов, отвращающих женщин от феминизма. В жизни каждой из нас есть значимые и любимые мужчины: отцы, братья, сыновья, родственники, друзья, учителя и коллеги. И потому женщинам неприятно сталкиваться с мнением, что «нитаких» нет — а оно в фемпабликах звучит часто.
На самом деле эта аксиома не такая агрессивная, как может показаться. Речь идёт не о том, что все мужчины — насильники и убийцы, а о том, что существуют паттерны воспитания, та самая мужская гендерная социализация, которой избежать невозможно. И в чём-то она будет проявляться в каждом: один станет считать предназначением женщины материнство, другой — делить домашние обязанности на мужские и женские, третий — верить, что проституция — это свободный выбор, четвёртый — утверждать, что мужчины лучше умеют руководить. И когда это происходит, феминистки не предлагают сразу хвататься за секатор — они выступают за последовательное развенчание мифов и гендерных ролей, которые безнадёжно устарели.
«Феминистки агрессивные»
На самом деле интернет — это в целом агрессивная среда. Попробуйте в сообществе любителей кошек сказать, что кормите котёнка «Вискасом» — и на пять человек, которые будут долго и вежливо объяснять важность хорошего корма и кидать многочисленные ссылки на мнения ветеринаров, обязательно найдется котовладелец, который потребует у вас питомца немедленно отобрать, а вам этот самый «Вискас» запихать в глотку для лучшего осознания вины перед малышом. И, конечно же, именно этот человек вам запомнится лучше всех.
Баталии случаются в любых комьюнити, и неважно, идёт речь о паблике кактусоводов или феминисток. Разговор на повышенных тонах при обсуждении острых тем — среднестатистическая норма для Сети. Фемсообщества даже будут более безопасными пространствами на фоне остальных: например, в большинстве из них следят за тем, чтобы тех, кто просит о помощи, участницы не обвиняли в сложившейся ситуации. Не приняты также советы без запроса: если авторка поста попросилась «на ручки», описывая сложную жизненную ситуацию, — пишите, что сочувствуете и поддерживаете, а не выкатывайте план по реорганизации Рабкрина, который ей следует немедленно реализовать.
Контент в фемпабликах тоже не отличается от любой другой информационной площадки. Это те же статьи, новости, ссылки на исследования, личные истории и рассуждения. А если женщины и просят совета, то обычно это те же вопросы, что можно найти на любом женском форуме. Миф, что среди феминисток только и разговоров, что о моделях секаторов, не имеет никаких реальных оснований.
«Не хочу быть активисткой»
Споры о том, после чего женщина получает почётное право называть себя феминисткой, ведутся до сих пор. Есть даже шутка: надо сдать вступительный взнос — три мужских яйца (ну вы помните про секаторы, да?).
Однако если оставить в стороне юмор, то существуют два полюса мнений. Первый — никаких диванных феминисток нет и быть не может, надо вести какую-то деятельность: как минимум информационную, рассказывая всем о феминизме. Второй — важно уже то, что женщина называет себя феминисткой, придавая этим движению массовость и узнаваемость, и нельзя требовать большего.
Истина, мне кажется, где-то посередине. Не у всех есть возможность «писать в интернете»: часто среди нашего окружения есть те, кто может отреагировать агрессивно даже на репосты (у меня, например, в бан-листе несколько бывших коллег и один родственник). Однако кое-что всё же следует сделать — разобраться, что же такое феминизм. Понять, в чем разница между «за равные права» и «против дискриминации женщин». Знать, какие вопросы актуальны для движения сегодня. Представлять, чем вреден виктимблейминг и почему проституция не «такая же работа, как и другие». Осознавать, что наш бесплатный домашний труд не менее (а может, и более) важен, чем оплачиваемая работа.
И самому феминизму совсем необязательно быть популярным — гораздо важнее, чтобы известными стали проблемы, из-за которых он продолжает существовать. Ведь это главное, что нужно для их решения.