Фандрайзер что это за профессия
Кто такой фандрайзер: краткий гид по профессии
Как выглядит функционал фандрайзеров в разных НКО, какие kpi им ставят и есть ли смысл соединять работу по привлечению средств и пиар
Применительно к НКО фандрайзер или, точнее, фандрейзер (слово происходит от англ. fund – средства, финансирование и raise – нахождение, сбор) – специалист по привлечению финансовой и иной поддержки для некоммерческих программ и проектов организации.
«Если говорить лирично, фандрайзер – слуга двух господ, – поясняет Дмитрий Даушев, директор по фандрайзингу и коммуникациям «Детские деревни – SOS Россия». – Его задача – чтобы в организации/проекте появилось достаточное количество ресурсов и чтобы донор, которые эти ресурсы дает, был от этого счастлив. Фандрайзер должен строить свою работу так, чтобы каждая из двух сторон получала то, что хочет». Во многом именно в этом и заключается искусство фандрайзинга, уверен эксперт.
Фандрайзинг плюс/минус пиар
Иметь на полной ставке хотя бы одного фандрайзера – уже большое достижение, считает Алексей Лахов, специалист по развитию БФ «Гуманитарное действие». Это значит, что в фонде есть человек, который целенаправленно отвечает за поиск средств для организации.
По данным исследования БФ «Нужна помощь», лишь 45% из всех российских социально ориентированных некоммерческих организаций, регулярно привлекающих пожертвования и/или гранты на уставную деятельность, имеют фандрайзера в штате или обращаются к помощи внештатного специалиста по фандрайзингу.
На практике нередко один человек отвечает и за работу по сбору средств, и за пиар-деятельность НКО.
«Я пришла в фонд «Живой» на позицию фандрайзера, но скоро обнаружила, что пиар тоже на мне, – рассказывает Анастасия Антонова. – По факту фандрайзингом и пиаром также активно занимается наш директор Виктория Агаджанова. У нее огромный опыт, связи, энергия бьет ключом – а без этого в фандрайзинге никуда. Я пока все это только нарабатываю, учусь у нее». В идеале в фонде, по мнению Анастасии, должно быть как минимум два специалиста: один должен заниматься фандрайзингом, другой – пиаром.
В пиаре у НКО, по сути, две главные цели: адвокационная и фандрайзинговая, говорит Алексей Лахов. Адвокационная – это помощь жертвователям в принятии решений, которые изменят к лучшему жизнь благополучателей. Это системная работа, которая направлена не на адресную помощь, а на изменение поведения общества. Сейчас, по мнению Алексея, все больше НКО понимают, что такая работа – долгая, кропотливая, нудная, нервная, без мгновенного результата – жизненно необходима.
Алексей Лахов, специалист по развитию БФ «Гуманитарное действие». Фото Наталья Заманская
«Фандрайзинговая пиар-цель есть просто потому, что без финансов и других ресурсов (оргтехники, аренды офиса и др.) организации не выжить – не нанять сотрудников, не помочь тем, кто нуждается в нашей помощи», – продолжает Лахов. Для достижения обеих этих целей организации необходимы хорошая репутация, стабильные коммуникации, настраивание и развитие отношений с донорами. И здесь пиарщик незаменим, уверен Лахов.
«У нас в «Детских деревнях» пиар работает, в первую очередь, на фандрайзинг, – не соглашается Дмитрий Даушев. – В нашей программной деятельности очень мало такого, что требовало бы активности, направленной на изменения в поведении общества». Даушев считает, что деятельность фандрайзера всегда будет включать в себя пиар-активность: «Не важно, сколько у вас фандрайзеров – 2 или 10. Все равно все они будут что-то рассказывать о деятельности организации донорам – потом будут грамотно просить у них деньги – потом отчитываться за расходы».
Мария Алешина, экс-координатор программы «Сторонники» «WWF Россия», советует: «При скромном штате сотрудников я бы в первую очередь ранжировала уже имеющиеся источники средств. А затем – посмотрела, можно ли усилить работу с направлениями, которые хороши уже сейчас – с привлечением либо второго фандрайзера, либо пиарщика». Выбор специальности второго сотрудника будет зависеть от направления, которое решено усилить.
Мыслить стратегически
Зачастую маленькие НКО берут в штат фандрайзера просто для того, «чтоб был» – плохо понимая, какую реальную пользу он может принести, отмечает Мария Алешина. Такие фонды обычно сосредоточены на текущей работе, завалены заявками и просьбами – и просто не успевают планировать, что и как фонд будет делать хотя бы через год. Себе в помощь организация берет фандрайзера – но в этих условиях его работа будет бессистемной и малопродуктивной.
«По-хорошему, у НКО в стратегии должны быть прописаны цели и задачи на год, три года, пять лет, – говорит Мария. – Для достижения этих целей готовится и утверждается финансовый план. Опираясь на него, фандрайзер определяет стратегию развития – и решает, какими способами можно получить эти деньги. И какими фандрайзинговыми инструментами нужно для этого пользоваться».
Мария Алешина, экс-координатор программы «Сторонники» «WWF Россия»
Фандрайзеру ставят задачу – а как ее достичь, грамотный специалист решает сам, полагает Алешина.
Условно: есть задача – за год собрать 60 млн рублей. Фандрайзер начинает считать. Например, 30 млн мне принесут немногочисленные доноры класса А, которые делают крупные пожертвования. Для этого мне нужно вести с ними системную коммуникацию в течение года, рассказывать о успехах и нуждах организации, регулярно высылать подробные отчеты о том, куда были направлены их предыдущие пожертвования. Можно провести в течение года несколько классных мероприятий, на которых доноры смогут сделать новые пожертвования.
Еще 10 млн целевых средств я могу собрать, организовав кампанию в интернете. Еще 20 млн мне принесут рекуррентные (автоматические регулярные) пожертвования. Сейчас рекуррентные пожертвования приносят нам 10 млн в год – значит, нужно увеличить число доноров и/или суммы пожертвований. Для этого я, в частности, должен начать работу с уже имеющимися донорами организации, рассказав им о значимости рекуррентных пожертвований. Я должен обзвонить тех, у кого уже есть рекуррентные пожертвования, – и попросить их увеличить сумму. И так далее.
Все свои действия фандрайзер планирует, фиксирует, анализирует. При необходимости – вносит изменения в процессе реализации. Из этих списков, таблиц, графиков и формируется фандрайзинговая стратегия, уточняет Мария Алешина.
Дмитрий Даушев считает, что если в организации работает только один фандрайзер, то он, скорее всего, все же будет решать не стратегические, а тактические задачи – те, которые у него получаются лучше всего.
Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.RU. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!
KPI измеряется деньгами
Результаты работы фандрайзера оцениваются по ряду показателей – у разных фондов они могут варьироваться.
Например, председатель правления фонда «Арифметика добра» Наиля Новожилова рассказывает, что в их фонде KPI фандрайзеров измеряется 1) по количеству («в людях» или «деньгах») частных, корпоративных жертвователей и реккурентов, 2) по количеству контактов жертвователей (телефоны и e-mail), 3) по приросту новых жертвователей, 4) по собранным средствам в каждой из групп («частники», «корпораты», гранты), 5) по коэффициенту соотношения расходов/доходов на акции. «Эффективным у нас считается фандрайзинговая кампания, которая на вложенный 1 руб. принесла 5 руб», – приводит статистику эксперт.
Новожилова отмечает, что труднее всего привлекать регулярных частных доноров: «Во-первых, потому что для человека это решение дается труднее, чем разовое пожертвование, во-вторых, фонду непросто выйти на желаемые массовые площадки. В-третьих, существует информационная перегрузка, и фонд своим обращением должен «преодолеть» большое количество коммуникационных барьеров, чтобы обратить на себя внимание потенциальных жертвователей. Поэтому важно работать в этом направлении каждый день. И, конечно, помнить, что писать и обращаться к донорам нужно на понятном, «человеческом» языке».
Наиля Новожилова, председатель правления фонда «Арифметика добра»
Дмитрий Даушев выделяет три основные группы показателей для оценки фандрайзинга в «Детских деревнях»:
– деньги (от разных типов доноров: корпоративные, индивидуальные массовые, индивидуальные крупные (причем дробно-спонтанные и рекуррентные отдельно),
– доноры (по количеству в группах),
– «процессы» (оптимизации базы данных, проценты откликов, конверсии, ROI и т.д.).
Достижения фандрайзеров в WWF Россия оценивают по двум направлениям.
Первое – привлечение новых доноров/денег (работа с внешней аудиторией). Основные показатели– число новых контактов (потенциальных доноров) и количество денег от совсем новых людей (тех, кто впервые сделал пожертвование), поясняет Елена Михалина, лидер операционно-аналитической группы в программе «Сторонники WWF России».
Второе важнейшее направление работы – удержание-выращивание уже имеющихся жертвователей (работа с различными сегментами, в том числе – с индивидуальными донорами).
Индивидуальный фандрайзинг, рассказывает Мария Алешина, оценивается по следующим критериям: сумма собранных средств за год; увеличение количества доноров, повысивших сумму пожертвований; снижение процента оттока доноров; увеличение количества доноров-рекуррентов.
Елена Михалина отмечает, что во всех сегментах работы, касающейся массового частного фандрайзинга, используются показатели тестов телемаркетинга (после тестов принимается решение о необходимости его внедрения), показатели уровня автоматизации/синхронизации базы и e-mail-рассылок, показатели времязатрат на обработку пожертвований. «Но главными и самыми важными в любом направлении будут, конечно, 2-3 показателя, касающиеся количества денег и людей», – говорит Елена.
Дмитрий Даушев, директор по фандрайзингу и коммуникациям «Детские деревни – SOS Россия». Фото с сайта rybakovfond.ru
Одно из главных условий успешной работы фандрайзера – признание, разделение миссии НКО, в котором он работает. «Это важное профессиональное качество фандрайзера, – говорит Дмитрий Даушев. – Кроме того, специалисту нужно соблюдать презумпцию профессионализма коллег: он должен собирать средства на проекты, которые ему назовут программные специалисты фонда». Если фандрайзеру говорят: нужны зеленые лопаты, чтобы посадить лес в пустыне Сахара – значит, фандрайзер собирает деньги на эти зеленые лопаты. И это надо принять как данность, подчеркивает Дмитрий.
Но все же в итоге деятельность фандрайзера измеряется именно деньгами – количеством собранных средств, подводит итог эксперт. И сотрудник должен быть к готов к тому, что качество его работы будет оцениваться, в первую очередь, по финансовым показателям.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Фандрайзер
Фандрайзер – редкая в России профессия, связанная с привлечением денежных средств в некоммерческие организации. Профессия требует глубоких знаний в области менеджмента и финансов, деловой хватки и коммуникативных навыков. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Фандрайзер – малоизвестная, но очень важная профессия. По данным аналитических агентств штатного фандрайзера привлекают около 10% некоммерческих организаций, более 45% обращаются к специалистам периодически, остальные – решают вопросы своими силами. Нередко фандрайзерами становятся штатные сотрудники НКО, которые отвечают за рекламу, коммуникацию с благотворителями, организацию мероприятий, совмещая эти задачи с основной деятельностью.
Особенности профессии
Работу фандрайзера можно сравнить с деятельностью специалиста, который занимается привлечением инвестиций для коммерческих проектов. Дело в том, что НКО постоянно нуждаются в финансировании со стороны благотворителей, поиском и привлечением которых занимается фандрайзер. Источниками поступления финансов могут являться:
Нередко сбор средств выполняется во время проведения различных мероприятий, таких как выставки, ярмарки, балы и другие. Организацией мероприятий, поиском благотворителей, рекламой и решением других задач, направленных на привлечение средств, занимается фандрайзер. Он должен обладать высоким уровнем коммуникативных навыков, знаниями в области деятельности НКО, а также связями с представителями разных сфер – от бизнеса до государственных организаций.
Навыки коммуникации очень важны в этой сфере, ведь представители бизнеса и частные лица не хотят выступать в качестве бескорыстных меценатов. В связи с этим фандрайзер разрабатывает интересные предложения для тех, кто готов финансово поддержать НКО. Например, это может быть реклама компании во время мероприятия. Успешная работа фандрайзера обеспечивает развитие НКО.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Важные личные качества
Фандрайзер – стратег, он обладает врожденной харизмой, навыками коммуникации и быстро обучается. Способен найти общий язык с разными людьми, имеет коммерческую жилку, наделен эмпатией. В характере фандрайзера преобладают уверенность в своих силах, задатки лидера и управленца, высокая дисциплинированность и ориентированность на результат. Он имеет широкий кругозор и хорошую память, эрудированный, эмоционально устойчивый.
Обучение на фандрайзера
Будущий фандрайзер может получить образование в вузе. Рекомендуется выбирать направления подготовки, связанные с налогообложением, финансовой аналитикой, финансами и кредитом, экономикой или менеджментом. Нередко фандрайзерами становятся люди, которые получили образование в сфере рекламы или PR. Сразу после окончания вуза необходимо поработать по специальности на протяжении 2-3 лет, чтобы получить не только практические навыки, но и завести минимальные деловые связи. В это же время можно посещать курсы, посвященные франдрайзингу, отличные программы открыты в НИУ «ВШЭ».
Фандрайзинг: что это такое простыми словами, в чем специфика фандрайзинговой деятельности для бизнеса
Фандрайзинг — это сложный и трудоемкий процесс, в котором приходится убеждать одних помочь другим. Существует огромный пласт социально значимых проектов, нуждающихся в финансировании, который игнорирует частный и государственный секторы.
Для России это новое явление, которое только набирает обороты и увеличивает масштабы. Оно пришло к нам в 90-е годы из США и начало постепенно развиваться благодаря созданию некоммерческих организаций. Пренебрегать этим процессом нельзя, так как он играет важную роль не только для решения социальных проблем, но и для страны в целом: способствует удовлетворению потребностей определенных категорий и помогает избежать конфликтов между слоями населения.
Фандрайзинг: что это такое, определение
В дословном переводе на русский язык иностранный термин означает «найти финансирование». Это словосочетание раскрывает суть понятия: деятельность направлена на поиск средств для реализации идеи.
Способы привлечения финансов
Эффективный инструмент — проведение тематических мероприятий, которые позволяют собрать в одном месте пассивных благотворителей и добровольцев.
Сегодня в этом непростом деле особую роль занимает интернет: собственный сайт, социальные сети, ютуб помогают запускать рекламу и информировать весь мир о проблеме. Все так же используется способ раздачи листовок в общественных местах и массовая рассылка электронных писем. Каждый метод рассмотрен ниже более подробно.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Кто может финансировать фандрайзинговую кампанию
Фандрайзинговая компания функционирует за счет сторонних ресурсов. Кто ее финансирует? Тот, у кого есть деньги. Это может быть огромная корпорация, в миссию которой входит благотворительность, либо обычный человек, направивший пожертвование на указанный счет.
При этом компанией собираются ресурсы, которое шире понятие денег и других материальных благ. Сюда входят и нематериальные услуги: в области юриспруденции, в участии общего дела как волонтеров, информационные, организационные и маркетинговые.
Чем отличается от краудфандинга
Понятие фандрайзинга связано с коллективным финансированием одной целью — добровольная финансовая поддержка сторонними источниками. Однако способы осуществления этой цели разные. Если говорить о краудфандинге, то привлечение финансирования производится путем обращения к специальным площадкам. Краудфандинговая платформа имеет собственный сайт и широкую целевую аудиторию. Эта открытый портал, объединяющих людей, готовых пожертвовать какую-то сумму. На нем отображается полная информация о проектах: его описание с иллюстрациями, сумма сбора, пошаговый алгоритм перечисления денежных средств, итоговый результат и т. д. Правда, данный вариант используется не систематически, а в единичных случаях.
Если говорить об эффективности, то фандрайзинговая деятельность принесет больше ресурсов, чем краудфандинг.
Задачи фандрайзинга
Чтобы любой процесс заработал, нужно определить конкретные цели, выполнение которых контролировать на всем пути. В общем виде их можно представить в следующем варианте:
Основы и нужные нюансы
Выстроить эффективную стратегию — целое искусство, где каждый кирпич заменяет основополагающий принцип.
Определенность
Фандрайзинговый проект выстраивается по четко обозначенной схеме. Например, для будущего донора важно понимать, какую пользу ему принесет данное вложение и как быстро.
Заинтересованность
Чтобы нашелся спонсор, готовый добровольно отдать свои деньги, он должен быть увлечен идеей и понимать значимость проекта. И здесь важная роль отводится установлению деловых коммуникаций между двумя субъектами. Создайте презентацию, в которой будет описана компания, каких успехов она добилась. При подаче информации будьте убедительны и уверены в том, что делаете.
Личность
Не нужно распыляться попусту! Обращаться следует либо к руководителю организации, либо к ответственному сотруднику, оказывающего содействие в данных вопросах.
Долгосрочность
Специфика фандрайзинга обуславливает выстраивание с благодетелями прочную долгосрочную связь. Для этого нужно прикладывать максимум усилий: постоянно напоминать о себе, придумывать новые интересные идеи, убеждать в важности продвижения проекта дальше.
Осведомленность
Потенциального спонсора предварительно необходимо изучить. Важно определить его возможности, чтобы понять, на какие суммы стоит рассчитывать. Узнать, участвовал ли он в подобных акциях, какие идеи смогут его зацепить, найти отклик.
Огласка
Важное значение имеет охват аудитории. Чем больше знают о проекте, тем больше желающих поучаствовать в сборе денег. Здесь придется подключить фантазию: придумать оригинальную акцию, которая захватила бы каждого, сподвигла на участие в ней. Организовать флешмоб, продумать рекламу, которая бы мотивировала направлять пожертвование, привлечь к проекту знаменитостей.
Копилка
Английские слова «fundraising», «fund raising» подразумевает сбор средств. И здесь учитывается вклад каждого участника. И неважно, какой он: любая сумма имеет значение.
Благодарность
Правильная обратная связь — залог дальнейшего сотрудничества. Если донор один раз проявил интерес, необходимо привлечь его к оказанию финансовой помощи на регулярной основе.
За вклад донора или мецената важно благодарить: при личной встрече, на организованных мероприятиях, на сайте компании или путем рассылки благодарственных писем.
Виды фандрайзинга
Рассмотрим две градации этой деятельности:
В зависимости от направления финансирования: проектный фандрайзинг — это сбор средств под конкретный проект, оперативный — на текущие затраты.
При сравнении указанных подвидов стоит отметить, что на практике является первый намного эффективнее второго.
В зависимости от лиц, осуществляющих сбор средств:
В каких областях работает
Деятельность направлена на воплощение идей, проектов, в поддержке которых напрямую не участвуют государственные органы, предприятия и частный сектор.
В сфере культуры
Культурной сфере приходится порой «выживать», так как расходы учреждений покрывает государство либо используются собственные средства, которых зачастую не хватает для воплощения всех идей. Например, музеи, некоторые проекты деятелей искусств, библиотеки и др. прибегают к такому способу финансирования.
В общественной деятельности
Фандрайзинг в социальной работе (сфере) направлен на оказание помощи незащищенной категории граждан. Тяжелобольные, инвалиды, пенсионеры, дети из многодетных семей, сироты нуждаются не только в сочувствии, им необходима финансовая поддержка.
В политике
Чтобы провести предвыборную агитацию, требуются вложения. Поэтому кандидаты прибегают к этому варианту, чтобы обеспечить свое выдвижение.
В науке
Научный сектор должен развиваться, чтобы прогресс не стоял на месте. И немудрено, что научно-исследовательские проекты требуют баснословных сумм. Сфера науки также охватывает выставки, помощь учебным заведениям и т. д.
В бизнесе
Коммерческие организации используют фандрайзинг для реализации собственных социально значимых проектов.
Для владельцев бизнеса компания «Клеверенс» предлагает программные решения, которые помогут оптимизировать расходы и автоматизировать деятельность предприятия в целом.
В спорте
Эта сфера уже давно живет за счет спонсоров, которые поддерживают перспективные и успешные спортивные команды, направляют деньги на организацию мероприятий. Зачастую крупные корпорации имеют хоккейную и футбольную команду.
Источники фандрайзинга
Фандрайзер: что это за профессия? Неслучайно его называют «слугой двух господ». Работая на одних, его задача заключается в поиске денег у других. Кто эти другие?
К финансированию могут подключиться как государственные компании, так и частные. В то же время это могут быть и юридические лица, и физические.
Инвестор
Инвестор вкладывает деньги только на возвратной основе. Это взаимовыгодное сотрудничество. И если фандрайзинговая кампания подразумевает дальнейшую прибыль, то инвестора будет найти проще, чем донора.
Спонсор
Участие в благотворительности открывает дополнительные возможности для рекламы бренда, формирования его позитивного имиджа, известности, выстраивания отношений с властью и общественностью. Если компания при пожертвовании руководствуется вышеуказанными целями, то ее называют спонсором.
Донор
Бескорыстное оказание помощи юридическим лицом. Сюда относятся крупные организации. Они изначально закладывают в уставе целый раздел, направленный на участие в общественно значимых программах. Главное, чтобы его заинтересовала идея предлагаемого социального или другого вида фандрайзинга.
Меценат
Так называют физическое лицо, состоятельного человека, который в добровольном порядке жертвует солидную сумму денег на реализацию благотворительной акции.
Грантодатель
Здесь уже выступает лицо, которое целенаправленно развивает определенную сферу.