Фамилия башмачкин что означает

Фамилия башмачкин что означает

­­ Пример сочинения 1

Надо сказать, что в нашем мире было и есть много несправедливости. Некоторые купаются в роскоши и богатстве, а кто-то, подобно пчёлке, до изнеможения трудится в поте лица, чтобы только не настал чёрный день. Подобного страдальца и представил нам признанный классик русской литературы Н.В.Гоголь в своей повести «Шинель», в ней он выдвинул на первый план образ маленького, никем не приметного человека.

Доля определенного сарказма присутствует в жизни главного героя уже с первого дня его появления на свет. Произошло это 23 марта и тут же у его матери возникли трудности, какое же имя дать ребёнку, все представленные имена в календаре были настолько нелепы по звучанию, что матери пришлось в отчаянии дать своему сыну имя такое же как и у его отца. Во время крещения ребёнок заплакал, так, будто уже чувствовал все тяготы предстоящей жизни.

В то, какие трудности Акакию пришлось пережить в период детства и юности автор решил нас не посвящать. Гоголь знакомит нас уже со взрослым мужчиной, описание внешности которого производит впечатление жалкого, больного старика. Это был невысокий, рыжеватый, подслеповатый, лысоватый человек, цвет лица которого называли «геморроидальным». Автор считает причиной подобного раннего старения «петербургский климат».

То, во что был одет Акакий заставляет сочувствовать герою. Это были заношенные, не совсем чистые, поблекшие вещи. Но его это нисколько не смущало, главное было то, чтобы было в чем выйти на любимую работу.

Акакий Акакиевич Башмачников не имел никого из родных и близких. Занимал должность титулярного советника, переписывал бумаги в департаменте за невысокое жалованье. Данная работа и отсутствие повышения его нисколько не волновало, он радовался тому, что переписывал тексты, у него были даже свои любимые буквы. Он настолько привык к своей работе, что любое предложение о повышении вызывало у него отторжение, малейшее изменение казалось ему невыполнимым, и он желал оставаться в своей зоне комфорта.

Его жизнь для современного человека может показаться лишенной всякой радости, везде и всегда он думал только о работе, вёл отстраненный образ жизни, не посещал никаких культурных мероприятий в отличие от своих коллег. Несмотря на добросовестное выполнение своих обязанностей со стороны коллег постоянно выслушивал нелицеприятные обсуждения и покорно терпел всякого рода издевательства.

В образе главного героя слились настоящие черты христианской личности: покорность, честность, любовь к труду, умение стойко переносить все тяготы жизни, но все же всему есть предел и столкнувшись с очередными неприятными событиями герой уже оказывается не в силах их вынести.

Пример сочинения 2

В повести «Шинель» Н.В. Гоголь создал образ «маленького человека» и подчеркнул, что такие люди имеют право на справедливое и гуманное отношение к себе.

ВНЕШНОСТЬ, РЕЧЬ АКАКИЯ АКАКИЕВИЧА

Фамилия главного героя повести «Шинель» — Башмачкин. У него непримечательная внешность: маленький рост, лысинка на лбу, по обеим сторонам щёк морщины. Он был «несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже не вид подслеповат», цвет его лица был геморроидальный из-за петербургского климата.

Одежда Акакия Акакиевича отличалась убогостью: вицмундир потерял свой зелёный цвет и стал рыжевато-мучного цвета, прохудившуюся шинель Башмачкина чиновники называли капотом.

Голос у этого человека был тихий. Немногочисленные его фразы состояли в основном из наречий, предлогов и различных частиц, которые служат речевой характеристикой Акакия Акакиевича. Когда он волновался, то часто прибавлял к своей речи частицу «того» и даже не заканчивал фразы, так как считал, что уже всё сказал.

ВОЗРАСТ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ. РОД ЗАНЯТИЙ

Акакию Акакиевичу уже за 50 лет. Родился он в ночь на 23 марта. Отец Акакия Акакиевича был чиновник. Имя главный герой получил такое же, как у отца, потому что кум и кума предложили его матери выбрать из календаря имя для сына, но уж очень имена там были некрасивые.

Акакий Акакиевич служил чиновником в одном из департаментов. У него был гражданский чин титулярного советника (статский чиновник 9-го класса). Хотя ему уже более 50 лет, он не пошёл дальше переписки бумаг и был чиновником для письма. Его работа состояла всего лишь в переписывании деловых бумаг, и за это он получал жалование мизерное — всего лишь 400 рублей в год. Относился Акакий Акакиевич к своей работе ревностно, даже брал бумаги домой и переписывал их по вечерам.

ХАРАКТЕР

Акакий Акакиевич — скромный человек. Он лишён честолюбивых мечтаний, и все его убогие духовные потребности удовлетворяются переписыванием деловых бумаг. Акакий Акакиевич видел смысл жизни в красивом переписывании и делал это с таким удовольствием, что везде мерещились ему красивые строки. Он не замечал настоящей действительности, был мечтателем, жил в своём призрачном мире.

Башмачкин — человек кроткий, терпеливый. Даже его имя «Акакий» означает «незлобивый, смиренный». Этот безропотный человек старался не замечать насмешек сослуживцев. Только когда молодые чиновники мешали ему писать, толкая под руку, Башмачкин внятно, без междометий, говорил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Акакий Акакиевич был учтив к другим, уступчив. Ему пришлось идти на вечер к помощнику столоначальника, так как он не сумел отказаться от этого. Когда он хотел уйти оттуда пораньше, то снова дал себя уговорить и остался.

Мечта о новой шинели придала и новый смысл жизни Акакия Акакиевича. Эта шинель стала для него символом счастливого будущего. Чтобы приблизить её приобретение, он готов терпеть лишения.

Придя в департамент в новой шинели, Башмачкин впервые почувствовал себя там защищённым от унижений и насмешек сослуживцев.

С утратой шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни. Он попытался делать какие-то усилия для того, чтобы нашли грабителей. Робость его проявилась в полной мере, когда он, обратившись по поводу ограбления к генералу, получил от него не помощь и сочувствие, а грозное распекание. От ужаса Акакий Акакиевич задрожал и чуть не рухнул на пол.

Столкновение этого кроткого мечтателя с жестокой реальностью закончилось трагически.

ОТНОШЕНИЕ К БАШМАЧКИНУ ДРУГИХ ПЕРСОНАЖЕЙ

Акакий Акакиевич снимает свою комнату у 70-летней хозяйки квартиры. Хозяйка и его сосед портной Петрович относились к нему хорошо, а на службе к Акакию Акакиевичу относились пренебрежительно, не считали его за человека. Для них он был посмешищем. Даже сторожа не замечали его, как будто он был пустое место. Начальники в департаменте относились к Акакию Акакиевичу «холодно-деспотически», ни слова не говоря, совали ему под нос бумаги для переписывания. Молодые сослуживцы подшучивали над ним, сыпали бумажки ему на голову и говорили, что это снег, смеялись над его изношенной шинелью.

Узнав о том, что Акакия Акакиевича ограбили, сослуживцы скинулись ему на новую шинель, но денег не хватило. Один чиновник, пожалев несчастного Башмачкина, посоветовал ему идти к одному значительному лицу, генералу, который мог бы распорядиться быстрее отыскать грабителей. Генерал грозно распёк Акакия Акакиевича за то, что он не знает как нужно подавать просьбы. Башмачкин был в ужасе. Не помня себя, он шёл по улице, открыв рот, и ветер дул в его горло. Придя домой, Акакий Акакиевич умирает от сильной горячки. Его сломленный дух не помог ему бороться с простудой.

ВЫВОД

Изобразив в образе Акакия Акакиевича Башмачкина социальный тип «маленького человека», Гоголь показал главного героя повести как жертву бюрократической системы и равнодушия. Автор относится к Башмачкину с сочувствием, призывая к великодушию и равенству. Он обращает внимание на то, что в словах Башмачкина: «Зачем вы меня обижаете?» — слышатся другие слова: «Я брат твой». Гоголь заставляет читателей задуматься над тем, что любой человек должен вызывать уважение к себе, исходя из его личных качеств и достоинств, а не из социального и материального положения.

Пример сочинения 3

В русской культуре небольшая по объёму повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» занимает особое, неоценимое по значимости место. Величие этого произведения подтверждено афоризмом, автором которого считается Достоевский: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Действительно, философский смысл повести и её гуманистический пафос неисчерпаемы, она породила новое направление в мировой литературе. Это тем более удивительно, что даже тщательнейшее изучение характеристики образа Акакия Акакиевича Башмачкина, главного героя книги, не даст ни малейшего повода увидеть в нём что-то уникальное, яркое, выдающееся.

Начало пути

Мир словно не ждал появления младенца Башмачкина на свет. Выбрать для него имя заранее никто не позаботился. А поиск по святцам привёл к таким забавным результатам, что ребёнка решили окрестить по отцу — Акакием. Не самое благозвучное имя, но родитель с таким прожил, проживёт и сын.

Внешний вид

Описывая своего персонажа, Николай Васильевич подчёркивает неопределённость облика героя: не рыжий и рябой, а «несколько рыжеват», «несколько рябоват». Нет ни одного окончательно завершённого, явно выраженного качества. Во всём какая-то размытость, незаконченность. Низенький рост и неказистая фигура не прибавляют привлекательности Акакию Акакиевичу.

Служба и быт

Умом и предприимчивостью Гоголь своего героя не наделил. Башмачкин — рядовой переписчик в небольшом департаменте. Сослуживцы замечают пожилого коллегу, лишь когда хотят повеселиться: бумажки ему на голову насыпать, например. Кроткий и безобидный человек даже не пытается дать отпор хулиганам. «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — эта фраза навсегда останется в памяти случайного участника «веселья» как напоминание о том, что нет ничего отвратительнее издевательств над слабым и беззащитным человеком.

Служба — важнейшая часть жизни Башмачкина. Помимо неё у него практически ничего нет. Он старателен и исполнителен, но ограниченность не даёт ему подняться чуть выше простой переписки. Даже небольшие перемены вызывают у Акакия Акакиевича тревогу, близкую к панике. Зато в кругу привычных обязанностей скромный переписчик чувствует себя уютно, его радует и процесс, и результат. Даже домашний досуг он проводит за перепиской, любуясь округло выведенными буквами, изящными завитушками, ровными строками. Быт чиновника скромен. В одежде, мебели, еде он довольствуется только необходимым и никогда не задумывался об улучшении своего положения. Башмачкин словно заперт в рамках убогого полунищенского существования и не стремится что-то изменить.

Шинель

Вконец истрепавшаяся шинель пробивает брешь в представлении Акакия Акакиевича о мире. Никогда ещё перемены в его жизни не были так радикальны. Тусклое существование титулярного советника вдруг озаряется лучезарной мечтой. Шинель для Башмачкина — возможность перехода на другой уровень бытия, где живут уверенные в себе, имеющие разнообразные интересы люди.

Пойдя на небывалые жертвы, Акакий Акакиевич приобретает этот пропуск в новую жизнь. Поначалу всё складывается примерно так, как герой мечтал. Обнову замечают, расхваливают. Неприметный Башмачкин на какое-то время становится центром благожелательного внимания. Его приглашают на вечеринку. Он пробегает несколько метров за незнакомой дамой.

В новой шинели Акакий Акакиевич чувствует себя человеком, ощущает своё равенство с другими, право на радости, доступные прочим. К сожалению, уже в начале вечера стало ясно, что шинель не преобразила тихоню-переписчика. Ему не о чем говорить с сослуживцами. Их шутки непонятны, разговоры незанимательны. Потихоньку покидая сборище, Башмачкин видит свою шинель на полу. Она упала с вешалки, словно тоже никому здесь не нужна.

Смерть и посмертное существование

Лишившись шинели, Акакий Акакиевич ещё не может поверить, что вновь обречён на прежнюю скудную, лишённую смысла и мечты жизнь. Но «одно значительное лицо» невольно укрепило его в этом убеждении. На приёме у него Башмачкин в полной мере ощутил своё бесправие, незначительность, ничтожность. И без того боязливому человеку словно указали, что люди, подобные ему не вправе желать лучшего. Их удел — всегда пребывать в убожестве.

Растерянный, простывший, раздавленный морально, герой возвращается в своё мрачное жилище, чтобы умереть, проклиная в предсмертном бреду несправедливый мир и персонально «значительное лицо». Финал повести фантастичен. Автор увенчал «Шинель» жутким видением: призрак снимает шинели и шубы с богачей. Неприметный физический облик, убогий быт, ограниченность, неразвитость человека не должны лишать его в глазах окружающих права на достоинство.

Какой бы маленькой, скромной, робкой, неразвитой не была при жизни душа Башмачкина, но она была. Не способный к высоким помыслам или сильным чувствам внутренний мир Акакия Акакиевича был полон переживаниями и мечтами, особыми, непонятными или ничтожными для других, но важными для него. И утратив свою земную жалкую оболочку, эта душа предстала в своём грозном величии.

Вывод

«Петербург остался без Акакия Акакиевича», — пишет Гоголь. Царственный город не заметил потери человека, который во всю жизнь никого не обидел, никому не доставил неудобств или неприятностей. Уже за одно это стоило пролить над гробом несколько слезинок или постоять в печали над могилой. Умер человек, и кто-то должен был оплакать его безвременный уход. Величайший гуманистический пафос произведения Гоголя заключён в обнаружении этой страшной несправедливости. Мир не замечает таких людей, их жалкого существования, их маленьких трагедий, их смерти.

Образ Акакия Акакиевича Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» служит напоминанием о том, что в каждом из живущих рядом с нами надо видеть человека. Характеристика образа Акакия Акакиевича Башмачкина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Урок литературы в 8 классе. Тема. Гуманистический смысл повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Урок литературы в 8 классе.
Тема. Гуманистический смысл повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Тип урока: урок изучения нового материала на основе комментированного чтения.

Форма урока: урок – размышление.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, кроссворд, слова для лексической работы, презентация к уроку, мультимедийный проектор, видеофрагмент «Башмачкин у значительного лица» из кинофильма «Шинель», эпиграфы, смайлики, карточки «Мои достижения».

Цели и задачи урока:

раскрыть образ главного героя произведения, выявив, как в нем сочетается комическое и трагическое начало;

проследить раскрытие темы «маленького человека» в русской литературе;

выявить гуманистический смысл повести;

развивать навык анализа текста;

выяснить авторское отношение к герою;

работа с литературоведческими понятиями «портрет», «деталь», «говорящая фамилия» и др.;

развитие навыков монологической речи;

пробудить в учащихся чувство сострадания к главному герою и научить задумываться над своими поступками;

воспитание любви и уважения к личности человека.

Направленность на планируемые результаты обучения:

— овладение гуманистическими и демократическими ценностными ориентациями;

— готовность следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать с позиций социальных, морально-нравственных и этических норм поступки людей;
— формирование умений и навыков работы с художественным текстом, умения выразительно читать, анализировать, выделять ключевые слова, средства выразительности.

Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите;

он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое.
Н.Г. Чернышевский.

Вступительное слово учителя.

Дома вы прочитали произведение и выполнили задания. У вас на столах лежат карточки «Мои достижения», в них вы будите выполнять задания и оценивать свою работу. Первая строчка «Готовность к уроку», поставьте себе оценку. Поднимите руку, кто готов на «5», «4», «3».

2. Сейчас мы послушаем сообщение об истории создания повести Гоголя.

— Повесть «Шинель» была опубликована в Собрании сочинений Н.В. Гоголя, вышедшем в 1842г. Она относится к циклу петербургских повестей.

История создания произведения.

Потеря ружья произвела на чиновника такое страшное действие, что он слег и чуть было не умер. От смерти его спасли товарищи, которые, узнав про его беду, собрали ему двести рублей.

История эта как-то была рассказана в одной компании, и все, слушая ее, дружно смеялись. Не рассмеялся только один из присутствующих. Это был Николай Васильевич Гоголь. Все смеялись анекдоту, не исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель».

-А что такое анекдот? (Случай, приключение, происшествие; смешной эпизод, коротенький рассказ смешного содержания)

— Вы видите теперь, прочитав повесть, насколько отошел Гоголь от «канцелярского анекдота», но зерно его, конечно, сохранилось.

— «Маленький человек» в русской литературе.

В повести «Шинель» Гоголь поднимает социальные и нравственно-философские проблемы. С одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича.

С другой стороны, Гоголя обращается ко всему человечеству с призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами. Проблемы, которые автор поднимает в своём произведении:

1. Проблема «маленького человека» как личности.

2. Проблема отношения государства к простым людям.

3. Проблема сострадательного отношения к герою повести.

Какова главная тема повести «Шинель»?
(Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема «маленького человека».)
— Да, герои, подобные гоголевскому Башмачнику, вошли в русскую литературу под именем «маленького человека». Как вы понимаете это словосочетание? Запишите.
(Маленький человек – это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный).

— В каких произведениях мы встречались с темой «маленького человека»?

В русской литературе тип «маленького человека» появился в 1830-е годы XIX века. Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние. В творчестве А.С. Пушкина (Самсон Вырин теряет дочь Дуню в «Станционном смотрителе» бедный Евгений теряет возлюбленную в «Медном всаднике»), Акакий Акакиевич — шинель. Н.В. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя.

— Какова основная мысль произведения?

Мысль о «маленьком человеке», искалеченном и обворованном государством.

Страшное душевное потрясение от человеческой несправедливости и жестокости приводит к тому, что герой заболевает и умирает: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное,
никому не дорогое, ни для кого не интересное»

(Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока её шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он её надевает, шинель снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу).

возникновение идеи сшить новую шинель или
починить старую;

— походы Башмачки на к портному Петровичу, аскетическое существование и мечты о будущей шинели, покупка нового платья и посещение именин, на которых шинель Акакия Акакиевича должна быть «обмыта»;

кража новой шинели;

— фантастическая история о призраке чиновника,
который ищет свою шинель.

Шинель — «вечная идея» героя, которой он живет.
Мир Акакия Акакиевича — это бездушный мир чинов и денег, абсурдное пространство существования

Утопическое осуществление идей справедливости и воздаяния. Используется прием «нефантастической фантастики» — о мертвеце ходят слухи, которым можно как
верить, так и не верить

Сказовая манера придает «повести иллюзию действительной истории, переданной как факт, но не во всех мелочах точно известной рассказчику». «В “Шинели” сказ этот
стилизован под особого рода небрежную, наивную болтовню» (Б. М. Эйхенбаум «Как сделана “Шинель” Гоголя»)

Давайте подробнее познакомимся с главным героем повести.
— Кто он? (Башмачкин Акакий Акакиевич).
Запишем в тетради.

Обратите внимание: Титулярный советник – чин 9 класса (всего14), низший чин гражданской службы.

2. Элемент драматической постановки :

Итак, портрет Акакия Акакиевича? (Башмачкин низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и бледным или серым цветом лица. Акакий Акакиевич тихий, незаметный, никому не мешающий, любящий свое дело чиновник)

-Пометьте в тетрадях черты характера главного героя.

Что могло бы помочь Башмачкину попасть в статские советники? ( награды )

-Найдите в тексте строки об этом и прочитайте. В чем смысл этих строк?

Каков быт Акакия Акакиевича? ( Одежда, еда с мухами).

Назовите место действия в повести? (Петербург)
Да, Петербург, город-символ, равнодушный к человеку. Что мы узнали о нем в повести?

— В чем смысл этого сравнения? Где мы впервые с ним встречаемся?
(Первое сравнение встречаем в начале повести, с него начинается рассказ об отношении к «маленькому человеку» в департаменте, где он служил: « В департаменте ему не оказывалось никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха». Этим сравнением Гоголь подчеркивает, что Башмачкин для окружающих не человек, а существо низшее, вроде насекомого.)

Как считаете, только ли это характеристика героя?
(Нет, это скорее всего характеристика его сослуживцев: Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним, рассказывали про него истории, сыпали на голову ему бумажки, никто не видел в нем человека. Начальство
поступало с ним холодно-деспотически, прямо под нос совало ему бумаги, не сказав даже, что нужно переписать)

А каков Башмачкин на службе?
(Башмачкин вполне доволен своим положением, трудится самозабвенно и с удовольствием. Переписывание канцелярских бумаг доставляет ему наслаждение, занимается своим делом добросовестно не из желания угодить начальству, а из бескорыстной любви к своему труду. Мы читаем, что Акакий Акакиевич «ничего не видел, кроме строчек», «не придавался никакому развлечению», «он давно разучился думать». )

— Какие качества героя автор дает крупным планом? (Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира Башмачкина, его ограниченности, скудности интересов, неспособности логически мыслить, косноязычия, также автор показывает кротость, душевное незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка, христианское смирение)

Запишем в тетрадях: Качества А.А. Башмачкина

1. Положительные : кротость, душевное незлобие, безропотное терпение.

2. Отрицательные : ограниченность, скудность интересов, неспособность мыслить, косноязычие.

(Несмотря на то, что все плохо к нему относились, меня поразила человечность Акакия Акакиевича, которая проявляется в доброжелательном отношении к людям, его трудолюбии, сознании служебного долга. Он погружался весь в работу, забывал и обиды, и шутку, даже забывал о том, что нужно позаботиться о личном уюте и о пище. Он не виноват в том, что его труд бесплоден, в этом повинна бюрократическая система).

4. Выразительное чтение эпизода о молодом чиновнике.
— Найдем в тексте эпизод о молодом чиновнике и прочитаем.
(Башмачкин произносит слова: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете. в этих проникающих словах звенели другие слова: Я брат твой». Знаменательные слова пронзили только одного молодого человека, который в этих словах услышал заповедное слово о любви к ближнему.
Много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей).

Какую роль в повести играет этот эпизод ? К какому выводу мы приходим?
(Автор показывает, что молодой чиновник проникся жалостью к Башмачкину. Значит в изображении Гоголя Акакий Акакиевич хотя и выглядит комически, но он не вызывает смех, и автор не смеется над ним, а вызывает сострадание к герою как к обездоленному и униженному человеку).

— Е сть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как …(наш северный мороз »);

Какое событие нарушило привычную жизнь Башмачкина?
(приобретение новой шинели)

Приобретение новой шинели – это роскошь или жизненная необходимость для героя повести? ( Конечно, необходимость, так как « сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась»; «шинель тоже служила предметом насмешек чиновников» )

«подруга жизни Башмачкина» ( шинель)

Какие ещё определения шинели встречаются в повести ? (старая шинель: утратила столь благородное имя, названа капотом, серпянкой; новая – вечная идея, подруга жизни, светлый гость. Башмачкин видит в ней защитницу, заступницу в этом холодном мире)

Записи в тетрадях : Старая шинель- капот, серпянка;

Новая шинель – вечная идея, подруга жизни, светлый гость.

От чего пришлось отказаться Акакию Акакиевичу ради покупки новой шинели?»

— Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении Башмачкиным шинели ? (Скудная духовная жизни Акакия Акакиевича наполнилась новым содержанием. Существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу». Гоголь тонко подмечает перемену, которая под влиянием мечты произошла в герое: он стал живее и тверже характером, как человек, имеющий определенную цель в жизни; стал смелее и решительнее; в глазах его порой показывался огонь, а в голове мелькали дерзкие и отважные мысли. Правда, эта дерзость не простирается дальше намерения положить на воротник куницу. Но и это подчеркивает всю трудность для обезличенного чиновника проявить свою самостоятельность).

— И вот шинель готова. Какие перемены вносит появление новой шинели в жизнь героя? (статус Акакия Акакиевича в глазах сослуживцев повышается, меняется он сам, его даже приглашают на вечеринку по поводу его новой шинели)

— Ребята, сейчас мы посмотрим видеофрагмент «Башмачкин у Значительного лица», в котором Акакий Акакиевич пытаться возразить что-то Значительному лицу, при этом донести свою боль и достучаться до его души. (видеофрагмент с 1ч.50 сек+3мин.21сек, до 1ч 4мин.11сек. в роли Башмачкина Ролан Быков,1959г., постановка Алексея Баталова)

Легко ли быть просителем? Вам нравится о чем-либо просить близких, знакомых?

Расскажите о встрече Акакия Акакиевича со значительным лицом.

Обратим внимание учеников на то, как Гоголь акцентирует внимание читателей на роль чина: «. генеральский чин совершенно сбил его (значительное лицо) с толку». Вспомним, что этот акцент важен был для автора и в повести «Невский проспект».

Читаем от слов: «Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича и его старенький вицмундир. » до слов : «. его вынесли почти без движения».

После этого визита Башмачкин уже ничего не помнил и не видел, не чувствовал ни рук, ни ног, когда добрался домой, не в силах был говорить. Началась сильная горячка и вскоре «бедный Акакий Акакиевич испустил дух».

Смерть только подчеркнула одиночество и бедность героя, который не оставил наследников и наследства. «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было».

Чем отличается смех автора?

В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?
(Второй раз мы встречаем сравнение героя с мухой в конце жизнеописания Акакия Акакиевича Башмачкина: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп». Особый драматизм этой ситуации заключается в том, что никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости).

Что плохого сделал Акакий Акакиевич окружающим? Почему к нему так относились люди?

(Он не мог постоять за себя. Не мог нагрубить. Люди поняли что с ним можно не считаться и если одному Акакий Акакиевич позволил так разговаривать если не нагрубил в ответ то и другие просто решили что и им можно так разговаривать так относиться к этому человеку.)

С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?
(Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не дает утешительной развязки, не успокаивает совесть читателя, выбирая фантастическую форму.
И эта фантастичность своей таинственностью усиливает гуманистическую идею повести.)

Как вы понимаете значение этого слова? – (человеколюбие).
Значит страницы повести Гоголя пробуждают в читателе чувство любви к людям. Именно поэтому в каждом персонаже, даже в значительном лице, автор отыскивает какие-либо хорошие человеческие качества.

— Финал повести фантастичен, но именно такой финал позволяет писателю ввести в произведение тему правосудия. Призрак чиновника срывает шинели со знатных и богатых. После смерти Башмачкин поднялся на недоступную ему ранее высоту, он преодолел убогие представления о чине. Бунт «маленького человека » становится главной темой повести. История бедного чиновника написана так подробно и достоверно, что читатель невольно входит в мир интересов героя, начинает сочувствовать ему.

4. Этап закрепления новых знаний.
— Какие чувства вызывает у нас герой гоголевской повести?
(Жалости, сострадания).

Чему учит Гоголь? (Писатель учит человеколюбию.
Н.В. Гоголь напомнил читателям, которые привыкли восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки).

Обратимся к эпиграфу нашего урока словам Н. Г. Чернышевского .

Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое.
И это так. И мы с вами должны помнить о несчастных и обездоленных, о маленьких людях и по мере возможности помогать им.

— Ребята, теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока ( Гуманистический смысл повести ).

Акакий Акакиевич Башмачкин

«Титулярный советник» — чин IX класса.
Башмачкин — мелкий бедный чиновник

«Чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным»

Башмачкин «изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения», «имел обыкновение совсем не оканчивать фразы». Речь героя свидетельствует о его интеллектуальной и духовной неразвитости

Может только переписывать слово в слово, находит невероятно трудным «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье». «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения»

Отношение к работе

Живет исключительно службой: «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки». «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью»

Авторское отношение к герою

В герое уничтожается все духовное, меняются ценностные ориентиры. Смыслом жизни, идеалом и единственной мечтой становится вещь — шинель.

Убогость интересов «маленького человека» доведена до предела, он не живет, он лишь существует. Потеря главной ценности приводит к смерти

Рассказчик сочувствует герою: «на него обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира».
Один из сослуживцев в словах героя «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» услышал слова «Я брат твой». «Значительное лицо» тоже преображается после встречи с Акакием Акакиевичем

При описании «маленького человека» сострадание и смех неотделимы друг от друга

Старая «шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом»

Мечта о шинели меняет жизнь героя, одухотворяет ее, наделает смыслом: «с этих пор как будто самое существование его» делается «как-то полнее, как будто бы он женился. »

Возможность получения желаемого порождает в смиренном Башмачкине несвойственную ему смелость: «в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» (что было герою не по чину)

Приобретение шинели для героя — целое событие, праздник, «день самый торжественнейший в жизни Акакия Акакиевича». «Светлый гость в виде шинели» оживляет существование. Нарушается привычный ход жизни героя: «Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели, пока не потемнело». Впервые за несколько лет Акакий Акакиевич отправляется вечером из дома, в гостях пьет несколько бокалов шампанского

Утрата шинели — трагедия, которая приводит к смерти и последующим мытарствам души, жаждущей возмездия за равнодушие к судьбе «маленького человека» «высокопоставленных чиновников»

Место действия — Петербург. Это пространство бюрократического автоматизма.

Герой живет не в лучшей части города, где улицы пустынны, «даже и днем не так веселы, а тем более вечером», ходит по «черным лестницам петербургских домов», «умащенным водой, помоями и проникнутым насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза и, как известно, присутствует неотлучно на всех черных лестницах петербургских домов».

Рассказчик замечает, что «благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата болезнь пошла быстрее, чем можно было ожидать»

События разворачиваются осенью и зимой: «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья, или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров»

План по повести «Шинель»: основные события

Дырявая шинель и поход к портному

Акакий Акакиевич копит деньги на шинель

Новая шинель и ее кража

Обращение в полицию

Привидение Акакия Акакиевича

Краткое содержание повести «Шинель» Гоголя: пересказ сюжета, произведение в сокращении

Он работает чиновником в одном из департаментов в Петербурге: переписывает документы и т.д. Уже много лет он служит на одном месте и не продвигается по карьерной лестнице.

Несмотря на это, Акакий Акакиевич любит свою примитивную работу. Он усердно работает и никогда не прогуливает службу. Бедный чиновник живет от получки до получки и ходит в старенькой дырявой шинели.

2. Старая шинель и поход к портному

Однажды Акакий Акакиевич обнаруживает, что его старая шинель нуждается в ремонте. Он идет к знакомому портному Петровичу в надежде починить шинель. Но портной Петрович сообщает, что шинель не подлежит ремонту и советует сшить новую.

3. Акакий Акакиевич копит на шинель

Чтобы накопить на новую шинель, Акакий Акакиевич вынужден жестко экономить: он не ест по вечерами т.д. Спустя несколько месяцев он собирает 80 рублей на шинель. Вместе с портным они закупают необходимые ткани и материалы для шинели.

4. Новая шинель и ее кража

На службе один из сослуживцев приглашает Акакия Акакиевича на свои именины. Возвращаясь с именин, герой идет по темным улицам. В темноте появляются грабители и отбирают у Акакия Акакиевича его новую шинель. Бедный чиновник потрясен и раздавлен.

5. Обращение к частному приставу

После кражи шинели несчастный Акакий Акакиевич обращается в полицию к частному приставу, в пoлицию. Но дело остается нераскрытым.

8. Привидение Акакия Акакиевича

После смерти Акакия Акакиевича в Петербурге появляется странное привидение. Оно похоже на Акакия Акакиевича. Призрак срывает шинели с прохожих.

9. Месть «значительному лицу»
Однажды призрак Акакия Акакиевича отбирает шинель у того самого «значительного лица», которое отказалось ему помочь. Отобрав шинель, призрак исчезает и больше не появляется в городе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *