Фантастика что почитать нового
Фантастика 2020 года, которую стоит почитать
Под конец года принято подводить итоги и кажется стоит вспомнить, что же было в этом непростом году хорошего. Например, я читал много отличных книг (что еще делать дома?). Вот немного про самые примечательные из них или, по крайней мере, те, которые сильнее всего запомнились мне.
«Падение, или Додж в Аду» Нила Стивенсона
На самом деле, я долго думал, честно ли включать ее в список, потому что дочитал я совсем недавно, и впечатления еще не улеглись. Но потом решил, что они в любом случае достаточно яркие, чтобы выделить эту книгу. К тому же, новый роман Стивенсона про виртуальную реальность я ждал прямо очень сильно. Для меня каждый его роман — настоящее событие. О «Падении» я буду думать еще долго.
Виртуальное посмертие — как это может выглядеть? И что это будет значить для человечества? Сцены смерти и «воскрешения» сознания Доджа — невероятно сильные и неожиданные. Как, в целом, и остальная концепция создания Битмира. С одной стороны, Стивенсон здесь смешивает все со всем. Отсылки к Библии и различным мифологическим сюжетам здесь — самая элементарная вещь, я совсем не уверен, что распознал все отсылки, заложенные автором.
В целом, как обычно, Стивенсон одновременно насыщает текст философскими идеями и техническими деталями практически до уровня научпопа, но при этом читать каждую минуту интересно. Я немного переживал за этот роман после «Семиевия», потому что тот несколько выбивался из авторского стиля. Но «Семиевию» повредило стремление автора по сути уместить в одном томе три разных книги. А из “Падения” вышло два приличных тома, хоть они и остаются формально одной книгой. Так что идея раскрыта до последнего «ружья» и, несмотря на общую мрачность, оставляет достаточно жизнеутверждающее ощущение.
Главной ценностью романа мне показалось то, как перекликаются реальное-виртуальное. Они дополняют друг друга, но не всегда очевидным образом — гармонией или конфликтом. Каждая сюжетная ветка успевает проделать огромный путь, и временами кажется, что их связь теряется, но — нет. Разные формы взаимосвязи сменяют одна другую. Кстати, противостояние «фантастика» — «фэнтези» пожалуй, одна из них. Вкратце — все начинается с того, что главный герой умирает. А потом его решения, его разум и его воля создают новый мир…
«Годы риса и соли» Кима Стэнли Робинсона
Очень интересный подход к альтернативной истории. Среди нескольких веков мы выхватываем различные эпизоды из жизни трех реинкарнирующихся душ, которых так или иначе оказываются вовлечены события мирового масштаба. Они рождаются мореплавателями и алхимиками, монахами и врачами. В разных жизнях «души»-персонажи перекликаются между собой первой буквой имени, а также определенными чертами характера. Так тот герой, чье имя начинается на «К», обязательно будет самым большим смутьяном.
Но это далеко не самое главное в романе, просто интересный способ изложения истории, чтобы нам не приходилось каждую главу в новом времени привыкать к совсем «чужим» героям. А так получается, что интересно следить за тем, что поменялось, а что повторяется. Мне это показалось очень интересным.
Чума в XIV веке опустошает Европу под корень. Ведущими мировыми державами становятся Индия и Китай, а также арабский мир, а главной мировой религией оказывается буддизм. Десять глав, десять историй от того самого XIV века до новейшего времени. В сжатом формате мы наблюдаем за войнами и открытиями, новыми идеями в социуме, в науке, в философии. Огромное «а что если?» все было бы примерно так же, но по-другому. Мне понравилось, что это не утопия и не антиутопия, а просто достаточно бесстрастное рассуждение о том, как могла бы развиваться история цивилизации, если бы ее флагманами оказались иные культуры.
При этом каждая отдельная история — насыщенная, захватывающая, сочная. С очень жизненными драмами и, что совершенно бесценно, своим стилем повествования, который подходит описываемой эпохе. При прочтении подряд не очень заметно, так как переходы происходят плавно, но, если сравнить 1-2 главу с 9-10, по-моему, довольно очевидно.
«Гномон» Ника Харкуэя
К этой рекомендации немного страшно подступиться, если честно, потому что необходимость что-то рассказывать про «Гномон» ощущается как минное поле. Как и «Падению» Стивенсона он бросает читателю вызов — я люблю такие книги. Разгадай меня, поймай все мотивы, отсылки, идеи. Книга Харкуэя — настоящая головоломка. И написать про него можно многое, но это неизбежно скажется на восприятии тех, кто, возможно, решится прочитать роман после отзыва. А это как раз тот случай, где чужое мнение губительно. Даже если в сети книгу уже десять раз разложили по полочкам, я придерживаюсь мнения, что у меня свой «Гномон», а у вас — свой. Читать чужие отзывы очень интересно, но, пожалуй, уже после прочтения книги.
И все-таки нужно как-то объяснить, чего ждать от истории, верно? «Гномон» начинается медленно. Ощущение наращивания темпа истории — один из наиболее выигрышных приемов автора. От размерности и рутины с появлением первой тайны мы неторопливо движемся навстречу тому, что станет немыслимым калейдоскопом сменяющихся, но взаимосвязанных сюжетных линий. И когда ты оборачиваешься назад и пытаешься понять, в какой момент начался настоящий сюжет — ты понимаешь, что автор тебя обыграл.
Вообще, наверное, от этой книги можно получить гораздо больше. Я позволил себе на первый раз не играть в «угадайку» каждый раз, когда появлялась возможность. Видеть в сюжете — сюжет, а не искать двойное и тройное дно. Хотя греческую мифологию лучше все-таки освежить в голове до прочтения книги, а не во время. Но важные термины можно найти отнюдь не только там, так что это только первый шаг на тернистом пути читателя «Гномона». Это я к тому, что сам роман обязательно собираюсь перечитать, и почти уверен, что второе погружение подарит новые впечатления.
На этом прочтении главное, что осталось в моем сознании — темы ответственности и связи. Основа сюжета — расследование гибели пожилой женщины, работницы библиотеки, которая при жизни всячески отвергала прогресс (или, по крайней мере, отдельные его проявления). Инспектор, назначенная на это дело, должна прояснить обстоятельства смерти — несчастный случай или злой умысел? Вот только вместе с воспроизведением сознания умершей обнаруживаются отголоски загадочных личностей и сущностей, и все оказывается гораздо масштабнее.
«Дети времени» Адриана Чайковски
Эта книга обладает совершенно безумным притяжением. Тот случай, когда открыл — и просто буквально заставляешь себя отрываться, чтобы делать какие-то дела, а самому только безумно хочется узнать, что же дальше. При этом нельзя сказать, что в романе много экшена, но он захватывает. При этом я не раз встречал в отзывах мнения, что «начало надо перетерпеть, потом раскачивается», и у меня просто ощущение, что мы с этими людьми читали разные книги. Хотя все субъективно, конечно.
Для меня это, во-первых, безумно интересный авторский эксперимент — взгляд на прогресс другого вида, даже не млекопитающих. Кроме того, эволюция происходит под влиянием нановируса, который позволяет разумным паукам обмениваться «знаниями». Это примерно как если вы могли бы пойти в библиотеку и «загрузить» в себя курс продвинутого французского и сразу же начать говорить. Или квантовой физики. Или ирландских танцев, неважно. На значительном уровне развития вида наблюдать за этим становится очень увлекательно. И, да, речь все это время идет о пауках. Здесь будут гигантские разумные пауки, так что арахнофобам роман не подойдет. Остальные же смогут насладиться тем, как изящно автор описывает паучьи города и систему науки, общения, даже самого восприятия мира, которое настолько отличается от нашего. А заодно наблюдать историю нескольких войн, эпидемий и других отрезков «паучьей истории», которые раз за разом оборачиваются гимном науке и разуму.
Но если бы эта линия была одинока, роман не был бы столь интересным. Есть здесь и люди, далекие наследники настоящей космической державы. Кое-как ориентируясь по старым звездным картам, они летят на огромном корабле-ковчеге на поиски нового дома, ведь Земля непригодна для жизни. Им придется столкнуться и с пауками, и с наследием собственного прошлого, которое многократно превосходит их с технической точки зрения и считает, что обязано защищать планету. Эти три силы образуют невероятную по красоте систему, в которой понимание, казалось бы, невозможно, потому что все говорят буквально на разных языках.
«Восставшая Луна» Йена Макдональда
«Восставшую Луну» я ждал долго и с трепетом. Потому что вселенная, созданная Макдональдом, полюбилась мне с первых же страниц первого тома, а заключительная часть трилогии — вещь ответственная, и не все авторы справляются с тем, чтобы закончить «на уровне». Тут я смело могу советовать всю серию: все три романа очень разные, но каждый хорош по-своему.
Моим любимым, пожалуй, останется первый, потому что там была подкупающая атмосфера то ли кибер-панковых корпораций, то ли мафиозных семей, то ли всего и сразу. В каком-то смысле, «Новая Луна» была наиболее самобытной. Но второй роман трилогии поддал жару, а третий сумел удержать планку. Кроме того, именно в «Восставшей Луне» становится очевидной идея трилогии как единого произведения. И она довольно выигрышная: небанальная, ненавязчивая и при этом логично сочетается со всем, что было сказано раньше.
Еще «Восставшая Луна» поднимает на новый уровень накал интриг и политики. С самого начала было понятно, что автор в этом силен, но до этой книги его полный потенциал определенно не был раскрыт. И это наиболее масштабный конфликт трилогии, что логично, но от этого не менее приятно. В смысле, и размах сюжета, и определенные повороты вызывают здоровый «вау-эффект». Описывать идею третьей книги в отрыве от предыдущих имеет мало смысла, но в целом задумка «Луны» Макдональда в создании новой среды, законы жизни которого будут разительно отличаться от земных. Это определенная степень анархии, построенная на договорах и сделках, следование которым является буквально библией каждого жителя спутника. Основная власть поделена между пятью корпорациями, сферы деятельности которых не пересекаются, но каждая по-своему необходима в условиях жизни на Луне. И, разумеется, история начинается там, где хрупкое равновесие нарушается.
Что почитать? 13 ярких книг современной научной фантастики
В конце минувшего столетия казалось, что НФ уступила пальму первенства фэнтези. Но сегодня космическая фантастика переживает настоящий ренессанс. Представляем вашему вниманию «чёртову дюжину» ярких и неординарных произведений этого жанра, созданных в XXI веке.
Иэн М. Бэнкс
«Алгебраист» (2004)
СЮЖЕТ: Фассин Таак, наблюдатель медленных рас при дворе наскеронских насельников, получает неожиданное предложение. Ему предстоит отправиться на планету насельников с важной миссией, от результатов которой зависит судьба всей системы. А может быть, и галактики.
ЧЕМ ИНТЕРЕСНО: В мире «Алгебраиста» разумные существа делятся на два вида. Быстрые, чья история обычно исчисляется какими-то десятками тысяч лет, — люди, например. И медленные, которые существуют миллионы, а то и миллиарды лет. Именно одна из медленных рас, насельники, и стала настоящей жемчужиной романа. Следить за этой неординарной цивилизацией, постоянно открывая её особенности, вызывающие то оторопь, то смех, то неприятие, — просто праздник какой-то. У этого общества нет правительства, армии и денег. Насельники не чувствуют боли и способны менять пол по собственному желанию. А ещё они весьма специфически относятся к своим детям, которые либо тысячелетиями остаются прислугой у взрослых, либо становятся для них объектом охоты. Есть тут и другие оригинальные идеи типа «Правды» — универсальной «окончательной» веры. Есть и классический квест по поиску Жутко Необходимой Штуки, который, однако, завершается отнюдь не классическим финалом.
РЕЗЮМЕ: Увлекательный роман, интересный авторскими размышлениями о времени, оригинальной цивилизацией насельников и неплохо проработанной вселенной. Ещё бы героя поярче да велеречивости поменьше — и было бы совсем шикарно.
Аластер Рейнольдс
«Дождь забвения» (2004)
ЧЕМ ИНТЕРЕСНО: В романе две сюжетные линии, и каждая проработана с умом и достойна отдельной книги. В альтернативном прошлом обошлось без Второй мировой войны, а компьютерные технологии не получили особого развития. В будущем катастрофа вынудила людей покинуть мёртвую Землю и переселиться на Заросль — цепь орбитальных станций, построенных вокруг планеты. И там, и там хватает своих проблем. А уж когда представители двух линий сойдутся, вечер окончательно перестанет быть томным.
Интересны и другие оригинальные задумки: разрушительный конец света Нанокост; «А-вирус», лишающий возможности воспринимать музыку; нано-машины Фурии, которые населили закованную в ледяной панцирь Землю; загадочная гиперсеть, соединившая отдалённые планетоиды. И, конечно, Аномально Большие Объекты — сферические оболочки инопланетного происхождения, настолько огромные, что способны вместить целую планету.
Рейнольдс радует смешением жанров: тут и нуарный детектив, и альтернативная история, и увлекательная космическая фантастика
А ещё Рейнольдс радует смешением жанров. Тут и нуарный детектив, подбрасывающий всё новые и новые происшествия. И альтернативная история, где показан Париж середины прошлого века. И увлекательная космическая фантастика, совмещённая со шпионским триллером и социальной антиутопией.
РЕЗЮМЕ: Стильная научная фантастика, оперирующая яркими фантдопущениями и идеями, которые заставляют задуматься о будущем человечества.
Питер Гамильтон
«Звезда Пандоры» и «Иуда освобождённый»
(2004–2005)
СЮЖЕТ: XXIV век. Когда человечество, объединённое в Межзвёздное Содружество, обнаружило, что одна из далёких звёзд окутана огромной оболочкой, это произвело эффект разорвавшейся сверхновой. Неужто люди впервые увидели инопланетную сверхцивилизацию в действии? Для прояснения ситуации Совет Содружества отправляет новейший корабль. Вот только не растревожит ли эта экспедиция то, с чем люди не смогут сладить?
ЧЕМ ИНТЕРЕСНО: Дилогия поражает детальностью и достоверностью мира будущего. А ещё — массой сюжетных линий, иные из которых поначалу не влияют на основные события. Практически каждая линия выстроена в собственном стиле и жанре: детектив соседствует с приключением, шпионский триллер — с кровавым боевиком, научные исследования — с политическими интригами. Благодаря этому спустя пару сотен страниц кажется, что мы жили в этой вселенной с самого рождения. А какие тут шикарные описания всевозможных планет с разными физическими законами!
Дилогия поражает детальностью и достоверностью мира будущего
Радуют и сюжетообразующие изобретения. Червоточины, благодаря которым люди за пару секунд преодолевают невообразимые расстояния. Технология омоложения и оживления, позволяющая жить веками. Объединение искусственных разумов, которое получило для обитания отдельную планету. Плюс любопытные инопланетные расы — от похожих на эльфов мистиков-сильфенов до слонообразных райелей, поражающих своим интеллектом. И конечно, живые, полнокровные герои-люди, хорошо прописанные и толково мотивированные.
РЕЗЮМЕ: Отлично проработанная космическая эпопея. Читатели, которые не испугаются её немалого объёма, совершат увлекательное путешествие в XXIV век, полное приключений и открытий.
Джон Скальци
«Обречённые на победу» (2005)
СЮЖЕТ: Человечество вышло в космос и обнаружило, что оно не одно во Вселенной. Причём инопланетные расы не торопятся делиться с людьми пригодными для жизни планетами. Обитатели космоса находятся в состоянии перманентной войны друг с другом — и Земле тоже нужны рекруты. Однако в вооружённые силы набирают не крепких молодых ребят, а наоборот, немощных стариков, которым обещают возвращение молодости.
ЧЕМ ИНТЕРЕСНО: Джон Скальци лихо цепляет на крючок любопытства фанатов военно-космической НФ, жаждущих узнать, как автор подготовит абсолютно неприспособленных людей к суровым военным будням. При этом Скальци старается по возможности выйти за рамки чистой «военки», заронив в душу читателя пару-тройку зёрнышек доброго и вечного. И речь не о верности долгу и соратникам, не о воспевании дружбы и боевого братства — этого добра полно в любом военном романе. Дело в сомнениях, настигающих бравых бойцов Земли, залитых своей и чужой кровью. Сомнениях в собственной человечности, в том, что проблемы стоит решать с помощью силы, в некоторых моральных аспектах людской экспансии. Не самая распространённая тема для военно-космической фантастики.
Скальци старается выйти за рамки чистой «военки», заронив в душу читателя пару зёрнышек доброго и вечного
Автор также с лихвой отсыпал разнообразных инопланетных рас — забавных, загадочных и жутких. Мы получили адекватного героя, достоверные будни военно-учебного лагеря, массу психологических этюдов, небезынтересные мысли о возрасте и старении. А ещё немало юмора, порой переходящего в едкий сарказм.
РЕЗЮМЕ: Любопытный представитель «научно-боевой» космооперы — с неглупыми мыслями, привлекательным главным героем и редким для представителей этого поджанра моральным посылом.
Питер Уоттс
«Ложная слепота» (2006)
СЮЖЕТ: Конец XXI века. Человечество позабыло об экономических проблемах, приступило к освоению космоса и вплотную подошло к переносу сознания в программную среду. И вдобавок открыло, что не одиноко во Вселенной. Чтобы обнаружить источник чужого радиосигнала, к транснептунианской комете в поясе Койпера отправляется новейший корабль «Тезей». На его борту — боец, переговорщик, биолог, синтет… и вампир.
ЧЕМ ИНТЕРЕСНО: Питер Уоттс, «надежда и опора» современной НФ, любит поговорить с читателем о важных вещах. О разуме, сознании и личности. О работе мозга и сюрпризах серого вещества, приятных и не очень. О виртуальности, её достоинствах и недостатках. О встрече с чужими (совсем, абсолютно чужими) и неожиданностях, которые может принести такое рандеву. Но больше всего — о человеке и человечности.
А чтобы мы не заскучали, свои размышления Уоттс заворачивает в увлекательную обёртку классической НФ. К картине придуманного будущего он подходит ответственно и обстоятельно. Как и к своим героям — каждый из пятерых по-своему уникален и отлично прописан. А жемчужина коллекции — самый натуральный вампир. Идеальный хищник, чья порода в своё время вымерла, но была возвращена из могил и поставлена на службу человечеству.
К картине будущего автор подходит ответственно и обстоятельно. Как и к своим героям — каждый по-своему уникален и отлично прописан
При этом будьте готовы к обилию специальной терминологии, научной или наукообразной болтовни и отсылок к разнообразным учёным трудам, теориям и аксиомам. Да и многословие главного рассказчика под занавес начинает немного надоедать.
РЕЗЮМЕ: Сильный, но перегруженный философией роман в стиле старых мастеров, где поднимается масса актуальных для думающего человека проблем.
Смотрите также
Питер Уоттс «Ложная слепота». Знаковый роман твёрдой НФ
Жестокий, умный, честный роман с живыми персонажами и незаурядными идеями.
Питер Уоттс «Повторение пройденного»
Короткий, но пронзительный рассказ о том, как быстро мы забываем ужасные события.
Питер Уоттс: «Нас ждёт немало потрясений»
Самое длинное интервью на этом сайте! И самое интересное.
Майкл Флинн
«Танцор Января» (2008)
СЮЖЕТ: Когда Амос Январь, капитан грузового звездолёта «Нью-Анджелес», нашёл артефакт предтеч, прозванный позднее Танцором, никто особо не заинтересовался. Эти артефакты — штуки, конечно, дорогие, но к чему их приспособить, толком никто не знает. А затем Танцующий камень вдруг понадобился буквально всем: представителям Межзвёздной торговой компании, пиратам из Цинтианского скопления, Гончим Ардри, повстанцам с Нового Эрена, Братству Терры. Неужели он способен изменить баланс сил в галактике?
Роман может порадовать рядом оригинальных изобретений, но главное — нюансами мира будущего
РЕЗЮМЕ: Интригующий космический квест в хорошо описанном сеттинге, полном оригинальных деталей. Пожалуй, только неспешность завязки можно поставить автору в вину.
Джеймс Кори
«Пробуждение Левиафана» (2011)
СЮЖЕТ: XXIII век. Человечество колонизировало Солнечную систему, создав три полюса сил: Землю, Марс и Пояс астероидов, отношения между которыми ухудшаются не по дням, а по часам. Всё идёт к войне. Вот только похоже, что это не самая большая проблема, ожидающая человечество.
ЧЕМ ИНТЕРЕСНО: Роман, начинающийся как увлекательная, но не особо оригинальная сага о звёздных (точнее, межпланетных) войнах и политических интригах, вскоре становится триллером про кровавую игру с Неведомым. Игру, которая в полной мере демонстрирует негативные стороны человеческой натуры: злобу, нетерпимость, властолюбие, безрассудную жажду познания. Но книга не сводится к морализаторству — это атмосферное, напряжённое космическое приключение, смешанное с детективным расследованием. И, невзирая на обилие смертей и мрачных событий, «Пробуждение Левиафана» — оптимистичный роман: он несёт веру в мир, объединение человечества и великую силу любви.
«Пробуждение Левиафана» — оптимистичный роман: он несёт веру в мир и великую силу любви
РЕЗЮМЕ: Не идеальное, но весьма увлекательное путешествие в будущее. За счёт своего морального посыла этот роман оказывается чем-то большим, чем просто развлекательное чтиво.
Дэвид Брин
«Бытие» (2012)
СЮЖЕТ: Однажды космический мусорщик Джеральд Ливингстон наткнулся на загадочный артефакт явно внеземного происхождения. Станет ли эта находка позитивным началом долгожданного Контакта, который продвинет вперёд людскую цивилизацию? Или всё-таки правы скептики, считающие «братьев по разуму» самой большой угрозой человечеству?
ЧЕМ ИНТЕРЕСНО: Понятно, что один из популярнейших авторов твёрдой НФ, не жалея, отсыплет читателю разнообразных технологий будущего типа гаджетов с искусственным разумом. Но гораздо интереснее довольно спорные идеи и концепции Брина. Каждая глава завершается размышлением на ту или иную тему — и не отвлечённым, а весьма актуальным для современного человечества. Об отношении к планете, экологических проблемах, всевозможных катастрофах, вызванных людской деятельностью. Об искусственном разуме и уходе от реальности. О науке, её влиянии на цивилизацию, о прогрессе, о социальных вызовах. О природе героизма. О человечестве в целом. Причём поданы эти размышления устами разных героев, с разных точек зрения — и читаются ничуть не скучнее основной линии романа.
Каждая глава завершается размышлением на ту или иную тему — и читаются они ничуть не скучнее основной линии романа
«Бытие» — своеобразное зеркало нашей цивилизации. Иногда кривое, а иногда кристально чистое, показывающее малейшие прыщики, порезы и воспаления на лице человечества.
РЕЗЮМЕ: Неординарный, хотя и затянутый роман-размышление, где отразилась масса недостатков и пороков цивилизации.
Джон Лав
«Вера» (2012)
СЮЖЕТ: Неведомая сила, триста лет назад сокрушившая Шахранскую империю, державу разумных хищников, вернулась. Теперь эта сила, состоящая из одного-единственного корабля непредставимой мощи, проявляет интерес к планетам человеческого Содружества. Его флот не в силах противостоять Вере (так иронично назвали корабль шахране-агностики). У людей остаётся последняя надежда — корабли-«аутсайдеры», вершина человеческой технологии. На них служат гениальные отбросы общества, социопаты и психопаты. Человечество не в силах с ними ужиться, но не может просто так их уничтожить. И теперь лишь они стоят между Верой и гибелью цивилизации.
«Вера» не чужда философии и способна порадовать тех, кто ищет смысл бытия и размышляет о месте человека в мире. Две трети книги посвящены поединку «Веры» и аутсайдера «Мэнсон». Смертельному танцу, полному аллюзий и намёков на противостояние человеческого и божественного, физического и духовного, известного и таинственного. И, что немаловажно, автор на протяжении всего романа выдерживает градус интриги и саспенса. А уж какими обаятельными получились когтистые шахране!
Автор на протяжении всего романа выдерживает градус интриги и саспенса
РЕЗЮМЕ: Интересная, неглупая, напряжённая история о поединке, повлиявшем на судьбы человечества. Хотя сражение всего двух кораблей описано слишком уж обстоятельно, да и сопереживать героям-социопатам непросто.
Энн Леки
«Слуги правосудия» (2013)
СЮЖЕТ: Ранее она была десантным кораблём империи Радч «Справедливость Торена». Ныне от гордого судна остался лишь один сегмент — тело, лишённое сознания, вместилище для части искусственного интеллекта корабля. Сегмент, утративший почти всё, кроме желания отомстить виновнику своей гибели — пускай даже это практически нереально.
ЧЕМ ИНТЕРЕСНО: В первую очередь «изюминками» империи Радч, тщательно выстроенной и описанной. С хорошо проработанной религией, с разветвлённой паутиной взаимодействий внутри разных семей и кланов. С практикой испытаний, лишь пройдя которые, можно получить правительственную должность. А ещё на боевых кораблях Радча используется потрясающий искусственный интеллект. Он вплотную приблизился к человеческому и способен не только мыслить, принимать решения и делать выводы, но и чувствовать. С ИскИном напрямую связана концепция вспомогательных компонентов — бывших граждан порабощённых империей государств. Этих людей превращают в «трупосолдат» под управлением ИскИна, в тела без памяти, личности и сознания.
Хочется отметить и забавные игры с вопросами пола, и размышления о психологии тоталитарной власти, об её влиянии на людей, о природе бунтарства и судьбе личности. Болтовни бы только поубавить (персонажи слишком уж много говорят) да главного героя сделать менее «функциональным» — тогда дождь наград, пролившийся на книгу, был бы ещё более оправданным.
РЕЗЮМЕ: Социальная антиутопия с качественно проработанной магистральной идеей и парой хороших фантдопущений. Подкачали только главные герои и чрезмерная велеречивость автора.
Энди Вейер
«Марсианин» (2014)
СЮЖЕТ: Ботаник Марк Уотни, член марсианской экспедиции «Арес-3», во время бури случайно остаётся на Красной планете в гордом одиночестве. И пускай ему в наследство достаются все припасы, предназначенные для экспедиции, — до прибытия следующей миссии этого не хватит ни при каком раскладе. Уотни может либо сложить руки и отправиться к праотцам, либо включить свои «серые клеточки» и попытаться выжить.
ЧЕМ ИНТЕРЕСНО: Робинзонада — благодатный жанр. Наблюдать за столкновением человека с безжалостной природой, сидя на уютном диване, — что может быть лучше? А уж когда дело происходит на мёртвой планете, лишённой воздуха и воды, — и подавно. Но в первую очередь «Марсианин» интересен научным подходом героя к выживанию. Уотни образован, компетентен, сообразителен, а значит, для него нет ничего невозможного. Он ставит себе задачи и находит решения.
Книга полна уверенности в людях, которой Вейер щедро делится с читателем. Практически все персонажи умны, талантливы и, даже принимая спорные решения, руководствуются благими намерениями. Написан роман легко (хотя местами и перегружен научной терминологией) и иронично — герой не теряет присутствия духа и не погружается в бездну самокопания. Притом что проблем на голову бедного Уотни автор отсыпал от души.
РЕЗЮМЕ: Оптимистичный гимн науке и силе человеческого разума. Кстати, по слухам, роман изрядно увеличил конкурс на технические и биологические специальности в американских университетах.