какое бывает программное обеспечение компьютерных информационных технологий

Виды программного обеспечения: какие бывают типы, классификация, примеры

какое бывает программное обеспечение компьютерных информационных технологий

Даже если нам кажется, что ПК намного умнее нас, он остается безжизненным «железом», пока в него не установят программы. Именно благодаря им техника начинает считать, думать и помогать в работе с любыми массивами данных. В статье мы кратко перечислим основные виды системного программного обеспечения для компьютеров и дадим каждому типу характеристику.

какое бывает программное обеспечение компьютерных информационных технологий

Понятие

Любой современный ПК — настольный, портативный или серверный, наполняется по схожему принципу. Если убрать лишнее, то любое ПО, даже простейшее, строится по похожему алгоритму. Должны выполняться пошаговые действия — следующий шаг начинается только после того, как завершился предыдущий.

Так, введенные с клавиатуры символы отображаются на экране, по командному клику пользователя принтер начинает печатать их на бумаге, а расчеты происходят сами после введения формулы. Любой шаг заранее программируется и называется командой для компьютера, совокупность этапов обозначается программируемым кодом.

Программисты — это люди, которые разрабатывают и настраивают ПО. Они могут управлять ПК с помощью одной строчки, в которую вводят части закодированной информации. Несколько символов в определенной последовательности включают музыку, отправляют документ на печать или открывают конкретную страницу интернет-ресурса.

Оборудование

Какие бывают типы программного обеспечения: характеристика программ

В современных компьютерах постоянно запускается и активно функционирует большое количество ПО с самым разным функционалом. Одни занимаются арифметическими расчетами, другие строят диаграммы, рисуют или помогают оставаться на линии с собеседниками через почту.

Однако ничего не активизируется просто так. Все действует под влиянием операционной системы. Кажется, что ОС совершенно не нужна — можно ведь запускать все напрямую. Иногда этот метод тоже применяется. Так работают станки ЧПУ, крупные автоматы производств, ЭВМ, другие серьезные механизмы, когда нужно постоянно повторять один и тот же алгоритм.

Но для персонального компьютера частое повторение команды не подходит. Пользователю хочется знать, какая погода в другом городе, как включить музыку и открыть текстовый документ для редактирования. Необходимо, чтобы ОС поддерживала режим многозадачности.

Со стороны программистов типы ПО обоснованы практической значимостью. Если бы не было операционной системы, пришлось бы все функции и алгоритмы вносить в один огромный код. Затраты времени на это были бы колоссальными.

ОС берет на себя большую часть рутинных задач, давая пользователям возможность работать в режиме многозадачности. Поэтому становится возможным запускать одновременно от 2 до бесконечности редакторов или визуализаторов.

Какие основные виды ПО бывают по назначению

Программное обеспечение, установленное на ПК, делится на 3 разновидности:

какое бывает программное обеспечение компьютерных информационных технологий

Системное

Это часть системы, которая помогает следить за аппаратной стороной ПК и управлять ею. Сюда входят программы, контролирующие работу оперативной памяти, центрального процессора, видеокарты, устройств ввода и вывода информации, сетевые подпрограммы.

Таким ПО считается:

Основное отличие системной разновидности считается то, что она не рассчитана на выполнение конкретной поставленной задачи. Она необходима, чтобы обеспечивать бесперебойную работу остальных частей компьютера. Ее можно назвать посредником между оборудованием — «железом» и программным кодом.

Прикладное

Наиболее обширная доля классификации. Сюда относятся графические и текстовые редакторы, браузеры, базы данных и все, что люди используют в привычной работе за компьютером. Здесь же находятся антивирусные пакеты, бухгалтерия и различные архивы.

Смысл этой разновидности в выполнении четко поставленной задачи: рисовать, учитывать, открывать сетевые страницы, набирать текст. Если утилита нужна для конкретного выполнения действия, то она является прикладным ПО.

Инструментальное

Специфическое обеспечение любой компьютерной техники. Его можно было бы отнести к прикладному, но из-за специфики применения его выделили в отдельный вид. Основная функция — отладка, настройка, переписывание программного кода.

Сюда входят компиляторы, отладчики, переводчики высокого уровня, редакторы, интерпретаторы и другие средства. Они необходимы, потому что техника не понимает человеческих слов. Чтобы ей «объяснить», что надо сделать, требуется специальный «машинный язык».

Постоянно пользоваться этим кодом базовым пользователям довольно сложно, поэтому были разработаны системы, которые позволяют переводить обычную речь в двоичную, привычную для ПК.

Разница между часто используемыми компиляторами и интерпретаторами заключается в том, что первый генерирует готовый файл, который можно запускать. А второй создает архив, который функционирует только с помощью самого сервиса.

Источник

Программное обеспечение (ПО) 💾 что это такое простыми словами

Даже в собранном виде, сам по себе, компьютер не может выполнять различные полезные функции. Для того чтобы это стало возможным мы используем программы. В этой статье разберем, что такое программное обеспечение, какую роль оно играет в информатике, и приведем его классификацию.

Основные определения и положения

Как было написано выше, сам по себе компьютер ничего не умеет, для того, чтобы определить его сферу деятельности, мы используем различный софт. Например, если у Вас нет графического редактора, то Ваш ПК не будет «уметь» редактировать изображения. Если говорить научным языком, то:

Программное обеспечение (ПО или software) – вся совокупность программ, выполняемая ЭВМ, каждая из которых решает одну или несколько задач.

Также важно сказать, что к ПО относится и сама область, которая занимается разработкой и проектированием компьютерных утилит.

На данный момент ПО решает следующие задачи:

Классификация программного обеспечения

Существует много критериев и параметров для классификации программного обеспечения. Ниже приведены некоторые из них.

По требуемому уровню подготовки пользователей для работы с утилитой:

По открытости исходного кода программного компонента:

По типу лицензии:

Однако чаще всего программное обеспечение классифицируют по области применения, здесь выделяют

Рассмотрим каждый из этих пунктов более подробно.

какое бывает программное обеспечение компьютерных информационных технологий

Системное ПО

В свою очередь системное ПО делится на два вида — базовое и сервисное.

какое бывает программное обеспечение компьютерных информационных технологий

Базовый софт отвечает за запуск других утилит и включает в себя:

Сервисные утилиты отвечают за обеспечение стабильной работы операционной системы, а также обеспечивают некоторый дополнительный функционал, например работу с сетью или операции с файловой системой. Сервисное программное обеспечение делится на:

Инструментальное ПО

Данный вид приложений позволяет пользователям создавать свои собственные утилиты для компьютера при помощи различных языков программирования.

какое бывает программное обеспечение компьютерных информационных технологий

Сейчас существует несколько тысяч различных языков программирования. Для каждого языка есть своя система программирования, которая в простейшем случае делится на:

Прикладное ПО

Заключение

Теперь Вы знаете, что такое программное обеспечение (software) в информационных технологиях и как можно произвести его классификацию, имеете представление обо всех видах существующего ПО, а также знаете их назначение. Надеюсь, что вся информация написана понятными словами, если же у Вас остались вопросы, то делитесь ими в комментариях.

Источник

Иерархия IT-систем и выбор программного обеспечения для организации труда

какое бывает программное обеспечение компьютерных информационных технологийIT-системы плотно вошли в нашу жизнь. Мощные и сложные программные продукты используются в самых разных сферах. При этом многие забывают, что появились IT-системы не просто так, как программные продукты, которые нужно продавать и внедрять, а как инструменты организации и автоматизации труда.

И очень важно помнить при выборе и внедрении IT-систем, что первичен здесь — труд, а не программное решение. Я не единожды сталкивался с тем, что люди выбирали программу просто потому что: “она понравилась”. В результате появляются попытки “натянуть” процессное производство, например, работу молокозавода, на ERP-систему, предназначенную для дискретного производства (сборка изделий).

Самое главное правило выбора IT-систем: выбираем программу под бизнес, а не подстраиваем бизнес под понравившийся IT-продукт.

Следующий шаг — выбор непосредственно программной системы. И для того, чтобы этот выбор был для вас проще, чтобы вы или ваши клиенты не терялись в огромном выборе разнообразных систем, я подготовил статью с советами и определением иерархии систем, которая поможет структурировать предлагаемые продукты и сделать правильный выбор.

какое бывает программное обеспечение компьютерных информационных технологийЕсли вы сталкивались уже с покупкой различных программных решений для бизнеса, в первую очередь, решений, связанных между собой в единую систему, вы уже и сами, скорей всего, догадываетесь, что программные продукты имеют свою иерархию. Она малоизвестна и не столь очевидна, как во многих других сферах. И, тем не менее, она существует.

Более того, при автоматизации бизнеса понимание иерархии поможет сделать правильный выбор, определить очередность закупок и внедрения программ, избежать ошибок, результатами которых становятся невостребованные «коробки» оплаченного программного обеспечения.
Каждый продавец программных систем стремится показать свой продукт с лучшей стороны, ведь его цель – это продажа. Это необходимо учитывать при выборе системы и оценке, действительно ли продукт вам подойдет.

Важно: перед любой покупкой программных систем и внедрением какой-то автоматизации необходимо четко определить для себя – зачем это вам нужно. Только после ответа на этот вопрос имеет смысл заняться поиском программы, которая сможет решать поставленную задачу, или обратиться за помощью к специалисту, способному предложить оптимальное решение поставленной вами задачи.

А потому первое, что вы должны понимать – зачем вам покупать программы системы. Постановка задачи – вопрос, который каждый решает самостоятельно. А вот как правильно выбирать программы с учетом иерархии, как избежать «подводных камней» агрессивного маркетинга, я постараюсь помочь разобраться.

Классификация IT-систем

С точки зрения применения программных решений системы делятся на несколько уровней:

Все перечисленные выше IT-системы предназначены несут в себе определенную добавленную стоимость. Они помогают решать важные задачи.

Прикладные программы позволяют создавать какие-то продукты, например, эскизы из Photoshop на следующем этапе “превращаются” в оформление товаров, упаковки, этикетки или рекламные баннеры.

CRM, HR и другие подобные системы позволяют значительно экономить время специалистов и стандартизировать рабочий процесс, повышая производительность группы людей в целом.

ERP-системы “собирают” функции различных подразделений и направлений деятельности в один общий “организм”, что позволяет повысить эффективность руководства, скорость решения различных задач и качество взаимодействия различных подразделений.

BPMS-системы, не являясь какой-то определенной функциональной системой, не несут в себе не только достоинства готовых решений, но также избавлены от их недостатков. И позволяют сравнительно быстро интегрировать любые варианты бизнес-процессов в какой-то единый результат. На этом вопросе я остановлюсь подробнее ниже.

Почему я выбираю английские аббревиатуры и термины

Я уже в прошлых статьях писал, что предпочитаю применять английские аббревиатуры просто по той причине, что они – точнее. Кроме того, английские термины являются первичными, а русские – это различные варианты перевода.

В прошлом веке в период СССР, когда на Западе развивались IT системы, в нашей стране все эти решения и связанные с ними термины были не востребованы просто потому, что плановая экономика, которая не предполагает конкуренцию за ресурсы и людей, в них не нуждалась. Теперь все эти идеи и подходы пришли и в наш бизнес. Но по понятным причинам наша страна здесь находится в роли «ведомого» и «догоняющего». А потому и термины русские – не более чем перевод, причем, часто недостаточно точный, что вносит дополнительную путаницу и усложняет понимание.

Бесклассовые IT-системы

При этом все существующие системы делятся на две категории – с разработанной методологией и без нее. В случае разработанной методологии уже из названия системы становится понятно, для чего она может применяться. Примеры — CRM, MRP, HR, ERP.

В случае методологии неразработанной название также мало информативно и носит общий характер («электронный документооборот», «управление товарами», “корпоративный портал”). Главная особенность подобных программных решений заключается в том, что у них нет четкой специализации или ограничений. Они пытаются охватить как можно больше направлений деятельности, но в каждой отдельной сфере оказываются неудобными или недостаточно проработанными. Использование таких решений оправдано в определенных случаях, но, чтобы понять, подходит вам это решение или нет, придется внимательно и глубоко изучить выбранную систему. Просто исходя из названия и описания точно определить сферу применения такого продукта невозможно.

Вспомогательные IT-системы

Еще одна разновидность систем — вспомогательные. Это программные продукты, которые не влияют непосредственно на процесс организации труда. Без этих программных решений можно обойтись либо быстро найти им замену.

К этому классу относятся различные мессенджеры, системы отчетности, которые выросли в самостоятельные продукты и т.д. Эти программы являются вспомогательными. Использовать их вместо основных нельзя, хотя в определенных случаях этим грешат, преимущественно, IT-компании в стремлении продать свой продукт.

Да, они полезны, с их помощью работать удобнее. Но подобное программное обеспечение является всего лишь вспомогательными инструментами, которые сами по себе не несут добавленной стоимости. Они эффективны только как дополнение к основной IT-системе.

Как использовать иерархию на практике

Итак, мы создали определенную иерархию систем, основанную на организации труда. Самый нижний первый уровень – программы для организации работы одного человека, второй уровень – совместная специализированная работа (программное обеспечение для какого-то подразделения компании, выполняющего те или иные функции), третий уровень – работа компании в целом. И над ними – процессный подход к организации любого труда в принципе. Каким образом можно применять этот подход на практике?

Интеграция систем

Интеграция любых двух программных продуктов в соответствии с описанной выше иерархией возможна только по принципу снизу-вверх. Т.е. программы ниже по уровню будут служить источниками данных, а программы более высокого уровня – потребителями.

Обратный поток данных возможен в определенных случаях, но эти исключения являются примерами ошибочной организации работы систем. В нашей стране встречаются и довольно часто решения, когда из ERP-системы данные выгружаются в бухгалтерскую систему или другой подобный продукт. Этот подход действительно применяется, но он является следствием ошибок в организации бизнес-процессов и внедрения IT-систем. В результате усложняется как работа программистов, занятых в доработках и внедрении ПО, так и организация работы всего бизнеса. Возникает ненужная путаница. А потому следует избегать такого направления. Обмен данными в две стороны нужен при интеграции между собой систем одного класса.

Например, результаты индивидуальной работы в AutoCAD или Photoshop будут отправляться, например, в MRP, CRM или ERP систему в качестве документа, на основе которого производятся расчеты, макета, отправляемого клиенту на утверждение и т.д. В обратную сторону сотруднику могут «спускаться» результаты согласования или расчетов, но в программу индивидуальной работы они не передаются. Всю информацию человек получит из системы совместной работы.

Выбор программного продукта

При выборе программной системы всегда приходится сравнивать между собой разные продукты. С этого этапа обычно начинается любой процесс выбора. Но важно понимать. что сравнивать между собой можно только продукты одного класса, так как системы, отличающиеся друг от друга по уровню организации труда, просто несравнимы.

Даже разные продукты одного уровня можно попробовать сравнить, например, CRM и HR системы. Да, они отвечают за разные направления в работе. Это очевидно при самом первом сравнении. И далее вопросов обычно не возникает. А вот попытки сравнивать CRM и ERP я наблюдал не единожды. На самом деле, это так же неразумно, как сравнивать функциональные возможности MS Word и продукта другого класса, например, той же CRM.

Сверяйте программные продукты с приведенной выше классификацией, и вы с большой вероятностью избежите ошибки сравнения разных классов. Это позволит сделать выбор точнее и сэкономит ваше время.

Выведение внеклассовых систем

Если система не может быть отнесена однозначно к тому или иному классу, она является внеклассовой. Такие системы невозможно сравнивать со специализированными продуктами, созданными по определенной методологии.

Внеклассовые системы – это «управление задачами», «электронный документооборот», «корпоративные порталы» и т.д. Их можно и нужно сравнивать только с им подобными внеклассовыми решениями, обладающими сходным перечнем возможностей.

Классификация программных продуктов

Программные продукты BPMS и ERP определяются очень просто. Обычно уже в названии этих систем присутствует аббревиатура, указывающая на принадлежность программы к определенному семейству. Кроме того, вы всегда можете воспользоваться перечнем признаков той или иной системы, которые я описывал в специализированных статьях: «Что такое BPMN» и «Что такое ERP».

Системы для индивидуальной работы также не вызывают вопросов при классификации. Все прикладное программное обеспечение, предназначенное для работы одного сотрудника, относится к этому классу.

Системы второго уровня (специализированные решения для совместной работы) классифицируются следующим образом:

Выбор специалиста для внедрения системы

При выборе специалиста важно понимать, что один человек может быть хорошим специалистом только по одной системе второго или третьего уровня. Подобные системы настолько сложны и объемны, что требуют «полного погружения» и постоянного изучения обновлений и нововведений в каждой новой версии.

Многие специалисты глубоко изучают какое-то прикладное программное обеспечение, после чего переключаются на учетные системы, CRM или ERP. При этом знания о прикладном обеспечении и навыки работы с ним, конечно же, никуда не денутся. В этой категории изменения в новых версиях не столь сложны и критичны, их изучение возможно по мере необходимости параллельно с другой работой. Другое дело – большие и сложные многопользовательские продукты. Здесь быть хорошим специалистов одновременно по двум и более системам – крайне сложно.

Я рекомендую относиться аккуратно к специалистам «на все руки». Скорей всего, этот человек является неплохим специалистом, изучившим разные системы на уровне опытного пользователя или чуть глубже. Установить и провести первичную настройку он сможет. Но чтобы корректно и грамотно вносить какие-то изменения в систему, доработки, интегрировать ее с другими программами нужен совсем другой уровень знаний.

Классификация систем также помогает выбрать специалиста:

Источник

Лекция по теме: «Программное обеспечение информационных технологий»

Лекция. Программное обеспечение информационных технологий

1. Классификация ПО

2. Операционная система

3. Операционная система Windows : объекты, элементы управления, работа с мышью, панель задач

Классификация программного обеспечения

Бурное развитие новой информационной технологии и расширение сферы ее применения привели к интенсивному развитию программного обеспечения (ПО). Достаточно отметить, что еще в 1996 г. Мировым сообществом на программное обеспечение затрачено свыше 110 миллиардов долларов. Причем тенденция развития ПО показывает, что динамика затрат имеет устойчивую тенденцию к росту, примерно 20% или больше в год.

В зависимости от функций, выполняемых программным обеспечением, всё программное обеспечение можно разделить на 2 группы: базовое (системное) программное обеспечение и прикладное программное обеспечение.

Базовое (системное) ПО организует процесс обработки информации в компьютере и обеспечивает нормальную среду для прикладных программ. Оно настолько тесно связано с аппаратными средствами, что иногда считают базовое программное обеспечение средствами компьютера.

Прикладное программное обеспечение предназначено для решения конкретных задач пользователя и организации вычислительного процесса информационной системы в целом.

В состав базового (системного) ПО входят:

Ø Операционные системы;

Ø Сервисные программы;

Ø Трансляторы языков программирования;

Ø Программы технического обслуживания.

Операционная ( ОС) – совокупность программных средств, которая

· осуществляет управление ресурсами компьютера,

· управляет файловой системой компьютера,

· и обеспечивает диалог пользователя с компьютером.

Ресурсом является любой компонент компьютера и представляемые им возможности: центральный процессор, оперативная или внешняя память, внешнее устройство, программа и т.д.

Оперативная память загружается при включении компьютера. Она предоставляет пользователю удобный способ общения (интерфейс) с вычислительной системой.

Интерфейс – способ взаимодействия пользователя с компьютером.

Включение и выключение компьютера.

Включить кнопку монитора

Esc – отмена пароля

Проверить на панели задач, все ли окна закрыты и программы завешены.

Нажать кнопку Пуск кнопкой мыши.

Нажать на завершение работы кнопкой мыши.

Выключить компьютер нажать ОК.

(некоторые ПК отключаются автоматически).

Выключить БЛОК БЕСПЕРЕБОЙНОГО ПИТАНИЯ (Если есть).

Прикладное программное обеспечение (ППО).

Прикладное программное обеспечение предназначено для разработки и выполнения конкретных задач польз ователя.

Прикладное программное обеспечение работает под управлением базового ПО.

В состав прикладного ПО входят:

· пакеты прикладных программ различного назначения;

· рабочие программы пользователя и информационной сист емы (ИС) в целом.

Пакеты прикладных программ являются мощным инструм ентом автоматизации решаемых пользователем задач, практич ески полностью освобождая его от необходимости знать, как выполняет компьютер те или иные функции и процедуры по обработке информации.

В настоящее время существует целый ряд ППО, различающ ихся по своим функциональным возможностям и способам реализации.

Пакет прикладных программ (ППП) — это комплекс прог рамм, предназначенный для решения задач определенного класса (функциональная подсистема, бизнес-приложение).

Различают следующие типы ППП:

· общего назначения (универсальные):

· организации (администрирования) вычислительного проц есса.

Пакет прикладных программ (ППП) общего назначения — это уни версальные программные продукты, предназначенные для автоматизации разработки и эксплуатации функциональных задач пользователя и информационных систем в целом.

К этому типу ППП относят:

· текстовые (текстовые процессоры) и графичес кие редакторы ;

· системы управления базами данных (СУБД);

· экспертные системы и системы искусственного интеллекта.

Основные приложения Ms Office :

◦ Word – текстовый процессор;

◦ Excel – табличный процессор;

◦ Access – система управления базами данных;

◦ Power Point – система подготовки презентаций;

◦ Outlook – менеджер персональной информации;

◦ PhotoDraw – графический редактор для создания и редактирования рисунков и деловой графики;

◦ Publisher – настольная издательская система;

◦ Small Business Tools – специализированный инструментарий для работы с информацией и осуществления бизнес-анализа;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *