Федеральный университет и государственный в чем разница

Поясняем на примерах названия высших учебных заведений и их отличия

На сегодняшний день в России насчитывается около 200-250 ВУЗов, которые разбросали свои филиалы по всей стране. Знали ли вы, что все они отличаются между собой не только наименованием (в честь кого или как именно названы), направлениями обучения, вступительными испытаниями, но и по иным параметрам?

Федеральный университет и государственный в чем разница

На сегодняшний день в России насчитывается около 200-250 ВУЗов, которые разбросали свои филиалы по всей стране. Знали ли вы, что все они отличаются между собой не только наименованием (в честь кого или как именно названы), направлениями обучения, вступительными испытаниями, но и по иным параметрам?

К ВУЗам относят не только университеты, но и институты, академии. Притом все образовательные заведения бывают разных форм (государственные и негосударственные (частные)). Давайте разбираться, что есть что, и чем они отличаются. Также мы готовы развеять несколько мифов о ВУЗах.

Государственный, частный (негосударственный) или федеральный ВУЗ: что лучше?

Государственное образовательное заведение (речь пойдет строго о ВУЗах) предполагает, что оно получает финансирование со стороны государства, имеет соответствующую лицензию на ведение образовательной деятельности. Все направления обучения – аккредитованы. В таких учреждениях имеется бюджетная и коммерческая формы обучения. Учредителем ВУЗа выступают государство. Выпускники получают диплом гособразца, который котируется в любом уголке нашей планеты. Считается, что поступить в государственный ВУЗ сложнее, чем в частный.

К таким заведениям относят: Финансовый университет при правительстве РФ, Институт бизнеса и делового администрирования, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова и пр.

Федеральный университет и государственный в чем разницаКакие бывают ВУЗы?

Негосударственный (частный) ВУЗ предполагает, что учредителем является некое частное лицо. Финансирования от государства в этом случае нет, либо оно минимально. В большинстве случаев обучение возможно на платной основе, притом стоимость образовательных услуг будет немного ниже, чем в топовых или государственных заведениях.

Единственным недостатком таких учреждений является то, что чаще всего они выдают дипломы «частного» образца, который в дальнейшем могут не принять при поступлении в аспирантуру или иное учреждение. Среди негосударственных ВУЗов РФ можно выделить Институт международных экономических связей (Москва), Национальный открытый институт г. Санкт-Петербург, Институт деловой карьеры (Москва), Московский гуманитарный университет (Москва) и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Федеральный ВУЗ представляет собой гигантское образовательное учреждение, основанное в определенном федеральном округе чаще всего такие заведения многопрофильны. В их состав могут входить ведущие ВУЗы региона. Важно отметить, что все федеральные ВУЗы относятся государственной форме. В наименовании всегда отмечается принадлежность заведения к определенному округу. Например, Балтийский федеральный университет имени Эммануила Канта, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, дальневосточный федеральный университет и пр.

Институт, академия или университет?

Далеко не каждый понимает разницу между ВУЗами. На самом деле, это очень важно, так как от вида образовательного заведения может зависеть его престиж и востребованность, уровень и качество обучения.

Федеральный университет и государственный в чем разницаЧто входит в понятии ВУЗы?

Самыми распространенными разновидностями ВУЗов в России являются университеты. Под ними понимают те учреждения, которые занимаются подготовкой квалифицированных специалистов не менее, чем по семи направлениям. Образовательные программы могут быть, как для бакалавров и магистров, так и для аспирантов.

Важно отметить, что если университет занимается научно-исследовательской деятельностью, то у него будет присутствовать в наименовании приставка «НИУ» (научно-исследовательский университет), что символизирует высокое качество образования, тотальное погружение в науку.

Академия – это однопрофильное образовательное заведение. Здесь можно освоить специальность конкретного профиля: экономический, юридический и пр.

Самыми узкопрофильными образовательными заведениями считаются институты. Здесь можно освоить конкретный профиль, но при этом выпускник может работать в самых разных сферах (по полученной специальности). В настоящее время в стране доля институтов сокращается, так как считается, что поступить в них легче, а качество образования ниже. Чем в университетах и академиях.

Самые распространенные мифы о Вузах

Миф №1. Получить диплом государственного образца можно только в государственном Вузе.

На самом деле, это самое глубокое заблуждение абитуриентов и некоторых студентов. Получить диплом единого образца можно как в государственном, так и федеральном, научно-исследовательском или частном ВУЗе. Главное, чтобы образовательное заведение имело государственную аккредитацию.

Миф №2. Качество образования в коммерческом ВУЗе хуже.

Поступить в негосударственный ВУЗ намного легче, чем в иные заведения. На самом деле, «легкость» поступления кроется в том, что конкурс в частных Вузах меньше, но на качестве образования это никак не сказывается.

Миф №3. Диплом негосударственного Вуза не котируется среди работодателей.

В последнее время работодателю неважно, в каком ВУЗе получал образование сотрудник. Главное, чтобы он имел должные знания и навыки по полученной специальности.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

Какие бывают статусы у вузов и на что они влияют

Высшие учебные заведения России могут иметь различные статусы (категории). Это позволяет им разрабатывать собственные образовательные стандарты, присуждать учёные степени и многое другое. Сегодня мы расскажем о всех возможных статусах и квотах, чтобы у тебя был ещё один ориентир при выборе вуза.

«Особый статус»

Его носят всего два вуза: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. Это два крупнейших (и старейших) высших учебных заведения. Именно тут сосредоточена самая большая база научно-педагогических работников: в МГУ это почти 17 тысяч человек, в СПбГУ — более 5 тысяч.

МГУ и СПбГУ являются ведущими университетами страны. Их правовой статус определяется специальным федеральным законом, а ректора назначают указом президента. Это позволяет им пользоваться рядом привилегий. Например, они единственные, кто может проводить дополнительные вступительные экзамены по предметам ЕГЭ. Вузы также могут самостоятельно реализовывать различные образовательные программы, выдавать выпускникам документы собственного образца, присуждать собственные ученые степени и другое.

Кстати, МГУ — единственный российский вуз, входящий в сотню ведущих вузов мира по международному рейтингу QS-2019, СПбГУ же входит в 250.

Федеральный университет и государственный в чем разница

Федеральные университеты

Как предполагалось Правительством РФ, вузы с таким статусом нацелены на подготовку кадров для социально-экономического развития отдельных регионов страны. Сейчас эта категория присвоена 10 вузам:

— Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ)

— Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)

— Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)

— Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

— Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова

— Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Амосова (СВФУ)

— Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ)

— Сибирский федеральный университет (СФУ)

— Южный федеральный университет (ЮФУ)

— Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ)

Итак, какие у них есть преимущества? Во-первых, это достаточно крупные университеты. Практически в каждом из них численность научно-педагогических сотрудников превышает тысячу человек, а в КФУ и ЮФУ — более четырёх тысяч. Во-вторых, такие университеты дают полипрофильные, необходимые в большинстве областей знаний: из сферы естественных, точных, социально-гуманитарных наук, а также из сферы искусства и спорта.

Федеральные университеты могут проводить обучение по собственным стандартам. А некоторые из них (например, Казанский федеральный университет) имеют право присваивать учёные степени кандидата и доктора наук. Университеты также самостоятельно разрабатывают программы развития, по которой обучаются студенты.

Кстати, эти университеты входят в так называемый «Клуб десяти» или G-10. Это объединение федеральных вузов, деятельность которых направлена на повышение качества образования в России.

Национальные исследовательские университеты

Как и федеральные университеты, НИУ имеют право разрабатывать образовательные стандарты и присуждать учёные степени, однако различия между ними всё же есть. На данный момент такой статус присвоен 29 вузам на 10 лет. Это НИТУ МИСиС, НИЯУ МИФИ, НИУ ВШЭ и другие. Полный список таких вузов смотри тут.

Федеральный университет и государственный в чем разница

В чём тогда отличие от федеральных университетов? НИУ не такие крупные и специализируются в какой-то определённой области знаний, имеют высокий уровень научных исследований. Ректор же выбирается коллективом, а не назначается.

Глобальные университеты (университеты проекта 5−100)

В результате конкурсного отбора в этот проект включились 15 российских университетов. К ним в 2015 году добавились еще 6 университетов. В настоящий момент в проекте 5−100 участвует 21 вуз, 5 из которых одновременно имеют статус федеральных университетов, а 13 являются национальными исследовательскими университетами.

Большинство вузов, участников проекта 5−100, ведут обучение по собственным образовательным стандартам, ежегодно защищают дорожные карты по развитию своего образовательного процесса. Это значит, что университеты такого статуса действительно нацелены на постоянное повышение компетенции своих сотрудников и студентов.

Федеральный университет и государственный в чем разница

Опорные университеты

Это региональный вуз, ориентированный на поддержку развития той или иной области России. Вузы получали этот статус в несколько этапов. Первая волна проходила так: вузы создавались на основе объединения уже существующих с финансовой поддержкой на федеральном уровне. Участвовали Волгоградский государственный технический университет, Воронежский государственный технический университет, Вятский государственный университет и другие. Во второй волне статус опорного университета назначался уже существующему вузу, с финансовой поддержкой на федеральном уровне. Список всех ищи тут.

Обучаясь в таких вузах, во-первых, ты можешь получить образование столичного качества, не уезжая из своего региона. Во-вторых, опорные вузы будут котироваться ничуть не меньше, а в своих регионах даже больше, чем столичные. В-третьих, такими университетами организуется довузовская подготовка для молодежи региона (специализированные классы).

Федеральный университет и государственный в чем разница

Прочие университеты, академии и институты

Университеты, о которых мы говорили выше, составляют примерно 10% от общего числа высших учебных заведений России. А что представляют из себя остальные 90%? Они делятся на три категории: университет, академия, институт. Университет — это многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.

Академия же готовит широкий круг специалистов одного направления деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство, туризм, экономика, финансы и тому подобное). А институт является частью вуза и занимается подготовкой специалистов только одной профессии. Нередко бывает, что факультеты отделяются и формируются в более самостоятельную структуру — институт. То есть университет имеет самый широкий круг профильной подготовки, академия — более узкий, институт — самый узкий.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Источник

Вузы России, какого статуса они бывают

Категории (статусы) вузов в России и их разновидности. Национальные университеты (МГУ и СПбГУ), федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, глобальные университеты (университеты проекта 5-100), опорные университеты, прочие университеты, академии и институты. Что лучше выбрать крутой столичный университет или вуз «шаговой доступности»?

Категории (статусы) вузов в России и их разновидности

Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет

Федеральные университеты

Национальные исследовательские университеты

Глобальные университеты (университеты проекта 5-100)

Опорные университеты

Прочие университеты, академии и институты

Что лучше выбрать крутой столичный университет или вуз «шаговой доступности»?

Категории вузов в России и их разновидности

Прежде чем начать говорить о разнообразии российских вузов, скажем, о чем мы не будем говорить. Из нашего обзора полностью исключены все «квазивузы» (не совсем вузы).

Во-первых, это вузы, лишенные государственной аккредитации, т.к. выданный там диплом в нашей стране не влечет никаких юридически значимых последствий для его обладателя.

Во-вторых, филиалы вузов, так как многие из них реализуют программы высшего образования с переводом студентов выпускного курса в головной вуз, или полностью свернули программы высшего образования, сосредоточившись на программах среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.

По последним данным мы насчитали на территории Российской Федерации около 700 настоящих вузов (точную цифру назвать сложно из-за теологических вузов, инвентаризация которых пока затруднена), имеющих не только образовательную лицензию, но и государственную аккредитацию как минимум части реализуемых образовательных программ.

В названии вуза встречаются различные слова, часть из которых понятны и не нуждаются в комментариях (определение, указывающее на место его расположения, и определение «государственный»), а часть могут быть не очень понятны. Например, федеральный или национальный исследовательский университет, академия, институт и т.д. Постараемся в этом разобраться в данном посте, а об основных типах вузов поговорим в следующем.

Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет – это два крупнейших в нашей стране вуза (МГУ почти 17 тыс. научно-педагогических работников, а СПбГУ – более 5 тыс. чел.), каждый из которых представляет собой некое академическое государство. Для сравнения численность научно-педагогических работников ни одного из оставшихся университетов в России не превышает 5 тыс. человек.

Помимо размеров – это старейшие и одновременно ведущие классические университеты нашей страны, особенности их правового статуса определяются специальным федеральным законом, а ректора назначаются указом президента.

Оба эти университета наделены целым рядом особых прав, например, они вправе проводить дополнительные (к ЕГЭ) вступительные испытания профильной направленности для поступающих на программы бакалавриата и специалитета, могут реализовывать образовательные программы всех уровней высшего образования по всем уровням высшего образования, вправе выдавать выпускникам документы собственного образца, могут присуждать собственные ученые степени и др.

Если говорить образно, то и Московский и Санкт-Петербургский университеты – это с одной стороны «витрина российского высшего образования» (много образовательных свобод и новаций), а с другой стороны – «музей российского высшего образования» (анахронизмов там тоже немало).

Оба рассмотренных университета реализуют программы развития с достаточно серьезными бюджетами, которые ориентированы на модернизацию научно-исследовательской, образовательной и обеспечивающих направлений деятельности университета, и теперь ежегодно отчитываются о ее исполнении перед Правительством.

К слову, МГУ – единственный в нашей стране вуз, входящий в сотню ведущих вузов мира по международно признаваемым рейтингам (QS-2019), СПбГУ – входит в 250. Все остальные наши вузы находятся в диапазоне 250+ (только Новосибирский госуниверситет по QS-2019 также попадает в 250 – находится на позиции 244). Вообще, эти вузы заслуживают отдельного подробного разговора, что мы обязательно сделаем в как-нибудь дальнейшем.

Поскольку каждый из этих вузов совершенно самодостаточен, плюс неформальное соперничество «северной» (культурной) столицы и Москвы не способствует заметной кооперации двух этих университетов.

Федеральные университеты

Это также вузы с особым статусом, который в некоторых отношениях приближен к МГУ и СПбГУ. По задумке Правительства РФ федеральные университеты создаются в целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития отдельных регионов нашей страны.

В настоящий момент такая категория бессрочно установлена (читай, статус присвоен) 10 вузам:

У федеральных университетов есть целый ряд особенностей, которые необходимо учитывать при выборе их в качестве места учебы.

Во-первых, это достаточно крупные университеты (численность научно-педагогических сотрудников 9 из 10 больше 1 тыс. чел., а КФУ и ЮФУ – более 4 тыс. чел.), которые организовывались путем присоединения менее сильных вузов к более сильным.

Во-вторых, это обычно вузы полипрофильные, работающие в большинстве областей знания: естественных, точных, социально-гуманитарных науках, а иногда еще в искусстве и спорте. А отсутствие специализации делает их плохо позиционируемыми на рынке образования.

В-третьих, поскольку федеральный статус не выигрывался в условиях конкурса, на который бы вуз заходит по своей воле, а придавался решением учредителя, коллективы имеют на этот счет «свое мнение», что не способствует управляемости.

Во-четвертых, по причине эклектичности при формировании во многих (но не во всех федеральных университетах) слаба общеуниверситетская идентичность, т.е. отдельные структурные подразделения живут своей жизнью, и вы, что называется, куда попадете при поступлении. Может повезти, а может и нет, тогда уровень вашей подготовки окажется на уровне среднего регионального вуза со всеми его минусами.

В-пятых, поскольку ректор в этих вузах лицо назначаемое, а не избираемое коллективом, есть риск «нарваться» на ситуацию неприятия руководства и связанного с этим противостояния, что не способствует академическим успехам обучающихся. Обратите внимание на публикации в СМИ о смене руководства, в ряде федеральных вузов могло пройти 2-3 таких волны, каждая из которых сильно лихорадит вуз.

Как МГУ и СПбГУ федеральные университеты ведут обучение по собственным образовательным стандартам, имеют они и другие послабления. Некоторые (например, КФУ) получили право самим присваивать ученые степени кандидата и доктора наук.

Ровно половина федеральных университетов (5 из 10) стали участниками конкурсного проекта 5-10, нацеленного на рост конкурентоспособности вуза на международном рынке, т.е. обозначили претензию на членство в «лиге» глобальных университетов, но об этом ниже поговорим отдельно.

Большинство федеральных университетов через год завершают реализацию своих программ развития (два пилотных завершили еще 2 года назад, а три – получили статус позднее остальных), нацеленных на комплексную модернизацию университета, и сейчас готовятся к разработке программ развития на новый 10-летний этап.

Ввиду территориальной удаленности друг от друга федеральные университеты активно взаимодействуют и сформировали в 2013 году ассоциацию федеральных университетов, которую сначала по числу членов назвали «Клуб девяти», или «G-9» После создания Крымского федерального университета и его присоединения к этой Ассоциации ее переименовали в «Клуб десяти», или «G-10».

Как-нибудь потом разберем ситуацию с федеральными университетами более предметно, так как вопрос того стоит – более 25 тыс. научно-педагогических сотрудников, сотни тысяч студентов и около сотни миллиардов рублей в год консолидированного бюджета, а пока ограничимся этим.

Национальные исследовательские университеты

Хотя эти вузы также как и федеральные вузы наделены рядом особых прав, например разрабатывать собственные образовательные стандарты, а некоторые даже имеют право сами (без ВАК) присуждать ученые степени, национальные исследовательские университеты (сокращенно НИУ) сильно отличаются от федеральных университетов.

В настоящий момент такая категория на 10 лет установлена (статус присвоен) 29 вузам:

При этом почти у половины вузов из списка срок «ношения» статуса НИУ истекает в 2019 году, а у остальных – в 2020 году, после чего он может быть отозван.

Национальные исследовательские университеты, в отличие от федеральных университетов:

Почти половина национальных исследовательских университетов (12 из 29) стали участниками конкурсного проекта 5-10, нацеленного на рост конкурентоспособности вуза на международном рынке (глобальные университеты), поговорим об этом отдельно ниже.

Национальные исследовательские университеты в следующем году (первая волна) и через год (вторая волна) завершают реализацию своих программ развития (два пилотных завершили еще 2 года назад), и сейчас готовятся к разработке программ развития на новый 10-летний этап.

Хотя закрытой общей «тусовки» национальных исследовательских университетов, подобно клубу «G-10», Ассоциации глобальных университетов и опорных вузов не сложилось, именно НИУ (вместе с СПбГУ) стали инициаторами и ядром Ассоциации ведущих университетов.

Потом обязательно более подробно разберем ситуацию с национальными исследовательскими университетами, так как этот вопрос того стоит – более 50 тыс. научно-педагогических сотрудников, более полумиллиона студентов и сотни миллиардов рублей в год консолидированного бюджета, а пока ограничимся на этом.

Глобальные университеты (университеты проекта 5-100)

Указом Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 определена цель по выводу российского высшего образования на уровень международной конкурентоспособности – не менее 5 российских университетов к 2020 году должны войти в топ-100 мировых рейтингов университетов.

В 2013 году во исполнение указа Президента РФ был запущен Проект по реализации программы повышения конкурентоспособности, т.е. обеспечивающий вхождение не менее 5 российских университетов к 2020 году в топ-100 мировых рейтингов университетов (Проект 5-100).

Конкурс с учетом очень высоких входных требований («на входе» необходимо было присутствие вуза в одном из глобальных рейтингов), что сильно ограничило «пыл» потенциальных интересантов, составил почти 4 заявки на одно место.

В результате конкурсного отбора в этот проект включились 15 российских университетов, к которым в 2015 году добавились еще 6 университетов. В настоящий момент в проекте 5-100 участвует 21 вузов, 5 из которых одновременно имеют статус федеральных университетов, а 13 являются национальными исследовательскими университетами. Международным экспертным советом проекта 5-100 участники проекта каждый год в зависимости от глобальной узнаваемости и динамики изменений разделяются на три равные по числу вузов группы:

Первая группа («Лидеры проекта 5-100»), все они из «первой волны»:

Вторая группа («Середнячки проекта 5-100»), часть из «первой волны», а часть из «второй волны»:

Третья группа («Аутсайдеры проекта 5-100»):

В целях координация деятельности и консолидации усилий в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, а также в сфере научной и инновационной деятельности университетов, участвующих в проекте 5-100, по инициативе Высшей школы экономики в 2014 году была создана Ассоциация «Глобальные университеты», в состав которой сегодня входят все университеты проекта. На сайте Ассоциации размещен довольно удобный навигатор по образовательным программам, научным проектам и программам академической мобильности университетов, участников проекта.

Здесь нужно заметить, что есть три признанных международных рейтинга университетов:

На сегодняшний день в топ-500 наиболее этих мировых рейтингов представлено 28 российских университетов, включая институциональные (общие) и предметные (отраслевые) рейтинги. При этом в топ-500 глобальных общих рейтингов Россию представляют 15 университетов, в топ-200 ведущих предметных (отраслевых) мировых рейтингов – 19 университетов, а в топ-100 – 11 университетов.

Большинство вузов, участников проекта 5-100, ведут обучение по собственным образовательным стандартам, имеют они и другие послабления, облегчающие их конкурентную борьбу среди международных научно-образовательных центров.

Вузы проекта 5-100 не реже одного раза в два года (а реально ежегодно) защищают на международном экспертном совете при Министерстве свои дорожные карты по реализации программы повышения конкурентоспособности вуза. Внутри программ лежат масштабные трансформационные проекты, в рамках которых ведется системная модернизация научной, образовательной и других видов деятельности, и проекты по становлению в университете т.н. стратегических академических единиц (ключевых научно-образовательных подразделений с высокой автономией).

Как-нибудь потом разберем ситуацию с глобальными университетами более предметно, так как вопрос того стоит (более 50 тыс. научно-педагогических сотрудников, сотни тысяч студентов и около полутриллиона рублей в год консолидированного бюджета).

Опорные университеты

Опорный университет (опорный вуз, в официальных документах Минобрнауки) – как и «глобальный университет», «подзаконная» категория университетов, отсутствующая в федеральном законе об образовании. Эта категория должна дополнить ранее веденные категории национальных исследовательских, федеральных и глобальных университетов на региональном уровне (перекрытие с перечисленными категориями исключалось).

Опорный университет (опорный вуз) в России – это региональный вуз, ориентированный на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов.

Изначально обозначались разные цифры целевого количества опорных университетов (от 50 до 150), которое предполагалось сформировать в несколько волн.

На сегодняшний день прошло две таких волны, которые принципиально отличались друг от друга, и Минобрнауки анонсирует еще одну такую волну.

Первая волна (еще в начале 2016 года в бытность министром Д. Ливанова) была ориентирована на создание достаточно крупного опорного университета за счет реорганизации нескольких имеющихся вузов путем присоединения (так было создано 11 вузов, отсеяна была только одна заявка).

Вторая волна проводилась О. Васильевой в начале 2017 года, при этом требования по объединению вузов уже не было (так было отобрано 22 победителя из 86 заявок). Правда только 8 победителей были отнесены в первую группу, которая будет финансово поддержана на федеральном уровне.

Таким образом, в настоящий момент в проекте опорных университетов участвует 33 вуза.

Первая волна (создавались на основе объединения существующих вузов, с финансовой поддержкой на федеральном уровне):

Вторая волна, первая группа (статус придан существующему вузу, с финансовой поддержкой на федеральном уровне):

Вторая волна, вторая группа (статус придан существующему вузу, без финансовой поддержкой на федеральном уровне):

В целях координации при реализации проекта опорных вузов Минобрнауки создана единая площадка для этих вузов, на которой отражаются наиболее значимые события проекта и ведется коммуникация между участниками.

Как университеты перечисленных выше категорий, опорные вузы защитили свои программы развития, обеспечивающие модернизацию всех основных направлений деятельности университета, и теперь ежегодно отчитываются о ее исполнении перед Министерством.

Потом обязательно разберем ситуацию с опорными университетами более предметно, так как вопрос того стоит (немногим менее 40 тыс. научно-педагогических сотрудников, сотни тысяч студентов, десятки миллиардов рублей в год консолидированного бюджета и более 30 субъектов Российской Федерации во всех концах страны).

Прочие университеты, академии и институты

Все ранее разобранные категории университетов составляют в сумме 78 единиц из 695 действующих вузов с государственной аккредитацией (для которых это удалось установить однозначно), т.е. немногим более 11%. Остальные 616 вузов, т.е. почти почти 90% от общего числа, во всем их разнообразии пока остались за пределами рассмотрения.

Ранее федеральным законом о высшем и послевузовском образовании, ныне отмененном в связи с введением единого ФЗ об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ, были введены три категории вузов:

Сейчас эти названия уже не несут глубокого смысла, так как различия между перечисленными категориями просто «теряются» относительно различий внутри только одной категории – университет.

Помимо рассмотренных нами ранее университетов, вписанных в действующие федеральные программы и проекты Минобрнауки, есть еще 3 военных и других силовых университета, десятки отраслевых университетов в подчинении федеральных министерств, сотни различных типов государственных региональных университетов в подчинении Минобрнауки и десятки негосударственных (частных) университетов. Среди последних немало образовательных учреждений, в которых трудится два-три десятка преподавателей и учатся всего несколько сотен студентов по нескольким образовательным программам.

По этой причине не следует уделять слишком много внимания этим категориям: университет автоматически не значит «хорошо», а, например, институт – не значит «плохо». Тем более, что к этим трем универсальным категориям добавляются еще ряд более специальных, отражающих отраслевую специфику: консерватория, высшее училище, школа, семинария и учебный центр и пр.

Разобраться в том, что на самом деле из них хорошо, а что плохо, можно только, если заглянуть внутрь вузовского «черного ящика», но это очень непросто.

Что лучше выбрать крутой столичный университет или вуз «шаговой доступности»?

Теперь пришла пора вернуться к главному вопросу, заданному в самом начале обзора. Универсального ответа здесь, конечно же, нет.

С одной стороны, лучше выбрать вуз с репутацией и, как следствие, с высоким проходным баллом ЕГЭ (можно посмотреть в этих двух обзорах: часть 1, часть 2) и высокой стоимостью обучение. Это минимизирует риски понять курсе на четвертом, что вы «клево провели время», но как это поможет вам найти нормальную работу не очень понятно.

С другой стороны, можно поискать хороший вуз в вашем городе или вашем регионе, проходной балл там, вероятно, ниже столичного, да и стоимость обучения на внебюджете не 200-300 тыс. руб. в год, как во многих вузах и нашего обзора. Но выбор этого хорошего вуза «шаговой доступности» нужно делать очень и очень ответственно, поскольку плохих (точнее «пустых») среди них гораздо больше, чем хороших, способных сделать вас конкурентными на рынке труда или рынке образования (магистратура).

Поэтому, если не хотите, чтобы по окончанию вуза вашим единственным «прибытком» стал «диплом социальной нормальности», или, проще говоря, «справка, что не дурак» (либо «справка, что не дура»), разберись внимательно с нашим рейтингом вузов «Национальное признание». Это уникальный продукт, и он вам на самом деле поможет заглянуть внутрь этого «черного ящика», «прощупать» тех, кто будет вас учить после поступления, понять, можно ли им верить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *