Фарцовка что это такое
«Бомбить с югом, взять пусера и скинуть в комок»: Как работали и жили советские фарцовщики
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Фарцовка дальнобойщиков
Иностранные вещи на чёрный рынок СССР в большом количестве поставляли шоферы-дальнобойщики, которые были работниками существовавшего тогда Cовтрансавто. Они использовали простую и раскрученную схему: вывозили из страны спиртные напитки и сигареты, золото и сувениры, а в скандинавских странах или в так называемых дружественных социалистических государствах меняли всё это на игрушки, обувь, одежду, а порой и на предметы ширпотреба.
Товар надёжно прятали в машине, а по возвращению домой сдавали оптовикам, с которыми у них была договоренность. Понятно, что некоторую часть оставляли для себя, потому жена дальнобойщика могла похвастаться югославскими сапогами, а дети – немецкими куклами. Все это было достаточно опасно, потому что водителя могли поймать с поличным и отстранить от поездок – этот факт, например, отражен в известном фильме «Интердевочка». Но не все дальнобойщики были такими наивными, как герой из фильма. Многие сколачивали на этом деле нешуточные состояния.
Моряки-торгонавты
Кажется, какую выгоду можно получить, продав бутылку водки? Все просто: средняя цена в СССР за нее была 3 рубля, а продать в той же Скандинавии можно было за 15 долларов. Прибыль составляла примерно 14 долларов, на которые можно было купить массу мелких вещей, которые реализовывались в СССР в разы дороже. Прибыль моряков-торгонавтов могла составлять до 150 рублей с 10 вырученных долларов. Средняя зарплата в стране при этом была на уровне 120 рублей в месяц.
Система фарцевания в гостиницах «Интурист»
В гостиницах, где останавливались иностранные гости, процветала так называемая гостиничная фарцовка, в которую был вовлечен обслуживающий персонал.
Система была четко отлажена, и у каждого участника существовали свои функции. Горничные меняли спиртное на различные мелкие импортные вещички – зажигалки, колготки, галстуки. Администраторы по этажам в основном занимались дорогой одеждой – джинсами, пальто, куртками. Самые большие обороты были у официантов, которые меняли икру, водку и коньяк на одежду и электронику.
Продажей вещей персонал не занимался. Горничные сдавали добычу администраторам, официанты – барменам, а те уже перекупщикам. Чаще всего главным был администратор, он и распределял вырученные деньги между всеми участниками.
Организаторы розничной продажи
Дальнобойщики, моряки и персонал гостиниц добывали товар, но продажей занимались другие люди, скупщики или посредники. Забирая оптовые партии, они организовывали своеобразный розничный магазин, проще говоря, продавали вещи на квартире.
Многих фарцовщиков можно было узнать издалека. Они считали себя не спекулянтами, а яркими представителями особой субкультуры: одевались модно, курили иностранные сигареты, пили виски и другие западные напитки, были в курсе музыкальных новинок, говорили на англизированном жаргоне. Видимо, так фарцовщики представляли себе настоящих американцев.
Уже прибыв на квартиру, можно было узнать, что именно и по каким ценам предлагается. Конкуренции практически не существовало, наоборот, продавцы старались помогать друг другу, обменивались клиентами (не бескорыстно, конечно).
Места, где можно было продать вещи почти легально, возникли примерно в середине 80-х годов в крупных городах. Например, в Ленинграде это была галерея универмага Гостиный Двор, где можно было по высокой цене купить и вожделенные джинсы, и сапоги-луноходы, и яркие пакеты, и лосины, и многое-многое другое. Но после этого фарцовка просуществовала не слишком долго.
Сленг фарцовщиков
Имели свои прозвища и представители разных стран. Жители ФРГ – бундеса, а туристы из ГДР – дедероны. Югославов называли югами, итальянцев – алерами, американцев – штатниками, финнов – турмалайненами.
Непосвященный человек вряд ли понял бы фразу: «Бомбил тут с югом, взял пусера, чтобы скинуть в комок, это не самострок, а клевая фирма». Если перевести на нормальный язык, то это будет означать: «Вступил тут в деловые отношения с туристом из Югославии, взял кофты, чтобы сдать в комиссионный магазин, это не подделка, а хорошие фирменные вещи».
Сегодня фарцовка – это просто воспоминание. Огромное количество магазинов, возможность ездить за границу, интернет-торговля сделали эту профессию неактуальной.
Фарцовщики всегда работали в связке с валютчиками. Последние жили на широкую ногу и их не страшила даже советская власть. Подробнее.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Советские фарцовщики — акулы рынка СССР
Фарцовщики в СССР были практически культовыми людьми. Фарцовкой в своё время занимались известный бизнесмен Тиньков и продюсер Айзеншпис. За «фарцу» можно было легко сесть в тюрьму или даже быть приговорённым к смертной казни.
Имена и контакты фарцовщиков передавались из уст в уста как заветный пропуск советскому человеку в мир красоты, моды и хотя бы видимого материального благополучия.
Как работали фарцовщики и кем они были? Фактрум заглядывает под полы секретной «фарцы».
Серьёзный бизнес
Страсть к модной одежде у советского человека была обострённой — то ли в силу ограничений и запретов, то ли в силу менталитета. Однако лёгкая промышленность СССР никак не могла её удовлетворить: в магазинах продавался только ширпотреб, товары широкого потребления, — аббревиатура, навсегда ставшая синонимом вещей плохого качества и непритязательного внешнего вида. Носить советский ширпотреб было совсем немодно и обидно, всеми путями, по блату, люди стремились достать что-то хотя бы чехословацкое. Особый шик — если удавалось отхватить итальянскую обувь или американские джинсы. Такие вещи мгновенно покупались, даже с переплатой в 10–15 рублей. И продавали это всё короли запрещёнки — фарцовщики.
Фарцовщики — настоящее порождение стиляг. Расцвет этого чисто советского явления приходится на конец шестидесятых-семидесятые годы. Правительство и партия жестоко преследовали и наказывали «спекулянтов», торгующих «запрещёнкой», однако это не останавливало уникальный бизнес — слишком высок был спрос советских граждан на красивые и качественные заграничные вещи. А бизнес был действительно серьёзным — с профессиональной квалификацией, чётким разделением труда и обязанностей и многотысячными оборотами.
Фарцовщиков делили на профессионалов и любителей. Первые обычно для отвода глаз числились на каком-нибудь советском предприятии, а на самом деле активно занимались обменом и перепродажей товаров. Вторые фарцевали время от времени, «толкая» каким-то случайным образом попадавшие к ним через знакомых вещи. Обычно фарцовщиками становились люди, время от времени оказывающиеся за границей, — стюардессы, моряки дальнего плавания, спортсмены, артисты и люди культуры, студенты и даже партийные чиновники. Дефицитный зарубежный товар покупался поштучно и втридорога перепродавался ими за железным занавесом.
Гостиничная система фарцовки
Настоящими «рассадниками» фарцовки становились крупные гостиницы, где останавливались иностранные туристы и появлялись вожделенные заграничные вещи. В гостиницах «бизнесом» занимался весь персонал — от горничных до руководства, за каждым были закреплены определенные правила, и система работала как часы. У горничных алкоголь можно было обменять на импортную мелочь — зажигалки, галстуки, чулки, пакеты. У администраторов — достать пальто или джинсы. А вот официанты были на особенном счету — они обменивали спиртное и икру на электротовары, радиотехнику и также, конечно, одежду и обувь. Напрямую продажами персонал гостиниц не занимался, опасаясь уголовного преследования. Только обменом. Вся добыча из рук барменов переходила перекупщикам, а потом заработанное на всех делилось администратором.
По сути, гостиничный персонал наравне со стюардессами, моряками и дальнобойщиками были своеобразными «добытчиками» товара. Продажей же чаще всего занимались уже другие люди на местах, организовывая подпольные магазины на квартирах, доступ куда был только «по знакомству».
Жаргон фарцовщика
За одну сделку фарцовщик мог заработать среднюю месячную зарплату советского служащего. Выглядели «бизнесмены» соответствующе: курили дорогие зарубежные сигареты, пили виски, одевались, конечно же, так же в «фарцу» и сыпали жаргонными, якобы на английском, словечками. «Шузы» — обувь, «лопатник» (от финского «lompakko») — «кошелёк», «фирма́», «самострок» (подделка под «фирму»). Существовал и собственный кодекс чести фарцовщика. Например, постоянному клиенту нельзя было «впарить самострок» или продавать совсем уж с большой наценкой. Такое допускалось только со случайным покупателем.
Постепенно, ближе к перестройке, на фарцовщиков стали всё чаще закрывать глаза, и полулегальные точки с продажей тех же джинсов и лосин можно было найти практически в центре областных городов. Закончили свою деятельность фарцовщики с развалом Советского Союза, и постепенно само это определение ушло из обихода, но, конечно, никогда не забудется ни одним гражданином СССР.
Как в СССР продавали мечту, или история советских фарцовщиков
Импортные товары в СССР практически отсутствовали в продаже на прилавках магазинов. Что уж говорить про американские и западноевропейские бренды, если за чехословацкой стенкой или ГДРовским костюмом, которые ограниченными партиями поставлялись из дружественных социалистических стран, нужно было вставать в очередь, и иногда ждать годами столь желанное приобретение.
“Свято место пусто не бывает” — говорит народная пословица. Государство, порицающее все западное, не позволяло советским людям иметь возможность свободно покупать иностранные товары. Поэтому, в эпоху тотального дефицита, появились предприимчивые граждане, которые используя свои возможности, начали неофициально торговать различными дефицитными бытовыми товарами заграничного происхождения. Таких людей, со временем, стали называть “фарцовщиками”.
Причины фарцовки
Советский рынок товаров широкого потребления всегда не отличался особым разнообразием и пестростью этикеток. Государственная монополия на все вокруг, очень ограничивала выбор простых граждан. Кроме того, частым явлением был дефицит.
Все это порождало спрос вне государственных магазинов и точек сбыта. Купить что-то “по блату” стало нормальной практикой, которая по сути порождала мелкие коррупционные схемы. Но так как в них были замешаны практически все, такие случаи очень редко доходили до криминальных статей и широкой огласки.
Откуда именно пошло слово “фарцовщик” точно не известно. По основным предположениям уже современных исследователей сленга и фольклора, это слово произошло от староодесского “форец”, что означало человека, умеющего хорошо торговаться, скупающего все за копейки, и тут же продающего это намного дороже, то есть спекулянта. По другой теории, “фарцовщик” — искаженное “форсельщик” — русифицированной фразы на английском языке “for sale”, исходящей от привычного вопроса фарцовщиков к иностранным туристам: “ Do you have anything for sale?”, то есть “Имеете ли что-нибудь на продажу?”.
С чего все начиналось
Еще во время Великой Отечественной войны, Советский Союз пошел на беспрецедентное сближение с Западом. Взаимопомощь и обмен товарами, в основном военного предназначения, стали решающими факторами в победе Союзников над странами гитлеровского блока, которые такого взаимообмена между собой не имели.
По программам Ленд-Лиза, в СССР, кроме военной техники, попало много американских товаров бытового назначения. Уже тогда, имеющие доступ к этим товарам должностные лица, начали подпольно торговать иностранной помощью.
Уже в это время, советские люди смогли вплотную прикоснуться к западной культуре. Это дало толчок к появлению в СССР новой молодежной субкультуры “стиляг”. Представители этого движения были направлены в своем мировоззрении больше на американский стиль жизни. И хотя с началом Холодной войны, контакты с Западом резко прекратились, а стиляги преследовались внутри страны, эта субкультура продолжала существовать в СССР.
Во времена хрущевской оттепели, на некоторое время, отношения с Западом немного наладились. Началом фарцовки, в ее современном понимании, послужил седьмой Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который проходил летом 1957-го года. За две недели фестиваля, в Москве побывало около тридцати пяти тысяч человек из 130-ти стран мира.
Это событие немного перевернуло мировоззрение москвичей. Впервые можно было свободно пообщаться с гражданами таких ненавистных капиталистических стран. Привыкшие к тотальной цензуре и контролю, люди почувствовали некоторую свободу. По воспоминаниям участников фестиваля, везде, на улицах Москвы, возникали небольшие дискуссионные группы, где открыто обсуждались политические темы с иностранными гражданами.
Этим сразу же воспользовались предприимчивые граждане, которые меняли бытовые мелочи, а также одежду, привезенную с собой иностранцами, на советские сувениры. После фестиваля, такие товары пользовались очень большим спросом и их выгодно перепродавали.
В 1959-ом году, в Сокольниках прошла выставка “200 лет США”, которую посетило свыше 3-х миллионов советских граждан. Впервые, на официальном уровне, наши люди смогли увидеть американский образ жизни в его лучших проявлениях. Уносилось оттуда абсолютно все, и разноцветные стаканчики, и значки, и рекламные плакаты. Потом это неоднократно перепродавалось. Простые рабочие никогда не имели дело с похожими товарами.
Культура фарца
Хотя отношения с Западом снова ухудшились, явление фарцовки прочно вошло в жизнь советских граждан. Теперь, несмотря на всю конъюнктуру политического противостояния СССР и США, западные товары стали желанным приобретением. Особой популярностью пользовалась одежда, техника, а такие мелочи как жевательная резинка.
Возродившаяся с новой силой культура стиляг, стала движущим механизмом подпольной фарцовки. Стиляги, в 60-х, 70-х годах, были основными клиентами фарцовщиков. И первое и второе явления глубоко осуждались официальной пропагандой, что, впрочем, только помогло сблизится этим двум новым веяниям. Тем более модными в среде стиляг считались иностранные джинсы и куртки, а особым спросом пользовались пластинки с иностранной музыкой. Достать все это могли только фарцовщики.
Во времена, когда простые граждане уже не имели возможности контактировать с большим количеством иностранцев в стране, занятие фарцовкой перешло, если так можно сказать, в более профессионально русло. Этим занимались люди, которые сделали из этого средство постоянного заработка, а не мимолетных подработок. Такие люди дежурили возле иностранных посольств, а когда в страну разрешено было приезжать туристам, то и возле отелей и туристических достопримечательностей.
Занимаясь нелегальной деятельностью, и имея дело с гражданами других стран, говорящими на разных языках, у фарцовщиков выработалась своя речь, которая стала их фирменным сленгом. Многие слова позже перекочевали в бандитский лексикон, ставший особо популярным в 90-е годы, а также в обычную бытовую речь. Такие слова как “фирма”, “бомбить”, “зелень”, “грины” и так далее, наследие культуры фарца.
Преследования фарцовщиков
Фарцовщиков высмеивали в журналах, на них рисовали карикатуры, само занятие называли предательством. Примером глумливого стишка того времени может служить вот этот:
“Здесь разных стран обноски есть,
А-ля Нью-Йорк, а-ля Париж,
Таким как он плевать на честь,
Когда предвидится барыш!”
Но не только официальное порицание грозило гражданам, занимавшихся подобным делом. Как таковой, статьи в криминальном кодексе за занятие фарцовкой не было. Но людям инкриминировали нелегальную торговлю, спекуляцию, а также, запрещенные в СССР, операции с валютой.
Повального характера борьба с фарцовкой в Советском Союзе так и не приобрела, но все же людей довольно часто сажали или штрафовали за подобное. Все гостиницы для интуристов даже были оснащены специальными изолированными помещениями, где часто держали и допрашивали, словленных возле отелей, фарцовщиков.
Самым громким случаем наказания за занятие фарцовкой, считается дело Яна Рокотова, в мае 1961-го года. Он, вместе со своими подельниками, смог организовать настолько слаженную и большую сеть по скупке валюты и сбыт импортных вещей, купленных у туристов, что при задержании у них было найдено около полутора миллиона долларов наличными и драгоценностями. Сумма просто невиданная по советским меркам.
Максимальным наказанием за подобного рода деятельность было от 10-ти до 15-ти лет строгого режима. Но, в случае Рокотова, его и двух соучастников — расстреляли. Говорят, что сделано это было по настоянию Хрущева, в знак назидания остальным фарцовщикам.
Хоть такая перепродажа и подразумевала опасность со стороны закона, она приносила хорошую прибыль, и всегда пользовалась спросом, поэтому до самого распада СССР, явление фарцовки было очень знакомо советским гражданам, которым продавали “западную мечту”.
Как в Ленинграде появились фарцовщики, где можно было купить джинсы и американскую жвачку и как устраивали облавы на торговцев
Зачем фарцовщики резали джинсы пополам, как меняли водку на рубашки моряков, за что незаконного торговца могли отругать и выгнать из университета, а за что расстрелять и почему стиляги готовы были тратить месячную стипендию на джинсы?
Петербургский историк Дмитрий Козлов, который изучает советскую молодежь, рассказал «Бумаге», как в городе появились фарцовщики, чем они торговали и сколько зарабатывали.
Дмитрий Козлов
Кандидат исторических наук, автор работ по истории культурной жизни в СССР, сотрудник НИЦ «Мемориал» в Петербурге
Как появились первые фарцовщики и почему советские люди хотели «быть как на Западе»
Фарцевание в портовых городах, скорее всего, существовало в Советском союзе всегда. Если хорошо поискать в архивах, можно найти мелкую контрабанду: когда моряк приезжал и продавал пару чулок или галстук из-под полы.
Расширяться фарцовка начала в середине 40-х годов. Благодаря ленд-лизу (госпрограмме, по которой США во время Второй мировой войны поставляли союзникам необходимые припасы и вещи — прим. «Бумаги»), появились американские товары: обувь, куртки и другая одежда. Даже герой [советского писателя] Юрия Трифонова из повести «Дом на набережной» вспоминает, что в юности завидовал своему приятелю, у которого была совершенно замечательная американская авиационная кожаная куртка. А это 1946–1948 годы.
Тогда же стали появляться и «трофейные» вещи, привезенные из Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии — откуда возвращалась советская армия. К тому же были Западная Украина и Белоруссия, которые были территорией Польши: у жителей там оставались родственники в Европе. В Прибалтике происходило то же самое. Это увеличило ввоз вещей, которых не было в РСФСР.
При этом советская экономика в плане товаров массового пользования (например одежды) всегда развивалась по остаточному принципу — это была экономика дефицита. Легкая промышленность не удовлетворяла потребности обычных граждан не то что в модной одежде, но даже и в обычной.
В оттепель «железный занавес» стал немного прозрачным: люди приезжали из командировок, смотрели там фильмы, рассказывали о героях и их костюмах. Появились модные тренды, желание носить красивую удобную одежду, слушать музыку, пользоваться косметикой и предметами гигиены, которых нет в магазинах. Нашлись люди, которые начали доставать недоступные вещи. Это и были первые фарцовщики. Они удовлетворяли желание «быть как на Западе». Это была и жвачка для школьников, и джинсы для стиляг.
В начале 50-х годов произошла смена стиля в музыке, кино, одежде, поведении. Люди ходили смотреть «трофейные» и американские фильмы уже в СССР: они видели «Тарзана» и «Девушку моей мечты» и хотели так же одеваться. Еще через несколько лет, при Хрущеве, отношения с США улучшились: для советского гражданина стало реальным выехать за границу. И это стало работать: люди, выросшие в том числе на западной культуре, начали возить, что могли.
Как фарцевали на ленинградских рынках и в портах и что можно было купить у торговцев
Ленинград был одним из множества других крупных портовых городов, где фарцевали. Ситуация была сходной с тем, что происходило в Одессе или Владивостоке. Везде торговали одним и тем же, что могли провезти с собой без вопросов со стороны пограничника: одеждой, пластинками, капроновыми и нейлоновыми чулками, бельем, галстуками и даже авторучками — потому что их можно было носить в кармане или свертке. Масштабы были не велики.
На первых этапах доходило до того, что в порту могли подойти к иностранному моряку и сказать: «Давай change (меняться — прим. «Бумаги»): бутылка водки — на рубашку». И они действительно снимали рубашку и шли в пиджаке на голое тело с бутылкой водки. И это тоже было фарцовкой.
В основном товары добывались в гостиницах, в интерклубах, где собирались иностранные моряки, в портах и в общежитиях для иностранных студентов, у которых были вещи с родины. Сами фарцовщики не обязательно ездили за границу — зачастую они занимались тем, что выторговывали [у иностранцев и моряков] разные вещи.
Среди фарцовщиков были и молодые рабочие, и школьники, и студенты. Люди были разные, но зачастую молодые. Для них важен был талант, удачливость и изворотливость. В основном, попав один раз в милицию, все завязывали.
С течением времени схемы фарцевания, конечно, стали меняться. Однако говорить об этом сложно, так как они не полностью исследованы: архивы милиции [за те годы] не изучены. Я натыкался лишь на то, что люди, заработав первые деньги, нанимали еще кого-то и брали с них «налог».
Уже к началу 60-х годов в Ленинграде торговля фарцованными вещами шла на каждом рынке. На набережной Обводного канала, за Варшавским вокзалом, тогда был «рынок держанных вещей» — самая крупная точка продаж. Там по периферии ходили люди, которые что-либо предлагали: фарцовку, ворованное или кустарное. Сделка проходила прямо на месте, товар передавали в свертке или какой-нибудь упаковке.
Позже торговля перешла на «Галеру» — галерею Гостиного двора. Там всё проходило уже несколько иначе: фарцовщики сами подходили к прохожим и спрашивали, не интересует ли их товар. Если интересовал, вместе с фарцовщиком шли на Перинную или Думскую и в подворотне совершали сделку. Если нужной вещи не было, фарцовщик мог просто назначить встречу на другой день или оставить телефон, чтобы созвониться позднее.
Параллельно с этим была и торговля на молодежных танцплощадках, в среде музыкантов и тех, кто интересуется музыкой. Причем в случае с пластинками фарцовка позднее стала даже полулегальной: в СССР создавали клубы филофонистов, где слушали зарубежную музыку, — участников просили лишь не торговать записями в открытую. Там собирались, обменивались пластинками, перезаписывали их и продавали за деньги.
Сколько зарабатывали фарцовщики и как джинсы стали самой желанной одеждой в СССР
Товары фарцовщиков стали формой показательного потребления: просто кто-то покупал не дорогие часы, а джинсы. В узких кругах те или иные предметы — например джинсы клеш — означали, что ты «в теме».
Некоторые фарцовщики были «кидалами»: предлагали что-то купить, брали деньги, говорили ждать в подворотне и убегали. Другие пользовались тем, что товар на месте смотрели не сразу. Они могли продать лишь одну штанину джинс: штаны резали, чтобы продать два раза. Из-за этого, конечно, никто не шел в милицию.
Больше всего зарабатывали на джинсах. В пик дефицита они стали самым вожделенным предметом и могли стоить сопоставимо с месячной стипендией или больше. В СССР стали воспринимать джинсы как форму протеста, потому что о джинсах заговорили в обществе: журнал «Крокодил» стал публиковать карикатуры «встречают по одежке, а провожают по джинсам», на улицах появились «волосатики» (так некоторые советские газеты называли хиппи — прим. «Бумаги») и прочее.
При этом людей не так сильно порицали за ношение зарубежных вещей, как мы привыкли думать. Такой ситуации, как показано в мюзикле «Стиляги», не было. Джинсы, конечно, не могли надеть на партсобрание или в школу, потому что за это могли зацепиться. Но на вечеринку или в университет — вполне. К тому же зарубежные вещи носили незаметно, можно было приметить, например, лишь лучшее качество пиджака. «Попугаев» с максимально зауженными брюками и широкими плечами было не так много по всей стране, это считалось дурным вкусом.
Не нужно думать, что все комсомольцы были угрюмыми ребятами, как показано в тех же «Стилягах». Был период боевых комсомольских отрядов, которые резали коки (поднятая наверх и закрепленная лаком челка — прим. «Бумаги»), брюки и мини-юбки. Потом это прошло, и комсомольцы сами стали ходить в джинсах — они тоже были молодые и всё понимали.
Как устраивали облавы на фарцовщиков и почему их могли приговорить к смертной казни
Поймать за руку фарцовщика было сложно. Потому что объемы были небольшие. Например, если к фарцовщику и покупателю подходил милиционер, то доказать продажу ему было сложно: просто у людей с собой какие-то вещи. Они уходили и, возможно, менялись где-то еще.
Иногда фарцовщиков ловили «на живца», но это был не очень эффективный способ. Зачастую у них находили одни джинсы, и фарцовщики отмазывались: говорили, что купили у кого-то на рынке, не подошло — это важно, потому что это хоть как-то извиняет перепродающего, — а теперь решили продать. Никто с собой не носил много вещей.
В основном мы знаем о фарцовщиках, которых поймали. Это были люди, которые не умели распорядиться своими деньгами. Они сами оделись, друзей одели, приобрели «два магнитофона и портсигар», — а если дальше начнут тратить более крупные суммы, пойдут вопросы. Поэтому фарцовщики просто шли пропивать деньги в гостиницу «Европейская» на «Крышу» (ресторан на последнем этаже гостиницы) — потому что делать было больше нечего. За пьяными выходками их и ловили.
Так что многие из фарцовщиков, которых мы знаем, получали с продаж свой стартовый капитал, но в условиях СССР не могли заставить его работать. Мы можем лишь предполагать, что были случаи, когда фарцовщики находили применение деньгам и каким-то образом их «отмывали» или вкладывали в более сложные преступные схемы.
Как на фарцовщиков стали давить политики и как торговцы пропали
В позднехрущевское время в СССР нашли рычаги давления на фарцовщиков: их стали судить по статьям за тунеядство и операции с валютой. Тогда стали исчезать постоянные фарцовщики, которые ничем кроме этого не занимались.
Мелкая торговля продолжалась: с мелкими фарцовщиками возникало слишком много проблем, так что их задерживали, как раньше, и отпускали. Иногда фарцовщиков использовали как агентуру — например, добывали с их помощью информацию о других преступниках.
Вплоть до позднего СССР мелкое фарцевание оставалось. Нельзя сказать, спал уровень [торговли] или вырос: для этого не хватает данных. Однако уже к 1980-м фарцевание перестало осознаваться как общественная проблема, на него всё чаще закрывали глаза. К этому времени даже комсорги курса в университетах могли надевать джинсы и слушать Beatles. В фильмах Гайдая тоже можно найти героев в джинсах. Возможно, это были не самые положительные герои, но их показывали на экране.
Когда СССР развалился, фарцевание стало ненужным. Биографии тех, кто занялся фарцовкой позднее, зачастую закончились вместе с Советским союзом — они не были готовы к открытой конкуренции и теперь, скорее всего, живут обычной жизнью. Карьеры сделали в основном те, кто вошел в фарцовку в 80-е годы, — они сколотили на продажах капитал и позднее выгодно его вложили.
Стоит понимать, что фарцовка была делом молодых. Этим мало кто занимался на постоянной основе, если не был ввязан в преступность.