Факультетская педиатрия это что

Факультетская педиатрия это что

Кафедра факультетской педиатрии Российского национального исследовательского медицинского университета (РНИМУ) им. Н.И. Пирогова берет свое начало в ноябре 1931 г., когда на факультете Охраны материнства и младенчества (впоследствии – педиатрическом факультете) 2-го Московского медицинского института (ныне – РНИМУ им. Н.И. Пирогова), наряду с двумя другими педиатрическими кафедрами, была открыта клиническая кафедра патологии детей старшего возраста. Основателем кафедры и первым ее руководителем был профессор А.А. Колтыпин. Кафедра базировалась в Морозовской детской больнице (больница построена на пожертвования купца 1 гильдии Викулы Елисеевича Морозова в 1903-1906 гг.), в то время именовавшейся 1-й Образцовой детской больницей.

Профессор Александр Алексеевич Колтыпин заведовал кафедрой в 1931-1938 гг. За время своей работы на кафедре А.А. Колтыпин внес огромный вклад в учение об острых инфекционных заболеваниях у детей, в том числе в вопросы патогенеза. А.А. Колтыпин был автором первого в СССР учебника по детским болезням для студентов педиатрических факультетов. Совместно с сотрудниками кафедры (П.А. Пономаревой, М.Н. Казанцевой и Р.З.Шерман) А.А. Колтыпин осуществлял как педагогическую деятельность, так и научно-исследовательскую работу. В 1938 году А.А. Колтыпин перешел на работу в Педиатрический институт НЗД РСФСР.

Факультетская педиатрия это что

Колтыпин Александр Алексеевич

(1883–1942)

Советский педиатр, профессор (1931), засл. деятель науки РСФСР (1940).

В 1908 г. окончил Московский ун-т, затем был земским врачом. С 1912 г. работал в клинике, руководимой А.А. Киселем. С 1927 г. руководил кафедрой болезней грудного возраста, а в 1931—1938 гг. — кафедрой детских болезней педиатрического ф-та 2-го ММИ, в 1938–1942 гг. был научным руководителем Центрального педиатрического ин-та Наркомздрава РСФСР.

С 1938 по 1952 гг. кафедру возглавлял заслуженный деятель науки, профессор Дмитрий Дмитриевич Лебедев, его научные взгляды и интересы были сформированы под руководством профессоров Н.И. Корсакова и В.М. Молчанова (1-й ММИ им. И.М. Сеченова). Основными направлениями Д.Д. Лебедева были ревматизм и болезни суставов у детей. Изучена роль стрептококковой инфекции в формировании ревматизма и хронического тонзиллита, выявлены особенности течения скарлатины. Наиболее яркими и выдающимися учениками Д.Д. Лебедева являются академик РАМН, проф. Н.И. Нисевич, профессора А.В. Долгополова, П.А. Пономарева, А.И. Титова. С 1952 года Д.Д. Лебедев руководил кафедрой детских инфекционных болезней, которая к тому времени выделилась в самостоятельную педиатрическую дисциплину, а кафедрой факультетской педиатрии заведовала профессор П.А. Пономарева.

Факультетская педиатрия это что

Лебедев Дмитрий Дмитриевич

(1884–1976)

Советский педиатр, доктор мед. наук, профессор (1938), засл. деятель науки РСФСР (1957). Дважды удостоен премии им. Н. Ф. Филатова АМН СССР: за учебник «Пропедевтика детских болезней» (1953) и в за монографию «Очерки о реактивности организма и ее значение в педиатрии» (1965).

Лебедев Дмитрий Дмитриевич родился 13 июля 1884 года в деревне Егольники Рязанской губернии. В 1902 году окончил гимназию в г. Рязани и поступил на медицинский факультет Московского университета, который окончил в 1908 году. С 1909 по 1913 гг. работал врачом-экстерном и ординатором детской клиники Московского университета. С началом Первой мировой войны в 1914 году был мобилизован и в течение трех лет был на фронте в качестве полкового врача. Далее в 1917-1919 гг. был врачом военных госпиталей г. Рязани и г. Москвы.

В 1920 году Д.Д. Лебедев вернулся к педиатрической деятельности: он работал ассистентом в детской поликлинике Высшей медицинской школы в Москве, а с 1923 года — ассистентом в Детской клинике 1 Московского ордена Ленина Медицинского института им. И.М. Сеченова под руководством выдающихся педиатров Н.С. Корсакова и В.И. Молчанова.

За исследования в области хондродистрофии у детей в 1935 году Дмитрию Дмитриевичу была присвоена степень доктора медицинских наук. Это была первая фундаментальная работа в области клинической эндокринологии.

В 1938 году Д.Д. Лебедеву было присвоено звание профессора, в том же году он был утвержден заведующим кафедрой факультетской педиатрии и детских инфекций II Московского медицинского института.

С 1952 года Дмитрий Дмитриевич возглавил вновь организованную кафедру детских инфекций, которой он заведовал до 1964 года.

Тематика научных работ Д.Д. Лебедева охватывала многие разделы педиатрии. Свою научную деятельность Дмитрий Дмитриевич начал в студенческие годы. Уже тогда были отмечены его исключительные аналитические способности. В первый год ординатуры журнал «Русский врач» (1916 г.) опубликовал его первую работу «Вагосимпатикотония при скарлатине у детей», которая послужила началом нового направления в изучении патогенеза инфекционных заболеваний. Докторскую диссертацию на тему «Хондродистрофии у детей» Д.Д. Лебедев выполнил, фактически будучи ординатором.

Всё научное творчество Дмитрия Дмитриевича отличается свежестью и самостоятельностью мысли. Он никогда, даже в молодые годы, не полагался слепо на чужие авторитеты, а старался критически анализировать факты, которые лежат в основе научных обобщений.

Основные исследования Д.Д. Лебедева относятся к вопросам инфекционной патологии и кардиологии детского возраста. При этом им изучалось состояние сердца при острых инфекционных заболеваниях, в том числе при гриппе («испанке»), скарлатине, при ревматизме. Много сделано Д.Д. Лебедевым в области изучения хронического тонзиллита как этиопатогенетического фактора, приводящего к поражению сердца у детей. Существенными были разработки Д.Д. Лебедева по скарлатине и профилактике осложнений при данной инфекции. Результаты многолетних исследований по дифтерии обобщены в монографии, по которой учились многие поколения педиатров.

В 1946 году Д.Д. Лебедев впервые в СССР применил метод субокципитального введения стрептомицина при лечении туберкулёзного менингита, положив тем самым начало успешной терапии этого тяжелого и безнадежного в прошлом заболевания. Им был предложен новый метод госпитализации и лечения больных скарлатиной (одновременное заполнение палат и раннее применение пенициллина), который позволил сократить сроки госпитализации заболевших скарлатиной с 40 до 7-10 дней. Этот метод широко изучен его учениками и внедрен в практику здравоохранения. Д.Д. Лебедев совместно со своими учениками изучал вопросы активной профилактики и лечения коклюша, а также особенности течения коклюша у привитых детей. Он одним из первых начал изучать грипп и другие респираторные вирусные инфекции у детей.

Много внимания Дмитрий Дмитриевич уделил изучению реактивности организма ребенка. За монографию «Очерки о реактивности организма и значение ее в педиатрии» (1965) ему присуждена премия им. Н.Ф. Филатова. Этой премии удостоен и учебник «Пропедевтика детских болезней», написанный им совместно с В.И. Молчановым и Ю.Ф. Домбровской. Д.Д. Лебедев изучал вопросы санаторно-курортной помощи детям, проблему школьного утомления и другие вопросы педиатрии.

Учёный, мыслитель, смело ставящий проблемы, профессор Д.Д. Лебедев по-новому разрешил много спорных и запутанных вопросов педиатрии. Всего Д.Д. Лебедевым опубликовано около 200 работ, в том числе в зарубежных медицинских журналах (Швеции, Германии, Австрии, Франции). В 1957 году Дмитрию Дмитриевичу присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

Д.Д. Лебедев обладал большим педагогическим талантом, заботливо и умело выращивал молодые кадры. Его лекции студентам и врачам были чрезвычайно содержательны, носили клинический характер, они будили мысль и заставляли думать слушателя, требовали большого внимания.

Дмитрий Дмитриевич был замечательным клиницистом, много времени посвящал консультациям тяжёлых и трудных в диагностическом плане больных. Свой богатейший опыт долголетней клинической работы постоянно передавал ученикам, помогая правильно разбираться в сложных и подчас запутанных симптомах разнообразных заболеваний у детей. Исключительную роль играли его клинические разборы больных на обходах. Они носили характер товарищеских бесед, во время которых Дмитрий Дмитриевич делился с молодыми врачами своими ценными мыслями и богатейшим опытом долголетней работы. Он обладал особым талантом терпеливо, мягко разъяснять непонятные вопросы. Профессор Д.Д. Лебедев пользовался заслуженной славой замечательного диагноста, но при этом с присущей ему правдивостью и отсутствием самомнения он никогда не стеснялся заявить на обходе с врачами или на лекции со студентами, что ему не ясен диагноз больного.

Д.Д. Лебедев много лет был заместителем председателя Московского общества детских врачей. Со дня основания журнала «Педиатрия» (1924 г.) он активно участвовал в его работе, являясь в разные годы ответственным секретарём, заместителем ответственного редактора, членом редколлегии. В годы Великой Отечественной войны Дмитрий Дмитриевич в Омске проводил большую организационную работу по обслуживанию эвакуированных детей.

Даже в возрасте 90 лет он продолжал активно работать, следил за всей текущей отечественной и зарубежной литературой, был в курсе современных методов обследования, применяемых в педиатрии.

Известный ученый, глубокий мыслитель, блестящий клиницист и педагог, Дмитрий Дмитриевич в то же время был простым и скромным человеком с большим сердцем и доброй душой. Его любили и уважали все, с кем он работал и общался, он близко принимал к сердцу интересы своих сотрудников, всегда помогал тем, кто в этом нуждался. А с какой заботой и лаской он относился к каждому больному ребенку! Своим личным примером он создал на кафедре атмосферу дружбы и сполоченности.

Профессор Д.Д. Лебедев награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени, ему было присвоено звание Заслуженного деятеля науки РСФСР, но высшей наградой было беспредельное уважение и любовь учеников, сотрудников кафедры и всех людей, знавших Дмитрия Дмитриевича.

Дмитрий Дмитриевич скончался 8 апреля 1980 года на 96 году жизни.

Библиография.

Источник

Факультетская педиатрия это что

Уважаемые первокурсники! Сообщаем Вам, что деканат педиатрического факультета находится по адресу: 400131, г. Волгоград, пл. Павших борцов, 1 (Гл. корпус, подъезд 2, этаж 4, каб. 4-43)

e-mail: larisa-blintsova@yandex.ru

тел. 8(8442) 53-23-42

Всю информацию об обучении на педиатрическом факультете ВолгГМУ можно найти на странице факультета.

Оплата за обучение производится через отделения банков, онлайн (личный кабинет) по реквизитам университета. С указанием: за платные образовательные услуги ФИО, № дог, специальность, курс.

Поступившим на компенсационную форму обучения студентам, необходимо скачать договор, заполнить его в 3 экземплярах и сдать в деканат Наталье Николаевне Бондарчук.

Для обсуждения интересующих вопросов приглашаем студентов 1 курса педиатрического факультета в беседу в контакте

Время работы деканата: понедельник-пятница, с 9:00 до 17:00

Подготовка по специальности 31.05.02 Педиатрия реализуется на педиатрическом факультете ВолгГМУ.

ВНИМАНИЕ!

По вопросам выдачи «Свидетельства об аккредитации специалиста» обращаться в деканат педиатрического факультета в кабинет 4-43 с 14.00 по 16.30 (с понедельника по пятницу).

Общая характеристика

Педиатрический факультет был открыт в Волгоградском медицинском университете в 1969 г.

Материально-техническая база факультета

Научно-исследовательская деятельность

Сотрудники всех кафедр педиатрического факультета успешно выполняют методическую и научно-исследовательскую работу, внедряя в педагогический процесс результаты этой работы по рекомендации цикловой методической комиссии и центрального методического совета университета. Сотрудники педиатрического факультета за истекшие 3 года защитили 4 докторских и 36 кандидатских диссертаций, издали монографии, большое количество научных статей и методической литературы общим объёмом 316,6 печатных листов за последние два года.

Лечебная работа

Основополагающим направлением в деятельности клинических кафедр педиатрического факультета, наряду с учебно-воспитательной и организационно-методической работой является и лечебная работа. В настоящее время более 90% врачей-педиатров в области – это выпускники педиатрического факультета ВГМИ-ВМА-ВолгГМУ.

Профессорско-преподавательский коллектив факультета продолжает тесную связь с выпускниками. Ежегодно проводится 10-12 научно-практических конференций, всего за пятилетие проведено 63 областных конференций. Традиционным стало проведение больших совместных итоговых конференций, посвященных анализу деятельности педиатрической службы за год, на которых с аналитическими докладами выступают ведущие специалисты по детским болезням (профессор Е.И. Волчанский, профессор М.Я.Ледяев, профессор В.С. Крамарь, доктор медицинских наук Н.В. Малюжинская, доктор медицинских наук И.Н. Хворостов и др.).

Ведущие детские лечебные учреждения (Областная детская больница, Областной детский перинатальный центр, Городская клиническая больница № 8, Детская инфекционная больница № 21, Детские хирургические отделения городской больницы № 7 др.) являются клиническими базами педиатрического факультета, где сотрудники факультета ведут не только учебную, но и большую консультативную работу.

При деятельном участии ВолгГМУ открыты и успешно функционируют Детский аллергологический центр (на базе Железнодорожной больницы), детское эндокринологическое отделение ОДКБ, детское ортопедическое отделение, Центр детской неврологии ВолГМУ и отделенческой больницы ст. Волгоград I, хирургические и реанимационные отделения больницы № 7.

Таким образом, лечебная консультативная работа на педиатрическом факультете является одним из приоритетных направлений.

История

Педиатрический факультет был открыт в Волгоградском медицинском институте в 1969 г. Подготовка врачей педиатров в полном соответствии с требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.02 Педиатрия (от 17.08.2015 рег. №38880).

Работа деканата проводится на основании Устава ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России.

Структура

I. Деканат факультета

Факультетская педиатрия это чтоДекан факультета:
МАЛЮЖИНСКАЯ Наталья Владимировна
заведующая кафедрой детских болезней педиатрического факультета,
доктор медицинских наук, профессор

Адрес: 400131 г.Волгоград пл.Павших борцов, 1, каб. 4-18

Телефон: (8442)53-23-42

Факультетская педиатрия это чтоЗаместитель декана:
Блинцова Лариса Анатольевна
старший преподаватель кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии с курсом клинической микробиологии, e-mail: larisa-blintsova@yandex.ru

Адрес: 400131 г.Волгоград пл.Павших борцов, 1, каб. 4-43

Телефон: (8442)53-23-42

Специалист по УМР

Бондарчук Наталья Николаевна

Диспетчер деканата:

ПАВЛОВА Жанна Николаевна

Телефон: (8442)53-23-42

Общее руководство факультетом осуществляется деканатом факультета, работа которого базируется на основании Устава ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России и Положения о педиатрическом факультете (от 30 апреля 2016г.). Управление подготовкой специалистов на педиатрическом факультете осуществляют:

1. Совет факультета

Координирует работу Совет педиатрического факультета, который функционирует с 1975 года.

Настоящий состав Совета утвержден приказом ректора № 30-КО от 19.04.2000, в него входят 22 сотрудника.

Председателем Совета является декан педиатрического факультета, доктор медицинских наук, профессор Наталья Владимировна Малюжинская (заведующая кафедрой детскийх болезней педиатрического факультета). Секретарем Совета является кандидат медицинских наук, доцент И.В. Петрова, в состав Совета входят 12 докторов медицинских наук, профессоров (в основном это заведующие кафедрами факультета), 9 доцентов, кандидатов медицинских наук.

Список кафедр, входящих в состав педиатрического факультета:

Спектр обсуждаемых вопросов Совета охватывает все разделы организации учебного процесса и его оптимизации на факультете, кроме того рассматриваются вопросы воспитательной, методической и совместной работы с органами здравоохранения, важным разделом деятельности Совета является контроль за исполнением принятых решений.

За последние 5 лет на заседании Совета выносились вопросы, связанные с качеством подготовки специалистов, объемом и содержанием рабочих программ, межкафедральной координацией, с конкурсными выборами на замещение вакантных должностей преподавателей, отчеты о выполнении диссертационных работ и другие. В планы заседаний Совета факультета обязательно включаются проблемы, требующие коллективного обсуждения, такие как:

2. Учебно-методическая комиссия (УМК) педиатрического факультета

Учебно-методическая комиссия педиатрического факультета (УМК) работает по плану, согласованному с Советом факультета.

УМК обсуждает и утверждает материалы учебного процесса, методические вопросы, материалы к Государственной итоговой аттестации выпускников, методические материалы к сессиям, рассматривает вопросы издательской деятельности кафедр факультета.

3. Проблемная комиссия по специальности Педиатрия

На факультете работает проблемная комиссия «Педиатрия. Акушерство и гинекология», утвержденная приказом ректора ВолгГМУ в 2012 году. В ее составе 14 сотрудников.

Специальность: 14.01.08 – Педиатрия

II. Обучение

1. Квалификация выпускника – «Врач–педиатр».

Подготовка врачей-педиатров ведется в полном соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.02 Педиатрия (от 17.08.2015 рег. №38880). Все рабочие программы кафедр факультета приведены в соответствие с образовательным стандартом.

Нормативный срок обучения по специальности – шесть лет, обучение очное.

В реализации ОПОП по специальности 31.05.02 Педиатрия (уровень специалитета) в соответствии с ФГОС ВО по специальности 31.05.02 Педиатрия (от 17.08.2015 рег.№38880) принимают участие следующие кафедры ВолгГМУ:

Педиатрического факультета:

Лечебного факультета:

Стоматологического факультета:

Медико-биологического факультета:

Факультета социальной работы и клинической психологии:

Фармацевтического факультета:

Факультета усовершенствования врачей

Формы и содержание самостоятельной работы студентов

Формы аудиторной самостоятельной работы включают самостоятельную курацию больных с последующим клиническим разбором, выполнение различных манипуляций, обследований, записи ЭКГ, ФКГ, расшифровку рентгенограмм, работу в перевязочной, ассистирование во время операций и др. – на всех клинических кафедрах. Эти формы работы входят в раздел освоения практических навыков, работы УИР и анализа медицинской документации, актов обследования и др.

Производственная практика

В соответствии с новым учебным планом 2015 г. была изменена методика проведения производственной практики. Учебная и производственная практики, в том числе научно-исследовательская работа, проводятся на 1-5 курсах. В настоящее время общая продолжительность производственной практики студентов на факультете составляет 22 недели (33 ЗЕ). Производственная практика студентов на педиатрическом факультете проводится в полном соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.02 Педиатрия (от 17.08.2015 рег. №38880).

Организация, руководство, методическое обеспечение, и координация проведения производственной практики осуществляется деканатом педиатрического факультета, отделом по производственной практике при участии кафедр факультета. Для руководства практикой на клинических базах назначаются опытные преподаватели Основными базами производственной практики на факультете служат 7 больниц города, 4 поликлиники, 5 родильных домов, перинатальный центр. Настоящие базы обеспечены высококвалифицированными кадрами врачей и оснащены современным медицинским оборудованием.

Производственная практика завершается сдачей итогового зачета с оценкой. Итоги производственной практики обсуждаются на заседаниях Совета педиатрического факультета, Ученого Совета университета и Центрального методического совета.

III. Контингент обучающихся

Источник

Как постигать медицину: педиатрия

Факультетская педиатрия это что

Поступая на педиатрический факультет, рядовой абитуриент не совсем представляет, что его ждет. «Там все как на лечебном, только работа с детьми гораздо приятнее», — говорят в приемной комиссии. «Свой педиатр в семье всегда пригодится, а если что, уйдешь во “взрослую” медицину», — говорят дома. Бесспорно, эти утверждения небезосновательны, но почему-то не всякий собеседник предупреждает о том, что обучение на педиатрическом факультете это не только «все как у лечебников», но помимо этого еще и пара десятков предметов, где речь идет непосредственно о детях. Но не стоит пугаться: эта специальность стоит всех предстоящих трудностей. А сократить время, затрачиваемое на поиск актуальной информации, поможет наш гайд.

На педиатрическом факультете учат не только лечить, но и ухаживать за детьми, предотвращать болезни, отличать патологию от индивидуальных особенностей организма и многому другому. Соответственно, изучаемые предметы также разнятся по своему назначению. Чтобы не возникло путаницы, речь будем вести о каждом предмете в отдельности. Мы постараемся сделать этот гайд полезным и для тех, кто собирается связать свою жизнь с педиатрией, и для тех, кто планирует после получения диплома приобрести узкую специальность (и даже для лечебников, но совсем чуть-чуть). О том, как изучать узкие специальности педиатрического профиля тоже будет сказано несколько слов.

Как учиться?

В обучении на педиатрическом факультете есть свои особенности, и первый, самый необходимый навык, который вы должны приобрести, — умение быстро находить контакт с детьми. Расположенный к вам пациент — ваш лучший союзник, а его настроение в большинстве случаев повлияет и на отношение к вам родителей и родственников.

Как только начнутся клинические специальности, не стесняйтесь проситься остаться на дежурство или поприсутствовать на приеме. Практических занятий зачастую не хватает, группы бывают слишком большими, а преподаватели оказываются не практикующими специалистами. Однако практикующие врачи зачастую не отказывают студенту в стремлении к знаниям. Все навыки, которые вы приобретете за время обучения, все, что вы услышите и увидите, наблюдая как ведут прием старшие товарищи, обязательно пригодится вам в дальнейшей жизни: будь то трудность в дифференциальной диагностике заболевания, неотложная помощь или даже конфликтная ситуация с пациентом. И не забывайте, что даже у самого «взрослого» и «недоказательного» врача всегда есть чему поучиться.

Занимайтесь наукой. Да-да, той самой «студенческой наукой». Вступайте в кружки, научные общества вашего университета, изучайте те специальности, к которым вы наиболее расположены. Большинство из вас, конечно, не осуществит великих открытий, но знания, практические навыки и опыт выступлений на заседаниях и конференциях пригодятся всегда. Помимо этого, вы ближе познакомитесь с коллегами — другими студентами и врачами, а сформировавшиеся связи могут пригодиться вам в дальнейшей врачебной жизни.

Больше читайте. Не обязательно сразу заполнять свою книжную полку редкими коллекционными англоязычными изданиями. Начните с библиотечных книг, тщательно изучите базовую литературу (но не забывайте о критическом мышлении), ознакомьтесь с основными положениями модной «доказательной медицины», окружите себя информацией по специальности (подпишитесь на врачебные сообщества в соцсетях, вступайте в чаты по специальностям, посещайте в свободное время врачебные конференции).

Надеюсь, что дальнейшее повествование поможет вам не потеряться в нескончаемом потоке информации. Для удобства, оно будет разделено по предметам и специальностям.

Общий уход за детьми

Театр начинается с вешалки, а занятия первокурсников у педиатрического факультета с предмета, называемого «уход за детьми». Этот предмет сочетает в себе знания об организации работы педиатрических служб, санитарских и сестринских манипуляциях и, помимо подготовки к практике, на ближайшие несколько лет даст вам навыки, которые пойдут на пользу и в дальнейшей врачебной жизни.

Часто первокурсник не воспринимает его всерьез, поскольку изучение санитарских и сестринских обязанностей, структуры работы медицинских учреждений и других скучных базовых вещей, воспринимаемых взрослыми медиками как должное, мало походит на то, как представляет себе обучение будущий врач, переступая порог медицинского вуза.

Что можно почерпнуть из этого предмета? Абсолютно базовые вещи — знания о том, как функционирует сложный механизм, называемый медицинским учреждением и о том, какие функции выполняет каждый винтик этого механизма, умение взаимодействовать с пациентами, если повезет — выполнять базовые санитарские и сестринские манипуляции (к инъекциям, конечно, скорее всего не допустят, но могут разрешить обработать пролежни или покормить ребенка).

Как изучать?

Существует несколько базовых учебников для студентов педиатрических факультетов, однако данные, приведенные в них, не очень разнятся. Поэтому достаточно вооружиться книгой поновее и, конечно же, не забывать соотносить прочитанное с опытом, полученным в отделении.

Вот несколько примеров книг, по которым можно готовиться к данной дисциплине. Нет большой необходимости изучать их все — представленная в них информация не слишком отличается, достаточно выбрать издание которое легче всего воспринимается вами (или которое требует преподаватель):

Те, кому интересно мнение специалистов по другую сторону земного шара, могут поискать достаточно свежую книгу коллег из США:

Фундаментальные дисциплины

Все студенты медицинских вузов изучают анатомию, физиологию, биохимию и другие фундаментальные предметы, дающие знание о том из чего состоит и как функционирует человеческий организм. Однако ребенок — это не уменьшенный в размерах взрослый: для развивающегося детского организма характерны свои особенности, и то, что у взрослого считается патологией, для ребенка в отдельные возрастные периоды может оказаться вариантом нормы. Именно поэтому в обучение студентов педиатрических факультетов в дополнение к базовым дисциплинам включены предметы, на которых изучаются педиатрические аспекты функционирования здорового и больного организма.

Анатомия детского возраста

Набор органов, полученный при рождении у здоровых детей, конечно же, ничем не отличается от такового у здоровых взрослых. Однако их размеры и расположение относительно друг друга зачастую претерпевают значительные изменения. Изучение анатомических особенностей, которые характерны для разных возрастных периодов, позволит в дальнейшем не спутать норму и патологию. Учитывая, что в первую очередь речь идет о взаимном расположении органов, для подготовки подойдут пособия по топографической анатомии детского возраста:

Физиология детского возраста

Органы и системы у ребенка начинают полноценно функционировать в разные периоды жизни, а потому адекватная оценка физического развития ребенка возможна лишь при учете характерных особенностей возрастного периода. Изучение физиологических особенностей детского возраста поможет создать представление о том, почему «нормы» показателей для отдельных периодов развития считаются «патологией» для других, и избавит от необходимости бездумного зазубривания показателей.

Биохимия детского возраста

Для детей характерна неустойчивость обменных процессов, которая связана с незрелостью метаболических путей. Для понимания механизмов возникновения патологии и правильного применения методов биохимической диагностики будущему врачу-педиатру важно уметь оценить не только состояние процессов метаболизма в организме взрослого человека, но и особенности обмена веществ у детей. В формировании базовых представлений об особенностях обменных процессов в детском организме может помочь следующее пособие:

Пропедевтика детский болезней

После того как пройдены основные фундаментальные дисциплины, сданы зачеты и экзамены по биохимии, физиологии и анатомии, перешедший на третий курс студент-педиатр наконец вступает в мир медицины и среди новых предметов встречает пропедевтику детских болезней. Неожиданно оказывается, что она во многом отличается от «взрослой» дисциплины, преподавание которой у студентов педиатрических факультетов, как правило, начинается на втором курсе. Но навыки, приобретенные на этом предмете, пригодятся вне зависимости от того, останется ли будущий врач в общей педиатрии или, окончив вуз, отправится постигать узкую специальность.

Как учить? Изучать литературу и не забывать о необходимости оттачивать свои навыки непосредственно на детях. Хорошо, если кафедра, на которой вы изучаете пропедевтику, находится на базе детской больницы или детского отделения и имеет доступ к пациентам. На деле так происходит далеко не всегда, и в этом случае стоит озадачиться поиском возможности для самостоятельной отработки навыков. Путей может быть несколько: трудоустройство санитаром или, при наличии образования, медицинской сестрой, и, конечно, вовлечение в процесс собственных детей, детей друзей или родственников. Будущему врачу важно знать не только пальпаторные, аускультативные или иные особенности различных болезней, но и варианты нормы.


В изучении пропедевтики детских болезней может помочь следующая литература:

Интересующиеся могут обратиться к иностранной литературе, наиболее популярным пособием среди которой является:

Довольно несложно найти старенький, но в большинстве моментов вполне актуальный, перевод третьего издания этой книги:

Помимо литературы к началу занятий по пропедевтике детских болезней желательно обзавестись стетофонендоскопом со сменными «педиатрическими» насадками — «взрослые» фонендоскопы хороши для проведения аускультации у подростков, но мало подойдут для детей раннего возраста. Приветствуется и наличие собственного фонарика для проведения осмотра полости рта (фонарик, конечно, есть и на большинстве современных телефонов, но это далеко не всегда гигиенично). Это оборудование пригодится вам не только на пропедевтике, а значит его приобретение вполне оправдано.

Педиатрия

Итак, сдана утомительная летняя сессия третьего курса, прошли каникулы, и отдохнувший студент начинает изучать ту дисциплину, которой он так долго ждал — педиатрию. Этот предмет не исчезнет из расписания до самого окончания университета и потребует объединения всех знаний, полученных за предыдущие годы обучения.

Книги

Изучение этой дисциплины, как и любой другой, начинается с работы с базовой литературой. Не смотря на то, что книги зачастую устаревают еще к моменту публикации, в них содержится максимально подробное описание отдельных заболеваний, которого не встретить, к примеру, в клинических рекомендациях. Но разумеется, представленную в них информацию необходимо воспринимать через призму критического мышления. Как уже было сказано выше, для начала достаточно выбрать одну базовую книгу и тщательно ее изучить — нет никакой необходимости в том, чтобы лихорадочно готовиться к теме сразу по пяти учебникам, это лишь создаст лишнюю путаницу в голове.

Базовая литература:

Дополнительная литература:

Клинические рекомендации

Полезные сайты

Журналы

Детские инфекционные болезни

Инфекционные заболевания встречаются в практике врача-педиатра гораздо чаще, чем соматические. Зачастую у детей они протекают бурно, быстро осложняются и могут даже представлять угрозу жизни, и потому так важно вовремя распознать болезнь и назначить адекватное лечение. В изучении дисциплины хорошим подспорьем станут книги и клинические рекомендации, которые, конечно, необходимо подкреплять практикой в инфекционном стационаре.

Книги

Базовая литература:

Дополнительная литература:

Клинические рекомендации

Журналы

Эти разделы наиболее общие для всех, кто планирует связать свою жизнь с лечением детей. Тем, кто не планирует связывать свою жизнь с общей педиатрией или инфекционными болезнями, достаточно будет нескольких книг из списка «базовой литературы», другие могут углубиться и изучить книги из списка дополнительной. Ниже речь пойдет о специализированной литературе, которая понадобится заинтересованным в специальности студентам и практикующим врачам.

Детская пульмонология

Рука об руку с детскими инфекционными болезнями идет детская пульмонология. Детский врач-пульмонолог занимается диагностикой и лечением таких заболеваний, как муковисцидоз, бронхиальная астма, разбирается в причинах возникновения кашля, разыскивает инородные тела, диагностирует пороки развития органов дыхания и многие другие распространенные и не очень болезни.

Работа врача-пульмонолога в педиатрии очень интересна, и он, в свою очередь, должен не только разобраться в причинах возникновения симптомов и установить диагноз, но и установить доверительные отношения с семьями своих пациентов, которые зачастую требуют длительного (и даже пожизненного) лечения.

Однако диагностикой и терапией многих распространенных заболеваний органов дыхания занимается и врач-педиатр. К нему обращаются с жалобами на кашель, он занимается лечением пневмонии в поликлинике и стационаре, а участковый педиатр следит и за здоровьем юных пациентов с бронхиальной астмой в период ремиссии. В изучении основ детской пульмонологии может помочь приведенная ниже литература.

Книги

Клинические рекомендации

Детская кардиология

Еще одной частой проблемой, с которой может столкнуться врач-педиатр, являются заболевания сердца. Если вы не планируете связать свою жизнь с детской кардиологией, то важным аспектом вашей дальнейшей врачебной деятельности станет умение вовремя заподозрить патологию сердца и направить пациента к врачу-кардиологу. Для этого важно знать клинику, хорошо владеть навыком аускультации и уметь расшифровать данные специалистов функциональной диагностики. Для этого не нужно изучать большое количество литературы — достаточно будет одного-двух справочников по заболеваниям сердца у детей и функциональной диагностике в детской кардиологии.

Книги

Клинические рекомендации

Детская нефрология

Болезни почек и мочевых путей также нередки в практике врача-педиатра. Из них особенно часто встречаются инфекционные. Поскольку детская нефрология достаточно редкая специальность, первичной диагностикой и, часто, лечением неосложненных форм инфекций мочевыводящих путей и не тяжелых заболеваний почек занимается врач-педиатр. Это значит, что тем, кто собирается связать свою жизнь с педиатрией или детской нефрологией полезным будет изучить соответствующую литературу.

Книги

Клинические рекомендации

Детская гастроэнтерология

Сложно представить работу врача-педиатра без обращений по поводу болезней и функциональных нарушений работы желудочно-кишечного тракта. Это, без сомнения, один из самых популярных поводов для посещения врача. У детей раннего возраста от того, насколько верное лечение назначит педиатр, часто зависит дальнейшее развитие, у подростков — вероятность хронизации заболевания и развития осложнений. Как и в случае с другими специальностями, чтобы не попасть в тупик и вовремя назначить лечение, а в тяжелых случаях и консультацию специалиста-гастроэнтеролога, необходимо познакомиться с соответствующей литературой.

Книги

Клинические рекомендации

Детская гематология

Оценка данных исследований крови — это то, что будет преследовать всю жизнь любого, выбравшего клиническую специальность. Как интерпретировать анализ, отличить норму от патологии и своевременно госпитализировать пациента — на эти вопросы со временем придется ответить каждому врачу-педиатру. Не стоит также забывать и о настороженности в отношении распространенных онкогематологических заболеваний — лейкозов, лимфом и др. Конечно, лечением последних будет заниматься не педиатр, но это тот случай, когда своевременная диагностика в конечном итоге может спасти чью-то жизнь. А поможет в этом, конечно же, знание теории.

Книги

Клинические рекомендации

Детская дерматология

Изменения со стороны кожных покровов неизменно обращают на себя внимание родителей, и те направляются за консультацией педиатра. Они могут появляться как симптомы непосредственно заболеваний кожи или возникать по причине других патологических состояний. Инфекционные, аутоиммунные, аллергические, гематологические — причин не счесть. И во всех них на этапе первичной диагностики приходится разбираться врачу-педиатру.

Книги

Клинические рекомендации

Литература по иммунопрофилактике

Вакцинация — краеугольный камень в практике любого детского врача. Существует множество сообществ противников прививок, где в обилии можно встретить псевдонаучные объяснения их вреда. На просторах соцсетей разгораются жаркие споры. Некоторые университетские преподаватели также бросаются ложными данными, почерпнутыми из ненадежных источников. Почему так происходит? Какую-то роль в этом играет плохая информированность населения: когда научное сообщество и знакомые с проблемой люди не тратят время на просвещение, всегда находятся те, кто распространяет ложные сведения ради выгоды или из личных убеждений. Чтобы защитить себя и своих близких от инфекционных заболеваний, объяснить родителям пациента необходимость вакцинации или не теряться в поиске аргументов в споре с противником прививок необходимо изучить литературу по вакцинопрофилактике (даже если вы не педиатр).

Для тех, кто хочет глубже вникнуть в проблему и прочитать больше, чем написано в руководствах по иммунопрофилактике, Союз педиатров России издает расширенные версии клинических рекомендаций, речь в которых ведется о «новых» вакцинах.

Полезные ссылки

Написанный в 2017 году командой Медача дайджест по вакцинации. Доступно, коротко, информативно. Кое-что, конечно, не мешает дополнить, но в совокупности он остается вполне актуальным.

Литература по нутрициологии

Важную часть в практике педиатра занимает профилактическая работа, которая, в свою очередь, во многом представлена рекомендациями по вскармливанию. Контроль за питанием ребенка и своевременным назначением витаминных добавок позволяет предотвратить развитие многих заболеваний и снизить риск уже имеющихся осложнений. Вопросы о назначении диеты будут вставать перед вами, даже если вы не выберете своей специальностью непосредственно педиатрию. И потому крайне важно иметь представление об основных тенденциях в сфере питания детей и актуальной литературе по этой проблеме.

Педиатрия в социальных сетях и интернете

Вконтакте

Telegram

Сайты профессиональных сообществ

Студентам других факультетов

Как известно, педиатрию приходится изучать и студентам других факультетов. Длится она от одного семестра у студентов стоматологического факультета до трех у лечебного. С «пришельцев» как правило не требуют глубоких знаний и стараются ограничить занятия общеобразовательными вопросами. Для тех, кто в будущем планирует обзавестись семьями и детьми, пары по педиатрии могут оказаться довольно полезными. Естественно, нет никакой необходимости изучать все перечисленные выше учебники, ведь для студентов других факультетов издаются свои пособия.

Не стоит забывать, что занятия по педиатрии это отличная возможность приобрести навыки, которые пригодятся в дальнейшем, и получить рекомендации квалифицированного специалиста, не записываясь на прием. Если же эта специальность вдруг заинтересовала вас настолько, что вы решили связать свою дальнейшую жизнь с лечением детей, то вышеперечисленные книги также сослужат вам хорошую службу.

Что посоветовать почитать пациенту

Если вы уже молодой специалист или вас одолевают вопросами близкие, то полезным будет вооружиться парой качественных книг, которые ответят за вас. К счастью, в прошлом году известные блоггеры-педиатры порадовали читателей печатными изданиями. Совсем не лишним будет прочитать эти книги студентам и начинающим педиатрам — у более опытных коллег всегда есть чему поучиться, а ваши рекомендации к прочтению будут более убедительны, если вы сами будете хорошо знакомы с этими изданиями.

Родителям, чьи дети имеют проблемы со здоровьем

В нашем обществе не принято говорить о тяжелых болезнях, и людям, которые с ними столкнулись, часто необходимы знания о том, что на этой войне можно одержать победу, что они не единственные, с кем это случилось, что болезнь это не стыдно и никто в ней не виноват. Поскольку группы поддержки во многих городах пока не получили широкой распространенности, на помощь могут прийти книги. Вот небольшой список литературы, которую можно посоветовать тем, кто нуждается в поддержке.

Заключение

Педиатрия — прекрасная специальность, которую практически невозможно познать полностью. Она не прекратит вас удивлять новыми тенденциями в лечении заболеваний, нетипичными клиническими случаями, уроками от ваших маленьких пациентов. Здесь приведен лишь перечень материалов, который позволит вам сформировать базовые знания, но не обеспечит ими на всю жизнь. И самым важным советом в этом гайде будет никогда не останавливаться в развитии себя как специалиста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *