Фановая система маломерного судна что такое
Судовые санитарные системы
Содержание
Схема установки с пневмоцистерной приведена на рис. 3.33. Из запасной цистерны 5 насос 4 подает воду в герметически закрытую пневмоцистерну 2 со спускным клапаном 1. По мере поступления в нее воды воздух в цистерне сжимается и, когда давление достигнет 0,3—0,45 МПа, насос под действием реле 3 остановится, а пневмоцистерна заполнится водой до определенного уровня. По мере расхода воды потребителями давление воздуха в цистерне будет падать и, когда оно понизится до 0,3—0,25 МПа, произойдет включение насоса с помощью того же реле 3. Наличие пневмоцистерны и реле позволяет системе работать в автоматическом режиме.
Система забортной воды
Основное назначение системы забортной воды — подача воды к санитарному оборудованию судна, в санитарно-бытовые помещения и помещения пищеблока. Система забортной воды отличается от системы мытьевой воды отсутствием запасных цистерн и характеризуется подводом к насосу воды непосредственно из-за борта. Забортная вода принимается, как правило, кингстоном через приемную трубу и перекачивается электронасосом в пневмоцистерну (рис. 3.34), откуда подается к местам потребления. В пневмоцистерне системы забортной воды, а также в напорной магистрали поддерживается давление, позволяющее обеспечить подачу воды по всей магистрали. Система забортной воды обычно является автономной.
В качестве резервного средства питания потребителей системы забортной воды помимо пневмоцистерны иногда предусматривается подача воды от напорной трубы пожарного насоса через редукционный клапан, понижающий давление до 0,35 МПа.
Система пресной (питьевой) воды
Система пресной воды существует независимо от систем мытьевой и забортной воды. Питьевая вода хранится в особых цистернах, покрытых изнутри раствором цемента, полиэтиленовой пленкой или специальной краской. На судне должно быть не менее двух цистерн (ввиду их поочередной периодической чистки). Для пополнения запасов питьевой воды на судне имеются опреснительные установки. Пресная вода с помощью насосов подается из запасных цистерн в расходные, откуда по магистралям подводится к местам потребления. Чтобы вода не замерзла при понижении температуры наружного воздуха, расходные цистерны снабжают подогревателями и покрывают снаружи тепловой изоляцией. Питьевую воду хранят в специальных запасных цистернах, которые с целью предохранения воды от нагревания и порчи располагают в местах, удаленных от источников тепла. Трубопровод питьевой воды изготовляют из стальных оцинкованных труб.
Система питьевой воды должна быть абсолютно автономной и использование ее трубопроводов, насосов и цистерн для других целей, а также размещение цистерн питьевой воды в междудонных пространствах категорически запрещается.
Одним из наиболее распространенных способов приготовления пресной воды из забортной морской является дистилляция, которая заключается в выпаривании морской воды в специальном аппарате, называемом испарителем, и последующей конденсации пара в конденсаторе. С целью повышения КПД установки между испарителем и конденсатором часто устанавливают подогреватели забортной воды.
Схема опреснительной установки показана на рис. 3.35. Установка состоит из испарителя 3, подогревателя 7, конденсатора 13, пробного бака 16 и аэратора 18. Она получает питание от магистрали забортной воды. По трубе 10 забортная вода поступает в подогреватель и оттуда по трубе 6 в испаритель, где паром, идущим по змеевикам, нагревается до температуры кипения. Образовавшийся при кипении воды вторичный пар под давлением проходит через сепаратор 2, где сепарируется от влаги, и уходит по трубе 5 в подогреватель. Отделяемая от пара влага удаляется из сепаратора по трубе 4 под зеркало испарения.
В подогревателе вторичный пар отдает часть своей теплоты на подогрев забортной воды и далее по трубе 12 направляется в конденсатор, где движется в направлении, противоположном потоку воды, поступающей в конденсатор по трубопроводу 15 и уходящей из него по трубопроводу 14. В конденсаторе пар конденсируется в дистиллят, который стекает в пробный бак 16, а оттуда после взятия пробы на соленость поступает в аэратор 18, где насыщается кислородом воздуха, поступающим по трубопроводу 17.
После аэрации дистиллят по трубе 19 направляется в цистерну пресной воды. Установка работает на насыщенном паре от вспомогательного трубопровода пара. Свежий пар поступает в испаритель по трубопроводу 1, проходит по змеевикам нагревательной батареи, конденсируясь, нагревает забортную воду и по трубопроводам 9 и 11 выходит к вспомогательному холодильнику или в трюм. Удаление остатков забортной воды и солей происходит через кран продувания 8.
Фановая и сточная системы
Фановая система предназначена для удаления непосредственно за борт через бортовые захлопки или береговые емкости и в специальные судовые грязевые цистерны фекальных вод из гальюнов. Размеры труб фановой системы и ее устройство должны быть такими, чтобы обеспечивался свободный выход нечистот. Для этого диаметр труб принимают не менее 100 мм. Трубы прокладывают кратчайшим путем с уклоном 0,05%, избегая при монтаже изгибов и закруглений.
По Правилам Регистра на пассажирских судах число гальюнов определяется для экипажа из расчета одно место на 10—15 человек, для пассажиров — одно место на каждые 50 человек. Кроме того, если помещения экипажа находятся в разных районах судна, то в каждом из них должно быть предусмотрено по одному месту.
Согласно существующим нормам, фановый трубопровод выводится примерно на 300 мм выше грузовой ватерлинии перпендикулярно к обшивке и, как правило, по левому борту. Выходное отверстие фанового трубопровода имеет захлопку, предохраняющую трубопровод от попадания воды внутрь судна при качке. На современных судах фановые системы снабжают фекальными цистернами, из которых фекалии с помощью эжекторов или насосов отводят за борт.
Один из участков фановой системы на судне показан на рис. 3.36. В данной схеме отсутствуют фекальные цистерны — грязные воды и фекалии через патрубок сливаются в специальную баржу во время нахождения судна в районе со строгим санитарным режимом. На сливной магистрали фанового трубопровода установлены вертикальная и горизонтальная захлопки. Тарелки захлопок, расположенные в поперечной и продольной плоскостях судна, при килевой и бортовой качке запирают спускной трубопровод и защищают его от проникновения забортной воды. Кроме захлопок на трубопроводе устанавливают клинкеты, управляемые с палубы.
Сточная система служит для удаления воды с закрытых палуб, а также отвода грязевых вод из бань, прачечных и камбузов. Шпигатная система предназначена для удаления воды с открытых палуб. На рис. 3.37 приведена схема удаления воды с палуб и из помещений при помощи шпигатных труб 2. С палуб 4 вода отводится по шпигатным трубам на открытую палубу над грузовой ватерлинией, откуда через козырьки 3 спускается за борт.
С палуб, расположенных ниже грузовой ватерлинии, сточные воды удаляются по шпигатным трубам 2 в льяла 1 или в цистерны грязевой воды, размещенные в междудонных или бортовых отсеках, и затем насосами за борт.
Во избежание засорения шпигатные трубы оборудуют специальными шпигатами (рис. 3.38), которые снабжены решетками 1, козырьками 2 и застойными полостями 3. Сточные трубы, отводящие воду из помещений, снабжены сифонами, являющимися гидравлическими затворами для газов, образующихся при разложении органических веществ.
Сточный трубопровод выполняют из стальных оцинкованных труб и монтируют для обеспечения хорошего спуска воды с уклоном; в местах, где есть основание ожидать застоя воды, предусматривают возможность очистки и продувания трубопровода.
Литература
Сточно-фановые системы.
Назначение: сбор и удаление с судна фекальных, сточных, хозяйственно-бытовых вод, а также воды, попавшей на открытые палубы в результате волнения на море или осадков.
В зависимости от вида удаляемых вод выделяют системы:
— сточные (фановые) системы – предназначены для сбора и удаления с судна фекальных (т.н. «чёрных») вод из унитазов, писсуаров и шпигатов в гальюнах, стоков от раковин и ванн в медицинских помещениях;
— системы хозяйственно-бытовых вод – предназначены для сбора и удаления с судна сточных вод из умывальников, ванн, душевых, прачечных, камбузов и т.д. (т.н. «серые» воды);
— системы шпигатов – предназначены для удаления за борт с открытых палуб и надстроек воды, попавшей туда в результате волнения на море, атмосферных осадков, при мытье палуб, тушении пожаров и другим причинам.
Требования к сточно-фановым системам содержатся в «Санитарных правилах для морских судов СССР» и конвенции МАРПОЛ-73/78 по предотвращению загрязнения моря с судов.
1. Устройство любых сточных систем должно исключать возможность проникновения и распространения запахов в помещении.
2. Сточные системы должны состоять из оборудования (установки для очистки и обеззараживания сточных вод) или устройства для сбора, хранения и последующей передачи сточных вод на специализированные суда или береговые приёмные устройства.
3. Установки для очистки и обеззараживания сточных вод должны обеспечивать следующую степень очистки сбрасываемых вод: коли-индекс не более 1000, количество взвешенных частиц не более 50 мг/л, биологическая потребность в кислороде в течение 5 суток (БПК5) 50 мг/л, количество остаточного хлора не более 5 мг/л.
4. На судах, оборудованных установками для очистки и обеззараживания, рекомендуется единая система сбора и обработки сточных (фекальных) и хозяйственно-бытовых вод.
На судах, не оборудованных установками для очистки и обеззараживания, допускаются раздельные системы сбора и хранения сточных (фекальных) и хозяйственно-бытовых вод.
5. Для хранения сточных и хозяйственно-бытовых вод должна быть предусмотрена одна или несколько цистерн, объём которых должен быть достаточным для накопления вод исходя из времени нахождения судна в зонах санитарной охраны, территориальных водах и внутренних водоёмах.
6. Сборные цистерны изготавливаются из стали, внутренние поверхности должны обеспечивать лёгкую очистку. К цистернам должен быть подведён трубопровод пропаривания.
7. Сборные цистерны должны быть отделены коффердамами от цистерн питьевой и мытьевой воды, помещений с пищевыми грузами, а так же жилых, медицинских, общественных и административно-хозяйственных помещений. На судах I и II категорий сборные цистерны и установки для очистки и обеззараживания с откачивающими средствами рекомендуется располагать в газонепроницаемых выгородках с вытяжной вентиляцией.
8. Расположение на палубе воздушных труб сточных цистерн не должно приводить к загрязнению воздуха судовых помещений.
9. Минимальное расчётное количество сточных и хозяйственно-бытовых вод на одного человека в сутки должно приниматься в соответствии с таблицей № 13 «Санитарных правил для морских судов СССР»:
Категории судов | Сточные воды | Хозяйственно-бытовые воды | Всего |
I и II категории | |||
III и IV категории |
При применении систем вакуумной транспортировки сточных вод с уменьшенным расходом воды нормы количества сточных вод соответственно уменьшаются.
10. Сточные трубопроводы не должны проходить через медицинские помещения, помещения пищеблока, кают-компании, провизионные кладовые и цистерны пресной воды.
11. Следует по возможности избегать прокладки сточных труб через жилые, общественные помещения и радиорубки.
По устройству выделяют два типа систем:
1. Системы со сбором сточных вод, предназначенные для сбора и накопления сточных вод в цистернах с последующей передачей этих вод на берег или в плавучий сборщик.
Схема такой системы изображена на рисунке.
Стоки от умывальников 2, унитазов 4, писсуаров 5 и гальюнных шпигатов 3 поступают самотёком в сборную цистерну 11. Сточные трубопроводы прокладывают с уклоном (30¸50) мм на 1 метр трубы к выходному отверстию. Диаметр труб от унитазов – не менее 100 мм, от писсуаров (32¸50) мм, от умывальников (32¸40) мм. Из цистерны сточные воды насосом 10 передаётся на берег или в плавучий сборщик по трубопроводам, оканчивающимся фланцами международного образца 1 (регламентируются конвенцией МАРПОЛ-73/78). В случае выхода из строя насоса откачка производится эжектором 13. Производительность насосных средств должна быть достаточной для опорожнения цистерны сбора за время не более 1 часа. На расстоянии свыше 12 миль от ближайшего берега откачку из цистерны или отвод стоков из помещений можно производить непосредственно за борт по трубопроводу 7, снабжённому захлопкой 8 и запорным клапаном 9 с дистанционным управлением. Отливные отверстия сточных систем размещают с одного борта («грязный» борт), обычно с левого. Для периодической очистки цистерна сточных вод оборудована перфорированными трубами 12, к которым может подводиться вода от системы водяного пожаротушения 14, пар от системы хозяйственного пароснабжения 15 и сжатый воздух 16. Воздушные трубы 6 из цистерны выводят как можно выше, обычно в кожухи дымовых труб и колонны мачт.
Сбор хозяйственно-бытовых вод в цистерны не осуществляют ввиду их значительного количества и отсутствия строгих ограничений по их сбросу.
2. Системы с обработкой сточных вод на судне, предназначенные для очистки и обеззараживания сточных вод в специальных установках и удаления обработанных вод за борт, а так же сбора шлама с последующим уничтожением или передачей на берег.
Схема системы в этом случае схожа с рассмотренной выше, отличаясь в основном наличием установки для очистки и обеззараживания сточных вод.
Обработка стоков может осуществляться биологическим, электрохимическим, физико-химическим и другими методами.
Биологический метод очистки заключается в создании оптимальных условий для деятельности бактерий, перереабатывающих вещества, содержащиеся в стоках.
Схема установки для биологической обработки представлена на рисунке.
В данной установке используются аэробные бактерии, потребляющие кислород из аэрированной воды.
Стоки по трубопроводу 1 поступают в цистерну сбора 2, откуда насосом-размельчителем 3 подаются в аэрационный танк 4. Танк оборудован устройством для подачи воздуха, перемешивающего его содержимое. За счёт совместного действия аэробных бактерий и кислорода воздуха происходит окисление и разложение органических веществ, содержащихся в сточных водах. Стоки выдерживают в аэрационном танке от 12 до 24 часов. Из аэрационного танка сточные воды передаются в цистерну осаждения 7, где тяжёлые твёрдые частицы выпадают в осадок, а лёгкие всплывают на поверхность. Некоторое количество осадков возвращается в аэрационный танк для питания бактерий, а основная часть (8) попадает в хранилище твёрдых отходов 5. Оттуда они передаются на берег или сжигаются на судне в специальных печах. Частицы с поверхности воды (6) в цистерне 7 возвращаются в аэрационный танк для дальнейшего окисления и разложения. Из цистерны 7 очищенная вода поступает в накопительную цистерну 9, где её хлорируют и после обеззараживания выбрасывают за борт (10).
3. Системы с рециркуляцией смывной жидкости, предназначенные для сбора, обработки и повторного использования смывной жидкости.
Используются только на небольших судах, в основном с динамическим принципом поддержания. Достоинство такой системы: возможность многократного использования смывной жидкости вместе с жидкой фазой сточных вод по замкнутому циклу, т.е. без сброса в окружающую среду. Недостаток: для судов с большим объёмом стоков такие системы не экономичны.
Схема расположения системы шпигатов на судне приведена на рисунке.
С каждой вышележащей палубы вода спускается на нижележащую по шпигатным трубам 1, до тех пор, пока не дойдёт до последней открытой палубы над грузовой ватерлинией. Отсюда вода через палубный шпигат 2 сливается за борт. Большие массы воды с открытых палуб удаляются за борт через штормовые полупортики 9, устанавливаемые в фальшбортах.
С палуб, расположенных ниже грузовой ватерлинии, вода спускается по шпигатным трубам 3 в трюмные льяла 4 или цистерны загрязнённой воды.
Шпигаты 6 предохраняют шпигатные трубы от засорения. Для этого они снабжены решётками 7, и могут иметь козырёк 8 и полость a. Чтобы предотвратить распространение запахов из сточных отсеков, на шпигатных трубах, отводящих воду из закрытых помещений, устанавливают сифоны 5.
Системы шпигатов открытых палуб выполняют из стальных труб, для закрытых помещений можно использовать полиэтиленовые трубы.
Фановые, сточные, а так же шпигатные трубопроводы в помещениях окрашивают в цвет помещения и маркируют двумя отличительными кольцами чёрного цвета шириной 25 мм, расстояние между кольцами 25 мм.
Фановая и сточная системы
Фановая система предназначена для удаления непосредственно за борт через бортовые захлопки или береговые емкости и в специальные судовые грязевые цистерны фекальных вод из гальюнов. Размеры труб фановой системы и ее устройство должны быть такими, чтобы обеспечивался свободный выход нечистот. Для этого диаметр труб принимают не менее 100 мм. Трубы прокладывают кратчайшим путем с уклоном 0,05 %, избегая при монтаже изгибов и закруглений.
По Правилам Регистра СССР на пассажирских судах число гальюнов определяется для экипажа из расчета одно место на 10—15 человек, для пассажиров — одно место на каждые 50 человек. Кроме того, если помещения экипажа находятся в разных районах судна, то в каждом из них должно быть предусмотрено по одному месту.
Согласно существующим нормам, фановый трубопровод вы водится примерно на 300 мм выше грузовой ватерлинии перпендикулярно к обшивке и, как правило, по левому борту. Выходное отверстие фанового трубопровода имеет захлопку, предохраняющую трубопровод от попадания воды внутрь судна при качке. На современных судах фановые системы снабжают фекальными цистернами, из которых фекалии с помощью эжекторов или насосов отводят за борт.
Один из участков фановой системы на судне показан на рис. 2.23. В данной схеме отсутствуют фекальные цистерны — грязные воды и фекалии через патрубок сливаются в специальную баржу во время нахождения судна в районе со строгим сани тарным режимом. На сливной магистрали фанового трубопровода установлены вертикальная и горизонтальная захлопки. Тарелки захлопок, расположенные в поперечной и продольной плоскостях судна, при килевой и бортовой качке запирают спускной трубопровод и защищают его от проникновения забортной воды. Кроме захлопок на трубопроводе устанавливают клинкеты, управляемые с палубы.
Рис. 2.23. Схема участка фановой система.
1 — клинкеты; 2 — патрубок; 8 — чаши-генуи; 4 — писсуар; 5 — отстойник; 6, 8 — трубы; 7 — люки; 9 — вертикальная захлопка; 10 — горизонтальная захлопка.
Сточная система служит для удаления воды с закрытых палуб, а также отвода грязевых вод из бань, прачечных и камбузов. Шпигатная система предназначена для удаления воды с открытых палуб. На рис. 2.24 приведена схема удаления воды с палуб и из помещений при помощи шпигатных труб 2. С палуб 4 вода отводится по шпигатным трубам на открытую палубу над грузовой ватерлинией, откуда через козырьки 3 спускается за борт. С палуб, расположенных ниже грузовой ватерлинии, сточные воды удаляются по шпигатным трубам 2 в льяла 1 или в цистерны грязевой воды, размещенные в междудонных или бортовых отсеках, и затем насосами за борт.
Рис. 2.24. Схема удаления вода с палуб и из помещений с помощью шпигатных труб.
Во избежание засорения шпигатные трубы оборудуют специальными шпигатами (рис. 2.25), которые снабжены решетками 1, козырьками 2 и застойными полостями 3. Сточные трубы, отводящие воду из помещений, снабжены сифонами, являющимися гидравлическими затворами для газов, образующихся при разложении органических веществ.
Рис. 2.25. Водосточный шпигат.
Сточный трубопровод выполняют из стальных оцинкованных труб и монтируют для обеспечения хорошего спуска воды с уклоном; в местах, где есть основание ожидать застоя воды, предусматривают возможность очистки и продувания трубопровода.
Яхтенные гальюны и фановые системы: выбор и установка
На борту нашей яхты Pearson 39–2 уже как 30-ть лет установлен гальюн Raritan PH II, но в последнее время он барахлит. Яхта простояла на берегу около 2-х лет. Гальюном никто, естественно, не пользовался. На самом деле, все, что нужно было для поддержания его в рабочем состоянии, это регулярно использовать по назначению, тогда уплотнения не рассохнутся. Можно было разобрать его, заменить сменные части (ведь ЗИП в принципе не дорогой) и на этом закончить. Но учитывая почтенный возраст системы, вся сопутствующая арматура, по факту, тоже изношена.
Система фекальных вод смонтирована вполне типично: вывод с гальюна шел через сифон на запорный трехходовой клапан, который в свою очередь направляет поток за борт либо в накопительный танк, из которого можно откатать за борт через насос с измельчителем отходов, или в пункт приема в марине. И патрубок подачи, и выдающий патрубок заросли отложениями. Местами по количеству слоев можно было с легкостью определить возраст яхты, поэтому требовалась их замена. Из-за отложений измельчитель работал соответственно — он шумел как трактор, но ничего не перекачивал.
Плачевное состояние фекальной системы заставило поломать голову над тем, стоит ли ее ремонтировать, либо заменить. В планах было длительное пребывание на яхте, и такое обстоятельство дел никак не вписывались в общую картину. От моего выбора зависел дальнейший комфорт нахождения на борту.
Оставить прежний?
Восстановление системы подразумевает покупку новых патрубков, трехходового клапана, измельчителя, антисифона и прочей арматуры. После ревизии будет понятно, нужно ли на гальюн закупить набор сменных частей, или проще заменить его целиком.
Плюсы решения оставить прежний гальюн:
— я уже имел дело с подобной системой и знаю, что нужно делать;
— восстановение системы гарантированно решит мои проблемы на весь срок владения яхтой
— меньшая стоимость всей затеи.
Недостатком моего гальюна с ручной помпой является его неприспособленность для гостей и всех, кто видит ее впервые.
В итоге после каждого использования имеется запашок, который просачивается через предательский лепестковый клапан.
Заменить на компостный?
Как вариант, можно установить компостный трон, тогда у меня будет возможность демонтировать большую часть трубопровода и заменить фекальную цистерну на что-то более полезное, например, на дополнительный топливный бак. Многие яхтсмены отзываются о компостных гальюнах с восторгом, и я начал проникаться этой идеей.
В итоге, как я выяснил, преимущества заключались в следующем:
— простота, отсутствие необходимости протягивать систему трубопроводов, а следовательно, никаких дополнительных отверстий в корпусе;
— нет насосов-измельчителей и злополучной накопительной цистерны.
Из недостатков:
— шокированные гости на борту, которым подобное будет в диковинку;
— появление насекомых, если использовать некачественное сырье для компоста;
— регулярное опустошение емкости для жидких отходов, твердые отходы, в конечном итоге, так же нужно утилизировать. Легально или нет решать вам, уверен, вы поступите правильно;
— так же не стоит забывать о стоимости бактерий и среды для них, а также самого агрегата.
Несмотря на все недостатки накопительных емкостей, в большинстве марин есть возможность откатать их содержимое в любое удобное время. Либо можно быстро выскочить в трехмильную зону, сделать все свои грязные дела, опустошив накопительный танк, и проблема решена, но мотаться по берегу с ведром компоста — явно не то, чем вы хотите заниматься во время отдыха.
Одна голова хорошо, а много лучше
В конечном итоге я решил заменить всю систему, включая старичка. В процессе обмера трубопровода параллельно обзванивал каждый борт, на котором раньше ходил, и где стояли гальюны с электроприводом.
Не так давно ставить яхтенные гальюны c электроприводом было нерационально. Они потребляли слишком много электроэнергии, шумели и постоянно ломались. Помню один, по звуку больше напоминал бетономешалку. После таких впечатлений я поставил крест на них. Но через некоторое время я увидел совсем другую картину: более новая модель была практически бесшумной и не потребляла много электроэнергии. А владельцы положительно отзывались о ее надежности. С тех пор ситуация изменилась, и чем больше я обдумывал эту идею, тем больше она мне нравилась. Я начал подыскивать подходящий вариант.
Взвесим все за и против
Из положительного стоит отметить:
— компактность измельчителя, который встроен в конструкцию;
— использование меньшего количества воды для промывки;
— вся процедура проводится простым нажатием кнопки, а следовательно каждый с ней справится;
— чаша обычно больше чем у аналогов с ручным приводом, что не мало важно.
Из недостатков:
— все же это потребление мощностей батарей;
— шум;
— цена;
— сложность компоновки, некоторые оборудованы двумя электродвигателями.
Первое, на что обращаешь внимание при поиске подходящего кандидата, это разнообразие выбора. У большинства производителей представлена линейка из нескольких моделей. Из всего разнообразия сможет выбрать даже самый требовательный яхтсмен. Ручные или с электрическим приводом, с одним или двумя насосами, отличающиеся по вольтажу системы и цвету, размеру чаши и сиденья. Некоторые модели подходят для использования пресной воды, некоторые — для морской.
Не делайте поспешной покупки
Лучшим местом для подбора гальюна, конечно, будет боут-шоу. Там проще будет сориентироваться среди широкого ассортимента: от карликовых до обычного домашнего размера. Выбор будет зависеть от колоссального количества переменных. Вам необходимо убедиться, что вы сможете смонтировать тот, что вам приглянулся, учитывая все сопутствующие трубопроводные и электромонтажные работы, понять, нужны ли дополнительные соединения, адаптеры; если есть отдельные насосы, то найдется ли место, где их разместить. И это только малая часть.
Если вы остановитесь на гальюне с электроприводом, помните, что вам нужны аккумуляторы достаточной мощности, особенно, если экипаж большой. А пусковой ток электродвигателя может достигать 20–30 А и более.
Выбирая между ручным и электроприводом, стоит обратить внимание на следующее. Встроенный измельчитель должен отлично справляться со своей задачей, быстро и без лишнего энергопотребления. Те модели, в которых чистую воду подает один насос, а для откачки стоит другой с измельчителем, осуществляют промывку лучше. Некоторые производители заявляют, что на одно смывание уходит 0,5л воды, что звучит неплохо. Управление может варьироваться от вкл/выкл до настройки продолжительности каждого режима отдельно.
Большинство опционально предлагает патрубки для пресной или соленой воды, которая будет под давлением подаваться для промывки чаши. Первый исключает возможность появления запаха из-за мертвой морской живности, но из-за того, что много пресной воды на борту не найти, он больше подходит для яхт с опреснителями.
С точки зрения надежности у меня были сомнения на счет электрического привода насоса. Чтобы понять, как ситуация обстоит на самом деле, я провел целый опрос среди знакомых яхтсменов с подобным агрегатом. Как я позже заметил, все, кто отзывался об электрическом приводе плохо, не пользовались им на своем борту, а основывали свои суждения на чужом мнении. Те же, у кого он был, вполне довольны своим решением и отмечали, что разница в надежности по сравнению с ручным приводом не существенная. Но есть одно «но»: если у вас один гальюн на борту и он с электроприводом, то нужно иметь запасной насос или ведро, которое должно стоять наготове. В моем случае по проекту в носу стоит еще один гальюн и он с ручным приводом, так что я не переживаю о том, что электрический может выйти из строя.
Чтобы избежать проблем по электрической части, выполняйте все условия, которые прописаны в инструкции относительно сечения проводов, максимального тока на пакетниках. Проверьте надежность обжатия соединений проводов и их укладку в корпусе. Не забудьте установить фильтр перед насосом подачи воды, который предотвратит засорение системы и поломку дорогостоящего насоса.
Если вы, как и я, при замене избавитесь от всего старого трубопровода идущего от гальюна, убедитесь в том, что все подключения подходят по диаметру, начиная от гальюна и заканчивая шпигатами. Некоторые гальюны комплектуются патрубком подачи воды ½», а патрубок выдачи 1″, в то время как большинство комплектуются патрубками ¾» и 1 ½» соответственно. Стоит обратить внимание на комплектующие от Shields, Trident. Они выпускают качественный товар, который действительно выдержит частые снятия и установку патрубков, учитывая, что иногда их придется прогревать феном. Для себя как лучшее решение я выбрал Raritan’s Saniflex, его легко согнуть в нужную форму и надеть на ерш шпигата.