Фасилитатор что это такое
Фасилитатор. Исследуем новую профессию из сферы коммуникации
Для начала — вопрос на засыпку: а вы знаете, кто такой фасилитатор? Только не смущайтесь. Если кратко, то это специалист по групповой коммуникации, но не коуч, не бизнес-тренер и ни в коем разе не модератор. Тогда в чем отличия и чем конкретно он занимается? Попробовали разобраться вместе с Татьяной Калининой.
Расскажите о своем профессиональном опыте. На кого вы учились и что было после вуза?
А как в вашей жизни нашли друг друга продюсирование и фасилитация?
Услуги фасилитатора сегодня так востребованы?
«Пока, мне кажется, для широких кругов профессия фасилитатора — явление в России малоизвестное. Судя по запросам в Яндексе, фасилитация только набирает популярность, но запрос у бизнеса растет, особенно у продвинутых крупных компаний. Сама я тоже не знала о фасилитации, пока не стала искать новое место работы и не нашла это.
Фасилитация нужна коммерческим и некоммерческим проектам, к этому процессу обращается бизнес любого масштаба, где есть 9-12 человек — идеальное количество для формирования фасилитационной группы. Однако, есть фасилитация больших групп — от 30 до нескольких тысяч человек. Заказчиками часто выступают фаундеры, CEO, продакт-менеджеры, HR-специалисты».
Опишите процесс фасилитации. Как он проходит?
«Нередко проблема рабочих встреч в компаниях состоит в том, что люди не знают, зачем они пришли на совещание. Так попросту теряется время сотрудников. Фасилитатор же всегда высылает предварительно план встречи, указывает, кому какую информацию следует собрать. Тогда все чувствуют себя комфортно и, само собой, ничего не боятся. Фасилитация не значит „сейчас все быстренько решим и побежали“, здесь нужна фокусировка. Одна креативная сессия с фасилитатором может длиться по 3-4 часа регулярно в течение нескольких дней. Если это стратегическая сессия — то несколько полных дней.
Фасилитатор разрабатывает сценарий сессии, до ее проведения устраивает ревью с каждым из участников на явные или скрытые конфликты, чтобы понять возможные узкие места предстоящей коллективной беседы. После предварительной подготовки он предлагает заказчику сценарий, согласовывает его и уходит „в поле“ прорабатывать по шагам. Часто бывает так: что-то идет не по плану. Это как прием у психолога, где задача терапевта — быть гибким и ловить момент, быстро ориентироваться.
В чем отличие профессии фасилитатора от других занятий в сфере коммуникации?
Да, холивар между командными коучами и фасилитаторами об их похожести-непохожести продолжается по сей день. Командные коучи работают с группой по иному алгоритму, у них есть свой инструментарий, и обычно они взаимодействуют с командой на протяжении длительного периода. Фасилитатора приглашают для решения конкретной задачи. Тренер же — всегда эксперт, его цель — научить. Например, сильной технике переговоров, то есть он обладатель знаний, и он их передает.
Это и не тимбилдинг. По сути, фасилитатор налаживает „правила дорожного движения“, потому что знает, какие инструменты взаимодействия к каким целям ведут. Он разбирается в групповой динамике, в том, как люди думают вместе. В основе фасилитации многое взято из теории американского психолога Карла Роджерса, но что-то заимствовали даже из майевтики Сократа. Как видно, это не „что-то снова популярное и трендовое“».
Как оценивается работа фасилитатора?
Где обучают фасилитации? И как начать работать фасилитатором?
«Фасилитации в вузе не обучишься, пока таких образовательных программ на государственном уровне у нас в стране нет. Это дополнительные курсы, которые проходят оффлайн и онлайн. Я продюсирую онлайн-продукт.
Если вбить в поисковое поле „вакансия фасилитатор“, то явно ничего хорошего найти не удастся. Пока что этих специалистов ищут по „сарафанному радио“ и соцсетям, отзывам о хорошо проведенной сессии. Начинающему фасилитатору нужно прилагать много усилий в начале пути: заниматься личным брендом, посещать нетворкинг-мероприятия. По сути, это те же „правила“, что и для любого другого фриланса. Мало получить образование, нужно еще и набираться опыта: сначала проводить фасилитационные встречи бесплатно, постепенно выходя на ценник.
Фасилитировать может не каждый. Если кто-то не верит в людей, не доверяет группе, считает себя самым умным, что только он знает ответ, ему не сюда. Фасилитацию важно принять на ценностном уровне. Любой опыт в смежных сферах, конечно, будет только дополнительным плюсом. Если фасилитатор „шарит“ в бизнес-процессах — замечательно. Но главным навыком, пожалуй, назову большую практику в общении, построенную на умении задавать вопросы».
Опишите свой идеальный рабочий день.
Татьяна считает, что концепция «профессия мечты» — иллюзорна, ведь можно обмануться и расстроиться. Продюсирование образовательных онлайн-курсов — тоже не кульминация деятельности девушки: это то, что ей интересно сейчас.
Со слов Татьяны, продюсирование образовательных курсов фасилитации для нее — это принадлежность к близкой по духу философии, стилю управления: экологичному, доверительному по отношению к людям и их границам. Кажется, «помогающие профессии» набирают обороты, и это не может не радовать!
Роль фасилитатора
Роль фасилитатора
Фасилитатор — это не тот, кто просто гарантирует порядок на мероприятии и присутствие всех необходимых участников. И это не тот, кто просто стоит у флипчарта и записывает все идеи.
Во многих типах группового взаимодействия требуется человек, который может упростить процесс коммуникации. Особенно это важно в сложных дискуссиях и в тех случаях, когда участники имеют разные взгляды и интересы.
Такому посреднику может потребоваться широкий спектр навыков и инструментов — от решения проблем и принятия решений до управления командой и общения.
Кто такой фасилитатор?
Термин произошел от английского «facilitate» — «упростить» или «облегчить процесс.» Фасилитатор — это человек, который планирует групповое мероприятие, руководит им и управляет дискуссией — для обеспечения эффективного достижения целей группы. Он следит за ходом обсуждения, четкостью идей и участием всех присутствующих.
Для эффективности фасилитатор должен сохранять беспристрастность и объективность. Это не означает, что подобным человеком может быть лишь кто-то извне. Главное для фасилитатора — придерживаться нейтралитета. Он отступает от своих личных взглядов, своих взаимоотношений с другими участниками и сосредотачивается только на групповой динамике ли процессе. («Групповой процесс» — это подход, используемый для управления дискуссиями, получения наилучшей отдачи от всех участвующих и для успешного завершения мероприятия. Все это зависит от многих факторов, которые будут рассмотрены более подробно позже — в этой же статье. Секрет успешного фасилитатора — это контроль групповой динамики, от которой зависят высказываемые идеи и принятые группой решения.)
Ключевая обязанность любого фасилитатора — задавать направление групповому процессу и формировать среду, в которой он сможет процветать. Таким образом он помогает группе прийти к наиболее рациональным решениям и успешному заключению.
Примечание:
Чем занимается фасилитатор?
Чтобы мероприятие прошло хорошо, для начала необходимо осознать желаемый исход. А также фон и контекст события. Ключевая часть ответственности фасилитатора заключается в следующем:
Ниже будут подробнее рассмотрены наиболее важные из этих аспектов.
Проектирование и план
При подготовке к совещанию или лбом другому мероприятию важно учитывать конечную цель собрания. Задача фасилитатора — выбрать и разработать правильный групповой процесс и наметить эффективный план.
Совет 1:
Совет 2:
Два ключевых аспекта проектирования и планирования — выбор правильного хода группового процесса и разработка реалистичной повестки дня.
Выбор и проектирование группового процесса
Есть довольно много способов разработать ход группового процесса. Упрощение коммуникации — это настоящее искусство. Дизайн группового процесса — это огромная тема сама по себе и то, чему профессиональные фасилитаторы учатся на опыте и при прохождении курсов.
Здесь мы рассмотрим пару основных вариантов и принципов. Среди множества инструментов и методов есть именно те, которые помогут эффективно контролировать и упрощать ход собрания. Существует множество замечательных книг и руководств по этому вопросу — мы рекомендуем вам ознакомиться с некоторыми из них. А особенно — новичкам в фасилитации.
Вот лишь некоторые из аспектов и вариантов, которые стоит рассмотреть:
Главное помнить, как бы ни проходил групповой процесс, ключевое значение имеют его результаты. Стоит найти оптимальный способ достижения целей мероприятия.
Подготовка реалистичной тематики
Разработка темы максимально взаимосвязана с планированием группового процесса. С ясной целью мероприятие начинает обретать форму. При составлении главной темы необходимо учитывать данные вопросы:
К концу этапа проектирования уже должна быть намечена окончательная тема мероприятия, запланированы предполагаемые результаты и составлена структура обсуждения.
Остальные вопросы проектирования
В дополнение к проектированию собрания и выбору темы следует учесть следующее:
Контроль мероприятия
Если фасилитатором являетесь вы, помимо прочего стоит поразмыслить о том, как вы будете направлять и контролировать ход обсуждения. Для этого необходима определенная подготовка.
Заключительный этап подготовки — подумать о том, как будет эффективнее руководить дискуссией и контролировать встречу. Именно здесь нужно осмыслить основные правила мероприятия, а также рассмотреть некоторые сценарии развития событий вроде «а что если между участниками будут серьезные разногласия?», «что делать, если решение не появится?» и так далее.
На самом собрании фасилитатор четко задает направленность темы и убеждается, что все собравшиеся ясно понимают желаемый результат, основные правила и свою роль в процессе. Подобным образом фасилитатор помогает всем сосредоточиться на поставленной задаче. В начале дискуссии и на протяжении дальнейшего обсуждения роль такого человека заключается в обеспечении того, чтобы группа эффективно двигалась к нужному результату.
Для руководства и управления встречей фасилитатору необходимо:
Примечание:
Чтобы сохранить положительную атмосферу мероприятия, фасилитатору необходимо:
Фиксирование результатов
И последнее, но не менее важное из обязанностей координатора — это анализ и фиксирование результатов, сведение их воедино, а также доведение их до участников, чтобы в последующем они смогли применить итоги на практике.
Ключ к успешной записи результатов — абсолютная ясность в том, что именно будет записано, как и кем. Следует заранее убедиться, что участники на 100 процентов осознают свои обязанности, вне зависимости от того, насколько они вовлечены в процесс.
Примечание:
Если вы фасилитатор, вам следует держать в уме несколько важных вещей:
Полезная книга: 45 инструментов фасилитатора. Техники организации групповой работы. Автор: Кристина Тишина. Книга для тех, кто хочет изучить профессиональные техники для создания ВАУ-эффекта на ваших сессиях.
Ключевые моменты
Чтобы роль фасилитатора была эффективной, ему следует знать, когда взять на себя руководство, а когда соблюдать нейтралитет и не вмешиваться. Этот баланс довольно сложно поддерживать! Ключевой фактор успеха — опыт и грамотная подготовка, в ходе которой следует заранее спланировать ход процесса и продумать шаги руководства. Кроме того, следует сохранять сосредоточенность на групповой динамике и результатах, а не на промежуточных вопросах и частных мнениях.
Содействие дискуссии — интересная, полезная и важная роль. Для успешной работы потребуется время, чтобы подумать о процессе и теме. А также не помешает освоить навыки, необходимые для проведения мероприятия и его успешного завершения. Фасилитатор — ответственная деятельность, которой можно гордиться. А при ее успешном освоении — наслаждаться потоком идей и успешными результатами.
Что такое фасилитация и как она работает
Три главных проблемы традиционных совещаний
Представьте себе обычную планерку или летучку. В абсолютном большинстве коллективов она выглядит следующим образом:
Никакого реального вовлечения сотрудников в совещание просто нет, брейн-шторма не происходит. Внедрение гибких методологий вроде Scrum иногда позволяет исправить ситуацию, но во многих случаях оказывается просто сменой формы, а эффективность совещаний остается на драматически низком уровне.
Почему так происходит
В основе всех перечисленных проблем лежат три фактора:
Об этих факторах все знают, практически все осознают их негативное влияние — тем удивительнее, что очень малое количество руководителей уделяют хоть какое-то внимание исправлению ситуации. Между тем разрешить все перечисленные сложности достаточно просто: воспользуйтесь фасилитацией.
Что такое фасилитация и как она работает
Фасилитация — это метод проведения совещаний, позволяющий повысить их эффективность до максимальной. Суть заключается в том, чтобы устранить препятствия к обмену идеями и вовлечь в обсуждение абсолютно каждого сотрудника. Достигается это при помощи введения роли фасилитатора — организатора совещаний, который решает следующие задачи:
Таким образом, фасилитатор создает необходимые для командного взаимодействия условия, устраняя перечисленные ранее проблемы. При этом, в отличие от Scrum и других гибких методологий, фасилитация не требует полной перестройки бизнес-процессов компании, на нее не нужно тратить месяцы: вы можете все изменить прямо здесь и сейчас. Такая универсальность делает метод отличным выбором, если нет ясности, с чего именно начать.
Фото: Fauxels/Pexels
Пример работы фасилитатора
Все, что перечислено выше, выглядит достаточно очевидным: важно записывать мнения, сохранять нейтральную позицию, разрабатывать план, формулировать цели — задачи понятны, так почему они не решаются на практике без посторонней помощи? Причина в отсутствии структурированного подхода и недостатке информированности об инструментах организации совещания.
Возьмем для примера типовое совещание с темой «План работ на следующую неделю» — часовую летучку, которую проводят многие компании. Пусть в нем участвуют десять человек, по одному от каждого департамента. Уверен, что уже через полчаса после начала будет следующая картина:
Продуктивность такого совещания очень низкая: час времени потрачен, но на реальную работу по ключевым вопросам из этого часа пришлось минут десять. Причина заключается в том, что однообразная активность — «один говорит, остальные слушают» — быстро утомляет. Так устроен человеческий мозг: чтобы сохранять концентрацию и работоспособность, нам нужно менять форматы деятельности.
Зная это, фасилитатор чередует разные виды активности:
Чередуя эти форматы между собой, вы будете поддерживать энергию сотрудников и их вовлеченность на высоком уровне. И это только четыре инструмента: простые, понятные, но ими практически никто не пользуется. Вообще все методы фасилитации выглядят простыми, но только после того, как вам о них расскажут. В этом главное преимущество методологии: ее очень легко применять.
Кому нужна фасилитация
Я прошел обучение по фасилитации в 2015 году, аккредитовался на тренера по фасилитации в 2017-м и провел переаккредитацию с учетом перехода на удаленную работу из-за пандемии коронавируса в 2020-м. Вот несколько примеров из моей практики и со слов руководителей, которых я обучил:
Мы проводили исследование удовлетворенности руководителей качеством и результатами традиционных встреч, и результаты были неутешительные: 70% считают, что встречи затягиваются, не доходят до цели или теряют в качестве решений. Если вы входите в эти 70%, фасилитация — ваш выбор. Займитесь своими совещаниями по-настоящему, превратите их в событие, на которое хочется попасть, в котором хочется поучаствовать, — и вы увидите, как продуктивность ваших сотрудников вырастет на порядок.
Больше текстов об экономике и финансах — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь