Фарфор бисквит что это

Куклы из бисквита и фарфора

Фарфор бисквит что это

Данная статья посвящается куклам из материалов: неглазированный фарфор (бисквит) и собственно фарфор. Итак, узнаем, в чём разница, как правильно выбрать куклу.

Куклы из бисквита часто, но неправильно, называют фарфоровыми куклами, они были новшеством в конце 1860-х годов. До того времени куклы из фарфора были покрыты глазурью (часто таких кукол называют «китайскими»). Бисквитные куклы позволили передавать более реалистичный оттенок кожи.

Антикварные фарфоровые куклы поначалу были с кожаными или матерчатыми телами, затем стали делаться из композита. Сегодня бисквитные куклы слишком хрупкие и дорогие, для игровых целей они не производятся, бывают только коллекционными.

Что такое бисквит и фарфор?

Фарфор бисквит что это

Фарфор создаётся как паста из глины и воды, которую формуют, а затем обжигают при высоких температурах. После обжига формованная голова куклы ещё несколько раз обжигается, после применения краски для росписи лица. Применение цвета необходимо для создания более реалистичного оттенка кожи.

Если в бисквит не добавляется цвета и он остается белым и неглазурованным, кукла иногда называется «паросской» («parian»).

Производство бисквитных кукол

Фарфор бисквит что это

Кукла от Kestner, Германия, 11 дюймов. В конце 1860-х годов несколько французских кукольных фирм создали первых неглазурованных фарфоровых кукол. Эти куклы из бисквита медленно набирали популярность, а в начале 1900-х годов бисквит стал основным материалом для производства кукольных голов, самым популярным.

Так или иначе, бисквитные куклы производились с тех пор, а набрали большую популярность они снова лишь в 1980-х годах, с появлением коллекционеров кукол.

Размеры и характеристики бисквитных кукол

Кукла считается бисквитной, если голова куклы сделана из бисквита.

Большинство таких кукол не полностью бисквитные, такими их не делают из-за большого веса и хрупкости.

Небольшие куклы, известные как полностью бисквитные, были в моде с конца 1800-х до приблизительно 1930-х годов, многие из них были известны как «куклы Пенни» (penny dolls).

Большинство бисквитных кукол имеет тело из ткани или композита.

Бисквитные куклы выпускались во всех размерах, от 1/2 дюйма до ростовых кукол (5 футов и более).

Фарфор бисквит что это

7 1/2 дюйма, полностью фарфоровая кукла, Германия.

Фарфор бисквит что это

5 1/2 дюйма, полностью фарфоровая кукла, Германия.

Фарфор бисквит что это

Queen Louise, Германия, антикварная кукла, 20 дюймов, шарнирная.

Фарфор бисквит что это

Где производят бисквитных кукол

Фарфор бисквит что это

Большинство фарфоровых кукол сначала производились во Франции, а затем производства были переведены в Германию в 1880-х и 1890-х годах. В начале 1900-х годов производство большей частью перешло в Соединенные Штаты, а затем, к концу 20-го века, в Китай.

Почти все бисквитные куклы, созданные сегодня, кроме художественных авторских кукол, сделаны в Китае.

Цены на бисквитных кукол

Фарфор бисквит что это

Современные куклы: фарфор или винил высокого качества?

Фарфор бисквит что это

1915, кукла от Armand Marseille, Германия, 13 дюймов. Сегодня коллекционеры мечутся между коллекционными куклам, сделанными из бисквита или высококачественного винила. Что лучше? Сказать очень трудно.

Некоторые компании, такие как Himstedt, Tonner и Alexander, делают кукол только из качественного винила. Другие, такие как Мари Осмонд, делают большинство своих кукол из бисквита-фарфора.

Бисквитные куклы более хрупкие, но они имеют историю, прошлое. Винил невозможно разбить, и он является более приятным в обращении, но мы пока не знаем о его долговечности на сроках в 100 лет и более.

Как определить качество антикварной фарфоровой куклы?

Фарфор бисквит что это

Кукла бисквит на кожаном теле, Kestner, Германия, 1890.
Если вы решите, что вы хотите собирать антикварных кукол из бисквита, фарфора, нужно научиться определять качество куклы, так как куклы одного и того же производителя могут широко варьироваться в цене в зависимости от способа росписи кукольного личика, типа тела, качества бисквита.

Фарфор бисквит что это

Кукольное тело из кожи, антиквариат, Германия.

Бисквит должен не иметь чёрных точек и выемок (или содержать лишь небольшое количество таких дефектов). Бисквит должен быть слегка просвечивающим и не слишком лёгким, но и не слишком тяжёлым.

Хорошо расписанная фарфоровая кукла должна иметь детализированные окрашенные ресницы и брови, хорошо акцентированные губы и румяные щёки, но не слишком яркие и не пятнами.

Фарфор бисквит что это

Kestner, Германия, куклы 16 дюймов. Коллекционеры предпочитают бисквитных кукол на шарнирном типе тела, которые позволяют придавать кукле больше разных поз, чем кукол на простых телах (из папье-маше), когда шарниры есть только на бёдрах и в плечах, и чем кукол полностью на жёстком кожаном теле.

Для французских фарфоровых кукол шарнирное тело из древесины или другого материала, позволяющее кукле позировать, является более предпочтительным, чем тело из кожи.

Таковы лишь некоторые основные руководящие принципы, но их уже достаточно, чтобы помочь вам начать оценивать свой первый опыт покупки антикварных фарфоровых кукол.

Удачного вам выбора!

Toybytoy.com, весна 2016.

Куклы и антиквариат в России, купить:

Источник

Свойства и особенности бисквитного фарфора

Фарфор — это разновидность тонкой керамики, которая приковывает к себе внимание белоснежным цветом, изяществом и прочностью, что делает материал идеальным сырьем для производства элитной посуды и предметов декора. Многие слышали такое название керамики, как бисквитный фарфор, который относят к твердому фарфору. Что же это такое?

Особенности

Название этой разновидности фарфора наталкивает на мысль о том, что материал имеет какое-то отношение к выпечке, однако это не так. Бисквитным фарфор называют из-за того, что он поддается воздействию двойного обжига (приставка «бис» указывает на нечто двойное). В случае с фарфором как первый, так и второй обжиг осуществляются до глазирования. Благодаря такому применению техники изготовления можно получить красивую матовую керамику.

Фарфор бисквит что это

Статуэтка из бисквитного фарфора

Фарфор, который принято называть бисквитным, был впервые изготовлен во Франции в восемнадцатом столетии. Материал, благодаря своей шелковистости и тонкости, считался идеальным сырьем для изготовления скульптур. Бисквит стал фактором, который позволит сформировать особый стиль французской фарфоровой пластики. К примеру, в одной из мануфактур города Севра мастера профессионально работали с бисквитным фарфором, используя его в изготовлении таких предметов декора, как букеты, корзины с цветами, венки, гирлянды и многое другое.

Пик популярности бисквитного фарфора приходится на эпоху классицизма. В то время из этого материала изготавливались декоративные элементы мебели, а также скульптуры.

Ныне такой фарфор применяется в качестве материала для изготовления декоративных масок и лиц фарфоровых кукол. Что касается производства посуды, то бисквитный фарфор для этой цели не подходит.

Источник

Красота непокрытого глазурью фарфора

Фарфор бисквит что это

Ведущие керамические заводы Европы известны не только роскошной посудой, но и не менее изысканной мелкой пластикой, имеющей высокую художественную ценность. Особенной красотой отличаются статуэтки и предметы декора из фарфора, непокрытого глазурью, так называемые бисквитные. Материал обладает нежным, сливочным оттенком и матовой, слегка бархатистой поверхностью, напоминающей полированный мрамор. Начиная с XIX века, появились и цветные разновидности «бисквита», которые окрашивались специальными составами на основе пигментов.

Описание материала

Бисквитным называется фарфор после первого, утильного обжига. На этом этапе происходит дегидратация каолиновой массы и разложение примесей, формируются основные качества черепка: плотность, водонепроницаемость, пористость и прочность. Утильный обжиг производится при температуре 900-1000°С в течение 10-12 часов. Такая продолжительность необходима, чтобы вода из сырой продукции испарялась постепенно и не возникали трещины.

Внешний вид бисквитных изделий зависит от состава керамической массы. Мягкий фарфор после обжига имеет пористую структуру, шероховатую поверхность и приятный тёплый тон, напоминающий оттенок человеческой кожи. Это – идеальный вариант для скульптурной пластики. Изделия получаются достаточно хрупкими, но при этом поражают скрупулёзной проработкой мельчайших деталей. Черепок из твёрдого (настоящего) и костяного фарфора, намного прочнее, твёрже и устойчивее к внешним воздействиям. При этом он тонкий и полупрозрачный, хорошо пропускает свет. Цвет изделий – чисто белый, поверхность гладкая, с лёгким «сатиновым» блеском.

Фарфор бисквит что это

Мягкий бисквитный фарфор использовали в основном итальянские и французские мануфактуры. Твёрдый характерен для немецких и австрийских предприятий, а костяной – для английских. «Бисквит» не покрывают глазурью. Он не пригоден для утилитарного использования, выполняя исключительно декоративную функцию. Отсутствие глазурного покрытия вынуждает с особой тщательностью обрабатывать поверхность изделий, что значительно повышает их стоимость.

История возникновения

Стадию «бисквита» проходят все фарфоровые изделия. Но остановиться на ней впервые пришло в голову мастерам Венсенской мануфактуры под Парижем. В 1751 году предприятие, впоследствии известное всему миру как Севрская фарфоровая фабрика, представило серию скульптурных миниатюр из неглазурованной керамики, имитирующей белый мрамор. Инициатива оставить фарфор на стадии утильного обжига, сделав технический приём обработки художественным, принадлежала директору Венсенской мануфактуры Жан-Жаку Башелье.

Фарфор бисквит что это

Триумфальному открытию «бисквита» предшествовали годы экспериментов, далеко не всегда удачных. Первая керамическая масса для производства посуды и предметов декора была изобретена мастерами Венсена ещё в начале XVIII века, но значительно отличалась по составу от китайского прототипа. Вместо каолина использовался каолинит – осадочный материал с многочисленными добавками, ухудшающими качество глины, а в роли присадок выступали мыльный камень, молотое стекло и кремень. Изделия из подобного сырья, известного как «мягкая паста», после первого обжига оставались очень непрочными и разрушались даже от слабого удара. Поэтому требовалось двойная обработка при высоких температурах, чтобы повысить плотность и спекаемость черепка.

Именно в то время возникло название «бисквит» от французского bis – «повторный». В 1745 году после открытия залежей каолина вблизи Лиможа, Венсенское предприятие перешло на мягкий фриттованный фарфор, значительно улучшив качество продукции. Необходимость в двойном обжиге отпала, остался лишь термин, вкратце описывающий процесс создания неглазурованной керамики.

Фарфор бисквит что это

Интересно, что кондитерский бисквит изначально тоже выпекался дважды. На первом этапе готовили пышные коржи из воздушного, хорошо взбитого теста, а на втором – частично подсушивали их. Полученная в итоге выпечка предназначалась для нужд военно-морского флота. Бисквитные сухари долго сохраняли свежесть, не плесневели и не черствели.

Расцвет производства

Венсенская фабрика, выпускавшая всё более изысканную продукцию, приближавшуюся к непревзойдённому Мейсену, пользовалась особым покровительством короля Людовика XV. Но настоящее процветание предприятия началось, когда им заинтересовалась небезызвестная маркиза де Помпадур – одна из самых влиятельных женщин и меценаток XVIII столетия.

Фарфор бисквит что это

В 1756 году по приказу могущественной фаворитки короля мануфактуру перенесли в Севр, а ещё год спустя её главным скульптором был назначен Этьен Морис Фальконе – автор многих всемирно известных статуй, в том числе «Медного всадника» в Санкт-Петербурге. Вступление на новый пост мастер отметил серией изящных путти – амуров в стиле рококо, выполненных из неглазурованного фарфора. Статуэтки входили в парадный столовый сервиз, выпускаемый мануфактурой. Фальконе привлекал к сотрудничеству видных скульпторов и художников, среди которых был Франсуа Буше, создавший эскизы для популярных многофигурных сценок-пасторалей.

Мода на миниатюрные настольные скульптуры быстро распространилась не только во Франции, но и в других странах Европы. Как следствие, крупнейшие фарфоровые заводы взялись за их выпуск в подражание Севру.

Фарфор бисквит что это

От классики до наших дней

Когда в XIX веке на смену рококо пришёл классицизм, малая пластика из бисквитного фарфора оказалась востребованной как никогда. На Севрской мануфактуре под руководством художника Альберта-Эрнеста Карье-Беллёза, в дополнение к статуэткам начало развиваться производство декоративных вазонов с белыми лепными медальонами на цветном фоне. Аналогичные изделия выпускались и другой знаменитой фабрикой – Веджвуд, в английском графстве Стаффордшир, однако для них использовалась не фриттованная, а костяная фарфоровая масса. Там же изготавливали бисквитные вставки для мебели и плакетки.

Настольные скульптуры и портретные бюсты из непокрытого глазурью фарфора, как белого, так и цветного, производили Мейсен, Венская мануфактура Аугартен, неаполитанская фабрика Каподимонте и некоторые другие. Все перечисленные предприятия до сих пор выпускают лимитированные серии из «бисквита», копируя собственные старинные образцы и предлагая новые, актуальные предметы декора.

Фарфор бисквит что это

Паросский бисквитный фарфор

В 1845 году стаффордширский гончарный завод Mintons – второй по важности после Веджвуда, стал выпускать ещё одну разновидность «бисквита», названного в честь греческого острова Парос. Там в древности добывался высококачественный мрамор, отличавшийся изысканной мелкозернистой структурой и молочной белизной. Из редкой красоты минерала были изготовлены такие шедевры, как Ника Самофракийская или Венера Медицейская.

Паросские декоративные сосуды и статуэтки, отлитые из фарфорового шликера (жидкой глиняной массы) и прошедшие только утильный обжиг, тоже имитировали резьбу по мрамору. Их главным достоинством, кроме художественности, была возможность массового производства, благодаря использованию форм, а не ручного труда.

Фарфор бисквит что это

За право называть паросский фарфоровый «бисквит» своим изобретением боролось ещё одно английское предприятие – «Коупленд», также расположенное в графстве Стаффордшир. Его директор и одновременно художник Томас Баттам считал себя автором новой методики литья, которую он называл «скульптурным фарфором». Обе фабрики искали финансовой поддержки государства для расширения производства паросских изделий, но их претензии по поводу первенства так и не были удовлетворены экспертами.

Литьевой шликер отличался по составу – в нём преобладал полевой шпат, что снижало температуру плавления изделий и делало их поверхность более стекловидной и гладкой, чем у других видов «бисквита». Декоративная керамика «под мрамор» вызвала большой интерес потребителей, в результате чего в 60-х годах XIX века сразу несколько ведущих британских предприятий взялись за её производство. Среди них выделялись Веджвуд, Вустерширская королевская мануфактура и североирландская компания Belleek Pottery.

Фарфор бисквит что это

Из-за постоянного расширения объёмов качество выпускаемой продукции ухудшалось, что привело в начале XX века к падению покупательского спроса. Сегодня популярный некогда паросский «бисквит» производит только Belleek Pottery Ltd. Предприятие из графства Фермана в Северной Ирландии известно также неповторимой кружевной посудой ручной работы из неглазурованного фарфора.

Особое направление – бисквитные куклы

В 1860-1900 гг. французские и немецкие производители стали выпускать очень реалистичные игрушки из фарфорового «бисквита», которые пришли на смену более ранним, полностью глазурованным аналогам. Куклы викторианской эпохи были абсолютно функциональными и предназначались в первую очередь для детей, а не для украшения интерьеров. Неглазурованная глина позволяла очень точно передавать бархатистость и естественный тон кожи, а румянец дорисовывали с помощью пигментов. Кукольные головки проходили несколько обжигов, в процессе которых закреплялись отдельные элементы росписи: брови, ресницы, губы. Глаза чаще всего использовались стеклянные.

Фарфор бисквит что это

Чтобы куклы были долговечнее, их тело изготавливали из небьющихся материалов: ткани, дерева, папье-маше или особого композита на основе целлюлозы. Однако небольшие по размеру игрушки делали полностью бисквитными, часто используя шарнирные соединения на руках и ногах. Вначале куклы изображали взрослых модниц, одетых с невероятной роскошью – только очень состоятельные семьи могли позволить себе такую покупку. Однако в конце XIX века лица изысканных «светских барышень» приобрели выраженные детские черты, а их наряды избавились от ненужной помпезности и вычурности. Тогда же сначала немецкие, а затем и французские фабрики стали выпускать кукольную продукцию эконом-класса, доступную широкому кругу потребителей.

Ведущие производители бисквитных кукол во Франции:

Фарфор бисквит что это

В начале XX века европейский и американский рынок окончательно покорили немецкие производители, в основном из Тюрингии, на востоке Германии. Богатые залежи глины, пригодной для производства прочного «бисквита» сливочного оттенка, привели к открытию здесь сразу нескольких крупных фабрик. Ставка была сделана на кукол «с характером», их личики передавали те или иные эмоции и отличались большой выразительностью, что очень нравилось детям.

На заметку коллекционерам

Фарфор бисквит что это

В 1920-30-х годах бисквитные куклы стали сдавать позиции, уступая место бюджетным и прочным изделиям из целлулоида или композита, выпускаемым в США. К настоящему времени массовым производством подобных игрушек занимается только Китай, который предлагает ширпотреб, не имеющий никакой художественной ценности. Параллельно с этим, в Америке и Европе примерно с середины прошлого века, налажено индивидуальное производство кукол-репродукций викторианской эпохи. Для них используются копии оригинальных пресс-форм 1860-70-х годов.

Но самое яркое современное направление – эксклюзивные куклы ручной работы от признанных мастеров. Среди самых известных имён следует упомянуть канадскую художницу и ювелира русского происхождения Марину Бычкову, основателя мирового бренда The Enchanted Doll. Её шарнирные куклы из бисквита, высотой не более 40 см, отличаются уникальным стилем, напоминая то ли врубелевскую Царевну-лебедь, то ли васнецовскую Алёнушку.

Источник

Что такое «бисквитный фарфор»?

Фарфоровые изделия – изделия из благородной и совершенной керамики на основе смеси каолина, различных сортов глины, кварца и полевого шпата. Фарфор – высокопрочный материал белого цвета, с отсутствием пористости, выдерживающий термические и химические нагрузки. На изломе фарфор остается белым и однородным. Если вспомнить фарфоровые изделия, посуду или статуэтки, наших бабушек, то, в основном, они покрыты глазурью. Бисквитный фарфор глазурью не покрывают, его поверхность остается матовой. Приставки «бис-» и «би-» в слове «бисквитный» означает «два», т.е. в названии фарфора можно «проследить» технологию его изготовления – двукратный обжиг. Современная технология производства бисквитного фарфора, чаще всего, исключает вторичный обжиг.

Впервые бисквитный фарфор появился во Франции. Благодаря его пластике, теплоте и матовой шелковистой поверхности, скульпторы смогли создать тонкие и прекрасные произведения искусства. Появление бисквита и привлечение к изготовлению из него фарфоровых изделий французского художника Буше позволило сформироваться особому стилю французской фарфоровой пластики. Начиная со второй половины 18 века, французскую фарфоровую моду задает севрская керамика, выпускаемая с 1756 г. мануфактурой в г. Севре. Мастера этой мастерской умело работали как с глазурованным, так и с бисквитным фарфором. Отличительным элементом их произведений был цветочный декор – необыкновенной красоты корзины, букеты, цветочные венки и гирлянды радовали глаз, как тонких знатоков фарфорового искусства, так и простых обывателей. Уровень мастерства севрских мастеров, достигнув высот фарфоровой пластики, позволил создавать истинные произведения искусства, ставшие их визитной карточкой. Начиная с эпохи Классицизма, бисквитный фарфор находит в широкое применение в интерьере, как элемент мебельных изделий, в настольных скульптурных фигурах и группах, посудных рельефах и парадных сервизах.

По своим характеристикам бисквит не подходит для изготовления посуды – удобнее мыть глазурованные поверхности, чем матовые. Зато этот вид мягкого фарфора более востребован в художественных целях: из тонированного бисквита изготавливают лица и тела фарфоровых кукол.

Источник

Что такое фарфор

Фарфор бисквит что это

Фарфор — вид керамики, получаемый из смешанных в разных пропорциях каолина, кварца, полевого шпата и особых разновидностей глины. Белую пластичную смесь обжигают при температуре от +1 000 °С, часто неоднократно. В готовом виде она становится непроницаемой для воды и воздуха, а тонкий слой пропускает свет. При легком ударе деревянной палочкой по фарфору получается высокий и чистый звук, почти как у хрустального бокала.

Разновидности фарфора

Масса фарфора может иметь разный химический состав, в зависимости от которого весь фарфор разделяют на 2 группы.

ТВЁРДЫЙ ФАРФОР. Содержит от 47 до 66 % каолина, до 25 % кварца и полевого шпата. Обжигается при повышенной температуре (1400-1460 °C). Из твердых масс делают прочную посуду и технические изделия, например, электроизоляторы.

МЯГКИЙ ФАРФОР. Доля каолина снижена до 25-40 %, а на кварц и полевой шпат приходится до 45 % и 30 % соответственно. Для обжига достаточно 1300-1350 °C. Прочность у мягких масс меньше, зато они более пластичные и легче принимают сложную форму.

Бисквит

Как правило, после обжига изделие покрывают стекловидной глазурью и обжигают повторно. Именно защитное покрытие делает посуду непроницаемой. Неглазурованный фарфор называют бисквитом. Он имеет пористую структуру и матовую, слегка шероховатую поверхность белоснежного цвета. Материал похож на высококачественный мрамор. Из него делают статуэтки, бюсты, кукол и другие декоративные предметы.

Два вида росписи фарфора

ПОДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят после первого обжига, затем изделие покрывают прозрачной глазурью и обжигают повторно. Подобрать краску, способную выдержать температуру обжига, непросто. Часто используется синяя кобальтовая, реже — медная красная. Подглазурная роспись наиболее долговечна и выдерживает регулярное мытье.

НАДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят поверх глазури, после чего следует обжиг при пониженной температуре (780-850 °C). Пигмент сплавляется с глазурью и становится более стойким. Рисунок смывается быстрее, зато оттенки получаются более яркими и блестят. Это оптимальный вариант для декоративных предметов.

История происхождения фарфора

Впервые фарфор был создан в Китае во времена династии Юань до 620 года нашей эры. Открытие сделано благодаря долгому усовершенствованию обычной керамики. Центром нового производства стал город Цзиндэчжэнь. Китай тщательно берег тайну и в течение 1 000 лет оставался монополистом. Драгоценная посуда, которую называли «белым золотом», экспортировалась в другие страны Азии, на Ближний Восток и в Европу.

Примерно в IX-XII веках секрет изготовления фарфора становится известен в Монголии, Корее и Вьетнаме, но местные мастера не могут сравниться с китайскими. Конец XVII века считают высшей точкой расцвета производства в Поднебесной. Уже во второй половине XVIII это искусство стало угасать, а к XIX его центр окончательно сместился в Европу.

Европа

Еще в XV веке итальянцы, французы и англичане пытались разгадать секрет китайского фарфора. Лишь в конце XVI первого успеха добилось семейство Медичи. Их керамика была хрупкой и несовершенной — с пузырьками, трещинами и неровной окраской.

В 1708 году оказались успешными эксперименты немцев Эренфрида фон Чирнхауса (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus) и Иоганна Фридриха Бёттгера (Johann Friedrich Böttger) по поиску твердого фарфора. Перед этим они открыли красную (яшмовую) разновидность, которая сейчас называется «бёттгеровской». В результате дальнейшей работы с разными видами глины и добавками был получен белый цвет. По прочности образцы даже превосходили китайские оригиналы. Вскоре был подобран и оптимальный состав глазури. Заложенная в 1710 году Мейсенская мануфактура в Дрездене стала первой выпускать европейский фарфор.

Большой вклад в раскрытие китайских технологий внес миссионер Франсуа Ксавье д’Антреколь (François Xavier d’Entrecolles), проживавший в Цзиндэчжэне. Он отправил на родину во Францию письма и иллюстрированные альбомы, в которых описал процессы производства. Когда недалеко от французского Лиможа нашли месторождение каолина, получил распространение лиможский твердый фарфор. Мягкие разновидности еще раньше стали выпускать на Севрской и других мануфактурах.

В Великобритании в 1751 году появилась фабрика Royal Worcester. В XVIII веке на заводе Веджвуда был получен костяной фарфор, который не имеет пор даже в стадии «бисквит». Способ его производства долгое время держался в тайне.

Россия

Считается, что в нашей стране моду на элитную керамику ввел Петр I, впечатленный увиденными в Пруссии палатами в «китайском стиле». Русские придворные закупали фарфоровую посуду и украшения для интерьера за рубежом. Наиболее доступной была продукция мейсенской фабрики. Для царской семьи заказы делали на Севрской мануфактуре и у Веджвуда.

Собственное производство началось при императрице Елизавете I. Готовые рецепты из Европы не подошли для местных условий, но в 1746 году Дмитрий Виноградов получил образцы приемлемого качества на основе гжельской белой глины. Несколько лет материал совершенствовался, и вскоре по качеству уже не уступал европейскому. В 1765 мануфактура, на которой отрабатывалась технология, получила название Императорского фарфорового завода. Это старейший в России и третий в Европе крупный производитель. В советские годы он был переименован в Ленинградский фарфоровый завод.

Применение фарфора

Чаще всего из фарфора производят качественную посуду. Несмотря на высокую стоимость, она ценится за многочисленные достоинства. Известно, что в тонкостенной фарфоровой кружке чай быстро остывает до оптимальной температуры и сохраняет ее некоторое время. Посуда не влияет на вкус и запах еды или напитков, она подходит для длительного хранения продуктов. В числе ее преимуществ — прочность и легкий вес.

Фарфор также используют для изготовления других утилитарных и декоративных предметов. Из него делают:

Фарфор как объект коллекционирования

Фарфоровые изделия эстетичны, и с течением времени их красота не уменьшается. Они относительно доступны, если сравнивать с живописью, антикварным серебром и ювелирными украшениями. Поэтому фарфором увлекаются многие почитатели искусства. Собирать коллекцию статуэток, расписных тарелок или чайных пар — хорошее вложение средств. С годами стоимость таких вещей становится только выше, и продать их несложно.

Наибольшую ценность, как и в других сферах коллекционирования, представляют раритетные изделия. В первую очередь, старинные, поскольку до начала XX века они обычно создавались ограниченными сериями. Современные производители тоже периодически выпускают лимитированные коллекции. В России примерно 30 % рынка приходится на Императорский фарфоровый завод. Еще четверть — это продукция марки Мейсен. Большой интерес сейчас вызывает советский фарфор, в том числе агитационный, хотя еще в 90-е он почти ничего не стоил.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *