Факторинг и аккредитив в чем разница

Как максимально обезопасить сделку: факторинг и аккредитив

Факторинг и аккредитив в чем разница

Максим Чеботаев

К сожалению, реалии нынешнего времени заставляют всех лиц, имеющих отношение к предпринимательской деятельности, искать дополнительные гарантии того, что покупатель переведет денежные средства за товары или услуги, предоставляемые поставщиком.

Не всем участникам рынка известно, что есть несколько финансовых инструментов, позволяющих и получить денежные средства, и не испортить отношения с контрагентом, а, самое главное, сберечь свои нервы и время. В данной статье мы раскроем возможности финансовых продуктов, которые значительно упрощают жизнь предпринимателей. В частности, это факторинг и аккредитив.

Давай разберемся, в чем их преимущества, и как они могут быть использованы в повседневной предпринимательской деятельности.

Факторинг

Факторингом называется комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.

Обычно в данной схеме участвуют три лица. Это сам «Фактор» — факторинговая компания или кредитная организация (покупатель требования, им может быть банк или МФО), поставщик товара — «Кредитор», и покупатель товара — «Дебитор». В последнее время добавляется еще и сторона-посредник суть участия которой заключается в предоставлении площадки или электронной платформы для совершения факторинговых сделок.

Разберем это на простом примере:

ООО «Теплица» производит и продает теплицы и оборудование для них. Поставки в Агрохолдинг «Зерновой концерн» могут удвоить или даже утроить оборот ООО, но Агрохолдинг платит поставщику с отсрочкой в 90 дней. И все выглядит достаточно хорошо: договор заключен, товар отгружен и отправлен, но ООО «Теплицы» необходимо за эти 90 дней оплачивать аренду складов, зарплату и налоги, но оборотных средств обычно не хватает. Так начинают появляться кассовые разрывы. В этой ситуации и можно применить внедрение факторинга. Подбираем организацию, занимающуюся факторингом, заключаем соответствующий договор и получаем следующую схему работы. Факторинговая организация переводит производителю 75% будущей выручки сразу. Взамен Фактор получает право на выплату, которую ООО «Теплица» должен Агрохолдинг «Зерновой концерн». Когда Агрохолдинг расплатится с Фактором, он перечислит остаток выручки за вычетом комиссии за услуги факторинга.

Преимущества факторинга:

1. Конкурентноспособное и, главное, выгодное предложение для клиента

2. Отсутствие залога

3. Масштабирование оборота

4. Фактор самостоятельно проверяет клиента и контролирует возврат денег.

Следующий финансовый инструмент — аккредитив.

Аккредитив — обязательство кредитной организации (банка), предоставляемое по просьбе клиента, произвести выплату третьему лицу («покупателю»), при предоставлении получателем платежа в банк, исполняющий аккредитив, документов, предусмотренных условиями аккредитива. Клиент, по поручению которого банк открывает аккредитив, называется аппликатом. Получатель платежа именуется бенефициаром. Обязательство банка в данном случае является независимым от обязательств сторон по договору, предусматривающему аккредитивную форму расчетов между поставщиком и покупателем. Банк в данном случае выступает гарантом совершения сделки.

Пример применения аккредитива:

ООО «Теплица» заключает сделку с КФХ на поставку своей продукции. Стороны сделки работают друг с другом впервые и работать по предоплате или по предпосылке товара не готовы. Тогда покупатель обращается в банк с заявлением на открытие аккредитива на сумму, причитающуюся продавцу за отгруженный товар. Подтверждением исполнения договора со стороны продавца в данном случае могут быть, например, документы об отгрузке товара. Как только предмет сделки передан покупателю или третьему лицу (например, независимому перевозчику), продавец отправляет в банк предусмотренные условиями аккредитива документы. После этого банк осуществляет платеж по аккредитиву в соответствии с инструкциями. Аккредитивы позволяют гарантировать платеж поставщику, при этом денежные средства из оборота не извлекаются.

Преимущества аккредитива:

1. Платеж по аккредитиву будет выполнен только после того, как соответствующие документы подтвердят, что продавец выполнил условия, указанные в аккредитиве.

2. Продавец будет уверен, что необходимая сумма за поставку товара будет своевременно оплачена.

3. В случае форс-мажора денежные средства будут возвращены обратно на счет покупателя.

4. Отсутствует необходимость высвобождения денежных средств из процесса производства.

Надеемся, что данная статья поможет вам в осуществлении предпринимательской деятельности и поможет избежать различных проблем.

Другие статьи автора:

Можно ли отложить (приостановить) судебный процесс или продлить его сроки из-за коронавируса?

Как избежать юридических проблем из-за неисполнения обязательств в условиях пандемии коронавируса?

Максим Чеботаев, член Ассоциации юристов России

Источник

Факторинг и кредит сравнение

Факторинг – это комплекс услуг для предприятий, ведущих деятельность на условиях отсрочки платежа.

Виды факторинга

Данный финансовый инструмент должен помогать бизнесу с первого дня использования. Для этого в линейке продуктов есть всё необходимое. Виды различаются. Самая простая классификация:

По географии сделки –делится на международный, когда продавец и покупатель находятся в разных странах, и внутренний, когда поставка проходит внутри страны.

По риску неплатежа – если ваш клиент не оплатил поставку – вы либо возвращаете деньги фактору, либо нет. Если возвращаете – это с правом регресса, если не возвращаете –без права регресса.

Сравнение факторинга и кредита

У компании, которая испытывает недостаток денег из-за задержек оплаты товаров и услуг со стороны покупателей, есть несколько возможностей. Обратиться в банк за кредитным продуктом на пополнение оборотных средств или в факторинговую компанию.

Преимущество факторинга в том, что для него не требуется искать дополнительное обеспечение, например, залог. Обеспечение — это право требования к должнику. Получается, что этот финансовый инструмент решает проблему дебиторской задолженности в счет ее уступки.

Полученные в рамках факторинга средства можно сразу использовать по своему усмотрению. Кредитные продукты чаще всего имеют целевое назначение. То есть деньги, которые компания получила в рамках факторинга, она может потратить на зарплату работникам, ремонт оборудования, налоги и др. А при кредите компании придется потратить средства на цели, указанные в договоре – это одно из основных отличий.

Факторинг обеспечивает надёжность и регулярность поставок в адрес покупателя, поскольку он решает проблемы кассовых разрывов и нехватки оборотных средств у его поставщика.

Покупатель может быть уверен в деловой репутации поставщиков, находящихся на обслуживании в факторинговой компании.

Чем факторинг отличается от кредита

банки часто требуют залог. Фактор не устанавливает залог на финансирование, обеспечением являются уступаемые денежные требования

например, факторинг без права регресса полностью освобождает клиента от риска по неплатежам покупателя. Риск переходит к фактору

полученное от фактора финансирование может расходоваться без контроля целевого использования денежных средств.

лимит финансирования может быть увеличен по мере роста объёмов продаж. Банки одобряют кредит на определенную сумму.

— Отражением в структуре баланса

не отражается в структуре баланса как кредитное обязательство.

Что выгоднее: факторинг или кредит

Факторинг прост в оформлении: нет жестких требований к финансовому состоянию поставщика при безрегрессе.

Таким образом, факторинговые услуги – это наиболее подходящая альтернатива для компаний, которые испытывают сложности при получении финансирования.

Вам может понравиться

ООО «Сбербанк Факторинг»

Предоставленные Обществу через форму «Заявки на факторинг» персональные данные подлежат уничтожению, либо обезличиванию по достижении указанных целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей. Я понимаю и соглашаюсь с тем, что для прекращения использования Обществом моих персональных данных, мне необходимо письменно обратиться в Общество для оформления отзыва Согласия на обработку моих персональных данных.

ООО «Сбербанк Факторинг»

Предоставленные Обществу через форму обращения персональные данные подлежат уничтожению, либо обезличиванию по достижении указанных целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей. Я понимаю и соглашаюсь с тем, что для прекращения использования Обществом моих персональных данных, мне необходимо письменно обратиться в Общество для оформления отзыва Согласия на обработку моих персональных данных.

Источник

Факторинг и форфейтинг сравнение

Сравнение факторинга и форфейтинга. Сходства и отличия.

Привлечение внешнего финансирования – один из эффективных путей развития любой компании. Получая необходимые средства компания может масштабировать свой бизнес.

Факторинг и форфейтинг – виды внешнего финансирования, которые базируются на уступке прав требований.

Особенности факторинга

Это услуга для компаний, ведущих деятельность на условиях отсрочки платежа, которая предполагает финансирование под уступку денежных требований поставщиком к дебитору (покупателю). В сделке между поставщиком и дебитором появляется третья сторона – факторинговая компания.

Важным преимуществом факторинга является отсутствие ограничений по сумме финансирования, лимит расширяется по мере увеличения объемов поставок. При факторинге без регресса риск неоплаты товара со стороны покупателя принимает на себя факторинговая компания. Не отражается в балансе как кредитное обязательство.

Уступка денежного требования отражается в бухгалтерском учете как выбытие прочих активов (корректно для РСБУ отчетности). Однако, в связи с тем, что бухгалтерский учет операций до сих пор не регламентирован, принципы отражения могут быть различными в зависимости от продукта (с правом / без права регресса), а также зависеть от особенностей учетной политики конкретной компании. Наши специалисты готовы дать детальные рекомендации по учету факторинговых операций в балансе поставщика при выстраивании процессов взаимодействия.

Когда факторинг нужен?

Данный финансовый инструмент способен удовлетворить множество потребностей бизнеса, которые возникают с первого дня создания компании и появляются с каждым новым этапом ее развития. Он помогает:

Сохранять и увеличивать оборотные средства компании за счет привлечения внешних источников финансирования, но без увеличения кредитной нагрузки.

Отгружать продукцию и предоставлять услуги с отсрочкой платежа, то есть конкурировать за клиентов по условиям оплаты.

Снизить риск неоплаты поставок со стороны дебиторов – риск примет на себя фактор.

Расширить географию сбыта, включая выход на зарубежные рынки.

Снижает риски работы с новыми дебиторами – их платежеспособность оценивает фактор.

Особенности форфейтинга

Это инструмент для покупателя, которому необходимо что-либо приобрести, но его собственных средств для этого недостаточно.

Чтобы произвести оплату по контракту, покупатель выписывает комплект векселей (или аналогичных долговых инструментов) и передает их в счет оплаты продавцу. Тот, в свою очередь, учитывает полученные долговые обязательства у банка и получает соответствующую сумму. Завершается сделка тем, что банк получает оплату по векселям от покупателя в соответствии со сроками их погашения.

Таким образом, в основе форфейтинга также лежит уступка права требования – продавец уступает обязательства покупателя (в форме векселей) третьей стороне и получает оплату.

В российском законодательстве нет специальных норм о форфейтинге, но российские компании иногда используют такую схему финансирования. Чаще всего он применяется во внешнеторговых экспортных сделках.

Сходства

Кредитор — тот, у кого есть денежное требование к должнику.

Должник — тот, кто обязан оплатить долг.

Форфейт — тот, кто оплачивает кредитору требования за должника.

Суть операций состоит в финансировании третьим лицом одной из сторон сделки;

Финансирование происходит под уступку прав требования.

Отличия

При факторинге уступаются денежные требования, при форфейтинге – долговые обязательства;

Факторинговые сделки заключаются на внутреннем и международном рынках. Форфейтинг, как правило, используется в международных контрактах;

При факторинге может применяться регресс (риск невозврата финансирования принимается на обе стороны контракта – продавца и покупателя). Форфейтинговые сделки оформляются без регресса.

Вам может понравиться

ООО «Сбербанк Факторинг»

Предоставленные Обществу через форму «Заявки на факторинг» персональные данные подлежат уничтожению, либо обезличиванию по достижении указанных целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей. Я понимаю и соглашаюсь с тем, что для прекращения использования Обществом моих персональных данных, мне необходимо письменно обратиться в Общество для оформления отзыва Согласия на обработку моих персональных данных.

ООО «Сбербанк Факторинг»

Предоставленные Обществу через форму обращения персональные данные подлежат уничтожению, либо обезличиванию по достижении указанных целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей. Я понимаю и соглашаюсь с тем, что для прекращения использования Обществом моих персональных данных, мне необходимо письменно обратиться в Общество для оформления отзыва Согласия на обработку моих персональных данных.

Источник

Что такое факторинг

И чем он отличается от кредита

Продавец может получить деньги еще до того, как ему заплатит покупатель. Это не фантастика, а факторинг.

Тот, кто продает, всегда заинтересован получить оплату как можно быстрее, а тот, кто покупает, — наоборот, отсрочить платеж. При факторинге между сторонами появляется финансовый агент. Он помогает продавцу как можно быстрее получить деньги, сам за это получает часть долга, а сверху — еще и плату за свои услуги. С виду похоже на хитрую мошенническую схему, но на самом деле все легально.

Вот о чем расскажу в статье:

Зачем нужен факторинг

У бизнеса бывает проблема — большая дебиторская задолженность: кто-то много должен, а на текущие расходы средств не хватает. Причины могут быть разные: например, поставщик продает товары с отсрочкой платежа. Из-за этого у него растет дебиторская задолженность — право требовать оплату с покупателей. С одной стороны, поставщик знает, что ему должны и через полгода он получит большую сумму. С другой — эти полгода надо платить налоги, зарплату работникам и аренду, а на какие деньги — неясно. Такую проблему решает факторинг.

Возьмем для примера сахарный завод. Завод покупает у агрофирмы свеклу, перерабатывает ее в сахар и отдает на реализацию торговым сетям. Торговые сети получают выручку только после реализации товара — через три месяца. Агрофирма работает наоборот: продает свеклу только на условиях 100% предоплаты.

В результате у завода иногда возникают кассовые разрывы: надо оплатить 1 млн рублей за поставку свеклы, а 1,5 млн рублей за проданный сахар еще не поступили. Чтобы преодолеть кассовый разрыв, можно взять кредит, но это не всегда удобно: банк может попросить в качестве обеспечения кредита залог или поручительство.

С другой стороны, право потребовать с кого-то оплату само по себе имеет ценность. Его можно продать и получить деньги сразу. Например, завод может за 1,2 млн рублей уступить тому же банку право получить деньги с торговых сетей. В результате завод оплатит очередную поставку свеклы и останется еще 200 000 рублей. Но это еще не факторинг, а договор уступки требования.

Стороны факторинга. В факторинге участвуют три стороны:

Финансовый агент — лицо, которое оказывает клиенту услуги сопровождения денежных требований. Иногда финансового агента называют фактором — это синонимы. Финансовым агентом может быть любая коммерческая организация, включая банки.

Клиент — лицо, которое уступает фактору денежные требования и оплачивает его услуги.

В нашем примере банк — это фактор, завод — клиент, а торговые сети — должник.

Законодательное регулирование. Нормы о факторинге содержатся в главе 43 ГК РФ. В 2018 году в нее внесли существенные изменения.

Раньше факторинг понимался как купля-продажа права требовать оплату за проданные товары, оказанные услуги или выполненные работы. Но такое определение было похоже на другой договор — уступки требования. Кроме того, оно не соответствовало международной практике, по которой факторинг — это всегда комплекс услуг.

В 2014 году Россия присоединилась к международной Оттавской конвенции по факторинговым операциям и через четыре года скорректировала содержащееся в гражданском кодексе определение факторинга.

Теперь факторинг — это комплекс услуг по погашению задолженности, которые финансовый агент оказывает за уступку этой задолженности.

Набор таких услуг собирается как бутерброд. Есть основной элемент, своеобразная булка для бутерброда: клиент уступает денежные требования фактору и оплачивает его услуги. Есть начинка, которую выбирают стороны: минимум две услуги из следующего перечня:

По желанию стороны могут добавить «посыпку и соус» — дополнительные услуги. Например, ведение бухгалтерского учета, обработка реестров должников, инвентаризация дебиторской задолженности, страхование и т. д.

При цессии допустима уступка как денежных, так и неденежных требований, например можно уступить право забрать товары со склада продавца. При факторинге же допускается только уступка требований заплатить деньги.

Отличия от форфейтинга. Факторинг используется для краткосрочного финансирования. Средний срок факторинга — 90 дней. Предоставлять деньги на длительный срок рискованно: должник может быть не в состоянии оплатить свою задолженность. Чтобы минимизировать такой риск, иногда применяют другой вид финансирования в счет уступки денежного требования — форфейтинг.

В российском законодательстве нет специальных норм о форфейтинге, но российские компании иногда используют такую схему финансирования. Чаще всего форфейтинг применяется во внешнеторговых экспортных сделках.

Как и в факторинге, в форфейтинге есть три стороны:

Вексель и аккредитив — это безусловные обязательства должника заплатить определенному лицу. Должник должен уже не в силу того, что кредитор оказал ему какую-то услугу, выполнил работу или продал товар, а в силу оформленного векселя или аккредитива. Содержание и законность первоначального договора между кредитором и должником не должны волновать форфейта.

При факторинге же фактор должен убедиться в реальности и экономической обоснованности проданного ему долга. Поэтому в рамках форфейтинга финансирование может быть предоставлено на более длительный срок — даже на несколько лет.

Иногда форфейтинг считают разновидностью факторинга. Но этот не так, ведь форфейт не оказывает кредитору услуг по возврату долга.

Преимущества и недостатки

Что лучше — факторинг или кредит. Факторинг и кредит — две разные формы финансирования, каждая из них имеет свои плюсы и минусы.

Преимущество факторинга в том, что для него не требуется искать дополнительное обеспечение, например залог или поручительство другого лица. Обеспечение факторинга — это право требования к должнику. Получается, что факторинг решает проблему дебиторской задолженности в счет ее уступки. При такой модели не требуется привлекать дополнительные материальные ресурсы.

С кредитом заводу дополнительно придется заложить свое оборудование, чтобы дождаться оплаты за проданный сахар. При факторинге завод просто уступает финансовому агенту свое право требования к покупателю сахара и не ищет дополнительного обеспечения.

Полученные в рамках факторинга средства можно сразу использовать по своему усмотрению. Кредиты же чаще всего имеют целевое назначение. То есть деньги, которые завод получил в рамках факторинга, он может потратить на зарплату работникам, ремонт оборудования или налоги. А при кредите заводу придется потратить средства на цели, которые он указал в договоре, — закупку свеклы.

Другое преимущество факторинга заключается в том, что финансовый агент — фактор — сам занимается возвратом долга, поэтому завод сможет сэкономить на бухгалтерах, экономистах и юристах.

Недостатки тоже есть:

Когда используют факторинг

Особенности использования в России. В западных странах факторинг воспринимается как комплекс услуг по управлению дебиторской задолженностью. То есть бухгалтерские, юридические, информационные услуги не менее важны, чем предоставление денег.

В России же факторинг используется прежде всего как альтернатива кредиту. Если по какой-то причине бизнес не может получить кредит, то он начинает искать другие варианты финансирования, например факторинг. Наши предприниматели еще не осознали ценность услуг по сопровождению долга. Такие дополнительные услуги часто воспринимаются как попытка фактора увеличить свою комиссию.

Поэтому в России используется преимущественно факторинг без регресса. Так называется вариант факторинга, когда финансовый агент не может требовать от кредитора компенсации за то, что должник не оплатил долг. При таком виде факторинга финансовый агент берет на себя все риски. Кредитор остается при деньгах, даже если должник не рассчитался по долгам и не способен это сделать. Для кредитора главное, чтобы фактор выкупил задолженность, а успешность ее погашения не так важна. В 2018 году доля такого факторинга составляла 69%, а в 2019 — уже 77%.

Совместный отчет ООО «Национальные кредитные рейтинги» и Ассоциации факторинговых компаний о факторинге в РоссииPDF, 497 КБ

В этих законах ничего не сказано о возможности применения факторинга. По этой причине Минфин запретил использовать факторинг в госзакупках. Из-за этого в госзакупках почти не участвовал малый бизнес, поскольку ему было трудно предоставлять заказчикам отсрочки платежей.

Но в 2019 году Верховный Суд РФ решил, что Минфин был не прав. С этого момента факторинг стал применяться и по отношению к контрактам, которые заключают при госзакупках.

Теперь исполнитель по госконтракту может передавать факторам право требования оплаты по нему. Это удобно, если контракт не предусматривает аванса, а своих средств для его исполнения недостаточно. К факторам, которые покупают требования к госзаказчикам, специальных условий не предъявляется, поэтому фактором может быть любая коммерческая организация.

Источник

Факторинг и аккредитив сравнение

Вы продали товар, оказали услугу, выполнили работу, у вас на руках договор с клиентом, документы о приемке, товарно-транспортная накладная и счет-фактура. Срок оплаты еще не наступил. У вас есть право на получение выручки в будущем – денежные требования.

Вы можете уступить или продать эти денежные требования фактору, чтобы не ждать срока оплаты, не напоминать дебитору о необходимости оплаты ваших счетов или защитить себя от неплатежа с его стороны. Вы сможете это сделать с помощью факторинга.

Факторинг – финансовый инструмент для поставщиков, которые продают товары или услуги с отсрочкой платежа.

Компания уступает денежные требования фактору за отгруженный товар/услугу покупателю (дебитору) по договору с отсрочкой платежа.

Договор заключается между двумя сторонами: поставщиком и фактором. В роли поставщика могут выступать исполнитель, подрядчик, производитель. Поставщик получает финансовый рычаг для ускорения оборачиваемости денежных средств компании: чем короче цикл оборачиваемости выручки, тем больше возможностей для ее роста. Произвести и продать товар или услугу иногда проще, чем получить оплату с дебитора – для этого нужны отдельные навыки и усилия.

Поставщик получает не только деньги, но и защиту на случай, если дебитор (даже самый крупный и надежный) – вдруг перестает оплачивать счета. С помощью данного инструмента риск неплатежа перейдет с поставщика на фактора – вместе с правом денежного требования по модели без права регресса.

Особенности факторинга:

При уступке денежного требования сумма платежа не меняется и никаких существенных изменений во взаимоотношениях покупателя и поставщиков не происходит. Все предыдущие договоренности и практика сотрудничества остаются неизменными. Покупатель платит по договорам поставок в те же сроки, что и прежде, только на реквизиты факторинговой компании.

Уступка денежного требования отражается в бухгалтерском учете как выбытие прочих активов (корректно для РСБУ отчетности). Однако, в связи с тем, что бухгалтерский учет факторинговых операций до сих пор не регламентирован, принципы отражения факторинга могут быть разными, в зависимости от продукта (с правом / без права регресса), а также зависеть от особенностей учетной политики конкретной компании. Специалисты СберФакторинга готовы дать детальные рекомендации по учету операций в балансе поставщика при выстраивании процессов взаимодействия.

Что такое аккредитив?

Аккредитив – это форма расчётов, при которой банк обязуется перевести денежные средства компании при предоставлении документов, подтверждающих полное исполнение своих обязательств по договору, для которого он был открыт.

Преимущества:

снижение рисков неплатежа и не поставки товара;

соблюдение интересов всех участников сделки;

возможность комплексных расчетов по контракту.

Отличие от факторинга

Факторинг является способом получения финансирования для поставщика и снижает риски неплатежей. Аккредитив призван защитить интересы покупателя от рисков непоставки товара.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *