Фельдсвязь и спецсвязь в чем разница
Телохранитель для секретов
Фельдъегерь. Многие и слова-то такого не знают. А если и слышали когда-нибудь, то уж почти наверняка запутаются с его расшифровкой. Может, командир разведчиков? Лесник? Охотник. Не угадали, граждане. Придется в словарь заглянуть. А там написано, что таким немецким термином обозначается “военный или правительственный курьер для доставки важных, преимущественно секретных документов”. Основное правило в работе этих людей — “из рук в руки”. Именно так следует доставлять спецкорреспонденцию.
Корреспонденту “МК” удалось встретиться в неформальной обстановке с одним из бывших “военных курьеров”. А прокомментировать его “показания” любезно согласился заместитель директора ГФС, генерал-майор внутренней службы Александр ЧУЛКОВ.
Письмецо в конверте. Для сотрудников фельдсвязи оно бывает порой дороже собственной жизни. Случись на маршруте какое-нибудь ЧП, каждый из них должен любой ценой сохранить вверенные для доставки документы, не допустить, чтобы они попали в чужие руки.
Один из ярких примеров — сентябрь 1994-го. На пересечении Нового Арбата с Гоголевским бульваром произошла автокатастрофа: у водителя фельдъегерской “Волги” внезапно случился сердечный приступ, и машина на скорости 90 км/ч врезалась в столб. Фельдъегеря капитана Оленина сильно покалечило, и вдобавок ему защемило ноги в искореженном кузове. Приехали “скорая”, милиция, но офицер, хотя и истекал кровью, никого к себе не подпускал — охранял портфель с документами до тех пор, пока не появился вызванный по телефону сотрудник ГФС и не взял корреспонденцию под расписку.
— Службы, подобные нашей, есть практически в каждом государстве. И везде это очень закрытые организации. Так что “МК” — одна из первых газет, которой мы рассказываем некоторые подробности о своей работе, — уточняет Александр Михайлович Чулков. — В соответствии с законом Государственная фельдъегерская служба осуществляет доставку корреспонденции Президента РФ, органов законодательной, исполнительной, судебной власти Российской Федерации и ее субъектов, членов Совета Федерации, депутатов Госдумы. Нашим сотрудникам приходится выполнять и заграничные миссии: они перевозят корреспонденцию президентов и органов государственной власти стран, входящих в СНГ. Кроме того, именно фельдсвязью осуществляется перевозка за рубеж технической документации и образцов изделий, поставка которых намечается в рамках договоров о военно-техническом сотрудничестве, заключенных на высшем государственном уровне. Во время войны Вьетнама с американцами советские фельдъегеря возили туда образцы новейшего зенитного вооружения и при этом неоднократно оказывались в районах боев, под бомбежками. Многие курьеры получили “за Вьетнам” ордена и медали. В течение года фельдъегерской связью переправляется более 14 миллионов единиц корреспонденции. Сейчас подразделения ГФС есть практически в каждом региональном центре России. Но при всем при том штат нашей службы совсем невелик: всего около 4 тысяч сотрудников.
Будущий начальник сам приходит в гости
Человек, с которым довелось поговорить корреспонденту “МК”, почти 10 лет проработал офицером фельдсвязи, а теперь ушел на “гражданку”. Своего настоящего имени он афишировать не захотел, поэтому мы сразу же договорились: пускай его зовут. ну, скажем, Григорий Быстров.
— В советские времена попасть на службу в фельдсвязь считалось большой удачей. Офицеры здесь получали весьма приличную зарплату, им уже через два года обещали выделить отдельное жилье в Москве. Да и очередь на приобретение автомобиля в этой организации продвигалась очень быстро.
До сих пор большинство новичков приходят в фельдсвязь по рекомендации кого-то из старых сотрудников этой службы: так надежнее.
— Меня, например, “сосватала” жена друга, которая работала в Управлении фельдслужбы, — вспоминает Быстров. — Через некоторое время домой пожаловал гость — начальник отдела. Побеседовал со мной за жизнь, познакомился с женой. И лишь после этого визита я получил приглашение на “первый отборочный тур” — на медкомиссию. Потом было собеседование с психологом, с невропатологом, затем сдача психологических тестов, а еще через две недели — вновь беседа с психологом.
КОММЕНТАРИЙ АЛЕКСАНДРА ЧУЛКОВА:
— Столь тщательный подход вполне оправдан. Ведь во время работы на маршруте фельдъегерю приходится испытывать большие психологические нагрузки. Он ни на минуту не может расслабиться, потерять контроль над окружающей обстановкой. Нам очень важно быть уверенными не только в абсолютном психологическом здоровье нашего нового сотрудника, но также и в том, что его не будут отвлекать какие-то семейные неурядицы. Поэтому мы и практикуем предварительное знакомство с домашней обстановкой каждого кандидата в фельдъегеря. Такое мероприятие называется “посещение”, и его проводит обычно кто-то из руководителей, а также сотрудники отдела кадров.
Каждый новичок в течение месяца занимается на курсах первоначальной подготовки. Его обучают стрельбе, специальным приемам борьбы.
— У нас своя специфика, — рассказывает Быстров. — Сотрудник фельдслужбы должен уметь бороться даже с тремя противниками, не выпуская из рук портфеля с корреспонденцией, — здесь больше ногами действовать нужно. Кроме того, уделяется время и “правилам хорошего тона”. Будущим фельдъегерям показывают, например, как надо подходить к рабочему столу высокопоставленного чиновника, чтобы у его хозяина не возникло подозрений, что “военный курьер” пытается рассмотреть лежащие там документы.
Во время службы офицерам ГФС приходится много тренироваться. Летом — бег, плавание, метание гранаты, зимой — лыжный кросс. Помимо этого — регулярные занятия в тире, на борцовском ковре.
— Два раза в год нужно сдавать экзамены по физподготовке, а кроме того — еще по самбо и стрельбе. Требования достаточно жесткие. Например, существует так называемая суперсерия на выносливость: делаешь 10 отжиманий, 10 раз подпрыгиваешь из положения сидя на корточках, потом 10 раз качаешь пресс. Выполняется подряд минимум пять таких циклов — причем на время. Стрелковые упражнения тоже специфические: пробежал 10 метров туда и обратно, отжался, подпрыгнул 10 раз — и лишь после этого стреляешь по мишени из пистолета.
Чтобы обеспечить максимальную безопасность доставки корреспонденции, фельдъегеря обязаны неукоснительно соблюдать годами отработанные пункты инструкции.
На дальних маршрутах фельдъегерям приходится пользоваться различными средствами передвижения. (Еще в 1960-е годы, бывало, даже на лыжах добирались до цели.) В самолетах, на пассажирских теплоходах, в поездах для “военных курьеров” бронируются отдельные места, каюты, купе. Их посадка и высадка организуются отдельно от всех остальных пассажиров. Оказавшись в вагоне или на корабле, эти люди запираются в отведенном для них помещении и переходят на “автономный режим жизни”. В течение всей поездки — сколько бы дней она ни длилась! — они практически никуда не выходят, даже питаются на месте взятым в дорогу сухим пайком. Спят — только по очереди, так что секретная корреспонденция ни на секунду не остается без присмотра.
КОММЕНТАРИЙ АЛЕКСАНДРА ЧУЛКОВА:
Новому сотруднику, только что закончившему курс подготовки, мы поручаем поначалу работу на простых городских маршрутах, ставим его в пару к кому-то из наших опытных офицеров. А когда он наберется опыта, переводим на выполнение более ответственных заданий. Самым высшим уровнем считается работа в Управлении по обеспечению деятельности высших органов государственной власти, которое осуществляет доставку корреспонденции из Кремля, из Белого дома, Госдумы, Совета Федерации. Естественно, отбор в это управление идет очень жесткий.
— Самые важные документы — от президента, премьер-министра, председателей Госдумы и Совфеда — перевозят особо доверенные офицеры-фельдъегеря, — делится информацией Быстров. — Насколько мне известно, еще со времен Брежнева установилось правило, что к первому лицу страны прикреплены для этой цели три или четыре офицера, которые дежурят поочередно.
Перед выездом на очередное VIP-задание офицеру фельдсвязи выдают необходимые спецпропуска — в Кремль, в Государственную думу, на Старую площадь. Впрочем, и само служебное удостоверение сотрудника ГФС позволяет проходить во многие закрытые зоны.
Бюджет под охраной
Среди корреспонденции, доставка которой поручена “военным курьерам”, могут быть самые разные документы. Например, недавнее письмо Путина в Госдуму с предложением кандидатуры очередного российского премьера. Пухлые пакеты с утвержденным бюджетом страны на очередной год. Проектно-конструкторская документация по новым авиационным и ракетным разработкам. Или срочные правительственные сообщения, которые следует обнародовать в СМИ. Да мало ли что понадобится! Во время Московской Олимпиады в 1980 году фельдъегеря перевозили в лаборатории пробы допинг-контроля, взятые у спортсменов. А вот в эпоху “первых ростков российской демократии” Григорию Быстрову и его коллегам приходилось иногда возить в своих портфелях явные “пустышки”:
— Несколько раз у меня такое бывало. Кто-нибудь из свежеиспеченных депутатов вручает целую пачку запечатанных конвертов. И начинаются разъезды по городу — из одной “конторы” в другую. Конечно, о содержании корреспонденции мне ничего не известно, но лишь до поры до времени: приезжаешь к очередному адресату, которому следует “вручить лично”, а он тут же, при тебе, вскрывает конверт (явно невтерпеж товарищу) — и видно, что внутри. поздравительная открытка с 23 февраля или с 8 Марта! Понятное дело, хочется же новому члену Госдумы пустить своим знакомым пыль в глаза. Вот и присылает поздравления не почтой, а с фельдъегерем!
У нас, помнится, говорили, что опытный сотрудник фельдсвязи всегда доберется до адресата. Даже если адрес на конверте указан неточно. Даже если сотрудники и охрана “высокопоставленного лица” не хотят к нему пропускать. Мне пришлось однажды прорываться со срочной корреспонденцией из Совета Федерации в Останкинский телецентр и искать там Татьяну Миткову, которая как раз должна была вести очередной выпуск новостей. В итоге добрался до студии и перед самым эфиром успел-таки ей вручить конверт (полагаю, это была какая-то свежая информация из “верхов”, которую следовало обязательно сообщить телезрителям).
За утрату доверенной ему корреспонденции фельдъегерь может получить до трех лет тюрьмы. К счастью, подобных случаев практически не бывает. Быстров смог припомнить лишь единственный такой прокол за последние годы.
— Один из офицеров отправился на машине развозить по адресам несколько десятков спецпакетов и в пути сделал самовольную остановку у магазина. Пока они с водителем делали покупки, какой-то ловкач вскрыл салон “Волги” и умыкнул портфель со всей корреспонденцией. Хорошо еще, что среди похищенных бумаг не оказалось документов, содержащих государственную тайну, поэтому офицера-нарушителя не отдали под суд, но сразу же уволили со службы.
Спасти любой ценой
Иногда на маршруте фельдъегерей поджидают нештатные ситуации, порой весьма опасные. Однако Быстрову по этой части везло:
Быстров рассказал о необычном случае, про который ему доводилось слышать от ветеранов. Произошло это еще во времена Союза, лет пятнадцать назад. В тот раз ЧП случилось. по недоразумению.
КОММЕНТАРИЙ АЛЕКСАНДРА ЧУЛКОВА:
— Оставляю обе эти истории на совести рассказчика. Подобные случаи на маршруте можно отнести к разряду чрезвычайных. Согласно принятым у нас правилам, по каждому из них фельдъегерем должен быть написан рапорт и проведено служебное расследование. Я поручил проверить в архиве ГФС — подтверждений, что такие происшествия имели место, не обнаружено. Теоретически, можно предположить, что оба упомянутых офицера по каким-то причинам решили не упоминать о случившемся с ними. Но это уже серьезное нарушение служебной дисциплины.
Трагично закончился маршрут для двух фельдъегерей, перевозивших корреспонденцию в Иркутск 3 января 1994 года. Рейсовый самолет, на котором летели капитаны Анатолий Большедворский и Игорь Огарков, потерпел аварию. Но даже в последние минуты жизни эти офицеры заботились о том, чтобы по возможности спасти доверенные им пакеты: в падающем авиалайнере они сумели закрепить портфель с документами так, чтобы он пострадал во время катастрофы как можно меньше.
Ветераны ГФС вспоминают и другое воздушное ЧП. 18 апреля 1980 года в московском аэропорту “Быково”, едва успев взлететь, рухнул на землю и загорелся “Ан-24”. Двое фельдъегерей, летевших этим рейсом в Ульяновск, хотя и получили серьезные травмы, все-таки сумели открыть дверь самолета и вытащить из пылающего салона секретную корреспонденцию.
По инструкции фельдъегеря, выполняющие очередной свой маршрут, не должны ввязываться во всякие конфликты — ведь в это время может возникнуть реальная опасность для перевозимой корреспонденции. Однако 5 июля 1983 года младшим лейтенантам А.Расчесову и В.Зубовичу, летевшим со спецпортфелем из Москвы в Таллин, пришлось все-таки нарушить такое правило. Во время рейса двое вооруженных преступников предприняли попытку угона самолета за границу. Офицеры фельдсвязи смогли обезвредить налетчиков, и в результате авиалайнер благополучно приземлился в Таллине.
Фельдслужба существует в России уже более двухсот лет. Официальной датой ее образования принято считать 17 декабря 1796 года, когда Павел I подписал указ об учреждении особого Фельдъегерского корпуса. Во времена государей императоров каких только заданий не приходилось выполнять “военным курьерам”! Чаще всего, конечно, возили всякие секретные бумаги, но кроме того, им поручали иногда доставлять крупные партии денег и драгоценностей, сопровождать к месту ссылки важных государственных преступников, привозить в действующую армию ордена для награждения героев. Большевики придумали еще одно дело: в предвоенные годы учетные карточки членов ВКП(б) пересылались из райкома в райком только при помощи фельдъегерской связи!
Примечательно, что это ведомство оказалось чуть ли не единственным, которое благополучно пережило все российские катаклизмы минувшего столетия. Власть в стране менялась, но доставлять сочиняемые ею секретные документы все равно было надо! После революции императорская фельдслужба перешла на обслуживание сперва Временного правительства, а потом и большевиков. И возглавлял ее при этом все тот же царский генерал Носов. Еще более удивительный факт: никто из сотрудников фельдслужбы не был арестован в период печально известных сталинских “чисток”!
За последние два столетия только один раз в нашей стране была предпринята попытка упразднить фельдсвязь. Никита Сергеевич Хрущев, желая навести “экономию”, решил отказаться от “военных курьеров” и передать их обязанности гражданской спецсвязи. Но руководство СССР смогло продержаться без фельдъегерей лишь. 10 дней. За это время с пересылкой важных государственных бумаг произошла столь грандиозная путаница, что это уже стало угрожать безопасности Страны Советов. Пришлось в спешном порядке возрождать фельдъегерскую службу.
День спецсвязи России. Когда груз под надёжной защитой
1 августа в Российской Федерации отмечается День образования Службы специальной связи России. Это профессиональный праздник для всех фельдъегерей Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи», а также для ветеранов службы и гражданских работников.
История Дня специальной связи уходит своими корнями в советское прошлое. 17 июня 1939 года было принято постановление Совета народных комиссаров Советского Союза «О реорганизации фельдъегерской связи НКВД СССР». В соответствии с этим постановлением, из состава фельдъегерской связи НКВД СССР выделялась в отдельную структуру специальная связь Наркомата связи. Ей предстояло заняться перевозкой секретной и совершенно секретной корреспонденции, а также драгоценных металлов от центра в районы и обратно. Приказы в то время исполнялись быстро и уже 1 августа 1939 года спецсвязь приступила к выполнению непосредственных обязанностей по перевозке секретной корреспонденции. Параллельно был разработан целый комплекс нормативных документов, регулирующих деятельность спецсвязи Наркомата связи СССР.
На самом деле, службы, осуществлявшие доставку важной корреспонденции, появились в стране гораздо раньше. В 1796 году, при императоре Павле Iбыл создан знаменитый Фельдъегерский корпус. Октябрьская революция, разрушившая управленческие и силовые структуры Российской империи, не отменила потребности в доставке секретных донесений и документов. Более того, в новых условиях, учитывая индустриализацию и жизнь в окружении враждебных держав, эта потребность становилась куда более отчетливой. Поэтому фельдъегерская связь продолжала существовать, занимаясь доставкой секретной документации партийных органов, транспортировкой драгоценных металлов, ценных бумаг Госбанка СССР и так далее. В конечном итоге, руководству страны и партии стало очевидно, что фельдъегерская связь более не может обеспечивать потребности всех ведомств сразу, поэтому и было принято решение о разделении ее на две службы. В компетенции фельдъегерской службы НКВД оставили доставку секретной корреспонденции высших советских, партийных и военных органов, а в Наркомат связи передали доставку секретной и совершенно секретной корреспонденции других ведомств, транспортировку драгоценных металлов и ценных бумаг. Именно эти задачи и легли на Центральное управление специальной связи Наркомата связи СССР.
Начало Великой Отечественной войны, конечно, внесло свои очень заметные коррективы в повседневную работу спецсвязи. Во-первых, аппарат Центрального управления специальной связи был эвакуирован из Москвы в Уфу — вместе со всем аппаратом Наркомата связи. В столице остались только производственные отделы и оперативные группы ЦУСС. Во-вторых, в связи с началом войны, фельдъегеря и экспедиторы были переведены на казарменное положение — в условиях войны им предстояло куда чаще выполнять свои обязанности. Ведь специальную корреспонденцию приходилось постоянно возить и на фронт, и в тыл — с фронта. Только за первый год войны службы спецсвязи доставила 38,7 млн. пакетов с секретной и сверхсекретной корреспонденцией. Специальная группа фельдъегерей была прикомандирована к Ставке Верховного Главнокомандующего, аналогичные группы действовали при штабах фронтов и отдельных армий. Кроме того, на спецсвязь были возложены и обязанности по приему и рассылке отправлений с продовольственными карточками. В годы войны большое значение имела и работа спецсвязи по перевозке драгоценных металлов, добываемых за Уралом. С 1944 г. ЦУСС обеспечивал и доставку посылок с облигациями государственных займов сберкассам.
В годы войны ЦУСС столкнулся с определенным кадровым дефицитом, так как сотни сотрудников службы спецсвязи отправились добровольцами на фронт. Причем ушли самые ценные кадры — молодые боеспособные мужчины. Поэтому основная нагрузка в годы Великой Отечественной войны легла на плечи фельдъегерей и экспедиторов старшего возраста, а также женщин, которых тоже стали активно привлекать к службе в специальной связи. При этом, многократно увеличился объем проходящей через службу спецсвязи корреспонденции, что связывалось и с очень интенсивным документооборотом между государственными учреждениями и предприятиями, эвакуируемыми из Европейской части СССР за Урал. Многие учреждения в конкретный период могли находиться в движении к месту эвакуации, и это еще больше усложняло работу службы специальной связи. Что касается воинских частей и подразделений, то они вообще находились в постоянном перемещении, но это не освобождало спецсвязистов от обязанностей по доставке ценной документации и иных важных грузов.
Доставка корреспонденции осуществлялась как на автомобилях, так и пешком или на попутных машинах. Водители попутных машин были обязаны подвозить сотрудников специальной связи, и это обязательство распространялось и на прифронтовые зоны. Иногда фельдъегери и экспедиторы добирались под обстрелами противника, бывали случаи — что и вылетали в тыл врага на самолетах. Особое место занимала доставка корреспонденции в осажденные города. Так, во время блокады Ленинграда было организовано 25 маршрутов, которые вели в город. Маршрут пролегал и через Ладожское озеро — по знаменитой Дороге жизни. Спецсвязисты следовали на попутных машинах воинских частей, иногда — на самолетах. Осуществлялось и обеспечение доставки секретной корреспонденции в Сталинград и из Сталинграда. После того, как из осажденного гитлеровцами города эвакуировали большинство предприятий и организаций, была сформирована оперативная группа спецсвязи. Перед ней поставили задачи по обеспечению регулярной связи с городом. Спецсвязисты ежедневно перевозили через Волгу специальную корреспонденцию — в Сталинград и обратно, в штабы воинских частей и соединений РККА. Почетным заданием для спецсвязистов стала перевозка Красного знамени ВЦИК с надписью «Красному Царицыну» — от Всероссийского центрального исполнительного комитета, которое было вручено городу в 1919 году и хранилось до момента осады города в музее. Знамя надлежало отправить по маршруту Ленинск — Саратов, а затем переправить в Николаевский обком партии. Но на участке Владимировка — Верхний Баскунчак поезд, в котором ехали фельдъегери, перевозившие знамя, попал под бомбежку гитлеровской авиации. Фельдъегери и начальник Ворошиловградского отдела специальной связи погибли, но знамя и ценная корреспонденция уцелели.
Важной задачей стало и восстановление системы специальной связи на территории Советского Союза, которая была освобождена от гитлеровских оккупантов. Для реализации задач по восстановлению спецсвязи было создано 10 специальных групп, которые вместе с советскими войсками двигались на запад и занимались важнейшими задачами по обеспечению спецсвязи с освобожденными территориями. За кратчайшие сроки удалось восстановить систему специальной связи вплоть до границ Советского Союза с Польшей. Конечно, сыграла свою роль и сама система, существовавшая в те годы в Советском Союзе, но нельзя умалять и достоинства сотрудников специальной связи, непосредственно участвовавших в восстановлении бесперебойной работы отделов и отделений ЦУСС на освобожденных территориях. После победы в Великой Отечественной войне была выделена специальная группа спецсвязи для обслуживания Военной миссии СССР в Берлине. Для доставки корреспонденции было организовано ежедневное авиасообщение Берлина с Москвой.
Как и многие другие государственные службы, в послевоенные годы советская спецсвязь получила дальнейшее развитие и неуклонно совершенствовалась. Первые изменения в системе специальной связи последовали сразу после войны. В 1947 г. фельдъегерская служба была переподчинена Министерству внутренних дел СССР, а в ее компетенцию вошли также обслуживание Совета Министров СССР и доставка корреспонденции оборонных министерств и государственных комитетов. С 1958 г. в компетенцию фельдъегерской службы вошла доставка за пределы СССР технической документации и изделий для стран социалистического блока. В апреле 1960 года, когда было принято решение об упразднении союзного Министерства внутренних дел и передачи его функций республиканским министерствам, находившаяся в его подчинении фельдъегерская служба была переведена в состав Министерства связи СССР.
Таким образом, в Минсвязи оказались сразу две специальные службы — фельдъегерская служба и служба специальной связи. Эта ситуация привела к обсуждению возможности объединения двух служб в одну, тем более, что их функциональные обязанности во многом пересекались. Но уже 23 мая 1961 г. было принято решение о создании отдела фельдъегерской связи, а в 1968 году — Управления фельдъегерской службы при Министерстве связи СССР. В ведении данного управления находились вопросы обеспечения фельдъегерской связью центральных партийных и правительственных органов, оборонных предприятий, Министерства обороны и государственных комитетов при Совете Министров СССР. Одновременно продолжала существовать и специальная связь, которая в 1988 году была преобразована в хозрасчетное предприятие «Главный центр специальной связи» в составе Министерства связи СССР.
Российская Федерация унаследовала эту структуру практически без изменений. В 1994 г. было принято Положение о Главном центре специальной связи, регламентирующее специфику деятельности данной структуры. Помимо основной задачи — обеспечения доставки секретной и совершенно секретной корреспонденции, Главный центр специальной связи оказывает достаточно широкий спектр услуг по приему, обработке, хранению и доставке ценных и особо ценных грузов, ценных бумаг, художественных и культурных ценностей. В частности, в компетенцию структуры входит перевозка посылок с золотыми и серебряными медалями для выпускников средних школ Российской Федерации, она же отвечает и за перевоз бланков паспортов граждан Российской Федерации. Иногда сотрудники ГЦСС участвуют в действительно исторических операциях. Например, в 2006 г. именно Управление спецсвязи по г. Санкт-Петербургу осуществляло транспортировку 7 млн. 200 тыс. единиц хранения фонодов и имущества Российского государственного исторического архива в новое здание архива. В 2011 г. сотрудники спецсвязи перевозили картину всемирно известного Рембрандта «Неверие апостола Фомы» в Париж, где в Лувре проходила выставка.
В то же время, даже в таких непростых условиях сотрудники спецсвязи продолжают честно нести свою нелегкую службу, доставляя адресатам ценные грузы и корреспонденцию. Наибольшего уважения достойны, конечно же, сами фельдъегери и водители — то есть, те, кто непосредственно отвечает за доставку грузов и документации, иногда рискуя жизнями за сохранность переданного им имущества. В праздничный день остается пожелать сотрудникам Главного центра специальной связи всегда честно исполнять свою работу, поменьше попадать в ситуации повышенного риска и, разумеется, повышения оплаты их нелегкого и ответственного труда.