Фаэты о чем книга

Александр Петрович Казанцев «Фаэты»

Фаэты

Язык написания: русский

Перевод на английский: — А. Миллер (The Destruction of Faena) ; 1989 г. — 1 изд. Перевод на французский: — Е. Аврорин (Phaéna, l’effondrement d’un monde) ; 1987 г. — 1 изд.

Первая часть «Гибель Фаэны» была в «Искателях» № 3 и 4 за 1971 год.

В произведение входит:

Обозначения: Фаэты о чем книгациклы Фаэты о чем книгароманы Фаэты о чем книгаповести Фаэты о чем книгаграфические произведения Фаэты о чем книгарассказы и пр.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 450

Активный словарный запас: низкий (2648 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)

Издания на иностранных языках:

В период моей ранней юности для меня, пожалуй, не было более любимой и более ценной книги чем «Фаэты» Казанцева. После неё был и тяжеловесный «Пылающий остров» и крайне сухой «Арктический мост» и многие другие романы и повести, но лишь «Фаэтам», из всего творчества Казанцева, было суждено остаться в моём сердце.

А «бараны» у Казанцева ой как хороши, просто на загляденье. Итак, в данном романе мы являемся свидетелями необычного синтеза различных поджанров в мире фантастики. Здесь есть и очевидный палеоконтакт, и весьма удачное использование различных мифов и легенд, и элементы постапокалипсиса и космической «робинзониады», контакт землян с обитателями иных планет и многое-многое другое. Некоторые могут обвинить автора в наивности и в идеологической услужливости властям, но кто этим не грешил в советской фантастике. Разве этого не было в ранних романах братьев Стругацких или у того же Ефремова. Было, но в их адрес подобных нападок почему-то гораздо меньше? А что касаемо простоты характеров главных героев, отсутствия острого социально-психологического конфликта и наивности сюжета, то здесь позволю себе провести следующую аналогию между «Фаэтами» и частью современной фантастической прозы: выбирая между ГАЗ-21 и Ладой Калиной, я скорее выберу ненавороченную и тихоходную «Волгу», нежели пропиаренную «Клюкву». Более того, данное произведение предназначено для определённого читателя, пребывающего в возрасте 12-14 лет, а уж в этом возрасте, я думаю с этим многие согласятся, не всякий подросток будет искать в приключенческом романе многосложный метафизический подтекст или пятислойную смысловую нагрузку-начинку.

И последнее, так сказать постскриптум на минорной ноте. Всё вышеизложенной есть не что иное, как впечатления моей далёкой юности, поток эмоций и воспоминаний (это, к слову сказать, ещё один плюс «Фаэтам», не всякий современный роман оставит столь тёплые и приятные воспоминания). Дочитав тогда этот роман, я распрощался с трагической и интересной историей фаэтов. Читая же этот роман сейчас, я ловлю себя на мысли о том, что все неоспоримые достоинства «Фаэтов» каким-то непостижимым образом скукоживаются, уходят в тень и затравленно озираются на вдруг вымахавшие недостатки романа. Все минусы Казанцева кажутся жирнее; сюжетные промахи – абсурднее, образы героев – примитивнее и т.д. и т.п. Произошло что-то странное и необратимое, и очень жаль, что нельзя вновь пережить то упоение чтением переплетённого и зачитанного романа с необычными иллюстрациями. Очень жаль, что распрощавшись с фаэтами, у меня не получилось встретить их вновь.

Фаэты о чем книга Sergey1977, 23 сентября 2016 г.

Фаэты А.Казанцева читал первый раз в детстве книга просто поразила. Изобилие теорий рассматриваемых в Фаэтоне вполне компенсировало простой способ изложения данного произведения. Многие теории актуальны и в настоящий момент. Роман побудил интерес к не только к научной фантастике но и к истории и археологии, можно сказать даже в больших масштабах. Использование различных мифов и легенд, новых на тот момент научных теорий и элементы постапокалипсиса и космической одиссеи, контакт землян с обитателями Марса, Фаэтона и многое-многое другое делает произведение ШЕДЕВРОМ, без преувеличения. Соглашусь со многими роман незаслуженно забыт.

Надо же сколько лесных отзывов. Не могу не вмешаться. Как и многие рецензенты, я читала Фаэтов в детстве. Классе эдак 5-6. Читала долго. Почти год. И знаете, когда я сказала в своем КЛФ (кто знает, тот поймет), что я «домучила Фаэтов», все рассмеялись и кто-то спросил «или они тебя». И я тогда уже прекрасно понимала в чём шутка юмора. И это в начале 80х, когда фантастика была не так популярна как сегодня. Когда достать книгу «Незнайка на луне» было большой удачей. Мне не понравилось. Всё! Убогий язык, скучнейшее повествование, абсурдные теории (совковой пятикласснице, ДЕВОЧКЕ. было смешно), плоские и предсказуемые персонажи. Предсказуемые не потому, что стереотипные, а потому что штампованные. Я и дочитала то потому, что мы тогда дорожили любым мало-мальски фантастическим чтивом. Послушайте, ну как можно ставить Фаэтов в один ряд с Туманностью Андромеды. Тоже, кста, не шедевр, но добротная литература. Или, полным дерзких фантазий и драматизма, Человеком-амфибией? Мне тогда нравился Булычев, которого сегодня я не стану перечитывать сама, но посоветую племяннице, Крапивин, которого я и сегодня с удовольствием перечитаю. Но это целенаправленно детская литература, Казанцев же претендовал на зрелого читателя. Так вот Фаэтов не под каким соусом я перечитывать не стану. Я не оценила это чтиво ниже среднего только потому, что советский режим накладывал некий отпечаток на любое творчество. Даже дон Румата был коммунаром.

ЗЫ Прототипом величайшего демагога всех времен и народов профессора Амвросия Амбруазовича Выбегалло был Александр Петрович Казанцев.

Я считаю, что мне повезло. Я прочитал эту книгу именно когда надо её прочитать — младшим подростком.

Товарищ дал мне один из номеров «Искателя» со второй частью романа кажется, № 4 за 1974 год. И всё! В смысле — только один номер мне дал (у него больше не было)! Это как перед носом украинца куском сала поводить!

Разумеется, на следующий день я мчался в библиотеку. И там с ужасом узнал, что на книгу эту — кошмар! — очередь. Но зато у меня в тот год были самые лучшие зимние каникулы.

Разумеется, «Фаэты» — это роман-эпопея. В 458 страниц уместились двенадцать тысячелетий.

Разумеется, «Фаэты» — это роман-гипотеза, заставляющая искать новые знания.

Разумеется, «Фаэты» — неровная книга.

Вторая часть «Сыны Солнца» читается на одном дыхании. Здесь есть головокружительный сюжет — герои перемещаются с планеты на планету и с материка на материк, здесь есть динамика и темп — изложение не застревает на стрелках и не въезжает в тупики. Так гладко Казанцев укладывает в единую линию мифы разных народов и предположения различных учёных.

Первая часть «Гибель Фаэны» более дидактична и моралистична. Всё-таки планета гибнет в путах империалистического тупика. Казанцев специально оговаривает, что здешняя, фаэтонская «советская власть» продержалась всего 80 дней — как земная Парижская Коммуна, и сейчас на Фаэне противостоят друг другу два империалистических хищника — Властьмания и Даджабаб. Вроде бы как ничего не пересекается с с нашей Землёй. Но оглянемся вокруг. Видно кого-нибудь кроме империалистических хищников и капиталистических травоядных? Выпутаемся ли?

Третья часть — собираются камни и развязываются узлы. Находятся инопланетянские спутники («Черный принц» дисциплинированно ждал одиннадцать тысяч лет на орбите, пока его откроют), расшифровываются фаэтонские языки («проверка на вшивость», то есть дикость: транслятор надо было нагревать; по видимому, марсиане считали, что после космического полёта земные космонавты по привычке рассядутся у костра), летают наши космические корабли (и не падают, подобно «Фобос-Грунту»), начинается долгожданный контакт с иной цивилизацией. Всё очень гладко, всё очень по накатанной. И на этом фоне Казанцев решает разлучить главных героев — Инко Тихого и Эру. Причем особо изощренным способом. Неверное для того, чтобы читателям жизнь мёдом не казалась.

При прочтении (еще тогда) улыбнуло определение «фаэтообразные» по отношению к землянам. И еще потряс эпизод, когда Эра в разбитом вездеходе плачет перед рацией, а Даль Петров и анонимный радист её слышат и всё понимают. Это действительно «посильнее Фауста Гёте» (с)

Продолжая свое знакомство с классикой советской фантастики, я не мог пройти мимо легендарных «Фаэтов», тем более что роман Казанцева «Сильнее времени» (вместе с «Войной миров» Уэллса) когда-то перевернул мое детское сознание и навсегда обратил к этому жанру! Перечитывая роман уже в студенческие годы, я по прежнему находил в нем свою неповторимую прелесть. Однако с «Фаэтами» все получилось несколько иначе — их я не читал «тогда», а сделал это только сейчас. Видимо поэтому впечатление получилось неоднозначным. С одной стороны — невероятная масштабность и эпичность, множество отсылок к древним мифам и историческим событиям, насыщенность яркими идеями, красивыми образами. С другой — неоднородность и скомканость отдельных частей повествования с устойчивым ощущением «нагромождения» действия. Местами наоборот — явные просадки в динамике и выдержанности определенных линий.

А теперь — по порядку:

Вторая часть — «Сыны Солнца» — является центральной и представляет собой невероятный калейдоскоп событий! Здесь есть все — и теория палеоконтакта (статуэтки «догу», миф о Кетцалькоатле), и Великий Потоп, и зарождение первых высоких культур на Земле (инки, шумеры). Количество известных гипотез, вписанных автором в сюжет — завораживает и поражает. Но именно в этой части возникает ощущение перенасыщенности и какой-то схематичности. «Марсианская» линия пестрит скачками по эпохам, многие персонажи появляются лишь однажды, чтобы как-то связать цепь событий. Какие-то эпизоды вызывают искреннее восхищение своим драматизмом и проработкой, а где-то возникает желание отложить книгу (что случается со мной крайне редко). Хотя безусловно, сам сюжет, его размах, антураж и нравственная составляющая — на высшем уровне.

Третья часть — «Братья» — представляет собой логическое завершение повествования спустя тысячелетия после описанных событий. Здесь уже все совсем просто и кратко: захотели-полетели-нашли. Однако же и эта часть имеет свои «жемчужины» (во внутреннем монологе Инко Тихого сформулированы главные мысли книги). Но самое главное, что именно здесь все в итоге сошлось и замкнулось в единое кольцо, создав фантастическое ощущение целой жизни, пронесшейся перед глазами.

Великолепный финал! Так что неподдельная искренность автора, благородство идей, вера в торжество разума и романтическая заряженность произведения всё-таки перекрыли для меня имеющиеся недостатки. А какие у Казанцева женщины! Если присмотреться внимательнее — они «правят бал» во всех переломных моментах романа, своей проницательностью и решительностью меняя ход истории!

Подводя итоги понимаю, что дать оценку этому произведению будет невероятно сложно. С литературной точки зрения оно неидеально. Но в нем есть необъяснимое и неуловимое «что-то». И я уверен — это «что-то» в скором времени заставит меня ещё не раз к нему вернуться!

По «гамбургскому счёту» «Фаэты» — посредственный роман. Он целиком составлен из сюжетных и идейных клише советской научной фантастики с дружбой народов, империалистическими злодеями, торжеством мира и социализма. Но на эту суконную основу намазаны очень привлекательные экзотические картины древних цивилизаций и космических дорог. Немножко аляповато, но ярко. И вообще, Казанцеву следует поставить в заслугу, что он использовал темы, вызывавшие в момент написания романа наибольший интерес в самом читающем советском народе: разнообразные атлантиды, атомная война, инопланетяне. Это очень круто! Грандиозная панорама через бездну времён! Гибель планеты! От динозавров до звездолётов! Намёки на происхождение части человечества от инопланетян. Так сказать, раса господ. Загадки и тайны! Антология таинственных случаев!

У взрослого человека такая книжка, конечно, вызовет раздражение, но Казанцев-то обращался не к взрослым, а к подросткам. И в качестве подросткового чтения лучшей книги и пожелать нельзя.

Прежде всего хочется отметить историческую ценность данного романа. Ведь как писал в предисловии Александр Казанцев «Фантазия оторванная от действительности, пренебрегающая правдоподобностью и достоверностью, пуста, она не оставит в сердце следа». В этом романе он полностью следует своим словам. Здесь автор объясняет происхождение богов индейцев майя, инков, объясняет почему у древнеиндийской богини Шивы было несколько пар рук, почему затонула Атлантида и саму причину Библейского Всемирного Потопа, рассказывает о достоверных археологических находках древности, объясняет, что стало причиной покорения индейцев испанскими конкистадорами, рассказывает о неопознанном объекте «Черный принц», который движется в противоположную от вращения Земли сторону. Все эти факты кажутся настолько правдоподобными, с научной точки зрения, а не мифическими, как привыкли мы их себе представлять, что читая этот роман, лично я верил, что все могло происходить именно так на самом деле. Большой плюс этого романа в том, что читатель может узнать достоверные факты из истории нашей планеты, которых он, возможно, до этого не знал.

Хочется так же отметить богатый запас слов автора, хорошо составленный научно обоснованный текст романа, который приятно читать, в котором не вязнешь.

Многие пишут, что это лучше читать в юности, но, к несчастью, мне подвернулось при размене четвертого десятка. Жаль, ох как бы у меня «крышу снесло» от этой книги лет в 15! Но и сейчас прочитала с удовольствием. Этой светлой и в чем-то наивной доброты не хватает во многих современных произведениях, душой отдыхаешь с такой книгой, хотя первая часть, о собственно фаэтах, довольно трагична.

Слишком наивной кажется только теория о том, что на Маре фаэты выработали такую поразительную дисциплину и взаимовыручку из-за бедности ресурсов, в то время как на Земе позволяли себе убивать из-за их изобилия. Очень сомнительная теория, ИМХО, должно бы наоборот, ведь сейчас почти вся постапокалиптика построена на прямо противоположном — когда ресурсов становится мало, их выдирают друг у друга из горла и убивают, не задумываясь.

В своем НФ-романе «Фаэты» Александр Казанцев так толком и не показал, являются ли современные земляне прямыми потомками фаэтов или произошли в процессе эволюции от архантропов, населявших Землю миллион лет назад. Есть кое-какие намеки, что возможно было и генетическое смешение с архантропами. Хотя последние и показаны как лютое зверье и каннибалы. (Что и было на самом деле.) Гипотезу о существовании на Земле высокоразвитой технологической Глобальной цивилизации, погибшей во время глобального катаклизма Казанцев мимоходом вкладывает в уста не самого симпатичного персонажа романа. В свое время Осип Иванович Сенковский описал эту цивилизацию в своем «Ученом путешествии на Медвежий остров», но описал в шуточной форме. Создается впечатление, что тема эта запретная. Что напиши сегодня об этом серьезный роман, издатели скажут «неформат», не объясняя ничего… А вот о инопланетянах пиши сколько хочешь. Можно даже писать и об этой Глобальной цивилизации, если она слишком и запредельно высокотехнологична. Как, например, роман Стэла Павлоу «Код Атлантиды» о глобальной нанотехнологичности… Вопрос в другом. Почему, следуя принципу «бритвы Оккама», инопланетные цивилизации более понятны и вероятны, чем земные.

В 12 лет недочитал книгу в пионерском лагере. Долго искал (и в «Искателе» тоже), нашёл в сети в 45 лет, когда скачивал тексты для командировки на строительство космодрома «Восточный». Прочитал заново.

Всё-таки это — классика!

НАЧИНАТЬ ЧИТАТЬ С ЭТОГО.

Наивно? Да! Но познавательно! Заставляет думать и об этике, и о научном прогрессе, и об истории. Думать заставляет. А некоторые моменты сюжета «Фаэтов» уж очень-очень узнаются в современном голливуде. Уверен, кому надо и там, за бугром прочли.

1. «Фаэты» — моя первая по-настоящему эпическая фантастика

2. «Фаэты» — фантастика, заставляющая искать знания

3. «Фаэты» — книга до 13-14 лет, поскольку взрослым стиль изложения уже скушен и наивен.

4. Читал «Фаэтов» в отрочестве — помнишь до седин.

Отличная книга для юношества. Для развития познавательного интереса, веры в настоящую дружбу и любовь. Для формирования вкуса к фантастике, в частности, к НФ.

Большой минус «Фаэтов», это стиль изложения. На мой взгляд корявенько и наивно. Это снижает градус «вкусности» произведения не дает возможности поставить «десятку».

Когда-то, безумно давно, мне выдали «Фаэтов» в детской библиотеке как награду для аккуратной и активной читательницы.:smile: Тогда для меня самым интересным на свете были Атлантида и палеоконтакт (древняя Америка тоже была для меня очень интересна:smile:). Так что книгу «Фаэты» я прочитала с восторгом, не отрываясь. Потом для меня было разочарованием узнать, что Казанцев не выдумал войну между длинноголовыми и круглоголовыми, что в нацистскую доктрину входила идея о том, что длинноголовые — высшая раса, а круглоголовые низшая. (Off-top. Такое же разочарование — Стругацкие не сами выдумали людей, верящих, что они живут внутри шара, это тоже из нацистской мифологии). Мой восьмой класс был для меня тяжелым временем, но одно из лучших воспоминаний того года — разговор с одним мальчиком о книге «Фаэты». Пожалуй, я не рискну перечитывать «Фаэтов», чтобы не испортить себе детских воспоминаний. Сейчас поставлю оценку 8 — в благодарность за счастливые часы в очень тяжелый год.

Sergey1977, 23 сентября 2016 г.

Фаэты А.Казанцева читал первый раз в детстве книга просто поразила. Изобилие теорий рассматриваемых в Фаэтоне вполне компенсировало простой способ изложения данного произведения.

У меня странное замечание. Как видно из предложения, роман у этого Сергея идет под двумя разными названиями: Фаэты и Фаэтон. налицо эффект Манделлы. И у меня есть знакомые, которые уверяют меня, что читали именно под вторым названием этот роман — Фаэтон. Может, кто-то еще это вспомнит?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *