Фасилитационная сессия что это такое

Что такое фасилитация и как она работает

Три главных проблемы традиционных совещаний

Представьте себе обычную планерку или летучку. В абсолютном большинстве коллективов она выглядит следующим образом:

Никакого реального вовлечения сотрудников в совещание просто нет, брейн-шторма не происходит. Внедрение гибких методологий вроде Scrum иногда позволяет исправить ситуацию, но во многих случаях оказывается просто сменой формы, а эффективность совещаний остается на драматически низком уровне.

Почему так происходит

В основе всех перечисленных проблем лежат три фактора:

Об этих факторах все знают, практически все осознают их негативное влияние — тем удивительнее, что очень малое количество руководителей уделяют хоть какое-то внимание исправлению ситуации. Между тем разрешить все перечисленные сложности достаточно просто: воспользуйтесь фасилитацией.

Что такое фасилитация и как она работает

Фасилитация — это метод проведения совещаний, позволяющий повысить их эффективность до максимальной. Суть заключается в том, чтобы устранить препятствия к обмену идеями и вовлечь в обсуждение абсолютно каждого сотрудника. Достигается это при помощи введения роли фасилитатора — организатора совещаний, который решает следующие задачи:

Таким образом, фасилитатор создает необходимые для командного взаимодействия условия, устраняя перечисленные ранее проблемы. При этом, в отличие от Scrum и других гибких методологий, фасилитация не требует полной перестройки бизнес-процессов компании, на нее не нужно тратить месяцы: вы можете все изменить прямо здесь и сейчас. Такая универсальность делает метод отличным выбором, если нет ясности, с чего именно начать.

Фасилитационная сессия что это такоеФото: Fauxels/Pexels

Пример работы фасилитатора

Все, что перечислено выше, выглядит достаточно очевидным: важно записывать мнения, сохранять нейтральную позицию, разрабатывать план, формулировать цели — задачи понятны, так почему они не решаются на практике без посторонней помощи? Причина в отсутствии структурированного подхода и недостатке информированности об инструментах организации совещания.

Возьмем для примера типовое совещание с темой «План работ на следующую неделю» — часовую летучку, которую проводят многие компании. Пусть в нем участвуют десять человек, по одному от каждого департамента. Уверен, что уже через полчаса после начала будет следующая картина:

Продуктивность такого совещания очень низкая: час времени потрачен, но на реальную работу по ключевым вопросам из этого часа пришлось минут десять. Причина заключается в том, что однообразная активность — «один говорит, остальные слушают» — быстро утомляет. Так устроен человеческий мозг: чтобы сохранять концентрацию и работоспособность, нам нужно менять форматы деятельности.

Зная это, фасилитатор чередует разные виды активности:

Чередуя эти форматы между собой, вы будете поддерживать энергию сотрудников и их вовлеченность на высоком уровне. И это только четыре инструмента: простые, понятные, но ими практически никто не пользуется. Вообще все методы фасилитации выглядят простыми, но только после того, как вам о них расскажут. В этом главное преимущество методологии: ее очень легко применять.

Кому нужна фасилитация

Я прошел обучение по фасилитации в 2015 году, аккредитовался на тренера по фасилитации в 2017-м и провел переаккредитацию с учетом перехода на удаленную работу из-за пандемии коронавируса в 2020-м. Вот несколько примеров из моей практики и со слов руководителей, которых я обучил:

Мы проводили исследование удовлетворенности руководителей качеством и результатами традиционных встреч, и результаты были неутешительные: 70% считают, что встречи затягиваются, не доходят до цели или теряют в качестве решений. Если вы входите в эти 70%, фасилитация — ваш выбор. Займитесь своими совещаниями по-настоящему, превратите их в событие, на которое хочется попасть, в котором хочется поучаствовать, — и вы увидите, как продуктивность ваших сотрудников вырастет на порядок.

Больше текстов об экономике и финансах — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Источник

Фасилитация процесса или что такое фасилитационная сессия

Итак, у нас должна пройти рабочая встреча и назвали мы ее — фасилитационная сессия (инструментам фасилитации мы обучаем на наших семинарах). Давайте попробуем разобраться, что такое фасилитационная сессия.

Важное условие фасилитационной сессии: любое обсуждение на сессии идет ради того, чтобы было принято качественное решение (поданы интересные идеи и т. д.) С помощью фасилитационного обсуждения мы:

Управлять рабочей встречей (фасилитационной сессией) — это значит нужно понимать, как поэтапно выглядит движение группы к тому результату, которого Вы хотите достичь.

Если в основе модели рабочей встречи стоит модель фасилитации — это значит, что процесс имеет внутренние этапы и внутреннюю структуру (по крайне мере должен иметь). Внутри моделей есть инструменты фасилитации, которые необходимо правильно использовать и применять, в зависимости от задач и контента встречи.

Что общего во всех этапах фасилитационной сессии?

Это наличие на каждом этапе обязательных компонентов: Контекст – Процесс – Результат. Важно начиная этап мы должны ясно представлять к какому результату мы должны привести группу в конце этапа. Другими словами: какие задачи, как фасилитатор, Вы должны решить. И если решили задачу, то в таком случае Вы привели людей к результату. А главное Вы должны ответить на вопрос: «Что участники унесут в руках, сердце и голове?» Ну, что? Погнали!

HighAdvance Consulting Group оказывает услуги по проведению и обучению (онлайн и офлайн) фасилитации.
За дополнительной информацией обращайтесь к ведущему эксперту Максиму Александровичу Логинову +7 921 334 67 62 | [email protected]

Что такое фасилитационная сессия. Этап открытие

Главный результат этого этапа: создать рабочую среду и включить участников встречи в работу.

Первое. Все участники фасилитационной сессии должны понять, зачем их собрали. Что будет результатом встречи на выходе?

Второе. Все участники фасилитационной сессии одинаково должны понимать вопросы которые будут обсуждаться на встрече и знать программу встречи. Они должны понять, как они будут двигаться по программе встречи. Что будет делать фасилитатор во время фасилитационной сессии.

Это необходимо, чтобы люди почувствовали себя в безопасности и у них появилась мотивация достижения результата сессии. Важно понимать какие этапы будут на фасилитационной сессии. Что будет происходить на этих этапах и какие инструменты мы можем использовать на разных этапах.

В нашем разделе, посвященном инструментам фасилитации, мы постепенно будем делать описание уже известным методам, которые мы используем. А так же мы будем описывать новые методы и инструменты, которые мы заимствуем у наших коллег со всего мира.

Как начинать сессию, зависит от культуры компании, количества участников, предыдущих навыков участников группы. Так, например, где-то надо обязательно обозначить роли: кто, например, будет вести встречу. Обязательно нужно обозначить результат фасилитационной сессии, который заранее был согласован с заказчиком до начала сессии.

Можно выделить несколько важных моментов на этом этапе.

На этом этапе фасилитационной сессии нужно открыть «Три двери».

Таким образом, мы получаем мотивированных, в активной позиции участников. Люди в конце этапа понимают каких результатов в совместной работе они должны достичь. Знают какие вопросы они будут обсуждать (программу, повестку) и как они будут работать (что они должны будут делать). В этом они должны найти для себя смысл работать над этими вопросами. Обязательно нужно проговорить тайминг встречи (начало, окончание и перерывы)! Выход с этапа открытия является входом в этап построения общего понимания.

Основной результат этапа: Участники поняли цель и программу встречи, нашли свои смыслы в них, и они готовы начинать.

Фасилитационная сессия что это такое

Во время планирования этого этапа нам нужно держать в фокусе задачу, которую хочет решить заказчик. Здесь нужно понять, насколько заказчик готов погружаться в процесс. Готов он погружаться в обратную связь групп или просто готов ответить на вопросы. Важно (!) понять, что хочет заказчик и как он видит этот этап.

Соответственно исходя из задачи мы отбираем самые подходящие инструменты, которые можно использовать, которые приведут нас к намеченному результату.

HighAdvance Consulting Group оказывает услуги по проведению фасилитационных сессий и обучению фасилитации (онлайн и офлайн).
За дополнительной информацией обращайтесь к ведущему эксперту Максиму Логинову +7 921 334 67 62 | [email protected]

Варианты структуры построения начала фасилитационной сессии

Чаще всего встречаются два сценария начала фасилитационной сессии. Следует отметить, что начало сессий Lego Serious Play отличается от описанных ниже вариантов.

Первый вариант – это донесение или, другими словами, передача информации от заказчика (эксперта) всем присутствующим участникам. Этот вариант создания общего понимания называют «Информационное копирование». В рамках такого варианта построения общего понимания мы используем инструменты, как «Три уровня вопросов» или «MeWeUs».

Как выглядит примерная структура этого варианта начала фасилитационной сессии.

Второй вариант построения общего понимания — это совместное построение общей картины самими участниками фасилитационной сессии. Они определяют текущее и целевое состояния вопроса обсуждения. Определяют наиболее приоритетные вопросы для обсуждения. На этом этапе фасилитатору важно собрать как можно больше мнений и вместе с группой построить общую картину. Поэтому этот вариант развития сессии можно назвать «От частного к общему». При этом варианте мы используем очень удобный инструмент фасилитации Поиск смысла.

Как только мы построим общее понимание можно переходить к поиску совместного решения.

Что такое фасилитационная сессия. Управление этапом открытия

Процессом на этапе открытия фасилитационной сессии нужно управлять. Для этого существует, например такой инструмент как «Три уровня вопросов». Заказчику важно рассказать, как это инструмент работает и договорится как его будем использовать во время сессии.

При подготовке этой части программы могут быть использованы как консервативные подходы, так и совсем необычные.

В конце этого этапа (его иногда называют этапом «построение общего понимания») участники одинаково понимают вопросы и контекст фасилитационной сессии. И так. В этой статье мы разобрали что такое фасилитационная сессия и первый ее этап. В следующей статье мы разберем такие этапы фасилитационной сессии, как: поиск решений, план действий.

Источник

Фасилитационная сессия часть 3.

Чем мы управляем в рамках сессии

Во время групповой фасилитации (фасилитация группы) фасилитатору важно отслеживать и управлять тремя вещами:

На каждом этапе сессии мы говорим, что сделали, что будем делать и как это продвигает группу к цели. Очень важно во время сессии фасилитации создавать логические связки между этапами работы. То есть мы показываем, что откуда вытекает. Этому мы обучаем на наших семинарах.

Фасилитация группы Использование трейлеров во время сессий

Вариации трейлера

Можно использовать не шкалы, а варианты. Например: насколько повлияло на Вас изменение цен на бензин. Варианты: сильно повлияло; не сильно повлияло; совсем не повлияло.

Вариациями трейлера являются доски измерения. Доски измерений мы можем делать как открытыми, так и закрытыми. Можно использовать электронные варианты.

Важно помнить (!), что вариант трейлера должен быть понятен и нагляден! Участники должны смотреть на трейлер и сразу видеть информацию (например распределение голосов).

Сейчас популярна работа с поверхностью пола и голосование ногами. Голосование ногами можно использовать и как разминку (например: «Как Вы оцените свои профессиональные знания?», «Вы супер эксперт в обсуждаемом вопросе или начинающий специалист?» и т.д.) Используя эту методологию можно измерить большое количество информации.

После проведения трейлера очень важно подвести итоги! Мы обязательно обсуждаем результаты трейлера! Только аккуратно! 🙂

HighAdvance Consulting Group оказывает услуги по проведению и обучению (офлайн и онлайн) фасилитации.
За дополнительной информацией обращайтесь к ведущему эксперту Максиму Александровичу Логинову +7 921 334 67 62 | [email protected]

Фасилитация группы Как работать с вопросами и запускать процесс обсуждения

При ведении сессии мы всегда готовим вопросы заранее и фиксируем их на облачках (которые во время инструкции вешаем на видное место), на подготовленных листах флип-чарта или показываем на слайдах слайдах.

Важно помнить, что сначала всегда объясняем процесс. Участникам рассказываем, что будет происходить, а потом задаем вопросы. Сначало процесс, а потом вопрос! Потому что как только участники услышат вопрос, они будут думать о нем. Вопрос вешаем после того, как его озвучили. Заранее ничего не развешиваем.

Как начинать второй день сессии фасилитации

Если сессия идет несколько дней, то в начале второго дня заказчик и ведущий рассказывают, что было накануне и чем будем заниматься сегодня. По сути, это и есть построение общего понимания (где мы сейчас находимся) и что нам нужно будет сделать сегодня.

На этапе поиска решения нужно вовлечь каждого. Вытащить из каждого максимум решений и сделав самую широкую дивергенцию. И затем надо не забыть о конвергенции. Поэтому, когда мы собираем сессию, надо помнить об этом. Сначала идут инструменты, которые задают широкую дивергенцию, а затем запускаем инструменты конвергенции.

Фасилитация группы Выбор инструментов этапа «Поиска решения»

Когда мы выбираем инструменты мы обращаем внимание на:

Важным результатом этого этапа является структурированный список идей, к которому причастен каждый. Каждый сделал максимум в поиске решений. Все понимают суть выбранных к реализации решений.

Очень важно на этапе подготовки выбрать критерии, по которым будем отбирать проекты! Чаще критериями бывают сроки, бюджет, ресурсы. При реализации каких решений больше всего будет влияние на достижение результата (приоритет по отношению к цели).

Предлагать участникам вырабатывать самим критерии можно при условии: если заказчик сам будет готов дать такую возможность и, если есть время. Но делать это надо осторожно, так как это может потребовать очень много сил и времени.

Как вариант можно предложить заказчику накидать первый список из критериев, который предложить участникам во время сессии дополнить и расставить приоритеты для критериев.

Обращаем Ваше внимание, что при использовании методологии Lego Serious Play структура сессии строится по другому.

Этап фасилитационной сессии «План действий»

Результат работы группы на этом этапе — для ключевых решений определить:

Инструментами этапа могут быть: «Скрам доска», «Три смелых шага», «Road Map» и другие.

Самая большая причина безрезультатности встреч (сессий) состоит в том, что все идеи, которые создавались во время встречи остались на бумаге. Поэтому любая встреча должна заканчиваться шагами реализации. В обязательном порядке для ключевых решений нужно определить последовательность действий, сроки. Важно определиться с ответственными за достижение результата. Это план может быть как индивидуальным, так и общим. Он может быть как кратким, так и подробным в зависимости от того сколько у группы времени на разработку плана.

Фасилитация группы. Важно! Никогда нельзя расходиться без четкого понимания и записанного результата! Если люди не увидят, кто и что делает после сессии, ничего не будет происходить. Правда это не всегда работает. Иногда составлен отличный план действий, а в жизни про него забывают. Но это уже вопрос из другой темы.

Если у заказчика нет жестких требований к формату плана, можно задать шаблон и предложить группе дополнить план важными критериями (например ресурсы). Но первичный шаблон плана нужно обязательно согласовать с заказчиком. В шаблоне должны быть как минимум: действия, ответственные и сроки.

На выходе не обязательно иметь именно план. Это может быть решение какой-либо проблемы. Это может быть инициатива, проект, созданные идеи.

Часть решений кросс-функциональные. В этом случае участники из разных функций наметили конкретные действия, каждый знает, что нужно делать, в какой последовательности и в какие сроки.

Этап фасилитации группы «Закрытие встречи»

Результат этого этапа: подведение итогов работы группы. Участники обмениваются мнениями о процессе и результатах работы. На этапе можно использовать такие инструменты как: «1-2 слова», «Одно слово — хештег (краткое слово, мнение по событию)» и др.

В зависимости от типа встречи мы подбираем соответствующий инструмент.

Иногда бывает интересно использовать один и тот же инструмент: для открытия и закрытия фасилитации группы.

Например, инструмент «ВАУ». Когда мы говорим ВАУ? Когда происходит что-то особенное. Начало можно начать так: поделитесь своими событиями, которые происходили у Вас на работе за последнее время. Причем Вы можете сказать, что это событие — ВАУ! Что нам нужно сделать, что бы мы после встречи сказали ВАУ? Закрываем точно так же. Спрашиваем, что для Вас было «ВАУ» на этой встрече? Где был такой момент, про который Вы можете сказать ВАУ?

Выбор такого варианта открытия и закрытия фасилитации группы всегда за Вами.

Фасилитация группы. Как закрыть встречу?

На этапе закрытия встречи необходимо закрыть три двери, которые открыли на начале сессии. Закрываем в обратном порядке:

И всегда подумайте: что участники унесут в руках, голове (что узнали) и в сердце (во что поверили). Удачи на сессиях.

HighAdvance Consulting Group оказывает услуги по проведению и обучению (офлайн и онлайн) фасилитации.
За дополнительной информацией обращайтесь к ведущему эксперту Максиму Александровичу Логинову +7 921 334 67 62 | [email protected]

Источник

Простое руководство по фасилитации: как к ней подготовиться и чего избегать

Что делать, если дискуссия заходит в тупик, работа стопорится, а члены команды конфликтуют друг с другом? Лучший выход — устроить фасилитационную сессию. Что это такое расскажем в этой статье.

Что такое фасилитация

«Слово «фасилитация» происходит от английского facilitate — «облегчать», которое очень точно отражает суть процесса: первая задача фасилитатора — облегчить диалог, дискуссию, помочь сделать ее конструктивной».

Фасилитатор — хороший переговорщик и психолог, который умеет настроить команду на общение и помогает разрешить все внутренние конфликты. Но фасилитация действенна не только в стрессовых ситуациях. Она помогает бизнесу понять, какова миссия компании, какой ее видят сотрудники, какие новые направления можно развивать.

Цели фасилитации

Согласно руководству по фасилитации Стэнфордского университета, ведущий должен:

Как подготовиться к фасилитации

Выберите ведущего. Важно не только то, что ваш кандидат разбирается в нужной теме и остается объективным, но и то, как его принимают члены группы.

Узнайте себя поближе. Ответьте на следующие вопросы:

Определите цели сессии.

Сделайте план обсуждения: определите размер группы, попробуйте понять, насколько участники знакомы и близки между собой, решите, будет ли разговор в формальном или неформальном тоне. Запланируйте, когда именно вы коснетесь ключевых моментов обсуждения.

Обратите внимание на место, в котором вы планируете провести сессию: оно должно быть достаточно удобным для того, чтобы все участники могли общаться друг с другом, а не только с вами. Подсказка: люди, сидящие кругом, склонны больше разговаривать друг с другом, а не сосредотачиваться на фасилитации.

Подготовьте несколько интересных вопросов, чтобы начать обсуждение, а также материалы, которые вам могут для него понадобиться (доска, маркеры, бумага).

С чего начать сессию

Познакомьте участников с целью и структурой обсуждения, убедитесь, что все одинаково понимают, о чем будет сессия, когда она закончится и что за ней последует. Например: «Сегодня мы обсудим конфликт между отделом А и Б. Мы будем говорить в небольших группах в течение часа, затем потратим еще полчаса на общую дискуссию. Мы закончим в 17:00 и любой, кто захочет продолжить обсуждение, может остаться. Если заинтересованных будет много, мы продолжим наше обсуждение в четверг в 15:00».

Объясните свою роль фасилитатора — человека, который должен оставаться нейтральным и объективным, целенаправлено развивать обсуждение и создавать комфортную среду, в которой каждый может принять участие в разговоре. Это не означает, что вы сами нейтральны по отношению к объекту обсуждения, но, как фасилитатор, должны таким оставаться в группе.

Выберите нужный тон. Очень важно создать безопасную и открытую среду, в которой остальные чувствуют, что могут честно поделиться своими взглядами.

Например: «Я здесь, чтобы помочь вам обсудить эту тему. Мы собрались, чтобы научиться друг у друга чему-то новому, понять, как и что каждый из нас думает и чувствует. Чтобы достичь этого, мы должны постараться установить связь друг с другом. Моя задача — помочь вам провести обсуждение, в котором все мнения будут высказаны в безопасной и комфортной обстановке. Это не значит, что у нас не будет противоречий и даже некой напряженности, но я надеюсь, что вы будете открыто высказывать свое мнение. Я понимаю, что это вызов самим себе — поделиться своим наболевшим, внутренними проблемами и показать уязвимые места, поэтому каждый из участников должен следовать определенным правилам дискуссии, чтобы не задеть оппонентов».

Попросите участников представиться и немного рассказать о себе.

Установите основные правила и обязательно уточните у группы, все ли могут их придерживаться. Вот несколько вариантов:

Во время фасилитации

Оставайтесь нейтральными. Обычно фасилитаторы не высказывают своего мнения, а помогают членам группы делиться своим. Ваша роль — способствовать обсуждению в группе, но если у вас есть ценные идеи, которые могут помочь, попросите кого-то еще выступить в роли фасилитатора, а сами примкните на время к группе.

Учитесь слушать, а не говорить. Избегайте высказывать «экспертное мнение». Даже если участники обсуждения обратятся к вам за советом, постарайтесь не давать ответ сразу, а для начала вынесите его на общее обсуждение. Постарайтесь не задевать собственных триггеров — вопросов или тем, которые вызывают у вас большой эмоциональный отклик.

Контролируйте процесс. Еще одна из ваших задач — признавать вклад участников группы в обсуждение. Благодарите за выдвинутые идеи, обращайте внимание, если человеку трудно дается участие в общем разговоре. Несколько действенных техник контроля обсуждения:

11 частых проблем

Безусловно, ни одна сессия не может пройти идеально, как бы вы ни готовились. Мы постарались разобрать несколько главных проблем, с которыми вы можете столкнуться.

Книги, которые расскажут, как стать фасилитатором

Фасилитационная сессия что это такое

Фасилитационная сессия что это такое

Фасилитационная сессия что это такое

Фасилитационная сессия что это такое

Фасилитационная сессия что это такое

2021, ООО «Альпина Диджитал»
Все права защищены

Источник

Фасилитационная сессия или фасилитация что это такое. Часть 2

Продолжаем разбираться и отвечать на вопрос фасилитация что это такое. Мы продолжаем нашу статью о структуре фасилитационной сессии (что такое фасилитационная сессия). Но прежде, чем двинемся дальше давайте вспомним основы. Фасилитация – это процесс управления обсуждением. Процессом мы (фасилитаторы) управляем через методы, инструменты. Фасилитатор – это специально обученный человек, который знает эти приемы, способы и весь процесс обсуждения (то, как он структурирован). Фасилитатор знает, как можно пройти путь до результата, а люди, как правило, могут создать результат.

В предыдущей статье мы рассмотрели первые этапы фасилитационной сессии, а именно:

Переходим к следующим этапам сессии, отвечая на вопрос: фасилитация что это такое?.

HighAdvance Consulting Group оказывает услуги по проведению фасилитационных сессий и обучению фасилитации (онлайн и офлайн).
За дополнительной информацией обращайтесь к ведущему эксперту Максиму Логинову +7 921 334 67 62 | [email protected]

Фасилитация что это такое: этап фасилитационной сессии «Поиск решений»

Цель этого этапа: найти максимальное количество решений для каждого «горячего» вопроса. Все понимают суть выбранных к реализации решений.

Для дальнейшего обсуждения и ответа на вопрос: фасилитация что это такое, нужно ввести два термина:

Как правило, любая команда проходит процесс принятия решения через дивергенцию, зону турбулентности и конвергенцию. Поэтому фасилитатору нужно правильно подобрать инструменты для каждого этапа.

Дивергенция как элемент фасилитации/фасилитационной сессии

На данном этапе фасилитатору нужно правильно подобрать инструменты для расходящегося мышления. Какие это методики: все вариации мозговых штурмов, часть Метаплана (Pinpoint), пространственные шкалы (например, для погружения в какую-нибудь тему), работа в мини-группах, пять вопросов (где, когда, что, почему), метод Диснея, часть World Cafe и т.д.

Зона турбулентности или зона стонов

Возникает всегда и фасилитатору необходимо быть готовым к тому, что это произойдет. Что происходит в эту фазу с участниками:

Что делать? Можно применить билль о правах (ввести правила). Помогает парковка («холодильник» – можем решать в этом составе, но не сейчас, а в «морозильник» можно «засунуть» вопросы, которые не здесь, не сейчас и не с этими людьми).

Не «заходим» со стороны проблем! Лучше поговорить о барьерах, противоречиях, которые возникают. Важно(!) – особенно первые этапы сессии никогда не связываем с проблемой. Как только людей погружают в проблему, у них начинает сужаться видение.

Интересная находка: слово «проблема» можно заменить на слово «сложности». Проговаривая сложности, мы говорим о возможностях и применяем слово «дельта между сложностями и возможностями». Тогда слово «дельта» воспринимается как некоторый потенциал.

Через эту зону нужно провести участников конструктивно. Здесь фасилитатор предлагает инструменты, которые помогают все проанализировать, структурировать, сгруппировать и принять решения.

Фасилитация что это такое: конвергенция необходимый этап фасилитации/фасилитационной сессии

При конструировании фасилитационной сессии нужно подумать об инструментах сходящегося мышления. Для этого мы используем голосование, группировку. Необходимо осторожно работать с голосованием (например, предлагая использовать в голосовании «+» и «-»). Интересная методика (как альтернатива: пять пальцев). Неплохо работают методики слепого голосования.

Можно использовать «MeWeAs» (с частью инструмента «Ме» работаем аккуратно, так как это генерация идей) или «Пять почему?»

Хорошо работают все виды T-short анализа («Идеи барьеры решения», «Старт-топ континиум», «Светофор»).

Вышеописанная динамика: дивергенция, турбулентность, конвергенция повторяться во время сессии много раз. Поэтому во время конструирования сессии нужно обратить на это внимание и отслеживать в сценарии сессии эти закономерности. Этому мы обучаем на наших семинарах.

Фасилитация что это такое: баланс и последовательность дивергенции и конвергенции

Всегда проверяем баланс и последовательность дивергенции и конвергенции. Это в обязательном порядке мы учитываем при структурировании сессии. При этом нужно помнить, что может быть разная внутренняя структура встречи (по соотношению частей процесса дивергенции – конвергенции):

Какой вариант лучше? Однозначных рекомендаций нет.

В следующей статье, посвященной ответу на вопрос: «Фасилитация что это такое» мы расскажем о тонкостях этапа поиска решения, рассмотрим следующие этапы фасилитационной сессии: планирование действий и завершение сессии. Продолжение следует в статье Фасилитационная сессия Часть 3. Чем мы управляем в рамках сессии.

HighAdvance Consulting Group оказывает услуги по проведению фасилитационных сессий и обучению фасилитации (онлайн и офлайн).
За дополнительной информацией обращайтесь к ведущему эксперту Максиму Логинову +7 921 334 67 62 | [email protected]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *